Борис БАЗАРОВ, Ирина ГАРРИ
ТИБЕТЦЫ КХАМА: ОПЫТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КНР
В статье представлены результаты экспедиции сотрудников ИМБТ в Кхам - тибетский автономный округ Ганьцзы, КНР. На материалах полевого исследования приводятся данные по округу, выявляются объекты культурного наследия Кхама, проводится анализ национальной политики КНР.
The paper covers the results of the Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies research team expedition to Kham - the Tibetan Autonomous Prefecture of the PRC. Cultural and religious objects of the region and the policy of PRC on national minorities are represented on the base of the field research data.
Ключевые слова:
Кхам, Тибет, национальная политика, экспедиция; Kham, Tibet, policy on national minorities, expedition.
БАЗАРОВ
Борис
Ванданович— д.и.н. профессор, член-корреспондент РАН; директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН тЫ@ЪиОпАо .ги
варри
кИарфиендара Регбиевна — к.и.н., старший научный сятрудник ИМБТ СО РАН ratna2005@rambler.ru
Осенью 2008 г. небольшая экспедиция сотрудников Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Б.В. Базаров, И.Р. Гарри, Д.С. Жамсуева, С.П. Нестеркин) посетила Кхам — один из наименее изученных регионов этнического Тибета. Целью работ было исследование культурного наследия миноритарных групп западного Китая. О Кхаме и его жителях — кхампа было известно в основном из повествований о путешествии в Тибет, написанных буддийскими монахами (Экай Кавагучи), учеными исследователями (Гомбожаб Цыбиков), людьми случайными (Генрих Харрер)1 и др. В их работах мало внимания уделялось истории края, его традициям и обычаям. Зато во многом благодаря этим трудам Кхам стал ассоциироваться с образом разбойника с большой дороги, грабившего караваны торговцев и паломников, шедших в Центральный Тибет. Более подробно о кхампа, их жизни и борьбе за свободу и независимость мы узнали из книг Г. Паттерсона и М. Пейселя2, а также из воспоминаний самих воинов-кхампа, как, например, Андруга Гонпо Таши — руководителя повстанческого движения «Четыре реки, шесть пиков»3.
В настоящее время произошли колоссальные изменения во внешнем облике Кхама. В задачу экспедиции входило оценить уровень этих изменений и их влияние на повседневную жизнь жителей округа. Правительство КНР проводит в отношении северо-запада страны преференциальную политику льгот. В 1999 г. оно одобрило Стратегию развития Запада. В результате этих мер в регион были брошены огромные инвестиции: в 2000—2001 гг. в транспорт, коммуникации и ирригацию было инвестировано 37 млрд долл.
Так называемый Большой Тибет, или Чолка-Сум, традиционно подразделяется на три части: Уй-Цзан, или Центральный Тибет, Кхам и Амдо. Наша экспедиция посетила Кхам — наиболее труднодоступный район этнического Тибета. В настоящее время Кхам разделен между четырьмя административными районами КНР — Тибетским автономным районом, провинциями Сычуань, Юньнань и Цинхай. Разделение Кхама между так называемым
1 Kawaguchi Е. Three Years in Tibet. — Delhi : Books Faith India, 1995; Цыбиков Г.Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета. Избранные труды. Т. 1. — Новосибирск, 1981; Harrer H. Seven Years in Tibet. - N.Y : Most Tarcher/Putnam Books, 1996.
2 Patterson G.N. Tragic Destiny. — London : Faber and Faber, 1959; Patterson G.N. Requiem for Tibet. — London : Aurum Press, 1990; Peissel M. Cavaliers of Kham. The Secret War in Tibet. — London : Heinemann, 1972.
3 Andrug Gonpo Tashi. Four Rivers, Six Ranges. Reminiscences of the Resistance Movement in Tibet. — Dharamsala : The Information and Publicity Office of H.H. the Dalai Lama, 1973.
Тибетом политическим (ТАР) и Тибетом этнографическим (в составе китайских провинций) проходит по реке Дричу (кит. Цзиньшацзян), верхнее течение Янцзы. Наша экспедиция проводила исследования в Сычуани — Тибетском автономном округе Ганьцзы. Кхам — горная страна со средней высотой над уровнем моря свыше 3 500 м, является одним из самых известных в мире сохранившихся естественных природных парков с ледниковыми каскадами на низких высотах, снежными горными гигантами, хорошо сохраненными девственными лесами, высокогорными озерами, огромным количеством горячих источников. Площадь округа составляет 156 700 кв.км, население — 930 тыс. чел., тибетцы составляют 77,84%. Кроме тибетцев в Ганьцзы проживают 25 национальностей — ханьцы, миноритарные группы и, хуэй, цяны, наси и др. Административным центром округа является г. Кандин (Дарцедо — по-тибетски).
Члены экспедиции посетили г. Кандин, Литан, местность Ганьцзы. Кандин был последней точкой, до которой добирались знаменитые российские путешественники прошлого столетия, в том числе наш соотечественник Буда Рабданов, который побывал здесь дважды: первый раз в составе экспедиции Г.Н. Потанина, второй (в течение одного года) — в качестве тайного агента российского правительства. Наиболее известными буддийскими монастырями Кандина являются Аньцзюэсы (Нагчу Гомпа) и Намусы (более сотни монахов).
Город Литан (4 680 м), самый высокогорный город в мире, расположен в пастбищной зоне в окружении снежных горных вершин. Литан — это дикий запад Сычуани, где можно воочию познакомиться с культурой воинственных кхампа. Город представляет собой типичное тибетское поселение с традиционными тибетскими домами, оживленным рынком, одетыми по последней тибетской моде тибетцами. Самые разнообразные шляпы — от фетровых до меховых, тибетское платье чупа кхампаского варианта, серебряные ножи, золотые и серебряные украшения не могут оставить равнодушными посетителя этих мест.
От Литана до Ганьцзы более 300 км по очень плохой по китайским меркам дороге. Дорога пролегает по живописнейшим местам Восточного Тибета, большая часть
пути проходит по горному ущелью вдоль реки Ялунцзян (Ньягчу). По дороге — живописные тибетские деревни с прекрасной архитектурой. Во всем Кхаме большие двухэтажные каменные дома, украшенные традиционным тибетским орнаментом, напоминают русские добротные избы — первый этаж из камня, второй выстроен из больших бревен, выкрашенных в бордовый цвет.
Ганьцзы (3 800 м) представляет собой традиционное тибетское поселение с прекрасными окружающими видами и монастырем, сооруженным более 540 лет назад. Ганьцзы известен своими разбойничьими традициями, «рыцарями большой дороги». В Чэнду выходцы из Ганьцзы до сих пор имеют репутацию бандитов. Следующим местом остановки было выбрано село Тагун уезда Кандин. Тагун означает «место, которое нравится божествам». Достопримечательностью Тагуна является монастырь Лхаган (Тагун), принадлежащий школе Сакьяпа. Его история восходит ко времени правления царя Сронцзангампо. Согласно одной из легенд, когда принцесса Вэньчэн везла золотую статую в Тибет, статуя заговорила и сказала, что ей нравится это место и она хочет там остаться, отчего и возникло название местности. Монастырь также называют малым Чжокханом (Большой — в Лхасе, где хранится настоящая статуя), он является местом паломничества всех тибетцев. Тагун в прошлом был скотоводческим селом, в настоящее время жители деревни в основном занимаются обслуживанием многочисленных туристов, приезжающих в село познакомиться с самобытной культурой тибетцев-кхампа.
В автономном округе Ганьцзы находится Даочэн Ядин — природоохранный заповедник мирового значения, 6 охранных объектов культуры национального значения, 55 охранных объектов культуры провинциального уровня, свыше 570 буддийских монастырей.
В числе охранных объектов культуры национального значения — Лудинский мост на железных цепях через реку Дадухэ, построенный в 1705 г., Дэргэский печатный двор начала XVIII в., монастырь Байли, древние бастионы Даньба, каменные стены Сунгэ и Багэ, внутри которых находилось огромное количество каменных статуй будд, мост Божи в Синлуне (Ньяроне), многочисленные монастыри Кхама. К
172
ВЛАСТЬ
201 0’05
объектам нематериального культурного наследия относятся героический эпос Гэсэр, тибетская медицина, живопись танка, дэргэское печатное искусство, вырезанная роспись камней на сюжеты Гэсэра, тибетское исполнительское искусство.
Экспедиция выявила, что все посещенные ею объекты культурного наследия Кхама, в первую очередь монастыри, полностью отреставрированы и находятся в хорошем состоянии. Население свободно исполняет религиозную деятельность, монастыри и храмы проводят службы и ритуалы в соответствии с традицией. Фотографии далай-ламы можно обнаружить почти в любом доме, в монастырях фотографий далай-ламы на открытых местах не видно, хотя можно предположить, что они спрятаны в потайных местах, как в монастырях Центрального Тибета. Во всех городах, поселках и селах Кхама и Амдо, в которых побывала наша экспедиция, нет ни одного ветхого сооружения. Особенно поражают добротностью построек и красотой декора сельские поселения.
За без малого 30 лет реформ произошли колоссальные изменения во внешнем облике Тибета. В то же время в исследованиях китайских и зарубежных ученых отмечается, что самодостаточная в прошлом экономика Тибета превратилась в новых условиях в зависимую экономику, целиком или частично полагающуюся на центральные инвестиции. По мнению некоторых зарубежных экспертов, проводимая центром экономическая политика привела к обогащению незначительного слоя кадровых работников и маргинализации основной части сельского населения Тибета. Но по нашим наблюдениям, сельское население Кхама и Амдо выиграло от проводимой государством политики.
Культура миноритарных групп Китая — это та сфера, развитие которой особен-
но поощряется правительством КНР. Телевидение вещает на всех тибетских диалектах, песни, танцы, национальные костюмы, традиционные обычаи, праздники, разговорный язык в полной мере возродились в тибетских регионах КНР. Большинство среднего и старшего поколения тибетцев вообще не говорит по-китайски, в то время как среди молодого поколения тибетцев китайский язык становится год от года популярнее. Тем не менее в области образования тибетцы стоят последними в списке нацменьшинств, сильнейшим образом отставая от всех миноритарных групп Китая. По статистическим данным 2000 г., 45,5% тибетцев никогда не посещали школы, в то время как среди ханьцев число не посещавших школ — 7,3%, монголов — 7,2%. Университетское образование имеют только 1,3% тибетцев и 5,1% монголов соответственно.
Количественные показатели выделенных параметров с очевидностью свидетельствуют о процессе возрождения традиционной культуры и религии тибетского народа. Жители Кхама откровенно признаются, что качество их жизни улучшилось в результате проводимой государством политики. Однако их, по выражению М. Голдстейна, «этнические сердца» по-прежнему привязаны к традиционным ценностям — религии и далай-ламе как символу их этнической идентичности. Свидетельством этому были открытые антикитайские выступления тибетцев в поддержку кампании бойкота Олимпийских игр, начавшиеся в марте 2008 г. и приведшие к закрытию всего политического и этнографического Тибета вплоть до сентября 2008 г. Хотя основные волнения проходили в Амдо и жители Кхама в них не участвовали, сочувствие к движению можно было бы назвать всеобщим.