Типология проблемных регионов в Российской Федерации
Сидоренко Ольга Владимировна, д.э.н., профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия
экономики и права» Пицюк Инесса Леонидовна, к.э.н., доцент «Международный бизнес, сервис и туризм» ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Author produced a typology of backward regions of the Russian Federation on the basis of the methodological approach proposed. It is shown that an increase in the number of backward regions in dynamics.
Keywords: backward regions, the criteria of backwardness and the depressiveness of the Russian regions.
Проведение эффективной региональной политики требует глубокого анализа и оценки социально-экономического развития регионов.
Цель данной статьи - произвести типологию проблемных регионов в Российской Федерации и оценить динамику проблемности за период 1994 -2012 гг.
Для оценки динамики числа проблемных регионов авторы усовершенствовали методический подход к типологизации проблемных регионов, разработанный в Институте экономических исследований Дальневосточного отделения РАН1, путём введения второй шкалы сравнения, позволяющей сравнивать проблемные регионы не только с другими территориями, но и со своим прежним состоянием. Это позволяет при формировании селективной региональной политики применять дифференцированный подход к проблемным регионам, ухудшившим своё социально-экономическое положение в динамике.
Одной из основных проблем методического подхода к типологии проблемных регионов является обоснование порогового значения критерия проблемности - отношения регионального значения ВРП к среднероссийскому значению. В предыдущем периоде 1994 - 1998 гг.
1 Леонов С.Н. Типология проблемных регионов на основе оценки межрегиональных социально-экономических и финансовых различий // Известия РАН. Серия географическая. -2005. - № 2. - С.68 -76.
пороговое значение составляло менее 50% среднероссийского уровня. Учитывая общий экономический рост в стране, следует отметить, что пороговое значение показателя проблемности по ВРП на душу населения нуждается в корректировке.
В практике Европейского союза пороговое значение проблемности развития регионов является ниже 75% от среднего значения по стране1. Применение европейского критерия в современных условиях в Российской Федерации невозможно, так как при его использовании больше половины российских регионов будут отнесены к проблемным регионам и приведет к потере принципа селективности при разработке мер избирательного воздействия государства на региональное развитие.
Авторами статьи предлагается определять данный критерий проблемности регионов следующим образом:
1) определить среднегодовой темп прироста ВРП в Российской Федерации за анализируемый период;
2) скорректировать критерий проблемности регионов предыдущего периода путём умножения его на среднегодовой среднероссийский темп прироста ВРП за анализируемый пятилетний период.
Учитывая общий уровень развития Российской Федерации, определим пороговое значение по показателю ВРП на душу население ниже 56% среднероссийского показателя в период 1999 - 2004 гг., а в период 2005 -2012 гг. - менее 65% среднероссийского показателя (табл. 1).
В работе уточнены пороговые значения отсталости и депрессивности регионов и предложил использовать в качестве критерия отсталости показатель «доля численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума» вместо показателя «реальные доходы населения (отношение среднедушевого дохода к стоимости потребительской корзины)».
1 Эйсмонд А. Г. Европейская региональная политика: анализ основных направлений исследования / А. Г. Эйсмонд // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2008. - №3. - С. 95.
Применение показателя «реальные денежные доходы населения» является спорным, так как в настоящее время в большинстве регионов отмечается превышение значения данного показателя над пороговым. Исходный методический подход не позволяет выявлять, за счёт каких источников складывается высокий уровень дохода в проблемных регионах.
Таблица 1 - Пороговые значения показателей отсталости и депрессивности регионов РФ в период 1994 - 2012 гг.
Показатели Пороговые значения
Отсталость
ВРП надушу населения (индекс РФ = 100%), в среднем за период 1994 - 1998 гг.: менее 50% 1999 - 2004 гг.: менее 56 % 2005 - 2012 гг.: менее 65 % среднероссийского уровня.
Уровень общей безработицы в среднем за период 1994 - 1998 гг.: 14% и выше 1999 - 2004 гг.: 11% и выше; 2005 - 2012 гг.: 7 % и выше.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения в регионе) в среднем за период 1994 - 2012 гг: выше среднероссийского показателя за анализируемый период.
Депрессивность
Уровень общей безработицы в среднем за период 1994 - 1998 гг.: 14% и выше; 1999 - 2004 гг. : 11 % и выше; 2005 - 2012 гг.: 7 % и выше.
Падение индекса промышленного производства за анализируемый период к уровню 1990 г. 1994 - 1998 гг.: менее 50%; 1999 - 2004 гг.: менее 60% 2005 - 2012 гг.: менее 70%
Объем промышленного производства на душу населения на начало периода (в ценах 1991 г.) 1994 - 1998 гг. : свыше 3500 рублей 1999 - 2004 гг.: свыше 11000 рублей 2005 - 2012 гг.: свыше 36000 рублей
На основе усовершенствованного методического подхода автором была произведена типологизация проблемных регионов в РФ (табл. 2). Исходя из наличия репрезентативной официальной статистической информации и необходимости сопоставления с предыдущим периодом (1994 - 1998 гг.) по длительности периода сравнения (пятилетие) и количеству регионов, типологизация российских регионов для целей селективной региональной политики была выполнена по субъектам Федерации без учёта автономных округов и Чеченской Республики за два периода: 1999 - 2004 гг. и 2005 -2012 гг.
1994 - 1998 гг. 1999 - 2004 гг. 2005 - 2012 гг.
Депрессивные Отсталые Депрессивные Отсталые Депрессивные Отсталые
Ухудшение уровня развития Еврейская автономная область, Читинская область, Амурская область, Ивановская область, Волгоградская область, Алтайский край, Псковская область, Пензенская область, Брянская область, Республика Бурятия. 10 регионов Республики: Дагестан, Ингушетия, Кабардино- Балкарская, Карачаево- Черкесская, Северная Осетия - Алания, Алтай, Тыва, Адыгея, Калмыкия; Ставропольский край. 10 регионов Рязанская область, Курганская область, Пензенская область, Республика Мордовия, Амурская область, Республика Бурятия, Алтайский край. 7 регионов Республики: Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия -Алания, Алтай, Адыгея, Калмыкия, Ставропольский край, Ивановская область, Читинская область. 10 регионов Рязанская область, Курганская область, Алтайский край, Орловская область, Тамбовская область, Республика Марий Эл, Костромская область. 7 регионов Республики: Дагестан, Тыва, Кабардино- Балкарская, Карачаево- Черкесская, Алания, Бурятия; Ставропольский край; Ивановская, Читинская, Еврейская автономная, Псковская области. 11 регионов
Улучшение уровня развития Республики: Марий Эл, Мордовия. Области: Омская Саратовская, Ростовская. 5 регионов Чувашская Республика. Области: Калининградская, Воронежская, Ростовская, Камчатская, Брянская, Волгоградская. Итого: 7 региона Республики: Дагестан, Тыва. Еврейская автономная область, Псковская область. Итого:4 региона Республики: Чувашская, Мордовия. Области: Воронежская, Ростовская, Пензенская, Кировская, Курская. Итого: 7региона Республики Ингушетия, Адыгея, Калмыкия, Алтай. Амурская область. Итого: 5 регионов
Примечание: 1) в период 2005 - 2009 Читинская область находится в составе Забайкальского края; 2) курсивом выделены регионы, которые находились в группе депрессивных в предыдущем периоде, и перешли в группу отсталых регионов в анализируемом периоде; 3) подчёркиванием выделены дальневосточные регионы.
Основываясь на критериях проблемности (табл. 1), получаем, что в 1999 - 2004 гг. 28 субъектов Федерации относились к проблемным (14 - к депрессивным и 14 - к отсталым регионам), а за 2005 - 2012 гг. число проблемных регионов возросло до 30 (14 депрессивных и 16 отсталых) (табл. 3.15).
Рост числа проблемных субъектов Федерации обусловлен увеличением числа отсталых регионов. Если за 1999 - 2004 гг. из группы депрессивных регионов предыдущего периода (1994 - 1998 гг.) 4 региона (Еврейская автономная область, Читинская область, Псковская область, Ивановская область) перешли в отсталые, то в следующем периоде (2005 - 2012 гг.) состав отсталых регионов пополнили ещё 2 региона (Амурская область и Республика Бурятия). Остальные отсталые регионы сохранили свой статус.
Состав депрессивных регионов оказывается более подвижным. Так, из числа депрессивных регионов, выделявшихся в период (1994 - 1998 гг.), к 1999 г. смогли повысить свой уровень развития и перестали быть проблемными Омская и Саратовская области, республика Марий Эл. За период 1999 - 2004 гг. в состав депрессивных вошли Калининградская, Камчатская, Курганская и Рязанская области, Чувашская республика.
За 2005 - 2012 гг. состав депрессивных регионов пополнили республика Марий Эл, Костромская, Курская, Кировская, Тамбовская и Орловская области, а группу депрессивных регионов в это же время покинули Калининградская, Брянская и Волгоградская области, Камчатский край.
Сравнивая динамику уровня развития проблемных регионов не только с другими регионами, но и с их собственным ретроспективным состоянием, удается установить, что в последние годы (2005-2012 гг.) в семи депрессивных субъектах Федерации наблюдалось ухудшение уровня социально-экономического развития в динамике. Причём в Рязанской и Курганской областях, Алтайском крае ухудшение показателей проблемности наблюдалось и в период 1999 - 2004 гг., что может в дальнейшем привести к переходу этих регионов в число отсталых субъектов Федерации.
У 70% отсталых регионов за 2005 - 2012 гг. отмечалось ухудшение уровня экономического развития в динамике, к этим регионам относятся: Республики Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия - Алания, Тыва, Бурятия; Ставропольский край, Еврейская автономная область, Ивановская, Псковская и Читинская области. Причём ситуация ухудшения проблемности развития этих регионов наблюдалась и в предыдущем периоде (1999 - 2004 гг.), что свидетельствует о застойности проблемных явлений в названных регионах и требует активных государственных избирательных (селективных) мер.
Резюмируя, отметим:
- за период 1994 - 2012 гг. в Российской Федерации отмечалось увеличение числа проблемных регионов как результат роста числа отсталых территорий;
- отсталые регионы преимущественно концентрируются в Южном, Сибирском и Дальневосточных федеральных округах. Причём в большинстве отсталых регионов наблюдалось ухудшение уровня социально-экономического развития в динамике, что свидетельствует о появлении «застойно-проблемных» регионов, большинство из которых являются приграничными и имеют геостратегическое значение для Российской Федерации.