КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 370. 12 (045)
ББК Ч31
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАССИОНАРНОСТИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
И. С. Зимина
Ключевые слова: Пассионарность, пассионарный признак, пассионарный лидер, этнографическая пассионарность, социальная пассионарность, положительная социальная активность, психологическая пассионарность, биологическая пассионарность, педагогическая пассионарность, асоциальная пассионарность, пассионарная личность, ги-перпассионарная личность, слабопассионарная личность, персистенты, персистенты-обыватели, субпассионарная личность, развитие пассионарных качеств, социально-значимые качества пассионарной личности.
Резюме: Современная Россия для своего развития остро нуждается в активных и инициативных людях. Задача образования - воспитать такую личность. Для реализации данной цели может быть использовано явление пассионарности, открытое Л. Н. Гумилевым. Но исследователи пассионарности находят в ней как положительные стороны, так и отрицательные. Изучение и исследование пассионарности с разных точек зрения позволяет определить пути и развития, и ограничения пассионарности, способы развития пассионарных качеств, имеющих социальную значимость. Типология пассионарно-сти по энергетическому признаку - это уже выход на конкретные психолого-педагоги-ческие подходы к воспитанию и развитию личности с учетом индивидуального потенциала каждого отдельного человека.
Современная Россия для своего успешного экономического и политического развития нуждается в грамотных и образованных гражданах. Задачей педагогической науки становится поиск путей и способов развития и воспитания активного, инициативного человека, способного к саморазвитию и самообразованию. Совокупность качеств личности обеспечивающих активную жизненную позицию человека мы называем пассионарностью. Термин «пассионарность» происходит от латинского слова «раввю». В латинском языке «раввю» - это претерпевание, страдание, но также страсть, аффект. Лев Николаевич Гумилев [2] называет пассионариями людей энергичных, активных, эмоциональных. Понятие пассионарности введено Л. Н. Гумилевым для отслеживания процессов развития этносов. Чем большее количество пассионарных личностей появляется в этносе, тем более жизнеспособным он становится. Известно, что пассионарный человек способен к проявлению настойчивости
и даже агрессивности в процессе достижения цели. Цель для пассионарного человека часто становится более значимой, чем пути и способы ее достижения. При воспитании пассионарной личности важно, чтобы ее активность была направлена не просто на благо общества, но и на сохранение жизни и здоровья других людей, менее активных и энергичных.
В теории Л. Н. Гумилева уровень пассионарности человека зависит от уровня энергии, которую он способен абсорбировать из окружающей среды. Л. Н. Гумилев предположил, что такая возможность появляется вследствие наличия пассионарного признака (рецессивного генетического признака), который активизируется у какого-либо поколения под воздействием космического излучения в определенной зоне Земли. Носители этого признака и создают новые этносы.
Пассионарность, описанная как поведенческий феномен, имеет энергетическую природу: способность индивида совершать целенаправленную работу по изменению окружения (что требует длительного эмоционального, волевого, интеллектуального и зачастую физического напряжения) объясняется повышенным количеством энергии. Почему у одних людей много энергии, а у других - мало? Где черпает энергию пассионарий?
Ответ на этот вопрос был найден Л. Н. Гумилевым в трудах В. И. Вернадского, открывшего и описавшего тот вид энергии, за счет которого живые организмы растут, размножаются и совершают работу всех типов, а живое вещество биосферы Земли выступает как активная геологическая сила.
«Эта энергия есть активная, действенная, меняющая окружающую организм среду и проявляющая давление, напор в окружающей среде, если можно и нужно, разрушающая препятствия» [1].
А. В. Букалов, проводя исследования в области генетики, предположил, что под действием космического излучения формируется пассионарный ген, который передается по наследству, но при этом является регрессирующим, т. е. исчезающим. В то же время он констатирует, что «механизм этого процесса - дело будущих исследований» [8].
Исследования в области социальной пассионарности подтвердили факт, что пассионарность - явление не только биологическое, но и социальное. Для проявления пассионарности всегда необходимо сообщество людей, окружающая среда. Для своей деятельности пассионарию необходимо управлять коллективами людей. Ему необходимо заражать своей энергией группы людей с пониженной пассионарностью, заражать их своей активностью, вести за собой. К. Мусин считает, что пассионарность - это на 99% то же самое, что лидерство [11]. Пассионарные лидеры - хорошие организаторы. Выдающиеся пассионарии характеризуются прекрасными организаторскими способностями и так называемой пассионарной индукцией (заразительностью, способностью увлечь за собой массы людей непассионарных).
Можно предположить, что:
• пассионарность - это не только биологический феномен, но и социально-педагогический, следовательно, пассионарность личности можно развивать, создавая для этого специальные условия среды и воспитания;
• развитие пассионарных качеств может стать возможным при поддержке личностной активности человека и с учетом индивидуального потенциала каждого;
• исследования в области педагогики помогут педагогам определить пути и способы развития пассионарных качеств человека, раскрыть потенциал каждого отдельного ребенка, направить энергию активности в социально-значимую деятельность, полезную как для общества, так и отдельного человека.
Результаты исследований, полученные в других научных направлениях, могут стать отправной точкой для педагогической разработки пассионарности и подходов к развитию пассионарной личности.
Явление пассионарности вызывает интерес ученых различных отраслей. Вслед за Л. Н. Гумилевым, давшим определение пассионарности в области этнографии, появились исследования в области биологии, психологии, политологии, социальных наук. В связи с этим можно выделить различные виды пас-сионарности:
1) Этнографическая пассионарность - активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели, в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается как отказ от удовлетворения ближайших потребностей, иногда жизненно важных, ради доминирующей социальной или идеальной потребности, осознаваемой как цель. Энергия пассионарности направлена на сохранение и преумножение этноса, на улучшение жизни народа. При высоких степенях пассионарности эта цель представляется индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизнь.
Пассионарии - особи энергоизбыточного типа, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды [2]. Л. Н. Гумилевым на этническом уровне было показано, что массовое изменение поведения людей в сторону повышения их активности является эффектом энергии живого вещества биосферы.
Этнографическая пассионарность представлена как проявление большего или меньшего уровня энергии и реализуется в целенаправленной деятельности человека. Энергия при этом не может быть доброй или злой. Направлять ее в социальное русло, по-видимому, задача педагогики.
2) Социальная пассионарность - это яркое проявление активности социальных субъектов (классов, групп, личностей), ломающее прежние стереотипы и традиции и устанавливающее новые, более благоприятные условия жизни членов общества. Пассионарная личность (с социальной точки зрения) - энергичная личность, обладающая комплексом характеристик, имеющих общественную направленность. Энергия пассионарности при этом направлена на достижение социально-значимой цели, исключая эгоистическую направленность. Понятие пассионарности используется в социальных науках для определения роли человека в коллективе, проявления его деятельностной социальной активности, направления природной энергии индивида в социально-значимое русло.
Социальная пассионарность - явление как индивидуальное, так и коллективное. С помощью развития социальной пасионарности возможно решение следующих задач в процессе воспитания и социализации личности:
• воспитание лидерских способностей личности;
• воспитание пассионарного коллектива за счет рассеивания пассионарных личностей внутри группы;
• влияние пасионарной личности на субпасионарную личность (заражение пассионарностью, эмпатия, оказание помощи и т. п.);
• совершенствование социальной адаптации личности за счет развития пассионарных качеств (комплиментарности, адаптивности, активности и т. п.).
3) Психологическая пассионарность - это развитый комплекс черт характера, имеющих энергетическую основу: активность, любознательность, страстность (эмоциональная, познавательная, деловая), но при этом и конфликтность, доброкачественная агрессивность, которая выражается в целеустремленности, настойчивости, упорстве и т. п.
Интерес к пассионарности прослеживается в целом ряде психологических исследований: М. И. Коваленко проследил взаимосвязь пассионарности с темпераментом и мотивацией личности; В. Я. Богданов провел сопоставление между личностной типологией Л. Н. Гумилева и психологической типологией акцентуаций характера по Леонгарду; К. И. Фрумкин предположил, что пассионарность может быть объяснена теорией сексуальности З. Фрейда и, следовательно, быть проявлением сублимированных бессознательных влечений [3; 7; б].
Психолого-педагогическое направление деятельности при развитии пассионарных качеств человека может быть представлено как:
• определение комплекса качеств личности пассионарного человека, разработка диагностических показателей и критериев уровня развития этих качеств;
• разработка приемов и методов как для востребования имеющегося потенциала человека, так и для ограничения нежелательных проявлений личности (деструктивность, отрицательная комплиментарность, снижение инстинкта самосохранения);
• организация индивидуального подхода к развитию пассионарных качеств на основе типа темперамента, акцентуации характера;
• организация психологического консультирования детей и родителей с целью создания условий и возможностей для развития пассионарных качеств личности человека с использованием приемов психоанализа для расширения сферы сознания человека и сублимации его бессознательных влечений (как сексуальных, так и агрессивных) в социально значимую деятельность.
4) Биологическая пассионарность. С биологической точки зрения пассионарность может проявляться как биологический инстинкт: инстинкт деятельности, инстинкт власти, сексуальный инстинкт [4; 9; б]; как способность абсорбировать и использовать энергию окружающей среды [2]; как результат мутирующего рецессивного гена пассионарности [В].
Следовательно, с биологической точки зрения пассионарии - особи энергоизбыточного типа, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения за счет наличия у них пассионарного гена, активированного энергией живого вещества биосферы.
Педагогическая наука должна учитывать знание, которое удалось получить вследствие биологических и генетических исследований, так как потенциальные возможности и задатки организма не смогут развиваться, если им не будут созданы специальные условия среды и воспитания. Если некоторая часть людей обладает геном пассионарности, при правильном процессе воспитания станет возможным развитие всех качеств пассионарной личности. Если человек не обладает этим геном, то возможным станет воспитание лишь некоторых качеств пассионарной личности. Воспитание пассионарной личности должно осуществляться не за счет создания стрессовой ситуации, когда происходит мобилизация всех сил организма, а за счет психолого-педагогических методов и приемов на основе мотивации деятельности.
5) Педагогическая пассионарность - яркое проявление педагогической активности, направленной на создание таких условий образования (воспитания, обучения), которые могли бы обеспечить высокую эффективность образовательного процесса, способствовали бы реализации личностного потенциала (интеллектуального, эмоционального, деятельностного) у всех субъектов образовательной деятельности на основе самоактуализации и самосовершенствования педагогической компетентности педагога. Педагогическая пас-сионарность проявляется в активном конструктивном взаимодействии педагога и воспитанника, обеспечивает формирование таких социально значимых качеств личности как целеустремленность, способность к преодолению препятствий и к сверхнапряжениям, комплиментарность, адаптивность, развитую интуицию, конструктивную агрессивность и зрелую эмоциональность.
В области педагогики пассионарность до сих пор мало изучена, поэтому совокупность полученных знаний из области вышеперечисленных научных исследований может стать основой для разработки методов педагогической работы по развитию пассионарных качеств человека.
При разработке теории пассионарности как педагогической категории нами определены основные направления научной деятельности:
• разработка педагогической диагностики на основе классификации пассионарных личностей в зависимости от уровня проявления пассионарных качеств;
• разработка педагогических технологий, направленных на стимулирование и развитие социально-значимых пассионарных качеств - инициативности, положительной комплиментарности, зрелой эмоциональности, способности к сверхнапряжениям (к волевым усилиям), конструктивной агрессивности в виде настойчивости, к целеустремленности, интуитивности, адаптивности;
• определение педагогических мер, направленных на ограничение пассионарных качеств, имеющих асоциальную направленность - деструктивно-
сти, отрицательной комплиментарности, склонности к рискованному типу поведения;
• развитие интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной пассио-нарности за счет приемов психоаналитической педагогики и витагенного образования;
• исследование феномена пассионарной индукции (заражения) в отношениях взрослого и ребенка, педагога и воспитанника;
• определение границ пассионарности с педагогической точки зрения: следует помнить, что пассионарность с педагогической точки зрения значительно отличается от пассионарности в этнической теории Л. Н. Гумилева (это не столько энергия, сколько активная социальная деятельность, направленная на совершенствование себя и общества).
Для осуществления направленной педагогической работы по развитию пассионарных качеств личности, необходимо учитывать индивидуальные возможности, потенциал жизненной энергии каждого отдельного человека.
Л. Н. Гумилевым представлена классификация пассионарности по силе проявления личностью жизненной энергии: им выделены сверхэнергичные, гармоничные, умеренно энергичные и субпассионарные (энергодефицитные) личности. С педагогической точки зрения мы посчитали целесообразным внести изменения в терминологию, но сохранить типологию по энергетическому признаку [2]. Наша классификация выглядит так:
1) Пассионарные личности - сверхэнергичные, адаптивные, контактные, инициативные, способные к сверхнапряжениям и преодолениям, имеющие зрелую эмоциональность. Для того, чтобы все эти качества имели социально значимую направленность, необходима целенаправленная педагогическая работа. Тем не менее, не все пассионарии имеют одинаковый уровень проявления энергичности и в свою очередь делятся на:
• гиперпассионарные личности - имеют все вышеперечисленные качества пассионарной личности, но их сверхэнергичность часто проявляется как склонность к риску, что может повредить здоровью и даже лишить человека жизни. Недаром Л. Н. Гумилев отмечал, что снижение числа пассионарных личностей происходит вследствие их воинственной активности и гибели. Активность гиперпассионарных детей перенаправляется взрослыми в спорт, активную творческую и общественную деятельность. Без педагогической работы по направлению их энергии в социально значимую деятельность, могут проявлять себя асоциально: агрессивно, импульсивно, жестоко и т. д. Наиболее ярко проявляются их страстные эмоции, которые порой не поддаются сознательному управлению, что провоцирует импульсивное поведение. Обладают очень сильной пассионарной индукцией, т. е. способностью к «заражению» эмоциями и идеями других людей. Это будущие «революционеры», «реформаторы», но важно, чтобы рядом с таким человеком был напарник или наставник, способный к логическим рассуждениям и управлению своими эмоциями.
Гиперпассионарность может проявляться как фанатизм в какой-либо области деятельности. Фанатизм проявляется как непоколебимая и отверга-
ющая альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям. Фанатизм сопряжен с готовностью к жертвам; преданность идее сочетается с нетерпимостью к инакомыслящим, с пренебрежением к этическим нормам [5]. Проявления фанатизма возможны в подростковом возрасте, а также у взрослых в сфере увлечений и в профессиональной деятельности. Фанатизм часто носит идеологическую или религиозную окраску. Опасности фанатизма: снижение инстинкта самосохранения, суицидальное поведение при потере объекта фанатизма или при утрате ведущей идеи деятельности фанатика.
• слабопассионарные - личности, склонные к проявлению пассионарных качеств, но менее энергичные и настойчивые, чем пассионарии. Они менее активны, но в присутствии пассионарного лидера становятся пассионариями. Для активизации их деятельности необходима мотивация, постановка значимой цели и обучение навыкам пассионарного поведения.
2) Персистентные личности (умеренно энергичные, адаптивные, консервативные, трудолюбивые, хорошие исполнители, но не инициаторы деятельности). Иногда их называют «скрытыми пассионариями», поэтому педагогическая работа с такими детьми должна быть направлена на снятие запретов на активность, а далее - как с пассионариями. Они становятся пассионариями (и даже гиперпассионариями) при высокой мотивации деятельности, в ситуации опасности для жизни (своей или близких людей). По мнению Ю. В. Гри-живкова, персистенты - люди, у которых пассионарный признак находится в рецессивном состоянии, люди, пребывающие в неком основном мало изменяемом состоянии. Персистенты не могут управлять своим энергоинформационным полем, но могут входить при определенных условиях в резонанс с пассионариями [10].
Проявления пассионарности - кратковременны (до выполнения поставленной цели), а после этого требуется период для восстановления потенциала энергии. Если такового периода не предоставляется, используют собственные механизмы защиты: бегство в болезнь, апатия и даже переход в субпассионар-ное состояние. Персистенты способны к управлению небольшими коллективами, при этом они старательны, исполнительны и требуют подобного от подчиненных. Среди персистентов выделяется группа Персистенты-обыватели - это наиболее массовая часть общества, его экономическая основа, они стремятся к комфорту и продолжению своего рода. Они консервативны и пассивны, но в то же самое время, весьма отзывчивы на пассионарное воздействие [10].
3) Субпассионарные личности (энергодефицитные, дезадаптивные, апатичные, эгоистичные). Их энергия направлена на выживание или на достижение эгоистических целей. Для них характерна лень, пассивность, болезненность. Это происходит вследствие заболевания, неумения пользоваться своей энергией или вследствие старческого возраста. При всех этих состояниях человек демонстрирует снижение активной деятельности, ему требуется помощь других людей. В присутствии пассионарного лидера способны к деятельности, но только если их много. Педагогическая работа при этом: поиск пассионарного лидера в коллективе для организации деятельности субпассио-
нариев. Идеальный вариант, если это будет учитель, направляющий их деятельность. Снятие запретов на деятельность необходима, если субпассионар-ность - приобретенное качество, сформированное в результате запретов на деятельность.
Деятельность субпассионария направлена сугубо на удовлетворение влечений, биологических потребностей. Выживание - основная задача подобных личностей. Субпассионарии часто страдают хроническими заболеваниями, приобретенными вследствие неправильного питания, несоблюдения гигиенических условий жизни.
Выводы:
Взгляд на пассионарность с педагогической точки зрения, создание типологии пассионарности и изучение научных исследований пассионарности в области генетики, биологии, психологии, социологии может стать основой для разработки адекватных психолого-педагогических подходов к развитию и воспитанию пассионарности у различных категорий детей.
Педагогические задачи при работе с гиперпассионарными детьми - ограничивать негативные проявления, такие как агрессивность, фанатизм; повышать инстинкт самосохраннеия; с пассионариями - развивать все качества пассионарной личности, направлять их в социально-значимую деятельность; при работе с персистентами возможны два направления работы:
1) Если персистентность появилась вследствие запретов на деятельность - помочь преодолеть запреты - и далее работать как с пассионариями;
2) Если персистентность появилась вследствие недостатка энергии, что обусловлено генетическими причинами, то направлять энергию в одну конкретную деятельность, где ребенок может достигать максимального результата.
При работе с субпассионариями - объединять их в небольшие группы для увеличения пассионарного поля, и под руководством лидера направлять их деятельность не на эгоистические, а на общественно значимые цели. Им постоянно нужен помощник: направлять, оздоровлять, адаптировать.
Подобная классификация позволяет предъявлять к детям адекватные требования в процессе их обучения, направить развитие в соответствии с их потенциальными возможностями, преодолевая многие нежелательные проявления их индивидуальности.
Литература
1. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - 271 с.
2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -
496 с.
3. Коваленко М. И. Пассионарность как психологический феномен // Сб. науч. трудов «Психологические проблемы самореализации личности». Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999.
4. Маклаков К. И. Теория этногенеза с точки зрения биолога // Урал, № 10, 1996.- С. 164-178.
5. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. М., 1990. - 494 с.
6. Фрумкин К. И. Пассионарность: к истории идеи / / Россия XXI. -
2002. - № 3. - С. 154.
7. Богданов Я. В. Типология личностей Л. Н. Гумилева с позиций кон-
цепции акцентуаций личности // Мат. науч. конф. «Бехтеревские чтения», 1718 июня 2003 г., Киров. - Режим доступа: http://psychosphera.boom.ru/
Public/Kirov/bogdanov-gum.htm
8. Букалов А. В. Возникновение и исчезновение пассионарности этносов
как следствие нового биологического эффекта // Соционика, ментология и психология личности, № 4, 2000. Режим доступа: http://socionics16.
narod.ru/t/as600.html#top.
9. Глебовский Д. Н., Громова Ю. В., Хрущев С. А. Основные положения эт-ногенетической парадигмы Л. Н. Гумилева. - Режим доступа: http://rangifer.org/ gumilev/paradigma0.shtml, 2002.
10. Гриживков Ю. В. Человек и основы его деятельности // Обществоведение для всех: от школьника до президента. - Режим доступа:
http://ntpstv.narod.ru, 2002.
11. Мусин К. М. Психологические компоненты в управлении и истории или «Русская национальная идея». - Режим доступа: http://lindex.narod.ru, 1999.
УДК 370.159 (045)
ББК Ч31
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МИФОЛОГЕМЫ
Т. А. Сутырина
Ключевые слова: педагогическая публицистика, педагогическая мифологема, социокультурный феномен, педагогическое сознание, мифологическое понимание, научное и мифологическое мышление, формы взаимодействия педагогической публицистики и науки, области функционирования педагогических мифологем и педагогической публицистики, функции педагогической публицистики и педагогических мифологем, идео-логемы, тоталитарные, ценностно-доминирующие идеологемы, идеологемы демократии.
Резюме: Статья посвящена актуальным для современной педагогической науки проблемам педагогической публицистики и педагогической мифологемы, являющейся предметом изучения различных наук, так или иначе связанных с образованием или воспитанием человека. Однако именно соотношение и взаимодействие педагогической публицистики с педагогическими мифологемами рассматривается впервые.