Вестник ПСТГУ.
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства.
науч. сотр., хранитель коллекции русского художественного металла ХИ—ХУН вв.
Зюзева Светлана Геннадиевна,
2018. Вып. 30. С. 78-95
Федерального государственного учреждения культуры «Государственный историко-культурный
музей-заповедник "Московский Кремль":
Российская Федерация, 103132 г. Москва, Кремль zuzeva@kremlin.museum.ru
ORCID: 0000-0002-6499-0811
Типология икон в окладах
С ЛИЦЕВЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ НА ПОЛЯХ
2-й ПОЛ. XVI - НАЧ. XVII в.
С. Г. Зюзева
Статья посвящена анализу типологии икон в окладах 2-й пол. XVI — нач. XVII в. с лицевыми изображениями на полях. Драгоценные оклады выполнены в кремлевских мастерских, многие по царскому заказу. Работа с архивными материалами позволила выявить значительную группу несохранившихся икон в окладах. В результате изучения как сохранившихся, так и не дошедших до наших дней произведений удалось установить, что окладами с лицевыми изображениями на полях украшались как иконы из местных рядов иконостасов, оклады на почитаемые иконы, имеющие важное значение в сакральном пространстве храма, стоявшие на поклоне в разных местах храмов, так и многочисленные иконы «пядницы», имевшие разное предназначение — налойные иконы, иконы на помин души, обетные иконы. В основном это царские вклады и вклады богатых ктиторов, приближенных к московскому двору, в кремлевские храмы и монастыри России. Лицевые изображения на полях окладов, исполненные в различных ювелирных техниках — чеканке, черни и гравировке, визуализируют и конкретизируют моление донаторов. Выявление значительного круга произведений позволило охарактеризовать масштаб этого особого явления придворной позднесредневековой культуры.
Дошедшие иконы в драгоценных окладах с дробницами на полях 2-й пол. XVI — нач. XVII в. — это большей частью родовые или общерусские святыни, связанные с царским заказом (12 сохранившихся окладов целиком выполнены из золота). Это царские иконы (связанные с царской казной, вклады в кремлевские и другие монастыри), вклады богатых ктиторов в самые прославленные монастыри — Троице-Сергиев, Покровский Суздальский, костромской Ипатьевский и др. Драгоценные оклады икон были выполнены в кремлевских придворных мастерских, лицевые изображения на полях могут быть исполнены в технике чеканки, черни и гравировки. Нам удалось найти 37 сохранившихся уборов на иконы, и довольно большую группу несохранившихся икон мы выявили по архивным источникам. Относительная многочисленность дошедших до нашего времени произведений и несохранившихся, известных по различным источникам произведений требует определенной классификации.
Оклады икон с лицевыми изображениями на полях всегда были связаны с местом и функцией иконы в храме, монастыре и частном доме1. Классификация икон по типологии — больших храмовых образов или домовых, комнатных икон, которые могли приносить в храм, — дает возможность сделать определенные выводы о формировании с сер. XVI в. нового типа иконного оклада — с массивными корунами, имеющими зубчатые завершения, фигурными цатами; увеличивается размер венцов, поля на окладах становятся более широкими, где размещаются лицевые изображения, выполненные в различных ювелирных техниках.
Исследователи отмечали связь украшения иконы с ее местом в храме2, а также зависимость устроения и перемещения церковной святыни с политическими и государственными событиями3. Научное осмысление материала представляет значительную трудность из-за крайне малого количества произведений, которые можно идентифицировать по сохранившимся описям. В связи с этим лишь с долей условности можно систематизировать существующие памятники.
Мы разделили произведения на две большие группы.
Группа 1. Храмовые иконы в окладах с дробницами на полях. Царские вклады.
А. Это оклады на самые почитаемые образы — иконы Палладиумы Московского царства из местного ряда иконостасов, созданные по царскому заказу и связанные с их обетным украшением: «Троица», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь Донская»4. Драгоценные оклады с дробницами на полях создавались сразу же после восшествия на престол нового царя как благодарение Господу — в начале царствования Ивана Грозного в 1548 г. был создан оклад иконы «Троица» Андрея Рублева из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря5; по заказу царя Федора Иоанновича был выпол-
1 См.: Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI—XIV веков: Происхождение, символика, художественный образ. М., 2000. С. 40.
2 См.: Grabar A. Les revetements en or et en argent des icones byzantines du Moyen Age. Venise, 1975; Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 264—271, 468—474; Стерлигова. Указ соч.; Воронцова Л. М. Драгоценные иконы-пядницы (к вопросу о типологии) // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы V международной конференции. Сергиев Посад, 2009. С. 175-190.
3 См.: Стерлигова. Указ. соч. С. 60.
4 Храмовая икона из Благовещенского собора имела не сохранившийся оклад, на полях находилось 12 черневых дробниц с изображением праздников — «Образы местные, в киотах, по правую сторону Царских дверей... Образ Пресвятыя Богородицы с Предвечным Младенцем, зовома Донская, в киоте с затвором... По окладу двенадцать праздников Господских и Богородичных, на плащах золотых на особых, наведены чернью...» (Переписная книга Московского Благовещенского собора XVII века по спискам Архива Оружейной палаты и Донского монастыря // Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1873. С. 4).
И. А. Стерлигова предположила, что черневые дробницы могли быть созданы в эпоху царя Федора Иоанновича (см.: Стерлигова И. А. Драгоценный убор царского храма // Царский храм. Святыни Благовещенского собора Московского Кремля. М., 2003. С. 66).
5 Сергиево-Посадский музей. Инв. № 72-77, 83-107 ихо (см.: КлоссБ. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1. С. 74-76).
нен оклад иконы «Богоматерь Владимирская» из местного ряда Новодевичьего монастыря6; в начале царствования Бориса Годунова, в 1598 г., создается оклад иконы «Богоматерь Смоленская» из местного ряда Смоленского собора Новодевичьего монастыря7, в 1599 г. — оклад на икону «Троица» Андрея Рублева из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (золотой оклад — вклад царя Ивана Грозного — был перенесен на другую икону «Троица»)8.
Б. Оклады на иконы тезоименных царям святых (находились напротив царского моленного места в Благовещенском соборе Московского Кремля, потом вошли в состав гробовых иконостасов Архангельского собора Московского Кремля). Сохранились две иконы в окладах — это оклад иконы «Иоанн Предтеча»9 и оклад иконы «Федор Стратилат»10.
В. Оклады на почитаемые иконы, имеющие важное значение в сакральном пространстве храма, которые стояли на поклоне в разных местах храмов — не сохранившийся оклад вятской иконы «Никола Великорецкий»11 (создание оклада связано с заказом царя Ивана Грозного), чеканный оклад иконы «Сергий Радонежский» 1585 г. из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря12, созданный по заказу царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Годуновой как моление о чадородии. К этой группе произведений можно отнести и икону «Святитель Николай» в драгоценном окладе из Никольского собора города Зарайска (ил. 1). Часть убора относится к XVI в., чеканные поля с гравированными дробницами были созданы в 1608 г. по заказу царя Василия Шуйского13.
6 См.: Щенникова Л. А. Иконы «Богоматерь Владимирская» в монастырях Москвы XVI в. // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006. С. 125-129.
7 Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-1750/1-2 (см.: Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 318-335).
8 Сергиево-Посадский музей-заповедник инв. № 289 (см.: Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. № 65).
9 Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-519/2 (см.: Иконы Архангельского собора Московского Кремля XIV- начала XX века: Каталог. М., 2016. С. 281-284).
10 См.: Иконы Архангельского собора Московского Кремля XIV- начала XX века. С. 285290.
11 См.: Маханько М. А. «Вологодский извод» иконы «Никола Великорецкий». О разных редакциях житийного варианта чудотворного образа // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2010. С. 464-483. Икона была украшена драгоценным серебряным позолоченным окладом с восемью золотыми дробницами с черневыми изображениями.
12 Надгробная икона являлась крышкой серебряной раки в Троицком соборе, с XVIII в. икона находилась в киоте при гробе чудотворца (см.: Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI международной конференции 28-31 октября 2008. Сергиев Посад, 2010. С. 289-304).
13 Музеи Московского Кремля. Инв № МР-10094 (см.: Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии / Иоанн Добролюбов, сост. Зарайск, 1884. Т. 1. С. 160-161).
Иконы,
не связанные с царским заказом Г. Храмовые иконы — ктиторские вклады боярина Дмитрия Ивановича Годунова: сохранившийся оклад иконы «Троица» из местного ряда иконостаса Троицкого собора Ипатьевского монастыря14; несохранившийся оклад на другую икону «Троица» из местного ряда Троицкого собора Ипатьевского монастыря15; запрестольная выносная двусторонняя икона из Троицкого собора Ипатьевского монастыря16; оклад иконы «Святой Дмитрий Солунский» с лицевым изображением жития на полях — вклад боярина Дмитрия Ивановича Годунова в 1586 г., икона находилась справа от Царских врат17. К этой группе примыкает икона в окладе «Богоматерь Корсунская», вклад семьи Черемиси-новых в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале18; оклад иконы «Богоматерь Тихвинская» из Кирилло-Белозерского монастыря (ил. 2)19. Из архивных до-
Ил. 1. Оклад иконы «Св. Николай Зарайский». XVIв., 1608г., 1831 г. Музеи Московского Кремля
14 Музеи Московского Кремля, инв. № МР-10095 (см.: Зюзева С. Г. Золотой оклад иконы «Троица» конца XVI века: История создания. Иконографические и стилистические особенности лицевых изображений // Материалы и исследования. Вып. 27. М., 2016. С. 64—80).
15 Икона «на кипарисовой цке... обложена серебром чеканом, венцы и цаты и откосины серебряны чеканные позолочены, а около образа обложено жемчугом по полям в две нити, а в венцах и в цатах и в откосинах и на полях 74 камени розных, да 79 жемчугов, а венцы и цаты обложены жемчугом в одну нить, а по полям на углах четыре евангелисты, а на исподнем поле Дмитрей Селунский да мученица Агрепена, да преподобная Матрона, на серебряных цках. У образа Живоначальные Троицы 20 золотых, а на исподи у образа прут серебрян, а на нем пелена прикладная, шита по камке по червчатой, а на ей вышито: образ Живоначальные Троицы, золотом и серебром и жемчугом сажен, а около образа вышита бытия во штинатцати местех по таусинной камке...» (Переписная книга Костромского Ипатьевского монастыря 1595 г. М., 1890. С. 2).
16 См.: Куколевская О. С. Ипатьевский монастырь. М., 2003. С. 73.
17 См.: Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря. С. 2—3; Постникова-Лосева М. М. К вопросу об отражении византийской художественной культуры в золотом и серебряном деле Древней Руси (серебряный оклад иконы Димитрия Солунского 1586 г.) // Византийский временник. Т. XXX. М., 1969. С. 233—242.
18 См.: Быкова М. А. Чудотворная икона Богоматери «Умиление Корсунская» из Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 136-154.
19 Музеи Московского Кремля. Инв. № МР-9016 (см.: Gifts to the Tsars 1500-1700. Treasures from the Kremlin. 2001. Р. 146-147).
кументов следует, что изначально оклад на икону был выполнен в 1556 г.20, а в 1612 г. оклад был переделан21. На полях помещены девять чеканных дробниц. Вероятно, к этому же времени относится и оклад иконы «Богоматерь Умиление» из Кирилло-Белозерского монастыря. В публикациях XIX в. этот оклад отнесен к вкладу 1566 г. княгини Евфросинии, инокини Горицкого монастыря, бывшей супруги князя Андрея Старицкого22. Стилистический анализ, идентичность декора и схожая чеканка лицевых изображений на полях к окладу иконы «Богоматерь Тихвинская» позволяет высказать предположение, что оклад иконы «Богоматерь Умиление» был исполнен в 10-е гг. XVII в. Оклады икон из Кирилло-Белозерского монастыря можно отнести к произведениям московских мастеров. Назовем ближайшую аналогию — это оклад иконы «Знамение» из московского Знаменского монастыря, созданный, вероятно, по заказу царя Михаила Федоровича23. Мастер, работавший над созданием этих окладов, вероятно, был выходцем из Москвы24. Возможно, оба оклада на иконы из Кирилло-Белозерского монастыря, исполненные в технике чеканки, повто-
20 См.: Варлаам, архим. Описание историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при МГУ. 1859 г. Кн. 3. М., 1859. С. 6—9. Образ назван «Одиги-трией, именуемый Смоленский».
21 См.: Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397—1625). Т. 1. Вып. 1. СПб., 1897. Приложение 9. Книги приход и расход, что пошло на оклад Пречистой Богородицы и чудотворцу Кириллу. С. C—CVIII.
22 См.: Варлаам, архим. Указ. соч. С. 13. «Оклад на свету и полях серебряный, вызолоче-ный, на полях 7 накладных серебряных вызолоченых дробниц с чеканными выпуклыми изображениями святых». Оклад хранится в Музеях Московского Кремля (инв. № МР-9730).
23 Музеи Московского Кремля. Инв. № МР-4237 (см.: Зюзева С. Г. Оклад иконы «Богоматерь Знамение»: История создания и проблемы атрибуции. Доклад, прочитанный на научном семинаре «Оружейная палата и проблемы изучения русского средневекового искусства» 27 сентября 2016 г.).
24 И. А. Бобровницкая отнесла оклад иконы «Богоматерь Тихвинская» к произведениям кремлевских мастеров и предположила, что это заказ царской семьи (см.: Barry Shifman, Guy Walton. Gifts to the Tsars 1500—1700: Treasures from the Kremlin. Harry N. Abrams, 2001. Р. 146—147). Н. К. Никольский отметил, что оклады были созданы в мастерской Кирилло-Белозерского монастыря (см.:Никольский. Указ. соч. Примеч. 1 на с. 106).
Ил. 2. Оклад иконы «Богоматерь Тихвинская». 1612 г., 1907г. Музеи Московского Кремля
ряют иконографическую программу дробниц несохранившихся драгоценных окладов сер. XVI в.
Группа 2. Самая многочисленная группа — иконы-пядницы разного размера в окладах с дробницами на полях. В основном это Богородичные иконы и списки икон почитаемых святых. В нее входят иконы — царские вклады или вклады богатых ктиторов (домовые иконы, на помин души, вкладные иконы в память о каком-либо событии) в кремлевские соборы, Троице-Сергиев монастырь, Покровский Суздальский монастырь, Костромской Ипатьевский монастырь и др. — и созданы они в период с 1570-х гг. по нач. XVII в. Это реплики чудотворных икон, «на поминок», на память, отражающие проявление личного благочестия ктитора, а их украшение могло быть обусловлено молением о чадородии, о небесном покровительстве государю или помощи в войне против иноверцев. Исследователи отметили, что роль икон-пядниц становилась все более значительной в церковной жизни XVI в., они сопровождали местные иконы в храмовых иконостасах25. Иконы-пядницы в драгоценных окладах издревле занимали важное место в княжеских и монастырских храмах, домовых церквах и личном имуществе, имели богатый приклад, являлись чтимыми образами и входили в состав монастырской и дворцовой (княжеской, боярской) казны26. Домовые иконы представляли владельца в храме, были связаны с поминовением усопшего.
На протяжении столетий иконы-пядницы перемещались в сакральном пространстве храмов. Из-за крайне малого количества сохранившихся описей XVI в. мы не знаем, где иконы могли находиться — в храме или в числе домашнего имущества, на протяжении XVII—XVIII вв. иконы перемещались в храмовом пространстве. (Так, в описи домашнего имущества царя Ивана Грозного можно идентифицировать только одну икону в окладе — «Богоматерь Одигитрия Иоасафовская», которая, вероятно, была перенесена в Архангельский собор в эпоху царствования Федора Алексеевича27.) А известия вкладных книг не исчерпывают всех дарений в монастырь, например, вкладные книги Троице-Сергиева монастыря XVII в. содержат сведения только о трех иконах, вложенных царем Иваном Грозным28, другие иконы в окладах, которые можно связать с заказом царской семьи первого царя, вероятно, были вложены в монастырь в более поздний период.
25 См.: Маханько М. А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века. М., 2015. С. 127.
26 См.: Воронцова Л. М. Драгоценные иконы-пядницы (к вопросу о типологии) // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы V международной конференции. Сергиев Посад, 2009. С. 175.
27 См.: Маханько М. А. Иконы в царском дворце Московского Кремля середины — второй половины XVI века по письменным данным // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники. Кн. 2. М., 2014. С. 219—221.
28 «Это образ местной Живоначальные Троицы обложен златом... да по полям у образа 32 святых златы вольячны, писаны чернью; образ местной чудотворца Сергия с деянием обложен златом. образ Пречистые Богродицы Умиление среебром обложен напроем с подзором, на поле архангел литой.» (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Б. А. Рыбаков, отв. ред. М., 1987. С. 27).
Классификация этой группы икон достаточно условна. Значительное число домовых, келейных и других икон в более поздний период входило в состав храмовых комплексов и монастырских ризниц. И. Е. Забелин предпринял первую попытку классификации царских икон, выделив родовые иконы, которыми благословляли на крестины, свадьбы, именины, они передавались из поколения в поколение29. Часть иконного царского собрания, которая украшала комнаты и храмы царского дворца30, использовалась во время царских выходов, т. е. составляла самую близкую царю «домовую святость». Их перемещали, приносили в храм, иконы из храмов могли переносить в свои царские комнаты31. Иконы приносили в храм, а потом уносили в дом32. Украшенные иконы Благовещенского собора Московского Кремля нередко перемещались в связи с событиями жизни царской семьи. Иконы приносили из Образной палаты, из Большой казны, относились в комнаты33. Драгоценные иконы приносились в собор на определенное время. В описи есть раздел «Образы, которые стоят в церкви у Благовещения Пресвятой Богородицы и которые стоят на царских часех»34. Вероятно, небольшие моленные иконы, приносимые из Образной палаты на богослужение, ставились на аналоях.
Домовые родовые иконы, украшенные с роскошью, подобающей княжеской домовой святости, передавались по наследству, входили в состав княжеской или боярской святости, после смерти ставились у гробниц. Среди сохранившихся икон-пядниц можно выделить группу домовых моленных икон — родовые иконы, передававшиеся из поколения в поколение святыни родительского благословения, позднее оказавшиеся в храмах и монастырях, как, например, икона «Богоматерь Иоасафовская» из Архангельского собора35. Возможно, такой была икона «Варлаам Хутынский», упоминаемая в описи Образной палаты и позднее
29 См.: Забелин И. Е. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст.: Т. 3. Материалы. М., 2003. С. 718-719, 792-793.
30 См.: Маханько М. А. Сведения о «застенках» в описи Образной палаты 1669 года // Церковное шитье в Древней Руси: Сб. статей / Э. С. Смирнова, ред.-сост. М., 2010. С. 88.
31 См.: Забелин И.Е. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст. М., 2000 Т. 1. Ч. 2. С. 303. В царских палатах существовала крестовая, или моленная, царская, куда ставились иконы в несколько ярусов. В нижнем ярусе ставились местные иконы (на стене в особо устроенных киотах), иконы на поклон — иконы Спасителя, Богородицы и тезоименных ангелов, иконы благословенные от родителей и сродников, списки икон прославленных чудотворения-ми святых. Иконостас крестовой палаты был хранилищем домашней царской святости.
32 См.: Рущинский Л. П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей
XVI и XVII веков. М., 1871. С. 102.
33 См.: Стерлигова И. А. Драгоценный убор икон царского храма // Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. С. 71.
34 См.: Успенский А. И. Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в
XVII в. // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1902. Кн. 3. С. 10.
35 Музеи Московского Кремля. Инв. № МР-1148 (см.: Стерлигова И. А. Несколько замечаний к истории драгоценной иконы «Богоматерь Одигитрия Иоасафовская» // Иконографические новации и традиции в искусстве XVI века: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого. Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства. М., 2008. Т. III. С. 161-172).
оказавшаяся в церкви Зимнего дворца как моленная икона царевны Екатерины Иоанновны36.
Практика поставления домовых икон в церкви была хорошо известна на Руси. Иконы нередко из домов передавались в монастыри и храмы — для жертвенного поминовения и благословения представителям рода, которые уже покоились здесь или должны были быть захоронены37. Драгоценные иконы-пядницы, приносимые на гробы умерших, оставались в храме и могли находиться в иконостасе, на стенах, столбах церквей38 и входили в часть надгробного царского иконоста-са39. (К такого типа иконам относятся иконы в окладах, поступившие из Архангельского собора Московского Кремля, — «Богоматерь Гребневская»40, «Богоматерь Знамение»41, «Св. Кирилл Белозерский»42, «Св. Николай Чудотворец»43.) К этому типу икон относятся и пядницы в драгоценных окладах с дробницами на полях из Троице-Сергиева монастыря44, многие из которых, являясь домовыми иконами, были вложены в монастырь на помин души представителями княжеских и боярских родов и, таким образом, поступили в ризницу монастыря
36 Музеи Московского Кремля. Инв. Ж-2043 (см.: Самойлова Т. Е. Царские иконы-мощевики конца XVI века // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники. М., 2014. Кн. 2. С. 263—282).
37 См.: Воронцова. Драгоценные иконы-пядницы. С. 183—184.
38 См.: Там же.
39 Как, например, не сохранившаяся икона из описи домашнего имущества царя Ивана Грозного «Образ Пречистые, что списан с Смоленские». После смерти царя Ивана Грозного «тот образ с застенком и с убрузцом стоит над государевым гробом в Архангели, а с него образ списан ново на празелени» (Опись домашнего имущества царя Ивана Грозного // Временник Императорского московского общества истории и древностей российских. М., 1850. Кн. 7, смесь 1. С. 1).
40 Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-564/1—3 (см.: Преображенский А. С. Чудотворная Гребневская икона Богоматери Одигитрии и ее списки в Московском Кремле // Московский Кремль XVI столетия. Кн. 2. С. 161—214.
41 Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-529/1—2 (см.: Зюзева С. Г. Оклады Богородичных икон последней четверти XVI века из кремлевских мастерских с черневыми и гравированными дробницами на полях // Там же. С. 365—376).
42 Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-528/1—2 (см.: Зюзева С. Г. Оклады двух кремлевских икон второй половины XVI века с лицевыми изображениями на полях // Московский Кремль XVI столетия. Кн. 2. С. 419-430).
43 Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-563/1-2 (см.: Там же).
44 Л. М. Воронцова отнесла многие иконы в окладах XГV—XVП вв. из ризницы Троице-Сергиева монастыря к этому типу (см.: Воронцова. Драгоценные иконы-пядницы. С. 180— 182). Большой материал дают вкладные книги. Так, во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря 1641 г. описывается икона «Богоматерь Владимирская» в окладе с дробницами на полях: «По князь Петрове княгине Елене Погоренского дано вкладу образ Пречистые Богородицы Владимирские обложен серебром чеканным, позолочен, венец финифтом наведен, ввенце 2 камени яхонты да червец, да 3 жемчуги, у Спаса и у Пречистые оглавие жемчугом сажено кругом, на том же образу вверху Троица да по полям святые наведены чернью, писано в отписных ризных книгах (1574/75)-го году» (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 124). В Переписной книге костромского Ипатьевского монастыря описывается целая группа подобных икон.
(икона «Богоматерь Донская»45, «Богоматерь Коневская»46, «Богоматерь Ярославская»47). К данному типу можно отнести чеканную икону «Благовещение» (ил. 3) с дробницами на полях из Преображенского собора Соловецкого монастыря48, икона находилась справа от Царских врат над местным рядом иконостаса49. Возможно, к данному типу принадлежит икона «Богоматерь Владимирская» в драгоценном киоте с изображением гравированных праздничных сцен и святых кон. XVI — нач. XVII в. Икона в киоте предположительно может быть связана с вкладами боярина Дмитрия Ивановича Годунова50.
С драгоценными иконами-пядни-цами знатные люди постригались в монастырь. Значительную группу рассматриваемых икон составляют келейные иконы. Они находились в монашеских кельях и «сопровождали» царственных и княжеских персон. К таким иконам относится группа икон из Покровского Суздальского монастыря — вклады княгини Анны Ногтевой51, а также икона «Богоматерь Владимирская» из Новодевичьего монастыря52, находившаяся в келье Александры (постригшейся царицы Ирины Годуновой).
В особую группу могут быть выделены обетные иконы, заказанные в связи с определенными событиями. К ним относится икона в окладе «Преподобный
45 Сергиево-Посадский музей-заповедник. Инв. № 4934 (см.: Ризница Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Т. 1. 2014. С. 201, 205).
46 Сергиево-Посадский музей-заповедник. Инв. № 4993 (см.: Указ. соч. С. 201, 211).
47 Сергиево-Посадский музей-заповедник. Инв. № 4950 (см.: Указ. соч. С. 201, 206).
48 Музеи Московского Кремля. Инв. № МР-4582 (см.: Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки. М., 2003. С. 166).
49 Опись церквей Соловецкого монастыря 1787-88. Л. 26.
50 Икона хранится в Музее им. Андрея Рублева, происходит из частной коллекции Глеба Покровского (см.: Реликвия рода Годуновых: складень-кузов с избранными праздниками и святыми: Каталог выставки / С. В. Гнутова, авт.-сост. М., Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, 2018).
51 Оклад иконы «Богоматерь Владимирская» последней четверти XVI века — Музеи Московского Кремля. Инв № Ж-2161/1-2. См.: Зюзева С. Г. Иконные оклады второй половины XVI в. с дробницами из мастерских Московского Кремля // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства: Материалы международной научной конференции 1-2 ноября 2005 г. / А. Л. Баталов, Э. С. Смирнова, ред.-сост. М., 2009. С. 443-455. Оклад иконы «Спас Вседержитель» — Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-1753/1-2 (не опубликован).
52 Музеи Московского Кремля. Инв. № Ж-1749/1-2 (см.: Зюзева. Иконные оклады второй половины XVI в. ...).
Ил. 3. Икона «Благовещение». 1580-е гг. Музеи Московского Кремля
Сергий, с житием» 1591 г.53, созданная как моленная о царском здравии и о рождении у царской четы наследника.
Можно выделить и налойные иконы. На аналое могли находиться иконы пядничного размера, выкладываемые для поклонения. В Благовещенском соборе особо чтились Богородичные иконы — «Богоматерь Боголюбская» и «Богоматерь Барловская», стоявшие на специальных аналоях перед алтарем. Икона «Богоматерь Барловская» имела драгоценный оклад, украшенный черневыми дробницами54, вероятно исполненный в XVI столетии. Несохранившаяся полностью чеканная икона «Благовещение» с черневыми дробницами на полях — аналойная икона Благовещенского собора Московского Кремля55. Икона храмового праздника придворного собора имела киот со слюдяной кровлей, ее носили в крестных ходах. Из описи 1721 г. следует, что икона была перенесена в царское моленное место56. Отметим, что другая икона «Благовещение» пядничного размера в богато украшенном окладе с черневыми изображениями апостолов и святых на полях находилась в царском моленном месте в Успенском соборе Московского Кремля57. Мы можем предположить, что оклад был исполнен в XVI в. по царскому заказу. О еще одной налойной иконе с лицевыми изображениями на полях известно из описи Троицкого собора костромского Ипатьевского мо-
53 Сергиево-Посадский музей-заповедник. Инв № Ихо 279 (см.: Воронцова. Драгоценные иконы-пядницы...).
54 «Образ Пресвятыя Богородицы Барловския. Оклад весь золотой; венцы чеканные, оплечья резные с чернью, трубы гладкие; в венцах, в гнездах, у Пресвятыя Богородицы четыре яхонта лазоревых, три лала, промеж их восемь зерен больших кафимских на спнях золотых, у Предвечного Младенца четыре яхонтика, два червчатых, два лазоревых. Около венцов обнизано жемчугом кафимским в одно зерно. Около ризы обнизано жемчугом гурмышским.. По полям в гнездах пять яхонтов, да пять лалов; меж ими шестнадцать зерен гурмышских, да четыре кафимских. На полях же десять плащей золотых, на них Праздники Господские и Бого-родичны и Святые, наведены чернью. Около поле, по трубам, обнизано жемчугом кафимским в одно зерно. У того же образа в верху два кольца, с пробоями, серебряных, золочены. Киот оелеен бархатом червчатым гладким» (Переписная книга Московского Благовещенского собора XVII века, по спискам: Архива Оружейной палаты и Донского монастыря // Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1873. С. 9).
55 См.: Переписная книга Московского Благовещенского собора, XVII века... С. 9; Копии с описных книг Благовещенского собора 1701—1703 (1721) году (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 1564. Л. 28 об. — 29).
56 Опись церковного имущества Благовещенского собора за 1771—1772 гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 3. Д. 90. Л. 38—40).
57 «В царском месте образ Благовещенье Пресвятые Богородицы, обложен серебром, оклад и венец чеканные позолочены, обнизаны венцы жемчугом, да по полем у того образа восемь святых резные с чернью» (Опись начала XVII в.). Опись 1701 г. дает самое подробное описание этой иконы: «В царском месте образ Благовещения Пресвятыя Богородицы штили-стовой, обложен серебром, поля и венцы чеканные, около поля с обе стороны трубы гладкие; у Пресвятыя Богородицы и у Архангела около венцов обнизано жемчюгом в одну нить; <.> в средине образа обложено серебром и подпись с финифтью зеленою по полям в осми местех; во главе Спасов образ, а по сторонам Апостоли и Святые, резаны на серебре с чернью» (Описи Московского Успенского собора от начала XVII века по 1701 год включительно // Русская историческая библиотека. 1876. Т. 3. С. 311, 394, 604—605).
настыря 1595 г. — это икона «Богоматерь Одигитрия», вклад боярина Дмитрия Ивановича Годунова58.
Все рассматриваемые иконы-пядницы в окладах выполнены либо по царскому, либо княжескому заказу, связаны с богатыми боярскими родами. Все они были очень дороги своим владельцам и во многих случаях связаны с самым сокровенным домашним молением, поэтому эти иконы украшены с таким тщанием и роскошью, а поля окладов дополнены пластинами с образами тезоименных святых. Опись драгоценных царских икон Образной палаты 1669 г. фиксирует драгоценные иконы-пядницы с дробницами на полях окладов, вероятно созданные в рассматриваемый период. Эти иконы перечисляются одними из первых, занимая особо важное место в царской образной. Первым описан «Образ Иоанна Предтечи, оклад и венец чеканной, в венце 3 яхонта лазоревых, да два лала, да два крупных изумруда; оплечьи резные. На полях 8 дробниц с чернью, а на них святые»59, икона, вероятно, связана с царем Иваном Грозным. Далее в описи перечисляются икона «Богоматери Одигитрии» в сканом окладе, с резными изображениями святых на десяти дробницах60 и две иконы Спасителя с дробницами на полях — одна в черневом окладе, другая — в сканом финифтяном61. Мы можем предположить, что драгоценные оклады этих почитаемых икон относятся к XVI в.
Изучение архивных документов позволило значительно расширить количество произведений — прежде всего это иконы-пядницы в драгоценных окладах. Две иконы известны по описи Оружейной палаты 1884 г. — икона «Благовещение» в драгоценном окладе с черневыми изображениями на полях62 и золотой оклад иконы «Богоматерь Донская» с тезоименными святыми царской семьи и Бориса Годунова63. Исходя из состава святых, помещенных на окладе, — кня-
58 «Образ Пречистые Богородицы Одигитрие, в киоте в серебряном, обложен серебром чеканом, во облацех Троица Живоначальная; венцы серебряны на чеканное дело; на верхнем поле по краем преподобный Иван да Семион Христа ради; по сторонам Пречистые Богородицы Арсений Великий, а по другую сторону Алексей человек Божий; на нижнем поле преподобная Аксения да мученицы Агрепина да Екатерина, назнаменованы на серебряных цках...» (Опись 1595 г. С. 4).
59 Успенский. Указ. соч. С. 7.
60 См.: Там же.
61 Там же. С. 8-9.
62 См.: Опись московской Оружейной палаты. X. 1. М., 1884. Царская образная. № 32: «На большой доске 9 и 7 1/2 вершков в великолепной ризе и окладе изображена направо стоящая с веретеном Богоматерь, налево благовествующий архангел Гавриил. Письмо греческое светло-колерное 15 века, перевод древний. По полям оклад серебряный с чеканными выпукло травами, по свету, резной с чернью по земле тоже серебряный, с резными травами, но особого против черни рисунка; ризы на святых густо позолочены и украшены мелкой резьбой. По полям на окладе наложены по обе стороны по три серебряных дробницы, с изображениями и надписями чернью из Акафиста Богородицы. На левой стороне, сверху вниз, в дробницах изображены 1) всякое естество Ангельское. 2) Имуще Богоприятную Дева... 3) Слышаше пастыре ангелов... На правой стороне 1) Ангел предстатель. 2) Благовещение Богородицы на кладезе, 3) Бурю внуть имея помышлений неверных. Посреди оклада у архангела и Богородицы по серебру чернью надписи.»
63 Благодарю за указание на икону И. А. Стерлигову. Опись Оружейной палаты 1884 г. № 35: «Икона Донской Богоматери, с ангелами царского семейства Бориса Годунова, в золо-
зя Бориса, св. Ирины, св. Федора Стратилата, небесных покровителей царской семьи, и московского митрополита Алексея, к которому царь Федор и царица Ирина обращались с молитвами о чадородии, можно предположить, что драгоценный оклад был создан в эпоху царствования Федора Иоанновича.
Из описаний ризниц церквей и монастырей России следует, что там находилось значительное количество икон в драгоценных окладах с лицевыми (в основном черневыми) изображениями на полях. Эти иконы передавались из поколения в поколение, и по описям не всегда понятно, к какому периоду может относиться создание оклада. Однако выявленный значительный круг сохранившихся памятников позволяет предположить, что несохранившиеся произведения могут быть созданы в XVI — 1-й пол. XVII в. Назовем некоторые: «образ Пресвятые Богородицы Умиление» из ризницы Кирилло-Белозерского монастыря64, группа икон из собрания графа Шереметева65, вкладные иконы из ризницы московско-
том окладе с каменьями. На богато украшенной доске (6—5) вершков изображена Богоматерь; письмо древнее XVI века, попорчено левкасом. Поля, венец и гривна золотые с чеканными выпукло травами. На полях, по сторонам, по две овальные дробницы золотые, на них изображены чернью, на левой стороне, вверху, св. Ирина, внизу св. князь Борис, на правой, великомученик Феодор, внизу Алексей митрополит. На гривне наведена чернью св. Троица. Поля украшены, кроме того, семью синими яхонтами; венец и гривенка, пятью синими, просверленными яхонтами, двумя изумрудами, двумя лалами, при них два места порожних.» Местонахождение иконы неизвестно. Она была исключена из Описи Оружейной палаты в 1877 г. Благодарю за консультацию Т. А. Тутову.
64 «Образ весьма богато убран. На нем оклад на свету и на полях, рамки около него и венец с короной золотые, и первый резной с чернью, а последние чеканные; под венцом цата золотая же сканной работы с финифтью; по полям на окладе семь накладных золотых дробниц, на коих наведены чернью изображения святых: внизу на одной дробнице трех святителей — Петра, Алексея и Ионы, и на боках — Николая Мирликийского, Григория Богослова, Иоанна Предтечи, Алексея человека Божия, Иоанна Златоустого и Василия Великого. Поля и свет обнизаны по окладу крупным жемчугом, городки убраны по верху дорогими довольно камнями. на Богоматери убрус, два ожерелья. Доска мерою вышины 8 1/4 верш., ширины 7 вершков» (Варлаам, архим. Указ. соч. С. 19).
65 РГАДА. Ф. 1088. Оп. 3. Д. 1369. Л. 7—8. Описание памятников церковного и гражданского быта из семейного собрания гр. Шереметевых. Отдел 1 — церковная утварь. Отделение 1 — иконы, писанные на дереве. Составил Г. Д. Филимонов. 1879 г. Икона «Не рыдай Мене, Мати». Икона XVI в. имела серебряный золоченый эмалевый оклад. Оклад плоский, украшенный в свету и по углам разноцветной эмалью по канфаренному полю. «Половина полей иконы занята золотом по черневому полю надписью с церковной песнию того же содержания, что и на иконе — "Не рыдай Мене, Мати" и т. д. до конца. Остальная половина к краям чеканена травками. Икона как по письму, так и по окладу принадлежит к замечательному произведению русской работы. В 1718 г. граф Борис Петрович Шереметев благословил этой иконой свою вторую жену графиню Анну Алексеевну (рожд. Салтыкову) ...жену свою Анну Петровну благославляю: Образ Пресвятыя Богородицы не рыдай мене Мати, греческого письма, оклад с чернью с набои; Л. 28. икона Богоматери Афонская "Сладкое целование" XVI в. писаная на 10 вершковой доске в сереброзлащеном окладе. Богоматерь изображена ликом к лицу с Предвечным младенцем. Письмо чисто греческое афонское. Серебряный оклад позднейшей работы. Венец вокруг главы Богоматери прорезной чеканный с короной городсками, в трех средних городках изображен Христос между апостолами Павлом и Иоанном Предтечи все стоящими. На такой же чеканной гривне или цате посреди Благовещение. Поля и свет обиты серебром золоченым крупного рисунка травами. По углам накладки с черневыми изображениями евангелистов, на полях в овальных накладках также чернью изображены с ле-
го Симонова монастыря66 и др. В результате проведенного исследования мы выявили довольно большую группу икон в окладах с лицевыми изображениями на полях, созданных в придворных мастерских на разные типы икон, по царскому заказу (в том числе и несохранившиеся). Драгоценное обрамление получают и храмовые иконы, иконы Палладиумы и значительное количество икон-пядниц, имевших разное предназначение (аналойные, семейные реликвии, иконы на помин души), многие из которых имеют ктиторские композиции.
Многие почитаемые иконы в церквах и монастырях России имели драгоценное обрамление, дополненное лицевыми изображениями на полях иконы и киоте. Лицевые изображения на полях (исполненные в разных техниках — чеканке, гравировке, черни) визуализируют моление ктитора, расширяют символическое значение центрального образа, насыщая различными аллюзиями и уподоблениями. Богатство русских иконных окладов 2-й пол. — нач. XVII в. отражало не только политические устремления и художественные вкусы царского двора, но и то особое отношение к иконе, к святости и истинности образа, особую выделенность икон в глазах русского общества, особую преданность иконному образу, его исключительному авторитету, всегда отличавшую русскую христианскую культуру.
Ключевые слова: оклады икон, XVI век, кремлевские мастерские, царские вклады, иконы, московский двор, ювелирное искусство.
вой стороны Рождество Богородицы, с правой — Введение во храм, внизу — Успение»; Л. 40. Икона святителя Николая. XVI век. «Писаная на пятивершковой доске, в серебряном окладе с трубами. Святитель изображен поясным, правой рукой благославляет именословно... в левой держит Евангелие. <...> Венец, подвесная цата, свет и поля выпукло чеканены травами и обнизаны жемчугом, к полям прибиты 7 продолговатых дробниц с резными изображениями стоящих святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, апостолов Петра и Павла, преподобного Кира и Иоанна. По венцу и цаты по три камня в эмалевых гнездах, три из них красных яхонта и три изумруда. С оборотной стороны надпись Л. 40 об. "Образ Николая Чудотворца. Благословила фельдмаршалеву жену боярыню Анну Петровну Шереметеву". Л. 48. Письмо XV век. Оклад XVII век. «Икона Богоматери с Предвечным Младенцем на 5 вершковой доске в серебряном золоченом окладе. Письмо древнее греческое в желтых тонах. Богоматерь с Младенцем на левой руке изображена по грудь. Правая рука Богоматери на груди Спасителя. Спаситель прямолично правой рукой благословляет, в левой руке держит свиток. Поля покрыты резным золоченым серебром, с 4 по углам дробницами, на которых вырезаны следующие изображения: Святая Троица, Благовещение, Воскресение Христово, Николай Чудотворец. Венец накладной чеканный, с прорезной короной, на которой изображены херувим и два ангела».
66 См.: Вкладная и кормовая книга московского Симонова монастыря / А. И. Алексеев, сост. М., 2006. С. 94: «В нынешнем во 180 году сентября в день дали вкладу в дом Пречистыя Богородицы в Симонов монастырь при архимарите Павле, да при келаре старце Иоасафе Ко-нищеве, да при казначее старце Феодосии околничей Федор Васильевич Бутурлин (Л. 96 об.), да сын его стольник Иван Федорович, да Володимир Михайлович Навасильцов по внуке своем по Петре Дмитриевиче Бутурлине образ Спасов в кивоте з затворами, обложен серебром гладким, позолочен, венец того ж окладу, около венца по обе стороны обнизь жемчужная, у дву ангел венцы чеканные, по полям десять репьев с розными камешки и с финифтью да десять дробниц святыми».
Список литературы
БельтингХ. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002.
Быкова М. А. Чудотворная икона Богоматери «Умиление Корсунская» из Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 136—154.
Варлаам, архим. Описание историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при МГУ. 1859 г. Кн. 3. Отд. 1. М., 1859. С. 1—104.
Вкладная и кормовая книга московского Симонова монастыря / А. И. Алексеев, сост. М., 2006.
Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Б. А. Рыбаков, отв. ред. М., 1987.
Воронцова Л. М. Драгоценные иконы-пядницы (к вопросу о типологии) // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы V международной конференции. Сергиев Посад, 2009. С. 175—190.
Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI международной конференции 28—31 октября 2008. С. 289—304.
Забелин И. Е. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст. М., 2003.
Зюзева С. Г. Золотой оклад иконы «Троица» конца XVI века. История создания. Иконографические и стилистические особенности лицевых изображений // Материалы и исследования. Вып. 27. М., 2016. С. 64—80.
Зюзева С. Г. Иконные оклады второй половины XVI в. с дробницами из мастерских Московского Кремля // ДРИ. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства: Материалы Международной научной конференции 1—2 ноября 2005 г. / А. Л. Баталов, Э. С. Смирнова, ред.-сост. М., 2009. С. 443—455.
Зюзева С. Г. Оклад иконы «Богоматерь Знамение»: История создания и проблемы атрибуции. Доклад, прочитанный на научном семинаре «Оружейная палата и проблемы изучения русского средневекового искусства» в Музеях Московского Кремля 27 сентября 2016 г.
Зюзева С. Г. Оклады Богородичных икон последней четверти XVI века из кремлевских мастерских с черневыми и гравированными дробницами на полях // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники. Кн. 2. М., 2014. С. 365—376.
Зюзева С. Г. Оклады двух кремлевских икон второй половины XVI века с лицевыми изображениями на полях // Там же. С. 419—430.
Иконы Архангельского собора Московского Кремля XIV— начала XX века: Каталог. М., 2016.
Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии / Иоанн Добролюбов, сост. Т. 1. Зарайск, 1884.
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1. М., 1998.
Копии с описных книг Благовещенского собора 1701—1703 (1721) году // РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 1564. Л. 28 об. — 29.
Куколевская О. С. Ипатьевский монастырь. М., 2003.
Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 318—335.
Маханько М. А. «Вологодский извод» иконы «Никола Великорецкий». О разных редакциях житийного варианта чудотворного образа // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2010. С. 464-483.
Маханько М. А. Иконы в царском дворце Московского Кремля середины - второй половины XVI века по письменным данным // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники. Кн. 2. М., 2014. С. 215-250.
Маханько М. А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века. М., 2015.
Маханько М. А. Сведения о «застенках» в описи Образной палаты 1669 года // Церковное шитье в Древней Руси: Сб. статей / Э. С. Смирнова, ред.-сост. М., 2010. С. 83-100.
Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977.
Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй половины XVII века (1397-1625). Т. 1. Вып. 1. СПб., 1897. С. С-СШТ
Описание памятников церковного и гражданского быта из семейного собрания гр. Шереметевых // РГИА. Ф. 1088. Оп. 3. Д. 1369.
Описи Московского Успенского собора от начала XVII века по 1701 год включительно // Русская историческая библиотека. 1876. Т. 3.
Опись домашнего имущества царя Ивана Грозного // Временник Императорского московского общества истории и древностей российских. Кн. 7. М., 1850.смесь 1.
Опись московской Оружейной палаты. Ч. 1. М., 1884. Царская образная. Древний царский чин и принадлежности священного коронования. Украшения древних царских одежд и различные вещи.
Опись церковного имущества Благовещенского собора за 1771-1772 гг. // ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 3. Д. 90. Л. 38-40.
Переписная книга Костромского Ипатьевского монастыря 1595 г. / сообщил М. И. Соколов. М.: Университетская типография, 1890.
Переписная книга Московского Благовещенского собора XVII века, по спискам: Архива Оружейной палаты и Донского монастыря // Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1873.
Постникова-Лосева М. М. К вопросу об отражении византийской художественной культуры в золотом и серебряном деле Древней Руси (серебряный оклад иконы Димитрия Солунского 1586 г.) // Византийский временник. М., 1969. Т. XXX. С. 233-242.
Преображенский А. С. Чудотворная Гребневская икона Богоматери Одигитрии и ее списки в Московском Кремле // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники. Кн. 2. М., 2014. С. 161-214.
Реликвия рода Годуновых: складень-кузов с избранными праздниками и святыми: Каталог выставки / С. В. Гнутова, авт.-сост. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, 2018.
Ризница Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Т. 1. 2014.
Рущинский Л. П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков. М., 1871.
Самойлова Т. Е. Царские иконы-мощевики конца XVI века // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники. Кн. 2. М., 2014. С. 263282.
Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки. М., 2003.
Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI—XIV веков. Происхождение, символика, художественный образ. М., 2000.
Стерлигова И. А. Драгоценный убор царского храма // Царский храм: Святыни Благовещенского собора Московского Кремля. М., 2003. С. 63-78.
Стерлигова И. А. Несколько замечаний к истории драгоценной иконы «Богоматерь Одигитрия Иоасафовская» // Иконографические новации и традиции в искусстве
XVI века: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого. Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства. Т. III. М., 2008. C.161—172.
Успенский А. И. Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в
XVII в. // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1902. Кн. 3.
Щенникова Л. А. Иконы «Богоматерь Владимирская» в монастырях Москвы XVI в. // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006. С. 122-135.
Gifts to the Tsars 1500-1700. Treasures from the Kremlin, 2001.
Grabar A. Les revetements en or et en argent des icones byzantines du Moyen Age. Venise, 1975.
St. Tikhon's University Review. Series V: Problems of History and Theory of Christian Art.
2018. Vol. 30. P. 78-95
Zyuzeva Svetlana, Research Fellow,
Custodian of the Collection of Russian Metal Artwork of 12th — 17th Centuries Kremlin Museum, Kremlin, Moscow 103132, Russian Federation, zuzeva@kremlin.museum.ru
ORCID: 0000-0002-6499-0811
Typology of Icons in Covers of the Second Half of the 16th — Early 17th Centuries with Holy Figures on Frames
S. Zyuzeva
This article analyses the typology of icons in covers of the second half of the 16th — beginning of the 17th centuries with holy figures on frames. Precious covers were made in Kremlin workshops, many of them were commissioned by tsar. The work with archival materials has allowed us to identify a significant group of non-preserved icons in precious covers. As a result of the study of both preserved and non-preserved artwork, it was established that frames with figures adorned icons from iconostases, frames on venerated icons that were of particular significance in the sacred space of the church and were located in various places of the church. There were also numerous icons of "pyadnitsa" type (Russ. napp^n) that had various purposes: analogion icons, memorial icons, vow icons. These were mainly tzar's donations and donations from rich ktetors close to Moscow court that were given to Kremlin churches and Russian monasteries. Figures on the frames of icons that were created in various jewellery techniques (embossing, engraving, niello) visualise and make more precise the intention of the donator. Identifying a significant range of this kind of artwork has allowed us to describe the occurrence of this specific phenomenon of late-medieval court culture.
Keywords: icon covers, 16th century, Kremlin workshops, tzar's donation, icons, Moscow court, jewellery.
Belting H., Obraz I kul't. Istorija obraza do epohi iskusstva, Moscow, 2002.
Bykova M. A., "Chudotvornaja icona Bogo-materi Umilenije Korsunskaja iz Spaso-Preobrazhenskogo sobora Spaso-Evfimieva monastyrja v Suzdale", in: Iskusstvo hris-tianskogo mira, Vypusk 7, Moscow, 2003, 136-154.
A. I. Alexeev, sost. Vkladnaja i kormovaja kniga moskovskogo Simonova monastyra, Moscow, 2006.
B. A. Rybakov, ed., Vkladnaja kniga Troitze-Sergieva monastyra, Moscow, 1987.
Vorontzova L. M., "Dragotzennye ikony-pjadnitzi (k voprosu o tipologii)" , in: Troitze-Sergieva lavra v istorii, kulture I duhovnoj zhizni Rossii. Materialy V mezhdunarodnoj konferentzii, Sergiev Posad, 2009, 175-190.
Vorontzova L. M., "Oklad na ikonu Prepodobnij Sergiy Padonezhski iz sobrani a Sergievo-Posadskogo muzeja", in: Troitze-Sergieva lavra v istorii, kulture I duhovnoj zhizni Rossii. Materialy VI mezhdunarodnoj konferentzii, Sergiev Posad, 2008, 289-304.
Zabelin I. E., Domashnij byt russkih tzarej I tzaritz v XVI I XVII stoletiah. Materialy, Moscow, 2003.
Zyuzeva S. G., "Ikonnye oklady vtoroj poloviny XVI v. S drobnitzami iz masterskih Moskovskogo Kremlja", in: Drevnerusskoe iskusstvo. Ideya i obraz. opyty izucheniya vizanti skogo i drevnerusskogo iskusstva, Moscow, 2009, 443-455.
Zyuzeva S. G., "Zolotoj oklad ikony Troitza kontza XVI veka. Istorija sozdanija. Ikonograficheskije I stilisticheskije osobennosti litzevih izobrazheni ", in: Materialy i issledovaniya / muzej zapovednik 'Moskovskj Kreml', Vyp. 27, Moscow, 2016, 64-80.
Zyuzeva S. G., "Oklady dvuh krremltvskih ikon vtoroj poloviny XVI veka s litzevymi izobrazhenjj ami na polja", in: Moskovskiy Kreml v 16 veke. Drevnie svyatyni i istoricheskie pamyatniki, Moscow, 2014, 418-429.
Zyuzeva S. G., "Oklady bogorodichnyh ikon poslednej chetverti XVI veka iz krem-levskih masterskih s chernevymi i graviro-
vannymi drobnitzami na poljah", in: Moskovskiy Kreml v 16 veke. Drevnie svyatyni i istoricheskie pamyatniki, Moscow, 2014, 365-376.
Ikony Arhangelskogo sobora Moskovskogo Kremlja XIV — nachala XX veka. Katalog, Moscow, 2016.
Kloss B. M., Izbrannje Trudy, Moscow, 1998.
Kukolevskaja O. S., Ipat'evskj monastyr, Moscow, 2003.
Martynova M. V., "Oklad ikony «Bogomater' Smolenskaya» i chernevaja gravjura XVI veka", in: Blagoveshchenskij sobor Moskovskogo Kremlya. Materialy i issledovaniya / muzej zapovednik 'Moskovskj Kreml', Moscow, 1999, 318-335.
Mahan'ko M. A., "Vologodskjj izvod ikony Nikola Velikoretzkjj . O raznyh redaktzjj ah zhitjj nogo variant chudotvornogo obraza", in: Dobryj kormchj. Pochitanje svjatitelja Nikolaja v hristianskom mire, Moscow, 2010, 464-483.
Mahan'ko M. A., "Ikony v tzarskom dvortze Moskovskogo Kremlja serediny - vtoroj poloviny XVI veka po pis'mennym dannym" // Moskovskiy Kreml v 16 veke. Drevnie svyatyni i istoricheskie pamyatniki, Moscow, 2014, 215-250.
Mahan'ko M. A., Pochitanje I sobiranje drevnih ikon v istorii I kul'ture Moskovskoj Rusi XVI veka, Moscow, 2015.
Mahan'ko M. A., "Svedenjj a o zastenkah v opisi Obraznoj palaty 1669 goda", in: E. S. Smirnova, ed., Tzerkovnoje shit'e v Drevnej Rusi. Sbornik statej, Moscow, 2010, 83100.
Nikolaeva T. V., Drevnerusskaja zhivopis' Zagorskogo muzeja, Moscow, 1977.
Postnikova-Loseva M. M., "K voprosu ob otrazhenii vizantjskoj hudozhestvennoj kul'tury v zolotom I serebrjanom dele Drevnej Rusi (serebrjanij oklad ikony Dimitrja Solunskogo 1586 goda", in: Vizantjskj vremennik, Tom XXX, Moscow, 1969, 233-242.
Preobrazhenskjj A. S., "Chudotvornaja Greb-nevskaja ikona Bogomateri Odigitrii I ee spiski v Moskovskom Kremle", in: Mosk-
ovskiy Kreml v 16 veke. Drevnie svyatyni i istoricheskie pamyatniki, Moscow, 2014, 161-214.
Riznitza Toitze-Sergieva monastyrja, Moscow, Tom 1, 2014.
Gnutova S.V., sost., Relikvija roda Godunovyh: skladen' kuzov s izbrannymi prazdnikami I svjatymi. Katalog vystavki, Moscow, 2018.
Samoylova T. E., "Tzarskij e ikony-mosheviki kontza XVI veka", in: Moskovskiy Kreml v 16 veke. Drevnie svyatyni i istoricheskie pamyatniki, Moscow, 2014, 263-282.
Sohranennye svjatyni Solovetzkogo monastyrja. Katalog vystavki,
Moscow, 2003.
Sterligova I. A., Dragotzennyj ubor drevnerusskih ikon XI—XIV vekov. Proishozhdenije, simvo-lika, hudozhestvennyj obraz, Moscow, 2000.
Sterligova I. A., "Dragotzennyj ubor tzarskogo hrama" , in: Tzarskij hram. Svyatyni Bla-
goveshenskogo sobora Moskovskogo Kremlya, Moscow, 2003, 63-78.
Sterligova I. A., "Neskol'ko zamechanij k istorii dragotzennoj ikony "Bogomater' Odigitrij a Ioasafovskaja" , in: Ikonograficheskie novacii i tradiciya v russkom iskusstve XVI veka, Moscow, 2008, 161-172.
Shennikova L. A., "Ikony Bogomater' Vladimirskaja v monastyrjah Moskvy XVI veka", in: Pravoslavnye svyatyni Moskovskogo Kremlya v istorii I kulture Rossii, Moscow, 2006, 122-135.
Gifts to the Tsars 1500—1700, Treasures from the Kremlin. 2001.
Grabar A., Les revetements en or et en argent des icones byzantines du Moyen Age, Venise, 1975.