ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОВЕНЬ ИХ ТРЕВОЖНОСТИ НА. Тренькаева, С.А. Богомаз (Томск/
Аннотация: С использованием типологического подхода предпринята попытка экспериментальной проверки гипотезы о том, что высокие показатели интеллектуальных способностей школьников не всегда сопровождаются благоприятным психоэмоциональным состоянием. Обнаружено, что логические и эмотивные типы учащихся характеризуются разнонаправленными отношениями между их интеллектуальными показателями и тревожностью. В работе обсуждается идея о том, что у учащихся эмотивного типа, стремящихся соответствовать ожиданиям взрослых и развивающих свои интеллектуальные способности, одновременно может повышаться уровень тревожности.
Ключевые слова: школьники, структура интеллекта, структура тревожности, специализация полушарий мозга, психофизиологические типы._
На сегодняшний день все более становится очевидным, что, несмотря на то, что современная педагогика обладает широким арсеналом средств и технологий для реализации функции обучения, этого явно недостаточно для того, чтобы у ребенка возникло желание учиться. Печальная статистика подтверждает этот факт: падает качественная и количественная успеваемость. у детей снижается мотивация и интерес к обучению. Очевидно, что именно поэтому воспитательная, «второстепенная» на первый взгляд, функция школы становится необходимой и даже насущной потребностью.
В свете этого большое значение приобретает вопрос о самочувствии ученика в школе, о том, насколько комфортно он ощущает себя в этой роли, что его волнует и беспокоит более всего, что мешает быть успешным в собственных глазах. Так как учеба рассматривается в качестве основного вида деятельности школьника, то возникает естественная мысль о том, что рост интеллектуальных способностей ученика, влекущий за собой повышение его успеваемости, должен приводить к улучшению его психоэмоционального состояния в школе (Дружинин В.Н., 1996; Залевский Г.В., Богомаз С.А., 1998; Холодная М.А., 1997).
Нами была предпринята попытка экспериментальной проверки этого предположения с учетом индивидуальных особенностей психики учащихся, которые, в том числе, зависят от специализации полушарий мозга (Богомаз С.А., 1998, 1999).
Для этого у школьников среднего звена (возраст 11-12 лет) с помощью теста Векслера была изучена структура их интеллектуальных способностей, а с помощью теста Филлипса -структура их тревожности. Испытуемые с использованием специального алгоритма, учитывающего показатели функциональной асимметрии полушарий мозга, были дифференцированы нами на 16 психофизиологических типов. Следует уточнить, что на уровне психики эти типы
различаются специфической комбинацией способов восприятия информации и способов ее оценки (Богомаз С.А., 2000). В нашем исследовании в соответствие с этой комбинацией типы учащихся объединялись в более крупные типологические группы (логические и эмотивные, сенсорные и интуитивные группы типов).
Проведенный для этих групп статистический анализ, позволил выявить ряд интересных значимых корреляционных связей между показателями интеллекта и показателями тревожности. При этом особый интерес вызвало обнаружение разнонаправленных корреляционных связей в группе эмотивных типов учащихся и в группе логических типов учащихся.
Так в первой из этих групп (п=22) наблюдались положительные корреляционные связи между показателями «общий интеллект» и «социальный стресс» (г=0.432; р<0.05), а также между показателями «двигательно-моторная координация» и «страх самовыражения» (г=0.498; р<0.02). Это означает, что в группе эмотивных типов учащихся повышение общих интеллектуальных способностей сопровождается увеличением уровня социального стресса и страха самовыражения. Напротив, в группе логических типов учащихся (п=16) наблюдалась противоположная корреляционная связь: при повышении общего интеллекта снижался показатель социального стресса (г=-0.517; р<0.05).
Исходя из этих данных, можно сделать заключение о том, что в двух выделенных нами функциональных группах испытуемых, приобретенные знания и умения по-разному влияют на их психическое состояние. В группе логических типов (психика которых ориентирована на выявление логических закономерностей), полученные знания помогают более легко выявлять закономерности окружающего мира, более четко простраивать картину мира и упорядочивать ее. Очевидно, окружающий мир становится для них все более понятным, что, как следствие.
3 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (№99-06-80366)
ш
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
может приводить к снижению их тревожности и способствовать социализации логических типов.
Напротив, психика эмотивных типов ориентирована не на выявление логических закономерностей, а на чувственную оценку воспринимаемой информации. Поэтому мы предполагаем, что знания, полученные в ходе их обучения, делая картину мира более насыщенной и многогранной, не способствуют полноценному пониманию закономерностей этого мира. В свою очередь, недостаточность понимания может вызывать ощущение дискомфорта и повышение тревожности учащихся, относящихся к эмотив-ным типам.
Кроме того, мы предполагаем, что другой важной причиной повышения тревожности у эмотивных типов может являться их стремление соответствовать ожиданиям взрослых (для эмотивных типов в целом характерно стремление соблюдать социальные нормы). В этом случае достижение ими высокой успеваемости в условиях традиционного школьного образования возможно только при их весьма значительном напряжении интеллектуальных способностей (с учетом того, что для них не характерна склонность к логическому, абстрактному мышлению). Именно эта напряженность и может, по-видимому, объяснять наблюдаемый нами факт, что рост интеллектуальных показателей у эмотивных типов учащихся сопровождается высоким уровнем их тревожности. Другими словами, стремление детей соответствовать ожиданиям взрослых, в силу специфики психических особенностей эмотивных типов, может приводить к развитию у них более высокого уровня школьной тревожности, чем у детей, относящихся к группе логических типов.
В силу этого, группа эмотивных типов учащихся, как следует из результатов нашего исследования, может расцениваться как своеобразная потенциальная группа риска. Этим типам, очевидно, следует дозировано предъявлять сложный учебный материал логического характера, так как они, в отличие от логических типов, могут испытывать значительные трудности в упорядочивании и систематизации подобного
материала. При несоблюдении этой рекомендации у эмотивных типов учащихся может случаться интеллектуальная «перегрузка» и, как следствие, увеличиваться тревожность и страх самовыражения.
Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о наличии типологических особенностей связи между интеллектуальным развитием школьников и их тревожностью. У учащихся, принадлежащих к логическим типам, рост интеллектуальных показателей сопровождается снижением уровня тревожности. В противоположность этому, высокие показатели интеллектуального развития эмотивных типов учащихся сопровождаются нарастанием уровня тревожности. Очевидно, что, зная об этих особенностях и обладая навыками выявления эмотивных и логических типов учащихся, школьные психологи и учителя могли бы обеспечить более оптимальные условия для их психического развития.
Литература:
]. Богомаз С.А. К возможности дифференциации обучения школьников с учетом их типологических особенностей ориентации психической активности // Вестник ТГПУ. - 1998. - Вып. 4. -С. 52-59.
2. Богомаз С.А. Билатеральная модель структуры психики / Автореф. дисс... док. психол. н. -Томск, 1999.-48 с.
3. Богомаз С.А. Психологические типы К. Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения. - Томск, 2000. - 71 с.
4. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия, 1996. - 224 с.
5. Залевский Г.В., Богомаз С.А. Возрастная динамика некоторых психофизиологических показателей и прогноз их связи с успешностью учебной деятельности школьников (на материале лонгитюдного исследования) // Сибирский психологический журнал. - Томск. - 1998. - Вып. 7. -С. 48-51.
6. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - Томск, Москва, 1997. -392 с.
Typological peculiarity of the influence of degree of development of intelligence of scholars into there worries level N.A. Trenkajeva, S.A. Bogomaz Summary: With use of the Typological Approach were trying of Experimental Verification of Hypothesis of Irregular Coincidence of the high Intelligence of Scholars and their Psy-choemotional Prosperity. Were finding that Logical and Emotive Types of Scholars are characterized Different Relations between there Intelligence Indexes and Anxiety. In Abstract are discussed an Idea about Growth by Emotive Pupils, who strives for Accordance to Waiting of Adults and develops the Intelligence, at the same Time, can have higher Anxiety.
Key words: Scholars, Intelligence Structure, Structure of Anxiety, Specialization of Cerebral Hemispheres, Psychophysiological Types._