156
ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2011. № 8. Учебно-методическая работа
УДК 004.9:378.147
Т. В. Кишкурно, старший преподаватель (БГТУ); Т. П. Брусенцова, ассистент (БГТУ)
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
В статье представлено обоснование необходимости применения компьютерного тестирования для проведения текущего контроля знаний студентов. Приведены достоинства и недостатки данного метода контроля знаний, выявленные в процессе проведения компьютерного тестирования. Описаны разработанные на кафедре информационных систем и технологий тесты для текущего контроля, которые позволяют осуществить мониторинг результатов учебного процесса с целью диагностики хода учебного процесса по дисциплине «Информатика и компьютерная графика».
The paper presents the rationale for the application of computer-based testing for the monitoring of students' knowledge. The advantages and disadvantages of this method of control of knowledge present. Developed are described in the department of «Information systems and technologies» for monitoring tests that allow carrying out monitoring of the learning process for diagnosis of the educational process on discipline «Computer science and computer graphics».
Введение. Проблема качества подготовки студентов в современном образовательном пространстве особенно актуальна. При этом под качеством образования понимают, прежде всего, его конечный результат: облик молодого человека, окончившего вуз, его способность к успешной адаптации на рынке труда.
Контроль знаний студентов является основополагающим элементом мониторинга качества образования. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. Оценка определяет соответствие деятельности студентов требованиям конкретной дисциплины и всей системы образования.
Традиционные методы контролирующих, обучающих и воспитывающих функций проверки и оценки знаний в вузе предусматривают методику проведения устного, письменного, практического контроля знаний, различные виды опроса.
Практика традиционного обучения обнаруживает существенные отрицательные стороны такой системы оценивания, поскольку она не опирается на объективные методы педагогических измерений. В связи с этим понимание «качества обучения» достаточно произвольно и каждый преподаватель разрабатывает свою систему проверочных заданий. Главным недостатком существующих способов контроля качества знаний считается субъективность оценки, которая складывается из очень многих компонентов. Многое зависит и от субъективных особенностей самого преподавателя. И в этой ситуации автоматический контроль знаний в виде тестирования является наиболее целесообразным среди различных методик проведения педагогического мониторинга.
Вышеизложенное предполагает новые качества методов мониторинга знаний, которые должны иметь точное соответствие программе
преподавания, быть объективными, не зависеть от субъективных параметров экзаменующего.
Таким образом, проведение тестов в современном образовательном процессе обусловливается:
• необходимостью повышения качества образования;
• потребностью в объективной сопоставимой информации о результатах обучения;
• необходимостью автоматизации рутинных процессов традиционного контроля.
Мобильность современных студентов, в том числе и виртуальная, диктует новые методы оценки качества полученных знаний не только на выходе из высшего учебного заведения, но и на промежуточных этапах. Происходящие перемены повысили требования к качеству контроля в целом и к проверке и оценке результатов обучения в частности.
Основная часть. При оценке качества образования одним из ведущих положений становится тестовый контроль. Но для того, чтобы он выступил гарантом качества образования, мониторинг должен предполагать поэтапное наблюдение за процессом получения необходимых навыков и знаний, что позволит удостовериться в оптимальном выполнении каждого из образовательных этапов.
Проводимое нами текущее тестирование осуществляет мониторинг результатов учебного процесса с целью диагностики его хода по дисциплине «Информатика и компьютерная графика». Сопоставление реальных результатов мониторинга с предполагаемыми дало понять, что в отличие от традиционных методов контроля в форме опроса или устного экзамена, процесс тестирования менее продолжителен, и он дает более объективную картину уровня знаний студентов.
Систематичность в применении тестового контроля формирует у студентов дисциплинированность и стремление к состязательности в усвоении программного материала.
Квалиметрия в вузе
157
На кафедре информационных систем и технологий разработаны тесты для текущего контроля по следующим темам: «Операционная среда Windows», «Базы данных Access» (рисунок), «Математический пакет MathCad», «Численные методы решения инженерных задач». После прочитанных лекций и проведения лабораторных работ тематическое тестирование помогает закрепить пройденный материал и осуществить мониторинг усвоения отдельных разделов данной дисциплины.
Jdisll
Файл ¡Просмотр Управление Справка
f MS Access all
Вопрос 10 из 15 \ Много вариантов ответа \ 1
В каких из перечисленных окон можно установить связи между таблицами?
I | схема таблиц;
1 | схема связей;
1 | схема записей;
1 | схема полей;
\7\ схема данных,
■^Ä^LJondershare H
Evaluation Copy
[ О Вопросы... ] [ Il Ответ 1
- -
Тестовое задание по БД Access
Однако такой подход к оценке результатов работы студентов требует более критичного и тщательного отношения. Использование тестовых форм контроля выявило как свои положительные, так и отрицательные стороны. К положительным можно отнести то, что:
• удается проверить большой объем материала;
• полученные результаты можно быстро обработать;
• можно скорректировать знания каждого студента и снять психологический барьер перед данной формой контроля.
К отрицательным то, что:
• мыслительная деятельность студента и результат могут быть только вероятностными;
• имеет место возможность угадывания верного ответа.
Еще одной причиной необъективной педагогической оценки является недостаточная разработанность критериев оценивания. На самом деле, цель измерения качества образования -это получение каких-либо численных эквивалентов уровней подготовленности студентов. Измерителями должны выступать средства и
способы выявления качественных и количественных характеристик учебных достижений студентов по заранее заданным параметрам.
Чаще всего такой тип оценки преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, которые должны быть усредненными. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает «нормально», что ограничивает ее ценность.
Для устранения недостатков необходимо применять различные виды тестов и форм тестовых заданий с учетом уровня подготовки студентов.
Вместе с тем, использование тестового контроля повлияло на мотивацию студентов к обучению информатики и итоговые результаты. Тесты стимулируют студентов к более серьезному изучению материала.
Выводы. Таким образом, тестирование имеет право на существования как одна из форм контроля наравне с традиционными самостоятельными и контрольными работами, зачетами и т. п. Разумное сочетание всех видов контроля позволяет преподавателю более качественно осуществлять учебный процесс.
Эти навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
К тому же тестирование, интегрированное в повседневный учебный процесс, в текущий контроль знаний, позволяет преподавателю, своевременно выявив пробелы, их устранить, а со студентами, достигшими планируемых результатов, продолжить обучение на более высоком уровне. Сам же студент получает информацию о своем уровне знаний.
Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие показатели, как, например, умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. Поэтому в процессе обучения мы не только используем тесты, но и даем возможность студентам устно обосновывать свои ответы. Уровень знаний студентов оценивается с помощью их индивидуальных баллов. Это позволяет определить относительное положение каждого студента в нормативной выборке.
Поступила 15.04.2011