Научная статья на тему 'The content of patriotic education of modern schoolchildren'

The content of patriotic education of modern schoolchildren Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / УРОВНИ ПАТРИОТИЗМА / EDUCATION / PATRIOTIC EDUCATION AS A FEATURE OF A PERSON / STANDARDS OF PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Shmyreva Nataliya Aleksandrovna, Kononenko Olga Semyonovna

Changing of peoples psychological and pedagogical thinking in direction of humanistic theories of person development actualized the problem of definition the content of education as a whole and patriotic education in particular in the tideway of re-structuring the ideals of domestic science, leading role of spiritual values in persons formation and his interaction with society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The content of patriotic education of modern schoolchildren»

Цыренова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32», г. Улан-Удэ. E-mail: tanusha31 @list.ru

Tsyrenova Tatyana Leonidovna, teacher of Russian and literature at secondary comprehensive school №32, Ulan-Ude. E-mail: tanusha31@list.ru.

УДК 37.017.4

НА Шмырева, О. С. Кононенко

СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Изменение психолого-педагогического мышления людей в направлении гуманистических теорий развития личности актуализировало проблему определения содержания воспитания в целом и патриотического воспитания в частности в русле реструктуризации идеалов отечественной науки, ведущей роли духовных ценностей в становлении человека и его взаимодействия с обществом.

Ключевые слова: воспитание, патриотическое воспитание, патриотизм как качество личности, уровни патриотизма.

NA. Shmyreva, O.S. Kononenko THE CONTENT OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN SCHOOLCHILDREN

Changing of people’s psychological and pedagogical thinking in direction of humanistic theories of person development actualized the problem of definition the content of education as a whole and patriotic education in particular in the tideway of re-structuring the ideals of domestic science, leading role of spiritual values in person’s formation and his interaction with society.

Keywords: education, patriotic education as a feature of a person, standards of patriotism.

Развитие гуманистических теорий развития личности актуализировало проблему определения содержания воспитания в целом и патриотического воспитания в частности в русле реструктуризации идеалов отечественной науки, ведущей роли духовных ценностей в становлении человека и его взаимодействия с обществом.

Рост информированности молодого поколения, процессы демократизации и создание многопартийной системы в нашей стране, преобладание у определенной части молодежи приоритета массовых прагматических ценностей и «поп-культуры» продиктовали необходимость усиления патриотического воспитания.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики дополнительного образования обучающихся свидетельствует, что на современном этапе существует противоречие между потребностью в научно-методическом обеспечении процесса патриотического воспитания обучающихся образовательных учреждений и недостаточной изученностью специфики организации патриотического воспитания в данных учреждениях. Поэтому возникла необходимость рассмотреть и обосновать технологические аспекты формирования патриотизма школьников.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм рассматривается как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

В современной научной литературе указывается, что патриот - это человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ и приумножению авторитета и богатств, чувствует неразрывные корни со своей семьей, малой Родиной, национальной культурой.

Приведенное определение позволяет выделить составляющие проявления патриотизма:

• выражение гражданских чувств и сохранение верности Родине;

• гордость за свое Отечество, за символы государства, свой народ;

• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

• уважительное отношение к языку своего народа;

• забота об интересах Родины;

• осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

• гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотизм как качество личности учащегося формируется в грамотно реализуемом воспитательном процессе, содержание которого составляет система мероприятий для учителя и ученика, в котором педагог:

- усваивает философию содержания гражданско-патриотического воспитания;

- осваивает методы социального проектирования воспитательного процесса;

- придерживается демократического стиля педагогической работы, стремится к компромиссу, умеет слышать и поддерживать собственное мнение ребенка и высокую коммуникативную культуру;

- имеет собственную гражданско-патриотическую позицию, предполагающую уважение конституционного строя страны, систему ценностей общества;

Ученик:

- осваивает систему ценностей, основанную на признании многообразия мира и толерантности;

- участвует в общественной жизни школы, содействующей развитию патриотического сознания;

- умеет излагать нравственную оценку в аспекте патриотизма всех компонентов жизни, общества, истории, политики, культуры, религии.

Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения гражданских обязанностей, в том числе и в рядах Вооруженных Сил РФ. Основой содержания патриотического воспитания является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество. Результатами такой работы станут выражение патриотической позиции педагогов-воспитателей и обучающихся, готовность и способность учащихся реализовать весь комплекс гражданско-патриотических прав и обязанностей, к которым мы отнесли:

- познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве; оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;

- понимание необходимости исполнения конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц;

- освоение важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Если рассматривать воспитание как процесс формирования чувств, взглядов, убеждений и в конечном итоге мировоззрения, то, безусловно, результатом патриотического воспитания должно стать сформированное гражданское и патриотическое сознание. В его основе лежат ценностно окрашенные интегративные знания об обществе и государстве; о правах и обязанностях, обусловливающих свободу личности; о политике и общественных нормах, законах и символах государства, на территории которого проживает гражданин. Здесь важно понимание того, что гражданство - это устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая взаимные права, обязанности, ответственность человека и государства.

Следует отметить, что мировоззрение, нравственные идеалы и нормы поведения человека - это выражения патриотизма. В свою очередь, поступки и деятельность детей - важнейший показатель сформированности патриотизма. Мы считаем, что современной школе необходимы не только серьезные, глубоко продуманные программы патриотического воспитания учащихся, но и диагностические материалы, помогающие педагогам в определении результативности процесса формирования качеств патриота. Предлагаем таблицу, показывающую качественные характеристики черт личности, характерные для разных уровней формирования качеств патриота.

Таблица 1

Уровни показателей патриотизма молодежи

Показатели

Патриотическое самосознание

уровни высокий интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, символике, к национальной культуре; участвует в историко-патриотической работе; выступает организатором акций интернациональной дружбы; пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре других народов, людям другой национальности; знает основные права и обязанности, всегда добросовестен в делах, умеет преодолевать индивидуалистические устремления в интернациональном коллективе

средний интересуется историей и культурой Родины, гордится ею; участвует в историкопатриотической работе; проявляет интерес к людям другой национальности, их культуре и традициям; принимает участие в акции интернациональной дружбы; знает основные права, обязанности и нормы поведения; соблюдает правила поведения, но не всегда может регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями других людей

низкий мало интересуется историей Родины; историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем; не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности; не всегда придерживается общепринятых норм поведения; принимает участие в любой деятельности только под контролем взрослых и товарищей

крайне низкий пренебрежительно относится к культуре и истории своей страны; проявляет неуважение к людям другой национальности; сознательного отношения к своим поступкам не проявляет; недисциплинирован, пассивен

Патриотический долг

уровни высокий охотно выполняет общественные поручения; осознанно выполняет свои обязанности; проявляет убежденную готовность и способность защищать Родину; проявляет чувство долга и ответственности перед родителями; показывает пример бережного отношения к государственной символике и общественному достоянию; охотно помогает товарищам

средний выполняет общественные поручения и свои обязанности; проявляет готовность защищать Родину; проявляет чувство долга и ответственности перед родителя-

ми; бережно относится к природе, культуре, традициям общества; только в отдельных случаях допускает небрежность

низкий неохотно выполняет поручения и соблюдает гражданский долг, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей; иногда проявляет неуважительное отношение к культуре и традициям государства, коллектива

крайне низкий уклоняется от поручений государственной значимости; безответственен; проявляет неуважительное отношение к культуре и традициям государства, коллектива

Патриотическая ответственность

уровни высокий хорошо знает конституционные права и законы государства, соблюдает их; осознает ответственность за судьбу своей страны; ответственно относится к поручениям, учебе; проявляет во всех делах инициативу и самостоятельность

средний знает конституционные права и законы государства, соблюдает их; осознает ответственность за судьбу своей страны; выполняет поручения; хорошо учится; инициативу в делах коллектива проявляет не всегда

низкий недостаточно знает законы государства; допускает отклонения в соблюдении правопорядка; нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых; поручения выполняет только при условии побуждения со стороны взрослых

крайне низкий нарушает дисциплину и правопорядок; требует постоянного контроля; безответственен; учится плохо

Правовая культура

уровни высокий осознает себя патриотом своей страны; знает права и обязанности и уважительно относится к ним; умеет грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни

средний осознает себя патриотом своей страны; знает свои права и обязанности, но не всегда умеет их реализовать в жизни

низкий знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых

крайне низкий неуважителен к правам и обязанностям гражданина-патриота; не выполняет требований общества

Патриотическое достоинство

уровни высокий обладает развитым чувством собственного достоинства; проявляет требовательность к себе и другим; считает для себя честью выполнение самого трудного дела и поручения; не позволяет унижать достоинства государства, его символики; встает на защиту Отечества; чувствует ответственность за выбор; имеет свои убеждения, правильно отображающие собственные и общественные интересы; поступает в соответствии с этими убеждениями

средний обладает развитым чувством собственного достоинства; проявляет требовательность к себе и другим; стремится выполнять трудные дела и поручения; не позволяет унижать себя, культуру и достоинство другого государства, но на защиту другой культуры и традиции встает не всегда; имеет свои убеждения и старается поступать в соответствии с ними; как правило, ответственно относится к своим поступкам, но в некоторых случаях решения не соответствуют морали общества

низкий обладает развитым чувством собственного достоинства, но при выполнении трудных поручений не всегда достигает цели, так как не проявляет требовательности к себе; с несправедливостью борется только тогда, когда она коснулась его самого; проявляет неуверенность в собственных устремлениях; убеждения неустойчивы; при достижении поставленной цели нуждается в поддержке окружающих

крайне низкий требований к себе не предъявляет; нет силы воли; труслив; при выборе решения проблем не уверен в себе; податлив дурному влиянию

Патриотическая культура

уровни высокий проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественнополитическую направленность; с интересом обсуждает события, происходящие в стране и за рубежом, правильно оценивает их; активно участвует в доступных возрасту общественно-политических акциях; умеет организовать ребят, повести их за собой

средний принимает участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность; следует за другими ребятами; участвует в обсуждении общественно-политических событий; в основном правильно их оценивает, но испытывает

затруднения в аргументации своей точки зрения

низкий малоактивен в общественно-политических делах, предпочитает позицию зрителя; при оценке общественно-политических событий не умеет правильно аргументировать свою точку зрения

крайне низкий безразличен к общественно-политическим делам школы, страны; пассивен в работе, неверно оценивает события, происходящие в стране и за рубежом

Патриотическая активность

уровни высокий проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности; любит участвовать в общественных делах; проявляет инициативу; вносит новизну, творчество в работу; умеет организовать ребят, повести их за собой

средний принимает участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами; но в отдельных случаях может не выполнить поручения и не довести начатое дело до конца

низкий проявляет активность только в тех случаях, если дело интересует; требует контроля со стороны взрослых

крайне низкий уклоняется от участия в общественно-полезных делах; трудится неохотно, недобросовестно

Таким образом, патриотическая воспитанность школьника - это степень соответствия его личностного развития поставленной воспитателями цели, которая выступает некоторым мерилом, позволяющим судить о степени педагогического успеха. Она есть общий критерий профессиональной оценки воспитательного результата.

Важное место в жизни учащихся занимает школа. Мы полагаем, что задача воспитателей заключается в разъяснении сути патриотизма, патриотических чувств и поведения; удержании от шовинизма, ненависти ко всякой другой культуре, народу, вероисповеданиям. Результат патриотического воспитания учащихся во многом зависит от умения педагогов-воспитателей управлять процессом воспитания на диагностической основе с учетом внесения корректив в воспитательный процесс.

Литература

1. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.

2. Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России XXI века. - М.: Светотон, 2004. - 256 с.

3. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: метод. пособие. - М.: Сфера, 2007. - 208с.

Шмырева Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского госуниверситета. E-mail: n.shmireva@vandex.ru

Кононенко Ольга Семеновна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой проблем воспитания и дополнительного образования Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Shmyreva Nataliya Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of interuniversity department of general and high school pedagogy, Kemerovo State University. E-mail: n.shmireva@vandex.ru.

Kononenko Ol'ga Semyonovna, candidate of pedagogical sciences, head of department of education problems and additional education of Kuzbass Regional Institute of Training and Retraining of Educators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.