DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_131 УДК 346.544.6.07:339.186-028.27(470)
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ ПРИ ОПИСАНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ TYPICAL VIOLATIONS OF LEGISLATION ON THE CONTRACT SYSTEM WHEN DESCRIBING THE PROCUREMENT OBJECT
РАХИМОВ Эльдар Харисович,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России». 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, д. 2. E-mail: kaf_gpd_mail@mvd.ru;
ЦВИЛИИ Александр Владимирович,
старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел
ФГКУ ВО «Краснодарский университет МВД России».
350005, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ярославская, д. 128.
E-mail: anntsviliy@mail.ru;
RAKHIMOV Eldar Kharisovich,
Candidate of Law Science, chief of civil disciplines department
the Federal state fiscal institution of higher education Ufa Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: kaf_gpd_mail@mvd.ru;
TSVILIY A.V.,
senior lecturer of the Department of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies FGKU HE "Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia". 350005, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Yaroslavskaya str., 128. E-mail: anntsviliy@mail.ru
Краткая аннотация: В статье проводится анализ нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при описании объекта закупки на основе правоприменительной практики антимонопольных органов Российской Федерации. Отмечается значительная доля указанных нарушений в общем числе проверок, проводимых антимонопольными органами по результатам жалоб участников закупок. Выявленные типичные нарушения снабжаются соответствующими комментариями и рекомендациями, предлагаются конкретные меры по их профилактике.
Abstract: The article analyzes violations of the legislation on the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs when describing the procurement object based on the law enforcement practice of the antimonopoly authorities of the Russian Federation. There is a significant proportion of these violations in the total number of inspections carried out by antimonopoly authorities based on the results of complaints from procurement participants. Identified typical violations are provided with appropriate comments and recommendations, and specific measures for their prevention are proposed.
Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, описание объекта закупки, электронный аукцион, государственный контракт.
Keywords: public procurement, contract system, description of the procurement object, electronic auction, government contract.
Для цитирования: Рахимов Э.Х., Цвилий А.В. Типичные нарушения законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки // Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 131-134. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_131.
For citation: Rakhimov E.Kh., Tsviliy A.V. Typical violations of legislation on the contract system when describing the procurement object // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 131-134. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_131.
Статья поступила в редакцию: 15.09.2023
В современных условиях при наличии растущих внешних вызовов и угроз безопасности, правовой механизм обеспечения государственных (муниципальных) нужд должен обеспечивать бесперебойное выполнение государственного заказа. В то же время, данные статистики свидетельствуют о том, что реализация правовых норм о контрактной системе осуществляется со значительными трудностями обусловленными, в том числе, большим количеством нарушений законодательства в рассматриваемой сфере.
Вышеуказанное положение вещей обуславливает необходимость выявления факторов, детерминирующих правонарушения в сфере функционирования контрактной системы, и выработки соответствующих мер профилактики.
Целями настоящей работы являются выявление типичных нарушений законодательства о контрактной системе, допускаемых заказчиками на одном из важнейших этапов осуществления закупки - описания объекта закупки, выработка рекомендаций по их профилактике. Эмпирическую базу составили материалы Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), жалобы, поданные на заказчиков системы МВД России в 2022 году, решения и предписания органов, осуществляющих контроль в сфере закупок.
Всего в 2022 году на действия заказчиков в рамках контрактной системы было подано более 46 тысяч жалоб в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации и ее территориальные органы1.
По результатам проведенного нами анализа обнаруживается, что значительное количество жалоб подано в 2022 году на государственных заказчиков системы МВД России - 497. При этом 177 (или более 35 %) из них признаны обоснованными. Общая сумма обжалуемых закупок исходя из начальной максимальной цены контракта, по которым жалобы были признаны обоснованными, составила более 20 млрд рублей, из них 218 млн рублей средств, выделенных в рамках государственного оборонного заказа.
Анализ поданных жалоб показал, что из 177 обжалуемых закупок, признанных обоснованными, по 143 закупкам антимонопольными ор-
1 Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний // Единая информационная система в сфере закупок. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/search/search_eis.html (дата обращения: 13.09.2023).
ганами выданы предписания по устранению нарушений законодательства, 45 закупок на общую сумму более 230 млн руб. были отменены или приостановлены. Указанная ситуация свидетельствует о том, что механизм административного обжалования государственных закупок даже в рамках одного ведомства может оказывать значительное влияние на государственный заказ - отодвигать сроки проведения закупочных процедур, включая заключение контрактов, ставить под угрозу его реализацию.
Значительное количество жалоб (51 жалоба, или 29 % от общего количества) связано с описанием объекта закупки. С целью выявления типичных нарушений законодательства проанализированы жалобы, решения, предписания контрольных органов, исходя из предмета обжалования.
1. Противоречивое содержание извещения. В различных разделах извещения и приложений к нему содержится взаимоисключающая информация.
Пример: Заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания бассейна (извещение № 0373100084422000807) в извещении установлено: «Требуется гарантия качества товара, работы, услуги: нет». Вместе с тем в п.6.2 проекта контракта установлено следующее: «Гарантийный срок на выполняемые по настоящему Контракту работы и оборудование составляет 24 (двадцать четыре) месяца с даты подписания Государственным заказчиком документа о приемке в ЕИС».
Пример: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Красногорск осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на «Выполнение работ и восстановление приточно-вытяжной вентиляции в здании УМВД России по городскому округу Красногорск» (извещение № 0148100002922000020). В соответствии с извещением о проведении Аукциона Заказчиком установлено следующее: Предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Закона № 44-ФЗ:
Нет. Вместе с тем, в проекте Контракта Заказчиком установлено следующее:
«2.1. Заказчик:
2.1.4. вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств;
2.2. Исполнитель:
2.2.7. вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств».
Рекомендации: необходимо руководствоваться принципом целостности извещения об осуществлении закупки при осуществлении правовой экспертизы документов, представляемых для ее формирования (описание объекта закупки, проект контракта и др.).
2. Нарушения, связанные с применением Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ)1.
2.1. Невключение в извещение характеристик товара, предусмотренных КТРУ.
Пример: Заказчиком при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку аккумуляторов свинцовых для запуска поршневых двигателей (извещение № 0836100000422000049).
В соответствии с техническим заданием, в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка товара «Аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей» с кодом ОКПД2 27.20.21.000. КТРУ содержит информацию о трех позициях указанного товара. При этом характеристики товара, указанные в техническом задании Извещения, имеют характеристики отличные от перечня характеристик, содержащихся в КТРУ, например, позиция КТРУ 27.20.21.000-00000021 «Аккумулятор свинцовый для запуска поршневых двигателей» с обязательной датой применения с 05.01.2022 содержит обязательную для применения характеристику «минимальная емкость аккумулятора», не примененную Заказчиком при формировании технического задания Извещения (указанный перечень не является исчерпывающим).
Рекомендация: подготавливать развернутое обоснование причины неприменения информации о закупаемом товаре из КТРУ.
2.2. Установление дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ на товары, включенные в КТРУ, при наличии запрета на установление дополнительных характеристик.
Пример: Заказчиком осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на поставку организационной техники (извещение № 0334100000222000102). В техническом задании заказчик использовал при описании объекта закупки (МФУ и принтер) дополнительные характеристики: комплект поставки должен входить оригинальный стартовый черно-белый картридж с ресурсом не менее 15 000 страниц; поставляемый товар должен быть изготовленным не ранее 2022 г. Заказчиком в приложении № 1 к извещению об электронном аукционе «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ» были указаны характеристики товаров, которые кроме описания в соответствии с КТРУ содержали дополнительные характеристики - МФУ (КТРУ 26.20.18.000-00000069) и принтер (КТРУ 26.20.16.120-00000101).
В рассматриваемой закупке были установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»2 (далее - Постановление № 878).
1 Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и призна-
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил использования КТРУ следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
Из буквального толкования пункта 5 Правил использования КТРУ следует отсутствие права заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в пункте 5а Правил использования КТРУ, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции каталога.
Рекомендации: при описании объектов закупок, на которые распространяется действие национального режима в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ1, необходимо руководствоваться исключительно характеристиками товаров из КТРУ.
3. Требование предоставления конкретных показателей товара при выполнении работ, оказании услуг неправомерно, если товар не передается заказчику.
Пример: Заказчиком осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на «Оказание услуг на 2022 год, по изготовлению, нанесению цветографических схем, опознавательных знаков и информационных надписей на поверхность транспортных средств...» (извещение № 0844100000322000049). Пунктом 1 ч. 2 ст. 43 ФЗ «О контрактной системе... » установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информацию о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. из извещения об осуществлении закупки №0844100000322000049, объектом является - оказание услуг, которое предполагает использование товара - пленки, предназначенной для изготовления и нанесения цветографических схем, опознавательных знаков и информационных надписей на поверхность транспортных средств. При этом, пленка, предназначенная для изготовления и нанесения цветографических схем, опознавательных знаков и информационных надписей на поверхность транспортных средств, является используемым товаром при оказании услуги.
Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки предложения участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в извещении об осуществлении закупки, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»2;
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Данный правовой подход сформулирован ФАС России в письме от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)».
4. Извещение не содержит требований к содержанию заявки и инструкции по ее заполнению.
Пример: Заказчиком осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на проведение капитального ремонта административного здания (извещение № 0357100003222000006). В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. В электронном извещении в разделе «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» указано «Документы не прикреплены».
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в Извещении и информации, содержащейся в прикрепленных к нему электронных документах, отсутствуют требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
5. Не установлено требование наличия лицензии на установку охранно-пожарной сигнализации, закупка установки новой охранно-пожарной сигнализации без проекта.
Пример: Заказчиком осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на установку охранно-пожарной сигнализации (извещение № 0348100088222000010).
В соответствие с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»3 (далее - Закон о лицензировании) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожар-
нии утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 О бухгалтерском учете: федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 О лицензировании отдельных видов деятельности : федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»1.
Действия Заказчика, не установившего в извещении о проведении Аукциона и в требованиях к составу и содержанию заявки требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 3 часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.2
Пример: Заказчиком осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона «монтаж систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных нужд в 2023 году» (извещение № 0123100009222000009). В соответствии с ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»3 автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Вместе с тем, проектная документация, утвержденная в установленном законодательстве порядке, в отношении оборудования, которое должно быть смонтировано по результатам размещаемой закупки заказчиком не размещена. 6. Неправомерно требовать конкретного срока годности товара к моменту поставки.
Пример: Заказчиком осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона «Поставка яиц куриных в скорлупе в 2023 году (извещение № 0318100007022000151). В описании объекта закупки установлено следующее требование к «остаточному сроку годности товара на момент поставки» - «> 20 суток». Согласно инструкции по заполнению заявки, значения показателей, сопровождаемых символами «>», «<», подлежат указанию в виде конкретного значения. Вследствие этого у участников закупки отсутствует возможность указания «остаточного срока годности товара на момент поставки» в виде конкретного значения, так как это значение зависит от дат поставки товара, которые извещением не определены (предусмотрена поставка товара в установленный период времени по заявкам заказчика).
Подводя итог проведенной работе, можем сказать, что описание объекта закупки являющееся важнейшей составляющей закупочного процесса, в свою очередь несет значительные риски нарушений законодательства, обусловленные по сути творческим процессом заказчиков, формирующих уникальные технические задания. Большинство выявляемых нарушений на данной стадии являются следствием человеческого фактора -недостаточной квалификации, невнимательности и др. Одним из действенных механизмов исправления ситуации, наряду с классическим обучением и повышением квалификации лиц, задействованных в закупочном процессе, является соответствующая настройка функционала ЕИС, которая не должна пропускать на публикацию извещения, имеющие нарушения законодательства. Библиография:
1. Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний // Единая информационная система в сфере закупок. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/search/search_eis.html (дата обращения: 13.09.2023).
2. Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1б сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О лицензировании отдельных видов деятельности : федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: постановление правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. № 1128. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
References:
1. Register of complaints, scheduled and unscheduled inspections, their results and issued prescriptions // Unified Information System in the field of procurement. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/search/search_eis.html (accessed: 13.09.2023).
2. On the approval of the Rules for the Formation and Maintenance in the unified information system in the field of procurement of the catalog of goods, Works, Services for State and Municipal Needs and the Rules for the Use of the catalog of Goods, Works, Services for State and Municipal Needs : Decree of the Government of the Russian Federation dated February 8, 2017 No. 145. Access from help.- the legal system "ConsultantPlus".
3. On measures to stimulate the production of radio-electronic products on the Territory of the Russian Federation in the procurement of goods, works, services for State and municipal Needs, on Amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation No. 925 of September 16, 2016 and the recognition of certain acts of the Government of the Russian Federation as invalid: Decree of the Government of the Russian Federation of July 10, 2019 G. No. 878. Access from the help.- the legal system "ConsultantPlus".
4. On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for State and municipal needs: Federal Law of the Russian Federation No. 44-FZ of April 5, 2013. Access from help.-legal system "ConsultantPlus".
5. On accounting: Federal Law No. 402-FZ of December 6, 2011. Access from help.-legal system "ConsultantPlus".
6. On licensing of certain types of activities: Federal Law of the Russian Federation No. 99-Fz of May 4, 2011. Access from help.- the legal system "ConsultantPlus".
7. On approval of the Regulations on Licensing Activities for installation, Maintenance and Repair of Fire Safety Equipment for Buildings and Structures: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1128 of July 28, 2020. Access from help. - the legal system "ConsultantPlus".
8. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses: Federal Law No. 195-FZ of December 30, 2001. Access from help.- the legal system "ConsultantPlus".
9. Technical Regulations on Fire safety requirements: Federal Law No. 123-FZ of July 22, 2008. Access from help.- the legal system "ConsultantPlus".
1 Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: постановление правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. № 1128. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
3 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».