Научная статья на тему 'Типологический подход в контексте анализа феномена толерантности в образовательной среде вуза'

Типологический подход в контексте анализа феномена толерантности в образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / интеллектуальные и эпистемологические стили мышления / копинг-стратегии / показатели самоактуализации / tolerance / intellectual styles of thinking / styles determining individual picture of the world / Coping strategy / indicators of self-actualization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудыхина О. В.

В статье рассматривается феномен «толерантность» как многогранное личностное качество, компонентами которого являются стилевые особенности личности как характеристики когнитивной сферы, показатели самоактуализации как компонент ценностно-мотивационной сферы, копинг-стратегии как особенности поведенческой сферы толерантной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the given article the phenomenon of tolerance is treated as a many-sided personal quality the components of which are style features of the person as characteristics of cognitive spheres, self-actualization indicators as components of the motivation and valuable sphere, coping strategies as features of the behavioral sphere of a tolerant person.

Текст научной работы на тему «Типологический подход в контексте анализа феномена толерантности в образовательной среде вуза»

УДК 159.923.33

ТИПОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ АНАЛИЗА ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

© О. В. Рудыхина

Новосибирский государственный технический университет Россия, 630092 Новосибирск, пр. К. Маркса, 20.

Тел./факс: +7 (383) 346 02 09.

E-mail: olga26_84@mail.ru

В статье рассматривается феномен «толерантность» как многогранное личностное качество, компонентами которого являются стилевые особенности личности как характеристики когнитивной сферы, показатели самоактуализации как компонент ценностномотивационной сферы, копинг-стратегии как особенности поведенческой сферы толерантной личности.

Ключевые слова: толерантность, интеллектуальные и эпистемологические стили мышления, копинг-стратегии, показатели самоактуализации.

В связи c возрастанием уровня социально-психологической напряженности в современном обществе увеличивается число исследований, направленных на изучение феномена толерантности, которая, по мнению А. Г. Асмолова [1, с. 10], руководителя ФЦП «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», является универсальной нормой сосуществования, кооперации, социального взаимодействия.

В современной научной литературе представлено большое количество работ в рамках тематики толерантности, однако отсутствует единое понимание сущности данного феномена и механизмов его актуализации.

Мы разделяем позицию Н. К. Бахаревой [2], согласно которой интегральным психологическим основанием феномена толерантности является субъективное благополучие личности. В свою очередь, субъективное благополучие является компонентом понятия «самоактуализация», поэтому в данном исследовании мы считаем необходимым сопоставить феномены толерантности и самоактуализации с целью выявления мотивационных особенностей толерантной личности.

Вследствие того что феномен толерантности затрагивает не только процессы самоактуализации, но и процессы адаптации к жизненным ситуациям, мы считаем необходимым определить взаимосвязь толерантности с особенностями поведения в стрессовых ситуациях, с копинг-стратегиями.

Мы считаем наиболее перспективным использование стилевого подхода к изучению познавательной сферы личности, подробно описанного в работе М. А. Холодной [3], и обращаем внимание на взаимосвязь толерантности с интеллектуальными стилями, отражающими предпочитаемые стра-

тегии решения проблемных ситуаций, и с эпистемологическими стилями, характеризующими ценностно-мотивационные ориентиры личности и особенности ее познавательного отношения к миру.

В связи с тем, что, по мнению М. А. Холодной [3, с. 244], в качестве особенностей эпистемологического стиля личности можно рассматривать психологические типы К. Г. Юнга, с учетом вышесказанного, в контексте изучения когнитивной сферы толерантной личности мы опираемся на типологию интеллектуальных стилей мышления А. Харрисона и Р. Брэмсона и психологическую типологию К. Г. Юнга [4, с. 681], которая была доработана исследователями К. Майерс и И. Бриггс и в дальнейшем Д. Кейрси. Отметим, что работ по исследованию психологических явлений с опорой на типологический подход крайне мало. Одной из значимых работ в данном направлении является исследование психологических типов Б. В. Овчинниковым с соавторами, которые адаптировали опросник Д. Кейрси для российской выборки [5, с. 149] и провели многоплановое исследование по изучению психологических особенностей у студентов с разным типом личности. Также в последнее время исследователи обращают внимание на изучение особенностей адаптации сквозь призму типологического подхода. Так, в своей работе С. А. Богомаз предлагает и обосновывает билатеральную модель психики [6], опираясь на типологию личности, по К. Г. Юнгу. В свою очередь, В. И. Окладников и Г. Г. Кухлова в своем исследовании [7] экспериментально подтверждают наличие тесной связи типологических характеристик с особенностями адаптации личности.

С учетом сказанного, целью данного исследования является выявление взаимосвязей толерантности с типологическими особенностями личности

(интеллектуальные стили мышления и психологические особенности типа личности), копинг-стратегиями и показателями самоактуализации у студентов вуза. Предмет исследования - взаимосвязь уровня толерантности с интеллектуальными стилями мышления, характеристиками психологического типа личности, копинг-стратегиями, показателями самоактуализации. Объект исследования - психологические особенности толерантной личности.

Методы исследования: психологическое тестирование, методы статистической обработки данных (и - критерий Манна-Уитни, ф - метод углового преобразования Фишера, гр - коэффициент линейной корреляции Пирсона, ге - коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

В исследовании использованы следующие методики: 1) опросник для измерения уровня толерантности [8, с. 51], разработанный, апробированный и прошедший валидизацию на кафедре педагогики и психологии НГТУ в рамках ФЦП по проблеме толерантности (2001-2005); 2) опросник «САМОАЛ» Н. Ф. Калиной для определения показателей самоактуализации; 3) опросник

С. Хобфолла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» для выявления копинг-стратегий; 4) опросник «Стиль мышления» (авторы: А. Харрисон и Р. Брэмсон; адаптирован А. А. Алексеевым и Л. А. Громовой) для определения преобладающих интеллектуальных стилей мышления; 5) опросник Д. Кейрси для диагностики типологических характеристик личности [5, с. 266]. Данная методика основана на оценке выделенных К. Г. Юнгом четырех

дихотомических признаков: «экстраверсия» - «ин-троверсия» (Extraversión - Intraversión), т.е. предпочтительная установка; «ощущение» - «интуиция» (Sensing - Intuition), т.е. предпочтительный способ восприятия информации; «мышление» -«чувство» (Thinking - Feeling), т.е. предпочтительный способ принятия решений; «рациональность» -«иррациональность» (Judging - Perceiving), т.е. предпочитаемый способ ориентации в окружающем мире. Сочетание предпочтений одного из полюсов каждой из четырех шкал дает обозначение одного из 16 типов. Д. Кейрси выделил и придал особое значение двухбуквенным сочетаниям, отражающим психологические портреты, отличающиеся ценностно-мотивационными особенностями: SJ (сенсорно-планирующий тип), NF (интуитивно-чувствующий тип), NT (интуитивно-логический тип), SP (сенсорно-спонтанный тип).

Описание выборки. В исследовании приняли участие студенты I курса технических, экономических, гуманитарных специальностей НГТУ. Общий объем выборки - 140 человек. Возраст от 16 до 20 лет.

Результаты исследования. С целью качественного анализа полученных результатов в соответствии с правилами нормального распределения мы разделили выборку студентов на три группы по уровню толерантности. Нами было обнаружено, что в группе с высоким уровнем толерантности присутствуют только представители типов SJ и NF (рис.), причем студентов с сенсорно-планирующим типом SJ в группе с высокой толерантностью достоверно больше по сравнению с группой с низкой толерантностью (фэмп = 2.31, p<0.01).

Распределение психологических типов в группе

с высокой толерантностью (n=22)

0%

0%

50% 50%

■ SJ «NF BNT BSP

Рис. Распределение психологических типов в группах с низким и высоким уровнем толерантности.

С целью выявления особенностей распределе- ри типологических групп 81, №, N1, 8Р с разным

ния типов в группах с разным уровнем толерантно- уровнем толерантности (табл. 1-3).

сти мы рассмотрели представленность типов внут-

Таблица 1.

Распределение типов в группах 81, ОТ, N1, 8Р с низкой и высокой толерантностью.

Типы внутри типологических групп Группа с низкой толерантностью (п = 22) Группа с высокой толерантностью (п = 22) Достоверность различий (по критерию Фишера)

В группе 81:

Е8Б1, 18Б1 (доминирующая функция «чувство» Б)

Е8И, 18ТС (доминирующая функция «мышление» Т)

В группе N1":

Е№7 ШИ (доминирующая функция «чувство» Б)

ЕОТР, ЮТР (доминирующая функция «интуиция» N)

В группе 8Р (у всех типов доминирующая функция «ощущение» 8):

Е8БР, 18БР

Е8ТР, 18ТР

В группе ЭТ:

ENTJ, INTJ (доминирующая функция «мышление» Т)

ENTP, ШТР (доминирующая функция «интуиция» N)

Полученное распределение типов внутри выборку на группы с типами 81, №, NT, 8Р и опре-

групп низко- и высокотолерантных студентов сви- делили в каждой из указанных групп взаимосвязь

детельствует о том, что в каждой из групп сущест- толерантности с особенностями когнитивной, цен-

вуют типологические особенности, связанные с ностно-мотивационной и поведенческой сферы.

выраженностью толерантности. Нами обнаружена обратная взаимосвязь толерант-

Далее, с целью выявления психологических ности с прагматическим стилем мышления в группе

особенностей толерантных студентов мы разделили 81 (гр = - 0.51, р<0.01).

Таблица 2.

Значимые корреляционные взаимосвязи толерантности с копинг-стратегиями в типологических группах.

Название копинг-стратегии Взаимосвязь толерантности с копинг-стратегиями в группе с типом 81 (п = 46) Взаимосвязь толерантности с копинг-стратегиями в группе с типом N1" (п = 70) Взаимосвязь толерантности с копинг-стратегиями в группе с типом ЭТ (п = 10) Взаимосвязь толерантности с копинг-стратегиями в группе с типом 8Р (п = 15)

г5 = 0.54 р<0.05

«Вступление в социальный контакт»

«Поиск социальный поддержки»

«Избегание»

«Агрессивные

действия»

гр = 0.38 р<0.01

гр = - 0.32 р<0.05

гр = - 0.37 р<0.05

гр = 0.31 р<0.01

гр = - 0.39 р<0.01

Условные обозначения. гр - коэффициент линейной корреляции Пирсона; г5 - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

9% 32% фэмп = 1.86 р<0.03

9% 18% -

5% 32% фэмп = 2.47 р<0.01

36% 18% фэмп = 1.79 р<0.004

27% 0% -

0% 0% -

9% 0% -

5% 0% -

Таблица 3.

Значимые корреляционные взаимосвязи толерантности с показателями самоактуализации в типологических группах.

Показатели само- В группе с типом В группе с типом В группе с типом В группе с типом

актуализации 81 (п = 46) ОТ (п = 70) ОТ (п = 10) 8Р (п = 15)

«Ориентация во гр = 0.39 гр = 0.32

времени» р<0.01 р<0.01

«Взгляд на природу человека» - - г5 = - 0.89 р<0.01 -

«Контактность» - гр = 0.29 р<0.05 - -

«Гибкость в гр = 0.24

общении» р<0.05

Общий балл по гр = 0.26

«САМОАЛ» р<0.05

Условные обозначения. гр - коэффициент линейной корреляции Пирсона; г5 - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Обсуждение результатов. Полученные результаты позволяют нам констатировать специфические проявления толерантности в зависимости от типологических особенностей личности.

В группе студентов с сенсорно-планирующим типом 81 выраженность толерантности проявляется в большей степени в связи с ориентацией на чувства и внутренние убеждения, отражающей доминирование рациональной функции «чувство» в структуре психологического типа. Вероятно, связанная с этим субъективно-чувственная ориентация способствует проявлению гуманного отношения к окружающим, что несовместимо с принципами целесообразности и стремлением к получению выгоды в общении с другими людьми. В связи с этим закономерна обнаруженная нами низкая степень выраженности прагматического стиля в структуре профиля интеллектуальных стилей мышления у толерантных студентов с типом 81. Указанные типологические особенности находят свое отражение в активной позиции толерантных студентов с типом 81 в стрессовой ситуации, что проявляется в отвержении агрессивных стратегий поведения и стремлением к взаимодействию с целью разрешения проблемной ситуации. Интересно, что выраженность толерантности у студентов данной группы находит отражение в приверженности ценности актуального момента жизни как одного из главных показателей самоактуализации личности. Отсюда следует, что в группе с типом 81 выраженность толерантной позиции проявляется во внимании к внутреннему миру и чувствам (собственным и оружающих), что сочетается со стремлением к взаимодействию с людьми на основе принципов гуманности и открытости для совместного разрешения проблемной ситуации.

В группе студентов с интуитивно-чувствующим типом № выраженность толерантности так же, как и в группе с типом 81, связана с доминированием в структуре психологического

типа рациональной функции, отражающей субъективно-чувственную ориентацию при принятии решения. Данное предпочтение у толерантных студентов с типом № проявляется также в активной позиции при разрешении стрессовой ситуации, но имеет иную направленность - поиск поддержки со стороны значимых людей. Вероятно, в силу особенностей субъектов интуитивно-чувствующего типа, проявляющихся в значимости для них глубоких межличностных отношений [5, с. 42], толерантным студентам данного типа важно близкое общение со значимыми людьми, особенно в ситуации стресса. Возможно, именно поэтому уровень толерантности у студентов с типом № напрямую связан с показателями самоактуализации, что подчеркивает наличие связи у них между конструктивными межличностными отношениями, характеризующимися толерантной позицией, и ощущением реализации собственного потенциала, а также стремлением к самораскрытию в процессе общения и открытому, аутентичному взаимодействию с окружающими.

Для студентов с сенсорно-спонтанным типом 8Р характерна низкая степень толерантности, как показало наше исследование. Данный факт можно объяснить ориентацией на спонтанные действия у субъектов данного типа, обусловленных доминированием иррациональной функции «ощущение», что свидетельствует о предпочтении образа жизни, основанного на импульсивных действиях, и приверженности ощущениям при восприятии жизненных ситуаций. В связи с этим для субъектов данного типа в большей степени характерно внимание к фактам и опора на здравый смысл и, как следствие, практичность в жизненных ситуациях, что, как показало наше исследование, препятствует проявлению толерантности.

Необходимо отметить, что у низкотолерантных студентов с сенсорно-спонтанным типом в структуре типа выражена характеристика «чувст-

во». Однако в отличие от толерантных студентов 81 и № данная функция у типа 8Р является вспомогательной. С учетом этого мы можем предположить, что преобладание ориентации на ощущения и объективные факты с опорой на субъективные чувства способствует выраженности практичного подхода и прагматической ориентации во взаимодействии с окружающими, что будет препятствовать толерантному общению. Вероятно, данная прагматическая направленность в поведении в наименьшей степени способствует установлению глубоких межличностных отношений, что подтверждает выявленная нами особенность у низкотолерантных студентов с типом 8Р: отвержение стратегии совла-дания со стрессовыми ситуациями, проявляющейся в поиске поддержки со стороны значимых людей.

Для студентов с интуитивно-логическим типом N1 характерна низкая степень толерантности, о чем свидетельствуют результаты нашего исследования. Поскольку представители данного типа отличаются выраженностью функций «интуиция», отражающей опору на предчувствие, и интуицию при восприятии событий, и «мышление» как отражение объективного критерия при принятии решения [5, с. 51], они ориентированы на познание объективной истины посредством познания закономерностей в окружающей среде. Данная мотивационная направленность закономерно способствует независимому подходу к различным жизненным ситуациям, что препятствует, по нашему мнению, установлению доверительных отношений как основы толерантного взаимодействия.

Интересно отметить, что выраженность толерантной позиции у представителей с типом N1 сочетается с реалистичным взглядом на природу человека, что характеризуется отсутствием веры в возможности окружающих людей. Получается, что студенты с интуитивно-логическим типом могут иметь выраженность толерантности, однако при этом они не будут склонны к углублению в понимание позиции другого человека, принимая как факт мнение и поведение другого, отличающиеся от своего собственного, что, вероятно, будет проявляться у них в особой регуляции поведения.

Выводы. Итак, проведенное исследование, с одной стороны, подтвердило полученные нами ранее результаты взаимосвязи толерантности с интеллектуальными стилями мышления и копинг-стратегиями [8]. С другой стороны, данная работа показала, что уровень толерантности у студентов вуза связан с особенностями их познавательной картины мира, что находит отражение в типологических особенностях личности и в особенностях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ценностно-мотивационной и поведенческой сферы. В связи с этим наше исследование показало, что в каждой из типологических групп толерантность имеет специфику проявления на психологическом уровне.

В то же время нами установлено, что низкая толерантность характерна для студентов сенсорноспонтанного типа 8Р и интуитивно-логического типа NT. На наш взгляд, низкий уровень толерантности у студентов с типом 8Р связан со свойственным для них прагматическим подходом, в т. ч. в решении проблемных ситуаций, а у студентов с типом NT - с независимым подходом, отражающим их направленность на познание объективной истины.

Резюмируя сказанное, можно сказать, что толерантность - сложное и многогранное личностное качество, с одной стороны, отражающее направленность на конструктивное и гармоничное взаимодействие с окружающими людьми, а, с другой -имеющее своеобразие проявления на психологическом уровне в зависимости от типологических особенностей личности. Отсюда следует, что в исследовании факторов толерантности, а также при составлении программ по формированию толерантности, особенно в среде вуза, учет типологических особенностей личности является не только актуальным, но и востребованным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности // Вопросы психологии. 2003. №4. С. 3-12.

2. Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2004. 22 с.

3. Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учеб. пособие. М.: ПЕРСЭ, 2002. 239 с.

4. Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. с нем. М.: Университетская книга, ООО «Изд-во АСТ», 1998. 720 с.

5. Овчинников Б. В., Владимирова И. М., Павлов К. В. Типы темперамента в практической психологии. СПб.: Речь, 2003. 288 с.

6. Богомаз С. А. Билатеральная модель структуры психики: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003. 269 с.

7. Окладников В. И., Кухлова Г. Г. Дезадаптация личности. Иркутск: Оттиск, 2004. 180 с.

8. Психология личности: психолого-педагогические основы

толерантности: учеб. пособие / Л. В. Меньшикова,

О. С. Шемелина, Л. В. Кавун, Л. А. Аксенова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. 51 с.

9. Рудыхина О. В. Психологические особенности толерантного студента // Вестник Санкт-Петербургского университета / Серия 12 «Психология. Социология. Педагогика». Выпуск 2. Часть II. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. С. 164-170.

Поступила в редакцию 30.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.