Научная статья на тему 'Типологические особенности проявлений свойств нервной системы у студентов, различающихся уровнем интеллекта'

Типологические особенности проявлений свойств нервной системы у студентов, различающихся уровнем интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1378
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ревенко Е. М., Сальников В. А.

The connection between intellectual faculties and typological features of nervous system properties manifestation differentiated by gender are examined in the article. It is found out that having some similar features, girls, unlike boys, have no connection between intellectual faculties and nervous system strength, and the former are negatively connected with steadiness according to "external" balance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ревенко Е. М., Сальников В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological features of nervous system properties manifestation of students with intellectual difference

The connection between intellectual faculties and typological features of nervous system properties manifestation differentiated by gender are examined in the article. It is found out that having some similar features, girls, unlike boys, have no connection between intellectual faculties and nervous system strength, and the former are negatively connected with steadiness according to "external" balance.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности проявлений свойств нервной системы у студентов, различающихся уровнем интеллекта»

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

школы характерно стремление ребенка к выбору благоприятных форм и методов жизнедеятельности, определению собственного самобытия; развитие партнерских взаимоотношений между педагогами и воспитанниками; стимулирование потенциальных возможностей психики и моторики ребенка с ограниченными возможностями, для того чтобы помочь ему найти себя; раскрытие и развитие индивидуальных возможностей ребенка в ситуации его осознанного выбора.

З'ЮОб

Литература:

1. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога,- М., 2001.- 478 с.

2. Реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних Сост. Г.М. Иващенко и др.- М., 1998,- 72 с.

3. Система социально психологической) сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие,- М.: Изд. центр «Реалтек>>, 2003.-211 с.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ УРОВНЕМ

ИНТЕЛЛЕКТА

Е.М. Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физического воспитания. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск, В. А. Сальников, доктор педагогических наук, профессор. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

Проблема повышения качества образования, направленного на максимальную реализацию потенциальных возможностей человека, предполагает поиск путей увеличения его развивающего потенциала. В йтой связи актуализируется комплекс вопросов по проблеме генезиса способностей и, в частности, наиболее дискуссионный о влиянии и соотношении биологических и социальных факторов в их детерминации,

В свете накопленных к настоящему времени научных фактов и современного уровня развития науки представляется необоснованным противопоставление биологического и социального, генотипического и средового в развитии способностей. Зарубеж-

76

ными и отечественными исследователями в области психогенетики получены многочисленные данные, обзор которых представлен в работах В.Н. Дружинина [7], М.С. Егоровой [8], Б.С. Малых [13], свидетельствующие о том, что обозначенный вопрос может ставиться только в аспекте соотношения вклада генотипа и среды в вариативность показателей интеллекта. При этом указанное соотношение может ¡значительно варьировать в зависимости от возраста, места, занимаемого тем или иным изучаемым явлением в структуре психики, и других факторов. В отношении интеллектуального развития считается доказанным, что по мере взросления повышается вклад генетических фак-

Социальная психология и коррекционная педагогика

торов в проявления вариативности умственных способностей. В связи с отмеченным очевидно, что рациональное управление развитием способностей невозможно без учета всей совокупности детерминирующих факторов и, в частности, типологических особенностей проявлений свойств нервной системы.

Наиболее основательно, на наш взгляд, проблема соотношения задатков и способностей разработана В. Д. Шадриковым [17], который определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. При этом способности представляют собой системные качества, в которых проявляются свойства элементов, их составляющих. Поскольку задатки выступают свойствами компонентов функциональных систем, реализующих ту или иную способность, они вместе со средой управляют процессом развития способностей.

Имеющиеся научные данные (М.К. Акимова, 1980, Э.А. Голубева, 1986, 1993; Е.П. Гусева, 1988/1989; Изюмова, 1995, Лейтес, 1997) дают аргументацию в пользу того, что умственные способности формируются и реализуются на фоне задатков, в роли которых выступают типологические особенности проявлений свойств нерв-Ной системы. В работе М.К. Акимовой [1] установлено, что типологические свойства нервной системы влияют не только на процессуальную

сторону умственной деятельности, но и на результативную. Автором показано, что условия и содержание тех или иных задач ставят учеников, различающихся психофизиологическими особенностями, в неравные условия. Оставление без внимания индиви-дуально-психологических особенностей учащихся приводит к выбору форм и методов обучения, не соответствующих их функциональным возможностям и, как результат, снижению мотивации, отрицательному отношению к обучению, что неминуемо отражается на эффективности образовательного процесса, развитии умственных способностей обучающихся.

Тем не менее сегодня еще слышны отголоски мнений, что признание за задатками одного из детерминирующих факторов в развитии способностей значительно снижает в этом процессе роль средовых факторов. Несостоятельность подобных заявлений обнаруживается ( если принять во внимание, что биологические и социальные детерминанты реализуются в процессе развития во взаимодействии. Именно вариативность средовых факторов определяет возможность управления процессом развития способностей. При этом знание и учет генетически обусловленных задатков в процессе обучения значительно расширяют возможности образовательной среды в развитии способностей. В то же время свойства высшей нервной деятельности - это не сами способности, а те внутренние физиологические условия, которые в совокупности со средовыми факторами участвуют в формировании способностей. Отсюда максимальная эффек-

77

■■■■zäun

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

тивность тех лх иных инновационных образовательных технологий может достигаться только в том случае, когда при их разработке и реализации как можно более полно будут учитываться индивидуально-психологические, возрастные и половые различия обучающихся.

Справедливо, на наш взгляд, замечание, высказанное в работе A.C. Ба-туева и Л.В. Соколовой [2], где говорится, что «весь процесс обучения... осуществляется иод контролем официально утвержденных, "спущенных с верху" типовых учебных программ. Несмотря на их, казалось бы, постоянное обновление, суть остается прежней: за эталон, на который ориентировано обучение, берется некий "усредненный ребенок", этакий бесполый типовой индивид».

Существенным, на наш взгляд, является то, что в работах по рассматриваемой проблематике влияние типологических особенностей проявлений свойств нервной системы на умственные способности изучалось преимущественно недифференцированно по половому признаку. Сегодня становится все более очевидным, что бесполая психология индивидуальных различий, способностей приводит к установлению противоречивых фактов, что в свою очередь может быть следствием неравномерного соотношения в выборках численности юношей и девушек.

Задача исследования заключалась в изучении типологических особенностей проявления свойств нервной системы у юношей и девушек, различающихся уровнем умственных способностей.

76

З'ЮОб

Испытуемьш и методы исследования. В исследовании приняли участие 187 студентов (118 юношей и 69 девушек) первого курса Сибирской государственной автомобильно-до-рожной академии.

Структура интеллекта изучалась с помощью теста IST Р. Амтхауэра в адаптации Л.А. Ясюковой [18]. Данная методика позволяет оценить умственные способности в целом и дифференцированно по девяти субтестам: 1) «дополнение предложений» -практический интеллект, общая осведомленность (С1); 2) «классификация понятий» - способность к абстрагированию (С2); 3) «установление аналогий» - способность выносить логические суждения при установлении сходства или различия в каких-либо свойствах и функциях предметов и явлений (СЗ); 4) «подведение двух понятий под общую категорию» - способность к обобщению (С4); 5) «решение арифметических задач» - математические способности (С5); 6) «ряды чисел» - способность к установлению логических Закономерностей на абстрактном числовом материале (С6); 7) «сложение фигур» - способность к образному синтезу (С7); 8) «кубики» - способность к объемно-геометрическому анализу (С8); 9) «запоминание слов» - оперативная вербальная память (С9).

На основе общего показателя интеллекта все испытуемые были разделены на три группы с высоким, средним и низким уровнями проявления интеллекта. В связи с отсутствием в отечественной психодиагностической практике общепризнанных критериев оценки уровней проявления интел-

Социальная психология и коррекционная педагогика

лекта нами использовался подход, описанный в работе Е.В. Сидоренко [15]. Группу студентов со средним уровнем интеллекта составили лица, чьи показатели лежали в границах X ± 1/2 а. В полярные группы вошли студенты, чьи показатели интеллекта соответственно либо превышали, либо были ниже обозначенного диапазона.

Среднее арифметическое значение интеллекта по всей выборке юношей составило 93,25 балла. Среднеквад-ратическое отклонение составило 17,16 балла. Студенты, имевшие 102 балла и выше, определялись нами как лица е высоким уровнем интеллекта (37 человек), 84 балла и ниже - как лица с низким уровнем интеллекта (35 человек), в диапазоне от 85 до 101 балла - как лица со средним уровнем интеллекта (46 человек).

Среднее арифметическое значение интеллекта по всей выборке девушек составило 96,45 балла. Среднеквад-ратическое отклонение составило 19,1 балла. Студентки, имевшие 106 баллов и выше, определялись нами как девушки с высоким уровнем интеллекта (22 человека), 86 балла и Ниже - с низким уровнем интеллекта (22 человека), в диапазоне от 87 до 105 баллов - со средним уровнем интеллекта (25 человек).

Типологические особенности проявления свойств нервной системы -сила нервной системы, подвижность возбуждения и торможения, уравновешенность по «внешнему» и «внутреннему» балансам - исследовались с применением произвольных двигательных методик, предложенных Е.П. Ильиным (1972) [10].

Достоверность среднегрупповых различий вычислялась с помощью критерия Стьюдента. Связи изучаемых переменных вычислялись посредством коэффициента корреляции г-Пирсона [14].

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных в исследовании данных показал, что типологические особенности проявлений свойств нервной системы у юношей и девушек, различающихся уровнем развития умственных способностей, имеют определенные отличия. Так, юноши с высоким уровнем интеллекта характеризуются более слабой Нервной системой в двигательном анализаторе, низкой или средней подвижностью процессов возбуждения, преобладанием торможения по «внутреннему» балансу (табл. 1). У лиц со средним уровнем интеллекта выявлена более слабая нервная система, средняя подвижность процесса возбуждения, уравновешенность по «внутреннему» балансу. Студенты же с низким уровнем интеллекта характеризуются сравнительно большей силой нервной системы, высокой подвижностью процесса возбуждения, преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу.

Необходимо отметить, что отсутствие различий по «внешнему» балансу между студентами трех рассматриваемых групп объясняется, очевидно, тем, что у студентов, «уравновешенных» по «внешнему» балансу, выявлен наименьший уровень интеллекта (87,29 ± 15,2), а у лиц с преобладанием торможения и возбуждения - сравнительно более высокий (94,98 ± 18,67 и 95,34 ± 14,6 соответственно).

79

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал З'ЮОб

Таблица 1

Типологические особенности проявлений свойств нервной системы у студентов-юношей, различающихся уровнем интеллекта

Уровень проявления интеллекта Тииолагинескйе свойсВва нервной системы

сила нервной системы подвижность возбуждения подвижность торможения внешний баланс внутренний баланс

Высокий интеллект М1 -34,16 0,99 0,84 17,08 13,59

пк 12,25 0,45 0,52 12,93 5,25

Средний интеллект М2 -34,85 1,04 0,88 17,5 16,15

пк 16,56 0,4 0,5 11,24 6,72

Низкий интеллект МЗ -27,14 1,18 0,85 18,54 17,94

11,83 0,42 0,57 10,58 8,76

Л ,остов,ерность различий (¿"-критерий Стьюдента)

М1 - М2 0,21 0,56 0,37 0,15 1,92

М1 - мз 2,44* 1,86 0,08 0,52 2,5*

М2 - МЗ 2,41* 1,5 0,26 0,42 0,99

Примечание. * — достоверность различий на уровне значимости Р < 0,05.

Данные корреляционного анализа, представленные в табл. 2, более детально раскрывают связи типологических особенностей проявлений свойств нервной системы с умственными способностями у студентов-юношей. Так, сила нервной системы достоверно отрицательно связана со способностью к установлению логических закономерностей (С6) (г = -0,219), способностью к образному синтезу (С7) (г = - 0,231), Э. ТЖЖ6 с общим уровнем интеллекта (10) (г- -0,227).

Подвижность возбуждения отрицательно коррелирует (ниже уровня значимости) со способностью к обобщению (С4), математическими способностями (С5), способностью к установлению логических закономерностей

Ю

(С6), способностью к объемно-геометрическому анализу (С8) и общим уровнем интеллекта (10).

«Внутренний» баланс на уровне значимости отрицательно связан со способностью к абстрагированию (С2) (г = ~0,227); способностью к установлению логических закономерностей (Сб) (г = -0,227); оперативной вербальной памятью (С9) (г = -0,202) и общим уровнем интеллекта (1С)) (г = -0,259).

Обобщая полученные результаты, можно отметить, что более высокий уровень интеллекта выявлен у студен-тов-юнощей, характеризующихся слабой нервной системой в двигательном анализаторе, низкой или средней подвижностью возбуждения, преобла-

■■■■zäun

-ф- п пжш

Социальная психология и коррекционная педагогика

Таблица 2

Корреляционные связи типологических особенностей проявлений свойств нервной системы и умственных способностей студентов-юношей

Свойства Субтесты

нервной системы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 IQ

Сила нервной

системы - - -172 -154 - -219* -231* - - -227*

Подвижность

возбуждения - - - -162 -17 -173 - -171 - -17

Подвижность

торможения - 223* - - - -174 - - - -

<< Внешний»

баланс - - - - - - - - - -

<< Внутренний» баланс - -227* -175 - -162 -227* -151 - -202* -259**

Примечание. В таблице отмечены коэффициенты корреляции между показателями, уровень значимости которых выше Р < 0,1 при и = 118. Нули и запятые опущены.

* - достоверность корреляции на уровне значимости Р < 0,05; ** ~Р < 0,01.

данием возбуждения или торможения по «внешнему» балансу и преобладанием торможения по «внутреннему» балансу.

У студенток, различающихся уровнем интеллекта, также выявлены определенные отличия в проявлении типологических свойств нервной системы. Так, девушек с высоким уровнем интеллекта характеризует низкая или средняя подвижность возбуждения, преобладание торможения по «внешнему» и «внутреннему» балансам (табл. 3), При среднем уровне интеллекта студентки характеризуются низкой или средней подвижностью возбуждения, торможением либо уравновешенностью по «внешнему» балансу и уравновешенностью по «внутреннему» балансу. Студентки с низким

уровнем интеллекта характеризуются сравнительно более высокой подвижностью возбуждения, уравновешенностью или преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу.

Данные корреляционного анализа позволяют более развернуто рассмотреть проявления изучаемых способностей в соответствии с типологическими особенностями свойств нервной системы студенток. Так, подвижность возбуждения на уровне значимости отрицательно коррелирует со способностью к обобщению (С4) (г = ~0,303); математическими способностями (С5) (г = -0,278); способностью к установлению логических закономерностей (Сб)

61

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал З'ЮОб

Таблица 3

Типологические особенности проявлений свойств нервной системы у студенток, различающихся уровнем интеллекта

Уровень проявления интеллекта Тнпологическне свойства нервной системы

сила нервной системы подвижность возбуждения ПОДВИЖНОСТЬ торможения внешний баланс внутренний баланс

Высокий интеллект ш -33,64 0,88 0,74 8,14 12,23

гп± 12,08 0,35 0,39 5,09 4,68

Средний интеллект М2 -30,72 0,88 0,75 13,52 17,32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гп± 13,85 0,24 0,42 9,94 7,36

Низкий интеллект МЗ -31,36 1,11 0,85 14,91 19,09

пк 11,7 0,31 0,39 8,57 9,42

Д ,остоверность различий (¿-критерий Стьюдента)

М1 - М2 0,75 0,03 0,03 2,33* 2,8**

М1 - мз 0,62 2,24* 0,83 3,11** 2,99**

М2 - МЗ 0,17 2,76** 0,8 0,5 0,7

Примечание. * — достоверность различий на уровне значимости Р < 0,05.

(г = -0,247) и общим уровнем интеллекта (10) (г = - 0,289) (табл. 4).

«Внешний» баланс достоверно отрицательно коррелирует со способностями выносить логические суждения (СЗ) (г = -0,237), к объемно-геомет-рическому анализу (С8) (г = -0,357) и общим уровнем интеллекта (10) (г = -0,269).

«Внутренний» баланс статистически значимо отрицательно связан с практическим интеллектом, общей осведомленностью (С1) (г = -0,293), со способностями к обобщению (С4) (г = -0,248), к объемно-геометрическому анализу (С8) (г = -0,353) и общим уровнем интеллекта (10) (г = -0,25).

62

Таким образом, отличия в типологических особенностях проявлений свойств нервной системы между юношами и девушками, различающихся уровнем интеллекта, заключаются в том, что у последних проявления умственных способностей не Связаны с силой нервной системы и отрицательно связаны с «внешним» балансом.

Определенные сходства выражаются в отрицательной связи подвижности возбуждения и «внутреннего» баланса с умственными способностями.

Объяснения выявленным особенностям можно дать на основе раскрытия физиологической сущности проявлений типологических свойств нервной системы. Вначале дадим

Социальная психология и коррекционная педагогика

Таблица 4

Корреляционные связи типологических особенностей проявлений свойств нервной системы и умственных способностей студенток

Свойства Субтесты

нервной системы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Сила нервной

системы

Подвижность

возбуждения - -200 -203 -303* -278* -247* - - - -289*

Подвижность

торможения - - - - - -234 -234 - - -

<< Внешний»

баланс -200 -213 -237* -21 -234 - - -357** - -269*

<< Внутренний» баланс - -227* -175 - -162 -227* -151 - -202* -259**

Примечание. В таблице отмечены коэффициенты корреляции между показателями, уровень значимости которых выше Р < 0,1 при п = 69. Нули и запятые опущены.

* - достоверность корреляции на уровне значимости Р < 0,05; ** ~Р < 0,01.

интерпретацию по тем типологическим свойствам, по которым обнаружены сходства в от ношен ии их связи с умственными способностями у юношей и девушек.

Так, более высокий уровень интеллекта у студентов и студенток с низкой и средней подвижностью возбуждения объясняется, по-видимому, тем, что процесс возбуждения, сравнительно дольше сохраняющийся в нервных центрах, способствует упрочению условных связей, с одной стороны, и более развернутому способу переработки информации, поступающей в нервные центры, - с другой. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют, что для выборки взрослых испытуемых характерно возрастание роли инертности нервной системы при становлении в онтогенезе второ-

сигнальных функций. Так, в работе [4] приведены результаты исследования Н-Я. Болыпуновой, показавшей, что более высокий уровень невербального интеллекта обнаружен у обладателей более инертной нервной системы. Этот факт объясняется тем, что им свойственен более сложный, развернутый способ отражения действительности, его опосредствованный характер, чему соответствует и более растянутое во времени протекание нервных процессов. В нашем же исследовании обнаружена отрицательная связь подвижности возбуждения также и с показателями, отражающими невербальные способности.

Отрицательные связи уравновешенности по «внутреннему> балансу с проявлениями умственных способностей, вероятно, могут объясняться

63

М I I гтт

4 П П1ХП

Казанский педагогический журнал

тем, что (по мнению Е.П. Ильина [10]) «внутренний» баланс отражает соотношение процессов возбуждения и торможения в двигательных центрах, определяющее уровень активации, связанный с потребностью в двигательной активности. Преобладание же торможения по «внутреннему» балансу способствует проявлению усидчивости, высокого уровня самоконтроля. По-видимому, высокая потребность в двигательной активности в некоторой степени препятствует проявлению умственной активности, что в свою очередь может отражаться на развитии умственных способностей.

В отношении типологических свойств, по которым выявлены различия в их связи с умственными способностями у юношей и девушек, можно отметить следующее. Высокая чувствительность, «отзывчивость» слабой нервной системы способствует проявлен и ю более выраженного ориентировочного рефлекса, сопутствует проявлению любознательности, впечатлительности и в целом познавательной активности, развитию познавательной Деятельности [5, 6, 12]. По некоторым данным, лица со слабой нервной системой имеют преимущества в реализации вербальных функций [1, 9]. Н.С. Лейтее показал, что слабость нервной системы может являться возрастным фактором развития умственных способностей, проявляющемся в детском возрасте [12]. Как выявлено в настоящем исследовании, у студентов в возрасте 17-18 лет типологическое свойство сила нервной системы связано с проявлением умственных способностей только у юношей. Возможно, девушки, опережающие

64

З'ЮОб

юношей по темпам развития в пубертатном и начале постпубертатного периодах, раньше «выходят» из возрастного периода влияния данного типологического свойства на умственное развитие.

Уравновешенность по 4внешнему » балансу, отражающая соотношение между процессами возбуждения и торможения на эмоциональном и мотивационном уровнях, связанная с реакциями на внешнюю ситуацию, у студентов-юношей криволинейно связана с проявлениями умственных способностей. Так, активированность нервной системы (преобладание возбуждения) способствует проявлению умственных способностей,, обусловливая повышенную психическую активность. Высокая активированность нервной системы также связана с медленным угашением ориентировочной реакции [16]. В то же время инак-тивированность (преобладание торможения) может аналогично с активиро-ванностью обеспечивать высокую психическую активность, но не непосредственно, а через актуализацию саморегуляции, что приводит к одинаковому эффекту влияния двух полюсов на продуктивность умственной деятельности. Таким образом, два полюса (по «внешнему» балансу) могут в равной мере положительно влиять на проявление умственных способностей. Уравновешенность же нервных процессов, как было отмечено в работе Э.А. Голубевой [4] и выявлено в нашем исследовании, у юношей 17-18 лет в меньшей степени способствует проявлению умственных способностей.

В то же время у студенток наблюдается отрицательная связь проявле-

^^ШПЛППП 4 п шгшшггг

Социальная психология и коррекционная педагогика

71 и и умственных способностей с «внешним» балансом, свидетельствующая о более высоком уровне проявления умственных способностей у девушек, характеризующихся преобладанием торможения. Как отмечается в работе [11], у девушек более выражена тревожность, которая, в свою очередь, способствует проявлению ответственности, прилежания, дисциплинированности и т.п., обусловливая тем самым более высокую успеваемость. Как правило, в группу высокоуспевающих не попадают лица с низким интеллектом. При этом имеются данные, что в типологический комплекс тревожности входит наряду с другими свойствами и преобладание торможения по «внешнему» балансу. Вероятно, отчасти с этим связано отрицательное влияние на проявления умственных способностей возбуждения по «внешнему» балансу у девушек 17-18 лет (в отличие от юношей).

Таким образом, полученные в исследовании данные свидетельствуют о существовании определенных различий в проявлении типологических особенностей проявлений свойств нервной системы у студентов и студенток 17-18 лет, различающихся уровнем проявления интеллекта, учет которых является важным условием успешности в разработке и реализации инноваций в области методического обеспечения и организации учебного процесса.

Литература:

1. Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы И проблема природных задатков способностей / Вопросы психологий;- 1980.- №3.-С. 101-108.

2. Б ату ев А. С., Соколова Л. В. О соотношений биологического и социального в природе человека ./ / Вопросы Психологии.- 1994.- №1,- С.81-92.

3. Голубева ,'А. I. Комплексное исследование способностей ./ Вопросы психологии,- 1986,- №5,- С. 18-30.

4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М.: Прометей, 1993.- 306 с,

5. Гусева Е.П. Природные предпосылки успешности познавательной деятельности шестилетних детей / / Материалы конференции «Творчество и педагогика». Секция V - М,, 1988,- С. 194 - 197.

6. Гусева Е.П. Соотношение возрастных и типологических предпосылок способностей / / Способности и склонности: комплексные исследования,- М.: Педагогика, 1989,- С. 33-56.

7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб.: Питер, 2000..- 368с.

8. Егорова М.С. Развитие как предмет иййХогенетики: роль генотипа И среды в возрастных изменениях структуры психологических признаков: Дис. ... д-ра пейхол. наук.- М., 2000,- 320 с.

9. Изюмова С.А, К проблеме природы способностей: задатки мнемичееких способностей у школьников литературного п математического классов / / Психологи-'кгкнн журнал,- 1995.- Т 16.- № 6,-С. 55-71."

10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001 464 с.

11. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различии. СПб.: Питер, 2004,-701 с.

12. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные, различия,- М.; Воронеж, 1997,- 448 с.

13. Малых С.Б. Генетические основы индивидуально-психологических ралли чий: Дис. ... д-ра психол. наук.- М.. 2000,- 375 с.

14. Нас.ледов А.Д. Математические методы психологического исследования,

65

■■■■zäun

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

Анализ и интерпретация данных,- СПб.: Речь, 2004,- 392с.

15. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии,- СПб.: Речь, 2007,- 350 с.

16. Тихомирова И.В. Стилевьй и продуктивные характеристики, способностей; тиио логический, подход

З'ЮОб

Вопросы психологии,- 1988,- №3.-С. 106-115.

17. Шадриков В. Д. Способности человека,- М.; Воронеж, 1997,- 288 с.

18. Яс.юкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST): методическое руководство,- СПб: ГП «ИМАТОН>>( 2002 - 80 с.

ТЕРЦИАРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ АДДИКТИВНОИ ЛИЧНОСТИ

А. Н. Грязное, кандидат психологических наук, доцент КГМУ, Казань

Ответ на вопрос о характере социализации взрослого остается на сегодня весьма сложным и мало изученным. Решение его требует разработки многих разных проблем, связанных с изучением особенностей жизнедеятельности взрослого [1, с. 29]. По мнению Л.А. Петровской (1999), большую роль в социализации играют стимулы, например, изменение ситуации развития, в связи с переменами в обществе или в собственной жизни. Они могут ставить человека перед необходимостью пересмотра, обновления каких-то ценностей, установок, «поведенческого репертуара», изменение установки в целом. «Среди значимых стимульных событий личной жизни можно упомянуть такие, как вступление в брак, рождение ребенка, развод, болезнь собственная или близких, другие проблематизи-рующие жизнь обстоятельства и т.д.» [7, с. 30].

Таким образом, Л.А. Петровская акцентирует внимание на том, что собственная болезнь вносит коррективы в социализацию взрослого, являясь «проблематизирующим жизнь обстоятельством». Исследо-

ватели В.П. Кохановский, Л.В.Жаров, Т.П.Матяш, В.П.Яковлев еще раз подтверждают тот факт, что личностями не рождаются, а становятся в итоге длительного процесса созревания, который имеет свои критические периоды. «Более того, на определенном этапе жизненного пути человек может частично или полностью утратить личностные черты. Это бывает у хронических алкоголиков, наркоманов и т.д.» [5, сЛ05].

Представители различных наук подходят к решению данной проблемы по-разному, но сходятся в едином мнении, что процесс социализации личности осуществляется от рождения и до самой смерти, т.е. всю жизнь, что социализация личности прекращается в связи с болезнью. Особенно часто это происходит у больных алкоголизмом и наркоманией,

Б.С. Братусь в качестве наиболее характерного примера аномального развития личности рассматривает хронический алкоголизм. По его мнению, этот вид аномалий остается уникальной в научном плане моделью, изучая которую можно увидеть грани перехода от практически Здорового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.