Научная статья на тему 'Типология и жанрово-тематическая специфика православных онлайновых медиапроектов'

Типология и жанрово-тематическая специфика православных онлайновых медиапроектов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
602
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORTHODOX ONLINE JOURNALISM / MEDIA CONTENT / MEDIA COMMUNICATION / ONLINE MEDIA / SOCIAL MEDIA / MEDIA PROJECTS / ПРАВОСЛАВНАЯ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАКОНТЕНТ / МЕДИАКОММУНИКАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-СМИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / МЕДИАПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лазуткина Е. В.

В статье представлены результаты исследования контента современных православных онлайновых массмедиа. В настоящее время в науке нет единого представления о типологии православных онлайновых медиапроектов, так как исследователи предлагают различные критерии для их типологизации. Автор, рассматривая основные этапы развития православных массмедиа в Рунете, предпринимает попытку разделить современные интернет-ресурсы по таким признакам, как целевое назначение, особенности медиаконтента, тематическая и жанровая специфика медиапубликаций. Создание универсальной типологии предоставляет возможность анализировать и прогнозировать развитие медиаресурсов данного направления. На основе проведенного контент-анализа автор выделяет наиболее распространенные формы предоставления медиаконтента (в зависимости от медиаплощадки) и жанрово-тематические особенности публикаций (традиционные, трансформированные интернет-жанры, специфические). В заключении автор, выделяя ряд недостатков региональных медиапроектов (копирование медиапубликаций, отсутствие собственной аналитики, отсутствие адаптации контента к интернет-среде и др.), приходит к выводу, что, несмотря на успех крупных православных интернет-порталов, необходимо развивать региональные ресурсы, привлекая специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY AND SPECIFIC OF THE GENRES AND TOPICS OF ORTHODOX ONLINE MASS MEDIA

The article presents the results of a study of the contents of modern Orthodox online mass media. There is no typology of Orthodox online media projects in science. The researchers suggest different criteria for typology The author considers the main stages of the development of Orthodox mass media in Runet. The author offers the following criteria: purpose, media content features, themes and genres. Researchers will be able to analyze Orthodox mass media and predict their development based on a universal typology. The author identifies common forms of media content (depending on the media platform), genres (traditional, transformed Internet genres, specific) and topics of publications. In conclusion, the author points out a number of shortcomings of regional media projects (copying of media publications, lack of own analytics, lack of content adaptation to the Internet.). Regional Orthodox mass media need to develop and attract media specialists.

Текст научной работы на тему «Типология и жанрово-тематическая специфика православных онлайновых медиапроектов»

В романе А. Варламова «Мысленный волк», есть много героев, в которых легко можно угадать исторических личностей, таких как Григорий Распутин, Илио-дор Труфанов, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Особое место в романе занимают два героя: учитель философии в гимназии господин Р-в, в котором легко можно узнать В. Розанова, и его ученик, в дальнейшем писатель, Павел Матвеевич Легкобытов. В романе история отношений этих личностей начинается с такого же инцидента, как и в действительности.

Легкобытов, будучи юношей с непростым характером, надерзил своему учителю философии. Конфликт был спровоцирован неоднозначным отношением ученика к педагогу. Незадолго до конфликта, Р-в спас Павла от исключения из гимназии. Исключение грозило Легкобытову за глупую, детскую выходку - попытку побега в Австралию вместе с друзьями-гимназистами. Эта ситуация, по некоторым источникам, так же имела место быть в реальной жизни. С того момента Легкобытов стал по-особенному смотреть на Р-ва, «будто прозревал в нем тайное знание» [4, с. 62]. Р-в заметил такой интерес со стороны мальчика, но растолковал его с негативной стороны, и юноша стал его раздражать, что и явилось причиной их столкновения. Павел стремился найти в педагоге путеводителя и наставника, а Р-в, раз и навсегда постарался оборвать все связующие их нити, сделав все возможное, чтобы мальчика исключили. Дальнейшая судьба героев романа также эпизодически отражала действительные отношения В. Розанова и М. Пришвина.

В «Мысленном волке» после исключения Павел Легкобытов живет мечтою о раскаянии своего учителя и делает все, чтобы Р-в его заметил и признал в нем талант. В то время как Р-в тайно обвенчался с вдовой священника (в действительности с вдовой учителя гимназии), переехал в Петербург, познакомился с Димитрием и Зинаидой (Мережковским и Гиппиус), образовал с ними литературный «тройственный союз» (Религиозно-философское общество), начал активно печататься и его карьера стремительно пошла вверх, Легкобытов словно идет «след в след» за своим бывшим учителем. Жизнь Павла Матвеича идет своим чередом:

«Этот кто-то женился на замужней и рожал с нею беззаконных детей, ходил к сектантам и искал у них правды, писал про эрос и танатос, про темного и светлого бога, корчил обезьяньи рожи и в каждой гостиной самозванно кликал Р-ва своим литературным опекуном, намекая на какие-то особые их отношения, а у философа не было ни сил, ни желания эти сказки опровергать.» [4, с. 68]. Признание Р-ва Легкобытов так и не получит. Когда столь долгожданная встреча состоялась, и Павел Матвеевич показал Р-ву свои литературные сочинения, Р-в, вопреки всеобщим ожиданиям, отверг бывшего ученика, сказав при этом, что ничего из него не вышло. В дальнейшем, в романе Легкобытов сможет расквитаться с гордым философом, и даже повлияет на решение об изгнании Р-ва из литературного «тройственного союза», который сам Р-в и основал. Сложные отношения между двумя героями пришли к закономерному концу. Началом же таких разногласий, по мнению Р-ва, явилась философия Ницше, популярная в то время среди интеллигенции и оказывающая особое влияние на неокрепшие умы талантливых, но еще несостоявшихся юношей: студентов, гимназистов, начинающих писателей, критиков и мыслителей. Но если о

Библиографический список

говорить о реальном Пришвине, то влияние Ницше на его творчество и образ мыслей бесспорно, с литературным Легкобытовым все не столь однозначно. Некоторые диалоги подтверждают, что губительные для всякого русского человека идеи Ницше наложили свой отпечаток на характер и творчество писателя, некоторые, наоборот, отвергают.

Легкобытов, описывая характер русского народа, отзывается о русских крестьянах, как о неучах, бездельниках, пьяницах, жуликах и убийцах, единственным достоинством которых является «умение хоронить». Вера для русского человека, по его мнению, нужна для исполнения желаний, священник выполняет функции шамана, о глубокой истинной вере не может быть и речи. Царь слишком слаб, для управления страной, для наведения порядка необходима сильная власть. Все эти идеи имеют «ницшеанские корни». В этом диалоге Легкобытову противостоит инженер Комиссаров, который выступает в роли защитника России и всего русского. В другом же диалоге именно Комиссаров высказывает мысли сходные с идеями Ницше. Василий Христофорович говорит о несовершенстве человеческой природы, о неизбежности появления новой «сверхчеловеческой» природы, которая заменит предыдущую, в результате чего на земле настанет «подлинное Царствие Небесное, которое жрецы христианства хотели у нас украсть» [4, с. 117]. Далее, Комиссаров подвергает критике религию, говоря о том, что это ложный путь, уводящий от истинной цели. Апогеем в диалоге становится мысль Комиссарова о необходимости замены природы техникой, так как природа - самый главный враг человека. В этом разговоре Легкобытов наоборот, выступает противником перемен и защитником обычного устройства мироздания, и настаивает на том, что «человек должен помнить свое звание, и не лезть куда его не зовут». Таким образом, можно проследить амбивалентность личностей героев романа Алексея Варламова «Мысленный волк».

Слова «Это все Нитщ!», горестно сказанные учителем философии Р-вым, являются ключевыми, если характеризовать идейное содержание эпохи Сере-брянного века. Проникнув сначала в умы интеллигенции, страшные антихристианские, антиморальные идеи Ницше стали распространятся среди простого рабочего народа, убивая в русском человеке саму его христианскую суть: мораль, стыд, милосердие и любовь к ближнему.

«Никакому злодею, вору и душегубу, никакому ненавистнику России не удалось так глубоко пролиться ядом в русское сознание, увлечь своим безумством и подготовить плацдарм, на который высадился из мертвой головы Федерико Нитща, вылез из черепа безумного тевтонца через пустые глазницы, уши, ноздри и рот зверь, умевший одновременно быть особью и стаей, сжиматься до размера микроба и возрастать до бегемота, самый страшный завоеватель, который когда-либо приходил на русскую землю, - вылез и замер от восхищения»... » [4, с. 236].

На основе проведённого исследования, можно уверенно сказать, что философия Ницше оказала пагубное влияние на сначала на идеологию русской интеллигенции, постепенно распространившись и среди рабочего класса, разрушая христианские ценности, присущие русскому народу, что в дальнейшем оказало существенное влияние на ход российской истории.

1. Чуваков В. Вместо преамбулы. Available at: http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/proza/kascheeva-cep/chuvakov-vmesto-preambuly.htm_

2. Пришвин М.М. Дневники 1936 - 1937. Санкт-Петербург: Росток, 2010.

3. Розанов В.В. Литературные изгнанники. Книга первая. 2001: 22 - 23.

4. Варламов А. Мысленный волк. АСТ Москва.

5. Розанов В.В. О себе и жизни своей. Москва, 1990.

References

1. Chuvakov V. Vmestopreambuly. Available at: http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/proza/kascheeva-cep/chuvakov-vmesto-preambuly.htm_

2. Prishvin M.M. Dnevniki 1936 - 1937. Sankt-Peterburg: Rostok, 2010.

3. Rozanov V.V. Literaturnye izgnanniki. Kniga pervaya. 2001: 22 - 23.

4. Varlamov A. Myslennyj volk. AST Moskva.

5. Rozanov V.V. O sebe i zhizni svoej. Moskva, 1990.

Статья поступила в редакцию 18.02.19

УДК 070

Lazutkina E.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: evlazutklna@gmail.com

TYPOLOGY AND SPECIFIC OF THE GENRES AND TOPICS OF ORTHODOX ONLINE MASS MEDIA. The article presents the results of a study of the contents of modern Orthodox online mass media. There is no typology of Orthodox online media projects in science. The researchers suggest different criteria for typology. The author considers the main stages of the development of Orthodox mass media in Runet. The author offers the following criteria: purpose, media content features, themes and genres. Researchers will be able to analyze Orthodox mass media and predict their development based on a universal typology. The author identifies common forms of media content (depending on the media platform), genres (traditional, transformed Internet genres, specific) and topics of publications. In conclusion, the author points out a number of shortcomings of regional media projects (copying of media publications, lack of own analytics, lack of content adaptation to the Internet.). Regional Orthodox mass media need to develop and attract media specialists.

Key words: Orthodox online journalism, media content, media communication, online media, social media, media projects.

Е.В. Лазуткина, канд. филол. наук, доц., Астраханский государственный университет, г. Астрахань, E-mail: evlazutkina@gmail.com

ТИПОЛОГИЯ И ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПРАВОСЛАВНЫХ ОНЛАЙНОВЫХ МЕДИАПРОЕКТОВ

В статье представлены результаты исследования контента современных православных онлайновых массмедиа. В настоящее время в науке нет единого представления о типологии православных онлайновых медиапроектов, так как исследователи предлагают различные критерии для их типологизации. Автор, рассматривая основные этапы развития православных массмедиа в Рунете, предпринимает попытку разделить современные интернет-ресурсы по таким признакам, как целевое назначение, особенности медиаконтента, тематическая и жанровая специфика медиапубликаций. Создание универсальной типологии предоставляет возможность анализировать и прогнозировать развитие медиаресурсов данного направления. На основе проведенного контент-анализа автор выделяет наиболее распространенные формы предоставления медиаконтента (в зависимости от медиаплощадки) и жанрово-тематические особенности публикаций (традиционные, трансформированные интернет-жанры, специфические). В заключении автор, выделяя ряд недостатков региональных медиапроектов (копирование медиапубликаций, отсутствие собственной аналитики, отсутствие адаптации контента к интернет-среде и др.), приходит к выводу, что, несмотря на успех крупных православных интернет-порталов, необходимо развивать региональные ресурсы, привлекая специалистов.

Ключевые слова: православная интернет-журналистика, медиаконтент, медиакоммуникации, интернет-СМИ, социальные медиа, медиапроекты

Онлайновая медиасреда для большинства людей сегодня является одним из основных информационных источников. Русская Православная Церковь, понимая особенности современной трансформации моделей медиапотребления, стремится к выполнению миссионерских задач и освещению своей деятельности в интернет-пространстве.

К исследованиям, внесшим значительный вклад в изучение особенностей развития православных массмедиа, относятся научные работы О.В. Бакиной, Т.Н. Ивановой, А.Н. Кашеварова, Л.В. Кашинской, Н.А. Костиковой, К.В. Лучен-ко и др. Православной интернет-журналистике в настоящее время посвящено и достаточно большое число публикаций, подготовленных специалистами-практиками: А.А. Даниловой, В.Н. Вигилянским, В.Р. Легойдой, С.В. Чапниным и др.

Онлайновые медиапроекты православной тематики - обобщенное название сайтов, предоставляющих пользователям информацию о деятельности Русской Православной Церкви. Первым таким ресурсом в Рунете традиционно считается сайт Нижегородской епархии, созданный по личной инициативе священником Андреем (Милкиным) в 1996 году. Данный проект вскоре прекратил свое существование, не получив поддержки руководства РПЦ.

В 1997 году Патриарх Алексий II одобрил инициативу развития православных интернет-проектов. В том же году Отделом внешних церковных связей РПЦ был основан первый официальный интернет-портал - «Mospat.ru». До 2009 года (создание портала «Патриархия.Ру») данный ресурс являлся основным авторитетным источником информации о Русской Православной Церкви.

В 1997 году под руководством журналистов Д. Шушарина, С. Чапнина и преподавателя Московской духовной академии А. Пентковского начал работу первый нецерковный онлайновый медиапроект «Православие в России» [1]. Данный сайт содержал новостную ленту, календарь, словарь терминов, тематические рубрики. Первое оригинальное (не имеющее офлайного аналога) православное онлайновое издание «Соборность» появилось в 1998 году. Журнал отличался жанрово-тематическим разнообразием (рубрики: «Новости», «Точка зрения», «Религия и общество», «Досье» и др.), а главным прорывом проекта стало наличие профессиональных публицистических материалов.

Развитие цифровых технологий в начале 2000-х годов оказало влияние на качество контента и активизацию православных медиапроектов. Так, например, 13-16 августа 2000 года работа Юбилейного Архиерейского Собора освещалась в онлайновой медиасреде: на официальном сайте РПЦ публиковались материалы, а в журнале «Соборность» - комментарии к решениям Собора. В 2000 году состоялась первая интернет-трансляция богослужения (чин освящения храма) на сайте-представительстве храма Христа Спасителя. В том же году было создано онлайн-издание «Православие-2000», позже переименованное в «Православием». В настоящее время это один из самых востребованных православных онлайновых медиапроектов. В 2004 году начал работу проект «Православие и мир», изначально появившийся на основе приходского сайта московского храма Всемилостивого Спаса (бывшего Скорбященского монастыря). По мере своего развития данный медиапроект превратился в самое востребованное и авторитетное православное интернет-издание.

В 2005 году был создано официальное интернет-представительство Московской Патриархии, представляющее актуальную новостную информацию, справочные, аналитические материалы о деятельности Русской Православной Церкви. В 2006 году открылся специализированный портал «Седмица.Яи», инициированный научно-исследовательским центром «Православная энциклопедия». В рамках данного медиапроекта публиковалась как новостная информация, так и аналитические статьи по православной тематике.

В 2006 году начала издаваться в онлайновом варианте газета «Татьянин день», учрежденная в 1996 году при домовом храме мученицы Татианы Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. В 2015 году интернет-проект «Татьяниндень» преобразовался в молодежный онлайновый журнал МГУ (без офлайнового аналога). Таким образом, к середине 2000-х годов в Рунете сформировалась группа медиапроектов, которые стали основой современной православной интернет-журналистики. Большинство данных интернет-ресурсов активно функционирует и в настоящее время.

С 2010 по 2019 года православные онлайновые массмедиа активно развивались. В настоящее время в онлайновом медиапространстве действует

большое количество самых разнообразных тематических сайтов, посвященных различным аспектам православной культуры: иконопись, паломничество, музыка, благотворительность, молодежные движения и т. д. У многих приходов есть свои онлайн-представительства - сайты, предоставляющие прихожанам новостную информацию, расписание богослужений, аналитические материалы и др. Учитывая интересы аудитории, активно осваиваются социальные медиа: блоги священников, групп прихожан и тематические православные сообщества, представительства интернет-изданий православной тематики.

В настоящее время не существует единого научного представления о типологии православных онлайновых медиаресурсов. Однако изучение особенностей медиаконтента, разработка эффективных моделей развития, прогнозирование потенциальных рисков и медиатрансформаций напрямую связаны с использованием типологии как инструмента анализа.

Исследователи предлагают различные типологии СМИ православной тематики (онлайновых и офлайновых). В целом в качестве типологизирующих исследователи предлагают выбирать следующие признаки: 1) по характеру контента и особенностям интерактивного взаимодействия с аудиторией (например К.В. Лученко [2, с. 3-22]), по типу учредителя, возрастному признаку и по охвату территории вещания (например О.В. Бакина [3, с. 5-11]). Большинство исследователей и специалистов-практиков отмечают, что необходимо различать два типа изданий: церковные и издаваемыми общественными организациями и частными лицами.

Разделение медиаресурсов по типу учредителя (церковные и частные) -традиционный признак при типологизации СМИ. К церковным относятся такие онлайновые медиапроекты, которые учреждены церковными организациями. Это сайты и группы в социальных медиа епархий, приходов, учебных заведений, епархиальных и иных церковных СМИ. Так, например, интернет-издание «Православие^» по типу учредителя относится к церковным онлайновым медиапроектам православной тематики, поскольку является изданием московского Сретенского монастыря. К частным относятся онлайновые медиапроекты, действующие не от имени церковных организаций, а созданные частными лицами или общественными организациями. К ним относятся созданные частными лицами тематические сайты о православии, тематические группы в социальных медиа, православные интернет-издания (пример - «Православие и мир»). Однако при рассмотрении медиапроектов с точки зрении интереса аудитории, данный параметр становится второстепенным. Для аудитории наиболее важным является содержание и качество предоставляемых публикаций, авторитетность их авторов. Таким образом, данный типологический признак должен учитываться, но не становится ведущим.

Главной темой православных онлайновых медиапроектов является жизнь Русской Православной Церкви и анализ общественных событий с позиций православной культуры. Содержание данных ресурсов определяется в первую очередь возможностями авторов в плане качества и разнообразия публикаций, а также ориентацией на целевые группы. Аудиторию православных интернет-ресурсов условно можно разделить на четыре типа: 1) воцерковленные верующие; 2) нево-церковленные верующие, но стремящиеся воцерковиться; 3) невоцерковленные верующие, обращающиеся к публикациям по узкотематическим направлениям (крещение, похороны, праздники); 4) неопределившиеся разной степени веры, представители других конфессий, атеисты и т.д. Жанрово-тематическая специфика, выбор языковых средств, в т.ч. использование специальной лексики и церковных терминов, зависит от целевой аудитории и медиаплощадки, на которой размещается данный проект.

Опираясь на теоретические разработки исследователей и специалистов-практиков, а также на основе собственных эмпирических исследований, предпримем попытку создания типологии онлайновых медиапроектов православной тематики. При этом в качестве типологизирующих были выбраны следующие признаки: 1) место размещение информации - сеть Интернет; 2) целевое назначение; 3) особенности медиаконтента; 4) тематическая и жанровая специфика медиапубликаций. Таким образом, можно представить следующую типологию медиапроектов православной тематики:

1. Тематические медиапроекты. К данному типу относятся сайты (порталы), содержащие информацию по различным темам - азы православия, богослуже-

ние, церковное пение, иконопись, паломничества и т.п. (интернет-энциклопедии «Азбука веры», «Древо», «Предание.ру», «Хорист.ру», «Воцеркоеление.ру» и др.). Данные проекты также представлены в социальных медиа.

2. Интернет-СМИ. К этой категории относятся сайты представительств офлайновых православных СМИ (сайты телеканала «Спас», «Царьград», радиостанции «Радонеж», журналов «Вода Живая», «Наследник», «Фома» и др.) и оригинальные, не имеющие офлайного аналога («Православие и мир», «Ма-троныЯи», «Татьянин день», «Религия и СМИ» и др.). Данные проекты представлены в социальных медиа.

3. Интернет-представительства церковных организаций («Mospat.ru» -отдел внешних связей Московского Патриархата, «Патриархия.Ру» - официальный сайт Московского патриархата, «Blagovest-elista.ru - Элистинская и Калмыцкая епархия, «Mpda.ru» - сайт Московской духовной академии, «Donseminary.ru» - Донская духовная семинария, «Astrsobor.ru» - Успенский кафедральный собор и др.). Особая ценность данной информации основывается на том, что она исходит из первоисточника. Таким образом, информация, представленная на данных сайтах, носит официальный характер и является основой для формирования новостных материалов в СМИ. Данные ресурсы представлены в социальных медиа, при этом некоторые не имеют аналога-сайта (например, представительство Молодежного отдела Астраханской епархии).

4. Персональные сайты (блоги) православных деятелей (большое количество сайтов и блогов священников в социальных медиа). В том числе к данному типу относятся медиапроекты авторитетных представителей Русской Православной Церкви, чья деятельность вызывает устойчивый интерес как обычных пользователей, так и СМИ (сайты, блоги в социальных медиа, YouTube-кана-лы, например, протоирея Владимирова (Смирнова), протоирея Константина (Пархоменко), протоирея Андрея (Ткачева), епископа Ахтубинского Антония, митрополита Илариона (Алфеева), «Позитивный Батюшка на секретном острове» - блог иерея Антония (Русакевича) и мн.др.). Данные сайты содержат размышления по поводу происходящих вокруг автора событий, фото- и видеоматериалы. Новостная информация, размещенная на данных сайтах, является эксклюзивной, так как предоставляется самим деятелем или помощниками от его лица.

5. Публикации православной тематики в интернет-изданиях: «Патриарх отметил 10-летие интронизации» («Вести.Ру», 02.02.2019 г.), «У нищих слуг нет. Как на Руси было учреждено патриаршество» («Аргументы и факты, 20.02.2019 г.), «Росгвардия впервые покажет колокола для своего главного храма» (РИА Новости, 30.01.2019 г.), «Как подготовиться к купанию в проруби на Крещение» (WomanHit.ru, 28.01.2019 г.), «Для православного самосознания это очень важный сигнал» («Известия», 30.01.2019 г.), «Кем не могут подрабатывать священники?» (Kaspyinfo.ru, 04.03.2017 г.) и др.

6. Сообщества православной тематики в социальных медиа (например, «Община || «Православие в Астрахани», «Православные шутят», «Православные фильмы», «Правчтение», «Православные родители», «Православие в искусстве», «Православие в фотографии» и мн.др.).

7. Форумы («Соборно.Ру», «Прихожанка.ру», «Матушки.Ру», «Христиан-ка.Ру», «Доброе слово», «Благая беседа» и мн. др.).

Таким образом, процесс развития православной интернет-журналистики в России начался в конце 1990-х годов и привел к тому, что от небольших сайтов-представительств епархий и приходов специалисты дошли до создания крупных онлайновых медиапроектов. Приоритетными тематическими направлениями данных ресурсов являются различные аспекты жизни общества и человека в контексте православной культуры (общественно-политические и культурные события, благотворительные акции и др.). Анализ публикаций данных ресурсов показывает их многотемность, что отражается и в названии рубрик: «Православие в мире», «Общество», «Культура», «Семья» и др. («Православие.ш»), «Аналитика», «Общество», «Культура» и др. («Церковный вестник»). Помимо мно-готемности следует отметить также полифункциональность, мультимедийность, интерактивность данных ресурсов.

В целом, в православных массмедиа используются те же жанры, что и в изданиях иных тематических направлений. Преобладающими являются традиционные жанры: заметка, статья («Кому нужна была эта ваша война? Воспоминания афганца», «О чем говорит священник, пока варит кофе за барной стойкой» («Правмир») и мн. др), интервью («10 лучших интервью со священниками» («Правмир»), «Андрей Кончаловский: "Совесть не придумывается людьми"» («Фома»), «Священник и атеист о сути православия» («Киберпоп») и мн.др.), репортаж («Репортаж дня: репетиция Сретенского бала» («Воскресение»), «Репортаж из Пятого корпуса», «Легко ли вышить Небо? Фоторепортаж из вышивальной мастерской Ново-Тихвинского монастыря» («Православие. Ru») и мн.др.). С учетом особенностей онлайнового пространства публикации

Библиографический список

представлены с мультимедийными элементами и гиперссылками. Активно используются такие популярные жанры, как листикл («Русский Эзоп. 12 фактов о главном баснописце страны», «10 фактов о пророке Илии» («Правмир»), «15 православных мобильных приложений», «15 интересных фактов о Мартине Лютере» («Фома») и мн.др.), подкасты (Православие в звуке», «Радио вера», «Православие. Ru», «Отрада Православная» и мн.др.), видеотрансляции (ежегодные пасхальные службы, прямая трансляция богослужения в день годовщины интронизации Патриарха Кирилла и др.), аудиоиллюстрации («Иосиф Бродский. Сретение - читает прот. Александр Шмеман» («Православие и мир») и др.), видеоиллюстрации («О 178 беременных, новорожденном под бомбежкой и других беженцах в Лавре (+видео)» («Православие и мир») и мн.др.), рецензии («Правда и ложь фильма «Молчание» («ПравославиеЯш>), «Фильм «Ной»: Потоп сознания» («Правмир»), рецензия на книгу «Сказание о преподобном старце Феофиле Киево-Печерском» («Русский паломник») и мн. др.), цитаты («Святейший Патриарх Кирилл: избранные высказывания» («Право-славиеЯш>), «Цитаты Святых Отцов на каждый день» («Православие.орг») и мн.др.), некрологи («Умер последний фронтовой оператор Великой Отечественной Борис Соколов» («Фома»), «Человек, который всегда говорил о любви. Памяти протоиерея Димитрия Григорьева» («Церковный вестник») и мн. др.).

В связи с трансформацией модели медипотребления в плане стремления аудитории к визуальной информации, публикации могут быть представлены в виде инфографики («Миссия святого Николая Японского», «Проповедь апостолов» («Правмир»), «Церковный брак и степени родства», «Православные приюты для беременных» («Приход.Ру»), «Жертвы политических репрессий: график расстрелов в Бутово 1937-1938 гг.», «Календари: в чем разница?» («Фома») и мн. др.).

Активно развиваются все формы и жанры блогинга: видеоблогинг (стримы, обзоры, комментарии, новости и др.), подкаст-блогинг (образовательные, беседы со священником, новостные и др.), фотоблогинг (образ жизни, портреты, социальная проблематика и др.), смешанные типы.

Интерес представляет и явление инфотейнмента в православных интернет-ресурсах: тесты («Богословие в тестах» («Азбука веры») «Житие мое! Знаете ли вы, в каких словах нужна буква Ё?», «Толкуем по-старому: фордыбака, чикчиры, щунять» («Правмир») и мн. др.), карикатуры, фотоколлажи мотиваторы, шутливые рассказы (например, «10 православных шуток для жаждущих утешения» («Православие.фм»), «Православные анекдоты» («К^.кг»), весь контент сообщества «Православные шутят» в социальных медиа и др.). В целом данный контент является конструктивным, так как, во-первых, создается воцерковленными людьми, понимающими грань между шуткой и оскорблением. Во-вторых, данный медиаконтент, представленный в простой, развлекательной форме, обращает внимание на серьезные моменты жизни верующего человека, дает ему полезную информацию для размышления. Часто подобные публикации становятся медиавирусами и активно распространяются пользователями [4, с. 43 - 44].

Публикации онлайновых медиапроектов православной тематики имеют и особую жанровую специфику: житие («Блаженная Матрона: житие без мифов и домыслов», «Век Серафима: житие и время» («Фома») и др.), проповедь («Последняя проповедь протопресвитера Александра Шмемана» («Правмир») и мн. др.), статья-исповедь («Уроки одной измены» («Правмир») и др.). При этом проповедь, как правило, является перепечаткой выступлений известных священнослужителей, сказанных ими в храме по случаю какого-либо праздника или на библейскую тему.

В заключение отметим, что тематика православных онлайновых медиапроектов выходит за рамки вероучения и богослужения и касается более широкого круга вопросов. В целом крупные православные медиапроекты («Православие. Ru», «Правмир», «Фома» и др.) не уступают по качеству интернет-ресурсам иных тематических направлений, в т. ч. популярным порталам. Однако существует ещё больше количество сайтов, осуществляющих подачу медиапубликаций по старым принципам офлайнового СМИ (статичный контент, отсутствие гиперссылок, незначительное использование элементов интерактивности, мультимедиа, проблемы с оперативностью обновления информации и др.), что приводит к снижению востребованности среди пользователей. В региональных православных онлайновых медиапроектах часто отсутствуют собственные аналитические материалы [5, с. 133 - 136]. Возможность перепоста аналитических материалов с федеральных православных сайтов существенно снижает потенциал дальнейшего развития региональной православной интернет-журналистики. Таким образом, для развития, повышения эффективности и востребованности региональных ме-диапроектов православной тематики необходимо привлечение специалистов и активизация работы с данными массмедиа.

1. Чапнин С.В. Массмедиа - Церковь - массмедиа. Мое большое путешествие. Чапнин.ру Available at: http://chapnin.ru/articles/massmedia_church_ massmedia_138/

2. Лученко К.В. Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Москва: МГУ 2009.

3. Бакина О.В. Трансформация типологической модели православных СМИ: от информативности к публицистичности. Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015; 1 (135): 5 - 11.

4. Кадырова Г.Х. К вопросу о профессиональной этике журналистов в социальных сетях. Наследие Ю.И. Селезнева и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории. Краснодар. 2016: 41 - 44.

5. Бурдина Г.Ю., Лазуткина Е.В. Специфика астраханских интернет-ресурсов православной тематики. Медиачтения СКФУ. Отв. ред. О.И. Лепилкина, А.М. Горбачев. Ставрополь, 2016: 133 - 136.

References

1. Chapnin S.V. Massmedia - Cerkov'- massmedia. Moe bol'shoe puteshestvie. Chapnin.ru Available at: http://chapnin.ru/articles/massmedia_church_massmedia_138/

2. Luchenko K.V. Internet v informacionno-kommunikacionnoj deyatel'nostireligioznyh organizacij Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva: MGU, 2009.

3. Bakina O.V. Transformaciya tipologicheskoj modeli pravoslavnyh SMI: ot informativnosti k publicistichnosti. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2015; 1 (135): 5 - 11.

4. Kadyrova G.H. K voprosu o professional'noj 'etike zhurnalistov v social'nyh setyah. Nasledie Yu.I. Selezneva i aktual'nye problemy zhurnalistiki, kritiki, literaturovedeniya, istorii. Krasnodar. 2016: 41 - 44.

5. Burdina G.Yu., Lazutkina E.V. Specifika astrahanskih internet-resursov pravoslavnoj tematiki. Mediachteniya SKFU. Otv. red. O.I. Lepilkina, A.M. Gorbachev. Stavropol', 2016: 133 - 136.

Статья поступила в редакцию 26.02.19

УДК 811.411.21; УДК 811.351.22

Magomednabiev A.A., senior teacher, International Academic Centre of Quran Studies, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: magomednabiev76@mail.ru

Magomedova S.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: sakinat.0111@gmail.com

SPECIAL FEATURES OF MERONYMY OF THE SOMATISM "FACE" IN PHRASEOLOGY OF THE AVAR AND ARAB LANGUAGES. The article states the main results of the comparative analysis of phraseological space of the somatism "face" and its meronymy in the Avar and Arabic languages. The researched world picture is based on the key words with meanings: "face", "eye", "mouth", "tongue", "ear", "nose", "lip", "tooth". Other meronymical components of the somatism "face" are either inert phraseologically or represented with single phraseological units. The comparative analysis of the world picture of the somatism "face" and its meronymy in Avar and Arabic indicates the preferential differences in the world vision. Scientific novelty is in the material.which indicates the preferential differencesinthe worldview of Avars and Arabs. Theoretical value of the article is that the materials of Avar and Atcnie chrasseiogyerchetKnccheh indysttrsia endannhropcechtric acrncts,nntt only in somatic phraseology.

Key words: somatism, phraseological representation, world picture, compaeisoa, prohoW/dieel 550^0^0^rpOpaymien! de notete, nhhnic pevenption, сon-ceptualization, world picture, integral and differential signs.

А.А. Магомеднабиев, ст. преп., Международный академический центр по uзycеpeюKoraна, Дагестанский государственный университет,

г. Махачкала, E-mail: magomednabiev76@mail.ru

С.И. Магомедова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственньй^иеерсE-ees:sakieat.оr11OngmeT|Cоm

ОСОБЕННОСТИ МЕРОНИМИИ СОМАТИЗМА «ЛИЦО ВО ФРАЗЕОЛОГИИ АВАРСКОГО И АРАБСКО ГОЯЗПМОВ

В статье излагаются основные результаты сопоставительного анализа фра3e^orn^^^ckc^t5opoaTfaecTBaeeматизмэ «лрсо»и cro pcpoнимдe в аварсош и арабском языках. Исследуемая картина мира образована на основе ключевыословс oHaeeHavxi «лицо», «глаз», «рот», «язык», «ухо», «нос», «губа», «зуб». Остальные меронимические компоненты соматизма «лицо» фразеологически оздртоы, •eclo продстазлеeыcephnneыми фpeзeoлoгиfoамиiCoпo-ставительный анализ картины мира соматизма «лицо» и его меронимии в аваpseom hapaбeкoмaзыкaаtenpaicльcpвeaт о neehmyimececenHsie рарсозоях в видении мира. Новизна исследования заключается в самом материале, которы ¡haBKeCTeebceeyer ts onenMsoreTO eencaecoamrHHe в eceoanHMnpa aE^c^cqmcp и арабами. Теоретическая значимость статьи в том, что материалы аварской к арабской фраееологии исследуются в системном и антропоцентрическом аспектах, а не отдельной соматической фразеологии.

Ключевые слова: соматизм, фразеологическая репрезентация, картина мира,сорoceaoneHtse.npOTOTHemmccnnc сттыаыоя,пнрооеиаигоскийдны нотат, этническое восприятие, концептуализация, картина мира, интегральное н даффст» cc^ia>>Hbie sphshck^

В антропоцентрической парадигме современного арабского языкознания описание фразеологической картины встречается в единичных исследованиях [1; 2; 3]. Эти проблемы в несколько большей степени в сопоставительном плане изучены на материале дагестанских и арабских языков [4; 5]. Однако картина мира, концептуализированная соматизмом «лицо» и комплексом его меронимии в аварском и арабском языках, в известной нам литературе не исследовалась.

Наибольшее число фразеологизмов (117) образовано на основе ключевых слов бер\ «глаз» в аварском и арабском языках. Интегральным для фразеологического корпуса с компонентом «глаз» является то, что при зрительной фиксации и аварцы и арабы «поднимают» или «бросают глаз». Однако в большинстве случаев сценарий смотрения представлен различно: при смотрении аварцы могут метафорически «кинуть глаз», глаз может «доходить до предмета» или глаза «пробегать».

В отличие от аварцев при смотрении арабы метафорически могут «тащить свои глаза», многократно «обводить глазами», или «поедать глазами», не спуская глаз с объекта.

Представление о красоте, номинированное с опорой на «глаз» совсем различно. У аварцев красавицей считается та, у которой чёрные глаза. В этническом сознании арабов красота «ослепляет», «наполняет глаза» или эти глаза величиной с Луну.

Семема «симпатия, любовь» в обоих языках передается через впечатления глаза. Так у аварцев глаза от любви становятся «дурными»; влюблённые глаза «сверкают» или метафорически «кипят»; любимый - это метафорический «свет глаз» или «шёлковые глаза».

В отличие от аварцев арабы менее склонны к метафорической репрезен-яации симпатии. Араб, испытывающий симпатию, смотрнт «глазом благосклонности, глазом симпатии», причем с утратой тендерных различий. Объект тимпа-рии любяо больше ьем «риоь глаза». Метафорическая репрезентация любви единичнa: уйн ^е (О семечко моего глаза!) «Мой дoрогой \ Моя дорогая!» реальМноеснттьалпьон-рааязнсоумщун.ость «печаль» в аварском языке маркируется мокрыми глазами: в горе глаза «вытирают», «глаьа не высыхают»; горе метафор»чески забирает «увет из глаз».

Эта же реальность в аы^бязой репрезентации выгляд ит несеолько иначе. В печал» у арабов глаза «протекают», наполняются слезами, от горя «глаза лопаются».

Столь жи aазлично представлен и сценарий удивления. У аварцев п24 удивлении глаза «разрушаются». У атаба в ситуацие удивление «глаза смотрят со на одно, то на другое» или глаза «расширяются». Однако и аварцы, и арабы при удивлении не верят с то, что видят.

Ментальная сои^ось «виoмание»,репцезентируемая фразеологизмами с компонентом «глаз» в аварсиям языке носмт преимущественно морально-утичесгиЦ характер, в зрабском языке ета семема имеет дополнительную кон-ыатарью - «aдительность». м аварской этничности внимание эксплицируется «ем, чао глаза субъекта «возвращаются к объекту», субъект делает дважение глазами. Обращающий внимание «не снимфет глаи» с объекта или «убивает глаз-рот» абъекта. В случае, когда объект хочет пнивлечь внимание, иц метб-форически «бросается в гмаз». У невнимательного аварца «млаз дpеилет».

В арабской этничности проявление ьнимания менее образно. Асабы счмивоытрхятсо«чглеатазонмийвнкиомнацнеипяту»аиллиизисрмуюотряртамзлниочгнокыреатнмое.нтВаолзьмноыженасиущгинпоесртиб,олние-

3 61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.