Л.Н. Евелина
КУРСОВАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ПЕДВУЗА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ .
ческий опыт, постоянный поиск новых форм и средств обучения и желание добиться высоких результатов своей деятельности. Подготовка студентов к педагогической работе складывается из нескольких этапов; при этом деятельность студентов постепенно переходит от репродуктивного к творческому уровню. Обязательным условием формирования творческой деятельности у студентов становится их самостоятельная работа, которая имеет различные виды и формы. (Ю.К. Бабанский [1], М.Н. Скаткин [2])
Одним из видов творческой самостоятельной деятельности является курсовая работа, которая становится для студентов первой научно-исследовательской работой (М.Н. Скаткин [2], И.Н. Кузнецов [3], В.В. Краевский [4]). Как правило, курсовую работу студенты математических отделений педвузов выполняют сначала по математическим, а затем по методическим и психолого-пе-дагогическим дисциплинам. Это обстоятельство создает благоприятные возможности для совершенствования профессиональной компетентности будущего учителя. Действительно, используя материалы своей курсовой работы по математике, студент может продолжить исследование по теме, рассматривая возможности ее изучения в классах с различной подготовкой учащихся и в школах разного профиля. Для организации такой работы требуется согласование тем курсовых работ преподавателями всех кафедр факультета. Тогда дипломное исследование становится естественным продолжением ранее выполненных курсовых работ и позволяет студенту раскрыть различные аспекты изучения темы с учетом результатов, полученных во время выполнения курсовых работах и на педагогической практике (Ю.К. Бабанский
[1], М.Н. Скаткин [2], И.Н. Кузнецов [3], В.В. Краевский [4]).
В курсовой работе по методике обучения математике студент должен показать умение применять приобретенные им теоретические знания к решению конкретных вопросов методики преподавания математики в средней школе.
В курсовой работе необходимо раскрыть роль и значение выбранной темы в преподавании математики, показать достижение и недостатки в решении поставленной проблемы в практике преподавания.
Курсовая работа должна базироваться на анализе научно-методической и учебной литературы по избранной теме, на передовом опыте учителей, на собственном опыте наблюдения за учебным процессом в школе и опыте преподавания в период практики. Теоретические сведения, как правило, предваряют изложение методических вопросов темы. После изучения литературы по теме курсовой работы, следует окончательно сформулировать вопросы, которые нужно разрешить, и составить подробный план работы. При изложении методической части курсовой работы необходимо указать, в каком классе изучается данная тема, с какими знаниями учащиеся приступают к знакомству с ней, а также сколько времени отводится на эту тему, какие результаты ожидается получить от учащихся. Необходимо разработать собственные конкретные предложения по совершенствованию методики ее преподавания. Предложенная методика должна быть проверена в школе в период педагогической практики. В курсовой работе следует указать, какие трудности возникли при разработке и опытной проверке описанной методики, какие положительные результаты были достигнуты, после чего необходимо сделать выводы из проделанной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика. 1985.192 с.
2. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. 150 с.
3. Курсовые и дипломные работы. От выбора темы до защиты. Справочное пособие. /Сост. И. Н. Кузнецов. Минск: Мисанта, 2003. 415 с.
4. Краевский В.В. Методология педагогического ис-
следования. Самара: СамГПИ, 1994. 165с.
COURSE WORK OF THE STUDENT OF PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE SYSTEM OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHER OF MATHEMATICS
© 2013
L.N. Evelina, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, associate professor of the department
of “Mathematics and methods of teaching”
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: Course work is the most important form of the independent work of students. This is one of the first studies, in which the students entirely manifest and develop their creative abilities, studying the specific theme. Course work employing the procedure of instruction can be connected both with the questions of general procedure and with the quotients.
Keywords: the professional competence of future teacher, course work employing the procedure of instruction in mathematics, the creative activity of the student.
УДК 338.001.36
ТИПОЛОГИЯ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ПО УРОВНЮ И КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
©2013
Ю.В. Зелепухин, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономическое образование»
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
СЮ.Зелепухин, аспирант Самарский государственный экономический университет, Самара (Россия)
Аннотация: Проблема типологизации субъектов РФ по уровню и качеству жизни населения объясняется необходимостью выявления реального состояния качества жизни населения на уровне субъектов РФ.
Ключевые слова: субъект РФ, уровень и качество жизни населения, типология, кластер.
В середине XX века проблема уровня и качества жизни стала предметом исследовательского интереса многих учёных, представителей разных научных дисциплин, занимающихся целью обобщения результатов трансформационных процессов в России. Трансформационные процессы привели к дифференциации уровня и качества жизни населения субъектов Российской Федерации. Это предполагает необходимость выявления новых подхо-
дов к оптимизации уровня и качества жизни, методам оценки эффективности деятельности органов власти. Изменения, происходящие в России, повлекли за собой существенное повышение роли ее субъектов в осуществлении социально-экономической политики при внедрении механизмов обеспечения достойного уровня и качества жизни. Каждый субъект Российской Федерации, в силу своего социально-экономического потенциала име-
ет особенности в достижении уровня и качества жизни населения. В этих условиях встает проблема типологи-зации субъектов РФ, оценки уровня и качества жизни населения с помощью интегральных показателей, дающих возможность оценить реальные различия между субъектами, проследить их динамику. Типология позволяет судить о гармоничном развитии не только субъекта, но страны в целом, видеть, как проявляет себя принцип единства территорий, и на его основе вести разработку научно обоснованной концепции социально-экономического развития на всех уровнях.
Для выявления типологии субъектов России по разным группам факторов (экономическим, социальным и демографическим) авторами использован метод кластерного анализа.
Авторами проведен расчет интегрального показателя уровня и качества жизни (ИУКЖ) населения в субъектах Приволжского федерального округа (ПФО) по методике Института региональной информации МГУ, позволяющей учесть специфику субъектов России. Данная методика может быть использована для оперативной оценки уровня и качества жизни отдельных субъектов РФ в рамках единого методологического подхода[1].
Согласно данной методике, основными индикаторами уровня и качества жизни населения ПФО являются:
1. Отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму.
2. Индекс концентрации доходов Джинни.
3. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
4. Уровень безработицы.
5. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
6. Коэффициент миграционного прироста.
7. Уровень преступности.
8. Уровень младенческой смертности.
9. Объем платных услуг на душу населения.
10. Удельный вес общей площади, оборудованной водопроводом.
11. Удельный вес ветхого и аварийного жилого фонда.
12. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя.
На основании проведенных расчетов корреляционная матрица унифицированных индикаторов ИУКЖ населения ПФО (корреляция Спирмана) за период 20032010 годов подтверждает, что все они отображают различные аспекты понятия «уровня и качества жизни». Значения большинства коэффициентов корреляции очень низкие.
В соответствии со значениями индикаторов ИУКЖ населения в соответствующие периоды выявлено пять однородных кластеров.
Распределение субъектов ПФО по кластерам в 2003 году:
Клас- теры Коли- чество регионов Регионы ПФО
1 1 Пермский край
2 2 Самарская область, республика Татарстан
3 5 Ульяновская область, Саратовская область, Пензенская область, Нижегородская область, Кировская область
4 3 Оренбургская область, Удмуртская республика, республика Марий Эл.
5 3 Чувашская республика,респу-блика Мордовия, республика Башкортостан.
Распределение субъектов ПФО по кластерам в 2010 году:
Клас- теры Коли- чество субъектов Субъекты ПФО
1 1 Пермский край
2 2 Самарская область, Республика Татарстан
3 1 Республика Марий Эл
4а 4 Ульяновская, Пензенская, Саратовская, Оренбургская области
4б 3 Нижегородская, Кировская области и Удмуртская республика
5а 2 Чувашская республика, республикаМордовия
5б 1 Республика Башкортостан
Кластерный анализ позволил сделать вывод о том, что в рассматриваемые периоды лишь два субъекта ПФО (Самарская область и республика Татарстан) постоянно образовывают кластеры, общими признаками которого являются высокое качество жилищных условий, высокие индивидуальные доходы населения, высокий уровень развития рынка услуг, относительно невысокий уровень бедности, миграционная привлекательность. Это центры высшей школы ПФО, накопившие значительный научно-технический потенциал. Субъекты этого кластера по мере роста ИУКЖ ориентируются на решение задач экономического прогресса, стимулирования инноваций, роста уровня благосостояния населения.
Республика Марий Эл в рассматриваемые периоды постоянно входит в кластеры, характеризующиеся низкими значениями индикаторов ИУКЖ. Соответственно они не могут развиваться без масштабной помощи федерального центра, необходимой для повышения уровня благосостояния, развития необходимой инфраструктуры и соответствующих условий для удовлетворения материальных и духовных потребностей населения.
Проведенное исследование кластеров ПФО позволяет субъектам ПФО:
-анализировать и оценивать социальные процессы и тенденции; определять узловые проблемы социальноэкономического развития и оценивать действия этих тенденций в будущем;
- определить новые социально-экономические ситуации и новые проблемы;
- выявить возможные альтернативы социальному развитию в перспективе и обосновать выбор той или другой возможности с целью принятия рационального управленческого решения.
Изучение типологии кластеров ПФО позволяет сформулировать ряд выводов.
Существуют системные различия между кластерами ПФО, ориентированные на альтернативные стратегии на обеспечение уровня и качества жизни населения. Фактически речь идет о моделях развития, направленных либо на повышение уровня благосостояния населения (кластеры №4, №5), либо на развитие инфраструктуры и соответствующих условий для удовлетворения материальных и духовных потребностей населения ( кластеры № 1).
Значительная дифференциация субъектов ПФО по ИУКЖ определяет необходимость учета пространственного фактора в ходе реализации региональной политики федерального центра.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Индекс качества жизни регионов России: методология и методика оценки. М.: 2010. 19 с.___________
TYPES OF SUBJECTS VOLGA FEDERAL DISTRICTS IN THE LEVEL
AND QUALITY OF LIFE
©2013
Y. V. Zelepukhin, candidate of technical sciences, associate professor, head of the department of «Economic education»
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
S.Y. Zelepukhin, graduate student Samara State University of Economics, Samara (Russia)
Annotation: The problem of typology of Russian regions in terms of quality of life of the population is explained by a necessity to identify the real state of the quality of life of the population at the level of subjects of the Russian Federation with the purpose of increasing the efficiency of socio-economic management.
Keywords: the subject of the Russian Federation, the level and quality of life of people, the typology, a cluster.
УДК 811.111(075)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ РОЛЕЙ В БРИТАНСКОМ
СЕМЕЙНОМ ОБЩЕНИИ
© 2013
О.Н. Шалифова, кандидат филологических наук, доцент, декан факультета иностранных языков А.В. Красненко, аспирант кафедры английской филологии
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению коммуникативных ролей матери и отца в британском семейном общении, анализу их речи и выявлению характерных особенностей коммуникации.
Ключевые слова: семейные роли, роль матери, роль отца, коммуникативные роли, жанровые особенности семейных ролей.
Характерной особенностью семейного общения является традиционное распределение семейных ролей, семейная иерархия. С раннего детства человек начинает осваивать свои первые социальные роли, отражающие иерархическое неравенство, существующее в сфере семейных отношений. Прежде всего, это роль сына или дочери, брата или сестры (если в семье не один ребенок). Вступая в брак, люди приобретают новые семейные роли, главные из которых - роли мужа и жены, отца и матери. С развитием семьи, появлением новых родственных связей набор семейных ролей расширяется: появляются роли бабушки и дедушки, свекра и свекрови, тестя и тещи и т.д.
Семейное общение сравнительно недавно стало предметом исследования лингвистики, и наибольший вклад в изучение этой проблематики внесли российские ученые (А.В.Занадворова [1], А.Н. Байкулова [2], Я.Т.Рытникова [3]). Роль, которая была наиболее исследована - это коммуникативная роль матери. Именно матери являются ключевыми фигурами в семье, в социализации детей и в создании уникальности семьи. Мать, с одной стороны, самый уважаемый и почитаемый член семьи, а с другой, та, которая воспринимается как должное. Женщины, становясь матерями, зачастую, забывают о своей индивидуальности и полностью подчиняют свою жизнь материнству. Дж. Холмз [4] обнаружил, что женщины берут на себя женские роли, включая роль «хорошей дочери» и «хорошей матери», и они сосредотачиваются на демонстрации своих успехов в соответствии с социальными стандартами.
Мать выполняет руководящую роль в семье, роль хозяйки дома. В основном, именно она инициирует новые темы для разговора, проявляет большую речевую активность, чем остальные члены семьи: ее реплики длиннее, эмоциональнее, они содержат большое количество лексических поворотов, вопросительных конструкций. Тематика разговоров связана с основной ее функцией в семье: ведение хозяйства, организация досуга, психологическая поддержка всех членов семьи.
Традиционно роль матери заключается в заботе о детях, уходе за ними. На протяжении жизни общение между матерью и детьми меняется, вступает в силу возрастной фактор, а зачастую и гендерный (с дочерью могут устанавливаться более тесные взаимоотношения, чем с сыном). Близость матери и дочери включает в себя возможность довериться друг другу и получить поддержку в сложной ситуации. Но по мере взросления дочери от-
даляются, хотят стать более независимыми, а матери, в свою очередь, видят в этом угрозу своей основной роли и стараются как можно дольше сохранять доверительные отношения с ними. Например, в примере (1) Сьюзан в разговоре со своей пятнадцатилетней дочерью Дженни пытается убедить дочь поделиться с ней подробностями ее первого свидания:
(1)S: Come on, it’s just us girls, so tell!
J: Nothing to tell.
S: All right. OK. I was just curious. I am here, you are here, no pressure... Whenever you want to talk... Oh, for God sake! The only reason why I had the daughter was to have these intimate moments. Give me something!
J: OK. What do you want to hear? The dinner was nice, he was OK [5].
Настойчивость матери связана с тем, что она не хочет терять связь со своим взрослеющим ребенком, она по-прежнему хочет все знать и активно участвовать в ее жизни, но дочь выросла и больше не делится секретами со своей матерью, поэтому ответы Дженни короткие и уклончивые.
Что касается взаимоотношений мальчиков и матерей, то из нашего материала становится очевидным, что они характеризуются отчужденностью ребенка - сын скорее обратится за помощью к своему брату или сестре. Ярким примером может послужить семейная беседа за ужином. У Майкла проблемы в школе, но он старается скрыть их от родителей, так как уверен, что мать отреагирует чересчур эмоционально, а отец останется безучастным:
(2) S: Is there something you want to tell us? Is Jason Harder picking on you?
M: No.
S: Oh my darling! Why didn’t you tell me?
M: Two reasons: you and dad. You’ll overreact and he won’t react at all. So I took an average and didn’t tell either of you.
S: Oh, my poor baby! First thing tomorrow I am going to ring to school.
M: No, mum, you are such a control freak!
S: Me? A control freak? What I care is the happiness of my children! [5]
Сьюзен же уверена, что ее роль хорошей матери заключается в том, чтобы решать все вопросы и защищать своего ребенка от всех проблем и неприятностей.
Одной из важных ролей матери в британской семье является поддержание авторитета отца в семье, независимо от степени его участия в воспитании детей, по-