УДК 159.923
Р.В. Лебедева1
ТИП ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
TYPE OF VITAL ORIENTATIONS AND FEATURE OF MORAL ORIENTATION
OF THE IDENTITY OF STUDENTS
В статье изучается нравственная направленность личности студентов вуза с субъект-объектными ориентациями в жизненных ситуациях. Нравственная направленность понимается нами как наличие морально-этической ответственности, склонности к просоциальному поведению и эмпатии. Использовались опросники И.Г. Тимощука (ДУМЭОЛП), А. Меграбяна и Н. Эпштейна (Шкала эмоционального отклика), Г. Карло и Б.А. Рэндала адаптированная Н.В. Кухтовой (Измерение просоци-альных тенденций), и Е.Ю. Коржовой (Опросникжизненных ориентаций). Результаты исследования показали, что имеются различия у респондентов с субъектными и объектными типами жизненных ориентаций по показателям нравственной направленности личности.
Ключевые слова: нравственная направленность, морально-этическая ответственность, жизненные ориентации личности, моральная рефлексия, морально-этические ситуации, альтруистические эмоции, эмпатия, просоциальное поведение.
This article examines the moral orientation of the personality of University students with subject-object orientations in life situations. Moral orientation is understood as having moral and ethical responsibility, the tendency to prosocial behavior and empathy. Used questionnaires I. G. Tymoshchuk (DUMAUP), A.Mehrabyan, N.Epstein (Scale emotional response), G.Carlo, and B.A. Randall adapted N.In. Kuchtova (Measuring prosocial tendencies), and E.Yu Corjova (Questionnaire of life orientation). The results of the study showed that there are differences among the respondents with subjective and objective types of life orientations on indicators of the moral orientation of the individual.
Keywords: moral orientation, moral-ethical responsibility, life orientation, personality, moral reflection, moral and ethical situation of the altruistic emotions, empathy, prosocial behavior.
1 Лебедева Раиса Витальевна - аспирант РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.
E-mail: [email protected]
Lebedeva Raisa - postgraduate student, Herzen RSPU.
В сложившихся социально-экономических условиях становится важным и актуальным изучение особенностей нравственной сферы личности современной молодежи. Важно, чтобы потенциал субъектности молодого человека, его социальная активность реализовывались в социально-позитивном направлении. В связи с этим возникает вопрос о взаимосвязи жизненных ориентаций личности и ее нравственной направленности, который в настоящее время мало изучен.
Нравственная направленность личности выражается в определённых жизненных ситуациях, требующих актуализации и конкретного внешнего проявления нравственных и моральных качеств в действиях и поступках [1]
Нравственная направленность проявляется в таких личностных качествах как осознание моральной необходимости исполнения социальных и личностных норм, а также в способности индивида адекватно воспринимать справедливую оценку другими совершаемых им поступков; в оценивании собственных действий с позиций гуманности и в соответствии с голосом совести [3].
Морально-этическая ответственность личности в работе Тимощука включает в себя оценку рефлексии на морально-этические ситуации (моральная рефлексия или рефлексия, актуализирующаяся в ситуациях, связанных с морально-этическими коллизиями и конфликтами); оценку выраженности интуиции в морально-этической сфере (нравственная интуиция); оценку экзистенциального аспекта ответственности (ответственность человека за моральные поступки и его моральный выбор); оценку альтруистических эмоций в поведении; оценку морально-этических ценностей личности [4].
Как показали исследования, наличие эмпатии отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми, которое обязательно включает нравственные аспекты. Методика Меграбяна позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции личности, такие как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии.
Просоциальные тенденции в поведении - это совокупность содержательных и динамических характеристик личности, определяющих склонность к оказанию помощи окружающим и готовность приносить пользу другим людям и обществу в целом [1]. Зарубежные исследователи Gustavo Carlo и Brandy A. Randall (2002) утверждают, что просоциальное поведение - это многогранная, неоднородная структура, которая может быть детализирована в различных просоциальных поступках через разнообразные контексты (чрезвычайная ситуация, эмоциональные, или анонимные ситуации) и мотивы (альтруистический или гедонистический). На этом основании авторы идентифицировали шесть различных типов просоци-ального поведения: уступчивый тип (оказание помощи, когда просят), публичный тип (оказание помощи, чтобы другие видели), анонимный тип (помогающий анонимно), экстренный тип (помогающий в чрезвычайных ситуациях), эмоциональный тип (помогающий в эмоциональных ситуациях), и альтруистический тип (помогающий без ожидания награды) [5].
Степень субъектной включенности в жизнедеятельность, понятая посредством анализа взаимодействия человека с жизненными ситуациями, характеризует меру зависимости внутреннего мира личности от внешней жизненной ситуации. Субъект-объектные ориентации личности в жизненных ситуациях являются тем понятием, с помощью которого можно описать направление реализации потенциала субъектно-сти человека [2].
Цель статьи состоит в изучении нравственной направленности личности студентов с субъектными и объектными типами жизненных ориентаций. В качестве объекта изучения выступили молодые люди в возрасте 18-21 года (133 человек), обучающиеся в вузах Республики Саха (Якутия).
Предметом исследования выступила нравственная направленность личности с субъектными и объектными типами жизненных ориентаций.
Гипотеза исследования: нравственная направленность личности студентов с субъектными и объектными типами жизненных ориентаций будет иметь значимые различия по ряду показателей.
Вся выборка респондентов была разделена на две выборки по показателю типа ориентации в жизненных ситуациях: на субъектно- и объектно-ориентированных (по методике Коржовой Е.Ю.).
Рис. 1. Диаграмма выраженности показателей морально-этической ответственности
по И.Г. Тимощуку
Как показали результаты по методике И.Г. Тимощука, рефлексия на морально-этические ситуации, экзистенциальная ответственность и моральные ценности более выражены у субъектно-ориентированных респондентов. Это можно объяснить
предрасположенностью субъект-ориентированных респондентов, которые обладают интериоризованной субъектностью, к проявлению рефлексии, актуализирующуюся в ситуациях, связанных с морально-этическими коллизиями и конфликтами, наличием ценности в морально-этической сфере и ответственности за моральные поступки и моральный выбор. Объект-ориентированные респонденты склонны отличаться внешним выражением взаимодействия человека с жизненной ситуацией и ее освоением (экстериоризованной субъектностью), поэтому их показатели получились ниже. А по методике Меграбяна мы получили, что эмпатия более выражена у объектно-ориентированных респондентов. Получается, что респонденты с объектным типом жизненной ориентации чаще проявляют эмоциональное сочувствие и сопереживание к людям, обладают способностями к эмоциональному отклику на переживания другого человека.
Рис. 2. Диаграмма выраженности типов просоциальной направленности по методике Gustavo Carlo и Brandy A.Randall
В результате исследования по методике Карло и Рендала, просоциальное поведение имеет тенденцию быть выраженным у объектно-ориентированных респондентов. Это можно объяснить детерминацией внешними жизненными событиями и ситуациями у данных типов личности, что предполагает просоциальную направленность поведения. Однако, все респонденты чаще оказывают помощь, которая предполагает оказание помощи в экстренных и чрезвычайных ситуациях и тогда, когда люди просят о помощи.
Таблица 1
Таблица средних значений показателей нравственной направленности респондентов с субъектной и объектной типами жизненных ориентаций
Показатели нравственной направленности Тип жизненной ориентации личности Уровень значимости различий
Субъектная N=71 Объектная N=62
Методика И.Г. Тимо-щука Рефлексия на морально-этические ситуации 1,63±1,162 1,15±1,006 Р<0,001
Методика Г. Карло, Б.А. Рэндалла Публичный тип просоциального поведения 2,791±0,883 3,116±0,753 Р<0,001
По итогам результатов исследования, выявлены достоверные различия по и- критерию Манна-Уитни для оценки различий у типов личности в показателе «рефлексия на морально-этические ситуации». Это означает, что у студентов с субъектной жизненной ориентацией личности чаще актуализируется рефлексия в морально-этических ситуациях.
Так как публичный тип просоциального поведения предполагает оказание помощи при наличии окружающих, то респондентам с объектным типом жизненной ориентации больше необходима оценка действия со стороны других, и им необходимо знать мнение значимых для них лиц или общественного мнения в целом об их поступке, поэтому они чаще проявляют публичный тип просоциального поведения.
Кроме того, оказалось, что у респондентов с субъектным типом жизненных ориентаций показатель альтруистических эмоций положительно коррелирует с показателем нравственной интуиции по коэффициенту корреляции Пирсона (г=0,404, Р<0,01). Это может говорить о наличии альтруистических эмоций при выраженности интуиции в морально-этических ситуациях.
Также выявлено, показатель тенденции к альтруистическому типу просоциального поведения у респондентов с субъектным типом жизненной ориентации положительно коррелирует с показателем альтруистических эмоций в моральных поступках (г=0,393, Р<0,01), что предполагает проявления альтруистических эмоций при оказании бескорыстной помощи.
Показатель тенденции к альтруистическому типу просоциального поведения у респондентов с субъектным типом жизненной ориентации положительно коррелирует с показателем общей морально-этической ответственности у респондентов (г=0,433, Р<0,01). Это можно объяснить тем, что респонденты, которые оказывают бескорыстную и благотворительную помощь без личной выгоды склонны обладать более высокой морально-этической ответственностью.
У респондентов с объектным типом жизненной ориентации, показатель эм-патии положительно коррелирует с показателем тенденции к уступчивому типу
просоциального поведения (r=0,376, P<0,01), что объясняет их склонность, когда объект-ориентированные типы респондентов идут на уступки при оказании помощи, то это чаще всего происходит в момент эмоциональной отзывчивости и сочувствия к нуждающимся.
Таким образом, можно отметить, что нравственная направленность личности студентов с субъектными и объектными типами жизненных ориентаций имеет свою специфику и особенности.
Литература
1. Веселова, Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность. -Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2002. - 316 с.
2. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека.- Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена ; Изд-во «СОЮЗ», 2002. - 334 с.
3. Веселова, Е.К. Характеристики морально-этической ответственности у молодежи с субъектной и объектной ориентацией / Е.К. Веселова, Р.В. Лебедева // Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования : сборник научных трудов участников межд. науч. конф. молодых ученых : в 2-х т. - Т. 1. - Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2017. - С. 265-269.
4. Тимощук, И.Г. Семантика понятия ответственность в дискурсах по психоанализу и клиент-центрированной психотерапии / И.Г. Тимощук // Актуальн проблеми практично! психологи. Зб1рник наукових праць. Частина 2. - Херсон : ПП Вишемирський В.С., 2009. - С. 484-498.
5. Carlo, G. Sociocognitive and behavioral correlates of a measure of prosocial tendencies for adolescents / G. Carlo, A. Hausmann, S. Christiansen, B.A. Randall // The journal of early adolescence. - 2003. - V. 23. - P. 107-134.
References
1. Veselova, E.K. Psychological medical ethics: outlook and morality. - St. Petersburg : Publishing house SPbSU, 2002. - 316 p.
2. Korzhova, E.Yu. Psychological knowledge of fate of the person. - St. Petersburg : RGPU publishing house of A.I. Herzen ; SOYuZ Publishing house, 2002. - 334 p.
3. Veselova, E.K. Characteristics of moral and ethical responsibility at youth with subject and object orientation / E.K. Veselova, R.V. Lebedeva // Psychology of the 21st century: systems concept and interdisciplinary researches. Collection of scientific works of participants of the international scientific conference of young scientists : In 2 vol. - Vol. 1. - St. Petersburg : Scythia print, 2017. - P. 265-269.
4. Tymoschuk, I.G. Semantics of a concept responsibility in discourses on psychoanalysis and the client - the aligned psychotherapy / I.G. Tymoschuk // Aktualni to a problem is practical i the psychologist i i. Zbirnik naukovikh праць. Chastina 2. - Kherson : Software Vishemirsky V.S., 2009. - P. 484-498.
5. Carlo, G. Sociocognitive and behavioral correlates of a measure of prosocial tendencies for adolescents / G. Carlo, A. Hausmann, S. Christiansen, B.A. Randall // The journal of early adolescence. - 2003. - V. 23. - P. 107-134.