Научная статья на тему 'Типология субкультур общества: критерии и подходы'

Типология субкультур общества: критерии и подходы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7252
712
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА / ТИПОЛОГИЯ / КРИТЕРИЙ / ПРИЗНАК / ПРИНЦИП / СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ / SUBCULTURE / CULTURE / TYPOLOGY / CRITERION / SIGN / PRINCIPLE / SPHERE OF PUBLIC LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волкова Виктория Валерьевна

Данная статья является попыткой по-новому взглянуть на типологию субкультур общества. Рассматриваются существующие типологии субкультур, и предлагаются критерии, по которым можно было бы сделать новый типологический анализ субкультур общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The typology of society subcultures: criteria and approaches

The presented article is an attempt to look new at the typology of subcultures of the society. The existing typologies of subcultures are considered, and the criteria on which it would be possible to make the new typological analysis of subcultures of the society are offered.

Текст научной работы на тему «Типология субкультур общества: критерии и подходы»

УДК 008

Волкова Виктория Валерьевна

Волжская государственная академия водного транспорта (г. Нижний Новгород)

volk_ vik@mail. ш

ТИПОЛОГИЯ СУБКУЛЬТУР ОБЩЕСТВА: КРИТЕРИИ И ПОДХОДЫ

Данная статья является попыткой по-новому взглянуть на типологию субкультур общества. Рассматриваются существующие типологии субкультур, и предлагаются критерии, по которым можно было бы сделать новый типологический анализ субкультур общества.

Ключевые слова: субкультура, культура, типология, критерий, признак, принцип, сфера общественной жизни.

Культуры, созданные человеческими сообществами, бесконечно разнообразны. Каждая из них представляет собой уникальный и неповторимый способ восприятия мира и адаптации к нему. Очевидно, что, при существующем многообразии человеческих культур, их ти-пологизация - крайне сложная задача. На сегодняшний день и зарубежными, и отечественными исследователями предложено множество типологий культур, и не одну, естественно, нельзя считать исчерпывающей. Любая типология позволяет внести определенный порядок в кажущийся хаос явлений окружающего мира, структурировать его, облегчить задачу его понимания.

Типология культуры - это качественно-содержательная характеристика конкретно-исторических форм бытования культуры (этнонациональных, религиозных, регионально-территориальных и др.). Осмысление типа культуры, определение его статуса, смыслового наполнения детерминированы основополагающим принципом, под углом зрения которого анализируется культурный контекст и выявляются наиболее общие качественные черты.

Типологический принцип задает исследователю траекторию теоретического движения, определяет его ракурс и вектор в отборе и выстраивании конкретного материала. История развития теоретической мысли о культуре знает много различных типологий. Их авторами были философы различных научных ориентаций, полевые этнографы-социологи, историки, деятели искусства - другими словами, и практики, и теоретики культуры. Известны типологии Шпенглера, Ницше, Данилевского, Бердяева и др. В настоящее время можно назвать более десятка встречающихся в теоретической литературе принципов типологизации культуры. К ним следует отнести: формационный, цивилизационный, концептуальный, культурно-исторический, регионально-территориальный, колонизационный, этнонациональный, демографический, по типу духовно-ценностных ориентаций человека, по типу религии, по отношению к природе, классическим образцам, традиции, по типу структурной сложности культуры, системности (интро- или экстравертные) и т.д. Каждый из приведенных принципов обладает определенной методологической значимостью, имеет сильные и слабые стороны. Но все они условны и в той или иной мере односторонни.

В истории науки и в современной научной практике исследователи исходят из нескольких базисных, можно сказать в определенном смысле устоявшихся, представлений и предпосылок. Типология - это и метод научного познания, когда производится аналитическое расчленение, классификация сложных систем, и синтезирующая группировка, обобщение, построение идеальных моделей. Типология - это и способы исследования, эмпирический и теоретический, где в первом случае опора делается на изучение и обобщение реально существующих или полученных опытным путем данных, а во втором - построение научных моделей на основе выявления соответствующих системообразующих признаков, существенных признаков и связей.

Следует отметить, что методы исследования терминов «культура» и «субкультура» можно считать в некотором смысле идентичными. Ибо субкультура есть подкультура или культура в культуре, которая тем или иным образом может влиять на развитие базовой культуры общества.

Такое понимание субкультуры дает возможность более глубокого изучения субкультурных явлений как таковых, а также динамики их развития. Следует согласиться с А.Н. Ильиным, который считает, что субкультуры могут оказывать разное влияние на субъекта - как положительное, так и отрицательное. Но, вместе с тем, имеет значение не только семантическая составляющая субкультурных явлений - их нормы, ценности и традиции, но и цели, которые преследует человек, вступая в те или иные движения культуры [5]. Следовательно, человек, конструируя культуру, исходит из идентификации своего «Я». В этом кроется еще одна причина, по которой вопрос о самоидентификации человека в культуре или субкультуре приобретает статус первичного и основного вопроса. Здесь целесообразно говорить о субъектной типологии субкультур.

При изучении субкультур общества типология субкультуры может выступать как научно-методологическая основа понимания человека в культуре и культуры в человеке. Однако вопрос о критериях выделения субкультур остается спорным и нерешенным.

Приведем пример типологизации молодежных субкультур, как наиболее многочисленных и изученных на сегодняшний день. Исторически типоло-гизировать молодежные субкультуры стали в 70-х

166

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

© Волкова В.В., 2013

годах ХХ столетия, когда рассматриваемый нами феномен, миновав стадию синкретизма, рассыпался на множество различных форм. Эти формы были своеобразной «групповой индивидуальностью» молодых людей, объединявшихся в субкультуры. С тех пор была создана не одна типология молодежной субкультуры по различным основаниям.

Так, С.А. Сергеев в журнале «Социологические исследования» предлагает типологию молодежной субкультуры, исходя из критерия ценностных ориентаций: романтико-эскапистские (хиппи, тол-киенисты, с некоторыми исключениями байкеры); гедонистично-развлекательные (мажоры, рейверы, реперы и пр.); криминальные (гопники, урла); анар-хо-нигилистические или радикально-деструктивные (панки, металлисты, сатанисты и пр.). По временному критерию он выделяет традиционные молодежные субкультуры, имеющие достаточно длительную историю (хиппи, панки, битломаны и пр.), и новые, возникшие в последнее десятилетие (тол-киенисты, униформисты, металлисты и пр.) [7].

Существует типология молодежных субкультур по отношению к объекту организации. По этому принципу они разделяются на музыкальные (рокеры, рейверы, металлисты и т.д.), интеллектуальные (толкиенисты, археологи, русичи), спортивные (фанаты, роллеры, байкеры), компьютерные (хакеры, администраторы), религиозно-философские (пушкинисты, неохристиане), а также контркультуры (хиппи, панки, теляги, скины, дофенисты, сатани-сты, фашисты).

Одну из последних типологий молодежной субкультуры, отражающую сегодняшнюю обстановку в России, создал А. Тарасов [8]. Он считает, что есть несколько практически не пересекающихся молодежных миров: «золотая молодежь» в столицах; наркоманская субкультура; уголовная среда; «голубая» тусовка; неофашисты и скинхеды; нац-болы (то есть национал-большевики); футбольные фанаты; «попсовики»; «старая контркультура» (субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х годов); «новая контркультура» (оппозиционная молодежь - субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевиков и левацкого революционаризма). Приведенные типологии обладают различной степенью обобщенности. Но типы, выделяемые в указанных концепциях, являются ступеньками, отделяющими от общего, от конкретного и наоборот.

По социально-правовому признаку выделяют: просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды); социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты); асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п. [9, с. 44].

И это далеко не полный перечень существующих на данный момент типологий только молодежных субкультур. Что же говорить о типологии всех субкультур общества?

Можно разделить субкультуры по степени их социальной адаптации, по массовости, а также социальной значимости. Просоциальные субкультуры способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные их дезорганизуют. Одни выступают как контркультуры - явления, противостоящие официальным установкам, другие порождают инновационные явления и содействуют их вхождению в культуру общества.

Г. С. Абрамова выделяет возрастные субкультуры (подростковая, юношеская, пожилых людей), профессиональные субкультуры (врачей, юристов, музыкантов, педагогов и т.д.), территориальные (сельские, городские; в том числе наиболее мелкие - дворовая, центровая, хуторская и т.д.), предметно-опосредованные (фанаты того или иного спортивного клуба, эстрадной звезды, коллекционеры, члены клубов по интересам и т.д.) [1, с. 363]. Б. Ерасов выделяет и кратко характеризует следующие 10 типов субкультуры: субкультура бедных и богатых, гендерная, городская и сельская, девиантная, классовая, криминальная, молодежная, периферийная и элитарная [2, с. 252].

Заметим, что на сегодняшний день известны и в той или иной степени описаны сотни субкультур: политические, профессиональные, возрастные, музыкальные, спортивные, корпоративные, этнические, сексуальные, интерактивные и многие другие. Рассмотрена субкультура теневой экономической деятельности, субкультура бедности, субкультура протеста, субкультура олигархов и т.д.

Интересна, с нашей точки зрения, классификация субкультур, данная Т.В. Курчашовой. Она выделяет субкультуры по природообразующему механизму, по механизму организации, по форме организации, по социально-демографическому составу, по специфике культурной активности, по отношению к системе официальных ценностей, по характеру влияния на систему официальных ценностей, по аспектам жизни и по мере проявления [6].

К сожалению, и данная классификация не может считаться универсальной. И это не удивительно. Субкультура - слишком сложная организация, членом которой мы можем быть осознанно, по собственному выбору, или благодаря обстоятельствам, а иногда становимся участниками сразу двух, трех, а то и более субкультур одновременно.

Доказано, что субкультура - явление, существовавшее практически всегда, в любую эпоху, в любом обществе и при любом политическом строе [6]. Из этого следует, что мы можем стать свидетелями появления все новых субкультурных образований. Поэтому легче представить типологию одной конкретной субкультуры, чем выделить один или не-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

167

сколько критериев для типологизации всех субкультур общества, которые затрагивают совершенно разные сферы нашей жизни.

Мы попробуем подойти к решению данной проблемы, используя понятие «аморфной типологии», то есть такой типологии, в которой отсутствует единое основание типологизации, а таким основанием является сам предметный носитель культуры, за формой которого скрывается единый универсальный смысл, связанный с универсальностью человека. Поскольку же человек многомерен универсально, а значит - бесконечно, постольку невозможна однозначная типология культуры, завершающая перечень типов. Аморфная типология культуры, при всей ее неопределенности, допускает возможность (пусть на гипотетическом уровне) формулирования некоторых оснований типологизации [3, с. 122].

В силу многогранности человеческой деятельности культура обладает видовым разнообразием. Это дает возможность говорить об отдельных видах культуры, хотя на практике их различение наталкивается на существенные трудности. Нижегородские ученые считают, что в обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жизни [4, с. 7]. А если понимать под субкультурой культуру в культуре, то и типологию можно выстраивать на основании принадлежности к той или иной сфере человеческой жизнедеятельности. Конечно, встает вопрос: что понимать под сферой общественной жизни и сколько сфер выделять?

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

а) определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

б) социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

в) сложившиеся отношения между людьми (то есть связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

1) социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.);

2) экономическую (производительные силы, производственные отношения);

3) политическую (государство, партии, общественно-политические движения);

4) духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Огромную работу проделали нижегородские ученые, предложив 8 социальных констант (по параметру деятельности), которые образуют 8 социальных сфер: экономическую, экологическую, на-

учную, художественную, педагогическую, управленческую, медицинскую и физкультурную [3, с. 70]. Мы не возьмем на себя смелость заявить, что данная классификация универсальна, но она охватывает все направления, жизненно необходимые человеку. Мы предлагаем использовать системно-сферный подход к типологии субкультур и выделить экономические, экологические, научные, художественные, педагогические, управленческие, медицинские и физкультурные субкультуры.

Э. Фромм указывал, что «у человека должна быть возможность отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла его жизнь, придавала ей смысл; в противном случае его охватывают сомнения, в конечном счете, парализующие его способность действовать, а значит, лишающие его способности жить» [10, с. 38].

В заключение следует отметить, что субкультура - это многомерное атрибутивно-аксиологическое явление общества, которое предполагает разные подходы к изложению содержания того или иного типа субкультуры. Субкультура является результатом взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека. А по мере развития цивилизации процесс образования различных субкультурных систем, скорее всего, будет возрастать.

Библиографический список

1. Абрамова Г С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений. -М., 1996. - 591 с.

3. ЗеленовЛ.А., БалакшинА.С., Владимиров А.А. Многомерная типология науки. - Н. Новгород: ВГАВТ, 2011. - С.180.

4. Зеленов Л.А. Культурология. - Н. Новгород: ННГАСУ, 1993.

5. Ильин А.Н. Массовая культура современной России как совокупность субкультур// Среднерусский вестник общественных наук. - 2009. - № 1. -С. 21-26.

6. Курчашова Т.В. Социодинамика субкультуры: сущность, атрибуты, социальные роли: Дис. ... канд. социол. наук. - Тамбов, 2004. - 207 с.

7. Cергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. - 1998. -№ 11.

8. Тарасов А. Кому союзник товарищ Че. Молодежь в провинции - новый тип оппозиции // Век. -2000. - № 42.

9. Фрадкин Н. Введение в педагогическую специальность. - М., Педагогика, 1998. - С. 64.

10. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. - Мн., 2000. - С. 101.

168

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.