ЭКОНОМИКА
УДК 657.632
Б01: Б01: 10.21779/2500-1930-2020-35-4-7-15 Н.Г. Гаджиев1, С.А. Коноваленко2
Типичные ошибки и нарушения, выявляемые в ходе ревизий в отдельных
отраслях и сферах экономики
1 Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected]
2 Рязанский филиал Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя; Россия, 390043, г. Рязань, 1-я Красная ул., 18; [email protected]
Ошибки и нарушения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности идентичны для всех отраслей и сфер народного хозяйства, но имеют свою специфику в зависимости от конкретных видов и особенностей финансово-хозяйственной деятельности. В данной статье рассматриваются виды ошибок и нарушений в учете и бухгалтерской отчетности в различных сферах деятельности и отраслях экономики. Авторами в значительной мере раскрыта специфика встречающихся типичных ошибок и нарушений, выявляемых в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности в подразделениях МВД и торговли, проанализированы нормативно-правовые акты, отражающие вопросы контрольных проверок, рассмотрен и обобщен примерный перечень актуальных на современном этапе нарушений с позиции возникновения налоговых рисков. Цель настоящей статьи - изучение типовых ошибок в отраслях и секторах экономики.
При проведении исследования тщательно изучались работы российских специалистов в области контрольно-ревизионной деятельности и бухгалтерского учета, а также публикации в периодической печати ведущих ученых в сфере учетно-экономических дисциплин. При проведении работы в основном использовались методы документальной проверки учетных документов и монографический (описательный) метод.
Ключевые слова: ошибки и нарушения, бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, экономика.
В настоящее время особое внимание в специальной экономической литературе, посвященной проблемам бухгалтерского учета [1-5; 8], а также в контрольно-ревизионной практике уделяется анализу типовых ошибок и нарушений не только в рамках отдельной сферы деятельности или отрасли, но и в других видах финансово-хозяйственной деятельности и отраслях народного хозяйства. Изучая их виды, особенности выявления и специфику проявления в отдельных сферах, специалист-ревизор повышает свой уровень профессиональной подготовки и снижает возможность возникновения рисков хищений и различного рода злоупотреблений в проверяемой области и на объектах контроля в результате повышения эффективности применяемых средств контроля и передовых методик контрольно-ревизионной деятельности.
При проведении ведомственной ревизионной деятельности в подразделениях МВД России их контрольно-ревизионными органами выявляются следующие виды ошибок и нарушений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности:
1. Несоблюдение требований Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 31.07.2020) и Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В качестве таких нарушений можно назвать необоснованное применение или необоснованное неприменение надбавок к должностному окладу сотрудников, необоснованные выплаты разовых премий лицам, имеющим неснятые дисциплинарные взыскания, необоснованное применение выплат за квалификационные звания, необоснованные выплаты в виде возмещения вреда работникам и сотрудникам МВД РФ.
2. Несоблюдение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 31.07.2020). Проверка проводится прежде всего в части правильности проведения закупок товарно-материальных ценностей и участия подразделения в аукционах. К нарушениям данного типа относят: неправильное оформление технической документации, несоблюдение условий контрактов, невыполнение обязанностей по формированию и ведению плана закупок, нарушение сроков размещения информации и отчетов об исполнении государственных контрактов в единой информационной системе в сфере закупок и др.
3. Несоблюдение требований Приказа МВД России от 22.11.2003 № 905 (ред. от 11.08.2020) «Об утверждении некоторых норм снабжения органов внутренних дел, воинских частей внутренних войск и образовательных организаций МВД РФ» (вместе с «Правилами применения некоторых норм снабжения органов внутренних дел, воинских частей внутренних войск, образовательных организаций МВД РФ»). Проверка проводится в части соблюдения норм положенности при оприходовании и списании отдельных видов материальных ценностей. К нарушениям данной категории можно отнести: незаключение договоров о полной материальной ответственности материально ответственных лиц, непроведение ежемесячной сверки складского учета с бухгалтерским учетом, нарушение условий хранения материальных ценностей, нарушение норм положенности при отпуске продуктов питания в столовую со складов в образовательных учреждениях, нарушение постановки на довольствие откомандированных лиц.
4. Несоблюдение требований Постановления Правительства РФ от 13.10.2011 № 835 (ред. от 28.02.2020) «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Общими положениями о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в мирное время»). Проверка проводится в части соблюдения норм положенности при оприходовании и списании форменной одежды и вещевого имущества сотрудников ОВД. При этом специалист-ревизор проверяет соблюдение в обязательном порядке требования Распоряжения Правительства РФ от 22.12.2012 № 2469-р (ред. от 03.11.2018) «О денежной компенсации, выплачиваемой сотрудникам органов внутренних дел, которые в связи с характером служебной деятельности не пользуются форменной одеждой, вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения». К данным нарушениям следует отнести неправильное определение сумм денежной компенсации за неполученную форменную одежду и обмундирование.
5. Невыполнение требований Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 (в редакции от 28.02.2019) «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения». Проверка проводится в части наличия правоустанавливающих документов на находящиеся в пользовании объекты недвижимости и земельные участки, а также порядка использования и эффективности расходования бюджетных средств на содержание объектов недвижимого имущества. К основным нарушениям требований законодательства можно отнести: установление фактов неиспользования, неэффективного использования или использования не по целевому назначению объектов недвижимого имущества, в том числе земельных участков; отсутствие распорядительного документа Росимущества, предоставляющего разрешение на списание (уничтожение) объекта имущества, находящегося в федеральной собственности; несоответствие уровня арендных ставок по договорам аренды, заключенным проверяемой организацией, уровню рыночных арендных ставок и т. д.
6. Несоблюдение требований приказов МВД России № 793 от 17.09.2014 (в ред. от 29.10.2018) «О мерах по организации внутреннего финансового контроля в системе МВД России» и № 179 от 16.03.2004 «Об обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей в подразделениях МВД России» в части проверки организации работы по профилактике бесхозяйственности, по недопущению недостач, хищений и растрат денежных средств и материальных ценностей при осуществлении предварительного и текущего финансового контроля. Выявляется наличие непроизводительных расходов, потерь, пеней, штрафов, случаев хищения, порчи, недостач имущества, а также определяется, какие меры принимаются для возмещения ущерба, установления его причин и виновных лиц. Специалисты-ревизоры выделяют в этой области следующие недостатки и нарушения: непроведение инвентаризации имущества в обязательно установленных законом случаях; неправомерное возложение ответственности за недостачу или за излишек имущества на материально ответственных лиц; нарушение требований порядка ведения кассовых операций (превышение лимита денежных средств в кассе, нарушение предельного размера расчета наличными по одной сделке, неоприходование наличных денежных средств, нарушение требования хранения бланков строгой отчетности и т. д.); отсутствие журнала внутреннего финансового контроля.
7. Несоблюдение требований Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34-н (в ред. от 11.04.2018) «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», распоряжения МВД России от 18.12.2014 № 1/11634 (в части проверки наличия дебиторской и кредиторской задолженностей и принимаемых мер по их сокращению). Нарушения чаще всего связаны с неправильной оценкой отдельных видов имущества и обязательств в бухгалтерской отчетности; с наличием суммы невзысканных штрафов в составе дебиторской задолженности; с наличием сумм неучтенной дебиторской или кредиторской задолженности.
8. Несоблюдение штатной дисциплины (приказы МВД России № 333 от 30.04.2011 (в ред. от 04.09.2019) «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» и № 1155 от 29.12.2012 (в ред. 10.07.2013) «Об утверждении инструкции по организационно-штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации»). Проверка проводится в части правомерности заключения и исполнения трудовых договоров (контрактов) и договоров гражданско-правового характера с физическими лицами, привлеченными для выполнения работ и оказания услуг. В качестве недостатков выделяют: факты использования сотрудников
не по прямому функциональному назначению; принятие на должности лиц, не имеющих соответствующей квалификации или опыта работы или без прохождения аттестационной комиссии [9].
9. Нарушение в части обоснованности затрат на оплату услуг связи и коммунальных услуг (Распоряжение МВД России от 18.12.2014 № 1/11634 и Указание МВД России от 04.06.2018 № 1/6146 «По контролю расходования бюджетных ассигнований МВД России в сфере услуг ЖКХ»). Проверка проводится в части соответствия норм, тарифов и цен, по которым производилась оплата коммунальных услуг, категориям потребителей. Основными нарушениями требования законодательства являются: факты неиспользования или утери выделенных служебных БШ-карт; выявление фактов задолженности по ведению служебных переговоров продолжительностью свыше 10 минут; необоснованность применения льгот и льготных тарифов по коммунальным услугам; излишек или недостача средств связи и др.
10. Нарушение правил организации работы в подразделениях МВД России по учету, хранению изделий и материалов, изготовленных с применением драгоценных металлов, сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов драгоценных, цветных, черных металлов (приказы МВД России от 20.08.1998 № 504 (в ред. от 06.06.2016) «О порядке организации работы в подразделениях МВД России по учету, хранению изделий и материалов, изготовленных с применением драгоценных металлов, сбору, учету, хранению и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации этих металлов в виде лома и отходов», от 20.04.2009 № 300 «Об организации сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов цветных и (или) черных металлов в системе МВД России» (ред. от 18.08.2016)). Основные нарушения в данной сфере: неоприходование данных ценностей; хищение и присвоение ценностей; отсутствие необходимых регистрационных документов по сбору, учету и хранению ценностей.
11. Несоблюдение правил проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и отражения ее результатов в учете (приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 (в ред. от 08.11.2010)). Основными типами нарушений являются отсутствие фактов проведения инвентаризации, утвержденного графика проведения инвентаризации; неправильное заполнение инвентаризационных описей и актов проведения инвентаризации; неправильное отражение результатов инвентаризации в бюджетном учете.
12. Несоблюдение требований эксплуатации, ремонта автомототранспорта, машин и механизмов. Обоснованность списания горюче-смазочных материалов, запасных частей (приказ МВД России от 31.12.2013 № 1045 «Об утверждении порядка организации транспортной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», Распоряжение МВД РФ (от 18.12.2014 № 1/11634). Соблюдение годовых норм пробега в соответствии с приказом МВД РФ от 15.04.1999 № 283 «Об утверждении годовых норм пробега оперативно-служебных транспортных средств», Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 14.07.2015) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», приказом МВД РФ от 15.07.2015 № 757 «О некоторых вопросах обеспечения транспортными средствами органов внутренних дел Российской Федерации», распоряжением Минтранса России от 26.09.2002 № РД-3112199-02 «Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков». Данная группа нарушений и ошибок представлена
следующими типовыми нарушениями: нарушение штатной положенности, фактического наличия, учета работы служебного автотранспорта; нарушение норм обеспеченности служебным автотранспортом; нарушение в оформлении путевой документации (отсутствие данных о выдаче топлива); нарушение в порядке проведения предрейсового медицинского осмотра водителей сотрудников; закрепление за водителями нескольких автотранспортных средств; необоснованное списание горюче-смазочных материалов в результате приписок пробега автомашин; нарушение установленных норм расхода топлива и т. д.
13. Несоблюдение требований достоверности бухгалтерского учета и отчетности. Невыполнение требований Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете» (ред. от 26.07.2019), приказов Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (в ред. от 28.12.2018), от 01.12.2010 № 157-н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета...» (в ред. от 28.12.2018). К ошибкам данного типа следует отнести: непроведение анализа и актуализации данных бюджетного учета по объектам недвижимого имущества в целях недопущения отражения их в составе основных средств в качестве объектов недвижимости без государственной регистрации права оперативного управления; ошибки в корреспонденции счетов; неправильное ведение регистров бухгалтерского учета; незаполнение или неправильное заполнение форм бухгалтерской отчетности.
14. Неосуществление внутреннего финансового контроля, отсутствие законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета. Невыполнение требований приказа МВД РФ от 17.09.2014 № 793 «О мерах по организации внутреннего финансового контроля в системе МВД России», ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ. К основным недостаткам следует отнести: неутверждение карты внутреннего контроля; отсутствие журнала внутреннего финансового контроля; отсутствие фактов повышения квалификации сотрудников бухгалтерии и финансово-экономического отделения.
15. Нарушение порядка исполнения подразделениями органов внутренних дел полномочий администраторов доходов бюджетной системы РФ. Нарушение Приказа МВД от 30.09.2014 № 836 «О порядке осуществления подразделениями центрального аппарата МВД РФ, территориальными органами МВД РФ и федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении МВД РФ, бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Основные ошибки - неназначение ответственных лиц и сотрудников, являющихся администраторами по учету наложенных административных штрафов, неутверждение порядка осуществления бюджетных полномочий администратора доходов в бюджеты [6].
При проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности в торговле чаще всего выявляются следующие ошибки и нарушения:
- ошибки в ходе оформления приходных документов;
- нарушение порядка снятия товара с реализации;
- ошибки, допускаемые персоналом в ходе обеспечения процессов товародвижения (выкладка одного товара над ценником другого; несвоевременная замена ценников на товар и т. д.);
- прямое хищение товаров (при выкладке товара сотрудник оставляет ликвидный товар вместе с оберточной тарой и вывозит его в грузовую зону или сразу в зону складирования отходов); нарушения при обеспечении процесса дефростации замороженно-
го товара, подлежащего последующей фасовке; преднамеренная пересортица ингредиентов при производстве продукции;
- ошибки в ходе приема товаров (товар надлежащим образом не пересчитывается; товар пересчитывается, но в процессе приема в накладной не делаются «вычерки» отсутствующего товара; товар принимается не по штрих-коду; в процессе приема товара не проверяется товарный вид, соответствие надлежащим срокам годности);
- ошибки, допускаемые персоналом в учете товародвижения (ненадлежащее соблюдение установленных регламентов учета товародвижения; ошибки при проведении инвентаризации товарных остатков; ошибки в оформлении первичных учетных документов);
- ошибки в составлении корреспонденции счетов и ведении регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности [7].
Для проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности в организациях различных форм собственности и видов деятельности контролирующими органами подготовлен примерный перечень актуальных сегодня нарушений с позиции возникновения налоговых рисков:
1) «безосновательное» питание работников: если компания обеспечивает своих работников питанием и при этом такая обязанность не зафиксирована ни в одном документе организации, то налоговые органы могут исключить такие расходы из налоговой базы по налогу на прибыль;
2) затраты на отселение жителей (включая затраты на приобретение квартир для обмена на жилые дома, расположенные на территории санитарно-защитной зоны, затраты на снос этих домов) учитываются в первоначальной стоимости земельного участка, на котором расположены эти жилые дома, а не включаются в себестоимость продукции;
3) стороны договора займа могут заключить соглашение об отступном, согласно которому заемщик возвращает полученный заем не денежными средствами, а имуществом. Некоторые компании при передаче имущества в счет погашения займа не начисляют НДС, полагая, что происходит не реализация имущества, а возврат заемных средств. Налоговые органы указывают, что неначисление НДС при передаче товара в счет отступного по договору займа является нарушением положений п. 1 ст. 146 НК РФ, подтверждая это ссылкой на Определение Верховного суда РФ от 31.01.2017 № 309-КГ16-13100;
4) в целях минимизации своих налоговых обязательств некоторые компании приобретают имущество не на себя, а на взаимозависимых лиц, которые освобождены от уплаты налога на имущество. Но такая схема ухода от налогообложения не признается судами и налоговыми органами. Компания получает в этом случае необоснованную налоговую выгоду посредством формального совершения сделок по приобретению недвижимого имущества организациями, применяющими УСН, и по передаче приобретенного имущества в аренду компании для создания видимости разделения бизнеса;
5) в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, ставка земельного налога, установленная местными органами власти, не должна превышать 0,3 % от кадастровой стоимости. Данная ставка применяется при условии использования земли для сельскохозяйственного производства (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ). Налоговые органы указывают, что исчисление земельного налога по ставке 0,3 % по земельным участкам, предназначенным для сельскохозяйственного произ-
водства, но использующимся не по целевому назначению, неправомерно. Это подтвердил Верховный суд РФ в Определении от 14.02.2018 № 306-КГ17-22570 [10, с. 93].
Таким образом, по итогам исследования нами могут быть сделаны следующие выводы:
1. При проведении ведомственной ревизионной деятельности в подразделениях МВД России контрольно-ревизионными органами МВД России выявляются следующие виды ошибок и нарушений: нарушение соблюдения требований законодательства о социальных гарантиях и денежном довольствии сотрудников; нарушение соблюдения требований законодательства о государственных закупках; нарушение соблюдения требований законодательства о нормах положенности при отпуске продуктов питания, вещевого довольствия; несоблюдение требований положений внутреннего финансового контроля в системе МВД России; несоблюдение требований достоверности бухгалтерского учета и отчетности и т. д.
2. При проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности в торговле чаще всего выявляются следующие ошибки и нарушения: ошибки в ходе оформления приходных документов; прямое хищение товаров; ошибки, допускаемые персоналом в учете товародвижения; ошибки в составлении корреспонденции счетов и ведении регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
3. Особую роль в контрольно-ревизионной деятельности играют налоговые риски. В работе рассмотрен примерный перечень актуальных в настоящее время нарушений с позиции возникновения налоговых рисков.
Литература
1. Полякова Л.П. Искажения в бухгалтерской отчетности, классификация ошибок и ответственность за ошибки в бухгалтерском учете // Проблемы механизации агрохимического обеспечения сельского хозяйства. - 2017. - № 11. - С. 151-164.
2. Суслова А.Ю. Аренда: типичные ошибки в бухгалтерском и налоговом учете // Бухгалтерский учет. - 2007. - № 10. - С. 9-14.
3. Грекова В.А., Джаферова Л.Р., Шарудилова В.С. Типичные ошибки бухгалтерского учета, выявляемые в ходе аудита отчета о финансовых результатах // Новый университет. Сер.: Экономика и право. - 2017. - № 1 (71). - С. 14-17.
4. Сафина З.З., Асаева А.Р., Гизатуллина Д.Х., Сайфуллина Р.Р. Типичные ошибки в бухгалтерском учете и пути их устранения // Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства. - Пенза, 2017. - С. 143-156.
5. Ягодкин С.В. Типичные ошибки в бухгалтерском учете и их исправление // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2013. - № 6 (84). - С. 38-40.
6. Бухгалтерский учет: учебник / под общ. ред. проф. Н.Г. Гаджиева. - М.: Ин-фра-М, 2020. - 581 с.
7. Белов В. Учет товародвижения в торговой компании // Арсенал предпринимателя. - 2012. - № 2. - С. 72-85; № 3. - С. 21-28; № 4. - С. 70-78; № 6. - С. 60-66.
8. Зарипова М. Существенные ошибки, допускаемые при ведении учета // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. - 2019. - № 9. - С. 25-34.
9. Лошаков А.С. Противодействие теневой составляющей экономики в системе обеспечения экономической безопасности организации // Мировая экономика: проблемы безопасности. - 2020. - № 3. - С. 197-201.
10. Солнцева М. Предупрежден - значит вооружен // Новая бухгалтерия. - 2019. - № 6. - С. 84-96.
References
1. Polyakova L.P. Distortions in accounting statements, classification of errors and responsibility for errors in accounting // Problems of mechanization of agrochemical support of agriculture. - 2017. - № 11. - Рр. 151-164.
2. Suslova A.Yu. Rent: typical errors in accounting and tax accounting // Accounting services. - 2007. - № 10. - Рр. 9-14.
3. Grekova V.A., Dzhaferova L.R., Sharudilova V.S. Typical accounting errors identified during the audit of the financial results report // A new university. Series: Economics and Law. - 2017. - № 1 (71). - Рр. 14-17.
4. Safina Z.Z., Asaeva A.R., Gizatullina D.H., Sayfullina R.R. Typical errors in accounting and ways to eliminate them // Innovative processes: the potential of science and the challenges of the state. - Penza, 2017. - Рр. 143-156.
5. Yagodkin S.V. Typical errors in accounting and their correction // Journal of scientific publications of postgraduates and doctoral students. - 2013. - № 6 (84). - Pp. 38-40.
6. Accounting: textbook / under the general ed. of prof. N.G. Gadzhiev. - Moscow: Infra-M, 2020. - 581 p.
7. Belov V. Accounting for commodity movement in a trading company // Arsenal of the entrepreneur. - 2012. - № 2. - Рp. 72-85; № 3. - Рp. 21-28; № 4. - Рр. 70-78; № 6. -Рр. 60-66.
8. Zaripova M. Significant errors allowed in accounting // Audits and audits of the financial and economic activities of state (municipal) institutions. - 2019. - № 9. - Pp. 25-34.
9. Loshakov A.S. Counteraction of the shadow component of the economy in the system of ensuring the economic security of the organization // ^e world economy: security challenges. - 2020. - № 3. - Рр. 197-201.
10. Solntseva M. Forewarned-means armed // New accounting. - 2019. - № 6. -Рр. 84-96.
Поступила в редакцию 29 октября 2020 г.
UDC 657.632
DOI: 10.21779/2500-1930-2020-35-4-7-15
Typical Errors and Violations Detected in the Entrance of Audits in Separate Branches
and Spheres of the Economy
N.G. Gadzhiev\ S.A. Konovalenko 2
1Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala; M. Gadzhiev st., 43a; [email protected]
2Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia V. Ya. Kikotya; Russia, 390043, Ryazan, 1st Krasnaya st., 18; [email protected]
Errors and violations in accounting and accounting reporting are identical for all branches and spheres of the national economy, and have their own specifics depending on the types of activities and features of financial and economic activities. This article discusses the types of errors and violations observed in accounting and accounting reporting in various sectors of the economy and different fields of activity. The authors revealed typical errors and violations discovered during the audit of financial and economic activities in the departments of interior and Commerce, analyzed the normative-legal acts, reflecting the issues of auditing, reviewed and compiled a sample list of actual violations with regard to tax risks. The purpose of this article is to study typical errors in industries and sectors of the economy.
The study extensively investigated the works of Russian specialists in the field of control and audit activities and accounting, as well as the data from the periodicals of leading scientists in the field of accounting and economic disciplines. Among the main research methods used were the methods of accounting documents verification and the monographic (descriptive) method.
Keywords: errors and violations, accounting, accounting control, economics.
Received 29 October, 2020