Известный парадокс благотворительности, которая в своих крайних проявлениях угрожает выродиться в тоталитарное предопределение чужой волей под девизом «Мы лучше знаем, что для вас хорошо», касается не только всеобъемлющих социальных программ воздействия в правовой, экономической, экологической и педагогической сферах, но и наблюдается часто в повседневной реальности домов престарелых и инвалидов.
(т. е. самостоятельной - пусть «неразумной» для большинства - организацией жизни). С самыми лучшими намерениями предпринятые «активирующие» и «мобилизирующие» мероприятия интерпретируются затронутой (пусть больной) личностью как акт насилия, который не может породить ничего другого, как болезнь в качестве последней возможности пассивного сопротивления.
В итоге можно установить, что вмешательства, направленные на благоденствие и способствование здоровью индивидуума, в основном являются проблематичными. В этом случае могут сыграть решающую роль неформальные системы [2, с. 199]. Оптимальным вариантом в таком случае была бы индивидуальная, ориентированная на биографию и личностные свойства, программа поддержки индивидуальности, которая, к сожалению, в конкретных сегодняшних условиях малоосуществима.
Упомянутое в начале статьи единство процессов личностного воплощения и приспособления к конкретной окружающей среде, представляющее собой необходимую (с точки зрения Хуррельманна) предпосылку душевного и физического здоровья, ставится тем самым под вопрос. Нарушается гораздо более важное (с нашей точки зрения) равновесие между возможностью обогащающего или же разрушительного контакта и возможностью отграничения
Список литературы
1. Backes, G./Clemens, W. (2003): Lebensphase Alter. Eine Einfuhrung in die sozialwissenschaftliche Alterns-forschung. 2., uberarb. und erweit. Aufl., Weinheim - Munchen: Juventa.
2. Badura, B. et al. (2006): Soziologische Grundlagen der Gesundheitswissenschaften. In Hurrelmann, K. et al. (Hrsg.): Handbuch Gesundheitswissenschaften. 4., vollst. uberarb. Aufl., Weinheim - Munchen: Juventa, S. 183 -219.
3. Hurrelmann, K. (2002): Einfuhrung in die Sozialisationstheorie. 8., vollst. uberarb. Aufl., Weinheim - Basel: Beltz.
4. Hurrelmann K. et al. (2006): Entwicklung und Perspektiven der Gesundheitswissenschaften in Deutschland. In Hurrelmann, K. et al. (Hrsg.): Handbuch Gesundheitswissenschaften. 4., vollst. uberarb. Aufl., Weinheim - Mun-chen: Juventa, S. 11 - 46.
5. Hurrelmann, K. (1994): Sozialisation und Gesundheit. 3. Aufl., Weinheim - Munchen: Juventa.
6. Lehr, U. (1994): Psychologische Aspekte des Alterns. In Reinmann H. / Reinmann H. (Hrsg.): Das Alter. Einfuhrung in die Gerontologie. 3., neu bearb. Aufl., Stuttgart: Enke, S. 202-229.
7. Prahl, H.-W./Schroeter, K. (1996): Soziologie des Alterns. Eine Einfuhrung. Munchen - Wien: Schoningh.
8. Witterstatter, K. (2003): Soziologie fur die Altenarbeit - Soziale Gerontologie. Freiburg im Breisgau: Lamber-
tus.
В статье рассматривается проблема осмысления безличного мирового закона гармоничного развития Природы и Жизни, идея Дао, в китайской философии. Идея Дао олицетворяет собой естественный образ жизни человека и подчеркивает необходимость бескомпромиссного следования естественному течению вещей и явлений окружающего мира.
Ключевые слова: китайская философия, природа, человек, традиции, гармоничное развитие, естественный путь, естественный образ жизни.
УДК 141
ББК Ю 3 (5 Кит)3
М. И. Варакина
Идея единства природы и человека в даосизме
M. I. Varakina
The Concept of Man and Nature Unity in Daoism
The given article reveals the conceptualization of impersonal universal law of Nature and Life harmonious development, the concept of Dao, in philosophy of China. Dao concept represents man's natural mode of life and underlines the necessity of uncompromising adherence to the natural order of things and environmental phenomena.
Key words: Chinese philosophy, nature, man, traditions, harmonious development, natural pathway, natural mode of life.
Китайские культурные традиции и китайская философия издавна культивируют идею Дао, безличного мирового закона гармоничного развития Природы и Жизни. «Все основные течения китайской философии вырастают из единой основы - культуры Дао, с которой коррелируют практически все остальные категории» [14, с. 162]. Китайские философы называют его сущностью, Единым. Великий образ Дао фокусирует внимание человеческой Поднебесной и притягивает к себе людей всех сторон света. «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О, глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей» [16].
Свое Дао есть и у Лао-цзы. Согласно его учению, материя первоначально находилась в беспорядочном состоянии, эта беспорядочная масса вбирала в себя две противоположные силы: инь и ян. Благодаря взаимодействию двух сил она была приведена в движение, в результате которого легкое поднялось наверх, а тяжелое погрузилось вниз. Хаотическая масса материи обрела порядок. Упорядоченная материя и есть вселенная со всей ее безграничностью и разнообразием. Творцом такого сложного происхождения действительности Лао-цзы признает Дао - главную категорию своего учения, основу и первостихию всего мироздания Поднебесной, субстанцию всего сущего.
По Лао-цзы, неизменное, постоянное и обнимающее все бытие и есть Дао. «Дао в даосизме выступает как субстантивированная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, человека и общества; порождающее начало, генетически предшествующее миру вещей (у); принцип циклического времени; "путь", образ жизни подвижника, стремящегося к единению с Дао как онтологической сутью мира. Дао присуща благая сила дэ, посредством которой оно проявляет себя, причем "конечные" веши выступают как воплощение или "оформление" Дао. Оно может выступать и синонимом единого мирового целого (Да куай - "Великий ком"), или "изначальной пневмы" (Юань ци)» [20, с. 18].
В учении «Дао дэ цзин» Дао (путь) понимается как всеобщий закон природы, как первопричина всего сущего, источник всех проявлений
материальной и духовной жизни. Дао служит как бы обобщенным понятием о закономерностях развития мира. Все, что существует, произошло от Дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Поэтому Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия.
Особенностью учения «Дао дэ цзин» является концепция «двух Дао» - «безымянного» (у мин), порождающего космос, и «именуемого» (ю мин), создающего конкретные вещи. Дао («путь») и дэ («благодать», «благая сила», «добродетель») соотносятся как порождающий и взращивающий порожденные принципы. Основная философская идея «Дао дэ цзин» состоит в том, что многообразный мир и жизнь людей не управляются ни «волей Неба», ни духами, а движутся по определенному естественному пути - Дао.
Задача человека - познать Дао, встать на путь «естественности», под которой имеется в виду «гармония мира» - слияние человека с природой.
Следовательно, даосизм предписывает познание Дао как первопричин видимого мира посредством проникновения в сущность вещей и явлений. Соблюдение высшего закона - Дао -обеспечивает естественную, гармоничную жизнь без осложнений.
Лао-цзы призывал к отказу от всяких искусственных, надуманных регламентаций. Проповедуя возврат к природе, он говорил, что люди должны жить в соответствии с ее законами и принципами. «Даосы призывали к "забвению" собственного "я" и всех норм культурного поведения» [20, с. 18].
По существу, Лао-цзы предлагает заменить установленные людьми «правила» и законы нормами, свойственными самой природе. Только следование природе может освободить от всех трудностей. Именно к этому сводился главный социальный принцип в философии Лао-цзы -к принципу «недеяния», ибо Дао не допускает никакого постороннего вмешательства. «Недеяние заложено в самой природе.
В представлении даосов слияние с природой быпло естественной необходимостью. Призывая к единению с природой, даосы декларировали полное растворение в ней. В учении Лао-цзы
подлинный покой воцаряется с прекращением борьбы и установлением жизни согласно субстанции мира Дао. Поэтому все мыслители даосского направления для обоснования основного положения Дао - взаимоотношения человека и природы на пути следования Дао - обращались за примерами непосредственно к природе. Даосы предлагали различные способы обретения Дао: это быпли морально-этические нормы жизни, овладение определенными навыгками концентрации и медитации, путь отшельничества, употребление природных снадобий. С помощью указанных методов даосы приходили к познанию Дао. Даосу быпло свойственно восхищаться самодостаточностью, «естественностью» природных процессов, и он стремился жить в природе, склоняясь в плане умозрения к интуитивизму. Даосы утверждали, что мироздание как таковое не является носителем каких-либо нравственных идей и конечная причина существующего порядка вещей - в дао, которое следует самому себе, а потому по своей сути внеморально. Сама же природа человека, в представлении даосов, есть порождение Земли и Неба, поскольку все на свете - порождение Земли и Неба.
В соответствии со своими основными принципами даосы представляли Небо - Природу как все порождающее, но не вмешивающееся в сам процесс жизни «великое единое»; признавали за Природой индифферентность по отношению к человеку, отрицали наличие у Природы какой-либо воли, каких-либо устремлений или личных пристрастий. Все компоненты Природы не стремятся к тому, чтобы принести пользу или причинить ущерб человеку: инь и ян приходят в гармонию не по чьей-либо прихоти, утренняя роса и сезонные дожди не отдают предпочтения ни одному существу.
Невыфазимая природа Дао в даосской системе ценностей символизирует мировую гармонию, порядок и равновесие. Способом постижения Дао для даоса становилось осознание закона всеобщего соответствия; нормой жизни -адаптация к природе и обществу посредством слияния с естестественностью.
Философия даосизма, опираясь на свои принципы, подчеркивала целостность и взаимозависимость всех вещей. Ценностно-нормативные отношения человека и природного мира, существовавшие в даосизме, позволяли преодолеть отчуждение человека от природы, способствовали выгработке экологических императивов взаимодействия общества и природы.
«Даосы основным критерием "правильности" мировоззрения считали "естественность" (цзытжань), что ближе к интенциям экологистов, стремящихся к построению такой этики, которая базировалась бы в большей степени на от-
ношении к природе ("окружающей среде"), чем на отношении к человеку» [13, с. 157].
Задача человека, по мнению даосов, состоит в адаптации к природе-натуре таким образом, чтобы в идеале все его действия были столь же «естественными», как и сама «природа». Эта адаптация к «естественности» является залогом гармонического сосуществования индивида со средой, что обеспечивает ему максимально продолжительное и полноценное существование в окружающем его мире.
Для даосов изначальная природа всего чиста, совершенна и нужно лишь не мешать ей выявиться. Сделать это можно лишь следуя естественному пути. В даосизме идеальное состояние -состояние постоянства, предполагает полный покой, полную эмоциональную успокоенность, основанную на принципе «недеяния», на полном слиянии с природой, следовании естественному пути. «Живя в гармонии с беспредельной жизненной силой, даосский мудрец не движется вместе с вещами, вершит судьбы всего сущего и оберегает их исток. Жить по-даосски значит жить превозмогая все формы статического созерцания, жить без "почему" и "зачем", в самозабвенной искренности экспрессии» [21, с. 39].
В трудах еще одного яркого представителя даосизма Чжуан-цзы, последователя Лао-цзы, мы находим такое высказывание: «Тот, кто познал Дао, непременно постигнет закон природы; постигший закон природы непременно овладеет умением соответствовать положению вещей; овладевший умением соответствовать положению вещей не станет вредить себе из-за вещей; человека совершенных моральных качеств огонь не может обжечь, вода - утопить; ни холод, ни жара не могут причинить ему вреда; ни птицы, ни звери не могут его погубить» [1, с. 62].
Природа как фундаментальное начало всей жизни, включая человека, выступала его учителем (по-китайски - «прежде рожденным»). К познанию истины, природной по своей сути, была обращена личность даосского дао-человека, вторящего целостности Неба и Земли. «Метафизика "Чжуан-цзы" насыщена представлениями о первозданном Хаосе, о первичных Не-Сущем и Сущем (Едином), которые породили все вещи феноменального мира, о впечатляющем долголетии познавших смысл жизни и смерти мудрецов» [8, с. 55].
Обращаясь к философии Чжуан-цзы, М. Л. Титаренко отмечает: «Чжуан-цзы превратил объективный идеализм Лао-цзы в субъективный идеализм, развил наивную диалектику Лао-цзы, превратил ее в релятивизм и, принимая это за основу теории познания, создал громадную идеалистическую философскую систему, которая ста-
ла одним из важных течений в "школе даосистов" в период Чжаньго» [2, с. 62].
И по Лао-цзы, и по Чжуан-цзы индивид рассматривается как составная часть природы, и в нем Дао проявляется во всех самопроизвольных действиях, которые не имеют ни определенной причины, ни конечной цели.
Тенденции уважения к природе, граничащей с любовью, придерживался еще один представитель философской школы даосизма Ле-цзы: «Путь природы - либо жар, либо холод; учение мудрых - либо милосердие, либо справедливость; у тьмы вещей - либо мягкость, либо твердость. Все они следуют за присущим им и не способны выготи за его пределы» [21, с. 175].
Мысль о том, что Дао - душа природы, то, чем природа живет и управляется, давая человеку благо, прослеживается и в более поздних сочинениях даосских философов, например в трактате «Хуайнаньцзы», которым: является крупнейшим философским памятником Китая II в. до н. э.
Природа предстает в «Хуайнаньцзы» как единое целое, обладающее ее душой, дао, сущностью, которая остается невидимой, но заложена в основе окружающей человека реальности, в основе всех явлений естественной природы, первопричиной и первоисточником всего существующего.
Истинному мудрецу, которыгй следует канонам даосизма, посвящены главы трактата еще одного даосского философа, медика и алхимика Гэ Хуна. Трактат «Баопу-цзы», или «Мудрец, объемлющий первозданную простоту», по мнению Е. А. Торчинова, отражает вершину даосской мысли. Забота об экологии, других существах, условиях жизни на Земле, воплощенная в тезисе о единстве неба и человека, в ходе даосского философствования предстает как единственно верная реальность. И требование этой реальности заключается в том, что, преобразуя природу, необходимо приспосабливаться к ней; не покоряться ей и не разрушать ее, а добиваться гармонии между человеком и природой.
Среди даосских идей особое место занимает сконцентрированность творческого импульса на природе как универсальной и естественной системе целостного организма, обладающего самостоятельным быгтием. Целостный организм природы бытл объектом философского изучения многих даосских мыслителей (Вэй Боян, Ван Би, Ван Сюаньлань, Тань Цяо), которые видели в нем силу, способную подарить человеку правильный путь в жизни.
Основные идеи даосизма бытли продолжены великим даосским святым Тао Хун-цзином, патриархом школы Маошань, его продолжателем и наследником Сунь Сы-мо (Сунь Сы-мяо). Пристальное внимание даосов направлено на
окружающий нас природный: мир, и это не случайно, т. к. теория недеяния связана с теорией непричинения вреда, сохранения целостности и единства всего сущего. Учение о единстве мира - основная мысль, занимающая центральное место еще в одном из важнейших даосских текстов - «Каноне единения сокрытого» («Инь фу цзин»). В основе трактата лежат натурфилософские воззрения древних китайцев.
Древнекитайские философы полагали, что в мире нет ничего постоянного, что все находится в движении и изменении. Основное в закономерности развития вещей, по мнению представителей даосской школы, заключается в том, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность.
Ни один даосский трактат не обсуждает возможность отступления от Дао как высшего закона познания объективной реальности, хотя новые идеи относительно понимания Дао нашли свое отражение в тексте книги «Гуань Инь-цзы» («Мудрец Инь с заставы»).
Для автора «Гуань Инь-цзы» «"Дао - творец всего сущего: оно творит все подобно тому, как горшечник делает горшки". Это совсем новое для даосизма: обычно про Дао говорится, что оно рождает, а не творит. Дао творит мир так же, как сознание спящего человека производит сновидения, принимаемые им за реальность. К постижению Дао и подлинно блаженной жизни приводит именно изменение сознания, а не бесплодные попытки изменить мир» [17, с. 109; 12, с. 110].
Даосы подчеркивают важность гармонии и указывают, что равновесие должно распространяться на весь мир. Концепции целостности мира, где любая его частица связана со всеми другими множеством связей и человек среди этих связей есть звено неразрывной цепи, где Дао есть «надформенное», а вещи - «подфор-менное», придерживается еще один из авторов даосского направления Ду Гуантин.
Как справедливо замечает китайский исследователь Сюи Дишань, «глубокое осмысление проблемы единства природы и человека привело даосов к стремлению обрести согласие со своей природой, единству с миром и с Дао, которое есть основа как мира, так и природы человека» [17, с. 142].
Из доктрин даосизма исходил еще один известный китайский философ Го Сян. Согласно его учению, высшее благо - «вечное следование собственной природе в согласованности с природой других вещей, установление глубокой гармонии между всем сущим» [6, с. 2].
Понимание единства природы и человека проходит через все школы даосской традиции. Данная тональность видения проблемы соотно-
шения природы и человека сохраняется и в трудах ученых нашего времени [6, с. 12].
Данная проблематика отражена в работах Ли Сяньминя «Совпадающее единство Неба и Человека», Фэн Юланя «История китайской философии», Ли Чжаоэня «Дао и даосизм в Китае», Гэ Чжаогуана «Даосизм и китайская культура», Ли Юэсэ «Даосская школа и даосская религия», Сюй Дишаня «Даосская идеология и даосская религия», Тана Ицзэ «Конфуцианство, даосизм и буддизм в традиционной китайской культуре», «Сравнительный анализ философии Ван Би и Го Сяна», Чэнь Бина «Категория Дао в даосской религии».
Вопросы взаимодействия природы и человека освещаются в работе ведущего сотрудника института социальных исследований Китая профессора Ли Шеня, вышедшей в 1993 г. в Пекине. В своей книге «Древняя китайская философия и современная экологическая наука» профессор Ли Шень, обращаясь к истокам китайской философской мысли, раскрывает основные доктрины памятника «Дао дэ Цзина», считая, что именно он кладет начало религиозно-политической традиции ортодоксального даосизма, является источником даосских теократических идей.
Базируясь на даосской традиции борьбы против «насилия», конфуцианских правилах «ли», традиции гармонии человека и Вселенной, профессор Пекинского университета Цзэн Гопин в своих исследованиях дает четкую картину учений даосских философов разных школ. Древние каноны учат не только любить природу, но и призывают постоянно защищать ее. Добродетельный человек любит людей как своих близких, любит все живое и дарит ему добро как близким своим.
Вклад в разработку проблемы «человек и окружающая среда», «всеобщее единство природы и человека» вносят работы китайского исследователя Юй Моучана. Рассматривая экологическое равновесие в динамике его философского развития, Юй Моучан подчеркивает необходимость его распространения на весь природный мир.
Обобщая взгляды различных представителей даосских школ, можно предположить, что основная идея состоит в том, что «Лао-цзы предлагает жить в четвертом измерении, в целостности быгтия, где различие и тождество совпадают. Это четвертое измерение он называет Дао» [7, с. 11].
Объявляя Дао всеобщим законом, Лао-цзы считал, что Дао вышолняет свои функции совершенно естественно и нет ни одного предмета или явления, возникшего без его участия: оно не принуждает расти ни одно существо, не вмешивается в его жизнь, позволяет всему естественно развиваться; Дао постоянно находится в движении к противоположности, мягко исполняет свою роль, оно вечно, независимо существует и без устали движется, появляясь везде; хотя Дао приносит пользу всему сущему, оно не вступает ни с кем в борьбу, не стремится никого захватить, не считает свою деятельность заслугой перед окружающими и не добивается ни над кем господства. Согласно Лао-цзы, такое поведение интерпретируется как высший закон в природе и носит название «таинственной добродетели».
Единственным критерием идеального поведения людей выступает все та же субстанция мира Дао, олицетворяющая собой естественный образ жизни человека и воплощающая идею бескомпромиссного следования естественному течению вещей и явлений окружающего мира.
Список литературы
1. Абаев Н. В. , Нестеркин С. П. Человек и природав чаньской (дзэнской) культуре: некоторые философско-психологические аспекты взаимодействия. Проблема человека в традиционных китайских учениях / отв. ред. Т. П. Григорьева. М.: Наука, 1983.
2. Абаев Н. В. , Абаева Л. Л. Влияние религиозно-философских учений на экологическую культуру и традиции народов Восточной и Центральной Азии // Вестник БГу. Вып. 12. Улан-Удэ, 1999.
3. Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока. М.: Наука, 1993.
4. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М.: Наука, 1989.
5. Григорьева Т. П. Дао и логос (встреча культур). М.: Наука, 1992.
6. Григорьева Т. П. Человек и мир в системе традиционных китайских учений. Проблема человека в традиционных китайских учениях / отв. ред. Т. П. Григорьева. М.: Наука, 1983.
7. Дао дэ цзин / пер. Ян. Хин-шуна. М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс; Харьков; ФОЛИО, 1999.
8. Дао. Гармония мира. Ле-цзы / пер. Позднеевой. Гл. 1: Власть природы. М.: ЗАО ЭКСМО - Пресс; Харьков: ФОЛИО, 1999.
9. Долин А. А. Наука жизни древних даосов // Проблемы Дальнего Востока. 1989. №2.
10. Древнекитайская философия: в 2 т. М.: Принт, 1994. Т. 1.
11. Карапетьянц А. М. Человек и природа в конфуцианском Четверокнижии. Проблема человека в традиционных китайских учениях / отв. ред. Т. П. Григорьева. М.: Наука, 1983.
12. Кобзев А., Торчинов Е., Юркевич А., Янгутов А. Словарь китайской философии и культуры (конфуцианство, даосизм, буддизм) // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 2. 13. Кобзев А., Юркевич А. Словарь китайской философии и культуры (дао, дэ, ци) // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 3. 14. Ли Шень. Чжунго дудай чжэсюэ хэ цзыжань кэсюэ. (Древняя китайская философия и современная экологическая наука) - Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ. Пекин, 1993. 15. Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М.: Восточная литература, РАН, 2000. 16. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия): моногр. М.: УДН, 1989. 17. Лукьянов А. Е. Цивилизация палингенезиса в даосизме // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 5. 18. Сюй Дишань. Дао цзя сысян юй даоцзяо (Даосская идеология и даосская религия) // Яньцзин сюебао. 1997. № 2. 19. Тао-Те-кинг / пер. Д. Конисси. М.: ЗАО ЭКСМО-ПРЕСС; Харьков: Фолио, 1999. 20. Торчинов Е. А. Даосизм. «Дао - Дэцзин» / пер. Е. А. Торчинова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999 (Мир Востока, I). 21. Торчинов Е. А. Учение Гэ Хуна о Дао: человек и природа. Проблема человека в традиционных китайских учениях / отв. ред. Т. П. Григорьева. М.: Наука, 1983. 22. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: учеб. пособие для филос. фак. и отд-ний унтов. М.: Высш. школа, 1981. 23. Чжуан-цзы. Ле-цзы / пер. с кит., вступ. ст. и примеч. В. В. Малявина. М.: Мысль, 1995.
УДК 378.1 ББК Ч 484 (2)7
М. И. Гомбоева, С. Е. Старостина
образовательная деятельность высшего учебного заведения в условиях трансграничья
В статье поднимается проблема интернационализации образования как одного из важнейших условий развития трансграничного региона. Авторы представляют концепцию развития вуза, осуществляющего образовательную деятельность в трансграничном регионе, которая предполагает расширение экспорта образовательных услуг и возрастание академической мобильности студентов и преподавателей. Реализация данной концепции будет способствовать созданию благоприятных условий для национального подъема, формирования культуры межнационального общения и достижения межнационального согласия.
Ключевые слова: трансграничье, трансграничный регион, национальная система образования, интернационализация образования, транснациональный университет, концепция развития вуза, образовательная деятельность, экспорт образовательных услуг, академическая мобильность.
M. I. Gomboeva, S. E. Starostina
Educational Activities of Higher Educational Institution in Transboundary Context
The article raises the problem of education internationalization as one of the main transboundary region development conditions. The authors of the article represent the university development concept. In accord with this concept the institution of higher education realizes its educational activities in transboundary region which presupposes expansion of educational services export and increase of teachers and students academic mobility. The realization of this concept will promote the arrangement of favourable conditions for national enthusiasm, for formation of international communication culture and harmonious ethnic relations.
Key words: transborderland, transboundary region, national educational system, internationalization of education, transnational university, conception of higher educational institution development, educational activity, export of educational services, academic mobility.
і
SO