Научная статья на тему 'Типологические особенности "Литературной газеты"'

Типологические особенности "Литературной газеты" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2490
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА" / ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / LITERARY JOURNALISM / ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / LITERARY CRITICISM / ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ / NEWSPAPER GENRES / LITERARY NEWSPAPER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васильева Светлана Сергеевна

В статье рассматривается литературная газета как тип издания на материале таких изданий, как «Литературная Россия», «ExLibris НГ», «Книжное обозрение»; особое внимание уделяется истории «Литературной газеты», ее типологическим особенностям, формирующимся на протяжении 85 лет существования этого издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGICAL FEATURES OF “LITERATURNAYA GAZETA” (LITERARY NEWSPAPER)

The article deals withthe Literary newspaperas the type of publication in the material publications such as “Literaturnaja Rossija”, “Ex LibrisNG”, “Knizhnoje obozrenije”; It focuses on the history of the “Literaturnajagazeta” of its typological features, emerging over the 85 years of existence of this publication.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности "Литературной газеты"»

www.volsu.ru

УДК 070.488 ББК 76.024.711

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ»

Светлана Сергеевна Васильева

Доцент кафедры русской филологии, кандидат филологических наук, Волгоградский государственный университет [email protected]

400062, г Волгоград, просп. Университетский, 100

Аннотация. В статье рассматривается литературная газета как тип издания на материале таких изданий, как «Литературная Россия», «ExLibris НГ», «Книжное обозрение»; особое внимание уделяется истории «Литературной газеты», ее типологическим особенностям, формирующимся на протяжении 85 лет существования этого издания.

Ключевые слова: «Литературная газета», литературная журналистика, литературная критика, газетные жанры.

История литературной газеты начинается в XVIII веке выходом дважды в неделю литературных «листков» - приложений к «Московским ведомостям» «Чтение для вкуса, разума и чувствований» (1791-1793, ред. В.С. Подшивалов), затем «Приятное и полезное препровождение времени» (1794-1798, ред. В.С. Подшивалов и П.А. Сохацкий), «Ип-покрена или утехи любословия» (1799-1801, ред. П.А. Сохацкий), «Новости русской литературы» (1802-1805, ред. П.А. Сохацкий, затем П.В. Победоносцев), «Минерва» (18061807, еженедельное, ред. П.В. Победоносцев). Подобные приложения, выходившие ежемесячно, еженедельно или дважды в неделю, были и у других газет, например, у «Русского инвалида». Их содержание составляли произ-t^ ведения отечественных и зарубежных «сочись нителей», театральный и юмористический от-(j делы, «шарады», «моды».

О Первой литературной газетой считаются

8 «критическую и литературную газету» «Ре-¡3 цензент», издаваемую В. Олиным в Санкт-^ Петербурге (1821, еженедельная, всего © 20 номеров: 1-10, 17-26) [4], содержание ко-

торой составляли отечественная и переводная «словесность», критические статьи, научно-популярные заметки и «смесь» (анекдоты, театр, некрологи). Авторами, кроме В. Оли-на, были Баратынский, Вяземский, Давыдов, Жуковский. Затем появились «Колокольчик» (1831, № 1-69, дважды в неделю), «Северный Меркурий, литературная газета на 1832 год, составляемая из новостей, анекдотов, статей о нравах, разных литературных отрывков, библиографических и театральных статей и других произведений изящной словесности, в стихах и прозе, издаваемая Михаилом Бестужевым-Рюминым» (1830-1832, трижды в неделю; 1830, № 1-149; 1831, № 1-77; 1832, № 1-4) [4].

Но только «Литературная газета» (18301831, №№ 1-72, 1-37, редактор А. Дельвиг, с № 65 - О. Сомов), издаваемая А. Дельвигом при ближайшем участии А. Пушкина и А. Вяземского, сделала этот тип издания по-настоящему ярким и авторитетным изданием в газетной прессе. В программе издания четко определялись читательская аудитория, структура издания, направление, литературная позиция, концепция журнальной критики и поле-

мики: «Цель сей газеты - знакомить образованную публику с новейшими произведениями литературы европейской, и в особенности российской.

Статьи, входящие в Литературную газету, суть следующие:

1) Проза. В это отделение будут входить статьи теоретические, повести оригинальные и переводные, отрывки из романов и т. п.

2) Стихотворения. Здесь будут помещаться произведения полные и отрывки из больших поэтических сочинений.

3) Библиография. Русская и иностранная. К известиям о книгах будут присовокупляться замечания, более или менее обширные, смотря по важности предмета и по достоинству сочинения, местами же любопытные выписки, особливо из книг иностранных.

4) Ученые известия. Об открытиях, изобретениях по части наук и искусств, о новых теориях, о замечательнейших учебных курсах; о важнейших путешествиях, изысканиях древностей и т. п.

5) Смесь. В этом отделении будут помещаться разные известия, не относящиеся до учености и политики; новейшие анекдоты, объявления, статья о театре, короткие замечания и проч.

NB. При всех сих отделениях, по принадлежности, будут иногда прилагаться чертежи, картинки, географические карты и ноты.

Издатель признает за необходимое объявить, что в газете его не будет места критической перебранке. Критики, имеющие в виду не личные привязки. А пользу какой-либо науки или искусства, будут с благодарностью принимаемы в Литературную газету.

Разнообразие и занимательность будут главнейшими предметами трудов и попечений издателя. Литературные произведения в прозе и стихах, Библиография и Смесь будут постоянно входить в состав каждого нумера» [4].

Представленная программа до сих пор является актуальной и даже образцовой для литературной газеты как типа издания. Хотя полного современного определения его нет, поэтому приведем определение, сформулированное еще в 1930-е года, согласно которому к литературной газетепричисляется тип газет, «посвящающих свои столбцы целиком или преимущественно литературе и литературной

критике» [4]. Но при этом литературная газета как тип издания тяготеет к журнальному изданию, что обусловлено, как правило, широкой и разносторонней программой издания и не ежедневной периодичностью.

В «Литературной газете» А.А. Дельвига были опубликованы произведения Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, А.А. Дельвига, Е.А. Баратынского, Ф.Н. Глинки, А.В. Кольцова, переводы из В. Скотта, Э.Т.А. Гофмана, Л. Тика, П. Мериме, Стендаля, В. Гюго, с полемическими статьями по поводу романтизма выступали П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг, О.М. Сомов, главное внимание уделялось творчеству А.С. Пушкина и современной прозе. А.С. Пушкин опубликовал в «Литературной газете» свои критические произведения в разделах «Смесь» и «Библиогафия», часто без подписи; это были сочинения разных жанров: отзыв на альманах «Денница», заметки о «Разговоре у княгине Халдиной» Фонвизина, «Г-н Раич счел за нужное отвечать...», «О записках Самсона», рецензию на роман Загоскина «Юрий Милославский», библиографическую заметку о «Некрологи генерала от кавалерии Н.Н. Раевского», памфлет «О записках Видо-ка» и др.

К 1849 году газета переходит к А.А. Кра-евскому, а, по словам редактора Ф. Кони, «журнал специальный, чисто литературный, доступный только образованнейшему кругу читающих, для которого дороги интересы литературы, искусств и художеств» [4].

Славянофильская газета «Молва» (1857, еженедельная, редактор С. Шпилевский) тоже позиционировалась как литературная газета, но литературные материалы часто уступают место историческим и бытовым.

Во второй половине XIX века литературная газета как тип издания вытесняется толстыми журналами, ежемесячниками, на страницах которых активно обсуждаются литературные и окололитературные проблемы. Кроме того резко возрастает количество ежедневных газет, захватывающих читательскую аудиторию.

Свои позиции литературная газета отчасти возвращает в начале ХХ века. Это связано со стремлением литераторов серебряного века дистанцироваться от политичности и злободневности. Так появляются, например, мос-

ковская «Газета футуристов» (1918, под редакцией Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Маяковского), петербургская «Ирида» (1918, редактор А. Фомин) и др.

В Советской России появляются листок «Литературный понедельник» (1922), из которого вырастает еженедельная газета «Московский понедельник» (1922, № 1-15; редактор П.И. Лебедев-Полянский), московский еженедельник литературы и искусств «Читатель и писатель» (1928, редактор С. Ф. Ва-сильченко, с № 36 - Я.Д. Янсон). Закрывшись довольно быстро, подобные литературные газеты более не возобновлялись.

С апреля 1929 Федерацией писателей московское издание «Литературная газета» (1929; редактор С.И. Канатчиков; с № 3 (1930) — Б. Ольховый) возобновилось. C 1934 «Литературная газета» позиционируется как главный печатный орган Правления СП СССР (выходит еженедельно, под редакцией А.А. Болотникова, Л.М. Субоцкого и др.), то есть как писательская газета о писателях и литературе. Объем и периодичность газеты менялись.

В соответствии с эпохой «вырабатывался повелительный по отношению к писателям стиль, расширялась агитационная кампания по вовлечению писателей в социалистическое строительство, определялся статус советского писателя как пропагандиста» [9, с. 7]. «Литературная газета» широко освещает Первый съезд советских писателей, доказывая на своих страницах единство писателей и читателей из народа. Критические публикации этих лет демонстрируют разрыв между «независимой» литературной критикой и критикой «партийной». Редакторская стратегия выдвигает на первый план все же писателя, ответственного не только за литературное, но и идеологическое образование читателя, поэтому писатели на страницах газеты выступают и как критики, и как публицисты; литературные критики «высоко ценят публицистичность, «фактурность» текста, наличие прототипов, биографичность, скептически относясь к вымыслу и художественной условности», «дневник "Литературной газеты"» осуществляет редакционную политику, становится «выразителем идей и категорий своего времени, голосом масс, приобщая не только писателя, но и читателя к магистральному движению советской жизни, к линии партии и ее вождю» [9, с. 8].

С 1947 и до сих пор «Литературная газета» является «литературной и общественно-политической газетой».

В советское время «Литературная газета» осознавалась и как общественно-политическое издание, как партийный орган, поэтому ее содержание определялось не только литературно-эстетической, критической, но и общественно-политической проблематикой, что обусловлено спецификой издателя газеты.

С 1967 года «Литературная газета» - это фактически первая в России «толстая» газета (16 страниц, еженедельная периодичность). Ей удалось стать одним из влиятельных и авторитетнейших и изданий. В разделах «Спор идет», «Проблемы вокруг нас», «Среди книг и журналов» освещались литературные и общественные проблемы, печатались полемические материалы, в разделах «Новости», «Литературное обозрение» - литературные новинки, в том числе и зарубежные, в разделах «Писатель за рабочим столом», «У литературной карты Родины» - о деятельности писателей и литературных организаций. Складываются типологические особенности «Литературной газеты»: высокий уровень профессионализма, обусловленный участием компетентных отечественных и зарубежных специалистов, досконально и глубоко ориентирующихся в специальных областях, участием авторитетных ученых, критиков, публицистов, писателей собственными опросами и исследованиями; масштабность выступлений, актуальность проблематики, «поворот в рассмотрении проблем в сторону общественности, дискуссионность как главный способ их рассмотрения во всех разделах, включая литературный» [8, с. 4].

До середины 1980-х «Литературная газета» на национальных языках выходила в союзных республиках, а литературную страничку или литературное приложение имело большинство региональных изданий, от областных до районных.

С 1990 «Литературная газета» стала независимым изданием, учрежденным коллективом газеты.В 1997 году редакция «Литературная газета» была преобразована в ЗАО Издательский дом «Литературная газета». В настоящее время учредителем и издателем является открытое акционерное общество

Издательский дом «Литературная газета». В 1998 происходит изменение концепции издания, теперь это «общественно-политический еженедельник». Типологической особенностью являются универсальность в сочетании с «писательским взглядом» [8, с. 14].

В 2004 году на логотипе рядом с профилем А.С. Пушкина вновь появился профиль М. Горького. В 2014 году «Литературная газета» отметила свой 85-летний юбилей со дня возобновления.

Интерес читателей к «Литературной газете» по-прежнему высок. Общий тираж, распространяемый в России и за рубежом, составляет 124 000 экземпляров. Но в реальности читательская аудитория может быть и больше за счет членов семей подписчиков и покупателей газеты. Об интересе к изданию свидетельствует и публикация в 2011 году ИД «Литературная газета» историко-литературного исследования «Три века "Литературной га-зеты"»[13]. Если говорить об аудитории издания, то ее отличие - высокий уровень образования; подписчиками являются специалисты в области филологии и журналистики, имеющие высшее образование и ученую степень, для них «Литературная газета» - специализированное издание. Но все же основная аудитория - это по-прежнему широкий круг интеллигенции.

«Литературная газета» адаптировалась к современным экономическим условиям и сохранила высокий профессиональный и культурный уровень и лучшие традиции издания.-Существует интернет-версия издания. «Литературная газета», будучи общественно-политическим еженедельником, воспринимается читателями все-таки как литературная газета, информирующая об основных литературных проблемах, и как источник оперативной информации по всем актуальным проблемам современной социальной действительности.

С 2001 года писатель и публицист Юрий Михайлович Поляков назначен советом директоров главным редактором. Редакцию составляют Леонид Колпаков, Максим Замшев -заместители, Владимир Сухомлинов - редактор раздела «Политика, экономика», Людмила Мазурова - редактор раздела «Общество», Максим Замшев, Анастасия Ермакова, Константин Уткин - редакторы раздела «Лите-

ратура и библиография», Леонид Колпаков, Арина Абросимова,Анна Кузнецова - редакторы раздела «Искусство», Александр Иванович Кондрашов -редактор раздела «Телевидение», Марина Кудимова, Игорь Гамаю-нов, Сергей Мнацаканян, Игорь Серков - редакторы раздела «Обозреватели», целый ряд собственных корреспондентов из России, СНГ, дальнего зарубежья.

Газета верстается тематическими полосами. «Литература», «Политика», «Общество», «Телевидение», «Искусство», «Клуб 12 стульев», «Спецпроекты ЛГ», «Премия Дельвига» - обязательные разделы каждого номера. Постоянные рубрики интернет-версии: «Новости», «Панорама», «Фотоглас», «Галерея», «Книжный ряд», «Золотой запас», «Афиша», «Опрос», «Колумнисты», «Блоги», «Новости партнеров», «Авторы».

Кроме того, каждый номер дополняется тематическими вкладками - «спецпроектами ЛГ». Их более двадцати. Это и «Словесник» -ежемесячное четырехполосное приложение к «Литературной газете», ориентированное на учителей русского языка и литературы, а также всех, кто интересуется отечественной словесностью. «Настоящее прошлое» - ежемесячное историческое обозрение «Литературной газеты». Все эпохи из истории Отечества, дискуссии, беседы. Проект «Литературная ярмарка» приглашает к участию поэтов, прозаиков, драматургов, желающих опубликовать свои произведения на страницах газеты, разместить информацию о выходе новой книги. «Муза Тавриды» - ежемесячное приложение, посвященное литературе и литературным событиям Республики Крым, а также «Невский проспект», «Многоязыкая лира России», «Звезды мировой русистики», «Площадь эволюции», «Литературный резерв», «Московский вестник», «Братчина», «На переднем крае науки и техники», «Лад» и др.

Еще одной старейшей литературной газетой можно считать «Литературную Россию». В 1958 Бюро ЦК КПСС по РСФСР было принято решение об издании газеты для писателей. Так появилась газета «Литература и жизнь» как орган Союза писателей. Главным редактором был назначен Виктор Полторацкий. Редакционная политика была связана с продвижением писателей Анатолия Софронова,

Всеволода Кочетова и Николая Грибачева, и дискредитацией лейтенантской прозы, «испо-ведельщиков», эстрадной поэзии, что привело к резкому падению интереса среди читателей и авторитета среди специалистов-филологов. С целью реанимации издания в 1963 году было предпринято переформатирование его в общественно-политический еженедельник «Литературная Россия». Под этим названием он существует и в наши дни. В разные годы газетой руководили Константин Поздняев, Юрий Грибов, Михаил Колосов, Эрнст Сафонов, Владимир Еременко. История издания подробно освещается в книгах В. Огрызко «Дерзать или лизать. Историко-литературное исследование» [5] и «Охранители и либералы: в затянувшемся поиске компромиссов: Историко-литературное исследование» [6], а также сборнике документов «Дитя хрущевской оттепели» [3].

На сегодняшний день учредителем является Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Литературная Россия»», издателем - издательско-полиграфи-ческое объединение писателей России (периодичность - 24 раза в год, 16 полос, общий тираж - 24 000 экземпляров). Редакцию составляют Вячеслав Огрызко - главный редактор, Евгений Богачков - заместитель главного редактора, Александр Дорофеев - исполнительный директор, Роман Сенчин - редактор раздела «Литературная критика», Александр Трапезников - обозреватель, Андрей Рудалев - редактор раздела «Литература и жизнь». Газета ориентируется на широкий круг читателей («все категории»), но основную аудиторию составляют представители творческой интеллигенции, специалисты в области литературного творчества, издательского дела, филологии, имеющие высшее образование, для них «Литературная Россия» -специализированное издание. Несмотря на то, что газета позиционирует себя как «общественно-политическое» издание, публикует материалы о важнейших общественно-политических аспектах жизни страны, всеже основная миссия газеты состоит в освещении литературных проблем, «писательских событий» (конкурсов, мероприятий, публикаций, юбилеев и т. п.) открытии читателю новых писательских имен, собирании «литературного наследства». Роман Сенчин, Александр

Игумнов, Сергей Шаргунов, Дмитрий Черный, Владимир Федоров, Олег Зоберн, Александр Карасев, Илья Кочергин - это авторы, которых в современный литературный процесс ввела «Литературная Россия». «Библиотека «Литературной России» (библиографические указатели и справочники, монографии, художественные произведения), этнополитический и литературно-художественный журнал «Мир Севера», альманах «Литрос», в которых публикуются произведения современных авторов России, - «исторически» сложившиеся проекты «Литературной России». Важными современными литературными «делами» газеты являются сбор и изучение творчества поэта Юрия Кузнецова и подготовка к публикации лексикона русской литературы XX - начала XXI века (в нескольких томах).

К литературной газете как типу издания можно отнести - литературное приложение «Независимой Газеты» «НГ-ExLibris» (всего газета имеет 8 приложений: «Антракт», «НГ-Политика», «Дипкурьер», «НВО», «Наука», «Сценарии», «НГ-Столица», «НГ-Религии», «НГ-Энергия», «НГ-Регион», «НГ-Телеком», «Содружество»), которое выходит с 1997 года (периодичность - раз в неделю, количество полос - 12-24, общий тираж - 56 940 экземпляров, есть интернет-версия). Ответственный редактор «НГ-ExLibris» - Евгений Лесин. «НГ-ExLibris» стремится публиковать оригинальные исследования известных литературоведов и критиков. Авторами и сотрудниками в разное время были Д. Галковский, О. Давыдов, В. Курицын, В. Топоров, А. Вознесенский, Т. Бек, Л. Пирогов, М. Бойко.

Основные материалы газеты связаны с анализом текущей словесности, современной литературной ситуации в России и за рубежом, обзором книжных новинок, продвижением отдельных направлений, авторов, произведений, в том числе выходящих в издательстве «Независимая газета».

Издательство «Независимая газета» начинает свою деятельность в 1991 г. публикацией книги - «Родная речь» П. Вайля и А. Ге-ниса. С тех пор опубликованомного книгиз сформированных издательством «серий» («Беллетристика», «Сочинитель убийств», «Цветная проза», «Четвертая проза», «Эссеи-стика», «Поэзия», «Диалоги о культуре», «Ли-

тературоведение», «Биографии», «Мемуары», «Детский сад», «Omnibus», «Magnum@ignotum» и др.) и вне «серии».

Основные рубрики «НГ-ExLibris»: «Главная тема», «Пять книг недели», «Факты, события», «Проза, периодика», «Поэзия», «Кафедра», «Накануне», «Детская литература», «Нонконформизм-2015», «Глаквкнига».

Целевая аудитория издания не может быть определима как «все категории»; можно предположить, что редакция ориентируется на молодое поколение читателей, отсюда «молодежный», «сленговый», «приколистский» стиль части публикаций, соседствующих с серьезными литературно-критическими статьями и статьями бесцветными, «окололитературными».

С 1966 года издается еженедельная газета «Книжное обозрение» как орган Госкомиздата СССР и Всесоюзного добровольного общества любителей книги. Учредителем выступил Госкомпечать. В каждом номере публиковался список обязательных сигнальных экземпляров книг, поступивших в Госкомпечать. На сегодняшний день учредителем является ФГУ «Редакция «Российская газета»», издателем - ЗАО «Издательский Дом «Книжное обозрение» (периодичность - раз в неделю, количество полос - 40, общий тираж -10 050 экз., есть интернет-версия). Редакцию составляют: Александр Набоков - генеральный директор, главный редактор, Ольга Ко-сюкова - шеф-редактор приложения «PRO», Владимир Березин, Данила Давыдов, Андрей Мирошкин - обозреватели, Вера Бройде, Мария Мельникова - редакторы отдела рецензирования, Дмитрий Малков - редактор отдела клубов, Ольга Штепенко - отвечает за спецпроекты, Ольга Казакова, Наталья Яковлева - редакторы раздела «Библиография».

Постоянные рубрики ориентированы на проблемы книгоиздания: «Новости», «Книга недели», «Выбор редакции», «Рейтинг «КО», «Персона», «Событие», «Рецензии», «Штудии», «Лит-жизнь», «Бестселлеры», «Клуб прозы», «Клуб поэзии», «Клуб фантастики», «Клуб детектива», «Альбом». Газета имеет профессиональное приложение «PRO» (периодичность - два раза в месяц, 8 полос, распространяется только по подписке). Приложение «PRO» содержит в себе «новости книгораспространения и книготоргов-

ли, тематические рейтинги продаж, расширенный список сигнальных экземпляров, аналитические материалы и обзорные статьи о ведущих игроках книжного мира и книжного сообщества в целом. Основным направлением PRO стала аналитика книжного рынка, независимая от прямой рекламы. Помимо этого, PRO служит площадкой для публикации материалов, результатов государственного статистического учета, официальных документов, итогов литературных конкурсов» [16].

В каждом номере газеты «Книжное обозрение» и «PRO» публикуются рейтинги бестселлеров по результатам продаж в торговых сетях «Новый книжный», «Библиосфера», «Лабиринт», «Магистр», «Буквоед», «Книжный клуб «36,6», «У Сытина», в книготорговой группе «ПродаЛитЪ», в московских магазинах «Библио-Глобус», «Московский Дом книги на Новом Арбате».

Целевую аудиторию издания составляет широкий круг «книголюбов»; подписчиками являются специалисты в области книгоиздания и книгораспространения, для них «Книжное обозрение» и «PRO» - специализированное издание.

Таким образом, основные центральные газеты «Литературная газета», «Литературная Россия», «НГ-ExLibris», «Книжное обозрение» обладают типологическими признаками, позволяющими отнести эти издания к типу «литературная газета». Социокультурная миссия газет такого типа в России очевидна и для самих изданий, и для их читателей. Ю.М. Поляков в одном из интервью открыто говорит об этом: «Я горжусь тем, что за 14 лет (я пришел в «ЛГ» в 2001-м) тираж «Литературки» вырос в несколько раз. Мы серьезно повлияли на общественное сознание, начав пересмотр событий 1991 и 1993 годов, изменив своими выступлениями механизм присуждения Государственных премий, мы первыми заговорили о необходимости целокупной программы по истории илитературе, именно мы во многом инициировали корректировку ЕГЭ...» [15].

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Акопов, А. И. Типология как метод научного познания (в применении к исследованию перио-

дических изданий) / А. И. Акопов // Современные проблемы журналистской науки. - Воронеж : Изд-во факультета журналистики Воронеж. гос. ун-та, 2007. -С. 5-31.

2. Блинова, Е. М. «Литературная газета» А. А. Дельвига и А. С. Пушкина, 1830-1831. Указатель содержания / Е. М. Блинова. - М. : Книга, 1966.214 с.

3. Дитя хрущевской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания. - М. : Литературная Россия, 2012. - 656 с.

4. Литературная газета // Литературная энциклопедия: В 11т. / Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. - М. : ОГИЗ РСФСР, гос. сло-варно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.»,1932. - Т. 6. -920 стб.

5. Огрызко, В. Дерзать или лизать. Историко-литературное исследование / В. Огрызко. - М. : Литературная Россия, 2012. - 512 с.

6. Огрызко, В. Охранители и либералы: в затянувшемся поиске компромиссов: Историко-литературное исследование: В 2-х книгах. - М. : Литературная Россия, 2015. - 710 + 694 с.

7. Очерки истории русской советской журналистики / АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького / отв. ред. А. Г. Дементьев. - М. : Наука, 1968. -Т. 2.- 1958 с.

8. Пшеничный, Г. М. Типологические особенности «Литературной газеты». (В связи с конкретно-социологическими исследованиями ее аудитории):

автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г М. Пшеничный. - М., 1984. - 21 с.

9. Соловьева, М. М. Динамика литературно-общественной жизни 1930-х годов в осмыслении «Литературной газеты»: автореф. дис. канд. филол. наук / М. М. Соловьева. - Саратов, 2014. - 22 с.

10. Станько, А.И. Литературные газеты первой половины XIX века: автореф. дис. канд. филол. наук / А.И. Станько. - Л., 1966. - 16 с.

11. Станько, А.И. Истоки типологического изучения русской журналистики / А.И. Станько // Типология периодических изданий/ отв. ред. Е.А. Корнилов. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 1984. - С. 54-67.

12. Станько, А.И. А. С. Пушкин - журналист, его размышления и разборы / А.И. Станько. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост.ун-та, 1999. - 136 с.

13. Три века «Литературной газеты». - М. : Литгазета,2011. - 400 с.

14. Чуков, П. И. Специализированные газеты как тип издания: автореф. дис. ... канд. филол. наук / П. И. Чуков.- Ростов н/Д., 2004. - 21с.

15. Юрий Поляков: «Мне важна цена, заплаченная за успех».-Электрон.текстовые дан. - Режим доступа: http://portal-kultura.ru/articles/person/ 6983 5-yuriy-polyakov-mne-vazhna-tsena-zaplachennaya-za-uspekh/.

16. PRO. - Электрон.текстовые дан. - Режим доступа: http://www.knigoboz.ru/?section=page-pro. - Загл. с экрана.

TYPOLOGICAL FEATURES OF "LITERATURNAYA GAZETA" (LITERARY NEWSPAPER)

Svetlana Sergeevna Vasileva

Docent of the Department of Russian Philology,

Candidate of Philology (PhD),

Volgograd State University

[email protected]

400062, Volgograd, University Avenue, 100

Abstract.The article deals withthe Literary newspaperas the type of publication in the material publications such as "Literaturnaja Rossija", "Ex LibrisNG", "Knizhnoje obozrenije"; It focuses on the history of the "Literaturnajagazeta" of its typological features, emerging over the 85 years of existence of this publication.

Key words: Literary newspaper, literary journalism, literary criticism, newspaper genres.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.