РАЗДЕЛ III
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.0
Н. Ф. Ефремова
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Коренные изменения в сфере образования, начавшиеся в 90-х гг. и продолжающиеся до настоящего времени, открыли широкие возможности для развития инновационных процессов. В последнее время наблюдается интенсивное расширение объема содержания образования, сопровождающееся информатизацией всех его уровней; создание условий для развития многообразия типов и видов образовательных учреждений, вариативности образовательных программ, учебников, технологий и методик обучения; идет разработка образовательных стандартов; изменяется контрольно-оценочная система в общем (среднем) образовании, широкое распространение получают технологии независимого массового тестирования.
В последние годы усилились процессы диверсификации и интеграции всех уровней образования, что и привело к различию требований, предъявляемых на следующих друг за другом образовательных ступенях. В результате этого значительно увеличился разрыв между подготовкой выпускников общеобразовательных учреждений и требованиями вступительных испытаний в вузы. Без специальной целенаправленной подготовки практически невозможно поступление в вузы и особенно трудным это становится для сельской молодежи.
Постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» (2001 г.) и Концепцией модернизации российского образования (2000 г.) предусматривается повышение качества образования и введение независимой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.
Совершенствование системы подготовки выпускников и методов их отбора для продолжения обучения на более высокой ступени обусловило потребности в создании на государственном уровне связующего и регулирующего звена между общеобразовательными и высшими профессиональными учреждениями, обеспечивающего единство требований и делающего систему образования прозрачной для общества в сфере оценки результатов обучения. В этой связи коренным образом изменяется не только система обучения и оценивания подготовленности обучающихся, но также изменяются средства, методы и технологии контроля качества образовательного процесса и образовательных систем. Изменение контрольно-оценочного процесса в общем образовании сопровождается интенсивным развитием теории и практики массового тестирования.
Таким образом, в практическом плане актуальность проблемы исследования обусловлена созданием федеральной системы тестирования, необходимостью повышения эффективности использования средств и методов тестового контроля в образовательной практике и управлении качеством образования. Важными становятся вопросы, связанные с повышением эффективности использования результатов массового стандартизированного тестирования для управления качеством образования, организации для этих целей новых видов мониторинга, опирающегося на возможности современной образовательной статистики.
С переходом от методов субъективного оценивания к технологиям педагогического тестирования возникает потребность использования тестирования не только в целях контроля, но также в практике педагогов для обучения и развития обучающихся. Возможности частичного преодоления трудностей следует искать на пути научно обоснованного комплексного подхода к использованию материалов и технологий тестового контроля при подготовке школьников, где значимое место отводится анализу объективных результатов тестирования для самоконтроля, самоподготовки, самоидентификации и саморазвития обучающихся. В таких условиях возникает необходимость определения места и роли тестового контроля в системе подготовки и развития личности; разработки методов подготовки школьников к новым формам аттестации, организации новых видов мониторинга как эффективных средств управления качеством образования с использованием образовательной статистики массового тестирования; теоретического и практического обоснования его функций и принципов организации.
В теоретическом плане актуальность проблемы исследования определяется недостаточной научной разработанностью теоретико-методологических основ тестового контроля в повышении качества образования, обучении и личностном развитии школьников. Важным является научное обоснование оптимального сочетания традиционного и тестового контроля в учебном процессе, а также образовательного мониторинга, адекватного современным требованиям модернизации контрольно-оценочной системы и совершенствования средств и методов управления качеством образования.
В практике отечественного образования предмет, функции и принципы использования тестового контроля в обучении представлены крайне слабо, а в опубликованных работах практически не выявлены функции современного тестирования в системе обучения и мониторинга. До недавнего времени наблюдалась явная недооценка открывающихся возможностей использования тестирования в практике педагога.
Несмотря на интенсивное развитие системы тестирования в нашей стране тестовый контроль еще не стал составляющей педагогической теории. Проведенный анализ действующих учебников по педагогике, изданных за последние 5-6 лет, не выявил заметного теоретического представления в них тестового контроля как составляющей образовательною процесса. Анализ содержания программ профессиональной подготовки педагогов также указывает на полное отсутс-
твие курсов и спецкурсов по теории педагогических измерений и массового тестирования, а это приводит к тому, что педагогические вузы выпускают учителей, не готовых включаться в инновационный контрольно-оценочный процесс, активно участвовать в создании педагогических измерителей и использовать тестирование в целях обучения.
Вместе с тем в результате расширяющейся практики использования-современных стандартизированных контрольных измерительных материалов и информационных технологий (централизованное тестирование, единый государственный экзамен и др.) складывается педагогическая ситуация и создаются условия для более целенаправленного использования средств и методов тестового контроля в учебном процессе и организации новых видов информационного образовательного мониторинга. Накапливающаяся образовательная информация по результатам тестового контроля позволяет в значительной степени обеспечить обратную связь в управлении образованием, индивидуализацию обучения, создавать условия для личностного развития обучающихся, использовать его для отбора абитуриентов и аттестации образовательных систем.
Решение поставленных задач сопряжено с многочисленными трудностями, обусловленными отсутствием теоретических работ по обоснованию возможностей тестового контроля в обучении, контроле и управлении качеством образования. Только в конце 90-х годов появились первые попытки использования результатов контроля для развивающего личностно-ориентированного обучения. Это нашло отражение в многообразии подходов отечественных авторов (М.К. Акимова, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, JI.B, Занков, Г.Ф. Карпова, С.В. Кульневич, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, Э.И. Унт, В.В. Фирсов и др.).
Несколько позже появились публикации, затрагивающие отдельные вопросы теории и практики массового и адаптивного тестирования, диагностики и экспертизы качества образования (Т.В. Абрамян, B.C. Аванесов, М.К. Акимова, А.С. Граннцкая, В.В. Давыдов, О.В. Лошнова, АЛ. Майоров, Г.К. Селевко, Ю.В. Федюкова, В.В. Фирсов, ГЛ. Цукер-ман, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и автор данной работы).
Многие специалисты, работающие в области педагогической квали-метрии (Н.О. Бильчаева, М.Б. Гузаиров, И.Н. Голышева, Г.С. Ковалева, 0.3. Кузнецова, Н.А. Кулемин, Т.В. Мирская, Е.А. Михайлычев, В.М. Мокосеев, В.И. Нардюжев, А.И. Севрук, А.И. Субетто, Г.К. Селевко, А.О. Татур, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова, В.А. Шухарадина, Л.Г. Шмелев и др.), отмечают широкие возможности тестирования в совершенствовании образовательного процесса, расширении возможностей выбора форм аттестации, а также в развитии теории и практики самого тестирования.
Несмотря на широкий спектр работ по проблемам тестирования и мониторинга, можно отметить, что в отечественной педагогической ква-лиметрии слабо представлены вопросы взаимосвязи образовательного процесса, тестирования и мониторинга, не разработаны принципы использования тестирования в учебном процессе для обучения и оценивания личностных параметров обучающихся. В подходах к решению ряда
6В
теоретических вопросов по образовательному мониторингу отсутствует системность, определение и классификация видов квалиметрического мониторинга, существующие классификационные схемы не в полной мере отвечают современным требованиям и возможностям. Все эти проблемы требуют системного исследования. В первую очередь они заставляют обращаться к вопросам более широкого применения тестирования на различных стадиях обучения. Не менее важными являются вопросы развития методов многофакторного анализа сопоставимой образовательной информации в масштабах общероссийской системы образования и отдельных ее подсистем.
Сложность исследования определяется его междисциплинарным характером, обусловленным необходимостью использования различных педагогических теорий и парадигм, неоднозначным отношением к тестовому контролю ученых и практиков, современным состоянием теории и практики тестирования, мониторинга и управления качеством в образовании.
Вместе с тем в условиях информатизации общества и образования все более важными и необходимыми становятся получение объективной информации об уровне учебных достижений обучающихся, оперативный педагогический анализ образовательной статистики, оценка качества педагогического процесса и образовательной системы. Действительно, сегодня тестирование становится органической частью образования, важнейшим условием установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно-ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения. Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем.
Что касается существующей практики, то пока отдельные педагогические инновации по организации индивидуализированного и развивающего обучения больше опираются на интуицию и опыт педагога на фоне резкого возрастания количества его труда и психологических нагрузок, а не на современные эффективные методы выявления уровня учебных достижений и структуры усвоения содержания в различных предметных областях. Практически не используются в образовательной практике и управлении качеством образования поистине неограниченные возможности современных информационных методов получения, обработки и предъявления результатов массового тестирования, их содержательного анализа в целях оперативного и адекватного воздействия на все субъекты образования.
Основными условиями, обеспечивающими эффективность тестовой технологии, выступают: стандартизация базового содержания образования и требований к уровням его усвоения; содержательная подготовка и адаптация школьников к новым формам и методам итоговой аттестации; выработка навыков предъявления ответов на различные формы тестовых заданий. Реализация ее базируется на принципах оптимальности сочетания традиционного и тестового контроля;
независимости контрольно-оценочных процедур от педагога; системности обучающего тестирования (входного, тематического, рубежного, репетиционного и др.); использовании его на всех стадиях обучения, начиная с ранних; развитии субъектной позиции школьников и свободного самоопределения относительно форм и методов итоговой аттестации; стимулировании личностной самоидентификации в равных для всех испытуемых условиях; создании ценностно-мотивационного отношения к обучению в процессе тестирования.
Алгоритм подготовки школьников к независимой аттестации предусматривает: обеспечение педагогической поддержки при подготовке к тестовому контролю; введение элементов тестирования в содержание образования на различных стадиях обучения; освоение технологии подготовки ответов на тестовые задания разных форм (с выбором ответа, со свободным ответом, с конструированием развернутого ответа и др.)? упражнения по рациональному использованию времени работы с тестом; выработку навыков заполнения стандартизированных бланков ответов, личностно-значимого отношения к тестированию, стремления к достижению максимального результата. Важными составляющими этой технологии являются: овладение педагогами необходимыми квалиметри-ческими навыками оценки уровней учебных достижений обучающихся; обеспечение гласности результатов тестирования; всесторонний анализ достижений и упущений образовательного процесса методическими объединениями образовательных учреждений. Анализ достоверной и сопоставимой образовательной информации создает реальные возможности для совершенствования, разработки и использования наиболее эффективных образовательных программ и технологий обучения. При таком подходе тестирование выступает одним из современных, объективных, оперативных, развивающих, психосберегающих и ресурсосберегающих средств обучения и экспертной оценки содержательных компонентов образования.
Научные основы организации такого мониторинга базируются на интеграции теоретических идей и технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения, теории массового тестирования, теории ШТ, положениях мониторинга и управления качеством образования. Принципиальное отличие многоуровневого квалиметрического мониторинга заключается в использовании таких контрольно-оценочных процедур, которые ориентированы не на субъективные механизмы локального контроля, а на технологии массового тестирования, дистанцированного от учителя и удовлетворяющего требованиям объективности, сопоставимости и репрезентативности оценок. В этой совокупности оценок выделяется основная структура - качество учебных достижений обучающихся.
Многоуровневый характер квалиметрического мониторинга позволяет на единой информационной основе образовательной статистики результатов тестирования анализировать и сравнивать между собой характеристики систем и субъектов образования по различным уровням обобщения данных контроля (индивидуальный, образовательных единиц и образовательных учреждений, территориальный, региональный и федеральный).
Основными принципами организации мониторинга являются: системность, автономность, согласованность, технологичность, информативность, сопоставимость, интегрируемость и дифференцируемость информации, объективность и др.
В качестве основных элементов многоуровневого квалиметричес-кого мониторинга качества образования выделяются следующие:
- установление образовательных стандартов и операционализация средств и методов контроля: определение требований стандартов в индикаторах (измеряемых величинах) и установление критериев, по которым можно судить о приближении подготовленности испытуемых к уровням учебных достижений, задаваемым образовательными стандартами;
- разработка стандартизированных контрольных измерительных материалов, техники и технологии тестирования и проверки результатов;
- выбор методов шкалирования и оценивания уровней учебных достижений обучающихся;
- сбор метрических данных о качестве учебных достижений по различным выборкам испытуемых с использованием информационных технологий и программно-инструментальных средств;
- систематизация и анализ результатов, проведение мониторинговых исследований, оценивание достигнутых результатов относительно требований стандартов;
- интерпретация результатов анализа и выработка рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса.
Эффективность методик обеспечивается алгоритмами многофакторного педагогического анализа статистических результатов тестового контроля; способами корректной интерпретации результатов массового тестирования, единого государственного экзамена, различных видов компьютерного, внешнего обучающего и локального школьного тестирования, аттестации общеобразовательных учреждений. Суть алгоритма заключается в сравнении результатов исследуемой выборки со среднестатистическими нормами или другими объектами оценивания в однотипном ряду, а также по вертикали с различной степенью обобщения данных. Такой анализ позволяет выявить и обосновать влияние на качество учебных достижений различных, в том числе и личностных факторов. В частности, обнаружены прямая зависимость среднего тестового балла от отношения к обучению как творческой деятельности, устойчивое (в динамике за четыре года) влияние территориального фактора на результаты обучения. Методы многофакторного анализа результатов тестирования являются средством объективной экспертизы содержательных компонентов качества образования и личностного развития: знаний, умений, навыков, творческого опыта учебной деятельности, ценностно-смыслового отношения к обучению, ключевых компетенций и др.
Сейчас в общем образовании наблюдается интенсивное накопление признаков, обусловливающих переход в качественно новое состояние: пересмотр и стандартизация содержания образования; широкое внедрение в образовательную практику информационных технологий обучения и контроля; развитие федеральной системы массового тестирования и др.
Основные инновации в системах обучения и оценки связаны с развитием логического мышления обучающихся, решением задач различного содержания, ориентацией на самоконтроль и самоподготовку, чему в значительной степени способствует использование тестирования в образовательной практике.
Сегодня простое утверждение образовательного учреждения о соответствии качества обучения требованиям образовательного стандарта общественностью (потребителями) не воспринимается как гарантия получения качественного образования, и в то же время требования высокого качества образования со стороны потребителей неуклонно перемещаются с заключительной стадии обучения на все более ранние. Логика развития общества в современных условиях такова, что сегодня качество образования - это фактически обязательное условие выживания отдельного человека и человечества в целом. Проблемы качественной подготовки молодежи к производительной деятельности выходят на одно из важнейших мест в развитии страны. В первую очередь это связано с появлением конкуренции на рынке труда. Для подтверждения способности образовательного учреждения к устойчивому росту качества обучения становятся необходимыми современные контрольно-оценочные процедуры, основанные на педагогических измерениях учебных достижений и обеспечивающие достоверность, надежность и валидность образовательной информации.
Выделяют несколько основных подходов к проблеме качества образования, имеющих место в отечественной литературе. При одном из них оно рассматривается как соответствие требованиям образовательных стандартов (М.М. Поташник, 2000). При втором - как соответствие запросам потребителей (В.А. Качалов, 2000; В.Д. Шадриков, 2001). В третьем с позиции потребителей выделяется социальный аспект, качество образования определяется как соответствие образовательных услуг ожиданиям общества в концепции формирования компетенций будущих специалистов (М.В. Рыжиков, 1999). Немаловажное значение приобретают разделение понятий качества получаемого и качества предоставляемого образования, обоснование целостного представления о качестве образования во всем его многообразии. Вместе с тем существенно значимым по-прежнему остается качество усвоения знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений на каждой стадии обучения, т. е. когнитивно-практический компонент образования. В большинстве случаев по данному компоненту появляется возможность оценивать качество образования и по многим другим показателям. Согласно закону взаимосвязи категорий качества и количества, качество образования должно быть выражено количественно. Количественной мерой качества образования по когнитивной составляющей является уровень учебных достижении обучающихся в той или иной предметной области, а одним из методов, позволяющих получать такую информацию, является тестовый контроль.
Современный тестовый контроль рассматривается как система контрольных измерительных материалов, процедур тестирования,
технологий проверки и оценивания результатов учебной деятельности субъектов образовательного процесса в качестве учебных достижений. При целенаправленном подборе заданий, соответствующих по своим характеристикам зоне ближайшего развития обучаемого, творческое развитие обучающихся становится доминирующим, самоценным, способствуя активизации обучающей, развивающей и мотивационной функций контроля. Кроме того, внешнее стандартизированное тестирование позволяет реализовать ряд важнейших функций: диагностическую, контролирующую, организационную, демократизирующую, социальноэкономическую, гуманистическую, информационную и управленческую.
В связи с разработкой и внедрением в образовательную практику новых форм контроля, накопления, систематизации и представления статистических результатов массового тестирования требуется оперативное обобщение, анализ и использование результатов в целях совершенствования образовательного процесса на всех стадиях обучения для повышения качества образовательного процесса и подготовленности обучающихся. Количественной мерой подготовленности является уровень учебных достижений как измеряемый параметр, который отождествляют с некоторым показателем, получаемым при педагогических измерениях путем шкалирования (того или иного преобразования количества правильно выполненных обучающимся заданий теста). Степень совпадения или расхождения оценок и самооценок отражает многие стороны образовательного процесса, позволяет учитывать темп, напряженность, индивидуальное своеобразие (стиль) учебной работы, степень прилежания и усилий, которые прилагает обучаемый, чтобы прийти к определенным достижениям, а также условия подготовки и квалификацию педагога.
По своим фундаментальным основаниям современные технологии оценки уровня учебных достижений обучающихся, а также основанного на результатах тестового контроля мониторинга позволяют более четко прогнозировать развитие обучаемых и образовательных систем, создавать и корректировать обучающие и контролирующие программы и технологии, совершенствовать методы управления качеством образования.
Тестовый контроль изменяет способы взаимодействия учителя и обучающегося, самоподготовки и самоорганизации; исключает большое число факторов, вызывающих конфликты среди различных субъектов образовательного процесса. Достигнутый уровень учебных достижений определяет степень развития обучающегося как интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов и составляющих учебного процесса, в сложной форме суммированы качества учебной деятельности всех его субъектов и качества самой образовательной системы, а также многие другие факторы, которые можно разделить на внешние и внутренние. Некоторые из факторов, в той или иной степени обусловливающие влияние на оценку уровня учебных достижений испытуемого, обозначены на рис. 1.
Стандартизированное тестирование в современной теории и практике образования считается самой диагностичной, независимой, точной, легко воспроизводимой и алгоритмизируемой технологией измерения уровня учебных достижений обучающихся, определения его соответствия
Рис.1. Основные факторы, определяющие результат тестирования
требованиям образовательных стандартов. Как показывает опыт, стандартизированные педагогические измерения повышают мотивацию обучения и достижения более высоких результатов. При такой форме контроля исключаются причины для возникновения конфликтных ситуаций при оценивании знаний, характерные для традиционных опросов и экзаменов; снимается целый ряд проблем во взаимоотношениях учитель - ученик; учитель — родитель; учитель - администратор и др. Предварительная объективная информация об уровне учебных достижений учащихся по результатам стандартизированных процедур позволяет родителям определяться с необходимостью и возможностью своевременной дополнительной подготовки детей в зависимости от перспективных планов относительно их будущего.
Внедрением технологий массового тестирования в образовании решается проблема формирования новых информационных средств управления образованием на его различных иерархических уровнях. Ожидаемое в ближайшее время введение ЕГЭ как одной из форм аттестации обучающихся является только одним из звеньев в цепи предстоящих преобразований, обеспечивающих надежность оценок итогового контроля по любым массивам тестируемых и категориям образовательных учреждений, одинаковость требований на входе-выходе по уровням обучения, повышение доступности образования и мониторинг образовательного процесса.
Анализ состояния теории и практики массового тестирования в стране и за рубежом позволил показать, что в последние годы использование методов IRT открыло принципиально новые возможности в сфере оценки качества учебных достижений обучающихся. Постоянный интерес исследователей к повышению точности педагогических измерений в образовании обусловил появление новых теорий, развитие техники и технологий, позволяющих приводить уровень трудности заданий в соответствие с уровнем подготовленности испытуемых.
Среди наиболее значимых работ начала XX в. в области отечественной тестологии особо выделены научные труды по развитию классической теории создания и использования тестов П.П. Блонского, М.С. Бернштейна, Е.В. Залкинда, М.И. Зарецкого, А.А. Смирнова, А.А. Толчинского, И.К. Удовиченко и др. В 40-е годы можно отметить теорию дифференцированного контроля в зависимости от уровней развития учащихся JI.C. Выготского. В 60-х годах следует выделить практику программированного контроля, по существу, явившуюся предвестником автоматизированного контроля и форм современного тестирования. Появление ряда работ по проблемам личностно-ориентированного, развивающего и индивидуального обучения также способствовало использованию и развитию теории тестового контроля.
С конца 80-х и начала 90-х годов за рубежом тестирование получило особенно широкое признание в сфере образовательной практики. Этому способствовали теоретические и прикладные исследования таких ученых, как A. Bimbaum, С. Bunderson, D. Inouye, R. Hambleton, J. Keeves, G. Kingsbury, F. Lord, J. Olsen, G. Rasch, H. Wainer, D. Weiss и др. В конце XX в. и в нашей стране на основе использования теории конструирования тестов IRT произошло накопление теоретического и научно-практического опыта в области педагогических измерений. Особое значение в развитии и распространении массового тестирования в стране принадлежит Центру тестирования Минобразования РФ, Центру оценки качества образования Института общего среднего образования РАО, Исследовательскому центру проблем качества подготовки специалистов, Центру тестирования МГУ, Научно-информационному центру государственной аккредитации и Лаборатории аттестационных технологий при МИПКРО, другим коллективам.
В результате постепенно произошло смещение интересов исследователей в сторону развития практики применения современной теории IRT как метода конструирования тестов на основе математических моделей, появились публикации, затрагивающие вопросы использования адаптивного тестирования. Первые попытки внедрения его в практику образования были сделаны в проекте «Телетестинг» Центра тестирования МГУ и в опыте компьютерного централизованного абитуриентского тестирования. Внедрение новых контрольно-оценочных материалов и технологий независимого массового тестирования обусловило активизацию идеи введения в практику образования дифференциации и индивидуализации обучения, поставило вопросы специальной подготовки учителей и учащихся по теории, технике и технологиям тестового контроля.
Определение и учет реально достигнутого уровня учебных достижений обучающихся создает оптимальные условия для дальнейшего обучения, предоставляет педагогам возможности варьировать и отбирать учебный материал с учетом актуального развития и зоны ближайшего развития каждого обучаемого, оценивать качество собственной деятельности относительно среднестатистических показателей качества других образовательных систем.
В рамках данного исследования в технологической последовательности структурированы и уточнены принципы разработки, конструирования и параметризации теста как контрольного измерительного инструмента, показаны этапы совершенствования теста с использованием набора калиброванных заданий с известными параметрами трудности на логистической шкале. Особое место уделено оценке качества самих контрольных, измерительных материалов в соответствии с требованиями современной теории педагогических измерений.
Массовое тестирование обеспечивает экспресс-диагностику качества образования; вертикальный и горизонтальный срез его содержательных компонентов по базовым учебным дисциплинам; пролонгированную экспертизу качества образования и его динамику на протяжении ряда лет; выравнивание уровня подготовленности обучающихся в различных образовательных учреждениях городской и сельской местности.
Применительно к проблематике исследования на типологической классификационной основе проведена систематизация понятийного аппарата тестирования и образовательного мониторинга. Одна его часть уточняет понятия научной теории тестового контроля и построена в логической последовательности этапов от планирования и конструирования теста как измерительного средства в педагогике до получения статистического отчета и итогов массового тестирования, а другая включает классификацию типов, обоснование функций, принципов, процессов и явлений мониторинговых исследований.
В качестве основной исследовательской задачи выступает разработка концепции и теоретических положений многоуровневого квалиметри-ческого мониторинга как современного средства управления качеством образования.
Система многоуровневого квалиметрического мониторинга как совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для его осуществления, является инструментом для накопления данных и их анализа и обобщения в целях совершенствования и достижения определенного уровня в образовании, повышения качества подготовки учащихся и качества общеобразовательных систем. В работе расширены представления об образовательном мониторинге, обоснованы классификационные признаки нескольких видов многоуровневого квалиметрического мониторинга: динамического, дидактического, содержательного, сравнительного, личностно-ориентированного и др.
Уровни обобщения результатов массового тестирования и возможные виды сравнений статистических и индивидуальных оценок показаны на рис. 2.
Рис.2. Уровни обобщения результатов массового тестирования
Особое внимание уделено систематизации и характеристике существующих в настоящее время организационных форм массового независимого тестирования как основы для организации многоуровневого квалиметри-ческого мониторинга: централизованного (бланочного и компьютерного), единого государственного экзамена, различных видов обучающего тестирования. Реализация системного многоуровневого квалиметрического мониторинга может ускорить внедрение многих инновационных подходов для выравнивания качества подготовки учащихся в городских и сельских школах, требований вступительных испытаний и итоговой аттестации в школе, социальной гарантии получения качественного образования и решения других задач, определенных в «Плане действий правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы».
Информационные технологии обеспечивают возможность детального содержательного анализа по любой дисциплине и выборке учащихся. По значениям средних тестовых баллов совокупности предметов можно определять рейтинг различных субъектов образовательного процесса,
проводить диагностику по территориям и типам образовательных учреждений, определять структуру усвоенных знаний и затруднений, сопоставлять их с существующей на данный момент нормой как критерием требований образовательных стандартов. Результаты таких измерений сопоставимы по любым выборкам учащихся и учебным дисциплинам.
Реализация системы многоуровневого квалиметрического мониторинга в условиях развития системы тестирования в стране регламентируется совокупностью принципов, необходимых для развития системы управления качеством образования. К числу таковых относятся: автономность, системность, информативность, технологичность, моделируемость, целенаправленность, объективность и неопределенность, согласованность, развитие, интегративность и дифференцируемость, коммуникативность, действие, управляемость и непротиворечивость. Эти принципы должны обеспечивать ряд функций в управлении: обратной связи, оперативности, результативности, валидности, индивидуализации самоуправления и др. В соответствии с этим классифицированы различные виды квалиметрического мониторинга: информационный, базовый, проблемный, управленческий, дидактический, социально-психологический, обоснована необходимость развития квалиметрических подходов к управлению качеством образования на основе теории педагогических измерений. Только использование научно обоснованных методов и технологий обучения и контроля может обеспечить надежную обратную связь и достижение требуемого качества в образовании.
Разработан ряд методических положений по использованию тестирования как обучающей технологии. Особое внимание в этой части уделено характеристике существующих в настоящее время организационных форм массового, независимого тестирования: целенаправленного бланочного и компьютерного, телетестинга как компьютерной олимпиады, единого государственного экзамена, различных видов обучающего тестирования. Практика проведения массового независимого тестирования убеждает в том, что учреждения, которые в своей образовательной деятельности активно используют материалы и технологии независимого массового тестирования, обеспечивают больший успех прохождения независимой аттестации для учащихся, а соответственно и большие возможности для получения профессионального образования.
Это определяется несколькими факторами. Тестовый контроль позволяет оценить эффективность обучения в конкретном образовательном учреждении в соответствии с требованиями, установленными стандартами; проверить эффективность традиционных и экспериментальных методов обучения, учебников, спецкурсов и др. Технологичность современного тестового контроля с автоматизированной обработкой результатов дает возможность с минимальными затратами получать детальный и всесторонний анализ уровня и структуры знаний по любым выборкам тестируемых, объективно их оценивать и быстро информировать субъектов образовательного процесса о результатах тестирования. При этом педагогический анализ результатов такого контроля дает как ученику, так и учителю интегральную
и локальную информацию не только об усвоении учебного материала по контролируемому содержанию данного предмета, но и о тех затруднениях, которые проявились в процессе работы всего класса и отдельных учеников, позволяет оперативно обнаружить трудности, связанные с процессом обучения, В новых условиях происходит пересмотр процедуры контроля: учителя получают возможность проверить свои квалиметри-ческие подходы к оцениванию знаний и выработать более объективные критерии оценки собственной деятельности и знаний учащихся. Это позволяет корректировать работу учителя и выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика. Разработана организационнофункциональная схема независимого тестирования и аттестации, показывающая взаимосвязи различных субъектов тестового контроля.
Кроме того, при наличии разных образовательных программ стандартизированные КИМы дают возможность каждому образовательному учреждению увидеть инвариантную составляющую образовательных стандартов, оценить уровень требований к их освоению и соответственно учитывать все это при составлении собственных рабочих образовательных программ. Расширение практики независимой оценки качества подготовки школьников, автоматизация проверки результатов, использование современных методов шкалирования и оценивания, использование мониторинговых подходов и графических методов визуализации данных контроля позволяют значительно облегчить труд учителя, высвободить его рабочее время и создать условия для усиления личностно-ориентированной направленности образовательного процесса.
Повышение эффективности использования результатов тестирования требует разработки и применения методов многомерного н многофакторного педагогического анализа статистических данных такого контроля. Реализация теоретических разработок осуществлялась путем создания специальной технологии (методик, алгоритмов, способов и приемов) многофакторного и многоуровневого анализа статистических данных образовательной статистики, массового тестирования и единого государственного экзамена по различным предметным областям.
Проблема качества в современных условиях занимает центральное место во всем комплексе вопросов развития общества и образования. В связи с этим растет потребность в вопросах его обеспечения, разработки наиболее объективных, адекватных, массовых, ресурсосберегающих средств и технологий диагностики и экспертизы, прогнозирования состояния, направлений совершенствования и развития. Возросшие масштабы массового тестирования во всем мире, в том числе и в нашей стране, актуализируют теоретико-методологические и технологические исследования проблем достижения требуемого качества в образовании и изменения форм и методов управления им на фоне спорности существующих подходов к вопросам качества в образовании и наличия спектра противоречивых мнений и теорий по его обеспечению.
Трудности, связанные с противоречием между требованиями объективности и оперативности получения информации о качестве образования и неспособностью традиционного контроля предоставить такую инфор-
мацию определили постановку задачи исследования, его специфику и новизну. Для преодоления этого противоречия потребовался комплексный подход к рассмотрению проблемы изменения контрольно-оценочного процесса и системы управления качеством образования. Пришлось находить точки соприкосновения отдельных зарубежных методик разработки и параметризации тестов с отечественными теориями личностно-ориентированного и развивающего образования; психолого-педагогическими концепциями индивидуализации обучения и контроля; технологиями современного массового тестирования, теорией и практикой мониторинга. В логической последовательности в исследовании представлены и взаимоувязаны: социокультурное понимание и современное значение категории качества в образовании, важность педагогических измерений и объективизации оценок на пути достижения планируемого качества; теория ГОТ-конструирования и параметризации тестов и практика тестового контроля с использованием педагогических измерителей. Особенно важным в создавшихся условиях явилось теоретическое обоснование тестового контроля как аспекта обучения и развития обучающихся; значения учебных достижений в становлении личности; оптимального сочетания традиционного и тестового контроля в обучении и контроле; использования форм, методов и технологий массового тестирования при подготовке выпускников к независимой аттестации. Исследование комплекса этих вопросов в условиях информатизации общества обусловило возможность разработки концепции и теоретического обоснования многоуровневого квалиметрического мониторинга как современного средства управления качеством образования.
Концептуально такой вид мониторинга базируется на независимости контрольно-оценочных процедур от образовательного учреждения, квалиметрических подходах к оцениванию учебных достижений обучающихся, введении статистических норм для определения качества подготовленности обучающихся и через анализ статистических результатов тестового контроля приводит к оценке качества образовательного процесса и образовательных систем. Перспективность подобного подхода обусловлена развитием федеральной системы тестирования, которая все более проникает не только в общеобразовательную, но и в профессиональную школу. В будущем система такого мониторинга будет затрагивать все уровни образования, обеспечивая независимую аттестацию всех его субъектов на основе сопоставимости образовательной информации. Введение мониторинга в систему управления качеством образования будет способствовать накоплению положительных изменений в образовании, а использование тестирования в образовательной практике обеспечит более качественный отбор абитуриентов в вузы и ссузы.
Показано, что системное использование материалов и технологий независимого тестирования наряду с традиционными методами контроля способствует повышению подготовленности школьников, предоставляет образовательным учреждениям объективную образовательную информацию, позволяющую выявлять успехи и трудности в усвоении содержания учебных дисциплин, обусловливая квалиметрический подход к оце-
ниванию и анализу результатов обучения. Информационные технологии тестирования обеспечивают оперативность контроля, возможности индивидуализации программ и методов в образовательной практике. Таким образом, тестирование все более становится технологией обучения, дополняя и совершенствуя уже существующие традиционные методы.
В делом следует вывод о том, что использование методов многофакторного анализа результатов тестирования может служить объективизированным средством экспертизы содержательных компонентов качества образования. Дополнительные процедуры социально-психологических измерений становятся средством определения корреляции личностных качеств обучающихся с качеством их подготовленности по определенным показателям, что очень важно для индивидуализации обучения и развития. В настоящее время состояние теории, техники и технологии массового тестирования, растущие объемы его применения в образовательной практике обеспечивают реальные возможности организации и функционирования квал и метрического многоуровневого мониторинга качества образования.
Перспективы развития такого мониторинга могут проявиться в следующем:
- усилении прогностических функций обеспечения заданного качества образования и образовательной ситуации в отдельном классе, образовательном учреждении, регионе, стране в целом;
- использовании информационных технологий для получения и накопления образовательной статистики, ее анализа, экспертизы качества образовательных систем, обосновании как оперативных, так и стратегических решений в системе образования;
- реализации в качестве средства стандартизации содержания образования и его обновления;
- применении для анализа результативности образовательных программ и технологий обучения;
- определении потенциала образовательных систем, их возможностей в достижении социально значимых результатов, принятии решений об аттестации и статусе образовательного учреждения;
- выявлении образовательных учреждений, требующих повышенного внимания и принятия оперативных управленческих решений;
- практике проведения вузами отбора абитуриентов по результатам независимого тестирования и др.