Ларионова Юлия Сергеевна, Широколобова Анастасия Георгиевна
ТЕСТИРОВАНИЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
В статье рассматриваются вопросы контроля сформированности компетенций студентов неязыкового вуза в иностранном языке в электронной образовательной среде на примере электронного курса для направления подготовки "Менеджмент". Рассмотрены задачи и особенности входного, промежуточного и итогового тестирования. Представлены типы тестов и критерии оценивания результатов их выполнения. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/5-3/54.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 3. C. 189-194. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/5-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
INTERNET RESOURCES IN THE METHODOLOGY OF TEACHING ENGLISH AT JURIDICAL HIGHER SCHOOL
Kudryashova Anna Nikolaevna, Ph. D. in Pedagogy Southern Federal University, Rostov-on-Don fairagness@mail. ru
Chukhno Aleksei Alekseevich, Ph. D. in Philology Don State Technical University, Rostov-on-Don alexa-ch @list. ru
The authors discuss the possibility of using information and communication technologies, in particular, Internet resources for educational purposes in different aspects. From the didactic viewpoint the paper analyzes the advantages of using multi-media educational sites within the foreign language curriculum for non-linguistic higher school which involve the availability and relevance of authentic materials and the extended possibilities for inter-cultural communication.
Key words and phrases: Internet resources; interactive forms of teaching; multi-media files; virtual educational environments; information and communication technologies.
УДК 005.935.33
В статье рассматриваются вопросы контроля сформированности компетенций студентов неязыкового вуза в иностранном языке в электронной образовательной среде на примере электронного курса для направления подготовки «Менеджмент». Рассмотрены задачи и особенности входного, промежуточного и итогового тестирования. Представлены типы тестов и критерии оценивания результатов их выполнения.
Ключевые слова и фразы: контроль; иностранный язык в неязыковом вузе; электронное тестирование; электронная образовательная среда; критерии оценивания; самостоятельная работа; компетенция.
Ларионова Юлия Сергеевна
Широколобова Анастасия Георгиевна, к. филол. н.
Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово julialari@rambler.ru; nastja_shirokolo@rambler.ru
ТЕСТИРОВАНИЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Не первый год в системе профессионального образования в России осуществляется модернизация процесса обучения в целях повышения качества подготовки будущих специалистов. Во многих высших учебных заведениях разработаны и утверждены положения о внедрении электронного образования в учебный процесс, и Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева (далее - КузГТУ) не стал исключением. В целях достижения высоких результатов обучения в условиях сокращения объема аудиторной работы в КузГТУ в учебный процесс активно внедряется электронная образовательная среда (далее - ЭОС) Moodle. Как показывает практика, ЭОС имеет широкие возможности применения, позволяет задействовать в учебном процессе различные обучающие технологии и модернизировать методы и приемы обучения студентов. Одной из возможностей ЭОС является проверка и контроль усвоения полученных знаний. На сегодняшний день самой популярной формой контроля является компьютерное, или электронное, тестирование.
Целью настоящей статьи является попытка рассмотреть особенности применения электронного тестирования (далее - ЭТ) в обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки в системе Moodle.
На всех этапах обучения необходимо осуществлять контроль усвоения знаний, умений и навыков, оценивать уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Так, ЭТ существенно помогает оптимизировать процесс обучения иностранному языку, ускоряя проверку сформированности компетенций, тем самым позволяя выделить больше аудиторного времени на другие виды работы [3].
Подчеркнем, что к оценочным средствам предъявляются требования, среди которых следует отметить объективность, надежность, валидность, своевременность и эффективность [2]. Электронные тесты, на наш взгляд, отвечают данным требованиям. Кроме того, систематическое применение таких тестов дает возможность преподавателю своевременно выявить «проблемные зоны» в формировании знаний, умений и навыков студентов и наметить пути их устранения.
ЭТ значительно отличается от традиционного и имеет ряд преимуществ, а именно:
- задействует визуальную форму подачи материала;
- дает возможность мгновенной автоматической проверки и оценки (при использовании заданий с закрытым ответом);
- экономит аудиторное время, позволяя протестировать группу обучающихся;
- позволяет экономить расходные средства;
- дает возможность использовать большой объем материала, тем самым актуализирует пройденную тему;
- не требует дополнительного программного обеспечения [1].
На сегодняшний день преподаватели иностранного языка имеют неограниченный доступ к огромному количеству ресурсов, содержащих электронные тесты, размещенные на специализированных сайтах. Эти ресурсы могут быть успешно использованы в учебном процессе для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля. При этом, используя платформу Moodle для организации ЭТ, преподаватель получает возможность работать с действительно мощным инструментарием для создания авторских тестов.
Отметим, что эффективность использования тестов как средств контроля сформированности компетенций в обучении иностранному языку обусловлена методически грамотной встроенностью теста в электронный курс и его соответствием задачам дисциплины. В КузГТУ применяется три вида тестирования: входное, промежуточное и итоговое.
Входное тестирование проводится, как правило, в начале семестра на первом занятии и рассчитано на 20-30 минут. Цель входного тестирования - оценить уровень имеющихся знаний, умений и навыков студентов по иностранному языку в целях дальнейшего планирования учебного процесса для студентов с разными уровнями владения им. Особенностью данного тестирования является применение дифференцированного подхода. На Рисунке 1 представлен пример входного тестирования для студентов направления подготовки «Менеджмент». Тест охватывает различные грамматические темы, изучение которых осуществляется в рамках школьной программы, и предусматривает такое лексическое наполнение, которое позволяет студентам первого курса сконцентрироваться на грамматических заданиях, не испытывая затруднений при восприятии иноязычного вокабуляра. Результаты тестирования оцениваются по следующей шкале:
- 0-2 ошибки - «отлично»;
- 3-5 ошибок - «хорошо»;
- 6-8 ошибок - «удовлетворительно».
Представленный тест может выполняться самостоятельно в ЭОС. В тесте используются вопросы двух типов: множественный выбор и открытый вопрос, т.к. эти виды вопросов, на наш взгляд, наиболее благоприятно воспринимаются студентами на начальном этапе обучения.
Следующим видом тестирования является промежуточное тестирование в ЭОС, которое осуществляется каждый месяц. Промежуточный контроль включает в себя два вида тестов - корректирующие и оценочные. Целью корректирующего теста (см. Рис. 2) является не столько контроль сформированности компетенций студентов в иностранном языке, сколько обучение, т.к. такой вид тестирования позволяет выявить пробелы в знаниях студента по текущей теме.
Особенностью корректирующих тестов является то, что они позволяют студентам осуществлять самоконтроль успеваемости по дисциплине. Студенты выполняют подобные тесты самостоятельно в ЭОС, чтобы выявить свои недочеты. Если пробелы существуют, то студенты имеют возможность их устранить, выполнив серию заданий модуля в качестве тренировочных перед оценочным тестированием.
Подчеркнем, что корректирующие тесты выполняются на специализированных сайтах для изучения иностранного языка, ссылки на которые преподаватель размещает в модуле курса. Преимуществом корректирующего тестирования является быстрота выполнения теста и его объективность. Тесты позволяют избежать субъективизма в оценивании, т.к. студента оценивает не преподаватель, а ЭОС. Студент может использовать неограниченное количество попыток при отработке той или иной грамматической или лексической темы. В помощь студенту в каждом модуле курса размещена серия заданий корректирующего характера. Это задания в формате pdf и режиме онлайн (см. Рис. 3).
Благодаря оценочному тестированию осуществляется контроль сформированности компетенций по изученной теме, как правило, за месяц (см. Рис. 4). Оценочный тест выполняется студентом в компьютерном классе в ЭОС в присутствии преподавателя. Студенту предоставляется только одна попытка для выполнения данного теста. Тест состоит из 20 заданий таких типов, как «верно/неверно», множественный выбор, соответствие и др. Особенность данного теста заключается в том, что он создан на основе междисциплинарного подхода, что предусматривает лексическое наполнение заданий в соответствии с направлением подготовки студентов.
По результатам выполнения такого теста студент получает определенное количество баллов, которое влияет на аттестацию за месяц. Максимальное количество баллов за тест - 10, что соответствует следующим критериям:
1) своевременность выполнения задания, т.е. выполнение задания в установленный срок (макс. 10 баллов);
2) объем и качество выполнения задания (соответствие требованиям) (макс. 10 баллов);
3) активность работы в ЭОС (систематическая работа в ЭОС) (макс. 10 баллов);
4) тестирование по модулю (макс. 10 баллов);
5) выполнение задания из дополнительного модуля (макс. 10 баллов).
Пороговый балл (минимальное необходимое количество баллов) для получения оценки «зачтено» - 40. Если студент желает улучшить свою оценку, он должен выполнить задания из дополнительного модуля.
В конце семестра проводится итоговое тестирование. Оно осуществляется в ЭОС и может быть продублировано в аудитории заданиями аналогичного характера, чтобы удостовериться, что студент способен выполнить тест самостоятельно, без помощи «соседа». Целью данного вида тестирования является оценивание уровня сформированное™ компетенций в иностранном языке за семестр. Итоговый тест состоит из 20 заданий и включает в себя такие типы, как «верно/неверно», множественный выбор, соответствие и «тащи и бросай».
Итоговый тест охватывает четыре темы, пройденные за семестр. Например, для направления подготовки «Менеджмент» итоговый тест включает грамматические задания по таким темам, как структура предложения, глаголы to be, to have, оборот there + to be, степени сравнения прилагательных, числительные, модальные глаголы, времена группы Indefinite, времена группы Continuous, времена группы Perfect, пассивный залог. При этом используется лексическое наполнение по таким темам, как «КузГТУ: структура вуза, институты, история развития университета», «Высшее образование в России и в странах изучаемого языка: сравнительный анализ», «Предмет изучения экономики», «Экономическая среда», «Экономические системы».
Итоговое тестирование осуществляется на основе междисциплинарного подхода, что предполагает изучение профессионального иностранного языка и контроль сформированности соответствующих компетенций.
Итоговый тест составлен таким образом, чтобы студенты могли продемонстрировать знания экономической терминологии, основных тенденций в развитии экономики и знание грамматики иностранного языка (см. Рис. 5).
Grammar, Vocabulary, and Pronunciation
A
GRAMMAR
] Complete the sentences. Use contractions where possible.
Example: We V from ] taiy.
1 _he a student?
2 We_English. Were Scottish,
3 'Is he in Class J?' 'No, he_.'
4 'IsMarta Spanish?1 'Yes,_is.'
5 This_Chinese food. It's Japanese.
6 'Where_you from?1 'I'm fiom Poland,'
7 'Are they teachers?' 'No, they_1
S 'I_Russian. I'm from Moscow.'
Ш
2 Complete the sentences with the correct word.
Example: 1 'm American. family Ls from New York. My Your Their
1 They're students._names are lames
and Marta.
His Her Their
2 Carlo is Italian, but_mother is British.
his her she
3 It's a school._name is The English School.
His Her Its
4 We are students._
Their Our Your
5 This is our director. _ His Her He
6 Sally, please open_
you your you're
teacher is American.
name is Mart,
book.
Underline the correct word. Example: It's a / an identity card.
1 They're watches ) watchs.
2 What's this / these? It's an umbrella.
3 Open a .' the door.
4 Those i Thai students aie French.
5 The students are from different countrys i countries.
6 This is a / ail international school. ,
I El
VOCABULARY
4 Complete the lists with the correct word,
Eiam pie: two, four, six, ctifirj
nine eight ten
1 Monday, Tuesday, Wednesday,_
Saturday Thursday Friday
2 thirty-seven, thirty-eight, thirty-nine,_
forty sixty fi fty
3 sixty, seventy, eighty,_
one hundred one thousand ninety
4 Saturday, Sunday, Monday,_
Wednesday Friday Tuesday
5 fi fteen, tiven ty, twenty- five,_
thirty thirty-five thirteen
6 seven, eight, nine,_
eleven ten twelve
5 Complete the chart.
Example: Japan lafnticsc
1 the United States
2 Germany
3 _
4 France
5 _
6 _
Italian
Chinese Brazilian
I Grammar total |
Рис. 1. Пример входного теста
Рис. 2. Пример корректирующего теста
Рис. 3. Пример корректирующих заданий
!ЩЭОКуз11У Русский (ru)-НАВИГАЦИЯ ПО ТЕСТУ
И000ШШ0
Закончить попытку... Начать новый просмотр
НАСТРОЙКИ НН
▼ Управление тестом
■ Редактировать настройки
■ Переопределение групп • Переопределение
пользователей Ф Редактировать тест
Ларионова Юлия Сергеевна ф
Вопрос 1
Не завершено
Балл:1,00
Отметить вопрос
ф Редактировать вопрос
There are various forms of government restriction and regulation in economi«
Выберите один ответ: © Верно О Неверно
Проверить
Вопрос 2 The consumption... decide by how much the go od A is preffered to the good B.
Не завершено
Балл:1,00 Выберите один ответ:
© a, will be able to
Отметить
вопрос © b. has to
ф Редактировать © c. must
вопрос Проверить
Рис. 4. Пример промежуточного оценочного теста
куз гту Русск™(ru) ' Ларионова Юлия Сергеевна
► Переключиться к роли...
► Настройки моего профиля вопрос 4 Выберите правильный вариант ответа
НАВИГАЦИЯ ЕИ
В начало
• Моя домашняя страница
► Страницы сайта
► Мой профиль
* Текущий курс
т Иностранный язык. УУб-161.1 семестр (2016/2017)
► Участники
► Значки
► Общее
► Тема 1. "КузГТУ: структура вуза, институты, истори...
Не завершено
Балл: 1,00
f Отметить вопрос
ф Редактировать вопрос
What are factors of production?
What is the central of economic problem?
Consumer demand is..
Перетащите ответ сюда
Перетащите ответ сюда
Перетащите ответ сюда
Is to reconcile the conflict between the people's unlimited demands wth society's ability to produce goods and services
the quantities of a particular good that an individual consumer wants and is able to buy as the price varies, if ail other factors Influencing demand are constant.
are resoures used by firms as inputs for a good or service to be produced.
Рис. 5. Пример итогового теста
В заключение отметим, что применение ЭТ в процессе обучения студентов иностранному языку, с одной стороны, обусловлено необходимостью интенсификации их самостоятельной работы в связи с сокращением аудиторных часов, а с другой - позволяет сократить время на осуществление контроля сформированности компетенций, что, в свою очередь, позволяет преподавателю уделить больше внимания совершенствованию коммуникативных умений обучаемых. Можно с уверенностью сказать, что методически грамотно организованное тестирование является одним из способов вовлечения студентов в активное и плодотворное обучение и способствует повышению их учебной мотивации.
Список источников
1. Добрынина А. А., Огнев И. С. Особенности компьютерного тестирования студентов, обучающихся по направлению «Физика» // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 1. С. 47-51.
2. Костылев Д. С., Костылева Е. А., Кутепова Л. И. Организация информационной среды в системе дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного обучения // Перспективы науки. 2015. № 4 (67). С. 23-25.
3. Шилова Т. В., Обдалова О. А. Электронные тесты как средство контроля базовой составляющей успешности иноязычной коммуникации в условиях глобального коммуникационного пространства // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1 (53). С. 69-73.
TESTING IN E-LEARNING ENVIRONMENT AS A METHOD OF COMPETENCES FORMATION CONTROL AMONG STUDENTS OF NONLINGUISTIC TRAINING DIRECTIONS IN A FOREIGN LANGUAGE
Larionova Yuliya Sergeevna Shirokolobova Anastasiya Georgievna, Ph. D. in Philology T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo julialari@rambler. ru; nastja_shirokolo@rambler. ru
The article examines the questions of competences formation control of students of non-linguistic institution of higher education in the foreign language in the electronic educational environment by the example of e-course for the specialty "Management". The objectives and peculiarities of the entrance, intermediate and final testing are considered. The types of tests and criteria of evaluation of their results are presented.
Key words and phrases: control; foreign language in non-linguistic institution of higher education; electronic testing; electronic educational environment; evaluation criteria; independent work; competence.
УДК 372.881.111.1
Данная статья посвящена обоснованию необходимости обучения студентов особенностям художественного текста на практических занятиях по английскому языку. Предполагается, что студенты должны уметь не только распознавать лингвострановедческие и лексико-грамматические структуры, отличающиеся от принятых в родном языке, но и находить межъязыковые расхождения, анализ которых должен помочь им глубже познать логику изучаемого языка и в результате глубже познать собственный язык.
Ключевые слова и фразы: домашнее чтение; лексико-грамматические структуры; межъязыковые расхождения; логика изучаемого языка; родной язык.
Лебедева Наталья Георгиевна, к. пед. н., доцент
Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского sabajdy5@mail.ru
ТЕКСТ КАК ИСТОЧНИК ЯЗЫКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДОМАШНЕМУ ЧТЕНИЮ
Важная роль в обучении иностранным языкам на всех этапах отводится домашнему чтению как важному аспекту практического курса иностранного языка, предполагающему работу в основном с текстом художественной литературы. Подобная работа способствует повышению интереса к изучению языка, формированию и развитию познавательной и мыслительной деятельности студента. При этом занятия должны проводиться с учётом современных тенденций в методике обучения иностранному языку и лингвистике [3, с. 203].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования обучаемый должен владеть:
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- способностью определять типологические соотношения и связи русского и английского языков;
- способностью выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функции;
- способностью успешно осуществлять межкультурную коммуникацию.
Студент должен владеть средствами и способами осуществления коммуникации и медиации на английском языке, навыками перевода англоязычных текстов различного типа, а также уметь интерпретировать англоязычный текст с точки зрения его культурно-исторической ценности и содержательно-стилистических особенностей [4].
Домашнее чтение как самостоятельный аспект учебного предмета (практика устной речи английского языка) способно, с одной стороны, обеспечить более прочное формирование всех видов коммуникативной компетенции, с другой стороны, решить в процессе обучения иностранному языку задачи, которые требуют специального учебного и содержательного контекста. В числе главных назначений домашнего чтения - получение нужной лингвострановедческой информации из текстов на иностранном языке. Кроме того, систематическая и планомерная организация работы по домашнему чтению способствует расширению лексического запаса и является отправной точкой для разнообразных высказываний диалогического и монологического характера. Чтение сегодня - это одна из наиболее реальных форм использования приобретённых языковых компетенций.