Научная статья на тему 'The contribution of small business in the processes of implementation of social reproduction as a scientific problem'

The contribution of small business in the processes of implementation of social reproduction as a scientific problem Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОВОКУПНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Н. А.

На современном этапе малый бизнес является обязательным участником процесса общественного воспроизводства. Он активно вторгся в практику общественного воспроизводства, в еѐ внутреннее содержание воспроизводственную реализацию. В статье показывается, что возрастающая роль современного микробизнеса добавляет и усиливает качество «осуществленности» совокупному общественному продукту и другим воспроизводственным совокупностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the present stage small business is a mandatory participant of the process of social reproduction. It has been already actively introduced to the practice of social reproduction, to its internal content that is the reproductive implementation. This article shows that the increasing role of microbusiness multiplies and enhances the quality of "implementation" for the gross national product and other reproductive aggregates

Текст научной работы на тему «The contribution of small business in the processes of implementation of social reproduction as a scientific problem»

УДК 330.554.2

Участие современного малого бизнеса в процессах осуществления общественного воспроизводства как научная проблема

Алексеева Н.А. [email protected]

Ярославский государственный технический университет

На современном этапе малый бизнес является обязательным участником процесса общественного воспроизводства. Он активно вторгся в практику общественного воспроизводства, в её внутреннее содержание -воспроизводственную реализацию. В статье показывается, что возрастающая роль современного микробизнеса добавляет и усиливает качество «осуществленности» совокупному общественному продукту и другим воспроизводственным совокупностям.

Ключевые слова: общественное воспроизводство, малый бизнес,

осуществление совокупного общественного продукта, воспроизводственная реализация.

The contribution of small business in the processes of implementation of social reproduction as a scientific problem

Alexeeva N.A. [email protected] Yaroslavl state technical universiry

At the present stage small business is a mandatory participant of the process of social reproduction. It has been already actively introduced to the practice of social reproduction, to its internal content - that is the reproductive implementation. This article shows that the increasing role of microbusiness multiplies and enhances the quality of “implementation ” for the gross national product and other reproductive aggregates.

Keywords: Social reproduction, small business, implementation of the gross national product, reproductive implementation

В настоящее время, арсеналы методологического и теоретического инструментария классической политической экономии ещё далеко не полностью использованы в научных исследованиях, и это в определенной

степени обедняет их результаты. Среди таких практически не использованных достижений классиков - марксова концепция осуществления важнейших экономических отношений товарного производства и капитализма. О существе этой концепции, её научном и практическом значении в экономической литературе последних десятилетий практически не говорится. Этой проблемы нет ни в фундаментальных курсах политической экономии и экономической теории, ни в экономических словарях и энциклопедиях. Однако её использование может значимо обогатить наши знания, понимание ряда принципиальных политэкономических проблем, и среди них - проблем теории общественного воспроизводства.

Свою концепцию осуществления К.Маркс соотносит с самым массовым экономическим отношением товарного и капиталистического хозяйства, их экономической клеточкой - товаром. В научной системе капиталистического производства в полном соответствии с действительностью К. Маркс показывает, что материальное образование товара (его обоих полярных свойств - потребительной стоимости и стоимости) ещё не означает экономического рождения-появления этого товара. И хотя он существует, материально присутствует, то есть материально как будто бы налицо и его стоимость, и его потребительная стоимость, однако экономически, как общественное отношение он ещё не рождён, не осуществился.

Экономическое самоутверждение, осуществление - это процесс обмена или продажа товара. В этом акте купли-продажи осуществляется, выявляется и выполняет своё экономическое назначение (то есть удостоверяет затраченный на производство данного товара труд как общественный, необходимый-нужный обществу) существование, прежде всего, стоимость (если, конечно, не идет речи о перепродаже). Вслед за осуществлением и на этой основе прекращением экономического существования данной определённой стоимости совершенно аналогично решается судьба второй стороны товара, противоположности стоимости, потребительной стоимости.

Это осуществление - совершенно особое из всех осуществлений во всех материальных процессах. В огромном числе случаев совершение-завершение того или иного процесса и его осуществление и фактически, и логически совпадают, не разделены ни во времени, ни пространстве. Таковы движения транспорта по определённым маршрутам, техническое изготовление тех или иных продуктов и т.д. Только в таком специфическом материальном объекте -в экономической системе товарно-денежных (в том числе капиталистических) отношений, прежде всего в самом массовом элементе этих отношений, товаре, (всеобщей экономической клеточке сложного социально-экономического организма буржуазного общества) имеет место поразительная, беспрецедентная разделённость, с одной стороны, завершённого создания объектов во всей полноте их материальных качеств, а с другой - конституирование этих объектов как завершённых составляющих функционирования-движения данной системы.

Экономическое осуществление понимается его главным аналитиком, К. Марксом, не как механическое добавление или уменьшение созданного

производством объекта, а иначе - как его весьма принципиальное, можно считать - коренное преобразование. Дабы подчеркнуть такую кардинальную особенность рассматриваемого процесса - осуществления товаров, К. Маркс заменяет термин «осуществление» (также используемый им) термином «пресуществление». И здесь следует особо отметить уникальность и принципиальность этой замены.

Маркс был атеистом и в своих теоретических построениях не прибегал в разъяснениях внутренней логики своих исследований к инструментам, понятиям христианской и вообще религиозной догматики. Хорошо зная содержание многих религий, он использовал их символику для метафорических обрамлений своих текстов. Однако данный случай носит исключительный характер. Термин «пресуществление» (использование которого Марксом почему-то обойдено всеми комментаторами классика) применён К.Марксом для полноты и точности представления читателю своих научных соображений. Вероятно, в творчестве Маркса такой случай - единственный.

Пресуществление - понятие христианских (католической и православной) религий, применяемое для подчеркивания действительности-истинности получения хлебом и вином совершенно нового качества тела и крови Христовой. Экономическое же осуществление - это именно пресуществление как получение объектом при полном сохранение всех его материальных свойств совершенно, принципиально нового экономического качества. Это не явленческая метаморфоза товара, а его коренное преобразование из всего лишь потенциально общественного в действительно общественный продукт. Экономическая теория не имела понятий, адекватно отображающих сущность данного процесса. Марксу для выражения этой сущности прямо-таки пришлось прибегнуть к религиозному термину. Да и сегодня, спустя более чем 150 лет, навряд ли удалось бы указать более адекватный термин не религиозного, а чисто научного происхождения.

В работах по теории общественного воспроизводства центральная категория этой теории - совокупный общественный продукт (СОП) - де-факто чаще берется как именно осуществленный совокупный общественный продукт. Однако прямые оговорки, уточнения относительно именно такого использования в экономической литературе термина СОП не встречается. Следовательно, в этих случаях осуществленным СОП берется по умолчанию. Но немало случаев, когда в экономических исследованиях говорится и о произведенных - именно произведённых - совокупном общественном продукте, национальном доходе и т.д. Таким образом, практика исчисления СОП и национального дохода (НД), следовавшая установкам классика, при сегодняшней особой постановке проблемы реализации приобретает новую значимость. Умолчание того, о каком СОП идет речь, - о произведенном или осуществленном - уже является научно некорректным. Следовательно, пришло время устранить эту некорректность. Особая значимость актуализации данной методологии К. Маркса нарастает с активным «вторжением» в практику общественного воспроизводства, реализации СОП и НД - малого бизнеса.

В малом бизнесе осуществление с особой силой обнаруживает свой характер пресуществления. Микробизнес тратит на продажу продукции большие (в настоящее время - главные) усилия. Через малый бизнес ныне проходит настоящая борьба за осуществление-пресуществление СОП. Возрастающая воспроизводственная роль современного микробизнеса добавляют-усиливают качество осуществлённости, пресуществлённости СОП и другим воспроизводственным совокупностям и делают научную фиксацию данного обстоятельства, на наш взгляд, не только особенно значимой, но и -теоретически обязательной.

В период работы К. Маркса над «Капиталом» моменту осуществления в одном весьма важном отношении требовалось много меньше внимания, чем сегодня. Отдельные, обособленные производители, специализировавшиеся на выработке какого-либо продукта, выпускали его на рынок практически завершенным для удовлетворения той или иной конечной потребности. Их насыщение осуществлялось посредством прямых актов купли-продажи на рынках, в которых продукты становились товарами с осуществлением стоимости и потребительной стоимости. Процесс был видимым и относительно несложным, не требующим специальных разъяснений.

Ныне же ситуация иная. На смену этой весьма простой модели производства, обращения и воспроизводства XIX века пришли, во-первых, длинные планово организованные производственные цепочки заводов-переделов (в составе концернов), заключающие десятки и сотни звеньев. Во-вторых, гигантски возросла производственная мощь концернов, много перекрывающая ёмкости прежних рынков насыщения, каковыми были все рынки вплоть до первой трети ХХ века. Как структура концернов с обширной сложной сетью поставок и подготовки факторов производства, так и их громадные производственные возможности чрезвычайно усложнили для них проблему экономического пресуществления-осуществления выпускаемой продукции.

Вполне очевидно, что в этих обстоятельствах в наше время действующим крупным концернам согласно простой традиционной схеме купли-продажи свою продукцию в порядке наполнения традиционных рынков насыщения не реализовать. В развитых странах стало необходимостью расширение рынков их трансформацией в рынки замены, решение о которой - акция индивидуальной воли покупателя. Проблема пресуществления-осуществления громадных масс товаров индивидуализировалась и обрела дополнительную маркетинговую компоненту для каждого акта купли-продажи. Сложилось порождённое современным этапом концентрации и централизации противоречие между беспрецендетными производительными возможностями, выпуском громадных масс продуктов, и необходимостью их сугубо индивидуального распределения методами индивидуального убеждения покупателей, как бы личного подталкивания, принуждения каждого из них к покупке. Разрешить это противоречие могла лишь специфическая экономическая среда-посредник, среда осуществления-пресуществления, которая учла бы, упорядочила-систематизировала бы всё множество «точек» потребления, «раскрыла» их для

поступления продуктов и одновременно «безразмерно» принимала бы в себя основные объемы производства, методами маркетинга соединяла их с подготовленным потреблением. Такая среда бизнеса развивается и совершенствуется в развитых странах примерно с середины ХХ века, охватывая ныне многие миллионы бизнесменов. Она стала непременной составляющей современного общественного воспроизводства, образует важнейший фактор экономического механизма его осуществления.

О такой фигуре малого и среднего бизнесмена, как посредника и специализированного помощника многообразных производственных и сервисных подсобных работ концернов, а главное - «маркетинговой» подготовки, подведения поодиночке к купле потребителя-покупателя, классикам в их эпоху не было известно. Ключевая значимость современного фактора такого бизнеса определяется, в том числе и всё разрастающимися его масштабами, и увеличивающимися объёмами продажно-сервисных процедур. В итоге чего в настоящее время в развитых экономиках в малом бизнесе сосредоточена главная часть совокупной рабочей силы. Причём она значительно больше той, что занята в концернах - главной производящей силе современной экономики.

Таким образом, сосредоточенная в малом бизнесе основная часть общественной рабочей силы приняла на себя роль обслуживания и экономического завершения практически всех разветвленных участков многочисленных производящих технологических цепочек концернов. Бизнес, как правило, малый, наиболее чётко улавливает, выявляет возникающие рыночные потребности будущих покупателей. Такие нужды чрезвычайно многообразны (а то и сугубо индивидуальны), что и объясняет массу всевозможных вариантов соединения продукции с потребителями по всей протяжённости производственных линий концернов. Следовательно, без такой экономической силы и фигуры в современной системе товарного производства и обращения законы реализации К.Маркса попросту не смогли бы «работать».

Тем самым «исполнение» экономического пресуществления-осуществления в современных условиях категорически не может быть достигнуто без малого бизнеса. Налицо сосредоточение главных сил всего бизнеса в мире не в собственно производящей сфере, а в сфере осуществления, то есть там, где субстанции стоимости и потребительной стоимости экономически исполняют свои назначения: первая - в результате акта купли-продажи, а вторая - в ходе потребления, использования соответственно своей полезности покупателем товара. Всё это трудно интерпретировать иначе, чем значимое изменение общей структуры всего общественного воспроизводства. Осуществление, свершение-завершение данных объективных отношений по-новому выстроенного общественного воспроизводства происходит теперь в особой сфере индивидуальных усилий и подходов по «склонению» каждого отдельного потребителя к покупке товара концерна. В этой сфере «правит бал» специфический, рождённый новой экономической ситуацией микробизнес, который благодаря тщательному мониторингу, учёту всех образовавшихся

здесь норм и правил, а также быстроте своей реакции на любые изменения условий купли-продажи занимает лидирующие позиции в мировых масштабах.

Следовательно, момент осуществления обязательно присущ всякому воспроизводству, имеет значение его непреложной и ничем не заменимой опоры. Сегодня этот момент состоит в настойчивой кипучей каждомоментной поисковой неустанной деятельности миллионов-миллионов микробизнесменов развитых и примыкающих к ним стран. Есть основания полагать, ныне он объективно получил статус важной фазы, стадии общественного воспроизводства, которую следует рассматривать в его общей теории.

В третьем отделе II тома «Капитала» К. Маркс делает упор на специфической исследовательской проблеме: доказательстве абстрактной

возможности полной реализации всего СОП при капитализме. И он установил: такая абстрактная возможность существует, она требует определённой конфигурации воспроизводственных совокупностей и воспроизводственных фондов. Жизнь, действительность подтвердили его теорию. Вот уже более 100 лет после обнародования II тома «Капитала» мы наблюдаем общий восходящий тренд объёмов произведённого и используемого (тем самым - прошедшего ступень пресуществления-осуществления) СОП и всех других воспроизводственных совокупностей.

В наше время эта исследовательская задача К. Маркса не утрачивает свою актуальность. Скорее, наоборот. Всемирный финансовый «долговой» кризис, несомненно, связан с недостаточность материального производства - конечного источника доходов частных и государственных финансов, а тем самым - с современными «сдержками» современных рынков, с пробуксовыванием производства, с препятствиями реализации СОП. Таким образом, пресуществление - важный момент, даже стадия-фаза общественного воспроизводства и, совершаясь сегодня малым бизнесом, необходимо сообщает ему статус прямого участника общественного воспроизводства даже на том высоком уровне научной абстракции, который определён для соответствующей теории Марксом. Однако, могут возразить, что у Маркса во II томе «Капитала» при анализе производства и обращения всего общественного капитала нет пресуществления. И вся экономическая литература тоже молчит об этом.

Но это возражение было бы, с точки зрения автора, напрасным. Ибо пресуществление во II томе как раз присутствует. Рассматривается не только процесс производства СОП, но и его обращение. Причём Маркс настолько озабочен им, что прослеживает его на цифровых примерах, исчерпывающе показывающих, как капиталисты авансируют деньги и как эти деньги в руках капиталистов и рабочих позволят им купить - именно купить -соответствующие части СОП. Все эти акты покупок капиталистами и рабочими частей СОП и, в итоге, всего СОП у Маркса - состоявшиеся, осуществлённые. Налицо бесспорные процессы экономического осуществления на самом высоком уровне абстракции теории общественного воспроизводства.

В этой теории Маркс по серьёзным теоретическим причинам отвлёкся даже от такого важного для судеб капитализма процесса, как рост производительности труда. И он многократно указывал на вторичность

процессов обращения с точки зрения сущности капиталистической экономической системы. Но от того же самого обращения в аспекте вершаемого им экономического осуществления он не отвлекается даже в самом абстрактном из своих научных построений - в своей теории общественного воспроизводства. Экономическое пресуществление - это не общая возможность, задаваемая воспроизводственными пропорциями, а действительность, осуществление реализации. Понятно, что в своей теории общественного воспроизводства Маркс не мог одно оторвать от другого. Ввиду этого воспроизводственного значения экономического пресуществления малый бизнес, взявший на себя осуществление-пресуществление основной части совокупного общественного продукта, стал особенно значимым фактором общественного воспроизводства нашего времени.

Осуществление общественного воспроизводства (в самом абстрактновсеобщем смысле) сегодня детерминировало крупные, весьма принципиальные, невиданные для XIX и даже начала XX сдвиги в совокупном общественном продукте, воспроизводственных фондах, общественной рабочей силе, - такие изменения, в которых современный малый бизнес играет если не решающую, то весьма важную неисключаемую-незаменимую роль. Она доказывает органическое вхождение функционирования современного малого бизнеса в общую проблематику современного же общественного воспроизводства, а, следовательно, и необходимость его научной интерпретации.

Список литературы

1. Корняков В. Технологическая революция и конечное потребление // Экономист. - 1993. - № 8. - С. 68-79.

2. Кочеврин Ю.Б. Малый бизнес в США. - М.: Мысль, 1965. - 158 с.

3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 2. Кн. 2. Процесс обращения капитала / Издан под ред. Ф. Энгельса. - М.: Политиздат, 1988. -XVI, 654 с.

4. Национальное богатство и национальный продукт: Монография. - М.: МГУ им М.В. Ломоносова; Рыбинск: Офис 2000, 2010. - С.280. Под редакцией Н.В. Черковца.

5. Рубе В.А. Мелкое и среднее предпринимательство в условиях господства монополий. М., Изд-во Моск. ун-та, 1978. 213 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.