6. Нигматуллин Р. В. Одиннадцатый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и проблемы координации международного сотрудничества по борьбе с преступностью // Международное публичное и частное право. 2006. № 5. С. 41-43.
7. Доклад одиннадцатого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Док. ООН. A/CONF. 203/L.2 / AXX.2. С. 4, 40-69.
8. http://www.un.org/ru/conf/crimecongress2010/index.shtml.
9. http://www.unis.unvienna.org/unis/en/pressrels/2015/uniscp821.html
10. http ://www .un.org/ru/ events/crimecongress2015/wildlife. shtml.
© Каримов Р. Р.
© Каримова Г. Ю.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
УДК 339.186
Э. Х. РАХИМОВ, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
>
<ч а а
и
и $
Д В
и s а
о
^
о «
У
а -с
а £
о
^
о «
?
а £
«
а s
E. H. RAKHIMOV, a senior lecturer of the Chair of Civil Law of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, Candidate of Law (Ufa)
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
THE TYPICAL VIOLATIONS OF LEGISLATION IN PUBLIC
PROCUREMENT
Аннотация. В статье проводится анализ типичных нарушений законодательства в сфере государственных закупок. Автором производится систематизация рассматриваемых нарушений с учетом стадии осуществления закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова и словосочетания: контрактная система, государственные закупки, торги, конкуренция, контрактная служба, конкурс, электронный аукцион, государственный контракт, банковская гарантия.
Annotation. This article analyzes the typical violations of legislation in the sphere of public procurement. The author made the systematization of considered violations with regard of the stage of goods procurement, jobs and services for state and municipal needs.
Keywords and phrases: contract system, government procurement, trading, competition, contract services, electronic auction, a state contract, a bank guarantee.
Механизм государственных закупок в условиях рынка необходим для урегулирования процесса взаимоотношений заказчиков и исполнителей с учетом
обеспечения интересов сторон этих отношений (государственных, частных, общественных). Одним из действенных инструментов обеспечения реализации
этого механизма является создание в стране контрактной системы, охватывающей основные фазы формирования, размещения и исполнения государственных заказов, а также методы, приемы и средства, необходимые для обеспечения функционирования названного выше механизма [1].
С вступлением в силу 1 января
2014 года Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2] (далее -Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ) началось реформирование системы государственных закупок, ее преобразование в контрактную систему и интеграция в жизнедеятельность граждан, общества и государства.
Однако для нормальной бесперебойной работы этой системы требуется всестороннее изучение и тщательный анализ особенностей ее функционирования, в том числе путем своевременного выявления угроз и рисков экономической безопасности.
Одной из значимых угроз экономической безопасности государственных закупок являются нарушения законодательства в соответствующей сфере [3].
Мероприятия по противодействию преступлениям и иным правонарушениям в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляются множеством правоохранительных и иных государственных органов: Министерством внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Минэкономразвития России, ФАС России и иными уполномоченными органами.
В 2014 году - текущий период
2015 г. прокурорами в ходе надзорных мероприятий вскрыто и устранено около 180 тыс. нарушений законодательст-
ва, допущенных при нормативном регулировании данной сферы, проведении торгов, заключении и исполнении контрактов, осуществлении контрольных полномочий.
В 2014 году ФАС России в рамках осуществления контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов принято 25,3 тыс. решений о наличии нарушений, по результатам проверок выдано 24,3 тыс. предписаний и 9,8 тыс. постановлений о наложении штрафа.
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации за 2014 год расследовано 217 преступлений в сфере закупок (за 2013 год - 165) - темп прироста 31 %, в I квартале 2015 г. в производстве следственных подразделений органов внутренних дел субъектов Российской Федерации находилось 203 уголовных дела рассматриваемой направленности.
По данным МВД России и Следственного комитета Российской Федерации, 90 % занимают мошенничество, ^ присвоение и растрата, коммерческий подкуп и взятки. В текущем году по ® фактам преступлений, связанных с реа- а лизацией государственных контрактов, ^ возбуждены уголовные дела в респуб- ^ ликах Бурятия, Татарстан, Кабардино- ¡^ Балкарской Республике, Пермском крае, ^ Новосибирской, Челябинской областях | и ряде других регионов [4]. Ц*
Проанализируем типичные на- | рушения законодательства, совершае- « мые в сфере государственных закупок, ^ систематизируя их в зависимости от § стадии осуществлении закупки: ^
1. Стадия планирования, подго- ^ товки и опубликования документации о Ц закупке. ф
1.1. Принятие заказчиками неза- § конных правовых актов либо отсутствие ^ с их стороны необходимого нормативного регулирования.
Заказчиками принимаются поло- ^ жения о закупках, комиссиях по опре- § делению поставщиков, исполнителей и qq
подрядчиков и контрактных службах с нарушениями Закона 44-ФЗ, встречаются случаи превышения компетенции должностных лиц, издающих соответствующие акты.
Например, прокуратурой Камчатского края опротестован принятый с превышением компетенции приказ регионального министерства здравоохранения об утверждении порядка согласования документации для осуществления закупок подведомственными учреждениями.
1.2. Несоблюдение требований Закона 44-ФЗ, регулирующих размещение в сети Интернет планов-графиков закупок, а также формирование и ведение реестра закупок. В частности, заказчиками не соблюдаются обязательные требования о сроках опубликования планов-графиков, внесения в них изменений.
1.3. Неправильное определение способа осуществления закупок, заключение контрактов без проведения пре-
^ дусмотренных законодательством прок-! цедур, завышение цены контрактов, а «ь также неисполнение требований закона нодательства при организации и прове-^ дении конкурсов.
Сц Например, в Республике Ингу-
¡^ шетии привлечены к административной ^ ответственности в виде штрафа долж-| ностные лица одного из региональных Ц* ведомств за заключение договоров на Ц выполнение работ стоимостью 5,3 млн « руб. без проведения конкурсов. В © г. Златоусте Челябинской области воз-§ буждены дела об административных | правонарушениях в связи с незаконным заключением муниципальным учрежде-Л нием контрактов на выполнение работ 0 по газоснабжению жилых домов стои-§ мостью более 22 млн руб. с единствен-^ ным подрядчиком. В Республиках Северная Осетия-Алания, Бурятия, Ом-^ ской, Челябинской и Саратовской об-^ ластях установлены факты завышения § цен контрактов на выполнение дорож-03 ных работ, закупку нефтепродуктов,
оказание услуг связи, приобретение помещения для детского сада и продуктов питания для образовательных учреждений соответственно.
1.4. Ограничение круга участников торгов путем включения в конкурсную и аукционную документацию незаконных условий (в том числе обязанности предоставлять излишние документы), а также неправомерное сокращение сроков подачи заявок. Например, неуказание конкретных показателей товара в аукционной документации, неисполнение обязанности производить закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Стадия определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
2.1. Нарушения законодательства комиссиями по определению поставщиков, исполнителей, подрядчиков при рассмотрении заявок, принятии решений о допуске либо отказе в допуске к участию в торгах, запросах котировок и предложений, определении победителей торгов.
Так, в Камчатском крае победителем аукциона на право строительства фельдшерско-акушерского пункта с начальной (максимальной) ценой контракта 39,2 млн руб. признана организация, не имеющая необходимого свидетельства о допуске к строительным работам.
2.2. Факты аффилированности членов комиссий по определению поставщиков, исполнителей, подрядчиков и участников осуществления закупки.
3. Стадия заключения контракта, приемки и контроля за выполнением поставщиков (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту.
3.1. Несоответствие условий контракта объявленным в документации о закупках.
3.2. Отсутствие в контрактах обязательных условий об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств.
Например, в Ярославской области обнаружены конфликты интересов ввиду наличия родственных связей при осуществлении закупки заказа и заключении контракта на оказание ритуальных услуг.
3.3. Неправомерное изменение сторонами условий заключенных контрактов. Так, одним из региональных органов Кабардино-Балкарской Республики допущено незаконное заключение ряда дополнительных соглашений к государственному контракту стоимостью 86,6 млн руб., которыми изменялись как общие условия, так и порядок расчетов за выполненные работы.
3.4. Заключение государственных контрактов без надлежащего банковского обеспечения и предоставление фиктивных банковских гарантий.
Например, в г. Хабаровске заключен контракт на выполнение строительно-монтажных работ по строительству сквера без обеспечения исполнения контракта в сумме 145,9 млн руб. В Ивановской области в следственные органы направлены материалы по факту использования для участия в торгах подложной банковской гарантии на сумму 16,4 млн руб.
3.5. Ненадлежащее исполнение контрактов, непринятие мер заказчиком по предъявлению штрафных санкций и расторжению контрактов. Например, в Камчатском крае прокурором внесено
представление главе местной администрации в связи с неисполнением обязанности по взысканию санкций в связи с нарушением исполнителем срока строительства наружного водопровода. В Республике Коми районной администрацией не предпринимались меры по взысканию неустойки с недобросовестных подрядчиков в размере около 10 млн руб. [5].
Проведенный анализ показал, что правонарушения в сфере государственных закупок, несмотря на схожие объекты посягательства, затрагивают различные правоотношения, охраняемые как гражданско-правовыми, так и административно-правовыми и уголовно-правовыми нормами права, то есть характеризуются полиотраслевым правовым наполнением, значительно усложняющим процесс обеспечения экономической безопасности в данной сфере [6].
На наш взгляд, сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости проведения дальнейшей работы по научной разработке и теоретическому обоснованию классификации правонарушений в сфере государственных закупок, выработке действенных методов своевременного выявления, а также современных экономико-правовых механизмов профилактики нарушений законодательства в сфере государственных закупок.
<ч а а и и
* * *
ЛИТЕРАТУРА
1. Рахимов Э. Х. Гражданско-правовое регулирование государственного заказа в деятельности органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 7.
2. СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
3. Губайдуллина И. Н., Ковтунова С. Ю. К вопросу обеспечения комплексной безопасности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 92-95.
4. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг [Электронный ресурс]. URL: www.zakupki.gov.ru (дата обращения: 12.09.2015).
и «
а
о
^
0 «
¥ а -с а
1
о
^
0 «
1
£
а «
и
5. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг [Электронный ресурс]. URL: www.zakupki.gov.ru (дата обращения: 12.09.2015).
6. Рахимов Э. Х. Роль гражданско-правового регулирования государственного заказа // Ветник Саратовской государственной юридической академии. 2009. № 2 (66). С. 82.
© Рахимов Э. Х.
УДК 349.6
А. А. РОМАНОВ, начальник редакционно-издательского отдела Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
A. A. ROMANOV, the Head of the Publishing Department of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, Candidate of Law (Ufa)
О НЕОБХОДИМОСТИ УСИЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
ABOUT THE NECCESSITY OF STRENGTHENING LEGAL PROTECTION OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS
<N
a a
u u
Аннотация. В статье подчеркивается важная роль развития особо охраняемых природных территорий для обеспечения экологической устойчивости и сохранения биоразнообразия. Проведен анализ заложенных в законодательстве отдельных субъектов Российской Федерации угроз обеспечения режима особой охраны ООПТре-гионального значения, на основании которого предложено закрепить на уровне закона Российской Федерации обязанность органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации обеспечивать проведение мероприятий по усилению охранного статуса природного объекта и его восстановление в случае причинения ему ущерба.
Ключевые слова и словосочетания: особо охраняемые природные территории, сохранение биоразнообразия, охранная зона, возмещение экологического ущерба.
и «
а
о
^
о «
¥ а -с
а £
о
^
о «
?
а £
а «
S
Annotation. The article emphasizes the importance of the development of specially protected natural areas protected areas for ensuring environmental sustainability and biodiversity conservation. It was conducted the analysis of threats of ensuring special protection of SPNA of the regional significance, set forth in the legislation of certain subjects of the Russian Federation. On its basis suggests fixing in the law of the Russian Federation, the obligation of public authorities and the authorities of subjects of the Russian Federation to ensure carrying out the activities on strengthening the conservation status of the natural object and its recovery in the case of causing damage.
Key words and phrases: specially protected natural areas, conservation biodiversity biodiversity, security zone, compensation for environmental damage.
Одним из значимых показателей достижения экологической устойчивости, закрепленных в Целях развития тысячелетия (Millennium Development
Goals), является доля районов, отведенных для целей сохранения биологического разнообразия, в общем объеме земельных площадей [1, с. 128]. Данный