Вопросы международного права и сравнительного правоведения
УДК 340.5:343[(470)+(571)](510)
к вопросу о наказании несовершеннолетних.
сравнительно-правовой анализ
© Аргунова Е. С.1, Сидоренко Ю. В.1, Сутурин М. А.2, 2017
1 Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Иркутск
2 Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Работа посвящена сравнительному анализу действующих уголовно-правовых норм Российской Федерации и Китайской Народной Республики, регулирующих вопросы института уголовного наказания в отношении несовершеннолетних. Анализируются вопросы видов уголовных наказаний в отношении рассматриваемой возрастной группы. Авторы приходят к выводам о возможности учета зарубежного опыта при реализации уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних.
Ключевые слова: сравнительное правоведение; система наказаний; несовершеннолетний; осужденный.
До недавнего времени сравнительное правоведение как метод научного познания, инструмент научно обоснованных подходов при решении сложных социальных и правовых вопросов рассматривалось как достаточно узкая сфера юридической доктрины. Однако на сегодняшний день неоспоримым фактом является признание сравнительно-правовых исследований необходимым элементом правовой культуры. Именно использование методов сравнительного правоведения нередко выступает залогом успешной имплемента-ции институтов зарубежного законодательства в национальной законотворческой и правоприменительной практике.
Современная криминогенная обстановка в России, связанная с преступными проявлениями со стороны несовершеннолетних, характеризуется неблагоприятными тенденциями. Об этом, в большей степени, свидетельствуют не официальные статистические данные, которые подвергаются обоснованной критике, а результаты научных исследований, представленные на страницах криминологической литературы. Анализируя деятельность отечественного законодателя по решению вопросов уголовной ответственности и
наказания в отношении несовершеннолетних за двадцать лет действия Уголовного кодекса РФ, следует отметить, что она характеризуется некоей непоследовательностью в принятии стратегически грамотных решений. И подобного рода ситуация, вполне закономерно, негативно сказывается на эффективности уголовно-правовых институтов, призванных предупреждать форматы преступного поведения (как первичного, так и фактически рецидивного) несовершеннолетних.
В связи с этим в целом не теряют (и, видимо, не могут потерять) актуальности вопросы анализа содержательной составляющей мер уголовно-правового воздействия в отношении представителей рассматриваемой возрастной группы. А также вопросы, связанные с изучением опыта зарубежного законодателя и правоприменителя в рассматриваемой сфере, в частности.
Вопросы применения к несовершеннолетним уголовно-правовых инструментов закреплены в таких международных нормативных правовых актах общего характера, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Минимальные стандартные правила обращения с заключенны-
ми, Стандартные минимальные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. Более специализированными актами международного права в отношении несовершеннолетних являются Конвенция о правах ребенка и Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Соответственно, все государства — участники данных соглашений должны руководствоваться положениями данных актов при формировании национального законодательства в рассматриваемой сфере. Судопроизводство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних должно максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав подростков, назначению справедливого наказания, предупреждению совершения новых преступлений.
Уголовное законодательство отдельных зарубежных государств, в зависимости от сложившихся правовых традиций и особенностей исторического развития, по-разному решает вопросы об ответственности несовершеннолетних. Соответственно, и институт наказания в уголовном законодательстве зарубежных стран характеризуется определенными особенностями.
Нормы уголовного закона Китая сосредоточены в Уголовном кодексе КНР, принятом в 1997 г. Так же, как и Уголовный кодекс РФ, уголовный закон КНР состоит из Общей и Особенной частей.
К основным видам уголовного наказания по Уголовному кодексу КНР относятся: общественный надзор, арест, срочное лишение свободы, бессрочное лишение свободы и смертная казнь. Штраф, лишение политических прав и конфискация имущества являются дополнительными видами наказания (которые могут применяться и самостоятельно).
Исходя из положений уголовного законодательства КНР, несовершеннолетними признаются лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет.
Наказаниям несовершеннолетних посвящена ст. 17 Уголовного кодекса КНР, согласно которой к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие полных шестнадцати лет. Уголовный кодекс КНР содержит положение о том, что несовершеннолетние подлежат более мягкому наказанию либо им назначается наказание ниже низшего предела. К несовершеннолетним не
применяется смертная казнь. Следует отметить, что в этом видится определенная схожесть в подходах к применению уголовного закона в отношении несовершеннолетних как со стороны российского, так и со стороны китайского законодателя.
За особо тяжкие преступления, полный перечень которых дается в ст. 17 УК КНР, к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которым исполнилось четырнадцать полных лет [1]. А, например, в перечне статей, закрепленных в ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ, которая говорит о возможности привлечения за совершение преступления 14-летнего подростка, есть нормы, включенные в данный перечень не только по критерию повышенной общественной опасности, но и по критерию распространенности (например, ст. 158 УК РФ «Кража»).
Говоря непосредственно об уголовных наказаниях в уголовном законодательстве КНР, необходимо отметить следующее. По китайскому уголовному праву общественный надзор как вид наказания назначается на срок от трех месяцев до двух лет. Он осуществляется органами общественной безопасности. В течение отбывания наказания в виде общественного надзора осужденный обязан выполнять следующие требования: соблюдать законы и административные правила, подчиняться контролю; соблюдать запрет на осуществление права на свободу слова, печати, собраний, союзов, демонстраций и уличных шествий без санкции органа, исполняющего наказание; руководствуясь положениями органа, исполняющего наказание, ставить последнего в известность о своей деятельности; соблюдать установленные органом исполнения правила о приеме гостей; без разрешения органа, исполняющего наказание, не покидать уезд, город постоянного места жительства и не менять место жительства. В отношении осужденных к общественному надзору нужно придерживаться принципа равной оплаты за равный труд. По истечении срока общественного надзора орган, исполняющий наказание, объявляет осужденному лично и по месту его работы и жительства о снятии надзора. Срок общественного надзора исчисляется со дня исполнения приговора. При этом один день предварительного заключения до исполнения приговора приравнивается к двум дням пребывания под надзором.
В этом, в определенной степени, видится некая схожесть наказания в виде общественного надзора по Уголовному кодексу КНР и наказания в виде ограничения свободы либо условного осуждения по российскому уголовному законодательству.
Как и в российском уголовном законе, в Уголовном кодексе КНР зафиксировано два вида лишения свободы: срочное лишение свободы и бессрочное (пожизненное) лишение свободы. Срочное лишение свободы как один из основных видов наказания, как правило, назначается на срок от шести месяцев до пятнадцати лет, за исключением случаев, когда при наличии установленных в ст. 50 условий смертная казнь заменяется либо бессрочным (пожизненным) заключением, либо срочным заключением на срок от пятнадцати до двадцати лет, или когда лицу назначается наказание по совокупности преступлений на срок до двадцати лет согласно ст. 69 Кодекса. Осужденные к срочному заключению или к бессрочному (пожизненному) заключению отбывают наказание в тюрьмах или в других учреждениях, исполняющих наказание. Все трудоспособные осужденные к заключению должны участвовать в труде и подвергаться воспитательному воздействию. Срок срочного заключения исчисляется со дня исполнения приговора. При этом один день предварительного заключения до исполнения приговора приравнивается к одному дню срочного заключения.
По уголовному законодательству КНР размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления (что характерно и для российского уголовного закона). Штраф должен быть уплачен единовременно либо в рассрочку согласно установленному в приговоре сроку. Если по истечении срока штраф не был уплачен, производится принудительное взыскание. В случае если осужденный не имеет возможности уплатить штраф в полном размере, народный суд должен его взыскать в любое время, когда обнаруживается имущество осужденного, для исполнения вынесенного приговора об уплате штрафа. Если по не зависящим от осужденного обязательствам своевременная уплата штрафа оказывается действительно затруднительной, суд может принять решение об уменьшении размера штрафа либо об освобождении от этого наказания.
В отличие от Уголовного кодекса РФ, уголовный закон КНР, согласно ст. 54,
содержит наказание в виде лишения политических прав. Данный вид наказания содержательно означает:
1) лишение права избирать и права быть избранным;
2) лишение прав на свободу слова, печати, собраний, объединений, демонстраций, уличных шествий;
3) лишение права занимать должности в государственных органах;
4) лишение права занимать руководящие должности в государственных компаниях, предприятиях, непроизводственных организациях и народных организациях.
Лишение политических прав устанавливается, как правило, на срок от одного года до пяти лет. Для осужденных к общественному надзору и дополнительно к лишению политических прав сроки лишения политических прав и общественного надзора равны и осуществляются одновременно. К лицам, совершившим преступления против государственной безопасности, должно применяться лишение политических прав дополнительно помимо других видов наказания, а к лицам, совершившим умышленное убийство, изнасилование, поджог, взрыв, сброс опасных веществ, разбой и прочие деяния, тяжело нарушившие общественный порядок, может применяться лишение политических прав дополнительно. Лишение политических прав в качестве самостоятельной меры наказания назначается в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса КНР. Срок лишения политических прав исчисляется с момента окончания срока заключения, ареста или со дня условного освобождения. Действие лишения политических прав начинается с момента осуществления основного наказания. В течение срока лишения политических прав осужденный обязан соблюдать законы, административные правила и положения органов общественной безопасности Госсовета КНР о контроле и надзоре.
Согласно ст. 59 УК КНР, конфискация имущества есть изъятие всего или части имущества, являющегося личной собственностью осужденного. В случае полной конфискации должно быть оставлено для семьи осужденного и лиц, находящихся на его иждивении, необходимое имущество для жизни. Имущество, находящееся в собственности родственников осужденного либо приобретенное ими, не подлежит кон-
фискации. Законные долги, которые сделаны осужденным до конфискации и которые должны возмещаться за счет конфискованного имущества, могут быть уплачены по просьбе кредитора. Российский законодатель в 2003 г. исключил наказание в виде конфискации имущества из перечня ст. 44 УК РФ «Виды наказаний». Подобный подход, по мнению значительного числа специалистов в области уголовного права, криминологии, явился значительным «шагом назад» в решении вопросов борьбы с коррупционными проявлениями.
К совершившим преступление иностранным гражданам в качестве самостоятельной или дополнительной меры наказания может применяться высылка из страны.
Согласно абз. 3 ст. 17 УК КНР к несовершеннолетним, совершившим общественно опасные деяния, но не подлежащим уголовной ответственности, могут быть приняты меры профилактического характера. В тех случаях, когда лица, не достигшие 16 лет, не подвергаются наказанию, главы их семей или опекуны обязаны усилить контроль за поведением таких лиц и их воспитанием; при необходимости такие несовершеннолетние могут быть взяты на воспитание государством [2]. Здесь наблюдается некоторое сходство с реализацией в российской законодательной и правоприменительной практике иных мер уголовно-правового характера — принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Хотя справедливости ради необходимо отметить, что и социально-правовая природа этих мер, и их нахождение в Уголовном кодексе РФ до сих пор являются предметом острых дискуссий.
Особенностью китайского уголовного закона, в отличие от российского подхода в реализации мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних, является также возможность применения административных взысканий за преступления небольшой тяжести (так называемые незначительные преступления). Однако сфера применения института административной преюдиции в уголовном праве Российской Федерации имеет тенденцию к расширению.
Согласно уголовному законодательству КНР, лишение свободы как вид наказания несовершеннолетние могут отбывать либо в тюрьме, либо в исправительной колонии для несовершеннолетних преступников.
Исправительная колония для несовершеннолетних преступников предназначена для водворения подростков, приговоренных народным судом к лишению свободы на определенный срок, пожизненному лишению свободы или к смертному приговору с отсрочкой исполнения на 2 года. Поскольку в них содержатся преступники моложе 18 лет, исправительная колония для несовершеннолетних может также называться тюрьмой для несовершеннолетних преступников, или тюрьмой для малолетних. В Китае несовершеннолетним неизменно предоставляются особые права. Исправительные колонии для несовершеннолетних преступников применяют к заключенным соответствующие принципы и методы воспитания [3].
В 2011 г. в УК КНР были внесены изменения (Поправка № 8), согласно которым, например, к лицам, не достигшим к моменту совершения преступления 18 лет, не применяются положения о рецидиве преступлений. Подобного рода подход использует и российский законодатель (ч. 4 ст. 18 УК РФ). Кроме того, исходя из анализа изменений в действующее уголовное законодательство КНР, к лицам, которые на момент совершения преступления не достигли 18 лет либо достигли 75 лет, должно быть применено условное осуждение, если оно отвечало его условиям. Также заслуживает внимания и положение о том, что исключается судимость лица, которому не исполнилось 18 лет, приговоренному к лишению свободы на срок до 5 лет за совершение преступления (ст. 19 «Поправок № 8») [4]. Представляется, что некоторые положения, которых коснулись вышеуказанные изменения, мог бы взять на вооружение и российский законодатель.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что современная отечественная правовая наука должна учитывать передовой опыт, накопленный зарубежными странами в сфере уголовного законодательства. Обращение к зарубежному опыту позволяет сравнить отечественную правовую систему с аналогичными системами других государств. В вопросах установления и реализации уголовной ответственности несовершеннолетних необходимо использовать опыт зарубежных государств, что, в известной степени, поможет выработать направления оптимизации уголовно-правовых норм и их эффективной реализации как в аспек-
те достижения формально закрепленных целей уголовного наказания, так и снижения криминальной активности подрастающего поколения. ^
1. Зырянов В. Н., Долгополов К. А. Сравнительно-правовое исследование назначения наказания несовершеннолетним в зарубежном уголовном законодательстве / / Правовая культура. 2013. № 2(15). С. 74-82.
2. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. СПб., 2001.
3. Михайлова Г. А., Коваль М. М. К вопросу о предупреждении детской преступности в Китае // Вестн. Кузбас. ин-та. 2012. № 1(9). С. 86-91.
4. Пан Дунмэй. Новые тенденции развития уголовного законодательства в Китае // Криминологический журнал БГУЭП. 2011. № 2(16). С. 61-67.
список литературы
Уголовный кодекс Китайской Народной Республики : принят на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва 14 марта 1997 г. / под ред. А. И. Коробеева. — СПб. : Юрид. центр Пресс, 2001. — 303 с.
Зырянов В. Н. Сравнительно-правовое исследование назначения наказания несовершеннолетним в
зарубежном уголовном законодательстве / В. Н. Зырянов, К. А. Долгополов // Правовая культура. - 2013. - № 2(15). - С. 74-82.
Михайлова Г. А. К вопросу о предупреждении детской преступности в Китае / Г. А. Михайлова, М. М. Коваль // Вестн. Кузбас. ин-та. - 2012. -№ 1(9). - С. 86-91.
Пан Дунмэй. Новые тенденции развития уголовного законодательства в Китае // Криминологический журнал БГУЭП. - 2011. - № 2(16). - С. 61-67.
The Guestion of the Punishment of Minors. Comparative Legal Analysis
© Argunova E., Sidorenko Y., Suturin M., 2017
The work is devoted to the comparative analysis of existing criminal law of the Russian Federation and people's Republic of China governing the institution of criminal punishment against minors. Analyzes the issues of criminal penalties in relation to age group. The authors come to the conclusions on account of foreign experience in the implementation of criminal responsibility for minors.
Key words: comparative law; penal system; minors; convicted.