12. Фесенко Ю.А. Между здоровьем и болезнью (клинические и психологопедагогические аспекты диагностики и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья): моногр. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. - 220 с.
13. Фесенко Е.В., Фесенко Е.Ю. Эффективность применения метода биоакустической коррекции в терапии детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // IV Балтийский конгресс по детской неврологии: сб. тезисов / под ред. проф. В.И. Гузевой. - СПб.: Человек и здоровье, 2013. - С. 358-359.
14. Хризман Т.П. Функциональное развитие ассоциативных отделов неокортек-са: механизмы эмоций и речи ребенка: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Л., 1989. -40 с.
15. Armson J., Foote S., Witt C. Effect of frequency altered feedback and audience size on stuttering // Europ. J. Disord. Communic., 1997. - Vol. 32. - № 3. - P. 359-366.
16. Flor-Henry P. Observations, reflections and speculations on the cerebral determinants of mood and on the bilaterally asymmetrical distributions of the major neurotransmitter systems // Acta neurol. Scand., 1986. - Vol. 74. - Suppl. 109. - P. 75-89.
17. Graham J.P. Improved neuronal regulation in ADHD: An application of fifteen sessions of photicdriven EEG neurotherap // Internet doc., 1999. -
http://www.neur.reg.ADHD.htm.
18. (Lubar J.F.) Любар Дж. Ф. Биоуправление, дефицит внимания и гиперактивность // Биоуправление-3. Теория и практика. - Новосибирск, 1998. - С. 142-162.
Ю.А. Фесенко
доктор медицинских наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Д.А. Бычковский старший преподаватель кафедры клинической психологии Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Тип акцентуации характера и формирование представления о себе у подростков на примере гипертимной акцентуации
Подростковый возраст является важным периодом для становления характера: в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.
Акцентуации характера определяются как «крайний вариант нормального характера» [1; 6; 15]. Л.Н. Собчик говорит о возможности соотношения понятия «тип акцентуации» с дезадаптивными формами проявления ведущих индивидуально-личностных тенденций, подчеркивая, что для подросткового возраста характерны, с одной стороны, наиболее ярко выраженные проявления акцентуаций, с другой - преходящий характер данных изменений [13].
По данным В.В. Ковалева, А.Е. Личко, И.С. Кона, В.Д. Менделевича [4; 5; 7; 10], отмечается распространенность среди подростков патологий личностного характера (21 % обладает психопатическими чертами), высока встречаемость акцентуаций (около 40 %), в том числе в сочетании с нарушениями поведения (32 %).
211
При значительной распространенности проблемы акцентуации характера среди подростков авторами выделяется клиническое значение данной проблематики [9]. Изучение акцентуаций характера у подростков получило теоретическое обоснование в работе А.Е. Личко и Н.Я. Иванова [8]. В рамках клинического подхода выделяются работы, посвященные изучению риска дезадаптации у акцентуантов [6], депрессивных проявлений у данных подростков [11], саморазрушающего и аддиктивного поведения [2], риск суицида и начала ранней половой жизни у девушек с акцентуациями [12], факторы психической дезадаптации, пограничные нарушения у акцентуантов [16].
Актуальность нашего исследования связывается с возможностями выявления влияния, которое оказывает тип акцентуации на представления о себе и отношение к другим подростка с акцентуированными чертами характера.
Изучение структуры образа себя и других у лиц с акцентуациями характера позволяет существенно облегчить взаимодействие с данными лицами, реализовать принципы индивидуального подхода к обучению данных подростков. Разработка проблематики особенностей представлений о себе и других у подростков с акцентуациями дает возможности решить задачи повышения эффективности от реализации коррекционных и профилактических программ, облегчить оказание социальнопсихологических форм помощи данным лицам.
Методы и методики исследования.
Методы исследования представлены социально-психологическим, экспериментально-психологическим методом математической обработки данных.
В рамках социально-психологического метода проводилось анкетирование лиц с акцентуациями характера с целью дополнения данных экспериментального исследования.
В рамках экспериментально-психологического метода использовались методики диагностики акцентуаций, изучения параметров когнитивных и эмоциональных компонентов представлений о себе и других у лиц 15-16 лет с акцентуациями характера.
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко, Н.Я. Иванова [8] применялся для выявления акцентуации в исследуемых группах. Для выявления эмоциональных компонентов образа себя и других применялся «Универсальный трехфакторный семантический дифференциал» Ч. Осгуда (модификация [3]). Когнитивные аспекты представлений о себе изучались методикой «Большая Пятерка» (R. McCrae, H. Costa Jr., 1997, адаптация [17]). Представления о себе исследовались методикой диагностики самоотношения [14], методикой «Уровень субъективного контроля», тестом самоактуализации Э. Шостра. Представления о других - методикой диагностики Социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Методы математической обработки представлены процедурами корреляционного, регрессионного и факторного анализа, анализа сравнения средних значений по критерию Манна-Уитни. Математико-статистическая
212
обработка осуществлялась с помощью пакета статистических программ SPSS for Windows (версия 17.0).
Характеристика выборки исследования.
В исследовании принимали участие учащиеся 10 классов 15-16 лет 7 средних школ Санкт-Петербурга в количестве 350 человек. В материалы диссертационной работы вошли данные 236 человек (смешанные акцентуации и незначительный процент психастенической, шизоидной акцентуаций). Процент акцентуаций в исследованных группах принимал значения от 50 до 70 %, в зависимости от первичной группы (обследованного класса). Среди слабоуспевающих учеников с проблемами в поведении и общении наблюдался высокий процент (более 60 %) акцентуантов с гипертимной и эпилептоидной акцентуацией. Учащиеся гимназий, преимущественно составившие контрольную группу, имели незначительный процент лабильной акцентуации у девушек и шизоидной -в смешанной выборке.
Группы акцентуантов формировались на основании исследования по методике ПДО [8].
У юношей и девушек были исследованы гипертимная, эпилептоид-ная и лабильная акцентуации, являвшиеся распространенными в исследованных классах. Гипертимную акцентуацию составили 55 человек (25 юношей и 30 девушек). Контрольная группа составила 67 человек: 32 юноши и 35 девушек. По данным методики ПДО, школьники, вошедшие в контрольную группу, не имеют выраженных акцентуаций характера. Данные подтверждались заключением социальных работников, педагогов, психологов.
Результаты исследования представлений о себе и других у лиц с гипертимной акцентуацией характера.
В ходе предварительного исследования были выявлены группы гипертимной акцентуации у юношей и девушек. В связи с задачами исследования анализ проводился следующим образом: для представления данных исследования была определена структура анализа материала, предполагающая поэтапное рассмотрение эмоционального и когнитивного компонентов представлений о себе и других, выявление взаимосвязей системы представлений с типом акцентуации характера, изучение влияния типа акцентуаций на структуру представлений о себе и других.
Особенности эмоционального отношения к себе и другим у лиц с акцентуациями характера исследовались с помощью методики «Универсального трехфакторного семантического дифференциала» (Ч. Осгуда (модификация [3]). Результаты исследования свидетельствуют о том, что у испытуемых основной группы существуют значимые различия в уровне эмоциональной оценки себя.
Выявлены достоверные различия в параметрах волевых (содержательных) характеристик (фактор «Силы») и оценки своей поведенческой активности (фактор «Активность») в сравнении со сверстниками без акцентуаций характера (достоверные различия p < 0,001) для всех изученных групп акцентуаций, кроме Оценки и Силы отношения к взрослым -
213
юноши всех групп и Оценки, Силы, Активности Я-реального, Идеального у девушек истероидной акцентуации.
У акцентуантов образ своего «Я-реального» и «Я-идеального» характеризуется снижением всех параметров оценки себя. Испытуемые видят себя эмоционально неустойчивыми, слабыми, зависимыми (низкие параметры фактора Силы Я), менее активными (Активность Я-реального) в сравнении с контрольной группой (p < 0,001).
Характер взаимосвязей показателей семантического дифференциала указывает на противопоставление «Я-реального» «Я-идеальному» по содержательным характеристикам (фактор Силы), что свидетельствует о неудовлетворенности своими волевыми качествами. Подростки идентифицируют себя с образом взрослого по содержательному компоненту, в то время как оценка и активность находится в конфликтных отношениях: «Я взрослый, но веду себя не так, как они». Объединение «Я-реального» с образом близкого человека противоположного пола указывает на размытость гендерных ролей. Оценка близкого человека противоположного пола находится в обратной взаимосвязи с оценкой «Я-реального», «Я-идеального», что указывает на наличие конфликта в данных категориях. Наиболее значимыми являются взаимоотношения с друзьями, в то время как сверстники оцениваются менее привлекательными. Таким образом, юношам с гипертимной акцентуацией характера свойственна значимость отношений с другом, инфантилизация отношений с противоположным полом, конфликтность взаимоотношений со сверстниками и противопоставление себя взрослым. При этом можно говорить о том, что в ситуации взаимодействия подростки используют окружающих для повышения самооценки и уверенности в себе.
Самооценочный профиль девушек гипертимной акцентуации схож с юношами. В профиле девушек также доминирует эмоциональнокоммуникативный компонент отношения: они видят себя эмоциональными, открытыми, активными. При этом окружающие воспринимаются ими такими же активными и эмоциональными, как и они сами, лишь взрослые, так же как и у юношей, представляются как менее активные и замкнутые.
Анализ взаимосвязей компонентов семантического дифференциала в группе девушек гипертимной акцентуации характера свидетельствует об идентификации с взрослыми и образом близкого человека противоположного пола (та же размытость гендерных ролей, что и у юношей). Образ сверстников противопоставляется образу себя по содержательным характеристикам и поведенческой активности, тем не менее, отношения со сверстниками представляются как эмоционально значимые (положительная взаимосвязь по фактору Оценки), что рождает конфликт взаимоотношений: «Я не нуждаюсь в вас, Я - лучше, Я - не могу быть одна». Можно сделать вывод, что особенностью эмоционального компонента отношения к себе девушек гипертимной акцентуации является рассогласование между образом «Я-реального» и «Я-идеального», что говорит о неудовлетворенности собой, которая является отражением критического отношения к окружающим. В отношении к другим характерным является размытость гендерной роли, отождествление себя с «близким человеком
214
противоположного пола» и «взрослыми», конфликтное восприятие «большинства сверстников».
При анализе когнитивного компонента представлений о себе выделяются следующие особенности: юноши с гипертимной, лабильной акцентуациями практически не имеют различий между собой по особенностям принятия себя и аутосимпатии. Обе группы имеют достоверно более низкий уровень в сравнении с контрольной группой (p < 0,001). Девушки гипертимной (как и лабильной) акцентуации более склонны принимать ответственность на себя (различия на уровне p < 0,05). Следует отметить, что значимых различий между гипертимной и лабильной акцентуациями не выявлено.
Для всех акцентуантов характерной особенностью является различие в уровне интернальности достижений и неудач - достижения приписываются себе, ответственность за неудачи перекладывается на других, что является нормой для подросткового возраста.
Параметр «Взгляда на природу человека» характеризует общие представления испытуемых о Человеке, веру в его гуманистичность, способность к самореализации. Высокий уровень отношения к Человеку отражены в концепции восприятия окружающих юношей и девушек контрольной группы. Среди всех групп акцентуантов восприятие позитивного образа Человека характерно для гипертимов-юношей. При этом у девушек гипертимной акцентуации не выявлена вера в гуманистичную природу человека, возможно связанная с особенностями их оценки своих отношений со сверстниками (сверстники видятся им злыми, равнодушными, жестокими).
У акцентуантов, в зависимости от типа акцентуации и пола, существуют различия в представлениях о структуре собственных личностных свойств (методика «Большая Пятерка» [17]). Для гипертимной акцентуации характерна экстравертированность (различий между юношами и девушками не обнаружено) - у гипертимов значимо более высокий уровень экстраверсии в сравнении с контрольными группами (различия на уровне - p < 0,01) и другими акцентуантами (р < 0,01).
Уровень Самоконтроля: акцентуанты обладают меньшими способностями к самоконтролю в сравнении с контрольной группой. Гипертимы-юноши, эпилептоиды, истероиды, лабильная акцентуация практически не различаются по своему уровню самоконтроля. У гипертимов-юношей низкие способности к самоконтролю связаны с высокой активностью, экстра-вертированностью, при недостаточно сформированной произвольности саморегуляции. Среди всех основных групп наибольшим уровнем Самоконтроля отличаются девушки гипертимной акцентуации (различия с юношами на уровне р < 0,01).
Выводы:
1. Эмоциональное отношение к себе у акцентуантов характеризуется достоверно более низкими параметрами эмоционального принятия себя. Акцентуанты относятся к себе критично, видят себя эмоционально неуравновешенными (низкие параметры фактора Силы Я), более интро-вертированными (Активность Я-реального) в сравнении с контрольной
215
группой (p < 0,001). Эмоциональный компонент представлений о себе характеризуется рассогласованием образов «Я-реального» «Я-Идеального», что свидетельствует о неудовлетворенности собой, конфликтности самовосприятия. Образ «Других» в представлениях акценту-антов играет роль компенсации, отношения с ними негармоничны или конфликтны.
2. Особенностями когнитивного компонента представлений о себе являются низкая аутосимпатия, принятие себя, недостаточный самоконтроль, значительные показатели негативности образа себя (вина, представления о своей неполноценности).
3. Особенности когнитивного компонента системы отношений в изученных группах акцентуантов представлены низким уровнем аутосимпатии, сниженными способностями к принятию себя, экстернальностью в большинстве сфер отношений. В представлениях о своих личностных особенностях акцентуанты демонстрируют качества, обусловленные типом акцентуации. В частности, гипертимам в наибольшей степени свойственны высокие показатели экстраверсии, дружелюбия, низкий самоконтроль.
4. Выявлены особенности системы представлений о себе и других, отличающие гипертимов от сверстников без акцентуаций. Наиболее ярко различия в представлениях о себе и других у лиц с акцентуациями характера проявляются в профилях эмоционального компонента системы отношения к себе и другим.
5. В ходе исследования выявился вклад гендерных различий в систему представлений о себе и других. Так, юноши и девушки гипертимной акцентуации схожи по размытости представлений о своей гендерной роли, но различаются в отношении к близкому человеку противоположного пола - юноши исключают эротический аспект в восприятии, тогда как девушки отождествляют себя с близким человеком. Можно также выделить компоненты системы представлений, наиболее значимые для определенной группы акцентуантов, с учетом гендерных различий. Так, для гипертимной акцентуации на первое место выходит эмоциональнокоммуникативный (поведенческий) компонент системы представлений.
6. Результаты регрессионного анализа позволяют рассматривать тип акцентуации как предиктор параметров эмоционального компонента системы представлений о себе и других для всех групп акцентуантов. У юношей гипертимной акцентуации идеальная модель поведения, уровня активности обусловлена типом акцентуации, идеальными представлениями об оценке себя, оценкой привлекательности «близкого человека противоположного пола» и характером влияния взрослых. У девушек ги-пертимной группы тип акцентуации играет роль при оценке отношения к близкому человеку противоположного пола.
Список литературы
1. Габузов В.И., Фесенко Ю.А. Неврозы у детей. - СПб.: КАРО, 2013. - 336 с.
2. Гузиков Б.М., Вдовиченко А.А., Иванов Н.Я. Выявление контингентов подростков с риском злоупотребления наркотическими и другими токсическими веществами // Обозр. психиат. и мед. психол., 1993. - № 1. - С. 73-75.
216
3. Исаев Д.Д. Особенности половой идентичности у лиц с гомосексуальной направленностью влечения // Обозр. психиатр. и мед. психол. - 1992. - № 2. - С. 56-57.
4. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина, 1979. - 427 с.
5. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 156 с.
6. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1979. - 335 с.
7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 255 с.
8. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: метод. пособие. - 2-е изд. - М.: Фолиум, 1995. - Вып. 10. - 64 с.
9. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практ. рук. -4-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. - 588 с.
10. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.
11. Озерецковецкий С.Я., Личко А.Е., Иванов Н.Я. Выявление депрессии у подростков при патохарактерологическом исследовании // Реабилитация / ред. В.И. Каш-карова. - Л.: Изд-во ин-та им. Бехтерева, 1988. - С. 47-52.
12. Слуцкий Б.М. Психопатические нарушения при ранней половой жизни у подростков женского пола // Психопатические расстройства у подростков. - Л.: Изд-во инта им. Бехтерева, 1987. - С. 38-42.
13. Собчик Л.Н. Психолог о подростках в школе и семье // Моск. психол. журн. -2002. - № 3.
14. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 284 с.
15. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1978. - 400 с.
16. Шаповал В.А. Прогноз психической дезадаптации и пограничных психических расстройств у курсантов высшего военного учебного заведения: автореф. дис. ... канд. мед. - Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1991.
17. Яничев Д.П. Когнитивные аспекты самовосприятия личностных черт у пациентов с невротической и неврозоподобной симптоматикой: дис. ... канд. психол. наук. -СПб., 2006. - 156 с.
Г.Р. Шашкина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии,
Институт специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ
Актуальные проблемы диагностики фонематического восприятия дошкольников с нарушениями речи
Изучение состояния фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями и разработка методов преодоления фонематических нарушений у них - одна из актуальных проблем отечественной логопедии на современном этапе ее развития.
Анализируя теоретические представления о фонематическом восприятии, представленные в трудах Н.В.Дуровой [2], можно сделать вывод о том, что различные ученые и исследователи пользуются разными терминами, описывая одни и те же фонематические процессы: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
А.Н. Гвоздев [4], Н.И. Жинкин [7], Д.Б. Эльконин [13] под речевым слухом понимали способность ребенка слышать отдельные звуки и их
217