УДК 159.923.33
ТИПОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ АНАЛИЗА ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
© О. В. Рудыхина
Новосибирский государственный технический университет Россия, 630092 Новосибирск, пр. К. Маркса, 20.
Тел./факс: +7 (383) 346 02 09.
E-mail: olga26_84@mail.ru
В статье рассматривается феномен «толерантность» как многогранное личностное качество, компонентами которого являются стилевые особенности личности как характеристики когнитивной сферы, показатели самоактуализации как компонент ценностномотивационной сферы, копинг-стратегии как особенности поведенческой сферы толерантной личности.
Ключевые слова: толерантность, интеллектуальные и эпистемологические стили мышления, копинг-стратегии, показатели самоактуализации.
В связи c возрастанием уровня социально-психологической напряженности в современном обществе увеличивается число исследований, направленных на изучение феномена толерантности, которая, по мнению А. Г. Асмолова [1, с. 10], руководителя ФЦП «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», является универсальной нормой сосуществования, кооперации, социального взаимодействия.
В современной научной литературе представлено большое количество работ в рамках тематики толерантности, однако отсутствует единое понимание сущности данного феномена и механизмов его актуализации.
Мы разделяем позицию Н. К. Бахаревой [2], согласно которой интегральным психологическим основанием феномена толерантности является субъективное благополучие личности. В свою очередь, субъективное благополучие является компонентом понятия «самоактуализация», поэтому в данном исследовании мы считаем необходимым сопоставить феномены толерантности и самоактуализации с целью выявления мотивационных особенностей толерантной личности.
Вследствие того что феномен толерантности затрагивает не только процессы самоактуализации, но и процессы адаптации к жизненным ситуациям, мы считаем необходимым определить взаимосвязь толерантности с особенностями поведения в стрессовых ситуациях, с копинг-стратегиями.
Мы считаем наиболее перспективным использование стилевого подхода к изучению познавательной сферы личности, подробно описанного в работе М. А. Холодной [3], и обращаем внимание на взаимосвязь толерантности с интеллектуальными стилями, отражающими предпочитаемые стра-
тегии решения проблемных ситуаций, и с эпистемологическими стилями, характеризующими ценностно-мотивационные ориентиры личности и особенности ее познавательного отношения к миру.
В связи с тем, что, по мнению М. А. Холодной [3, с. 244], в качестве особенностей эпистемологического стиля личности можно рассматривать психологические типы К. Г. Юнга, с учетом вышесказанного, в контексте изучения когнитивной сферы толерантной личности мы опираемся на типологию интеллектуальных стилей мышления А. Харрисона и Р. Брэмсона и психологическую типологию К. Г. Юнга [4, с. 681], которая была доработана исследователями К. Майерс и И. Бриггс и в дальнейшем Д. Кейрси. Отметим, что работ по исследованию психологических явлений с опорой на типологический подход крайне мало. Одной из значимых работ в данном направлении является исследование психологических типов Б. В. Овчинниковым с соавторами, которые адаптировали опросник Д. Кейрси для российской выборки [5, с. 149] и провели многоплановое исследование по изучению психологических особенностей у студентов с разным типом личности. Также в последнее время исследователи обращают внимание на изучение особенностей адаптации сквозь призму типологического подхода. Так, в своей работе С. А. Богомаз предлагает и обосновывает билатеральную модель психики [6], опираясь на типологию личности, по К. Г. Юнгу. В свою очередь, В. И. Окладников и Г. Г. Кухлова в своем исследовании [7] экспериментально подтверждают наличие тесной связи типологических характеристик с особенностями адаптации личности.
С учетом сказанного, целью данного исследования является выявление взаимосвязей толерантности с типологическими особенностями личности
(интеллектуальные стили мышления и психологические особенности типа личности), копинг-стратегиями и показателями самоактуализации у студентов вуза. Предмет исследования - взаимосвязь уровня толерантности с интеллектуальными стилями мышления, характеристиками психологического типа личности, копинг-стратегиями, показателями самоактуализации. Объект исследования - психологические особенности толерантной личности.
Методы исследования: психологическое тестирование, методы статистической обработки данных (и - критерий Манна-Уитни, ф - метод углового преобразования Фишера, гр - коэффициент линейной корреляции Пирсона, ге - коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
В исследовании использованы следующие методики: 1) опросник для измерения уровня толерантности [8, с. 51], разработанный, апробированный и прошедший валидизацию на кафедре педагогики и психологии НГТУ в рамках ФЦП по проблеме толерантности (2001-2005); 2) опросник «САМОАЛ» Н. Ф. Калиной для определения показателей самоактуализации; 3) опросник
С. Хобфолла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» для выявления копинг-стратегий; 4) опросник «Стиль мышления» (авторы: А. Харрисон и Р. Брэмсон; адаптирован А. А. Алексеевым и Л. А. Громовой) для определения преобладающих интеллектуальных стилей мышления; 5) опросник Д. Кейрси для диагностики типологических характеристик личности [5, с. 266]. Данная методика основана на оценке выделенных К. Г. Юнгом четырех
дихотомических признаков: «экстраверсия» - «ин-троверсия» (Extraversión - Intraversión), т.е. предпочтительная установка; «ощущение» - «интуиция» (Sensing - Intuition), т.е. предпочтительный способ восприятия информации; «мышление» -«чувство» (Thinking - Feeling), т.е. предпочтительный способ принятия решений; «рациональность» -«иррациональность» (Judging - Perceiving), т.е. предпочитаемый способ ориентации в окружающем мире. Сочетание предпочтений одного из полюсов каждой из четырех шкал дает обозначение одного из 16 типов. Д. Кейрси выделил и придал особое значение двухбуквенным сочетаниям, отражающим психологические портреты, отличающиеся ценностно-мотивационными особенностями: SJ (сенсорно-планирующий тип), NF (интуитивно-чувствующий тип), NT (интуитивно-логический тип), SP (сенсорно-спонтанный тип).
Описание выборки. В исследовании приняли участие студенты I курса технических, экономических, гуманитарных специальностей НГТУ. Общий объем выборки - 140 человек. Возраст от 16 до 20 лет.
Результаты исследования. С целью качественного анализа полученных результатов в соответствии с правилами нормального распределения мы разделили выборку студентов на три группы по уровню толерантности. Нами было обнаружено, что в группе с высоким уровнем толерантности присутствуют только представители типов SJ и NF (рис.), причем студентов с сенсорно-планирующим типом SJ в группе с высокой толерантностью достоверно больше по сравнению с группой с низкой толерантностью (фэмп = 2.31, p<0.01).
Распределение психологических типов в группе
с высокой толерантностью (n=22)
0%
0%
50% 50%
■ SJ «NF BNT BSP
Рис. Распределение психологических типов в группах с низким и высоким уровнем толерантности.
С целью выявления особенностей распределе- ри типологических групп 81, №, N1, 8Р с разным
ния типов в группах с разным уровнем толерантно- уровнем толерантности (табл. 1-3).
сти мы рассмотрели представленность типов внут-
Таблица 1.
Распределение типов в группах 81, ОТ, N1, 8Р с низкой и высокой толерантностью.
Типы внутри типологических групп Группа с низкой толерантностью (п = 22) Группа с высокой толерантностью (п = 22) Достоверность различий (по критерию Фишера)
В группе 81:
Е8Б1, 18Б1 (доминирующая функция «чувство» Б)
Е8И, 18ТС (доминирующая функция «мышление» Т)
В группе N1":
Е№7 ШИ (доминирующая функция «чувство» Б)
ЕОТР, ЮТР (доминирующая функция «интуиция» N)
В группе 8Р (у всех типов доминирующая функция «ощущение» 8):
Е8БР, 18БР
Е8ТР, 18ТР
В группе ЭТ:
ENTJ, INTJ (доминирующая функция «мышление» Т)
ENTP, ШТР (доминирующая функция «интуиция» N)
Полученное распределение типов внутри выборку на группы с типами 81, №, NT, 8Р и опре-
групп низко- и высокотолерантных студентов сви- делили в каждой из указанных групп взаимосвязь
детельствует о том, что в каждой из групп сущест- толерантности с особенностями когнитивной, цен-
вуют типологические особенности, связанные с ностно-мотивационной и поведенческой сферы.
выраженностью толерантности. Нами обнаружена обратная взаимосвязь толерант-
Далее, с целью выявления психологических ности с прагматическим стилем мышления в группе
особенностей толерантных студентов мы разделили 81 (гр = - 0.51, р<0.01).
Таблица 2.
Значимые корреляционные взаимосвязи толерантности с копинг-стратегиями в типологических группах.
Название копинг-стратегии Взаимосвязь толерантности с копинг-стратегиями в группе с типом 81 (п = 46) Взаимосвязь толерантности с копинг-стратегиями в группе с типом N1" (п = 70) Взаимосвязь толерантности с копинг-стратегиями в группе с типом ЭТ (п = 10) Взаимосвязь толерантности с копинг-стратегиями в группе с типом 8Р (п = 15)
г5 = 0.54 р<0.05
«Вступление в социальный контакт»
«Поиск социальный поддержки»
«Избегание»
«Агрессивные
действия»
гр = 0.38 р<0.01
гр = - 0.32 р<0.05
гр = - 0.37 р<0.05
гр = 0.31 р<0.01
гр = - 0.39 р<0.01
Условные обозначения. гр - коэффициент линейной корреляции Пирсона; г5 - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
9% 32% фэмп = 1.86 р<0.03
9% 18% -
5% 32% фэмп = 2.47 р<0.01
36% 18% фэмп = 1.79 р<0.004
27% 0% -
0% 0% -
9% 0% -
5% 0% -
Таблица 3.
Значимые корреляционные взаимосвязи толерантности с показателями самоактуализации в типологических группах.
Показатели само- В группе с типом В группе с типом В группе с типом В группе с типом
актуализации 81 (п = 46) ОТ (п = 70) ОТ (п = 10) 8Р (п = 15)
«Ориентация во гр = 0.39 гр = 0.32
времени» р<0.01 р<0.01
«Взгляд на природу человека» - - г5 = - 0.89 р<0.01 -
«Контактность» - гр = 0.29 р<0.05 - -
«Гибкость в гр = 0.24
общении» р<0.05
Общий балл по гр = 0.26
«САМОАЛ» р<0.05
Условные обозначения. гр - коэффициент линейной корреляции Пирсона; г5 - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Обсуждение результатов. Полученные результаты позволяют нам констатировать специфические проявления толерантности в зависимости от типологических особенностей личности.
В группе студентов с сенсорно-планирующим типом 81 выраженность толерантности проявляется в большей степени в связи с ориентацией на чувства и внутренние убеждения, отражающей доминирование рациональной функции «чувство» в структуре психологического типа. Вероятно, связанная с этим субъективно-чувственная ориентация способствует проявлению гуманного отношения к окружающим, что несовместимо с принципами целесообразности и стремлением к получению выгоды в общении с другими людьми. В связи с этим закономерна обнаруженная нами низкая степень выраженности прагматического стиля в структуре профиля интеллектуальных стилей мышления у толерантных студентов с типом 81. Указанные типологические особенности находят свое отражение в активной позиции толерантных студентов с типом 81 в стрессовой ситуации, что проявляется в отвержении агрессивных стратегий поведения и стремлением к взаимодействию с целью разрешения проблемной ситуации. Интересно, что выраженность толерантности у студентов данной группы находит отражение в приверженности ценности актуального момента жизни как одного из главных показателей самоактуализации личности. Отсюда следует, что в группе с типом 81 выраженность толерантной позиции проявляется во внимании к внутреннему миру и чувствам (собственным и оружающих), что сочетается со стремлением к взаимодействию с людьми на основе принципов гуманности и открытости для совместного разрешения проблемной ситуации.
В группе студентов с интуитивно-чувствующим типом № выраженность толерантности так же, как и в группе с типом 81, связана с доминированием в структуре психологического
типа рациональной функции, отражающей субъективно-чувственную ориентацию при принятии решения. Данное предпочтение у толерантных студентов с типом № проявляется также в активной позиции при разрешении стрессовой ситуации, но имеет иную направленность - поиск поддержки со стороны значимых людей. Вероятно, в силу особенностей субъектов интуитивно-чувствующего типа, проявляющихся в значимости для них глубоких межличностных отношений [5, с. 42], толерантным студентам данного типа важно близкое общение со значимыми людьми, особенно в ситуации стресса. Возможно, именно поэтому уровень толерантности у студентов с типом № напрямую связан с показателями самоактуализации, что подчеркивает наличие связи у них между конструктивными межличностными отношениями, характеризующимися толерантной позицией, и ощущением реализации собственного потенциала, а также стремлением к самораскрытию в процессе общения и открытому, аутентичному взаимодействию с окружающими.
Для студентов с сенсорно-спонтанным типом 8Р характерна низкая степень толерантности, как показало наше исследование. Данный факт можно объяснить ориентацией на спонтанные действия у субъектов данного типа, обусловленных доминированием иррациональной функции «ощущение», что свидетельствует о предпочтении образа жизни, основанного на импульсивных действиях, и приверженности ощущениям при восприятии жизненных ситуаций. В связи с этим для субъектов данного типа в большей степени характерно внимание к фактам и опора на здравый смысл и, как следствие, практичность в жизненных ситуациях, что, как показало наше исследование, препятствует проявлению толерантности.
Необходимо отметить, что у низкотолерантных студентов с сенсорно-спонтанным типом в структуре типа выражена характеристика «чувст-
во». Однако в отличие от толерантных студентов 81 и № данная функция у типа 8Р является вспомогательной. С учетом этого мы можем предположить, что преобладание ориентации на ощущения и объективные факты с опорой на субъективные чувства способствует выраженности практичного подхода и прагматической ориентации во взаимодействии с окружающими, что будет препятствовать толерантному общению. Вероятно, данная прагматическая направленность в поведении в наименьшей степени способствует установлению глубоких межличностных отношений, что подтверждает выявленная нами особенность у низкотолерантных студентов с типом 8Р: отвержение стратегии совла-дания со стрессовыми ситуациями, проявляющейся в поиске поддержки со стороны значимых людей.
Для студентов с интуитивно-логическим типом N1 характерна низкая степень толерантности, о чем свидетельствуют результаты нашего исследования. Поскольку представители данного типа отличаются выраженностью функций «интуиция», отражающей опору на предчувствие, и интуицию при восприятии событий, и «мышление» как отражение объективного критерия при принятии решения [5, с. 51], они ориентированы на познание объективной истины посредством познания закономерностей в окружающей среде. Данная мотивационная направленность закономерно способствует независимому подходу к различным жизненным ситуациям, что препятствует, по нашему мнению, установлению доверительных отношений как основы толерантного взаимодействия.
Интересно отметить, что выраженность толерантной позиции у представителей с типом N1 сочетается с реалистичным взглядом на природу человека, что характеризуется отсутствием веры в возможности окружающих людей. Получается, что студенты с интуитивно-логическим типом могут иметь выраженность толерантности, однако при этом они не будут склонны к углублению в понимание позиции другого человека, принимая как факт мнение и поведение другого, отличающиеся от своего собственного, что, вероятно, будет проявляться у них в особой регуляции поведения.
Выводы. Итак, проведенное исследование, с одной стороны, подтвердило полученные нами ранее результаты взаимосвязи толерантности с интеллектуальными стилями мышления и копинг-стратегиями [8]. С другой стороны, данная работа показала, что уровень толерантности у студентов вуза связан с особенностями их познавательной картины мира, что находит отражение в типологических особенностях личности и в особенностях
ценностно-мотивационной и поведенческой сферы. В связи с этим наше исследование показало, что в каждой из типологических групп толерантность имеет специфику проявления на психологическом уровне.
В то же время нами установлено, что низкая толерантность характерна для студентов сенсорноспонтанного типа 8Р и интуитивно-логического типа NT. На наш взгляд, низкий уровень толерантности у студентов с типом 8Р связан со свойственным для них прагматическим подходом, в т. ч. в решении проблемных ситуаций, а у студентов с типом NT - с независимым подходом, отражающим их направленность на познание объективной истины.
Резюмируя сказанное, можно сказать, что толерантность - сложное и многогранное личностное качество, с одной стороны, отражающее направленность на конструктивное и гармоничное взаимодействие с окружающими людьми, а, с другой -имеющее своеобразие проявления на психологическом уровне в зависимости от типологических особенностей личности. Отсюда следует, что в исследовании факторов толерантности, а также при составлении программ по формированию толерантности, особенно в среде вуза, учет типологических особенностей личности является не только актуальным, но и востребованным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности // Вопросы психологии. 2003. №4. С. 3-12.
2. Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2004. 22 с.
3. Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учеб. пособие. М.: ПЕРСЭ, 2002. 239 с.
4. Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. с нем. М.: Университетская книга, ООО «Изд-во АСТ», 1998. 720 с.
5. Овчинников Б. В., Владимирова И. М., Павлов К. В. Типы темперамента в практической психологии. СПб.: Речь, 2003. 288 с.
6. Богомаз С. А. Билатеральная модель структуры психики: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003. 269 с.
7. Окладников В. И., Кухлова Г. Г. Дезадаптация личности. Иркутск: Оттиск, 2004. 180 с.
8. Психология личности: психолого-педагогические основы
толерантности: учеб. пособие / Л. В. Меньшикова,
О. С. Шемелина, Л. В. Кавун, Л. А. Аксенова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. 51 с.
9. Рудыхина О. В. Психологические особенности толерантного студента // Вестник Санкт-Петербургского университета / Серия 12 «Психология. Социология. Педагогика». Выпуск 2. Часть II. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. С. 164-170.
Поступила в редакцию 30.04.2010 г.