6. Stepin V.S. Theoretical knowledge, M.: Progress-Traditsia, 2000. P. 7434. [in Russian].
7. Stepin V.S. Philosophy of science. General problems. M.:P Gardariki, 2006. P. 384. [in Rusian].
8. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical Conception: Methodological Aspects of Structure. VLADOS, 2006. P. 239. [in Russian].
Сведения об авторе: Харланова Елена Михайловна,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about author: Kharlanova Elena Michailovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Professor Department of Inclusive and Special Education, Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480
В.В. Шестакова, Е.В. Лисичко
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ «ШКОЛА - ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ» В ВЫСШЕМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
В данной статье анализируется результативность модели обучения, предназначенной для подготовки кадрового резерва отраслей высоких технологий. Модель предусматривает сквозное обучение, начиная от группы школьников 10-го класса до молодых специалистов в рамках адаптационного периода на предприятии. Реализация модели показана на примере подготовки кадрового резерва для предприятий электроэнергетики Российской Федерации в Томском политехническом университете. Период исследования составил 8 лет, с 2008 по 2016 год.
Ключевые слова: бакалавриат, магистратура, высшее техническое образование, взаимодействие с работодателями.
V.V. Shestakova, E.V. Lisichko
THE LEARNING MODEL "SCHOOL - UNIVERSITY -ENTERPRISE" IN HIGHER TECHNICAL EDUCATION BY THE EXAMPLE OF ELECTRIC POWER INDUSTRY
This paper analyzes the effectiveness of the training model, designed for the preparation of a personnel pool for high technology industries. The model provides a through training, starting from a group of students of the 10 th grade to young professionals in the framework of the adaptation period in the company. Implementation of the model is shown on the example of preparation of personnel pool for enterprises of Russian electrical energy industry in Tomsk Polytechnic University. The research was carried out within 8 years, from 2008 to 2016.
Key words: bachelor, magistracy, technical higher education, stakeholder engagement.
В настоящее время основой для технологической и экономической независимости любой страны является создание инновационной высокотехнологичной экономики, способной обеспечить конкурентоспособность и сформировать собственную мощную производственную базу. Одним из ключевых элементов создания производственной базы страны является качество подготовки инженерных кадров. В публикациях последних лет [1; 3; 4] неоднократно отмечалось, что деятельность по обеспечению подготовки высококвалифицированных инженерных кадров требует интеграционного взаимодействия технических университетов, предприятий-флагманов отрасли и преподавательского сообщества российских школ. Большое количество публикаций посвящено разработке активных способов обучения [2; 7; 8].
В Томском политехническом университете (ТПУ) для направления «Электроэнергетика и электротехника» с 2008 г. применяется модель обучения «Школа-Вуз-Предприятие» («ШВП»), включающая в себя четыре этапа подготовки и предусматривающая сквозное обучение, начиная от школьников 10-го класса до молодых специалистов, проходящих некоторый период адаптации в начале работы на предприятии (рис. 1) [5; 6; 9]. Представленное исследование было сделано на основании данных, полученных за 8 лет (с 2008 по 2016 год).
Модель обучения «ШВП» предназначена для подготовки высококвалифицированных инженеров-энергетиков. Предприятием-флагманом отрасли выступает Акционерное общество «Системный оператор Единой энергосистемы» (АО «СО ЕЭС»). Модель представлена в виде взаимосвязанных блоков. В блоке I перечислены участники проекта: школьники и учителя, студенты и преподаватели вуза, выпускники и сотрудники предприятий отрасли.
Реализация модели обучения в области энергетики началась в 2008 г., когда по инициативе Фонда «Надежная смена», созданного на средства АО «СО ЕЭС», были организованы занятия для школьников 10,11-х классов города Томска,
где расположен ТПУ, один из ведущих технических университетов России, осуществляющий подготовку специалистов-энергетиков. Занятия для школьников по дисциплине «Введение в энергетику» проводились и проводятся преподавателями ТПУ на территории вуза с использованием мощной технической базы университета.
В блоке II модели указаны этапы обучения и их продолжительность. При реализации первого этапа модели обучения важным является содействие руководства школы и учителей, которые рассказывают учащимся о проекте «ШВП» и поддерживают их желание освоить профессию инженера-энергетика. Принять участие в проекте имеет право любой школьник из школ города Томска. Длительность первого этапа подготовки составляет два года. После прохождения первого этапа обучения часть участников проекта успешно поступает в ТПУ на направление «Электроэнергетика и электротехника».
Вторая ступень обучения (подготовка бакалавров) охватывает период в 4 года. Абитуриенты, поступившие на выбранное направление после прохождения первого этапа, составляют ядро группы участников проекта «ШВП», к которой в течение 1-го, 2-го курсов присоединяются самые активные и творческие студенты из других городов России, Казахстана и т.д. После успешного прохождения второй ступени подготовки лучшие бакалавры отбираются для поступления в целевую магистратуру. Отбор осуществляется по результатам собеседования специальной комиссией, в которую входят представители Филиалов АО «СО ЕЭС». Обучение в магистратуре представляет собой третью ступень обучения и длится 2 года.
Коротко рассмотрим технологии обучения (Блок III). Важно отметить, что технологии обучения нацелены на то, чтобы дать всем участникам проекта, от школьников до магистрантов, представление о связи изучаемых ими предметов с их будущей профессиональной деятельностью.
Одна из главных технологий обучения - выполнение проектов. В данной
ф ^
3 I
2 ь
_о ф
^
СО ф
о § £§
ф ф "т 1
со О. >>С
т т
о
X
го , о
' со
; Я ^
ф о
£ I
О б .0 Ф
ф
I-
о ¡£
т ^
о ^
Ш и]
го" ш о ¡£ го
Й ф
=3
Ш Ш
Рис. 1. Модель обучения «Школа-Вуз-Предприятие»
модели проектирование предусмотрено для участников всех возрастов, начиная с учеников 10-го класса. Уровень сложности проектов соответствует как реальным возможностям обучающихся, так и тематике предприятий. Самые младшие участники
проекта «ШВП», школьники, приобретают первые навыки проектирования, собирая своими руками действующие электротехнические установки: двигатель постоянного тока, синхронный трехфазный двигатель, трансформатор Тесла и
т.д. Мощность данных электроустановок, конечно, не велика. Однако можно с уверенностью утверждать, что выполнение проектов способствует развитию многих компетенций школьников: пониманию электромагнитных процессов, развитию мелкой моторики, планированию, умению работать в команде. Во время обучения на 1-4-м курсах студенты получают более сложные проектные задания.
Разумеется, проектирование является частью учебного плана в любом техническом университете мира. Все студенты выполняют проекты. Отличие проектной деятельности в рамках реализации модели обучения «ШВП» заключается в том, что темы проектов согласуются с представителями предприятий отрасли. Например, задачи, решаемые при проектировании бакалаврами 3-го, 4-го курсов направлены на изучение известных путей решения некоторых проблем отрасли. Такой подход приводит к тому, что проекты большинства студентов становятся междисциплинарными. Это не вызывает удивления, т.к. решение реальных проблем крайне редко ограничено узкой областью одной дисциплины.
Темы проектов, исследовательских работ, а также выпускных квалификационных работ (ВКР) магистрантов, обучающихся в целевой магистратуре, также не могут быть случайными, они обязательно согласуются с предприятием. Отличие проектов магистрантов от проектов бакалавров заключаются в том, что они посвящены реальным существующим проблемам отрасли, которые еще не решены. Причем темы проектов связаны с проблемами конкретного предприятия энергетической отрасли, где будет работать будущий выпускник. Как правило, место будущей работы магистранта и темы ВКР определяются во время летней производственной практики после первого года обучения в магистратуре.
Отличительной чертой модели «ШВП» является совместное обучение школьников, студентов и молодых специалистов на летних форумах. В конце августа 2016 г. состоялся 6-й Межрегиональный образовательный Форум «Энергия молодости» (далее - Форум) для будущих
энергетиков. «Энергия молодости» реализуется Благотворительным Фондом «Надежная смена» при поддержке АО «СО ЕЭС» с 2011 г. в формате летнего выездного лагеря, собирая на своих площадках около 100 участников из разных городов России.
Если первоначально Форум был рассчитан на школьников и студентов из регионов, где реализуется система «Школа-Вуз-Предприятие», то, начиная с 2015 г., на форум стали приглашать также и молодых специалистов отраслевых компаний. Число желающих попасть на Форум растет с каждый годом, все заявки проходят компетентный отбор Оргкомитета Форума с целью приглашения на площадку самых лучших представителей молодежи отрасли.
Образовательная программа Форума представляет собой комбинацию образовательных мероприятий: лекции, экскурсии, практические семинары. Возраст участников Форума охватывает молодых людей от 17 до 25 лет. Участники разбиваются на 5 групп по 20-25 человек. Группы формируются заранее организаторами Форума. Важно подчеркнуть принцип формирования групп. В каждой группе должны быть участники всех возрастов и представители делегаций из всех городов. В помощь каждой группе назначаются менторы. Как правило, это магистранты, обучающиеся в целевой магистратуре, успешно прошедшие обучение на первом и втором этапах. По итогам Форума выявляется лучшая группа, которая становится победителем.
Как показал 6-летний опыт, Форумы являются мощным стимулом к обучению для участников всех возрастов, которые воспринимают себя как единую команду, объединенную общим интересом к выбранной профессии. Все это позволяет участникам Форума в динамичном интерактивном режиме погрузиться в свою будущую профессию.
Сотрудники предприятий отрасли играют важную роль в реализации всех этапов данной модели обучения. Они участвуют в создании и рецензировании рабочих программ дисциплин и формировании учебного плана. Ежегодно
ф ^
3 I
2 н
_о ф
^
СО ф
о § £§
ф ф "т 1
со О.
Ш т
О
X
го . о
' со
; Я ^
ф о
о б
.0 Ф
ф
I-
руководителями университета и предприятия утверждается план приезда специалистов отрасли для чтения лекций, встроенных в учебный план в качестве модулей основных дисциплин. В течение учебного года около 10% аудиторной нагрузки возлагается на привлеченных отраслевых специалистов.
Кроме того, представители предприятий входят в экзаменационную комиссию, оценивают магистрантов 2 раза в год, во время сессии, определяя, с одной стороны, уровень их подготовки и, с другой стороны, соответствие учебной программы проблемным задачам отрасли.
Представители предприятия присутствуют на защитах выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров, работают в составе Государственной аттестационной комиссии.
Существенным является вопрос о количестве молодых специалистов, подготавливаемых ежегодно по данной модели обучения. В странах с развитым производством ежегодно требуются тысячи специалистов с высшим техническим образованием. Среди них обслуживающий персонал на станциях и подстанциях, рабочие на предприятиях производителях электрооборудования, геологи-разведчики и многие другие специалисты. Модель обучения «ШВП» не предусматривает массовую подготовку высококвалифицированных кадров, так как она предполагает индивидуаль-
ный подход к каждому студенту. Затраты времени преподавателя на одного студента очень высоки. Но является ли это недостатком модели? Это зависит от ответа на вопрос - какова потребность в специалистах данного профиля? Например, потребность пополнения кадрового состава для всех филиалов АО «СО ЕЭС» в России ежегодно составляет всего около 40-50 специалистов. Но качество подготовки этих 40-50 человек должно соответствовать самым высоким требованиям.
В табл. 1 представлен самый главный показатель эффективности данной модели обучения - количество выпускников, которые прошли все этапы обучения и были приняты на работу на предприятия отрасли.
Еще одна проблема, требующая обсуждения, касается расширения компетенций выпускников. В современном мире очень ценятся универсальные специалисты, владеющие знаниями из разных областей. В настоящее время в ТПУ разрабатываются многопрофильные магистерские программы по инициативе предприятий. Например, большой интерес для предприятий энергетической отрасли представляют выпускники, обладающие компетенциями как в области проектирования и эксплуатации электроэнергетических систем, так и в области автоматизированных систем диспетчерского управления.
Табл. 1. Число Участников проекта «ШВП», принятых на работу в филиалы АО «СО ЕЭС» после третьего этапа обучения
№ п/п Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
1 Общее число выпускников 10 10 10 18 10 20 10
2 Принятые на работу в Филиалы 10 9 9 16 9 17 9
3 Поступившие в аспирантуру 1 1 2 1
Работа по разработке многопрофильных магистерских программ только начата, но уже очевидно, что реали-
зовать эту идею возможно только при тесном сотрудничестве специалистов разных кафедр университета и специа-
листов предприятий отрасли. Эта масштабная задача будет реализовываться в ближайшие несколько лет.
Одним из способов оценки эффективности обучения является получение отзывов от выпускников через некоторое время после окончания университета. Место работы каждого нашего студента известно, начиная с первого выпуска (в 2010 г.). Мы с удовольствием отмечаем тот факт, что выпускники часто выходят на связь по собственной инициативе, с благодарностью вспоминают годы обучения. Некоторые из них высказывают предложения по дополнению рабочих программ дисциплин. Из 79 выпускников были опрошены 58, каждый выпускник заявил, что получен-
ные знания позволяют справляться с профессиональными обязанностями, и подтвердил желание работать именно в данной отрасли.
Вывод. Итак, качественная подготовка будущего инженера должна базироваться на широком спектре образовательных инструментов, совместном применении различных активных технологий обучения, разработанных при участии специалистов отрасли. Как подтвердил 8-летний опыт подготовки кадрового резерва для энергетической отрасли, модель обучения «ШВП» дает положительный эффект и способствует развитию профессиональных и личностных компетенций школьников, студентов и молодых специалистов.
Библиографический список
1. Бельская, Е.Я. Применение кейс-метода для обучения будущих энергетиков [Текст] / Е.Я. Бель-ская, Н.А. Старцев, В.В. Шестакова // Интеллектуальные энергосистемы: труды III Международного молодёжного форума, г. Томск: в 3 т. / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). - Томск: Изд-в ТПУ, 2015. - Т. 3. - С. 252-257.
2. Гордеева, Д.С. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с реальным сектором экономики [Текст] / Д.С. Гордеева, А.В. Савченков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7. - С. 30-35.
3. Гущина, Л.А. Модель системы формирования инновационной компетенции у студентов технических вузов [Текст] / Л.А. Гущина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2. - С. 28-33.
4. Дегтярева, И.А. Технология проектирования образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности [Текст] / И.А. Дегтярева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 6. - С. 43-51.
5. Ларионов, В.В. Самостоятельная работа студентов технического университета (Опыт ТПУ) [Текст] / В.В. Ларионов, А.М. Лидер // Высшее образование в России. - 2014. - № 8-9. - С. 122-126.
6. Ларионов, В.В. Экспериментальное обеспечение курса физики при проблемно-ориентированном обучении бакалавров и инженеров [Текст] / В.В. Ларионов, Д.В. Пичугин, И.П. Чернов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2004. -№ 6. - С. 95-99.
7. Лисичко, Е.В. Просветительско-образовательный проект для школьников «Университетские субботы» по физике [Текст] / Е.В. Лисичко, Е.И. Постникова // Innovationen in der Wissenschaft: Theorie und Praxis: Proceedings of the Ith Internationale Konferenz, Vienna, March 25. 2016. - Vienna: East West, 2015. - P. 140-144.
8. Постникова, Е.И. Опыт взаимодействия вуза и школы: проблема обеспечения демонстрационного физического эксперимента [Текст] / Е.И. Постникова, В.В. Ларионов // Наука и школа. -2008. - № 2. - С. - 46-49.
9. Шабалина, А.А. Фонд оценочных средств как инструмент организации самостоятельной работы студентов вуза [Текст] / А.А. Шабалина, Л.В. Парфентьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 10. - С. 92-98.
References
1. Belskaya E.J., Startsev N.A., Shestakova V.V. The application of the case method for training future engineers. Smart grids: proceedings of the III International youth forum. 2015. V. 3. Tomsk: Izd-vo TPU, 2015. P. 252-257. [in Russian].
2. Gordeeva D.S., Savchenkov A.V. Topical problems of interaction of universities with the real sector of the economy. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016. № 7. P. 30-35. [in Russian].
3. Gushchina L.A. The model of the system of formation of innovative competence at students of technical universities. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016. № 2. P. 28-33. [in Russian].
4. Degtiareva I. A. Technology of designing of educational process aimed at the development of social-professional competence. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016. № 6. P. 43-51. [in Russian].
5. Larionov V.V., Lider A.I. Independent work of students of technical university (Experience of TPU). Vysschee obrazovanie v Rossii, 2014.1 8-9. P. 122-126. [in Russian].
6. Larionov V.V., Pichugin D.V., Chernov I.P. Experimental support of Physics course in problem-oriented training of bachelors and engineers. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta, 2004. № 6. P. 95-99. [in Russian].
7. Lisichko E.V., Postnikova E.I. Educational and educational project for schoolchildren "University Saturdays" in physic. Innovationen in der Wissenschaft: Theorie und Praxis: Proceedings of the Ith Internationale Konferenz, Vienna, March 25, 2016. Vienna: East West, 2015 P. 140-144. [in Russian].
8. Postnikova E.I., Larionov V.V. Experience of interaction between the university and the school: the problem of providing a demonstration physical experiment. Nauka i Shkola, 2008. № 2. P. 46-49. [in Russian].
9. Shabalina A.A., Parfentieva L.V. Fund of assessment tools as a tool of organization of independent work of students. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015. № 10. P. 92-98. [in Russian].
Сведения об авторах: Шестакова Вера Васильевна,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры электроэнергетических систем, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the authors: Shestakova Vera Vasilievna,
Candidate of Sciences (Technical science), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Electric Power Systems,
National Research Tomsk Polytechnic University,
Tomsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Лисичко Елена Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экспериментальной физики, Национальный исследовательский Томский политехнический университет,
г. Томск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Lisichko Elena Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education),
Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor,
Department of Experimental Physics,
National Research Tomsk Polytechnic
University, Tomsk, Russia.
E-mail: [email protected]