Тезаурус как методологическое основание для конструирования тезаурусного поля педагогической проблемы
О. В. Петунин (Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования)*
В данной статье приводятся результаты анализа понятия «тезаурус», на основе которых автор делает вывод о том, что тезаурус является методологическим основанием для конструирования тезаурусного поля по какой-либо интеллектуальной, в том числе педагогической проблеме и разработки концептуальной модели ее решения.
Ключевые слова: тезаурус, методологическое основание, тезаурусное поле.
Thesaurus as a Methodological Foundation for the Designing of Thesaurus Field of a Pedagogical Problem
O. V Petunin
(Kuzbass Regional Institute of Professional Development and Retraining of Educators)
Abstract: This article presents the results of an analysis of the concept of «thesaurus», on the basis of which the author makes a conclusion that thesaurus is a methodological foundation for the designing of thesaurus field of any intellectual problem, including a pedagogical one, and for the elaboration of a conceptual model of its solution.
Keywords: thesaurus, methodological foundation, thesaurus field.
Изучение понятийного аппарата различных педагогических исследований показало, что становление категориально-теоретического аппарата педагогической науки в настоящее время все чаще и увереннее связывают с понятием «тезаурус» (в переводе с греческого «тезаурус» — «богатство, сокровище», а также «мир»: мир науки, мир человека, мир искусства»).
Тезаурус — сложнейшее образование, процесс его становления — многообразный, так как в нем участвует целый ряд различных социальных структур, носящих как формальный, так и неформальный характер. Анализ исторического развития понятия «тезаурус» позволил нам осуществить контент-аналити-ческое конструирование рабочего определе-
ния «тезаурус» и производного от него — тезаурусного поля.
Термин «тезаурус» является научно актуальным, достаточно устоявшимся в педагогике. Он широко используется в работах, посвященных рассмотрению проблем содержания образования, но, несмотря на свою фундаментальность, в настоящее время еще нет однозначного и общепринятого определения данного понятия. Анализ литературных источников, в которых встречается понятие «тезаурус», в результате позволил нам выделить три смысловые группы определений данного понятия.
В первую смысловую группу, условно называемую «словарной», вошли в качестве главных единиц-признаков следующие: (1) те-
* Петунин Олег Викторович — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин Кузбасского регионального Института повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Кемерово). Тел.: 8-906-987-46-62. Эл. адрес: [email protected]
заурус — это система (специальным образом организованная система слов и выражений);
(2) тезаурус — это связи (организация тезауруса предполагает наличие семантических связей — прямых и обратных между его смысловыми элементами); (3) тезаурус — это одноязычный словарь.
В этой смысловой группе тезаурус рассматривается как тип построения одноязычного словаря.
Во второй смысловой группе — «информационно-поисковой» — выделены следующие основные единицы-признаки: (1) тезаурус — это система; (2) тезаурус — это связи между лексическими единицами дескрипторного (информационно-поискового) языка; (3) тезаурус
— это система связей между элементами информационно-поискового и естественного языка; (4) тезаурус — компонент информационно-педагогической среды или программного обеспечения вообще; (5) тезаурус — это одноязычный словарь.
В этой смысловой группе тезаурус представляет собой основу функционирования информационно-педагогической среды, информационно-поисковый язык.
В третьей группе определений — «знание-вой» — основные единицы-признаки представлены следующим образом: (1) тезаурус — сложная система понятий, знаний; (2) тезаурус — связи между понятиями какой-либо области знаний; (3) тезаурус — связи между различными областями знаний; (4) тезаурус — компонент представления человека; (5) тезаурус — не обязательно одноязычный словарь.
В этой группе тезаурус рассматривается как система представлений, знаний человека об окружающем мире или отдельных его областях.
На основе проведенного анализа мы вышли на следующее определение понятия «тезаурус». Тезаурус в нашем понимании — это достаточно полный, подробный и систематизированный список (набор, перечень, словарь) терминов, дефиниций, определений, характеристик, которые уточняют, конкретизируют какое-либо ключевое понятие или категорию. Для педагогических исследований, имеющих
достаточно широкую степень общности, понятие «тезаурус» требует, по нашему мнению, рассмотрения и в категориях диалектики: (1) всеобщее представляет тезаурус как единое мировое богатство; (2) общее — тезаурусы наук, входящие в предметные области; (3) особенное — тезаурусы учебных дисциплин; (4) единичное — тезаурус личности в образовательном процессе.
В результате научных исследований, проведенных В. И. Богословским, Н. В. Бордовс-кой, В. А. Извозчиковым, Л. Ю. Монаховой, О. Н. Шиловой и другими учеными в категориях диалектики выделены и обоснованы уровни представления понятия «тезаурус»: (1) категориальный уровень — картина мира, выраженная в понятиях и связях между ними;
(2) конкретно-научный уровень — синтаксически детерминированный, открытый информационный базис определенной научной области, семантически структурированный в соответствии с имеющимися на данный момент специфическими для нее отношениями;
(3) уровень учебной дисциплины — логически замкнутое подмножество соответствующего научного тезауруса, предназначенного для усвоения его обучаемым с целью успешного ориентирования и функционирования в рассматриваемой предметной области;
(4) личностный уровень — присвоение обучаемым запаса активно используемых знаний, умений, навыков и т. п., актуализирующийся под влиянием определенных условий. При этом процесс формирования тезауруса обучаемого в любой предметной области представляет его подготовку во всей целостности.
Построение (создание) тезаурусного поля любого исследуемого процесса, в том числе и педагогического, — это структурирование и визуализация имеющейся базы данных, представленной в систематизированных блоках (фасетах) (Губанова, 2002: 41).
Создание тезаурусного поля предоставляет возможность исследователю систематизировать уже имеющуюся информацию и структурировать спектр дальнейшего информационного, познавательного или исследовательского поиска.
При составлении тезаурусных полей необходимо использовать основные закономерности визуальной подачи текстового материала: (1) считывание информации происходит «слева — направо», «сверху — вниз»; (2) грамотное расположение элементов друг к другу по значимости должно соотноситься как «ближе — дальше», «выше — ниже», «прошлое — настоящее — будущее», «центр — периферия», «фокус — перспектива»; (3) воздействие цвета, графических символов, кодов и шифров, отражающих иерархические взаимосвязи входящих в тезаурус элементов, оказывает непосредственное влияние на эффективность восприятия и запоминания и др. (Губанова, 2002: 42).
Часто тезаурусное поле какой-либо педагогической проблемы рассматривается исследователями на конкретно-научном и личностном уровнях. На конкретно-научном уровне тезаурус — это синтаксически детерминированный, открытый информационный базис. На личностном уровне — это присвоение обучаемым тезауруса, в который вошли информация, знания, умения, навыки, опыт, выработанные в процессе обучения.
Научный тезаурус включает все аспекты научных знаний по какой-либо проблеме, овладение всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств личности.
С учетом этого, необходимость и значение формирования единого терминологического поля по какой-либо педагогической проблеме необходимо рассматривать с точки зрения взаимосвязи тезауруса с развитием мышления и интеллектуальными способностями обучаемых, основанной на идеях, разработанных в когнитивной психологии Р. Ф. Абдеевым, Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, М. А. Холодной и др.
Общеизвестно, что научное познание осуществляется в результате абстрагирующей деятельности мышления, а знания об объекте закрепляются в определенных языковых формах — понятиях. Р. Ф. Абдеев, рассматривая отражение как одно из свойств материи наряду с пространством, временем и движени-
ем, подчеркивает, что «... отражение, его формы исторически развиваются вместе с развитием материи. Более высокие уровни развития материи обусловлены соответственно более совершенными формами отражения. становление человека связано с появлением высшего вида отражения — человеческого сознания, т. е. «мыслящей материи» с огромным объемом памяти — хранилищем прошлого опыта, социальной информации и знаний, образующих тезаурус» (Абдеев, 1994: 157).
Само же мышление представляет собой процесс оперирования понятиями, благодаря которым оно и приобретает характер обобщенного отражения действительности.
Понятия — средства упорядочивания воспринимаемого мира, это интеллектуальный инструмент, который помогает справиться с потоком эмпирических впечатлений и организовать их на уровне разумной картины мира. Именно благодаря понятиям человек понимает связи, взаимозависимости, порой скрытые, не лежащие на поверхности явлений, и на основе этого постигает закономерности, управляющие действительностью. С помощью понятий происходит расширение границ «среды познания» человека. Образно говоря, средой его познания и познавательной деятельности становится весь мир во всем его многообразии и целостности.
По мнению М. А. Холодной, структура понятия определяется элементарными актами мыслительной деятельности и отражает многогранность его функций в мышлении. Понятие выступает как: (1) предмет размышления (идеализированная модель познаваемого объекта, явления, ситуации и т. п.); (2) результат осмысления как итог развития мысли; (3) средство познания, способ понимания, инструмент мыслительной деятельности; (4) деятельность, т. е. процесс образования идеальной модели, в результате которого итог мысли фиксируется в понятиях, становящихся элементами памяти.
Запечатленная и хранимая в памяти человека запись понятий, оценок, норм и схем действий называется понятийным психологическим тезаурусом. Образование, обучение и воспитание опираются в первую очередь на
понятийный психологический тезаурус, образующий информационный потенциал (запас сформированных информационных ценностей), при этом человек наряду с понятийным обладает и наглядно-образным, эмоциональным, волевым, двигательным и другими тезаурусами (Холодная, 2002: 33).
Следовательно, тезаурус содержит две информационные модели, отображающие среду и самого человека как систему, которые постоянно обновляются и дополняются. Благодаря наличию этих моделей обеспечивается самоконтроль, самоорганизация, формируется целенаправленное поведение. Чем адекватнее модели, чем точнее отображаются окружающие условия, обстоятельства, собственные возможности и цель, тем большего успеха может добиться человек (при условии активной деятельности). Тезаурус тесно связан с процессом отражения (презентативным и опережающим отражением-прогнозом).
Таким образом, в когнитивных психологических теориях вся совокупность познавательных процессов, образующих состав интеллекта, рассматривается как иерархия разноуровневых когнитивных структур, причем главная роль в становлении интеллекта отводится понятийным структурам, выступающим как «интеллектообразующая интегративная единица». Понятие, в свою очередь, является структурной единицей тезауруса. Понятийные структуры принимают активное участие в организации всех форм ментального опыта, и чем выше уровень сформированности понятийных структур, тем больше влияния понятийное мышление оказывает на функционирование индивидуального интеллекта.
Понятийные структуры, качественно изменяясь в процессе обучения и образования, достигают более высокого уровня развития, результаты которого выражаются в особенностях психологической деятельности личности
— перцепции, мышлении, речи, памяти, в количестве и четкости знаний, умений ими пользоваться, гибкостью переключения на новые способы и приемы работы, прочностью сохранения освоенного материала. На основе этого формирование тезаурусного поля на
конкретно-научном уровне дает возможность четко определить предмет изучения, определить и наполнить содержанием его понятия. Рассмотрение тезаурусного поля на данном уровне характеризуется высоким уровнем знания, глубоким пониманием по той или иной дидактической проблеме; наличием собственных взглядов по ней, основывающихся на глубоком понимании междисциплинарных связей и отношений.
Проведенный многоаспектный анализ исторического развертывания семантического значения дефиниции «тезаурус» позволяет сделать вывод о том, что тезаурус является методологическим основанием для конструирования тезаурусного поля по какой-либо, в том числе педагогической, проблеме и разработки концептуальной модели ее решения. Таким образом, тезаурус выступает как особого рода «накопитель» информации, вызывающий развитие личности. Его содержание определяется специфической предметной средой — информацией, знаниями, умениями, сформированными в период обучения и активно используемыми в разных видах деятельности.
Тезаурус как личностное образование, с одной стороны, отличается динамичностью, изменчивостью, связанными с теми преобразованиями, которые происходят в процессе сотрудничества, педагогического взаимодействия, способствует личностному присвоению необходимой информации, знаний и опыта, выполняет организующую, управляющую и стимулирующую роль. С другой стороны, тезаурус постоянно обогащается, совершенствуется в связи с развитием самой образовательной среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдеев, Р. Ф. (1994) Философия информационной цивилизации. М. : Книга.
Губанова, М. И. (2002) Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя: монография. Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО».
Холодная, М. А. (2002) Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб. : Питер.