СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Типология коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах и критерии их оценки Дубрава И. Д.
Дубрава Ирина Дмитриевна /Dubrava Irina Dmitrievna - студент магистратуры, кафедра государственно-правовых дисциплин, Крымский юридический институт, г. Симферополь
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена высоким уровнем коррупции в стране, необходимостью ее снижения.
Abstract: the relevance of the topic chosen due to the high level of corruption in the country, the need to reduce it.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные факторы, коррупциогенность, антикоррупционная экспертиза.
Keywords: corruption, corruption factors, propensity for corruption, anti-corruption expertise.
Коррупциогенность в нормативно-правовых актах одна из причин распространения коррупции в государстве. Она представляет собой закрепленный в нормативном правовом акте или его проекте механизм правового регулирования, создающий условия для возникновения коррупционных действий и (или) решений субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав. Коррупциогенность выражается в коррупциогенных факторах, которые представляют собой правовую конструкцию (отдельное предписание или совокупность предписаний), которая сама по себе или во взаимосвязи с иными положениями с большей или меньшей степенью создает риск совершения коррупционных действий субъектами, реализующими предписания (коррупционные риски) [1,15].
Коррупционные риски - риски проявления коррупционных явлений и/или возникновения коррупционных ситуаций.
Коррупциогенный фактор (риск) - явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения, или способствующие их распространению.
Индикатор коррупционных рисков - показатель наличия факторов, которые могут способствовать возникновению коррупционных рисков. Виды коррупционных рисков:
1) Получение взяток сотрудниками, принимающими решения о закупке;
2) Подкуп лиц, принимающих решения о закупке товаров или услуг со стороны заказчика;
3) Предоставление закрытой информации (цены, клиентская база, условия по действующим договорам, несанкционированный доступ к информационной системе) третьим лицам за денежное вознаграждение или его эквивалент;
4) Использование материальных ресурсов организации в целях личной выгоды или обогащения.
Под коррупциогенностью понимается заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным действиям и (или) решениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в правовом акте коррупционных
26
факторов - нормативно-правовых конструкций и решений, повышающих коррупционную опасность и делающих нормы коррупциогенными. Коррупционные факторы могут включаться в текст осознанно и непреднамеренно, отвечать правилам юридической техники и нарушать их [5,5].
Согласно пунктам 3,4 действующей Методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года, коррупциогенные факторы разделяются на две группы:
1) коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
2) коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
Методика, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, содержит 11 коррупциогенных факторов.
1. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) [1,16].
2. Определение компетенции по формулам «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
3. Выборочное изменение объема прав и обязанностей - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт [2,8].
5. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции -нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий -установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
7. Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка [1,9].
8. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
9. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
10. Злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
11. Юридико-лингвистическая неопределенность - данный коррупциогенный фактор является одним из наиболее распространенных и имеет следующие проявления [3,15].
а) Употребление неустоявшихся терминов. Неустоявшимися являются термины, содержание которых является неочевидным для неопределенного круга лиц, которому адресован нормативный правовой акт и не используемых в действующем законодательстве.
б) Употребление двусмысленных терминов. Такие термины имеют двоякий смысл, который может быть определен в зависимости от конкретной ситуации. Например, термин «понуждение».
в) Использование категорий оценочного характера. В качестве примеров можно привести следующие категории: «обоснованные и доступные меры»; «с учетом особенностей»; «запутанный или необычный характер»; «повышенное внимание»; «достаточные основания» и т.д.
Эти недочеты способны приводить к коррупционным проявлениям, поскольку расширяют дискреционные полномочия органов власти (их должностных лиц). Особенную опасность представляют неопределенные положения, налагающие юридические обязанности и ответственность.
В отмеченном положении содержится коррупциогенный фактор - юридико-лингвистическая неопределенность, предусмотренный подпунктом «в» пункта 4 Методики, обусловленный употреблением категорий оценочного характера («своевременно», «иным образом способствовало»). При этом признаки своевременности не приводятся. Тем самым определение своевременности либо несвоевременности заявления целиком отводится на усмотрение суда.
Целями при проведении анализа коррупциогенности нормативно-правовых актов и их проектов являются:
- выявление в нормативно-правовом акте коррупционных факторов и норм (дефектов норм), создающих возможности совершения коррупционных действий и (или) решений;
- рекомендации по устранению коррупционных факторов и устранению (коррекции) коррупционных норм;
- рекомендации по включению в текст превентивных антикоррупционных норм.
Литература
1. Указ президента Российской Федерации о национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы (в редакции Указа Президента РФ от 15.07.2015 № 364).
2. Прикладная юридическая психология № 1 2012 г. Психологические факторы коррупции А. Л. Журавлев, А. В. Юревич.
3. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
5. Методика первичного анализа (экспертизы) коррупциогенности нормативных правовых актов Э. В. Талапина, В. Н. Южаков.