УДК 902.64 ББК 63.4
ТИПОЛОГИЯ КЕРАМИКИ ПЕРЕХОДНОГО АБАШЕВСКО-СРУБНОГО ВРЕМЕНИ ДОНСКОЙ ЛЕСОСТЕПИ ЭПОХИ БРОНЗЫ
(на материалах погребальных памятников)
Припадчев Андрей Александрович,
кандидат исторических наук (г. Воронеж)
Аннотация. В статье предлагаются типология керамики переходного абашевско-срубного времени донской лесостепи (памятников покровского типа эпохи бронзы), необходимость которой вызвана появлением множества подходов к ее интерпретации. Далеко не все из них безупречны, и это порождает некую хаотичность в оценках памятников покровского типа. Типология керамики переходного абашевско-срубного (покровского) времени позволяет стабилизировать ситуацию с культурно-хронологической атрибуцией памятников покровского типа.
Ключевые слова: абашевско-срубное (покровское) время, памятники покровского типа, типологический метод.
TYPOLOGY OF POTTERY OF THE TRANSITIVE ABASHEVO-SRUBNY BURIAL SITES IN THE DON FOREST-STEPPE OF THE BRONZE'S
EPOCH
(On materials of funeral monuments)
Pripadchev A.A.
(Voronezh)
Abstract. This article suggests a typology of pottery finds from transitional Abashevo-Srubny burial sites in the Don forest-steppe (which are regarded as Pokrovsky type sites of the bronze 's epoch). Such typology is highly necessary as there are several approaches to the interpretations of the Pokrovsky sites. Many of these approaches are far from being perfect which leads to confusion of estimations. Therefore, a typology of transitional Abashevo-Srubny (Pokrovsky) pottery finds enables us to define more precisely the cultural and chronological attribution of the Pokrovsky type sites.
Key words: аbashevo-Srubny (Pokrovsky) time, Pokrovsky type sites, typology method, bronze 's epoch.
5
Существование различий в традициях изготовления керамики доно-волжской абашевской культуры и памятников покровского типа, с одной стороны, памятников покровского типа и срубной культуры, с другой, стало уже очевидным. Следовательно, своеобразие переходного абашевско-срубного (покровского) времени можно высветить только в результате анализа керамики.
В настоящее время существует достаточно большое количество типологий для керамики доно-волжской абашевской культуры, среди которых выделим разработки А.Д. Пря-хина и В.И. Беседина [1], для керамики сруб-ной культурно-исторической общности - разработки Д.В. Деопик и П.Г. Дервиз [2], А.А. Пряхина, Ю.Г. Екимова, В.И. Беседина [3], Ю.В. Лунькова [4], И.Б. Васильева [5], В.А. Лопатина [6], для керамики памятников покровского типа - разработки Н.М. Малова [7], О.Д. Мочалова [8], А.П. Семеновой [9], А.С. Лапшина [10] и других исследователей. Принимая во внимание достижения этих ученых, нами проанализирована керамика переходного абашевско-срубного (покровского) времени.
В основу типологии керамики положен морфологический анализ. Вначале на основе наличия или отсутствия венчика у сосудов были выделены группы. На этой стадии мы исходили из того, что глиняные сосуды при всем разнообразии конкретных форм имеют одни и те же составные части профиля: дно - часть сосуда, служащая опорой на плоскости; поддон -выступ дна сосуда, может быть в виде закраины; тулово - основная часть сосуда от дна до максимального диаметра; плечо - верхняя часть тулова от его максимального диаметра до верха; шейка - суженная часть сосуда, опирающаяся на плечо; ребро - резкий переход от одной части сосуда к другой (на отгибе венчика встречается так называемое «внутреннее ребро»); венчик - верхняя, отогнутая наружу или вертикальная, но выделенная относительно плеча часть сосуда; верх - верхнее окончание сосуда [11].
Имеющаяся в нашем распоряжении керамика переходного абашевско-срубного (покровского) времени по наличию или отсутствию соответствующих частей была разделена на три группы: горшки, банки, горшечно-баночные сосуды. Горшки - это сосуды, у которых есть выделенный венчик и выступающее плечико. Банки - это сосуды, которые не имеют выделенной шейки. Горшечно-баночные сосуды - сосуды с небольшим, слабо выраженным венчиком, который четко не отделен от других частей сосуда, поэтому эти сосуды однозначно относить к горшкам или банкам сложно.
Далее, по характеру перехода от тулова к плечу группа горшков была разделена на четыре типа: слабопрофилированные горшки - сосуды со слабо выраженным профилем, выделенной шейкой и плечиком; колоколовидные и имеющие признаки колоколовидности горшки -сосуды со сравнительно высоким, хорошо профилированным венчиком, мягким отгибом плечиков, диаметром тулова, не превышающим диаметр верха; острореберные и имеющие признаки ребристости горшки - сильно профилированные, как правило, имеющие вытянутую шейку, сосуды; небольшие острореберные горшки - сосуды с невысокой отогнутой шейкой и биконическим, приземистых пропорций туло-вом с ребром примерно на середине высоты и выше (у некоторых сосудов ребро почти снивелировано, поэтому к этой разновидности мы их относим условно).
По наличию или отсутствию шейки или плечика группа банок была разделена на три типа: закрытые банки - сосуды, не имеющие шейки и с сужающимися к верху плечиками; открытые банки - сосуды, не имеющие плечика и шейки; банки с вертикально поставленными плечиками - сосуды, не имеющие шейки. Наконец, по соотношению диаметра верха и высоты типы были разделены на подтипы.
Для анализа нами было привлечено 165 сосудов, 78 из которых орнаментированы. Все они найдены в 125 погребениях переходного аба-шевско-срубного (покровского) времени. Один сосуд найден на перекрытии могильной ямы
6
(Шишовка, курган 1, погребение 3), два сосуда происходят из тризны (Золотая Гора, курган 5, тризна 2). Число же не использованных в анализе сосудов из-за их фрагментарности не превышает 9 экземпляров.
Сосуды первой группы - горшки.
К первому типу отнесены слабопрофили-рованные горшки (рис. 1, 1-3). Первый подтип (рис. 1, 1) - это слабопрофилированные горшки, у которых диаметр верха больше высоты (диаметр верха от 12,2 до 17,5 см, высота от 10 см до 47 см). Этот подтип представлен 27 экземплярами. Второй подтип (рис. 1, 2) - это слабопрофилированные горшки, у которых диаметр верха равен или примерно равен высоте (диаметр верха от 13 до 21 см, высота от 12,8 см до 20,5 см). К этому подтипу отнесено 12 сосудов. Третий подтип (рис. 1, 3) - это слабопрофилированные горшки, у которых диаметр верха меньше высоты (диаметр верха от 12,5 до 18 см, высота от 13,6 до 21,4 см). К этому типу относятся 5 экземпляров. Большая часть керамики этого типа связывается с доно-волжской абашевской культурой. В пользу этого свидетельствуют пережиточные признаки колоколовидности, желобок на внутренней стороне венчика, уступчик-ребро на внутренней стороне венчика, наплыв на внутренней стороне венчика, обработка внешней поверхности сосуда расчесами, примесь толченых раковин, орнаментация горизонтальными прочерченными линиями, а такие детали, как выраженная придонная часть, закраина у дна, примесь шамота, характерны для посуды срубной культуры. Этот тип посуды обнаруживает близость, с одной стороны, с горшками, имеющими отогнутый венчик доно-волжской абашевской культуры, а с другой стороны, с горшками срубной культуры.
Второй тип представляют колоколовидные и имеющие признаки колоколовидности горшки (рис. 1, 4, 5). Первый подтип (рис. 1, 4) - это колоколовидные горшки (диаметр верха от 15 до 25 см, высота от 10,2 до 22,5 см). К рассматриваемому подтипу относятся 12 экземпляров. Второй подтип (рис. 1, 5) - это горшки, имею-
щие признаки колоколовидности (диаметр верха от 12,4 до 20 см, высота от 11 до 17 см). Этот подтип представлен 5 сосудами. Для колоколо-видных и имеющих признаки колоколовидно-сти горшков переходного абашевско-срубного (покровского) времени характерны следующие признаки: желобчатый венчик, наличие уступчика-ребра на внутренней стороне венчика, обработка внешней поверхности сосуда расчесами, примесь толченых раковин, раковины в составе шамота, орнаментация широкими круговыми линиями. Между тем такие черты, как выраженная придонная часть, закраина у дна, примесь шамота, присущи керамике срубной культуры. Исследователи уже отмечали присутствие колоколовидных сосудов в погребениях первых трех обрядовых групп и внегрупповых Подклетненского могильника доно-волжской абашевской культуры. Между тем видоизмененные колоколовидные сосуды есть и в погребениях четвертой обрядовой группы этого могильника [12]. Сосуды, сохраняющие черты колоколовидности, встречаются среди посуды срубной культуры. Они отличаются отогнутой шейкой при невыделенных или слегка намеченных плечиках, причем технология их изготовления свидетельствует о гончарных традициях срубной культуры.
К третьему типу отнесены острореберные и имеющие признаки ребристости горшки (рис. 1, 6-8). Первый подтип (рис. 1, 6)- это острореберные горшки (диаметр верха от 13,5 до 30 см, высота от 14 до 24,3 см). К этому подтипу относятся 25 экземпляров. Часть острореберных горшков из погребений переходного абашевс-ко-срубного (покровского) времени близка горшкам с ребром в верхней части тулова доно-вол-жской абашевской культуры. Для острореберных горшков срубной культуры, как и для большинства острореберных горшков переходного абашевско-срубного (покровского) времени, свойственно профилированное и приземистое тулово. Отметим, что острореберная форма сосудов появилась у носителей доно-волжской абашевской культуры, развиваясь на основе приземистых колоколовидных сосудов, и заим-
7
ствовалась населением воронежской культуры [13].
Второй подтип (рис. 1, 7) - это небольшие острореберные горшки (диаметр верха от 8,8 до 11,4 см, высота от 6,8 до 9,6 см). К рассматриваемому подтипу относятся 11 сосудов. Большая часть небольших острореберных горшков, которые отличаются наличием внутреннего уступчика-ребра, отверстий для подвешивания, примесью толченых раковин, примесью дробленых раковин в составе шамота, расчесов, орнаментацией круговыми линиями, еще могут быть сопоставлены с острореберными сосудиками из памятников позднего этапа доно-вол-жской абашевской культуры. У тех сосудов, ребро которых уже почти снивелировано, имеется выделенная придонная часть, закраина, поддон, что не характерно и для доно-волжской абашевской культуры. В погребениях же сруб-ной культуры миниатюрные острореберные горшки не встречаются.
Третий подтип (рис. 1, 8) - это горшки, имеющие признаки ребристости (диаметр верха от 15 до 22,6 см, высота от 15 до 19 см), который представлен 9 экземплярами. Горшки с ребристым профилем переходного абашевско-сруб-ного (покровского) времени выделяются такими особенностями, как пережиточные признаки колоколовидности, обработка внешней поверхности сосуда расчесами, орнаментация круговыми линиями, примесь толченых раковин, и связываются с доно-волжской абашевской культурой. Выраженная придонная часть, закраина у дна фиксируются на сосудах срубной культуры.
Сосуды второй группы - банки (рис. 1, 913). Первый тип (рис. 1, 9) представляют закрытые банки в количестве 20 экземпляров (диаметр верха от 7 до 20,2 см, высота от 6 до 18 см). Обращают на себя внимание 3 сосуда реповид-ной формы (диаметр верха от 7 до 10,4 см, высота от 5,5 до 8,5 см) (рис. 1, 10). В первый тип вошли как небольшие, так и крупные сосуды. Для них характерны: выраженная придонная часть, закраина у дна, примесь шамота. Однако такие детали, как пара сквозных отверстий, обработ-
ка внешней поверхности сосуда расчесами, орнаментация круговыми линиями, ромбическая орнаментация, примесь толченых раковин, раковин в составе шамота, не позволяют отчленять закрытые банки от керамических традиций доно-волжской абашевской культуры. Этот тип сосудов чаще всего встречается среди материалов срубной культуры.
Ко второму типу отнесены открытые банки (рис. 1, 11), их 16 экземпляров (диаметр верха от 10 до 22 см, высота от 7 до 18 см). Существуют сосуды, которые морфологически являются подтипом открытых банок, у них диаметр верха от 10 до 16,5 см, а высота от 6 до 16,5 см, при этом высота всегда менее диаметра по верху на 2/3 и более, их еще именуют мисками (рис. 1, 12). Этот подтип представлен 4 сосудами. Немногочисленны миски и среди керамики доно-волжской абашевской культуры. В тесте есть примесь толченых раковин, что характерно для керамики доно-вол-жской абашевской культуры. Признак срубной культуры - закраина у дна - зафиксирован лишь однажды.
Такие признаки, как колоколовидность, ребристость на внутренней стороне венчика, обработка внешней поверхности сосуда расчесами, примесь толченых раковин, раковин в составе шамота, насечки по верху венчика, орнаментация круговыми линиями, характерны для керамики именно доно-волжской абашевской культуры. Однако такие детали, как выраженная придонная часть, примесь шамота, закраина у дна, явно характерны для гончарного производства срубной культуры. Вместе с тем подобные сосуды меньше всего представлены среди баночных сосудов срубной культуры.
Третий тип представляют банки с вертикально поставленными плечиками (рис. 1, 13), этот тип представлен 5 экземплярами (диаметр верха от 9 до 15,4 см, высота от 6 до 12 см). Сосуды этого типа отсутствуют в погребениях доно-волжской абашевской культуры. Такие же особенности, как круговые прочерченные линии, примесь толченых раковин, раковин в составе шамота, пара сквозных от-
8
верстий, присущи керамике доно-волжской абашевской культуры. Отметим, что баночные сосуды с вертикально поставленными плечиками выделяются среди керамической серии срубной культуры.
Третью группу образуют горшечно-баноч-ные сосуды (рис. 1, 14). К этой группе относятся 18 экземпляров (диаметр верха от 15 до 21,2 см, высота от 14 до 23 см). Появление сосудов, сочетавших в себе признаки и горшка, и банки, свидетельствует о переходном времени в гончарном производстве. С одной стороны, в этих сосудах еще заметны признаки керамического производства доно-волжкой абашевской культуры. Они фиксируются в пережиточных признаках колоколовидности, обработке внешней поверхности сосуда расчесами, в орнаментации широкими круговыми линиями, примеси толченых раковин. С другой стороны, горшечно-баночные сосуды уже содержат в себе признаки гончарного производства срубной культуры. Это проявляется в таких особенностях, как выраженная придонная часть, закраина у дна, наличие поддона, примесь шамота.
Наряду с морфологическим анализом был произведен анализ орнаментации керамики из погребений переходного абашевско-срубного (покровского) времени. Орнаментированными оказались 47 % сосудов, большинство сосудов не орнаментированы (53 %).
В процессе изучения керамики переходного абашевско-срубного (покровского) времени было выделено 14 мотивов орнамента (табл. 1), которые были выполнены прочерчиванием (41 %), оттисками штампа (41 %), вдавления-ми (28 %). Распространены мотивы из горизонтальных линий (34 %). Для керамики переходного абашевско-срубного (покровского) времени характерными являются различные варианты наклонных и вертикальных вдавлений, вертикальных коротких отрезков, бахрома, ямки, зафиксированные в 32 % случаев. К числу мотивов, образованных линиями, выполненными оттисками штампа и прочерчиванием, можно отнести горизонтальный зигзаг - 16 % случаев, вертикальный зигзаг - 1 %, горизон-
тальная елочка - 1 %, ломаная линия - 1 %. Среди геометрических мотивов выделяются треугольники - 4 % случаев, ромбы - 3 %, противоположно направленные углы - 2 %, уголки - 3 %. Довольно редкую, но очень яркую группу мотивов орнамента составляют кресты - 2 % случаев, волна - 2 %, знаки - 2 %. В единичных случаях встречены вертикальный зигзаг, дуга.
Корреляция мотивов орнамента в рамках орнаментальных композиций позволяет вычленить наиболее характерные для переходного абашевско-срубного (покровского) времени композиции (табл. 2). Наиболее типичными являются сочетания: горизонтальные линии и различные вдавления (бахрома, отрезки, ямки); горизонтальный зигзаг и различные вдавления (бахрома, отрезки, ямки); горизонтальный зигзаг и горизонтальные линии; ромбы и горизонтальные линии; уголки и горизонтальные линии.
Такие сочетания, как горизонтальные линии и различные вдавления (бахрома, отрезки, ямки), а также горизонтальный зигзаг и горизонтальные линии характерны для доно-волжской аба-шевской культуры [14].
Составление корреляционной матрицы взаимовстречаемости мотивов орнамента на формах керамики переходного абашевско-срубного (покровского) времени продемонстрировало, что чаще всего орнаментированы слабопрофи-лированные горшки, острореберные горшки, в т. ч. небольшие острореберные горшки и горшеч-но-баночные сосуды (табл. 3).
Как показало исследование, выразительной является орнаментация керамики абашев-ско-срубного (покровского) времени. Несмотря на ее разнообразие, можно выделить стандартный набор мотивов, определенное количество мотивов орнамента представлено в единичных случаях, что подчеркивает их своеобразие.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что керамика является основным показателем при атрибуции переходных абашев-ско-срубных (покровских) захоронений. Подчер-
9
кнем, что проанализированные сосуды дают возможность, во-первых, выделить характерные черты и особенности переходного абашевско-срубного (покровского) времени донской лесостепи и смежных территорий степной зоны. Во-вторых, анализ керамики из нашей выборки погребений позволяет проследить динамику изменений керамических традиций (еще - сохранение пережиточных признаков доно-волжской абашевской культуры, уже - появление признаков срубной культуры).
Примечания:
1. Пряхин, А.Д. Поселения абашевской общности / А.Д. Пряхин. Воронеж, 1976. С. 26-36; Пряхин, А.Д. К оценке абашевских погребений Подклет-ненского могильника / А.Д. Пряхин, В.И. Бесе-дин // Доно-волжская абашевская культура. Воронеж, 2001. - С. 9-32.
2. Деопик, Д.В. Морфологический анализ керамики из погребений срубной культуры Нижнего По-донья / Д.В. Деопик, П.Г. Дервиз // Советская археология. 1985. - № 1. - С. 23-38.
3. Пряхин, А.А. Керамика Мосоловского поселения / А.А. Пряхин, Ю.Г. Екимов // Эпоха бронзы восточноевропейской лесостепи: межвуз. сб. науч. тр. - Воронеж, 1984. - С. 123-146; Пряхин, А.Д. Типология керамики Мосоловского поселения / А.Д. Пряхин, В.И. Беседин // Поселения срубной общности: межвуз. сб. науч. тр. - Воронеж, 1989. -С. 106-124.
4. Лунъкое, В.Ю. Керамический комплекс / В.Ю. Луньков // КАРГАЛЫ / Составитель и науч. ред. Е.Н. Черных. - Т. III. - М., 2004. - С. 22-75.
5. Василъее, И.Б. Срубная культура лесостепного Поволжья и Приуралья / И.Б. Васильев // 40 лет Средневолжской археологической экспедиции: краеведческие записки / Отв. ред. Л.Н. Кузнецова. - Самара, 2010. - С. 68-74.
6. Лопатин, В.А. Смеловский могильник: модель локального культурогенеза в степном Заволжье (середина II тыс. до н. э.) / В.А. Лопатин. - Саратов, 2010. - С. 60-67.
7. Малое, Н.М. «Абашевские племена» Нижнего Поволжья (памятники покровского типа) / Н.М. Малов: автореф. дис. ...канд. ист. наук. - СПб., 1992. - С. 9-12.
8. Мочалое, ОД. Керамика эпохи средней бронзы волго-уральской лесостепи и проблема формирования срубной культуры / О.Д. Мочалов: авто-реф. дис. . канд. ист. наук. - Воронеж, 1997. -С. 10, 11; он же. Керамика погребальных памятников эпохи бронзы лесостепи Волго-Уральско-го междуречья / О.Д. Мочалов. - Самара, 2008. -С.176-231.
9. Семеноеа, А.П. Погребальные памятники срубной культуры / А.П. Семенова // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. - Самара, 2000. -С. 166, 167; она же. Основные тенденции развития керамики покровского и развитого этапов срубной культуры лесостепного Поволжья (по данным погребальных памятников) / А.П. Семенова // Бронзовый век Восточной Европы: характеристика культур, хронология и периодизация: материалы междунар. научной конференции «К столетию периодизации В.А. Городцова бронзового века южной половины Восточной Европы», г. Самара, 23-28 апр. 2001 г. - Самара, 2001. -С. 276, 277, рис. 2а, б.
10. Лапшин, А.С. Памятники раннего и среднего этапов эпохи поздней бронзы Волго-Донского региона (по материалам погребальных памятников) / А.С. Лапшин: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2006. - С. 10, 11, 15, 17.
11. Деопик, Д.В. Морфологический анализ керамики из погребений срубной культуры Нижнего Подо-нья. - С. 23; Ткачее, В.В. Керамика синташтин-ской культуры / В.В. Ткачев, А.И. Хаванский. -Орск-Самара, 2006. - С. 12, 13.
12. Пряхин, А.Д. К оценке абашевских погребений Подклетненского могильника. - С. 20.
13. Пряхин, А.Д. Типология керамики Мосоловс-кого поселения. - С. 118.
14. Пряхин, А.Д. Орнаментация керамики доно-вол-жской абашевской культуры (по материалам погребальных памятников) / А.Д. Пряхин, И.Е. Сафонов // Доно-волжская абашевская культура. -Воронеж, 2001. - С. 128.
10
Таблица 1.
Мотивы орнамента на керамике переходного абашевско-срубного (покровского) времени
№ Мотивы орнамента Рисунок Количество %
1 Горизонтальные линии 46 34
2 Вдавления (бахрома, отрезки, ямки) шиши ////ООО 34 25
3 Горизонтальный зигзаг /\/Ч 28 20
4 Треугольники 6 4
5 Ромбы оо 4 3
6 Уголки Л А А 4 3
7 Волна 3 2
8 Кресты XXX 3 2
9 Противоположно направленные углы о 3 2
10 Знаки 2 1
и Вертикальный зигзаг ) 1 1
12 Горизонтальная елочка »»» 1 1
13 Дуга 1 1
14 Ломаная линия 1 1
12 -1
Таблица 2.
Корреляционная матрица частоты взаимовстречаемости мотивов в орнаментальных композициях керамики
переходного абашевско-срубного (покровского) времени
ЧШ11Ш 11/1 ооо /\/Ч /Ч/Ч оо А А А XXX а/Ь \ »»» _гъгъ
11 1
ишти / / / / ООО 5
/\/\ 9 Ю 1
/Ч/\ 1
оо 4
Л А А 4 1
XXX 1 1
О 2
а/Ь 2
\ 1
»»» 1
1
Ь
Ф §
О £
Таблица 3.
Корреляционная матрица взаимовстречаемости мотивов орнамента на формах керамики переходного абашевско-срубного
(покровского) времени донской лесостепи эпохи бронзы
Горизонтальные линии Вдавления (бахрома, отрезки, ямки) Горизонтальный зигзаг Треугольни -ки Ромбы Уголки Волна Кресты Противоположно направленн. Знаки Вертикальный зигзаг Горизонтальная елочка Дуга Ломаная линия Количество сосудов Количество орнамента
Слабопрофилированные горшки, у которых диаметр верха больше высоты 6 5 3 1 1 1 27 8
Слабопрофилированные горшки, у которых диаметр верха равен или примерно равен высоте 3 5 1 1 1 1 1 12 7
Слабопрофилированные горшки, у которых диаметр верха меньше высоты 5
Колоколовидные горшки 3 3 2 1 1 1 12 5
Горшки, имеющие признаки колоколовидности 1 5 1
Острореберные горшки 7 8 3 2 1 1 1 1 25 16
Небольшие острореберные горшки 7 3 3 1 1 1 1 11 7
Горшки, имеющие признаки ребристости 2 4 3 9 4
Закрытые банки 6 3 2 1 1 1 1 20 10
Открытые банки 4 6 1 16 8
Банки с вертикально поставленными плечиками 2 1 1 5 3
Горшечно-баночные сосуды 8 5 3 1 1 18 9
Итого 48 43 22 5 5 3 3 3 2 1 1 2 1 1 165 78
«
сь
2 £
•
N N N
О
О СО 03
о
?
00 '—V
о