Научная статья на тему 'Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России'

Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Сивак Александр Николаевич

В статье представлены результаты исследований по выявлению типологических признаков образовательной среды, необходимых для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России. Авторами установлено, что образовательная среда является средством педагогического мониторинга уровня профессионального развития курсантов в вузе и готовности к военно-профессиональной деятельности во внутренних войсках МВД России; она выступает дифференцированной системой подготовки по отдельным направлениям профессионального развития курсантов; она образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к будущей службе во внутренних войсках МВД России; она существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность межличностных отношений в контексте адаптации курсантов к службе во внутренних войсках МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Сивак Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article presents the results of researches on identification of typological factors of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors found that the educational environment is considered to be the means of pedagogical monitoring of the level of professional development of cadets in higher education institution and readiness for military professional activity in internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia; it acts as the differentiated system of preparation for the separate directions of professional development of cadets; it forms the substratum of the individualized activity, transitional from an educational situation to future service in internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia; it exists as the certain social community developing the set of the interpersonal relations in a context of adaptation of cadets to service in the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России»

териальную спортивную базу по соответствующим видам спорта, наряду с подготовкой спортсменов высокого класса несут ответственность за поиск талантливых юных спортсменов. Ведь для дальнейшего обеспечения преемственности спортивных поколений должна эффективно функционировать государственная система подготовки спортивного резерва.

Действующие краевые училища олимпийского резерва не в состоянии сегодня эффективно решать вопросы качественной подготовки спортсменов и являются, по сути, лишь региональными образовательными центрами среднего профессионального образования специалистов в области физической культуры и спорта.

Внесенные изменения в деятельность 5-ти краевых профессиональных клубов мастеров по игровым видам спорта, с целью повышения эффективности подготовки ближайшего спортивного резерва края в этих видах спорта, позволили дополнительно создать 5 ДЮСШ, обеспечивая им профессиональное методическое руководство и предоставляя дополнительные материально-технические возможности в подготовке.

Безусловно, связующим звеном учреждений дополнительного образования детей и специализированных спортивных учреждений края является «Центр спортивной подготовки». Эти функции возложены на него краевым отраслевым министерством. Данное учреждение должно осуществлять общее руководство и координацию деятельности по подготовке и участию спортсменов Красноярского края в региональных, всероссийских и международных соревнованиях.

Контактная информация: bliznevsky58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.06.2013.

УДК 378

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ В ВУЗАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Александр Эдуардович Болотин, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор,

Александр Николаевич Сивак, кандидат психологических наук, заместитель начальника

института по научной работе,

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по выявлению типологических признаков образовательной среды, необходимых для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России. Авторами установлено, что образовательная среда является средством педагогического мониторинга уровня профессионального развития курсантов в вузе и готовности к военно-профессиональной деятельности во внутренних войсках МВД России; она выступает дифференцированной системой подготовки по отдельным направлениям профессионального развития курсантов; она образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к будущей службе во внутренних войсках МВД России; она существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность межличностных отношений в контексте адаптации курсантов к службе во внутренних войсках МВД России.

Ключевые слова: требования; образовательная среда; типологические признаки; профессиональное развитие; выпускники вузов; внутренние войска.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.05.99.p16-21

TYPOLOGICAL SIGNS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT NECESSARY FOR EFFECTIVE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CADETS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Alexander Eduardovich Bolotin, Honored worker of the higher school of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor,

Alexander Nikolaevich Sivak, the candidate ofpsychological sciences, deputy chief of institute

on scientific work,

St.-Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia

Annotation

The article presents the results of researches on identification of typological factors of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors found that the educational environment is considered to be the means of pedagogical monitoring of the level of professional development of cadets in higher education institution and readiness for military professional activity in internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia; it acts as the differentiated system of preparation for the separate directions of professional development of cadets; it forms the substratum of the individualized activity, transitional from an educational situation to future service in internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia; it exists as the certain social community developing the set of the interpersonal relations in a context of adaptation of cadets to service in the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: requirements, educational environment, typological factors, professional development; graduates of higher education institutions, internal troops.

Современная профессиональная деятельность офицера внутренних войск МВД России требует новых подходов к организации обучения курсантов в вузе, обеспечивающих высокое качество профессионального развития будущих офицеров.

Среди всего многообразия современных видов профессиональной подготовки особое положение занимают проблемы, связанные с профессиональным развитием будущих офицеров для внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Это связано, прежде всего, с особой значимостью роли выпускников вузов внутренних войск МВД Российской Федерации в обеспечении нормального функционирования государства. Очевидна особая важность и социальная значимость профессиональной деятельности офицеров внутренних войск МВД России в обеспечении процессов демократизации страны.

Концепция модернизации внутренних войск МВД России предусматривает, в частности, существенное улучшение профессиональной подготовки всего их личного состава, но в первую очередь - офицеров. Достаточно важным аспектом, характеризующим специфику улучшения профессиональной подготовки курсантов, является решение фундаментальной педагогической проблемы по совершенствованию образовательной среды. В настоящее время отсутствует единое, общепринятое понимание образовательной среды в вузах внутренних войск МВД России, ее структуры, функций, условий, средств и критериев формирования.

Фактически все указанные ключевые вопросы совершенствования образовательной среды остаются дискуссионными. Вместе с тем, образовательная среда профессиональной подготовки офицеров в вузах внутренних войск МВД России фактически должна быть предметом специального педагогического исследования, особенно для совершенствования системы профессионального развития курсантов.

Таким образом, одним из важнейших направлений модернизации внутренних войск МВД России является постоянное совершенствование профессиональных и лич-

ностных качеств у выпускников в образовательной среде вузов. Поэтому совершенствование образовательной среды в вузах внутренних войск МВД России является важной практической проблемой, которая требует научного обоснования.

Совершенствование образовательной среды в вузах внутренних войск МВД России не может быть эффективным без определения типологических признаков, необходимых для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России.

С целью уточнения типологических признаков, необходимых для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России, нами был проведен опрос 187 преподавателей из числа профессорско-преподавательского состава вузов, имеющих большой педагогический опыт работы в высшей школе (более 10 лет).

В результате проведенного опроса была выявлена ранговая структура типологических признаков образовательной среды, необходимых для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России (табл.1).

Таблица 1

Ранговая структура типологических признаков образовательной среды, необходимых для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних

войск МВД России (п=187)

Значимость (ранговое место) Типологические признаки образовательной среды Ранговый показатель, %

1 Образовательная среда должна представлять собой образовательное пространство, необходимое для профессионального развития курсантов 18,7

2 Образовательная среда должна обладать преемственностью и целостностью в развитии личности курсантов, под которыми понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания 17,3

3 Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность межличностных отношений в контексте адаптации курсантов к службе во внутренних войсках МВД России 15,2

4 Образовательная среда выступает не только как условие обучения и воспитания, но, как и средство профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России 14,1

5 Образовательная среда является важным средством ориентации профессионального развития курсантов на практические потребности реальной профессиональной деятельности в войсках 10,9

6 Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к будущей службе во внутренних войсках МВД России 9,8

7 Образовательная среда выступает дифференцированной системой подготовки по отдельным направлениям профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России 7,7

8 Образовательная среда является средством педагогического мониторинга уровня профессионального развития курсантов в вузе и готовности к военно-профессиональной деятельности во внутренних войсках МВД России 6,3

Таким образом, проведенный опрос свидетельствуют о том, что образовательная среда в вузах внутренних войск МВД России должна обладать преемственностью и целостностью в развитии личности курсантов, под которыми понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания, а также представлять собой образовательное пространство, необходимое для профессионального развития курсантов.

ВЫВОД. Проведенный анализ типологических признаков образовательной среды, необходимых для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России свидетельствует о том, что к ней предъявляются высокие требования. Это особенно важно, в связи с тем, что образовательная среда выступает дифференцированной системой подготовки курсантов по отдельным направлениям службы. При этом она является важным средством их ориентации на практические потребности реальной профессиональной деятельности во внутренних войсках МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов / Е.А. Алдошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.

2. Бакулев, С.Е. Современное тхэквондо как комплексное единоборство / С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 15-20.

3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р. А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.

4. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.

5. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.

6. Малазония, И.Г. Поэтапные режимы становления технико-тактического мастерства в комплексных единоборствах на восходящем этапе физкультурно-спортивной деятельности / И.Г. Малазония, В.А. Макаров, В.А. Котко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 124-128.

7. Пардаев, Д.У. Анализ соревновательной деятельности спортсменов - представителей рукопашного боя / Д.У. Пардаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 75-78.

8. Сивак, А.Н. Показатели готовности командиров курсантских подразделений, вузов внутренних войск МВД России к самообразованию в сфере физической подготовки и спорта / А.Н. Сивак, О.В. Сыромятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 143-147.

9. Сивак, А.Н. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 135-138.

10. Сивак, А.Н. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков / А.Н. Сивак, А.Е. Эрастов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 2 (84). - С. 124-127.

11. Сивак, А.Н. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак, Ю.Ю. Андреев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 133-136.

12. Социально-педагогические аспекты учебно-тренировочного процесса российских тхэквондистов / С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, В.А. Чистяков, М.С. Бакулев, Ким

Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 18-22.

13. Стародубцев, М.П. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей / М.П. Стародубцев, А.П. Плаксин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 153-156.

14. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли / Н.В. Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 51 (35). - С. 89-93.

15. Чистяков, В.А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / В. А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.

16. Щеголев, В.А. Спортивные единоборства и прикладные физические упражнения как средства военно-профессионального воспитания / В.А. Щеголев, Б.Г. Тихонов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 100-105.

17. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.

REFERENCES

1. Aldoshina, E.A. (2010), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of members of voluntary fire teams agricultural objects”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 3-6.

2. Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V. and Chistyakov, V.A. (2007), “Modern taekwondo as an integrated combat”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No.6, pp. 1520.

3. Bolotin, A.E. and Zaitcev (2012), “Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9 pp. 38-42.

4. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

5. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2012), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.

6. Malazonija I.G., Makarov, V.A. and, Kotko, V.A. (2011), “Stage-by-stage modes of formation of technique-tactical skills in complex single combats at the ascending stage of sports activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No.8, pp. 124-128.

7. Pardaev D.Y. (2009), “Analysis competitive activity of hand-to-hand fighting sportsmen”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 50, No.4, pp. 75-78.

8. Sivak, A.N. and Syromyatnikov, O.V. (2012), “Indicators of readiness of the cadet’s division’s commanders of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to self-education in the sphere of physical preparation and sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 143-147.

9. Sivak, A.N. (2012), “Psychology-pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of professional development of cadets of Internal Troops higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 135-138.

10. Sivak, A.N. and Erastov, A.E. (2012), “Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of special divisions on fight against drug trafficking”,

Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp. І24-І27.

11. Sivak, A.N. and Andreev Y.Y. (20 І2), “Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations among the cadets of higher education institutions of internal troop of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 8б, No.4, pp. ІЗЗ-ІЗб.

12. Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V., Chistyakov, V.A., Bakulev, M.S. and Kim John Kil (20ІІ), “Socially-pedagogical aspects of the educational training process for Russian taekwondo fighters”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No.5, pp. І8-22.

13. Starodubtsev, M.P. and Plaksin, A.A. (20І2), “Pedagogical conditions necessary for effective formation of professional readiness at employees of law-enforcement bodies to performance of official duties”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 8б, No. 4, pp. І5З-І5б.

14. Titushina N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. З5, No. i, pp. 89-9З.

15. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (20І2), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. І59-ІбЗ.

16. Shchegolev, V.A. and Tikhonov, B.G. (200б), “Combat sports and applied exercises as a means of military professional training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. І00-І05.

17. Chistyakov, V.A. (200б), “Information interaction of the person with an environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue І9, pp. 90-99.

Контактная информация: sdd@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 04.06.2013.

УДК 796.011

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Юзеф Войнар, доктор педагогических наук, профессор,

Политехника Опольская (Польша),

Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор,

Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье представлены результаты этапного исследования проблемы повышения эффективности занятий, направленных на формирование физической культуры в среде учащейся молодежи. Эти исследования в разных странах мы начали еще на рубеже XX и XXI вв. Концептуальная позиция авторов заключается в том, что, коэффициент полезного действия специалистов в области физической культуры в деле широкой экспансии физической культуры в повседневную жизнь населения во многом определяется степенью сформированности мотивации потребителей, предлагаемых нами «услуг».

По результатам данного исследования мы представляем факторы, детерминирующие позитивное отношение учащейся молодежи к урокам физической культуры.

Ключевые слова: физкультурное образование, ментальность, предпочтения учащихся, уроки не удовлетворяющие ожидания учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.