формате. Например, посвященное памяти главного редактора журнала «Сятко» А. В. Арапова электронное издание «Александр Арапов. Избранные произведения. Воспоминания о поэте» (2011) содержит стихотворения автора на эрзянском и русском языках, очерки, а также воспоминания о поэте К. В. Смородине, А. А. Бажанове, очерки П. Дорониной и Т. С. Баргова. В любом случае цифровая среда и Интернет объединяют финно-угорские народы, способствуют консолидации их усилий в деле продвижения национальных языков и культур, их популяризации и, что особенно важно, сохранения и развития в эпоху глобализации.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См.: URL: http://www.finnougoria.ru (дата обращения: 15.05.2012).
Информационные ресурсы и технологии
как фактор интеграции финно-угорского сообщества
Выявление информационного потенциала финно-угорского мира требует, с одной стороны, обращения к историческому наследию, с другой — обобщения современного опыта работы библиотечно-информационных учреждений республик и областей Российской Федерации с компактным проживанием финно-угорских народов. На этой основе возможна выработка стратегии совместной деятельности по формированию инфосферы финно-угорского мира в ХХ! в.
Г. А. Аверьянов,
соискатель кафедры библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета
Типография Н. Е. Струйского в культурной жизни Поволжья
Типографское дело занимает значительное место в культуре любого региона. Каждое издание является хранителем и носителем информации, представителем исторических и эстетических предпочтений определенного периода, частью культуры. Издательская деятельность мордовского края началась в конце XVIII в. с типографии Н. Е. Струйского. Николай Еремеевич Струйский — дворянин из старинного рода князей Шуйских. Выйдя в отставку после прохождения службы в лейб-гвардии Преображенского полка, он полу-
194
Круглый стол
чил большое родовое наследство. Благодаря ему он создал типографию, продукция которой считалась одной из лучших не только в России, но и Европе.
Типография Н. Е. Струйского просуществовала всего пять лет — с 1792 по 1796 г. За это время было выпущено более 50 книг, автором которых был сам Струйский и те авторы, которые ему нравились. Содержание его произведений включало эротоиды, элегии, оды, эпиталамы и эпитафии. Кроме того, Н. Е. Струйский никогда не продавал свои издания, а дарил своим друзьям. Особое место в его типографии отводилось эстетической составляющей изданий: небольшого формата и объема помещенные в тисненые кожаные папки издания печатались на александрийской бумаге (реже — на атласе) с использованием уникальных шрифтов и роскошных переплетов с золотой вязью тисненых букв. Типографские издания Струйского становились настоящими произведениями искусства, страницы которых украшали заставки: узоры, рамки, виньетки и рисунки ведущих рисовальщиков и граверов XVIII в. (Г. И. Скороду-мова, И. Х. Набгольца, Х. Шенберга). Крепостные крестьяне, проходившие специальное обучение, обертывали книги в глазет, сафьян, пергамент. Типографские станки, лучшие сорта бумаги, оригинальные шрифты выписывались из-за границы. За заслуги в книгоиздательстве Екатерина II наградила Струйского бриллиантовым перстнем1.
Анализ издательской деятельности в Поволжье конца XVIII — начала XIX в. свидетельствует, что типография Н. Е. Струйского была открыта одной из первых в регионе. Первая губернская типография в Нижнем Новгороде открыта в 1792 г., в Пензе — в 1803 г., в Кирове — в 1797 г., в Симбирске — в 1797 г., в Казани — в 1800 г. (это была частная татарская типография, содержателем которой являлся первый татарский типограф и издатель, отставной офицер Г. Г. Бурашев). Примечателен тот факт, что первое оборудование (деревянный ручной типографский станок) было выкуплено у наследников Н. Е. Струйского и проработало до 1837 г. По характеру издаваемой продукции в основном преобладали официальные документы и акциденции для губернских, уездных и удельных правлений, губернских казначейств, казенных палат, дворянских депутатских собраний. Книгопечатанием в то время занимались очень мало.
С выпуском губернских ведомостей, памятных книжек и адрес-календарей типографии стали обеспечивать информационную политику центра на местах2.
Учитывая время открытия и качество издаваемой продукции, можно с уверенностью сказать, что типография Н. Е. Струйского была ведущей в Поволжье и внесла огромный вклад в культуру не только региона, но и всей России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Васильев Н.Л. Жизнь и деяния Николая Струйского, российского дворянина, поэта и верноподданного. Саранск, 2003. 192 с.
2 См.: Курмаев М.В. Книжная культура Среднего Поволжья (конец XVIII — начало XX в.). Самара, 2008. 550 с.
Е. В. Полутина,
доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат исторических наук
Информационные ресурсы финно-угорского мира
В последние десятилетия активизировалась работа, направленная на сохранение и развитие национального самосознания финно-угорских народов. Формирование единого информационного пространства финно-угорского мира является необходимым условием его консолидации. В связи с этим заслуживает внимания анализ информационных ресурсов финно-угорского мира.
К традиционным информационным ресурсам следует отнести национальные библиотеки, музеи, литературу, посвященную истории и культуре финно-угорских народов, печатные периодические издания.
К электронным информационным ресурсам финно-угорского мира относятся теле- и радиовещание. Вещанию на национальных языках на телевидении и радио в настоящее время уделяется большое внимание. Так, радио Мордовии сегодня — это 800 часов эфирного времени в год на русском, мордовском (мокша и эрзя), а также татарском языках. В последнее время изменилась концепция формирования передач. На первом месте стоят программы информационного формата и рекламный продукт. Ежедневно по будням звучат 7 новостных выпусков на русском и мордовских языках.
Служба радио сегодня состоит из нескольких подразделений, каждое из которых, работая самостоятельно, в