ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
А. С. ЕГОРОВА, доцент кафедры немец* кого языка МГУ им. Н. П. Огарева
Л. И. ЗОТОВА, ассистент кафедры английского языка МГУ им. Н. П. Огарева
Л.. П. ЦЫПЛАКО-ВА, учитель гимназии № 12
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ
В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
(В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ)
Возросший интерес к иностранным языкам, вызванный демократическими преобразованиями во всех сферах общественной жизни с ориентацией на рыночную экономику, способствовал полной смене программного обеспечения преподавания иностранных языков в системе образования.
Особенности образования, установленные государственными образовательными стандартами Российской Федерации и Законом об образовании, заключаются в необходимости сочетать требования федеральных государственных стандартов, а также учитывать национально-региональные компоненты этих стандартов и специфику самих образовательных учреждений, составляющих свои программы. В настоящее время возникла потребность в разработке минимального уровня обученности, достижение которого обязательно для всех учащихся, заканчивающих среднюю школу.
Рациональное, эффективное управление обучением и воспитанием учащихся в учебном заведении любого типа невоз-
можно без четкой, методически правильно организованной системы контроля, в нашем случае за сформированностью определенных навыков и соответствующих языковых умений как по всем аспектам языка (фонетика, лексика, грамматика), так и по видам речевой деятельности (аудирование, письмо, устная речь и т. д.). Эффективность контроля знаний зависит от того, насколько он соответствует предъявляемым к нему требованиям современной дидактики и методики обучения иностранному языку, а именно его фонетическому, грамматическому и лексическому минимуму.
Цель настоящей статьи — помочь учителям иностранных языков (немецкого и английского) результативно проводить тестирование с использованием уже частично апробированных материалов — тестов в практике обучения иностранным языкам на старшей ступени образования.
По образцу приводимых ниже тестов можно сравнительно легко составить целую серию аналогичных, относительно
© А. С. Егорова, Л. И. Зотова, Л. П. Цыплакова, 1998
несложных, экономичных по времени, по результатам которых можно судить об общей языковой компетенции испытуемых. Предлагаемые тесты, предназначенные для проведения текущего и итогового контроля пройденного материала, и соответствующие методические рекомендации по их составлению и целесообразному применению, безусловно, будут содействовать оптимизации и интенсификации учебного процесса.
Некоторые данные о результатах тестирования на городских предметных олимпиадах школьников и вступительных экзаменах на романо-германское отделение в вуз свидетельствуют о сравнительно низком качестве знаний языка и недостаточно развитых умениях и навыках работы с тестами. Наиболее типичные ошибки, допущенные учащимися, связаны с управлением глаголов, употреблением предлогов, порядком слов в придаточных предложениях, образованием форм повелительного наклонения и т. д. Одна из существенных причин низкой результативности доречевого этапа кроется, по-видимому, в том, что имеющиеся и хорошо известные традиционные упражнения мало соответствуют в своей совокупности рекомендациям по их составлению.
В последнее время работа по совершенствованию методов, форм и средств проверки знаний при обучении иностранным языкам значительно активизировалась, поиски нового в этом направлении привели к созданию во многих учебных заведениях, в частности в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева, комплексов контролирующих устройств с соответствующими обучающе-контролирующими тестами страноведческого и лексико-грамматиче-скош характера, которые (устройства) облегчают осуществление обратной связи образовательного процесса: от обучаемых к обучающему.
Обучающий характер теста не является его самоцелью. Тест позволяет выявить погрешности в методике преподавания иностранных языков, совершенствовать этот процесс, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языками. В самой организации тестов
заложен ряд черт, дающих основание видеть в их применении один из способов повышения эффективности учебного процесса. Цель всякого теста — получение достоверной информации о знаниях учащеюся (уровне его обученности) на определенном этапе процесса обучения и о состоянии этого процесса в целом, т. е. о том, достигает ли учащийся базового уровня владения иностранным языком как средством общения.
С методической точки зрения хотелось бы выделить следующие основные положительные моменты рассматриваемого вида контроля знаний:
— конкретная направленность на определенное языковое явление;
— одновременность проведения для всей группы обучаемых;
— минимальные затраты времени на проверку;
— возможность проведения на любом занятии;
— равные условия для всех (одно и то же время, одинаковый объем и сложность материала);
— эффективность диагностики трудностей для их дальнейшей отработки и устранения;
— прогностирование при профессиональной ориентации учащихся на старшей ступени обучения;
— выявление преемственности знаний обучаемых в системе „школа — вузи.
Необходимо отметить и тот немаловажный факт, что оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от субъективизма учителя, основанного прежде всего на его личном впечатлении, по сравнению с оценкой за традиционную контрольную работу или экзамен.
Данные характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе.
Наибольшую актуальность для учителя иностранного языка имеют так называемые тесты достижений и успешности. Цель их состоит в том, чтобы служить средством текущего или итогового контроля, т. е. мерилом усвоения знаний, формирования навыков и развития умений:
а) по какому-либо языковому материалу;
б) за какой-либо срок;
в) при использовании той или иной методики;
г) у определенной категории учащихся.
В качестве объектов тестирования выбираются либо элементы языка, либо виды речевой деятельности. Первый подход реализуется в тестах по фонетике, грамматике, лексике, второй — в тестах по аудированию, устной речи, чтению, письму, переводу.
И. А. Рапопорт выделяет тесты двух типов, которые используются для диагностирования степени овладения языковым материалом:
1) на узнавание языкового явления и на его лингвистическую интерпретацию (определение членов предложения, частей речи, типов предложения);
2) на воспроизведение языкового явления для восстановления деформированного текста (добавление окончаний, заполнение пропусков предлогами, артиклями, формами глаголов).
С точки зрения формы, структуры и способа оформления ответа оба типа тестов могут быть соотнесены с двумя общими видами тестов:
а) избирательными тестами, основанными на узнавании одного правильного ответа из нескольких предложенных на выбор;
б) тестами со свободно конструируемым ответом, основанным на припоминании и дополнении.
Использование выборочного принципа (тесты вида ,,а“) предполагает наличие в тесте набора возможных решений поставленной задачи: перечисление частей речи, членов предложения. Тесты этого вида встречаются в разветвленных программированных материалах, они достаточно подробно освещены в нашей и зарубежной методической литературе. Использование конструирующего принципа (тесты вида ,,б“) предполагает отсутствие в тесте набора ответов, из которых должен быть сделан выбор. „Нужный ответ испытуемый извлекает из постоянной памяти" (Рапопорт И. А. и др. О диагностических функциях тестовой методики дополнения // Иностр.
яз. в шк. 1976. № 2. С. 31). Однако и здесь, как и в тестах вида „а“, если
речь идет о языковых явлениях, создается психологическая ситуация выбора: испытуемый должен выбрать один ответ, требуемый данным вербальным контекстом. Тестовые задания этого вида очень хорошо известны учителям иностранных языков: они широко представлены в различных учебниках и учебных пособиях в виде упражнений, в тексте которых пропущены отдельные лингвистические элементы. Задача учащихся — заполнить пропуски необходимыми элементами. В таких тестах свобода конструирования ответа весьма относительна. Выполняя задание, ученик формально самостоятельно конструирует ответ. „Однако фактически характер его умственной деятельности связан с тем, что он перебирает в памяти некоторое количество ответов (букв, слогов, слов) в поисках одного правильного для данного контекста" (Там же. С. 33). Таким образом, здесь мы имеем дело с теми же избирательными тестами в несколько измененном варианте и со значительно большей сферой поиска.
Ряд исследователей высказывают свое отрицательное отношение к избирательным тестам в связи с тем, что они вместе с правильными ответами предлагают и неправильные. Выражается опасение, что учащиеся могут запомнить неправильные ответы, что тесты не способствуют развитию мыслительной деятельности учеников. На наш взгляд, трудно допустить возможность непроизвольного внимания учащихся во время работы с тестовыми заданиями в такой степени, чтобы некоторые из неправильных ответов сохранились в памяти.
Что касается развития мыслительной деятельности учащихся, то многие исследователи придерживаются мнения, что хорошо составленные избирательные тесты позволяют осуществить управление процессом мышления учащихся. Весьма важно приучить учащихся отвечать на вопрос избирательного теста самостоятельно и лишь затем сравнивать полученный ответ с предложенными на выбор. Это дает учащимся пищу для размышления, заставляет их сопоставлять факты, сравнивать, мобилизовать свои знания и умения для нахождения правильного ответа. С данной точки зрения представляется полезным внедрение таких контролирующих устройств, в кото-
рых предъявление вопросов к учащимся определялось бы по времени от выдачи соответствующих ответов к ним. Конечно, и здесь, как, впрочем, и в обычной учебной ситуации, попытки некоторых учащихся „угадать ответ", найти его с помощью догадки полностью не исключаются, но вероятность получения положительной оценки за такие ответы значительно снижена.
В последнее время внимание исследователей и учителей-практиков все более привлекает тестовая методика дополнения. Отличие тестовых заданий, использующих методику дополнения, от обычных заданий, в которых пропущены те или иные лингвистические элементы, усвоение которых необходимо проверить (артикли, предлоги, глаголы), состоит в том, что в первых пропущено каждое п-е слово (от пятого до десятого). Таким образом, здесь мы имеем дело с отбором проверяемого материала по принципу выборки. Подобный метод очень широко применяется в самых разнообразных областях науки, техники, в преподавании иностранных языков.
Для проведения эффективного контроля (текущего, итогового) знаний в обучении иностранным языкам мы считаем целесообразным и полезным дать учителям ряд методических рекомендаций по составлению и применению тестов.
1) Тестовые задания должны соответствовать учебной программе.
2) Тест должен включать задания,
охватывающие коммуникативные задачи и содержание обучения, которые определены стандартами.
3) Формулировку всех заданий рациональнее давать на русском (или родном) языке учащихся с целью экономии времени и концентрации внимания на выполнении задания.
Критерий базового уровня владения иностранным языком как средством общения, призванный обеспечить критериальную валидность итогового теста и разработанный по соответствующим параметрам в области чтения (коммуникативное качество, степень полноты понимания, скорость, самостоятельность), аудирования (коммуникативные качества, точность, степень полноты понимания), письма (коммуникативные качества, связность и правильность оформле-
ния текста, диапазон используемых языковых средств), может быть, по мнению И. Л. Бим, представлен следующим образом.
В письме ученик должен уметь достичь коммуникативной цели. При этом требуется, чтобы намерение пишущего было в целом понятным. Письмо должно быть логичным и правильно оформленным, но может быть недостаточно связным. Правильность употребления языковых средств может быть минимально достаточной для общения. Возможны грамматические и лексические ошибки, но то, что ученик пишет, должно быть вразумительным.
Вес (в баллах) тех или иных заданий и пунктов внутри них следует определять исходя из их значимости. Каждый из трех разделов теста (по чтению, аудированию и письму) должен иметь одинаковый вес.
Составленный с учетом указанных требований тест должен быть рассмотрен экспертами-методистами для установления, во-первых, его конструктивной валидности, т. е. „соответствия современному представлению о владении иностранным языком как средством обще-ния“ (Поляков О. Г. Рекомендации по подготовке и использованию теста за базовый курс обучения иностранному языку // Иностр. яз. в шк. 1996. № 3. С. 3), во-вторых, содержательной валид-
ности, т. е. в какой степени в нем представлены коммуникативные задачи и содержание базового уровня, и в-третьих, критериальной валидности, т. е. адекватности веса заданий критериям того же уровня. Корректирование теста еще не будет означать его готовность к использованию. Нужно определить, насколько он надежен.
Многие исследователи считают, что с этой целью тест необходимо апробировать на учащихся. К подобному тестированию должны быть привлечены . по крайне мере два контролирующих теста. Если их замеры дадут одинаковые показатели, то можно будет констатировать надежность данного теста.
Результаты проверки тестов должны анализироваться преподавателями и служить, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой — самооценкой работы учителя, что позволяет внести коррективы в процесс обу-
чения и тем самым предупредить повторение ошибок учащегося. На основании результатов теста может быть сделан вывод о достижении/недостижении тем или иным учащимся базового уровня владения иностранным языком как средством общения. Как утверждает О. Г. Поляков, данный уровень будет считаться доступным, если ученик наберет за выполнение заданий по чтению, письму и аудированию не менее установленного количества баллов.
Использование той или иной техники
т*
тестирования связано с решением составителями тестов целого ряда вопросов. В общих чертах они сводятся к следующему.
1. Какой уровень владения языковым материалом хочет отразить в тесте учитель — узнавание или продуцирование? Это важно уяснить в связи с тем, что должна быть достигнута адекватность приемов тестирования и уровня лексических и грамматических навыков по пройденному материалу.
2. Ограничивать или не ограничивать ответ учащегося в содержательном и формальном отношении? Решение этого вопроса, тесно связанного с первым, определяет в значительной степени объективность и экономичность теста.
3. На какие приемы тестирования ориентирует сам языковой материал? Выбор приемов тестирования в определенной степени зависит от характера трудностей усвоения данного материала и, в частности, от типичных ошибок по нему. Что касается тестирования лексики, ограничения накладываются и самой
системой языка.
4. Использовать ли в тесте только изучаемый язык или прибегать к помощи родного языка? Решение этой проблемы зависит от характера трудностей и периода проведения теста. В начальный период учитель может пользоваться родным языком как экономичным и надежным средством фиксации семантики лексических единиц.
5. Учитель, составляющий тест, должен решить для себя главную проблему: что он тестирует — язык или речь? Как считает В. Оконь, тестировать язык — это значит брать за основу тестовых заданий явления системы языка и подбирать материал так, чтобы учащийся демонстрировал его понимание. Сюда
входит и проверка знания правил. Тестировать речь — это значит брать за основу выполнения задания те внеязы-ковые отношения, которые заложены в конкретном речевом высказывании.
По своему характеру тестовые задания относятся к проблемным ситуациям, поэтому они должны характеризоваться всеми признаками проблемных ситуаций: жизненностью, трудностью решения и
др.
В соответствии с важнейшими, на наш взгляд, критериями тест должен:
— содержать лишь одну, четко определенную трудность;
— предполагать относительно изолированную отработку различных аспектов речевых единиц и быть направленным на овладение операциями речи;
— включать задачу, требующую однозначного решения;
— быть построенным на знакомом материале и предусматривать многократное употребление новых языковых единиц в различных их окружениях;
— задействовать и зрительный, и слуховой каналы.
Тесты могут определить уровень обученности или языковой компетенции учащегося относительно уровня других учащихся или относительно определенного критерия. Успех в обучении иностранному языку зависит, по нашему мнению, от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок.
Анализ существующих теоретических работ и конкретных тестов свидетельствует о том, что в настоящее время еще нельзя считать тест адекватным способом контроля. Безусловно, тест пока еще не может заменить такую, например, форму итогового контроля, как экзамен, однако его можно использовать как средство промежуточного контроля. Как показывает практика, тесты наиболее ярко . отражают знание или незнание учащимися материала, будь то лексика или грамматика иностранного языка.
Многие ведущие преподаватели стремятся сделать процесс изучения иностранного языка интересным, а контроль — объективным. Необходимо заботиться и о повышении качества тестов, систематически заниматься тестированием в своей школе, в своем вузе, учиться
создавать качественные и разнообразные тесты, соответствующие конкретным целям обучения, повышать культуру тестирования в районе, городе, т. е. создавать субъективные предпосылки, которые вместе с развитием объективных условий приведут к созданию общероссийского центра тестирования. Такой практический совет дают нам организаторы многих олимпиад по иностранному языку.
На наш взгляд, должна вестись разработка современных общероссийских тестов, тестов национально-регионального содержания, а также самостоятельно составленных учителями отдельных тестовых заданий для школ с локальной направленностью образования. „Мы должны контролировать то, чему мы учим по нашим программам" (Вит-лин Ж. Л. Общие проблемы установления уровней подготовки и способов итогового контроля при аттестации учащихся / / Иностр. яз. в шк. 1972. № 1. €.31 — 32). Необходимо дальнейшее совершенствование объектов экзаменационного тестового или обычного контроля в области проверки письменной речи учащихся. В связи с требованиями программ и образовательных стандартов к письму уже на нынешнем этапе разви-
тия отечественной школы следует проводить дифференцированный зачет на одном из уроков, предшествующих экзамену.
Для оценки каждого из аспектов — в условиях работы школ по разным учебным планам — целесообразно, считает Ж. Л. Витлин, разработать три группы тестов:
а) федеральные, общие и обязательные для всех школ;
б) региональные, посредством которых проверяются иноязычные лингвострановедческие знания в школах, работающих по региональным пособиям;
в) локальные для проверки иноязычных речевых знаний, связанные с конкретным профилем данной школы.
Тем самым итоговый контроль станет соответствовать содержанию обучения иностранному языку.
Для проведения текущего и итогового контроля знаний по немецкому и английскому языкам предлагаются нижеследующие лексико-грамматические тестовые задания и тесты для аудирования. С целью правильной организации, содержательного составления и корректного проведения контроля знаний следует обратиться к соответствующей научно-методической литературе.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Тесты для текущего контроля знаний
I. Найдите правильную форму повелительного наклонения из предложенных вариантов: а, Ь, с, d.
1. Ich kann die Aufgabe nicht losen, ... mir bittc!
a) hdfe; b) helfen; c) hilf; d) helfst.
2. Morgen schreiben wir eine
Kontrollarbeit, ... aufmerksam!
a) sein; b) seien; c) seid; d) sind.
3. Hast du deinen Kugelschreiber
vergessen? ... meinen!
a) nemm; b) nimmst; c) nemmt;
d) nimm.
4. Ich habe mein Worterbuch nicht mit, ... dein!
a) gibst; b) gebe; c) gib; d) gibt.
5. Ich verstehe einige Worter nicht, ... sie bitte!
a) iibersetze; b) iibersetzt; c) iiber-setzen; d) iibersetzst.
6. Morgen ist mein Guburstag, ... das nicht!
a) verge/Jt; b) vergi/S; c) vergessen;
d) vergesse.
7. ... die Satte in die Hefte ... !
a) schreibet ab; b) schreibt ab;
c) abschreiben; d) abschreibt.
8. Die Mutter fordert die Kinder auf. ... die Stiihle!
a) putzen; b) putzt; c) putzten;
d) putzst.
9. Du hast Klassendienst. Der Lehrer sagt: „... die Stiihle auf den Tisch!“
a) stellen; b) stelle; c) stellst; d) stellt.
10. Ihr wendet euch an den Lehrer ... noch einmal!
a) wiederhole; b) wiederholt;
c) wiederholen Sie bitte; d) wiederholst bitte.
Ключ: 1(c); 2(c); 3(d); 4(c); 5(a);
6(b); 7(b); 8(b); 9(b); 10(c).
II. Найдите правильный вариант употребления предлогов из предложенных: а, Ь, с, d.
1. Wo sind meine Sachen? Dort ... Tisch!
a) auf der; b) auf dem; c) auf den;
d) auf die.
2. Das Buch liegt ... Tasche.
a) in den; b) in die; c) in der,"-d) in das.
3. Die Auslander bummeln ... Stadt.
a) durch der; b) durch die;
c) durch dem; d) durch den.
4. Alle Menschen kampfen ... Krieg.
a) gegen der; b) gegen die;
c) gegen den; d) gegen dem.
5. Fahrst du ... Zug?
a) mit den; b) mit das; c) mit dem;
d) mit der.
6. Lege das Buch ... Tisch!
a) auf der; b) auf den; c) auf dem; d) auf der.
7. Heute zahlst du ... Mittagessen.
a) fur das; b) fur dem; c) fur den; d) fur der.
8. In der Pause sprechen wir ... Musik. a) iiber der; b) iiber das; c) iiber
die; d) iiber den.
9. Ich esse heute ... Appetit.
a) mit gro/3em; b) mit gropes;
c) mit gro/3en; d) mit greyer.
10. Die Medizin ist ... Rauchen.
a) gegen den; b) gegen dem;
c) gegen das; d) gegen die.
Ключ: 1(b); 2(c); 3(b); 4(c); 5(c);
6(b); 7(a); 8(c); 9(a); 10(c).
III. Найдите правильный вариант употребления модального глагола из предложенных: а, Ь, с, d.
1. ... ich Ihnen helfen?
a) kann; b) diirfe; c) diirfen;
d) darf.
2. Du machst falsch. ... ich dir
erklaren?
a) la/?e; b) mii/3en; c) darf;
d) diirfe.
3. Die Kinder ... um 18 Uhr zu Hause sein.
a) sollt; b) mii/Зеп; c) sollen;
d) diirfen.
4. Du ... deutsch sprechen.
a) mii/Зеп; b) soli; c) sollst;
d) mu/3t.
5. ... ich ihren Namen erfahren?
a) konne; b) diirfen; c) kbxmte; d) darf.
6. Auf der Post ... du Briefmarken kaufen.
a) darfst; b) kann; c) kannst; d) diirfe.
7. Er ... uns helfen.
a) wolle; b) wollt; c) will; d) willst.
8. Das ... man nicht tun.
a) konnte; b) diirfen; c) kann; d) darf.
.. 9. Wir ... in diesem Jahr nach Osterreich fahren.
a) wollen; b) wollt; c) will; d) willst. 10. Bei rotem Licht ... wir nicht iiber die Stra/Je gehen.
a) darf; b) konnen; c) diirfen; d) durfte.
Ключ: 1(a); 2(c); 3(c); 4(c); 5(d);
6(c); 7(c); 8(d); 9(a); 10(c).
IV. Найдите правильный вариант употребления подчинительного союза из предложенных: а, Ь, с, d.
1. Der Freund sagt, ... er sich fur Technik interessiert.
a) ab; b) das; c) wie; d) da/3.
2. Dieser Sportier gewinnt bei alien Wettkampfen, ... er zielbewu/3t und willensstark ist.
a) denn; b) dann; c) da; d) weil.
3. ... du gesund sein willst, mu/St du
Sport treiben.
a) als; b) wenn; c) denn; d) da.
4. Ich besuche das Stadion, ... ich den Fu/3ball liebe.
a) da; b) denn; c) weil; d) wann.
5. Der Junge will das Buch lesen, ... er heute gekauft hat.
a) deshalb; b) da/J; c) denn; d) das.
6. ... wir unseren Hof sauber halten, gibt es dort keinen Mull.
a) denn; b) da; c) darum; d) weil.
7. Er zweifelt nicht, ... wir siegen.
a) ob; b) da/?; c) das; d) weil.
8. Sie hat uns gefragt, ... wir uns fur
den Sport interessieren.
a) wie; b) ob; c) da/3; d) das.
9. Marina sieht gliicklich aus, ... sie
Geburtstag hat.
a) weil; b) deswegen; c) da;
d) denn.
10. Ich wei/3 nicht, ... ich heute in die
Schule komme.
a) wenn; b) ob; c) da/3; d) das.
Ключ: 1(d); 2(d); 3(b); 4(c); 5(d); 6(d); 7(b); 8(b); 9(a); 10(b).
V. Найдите правильный вспомогательный глагол для образования перфекта из предложенных вариантов: а, Ь, с, d.
1. Wir ... heute nach Haujse zu spat gekommen.
a) seid; b) haben; c) sind; d) habe.
2. Ich ... gestern viel gemalt.
a) haben; b) ist; c) sein; d) habe.
3. Heute ... ich um 6 Uhr aufgestanden.
a) ist; b) bist; c) habe; d) bin.
4. Gestern ... wir friih eingeschlafen.
a) seid; b) haben; c) bin; d) sind.
5. Friiher ... er besser gelernt.
a) habe; b) hat; c) sind; d) seid.
6. ... ihr schon den Koffer gepackt?
a) haben; b) habt; c) sind; d) seid.
7. Er ... zu seinem Bruder gefahren.
a) hat; b) haben; c) seid; d) ist.
8. Das Madchen ... das Buch zu Hause vergessen.
a) ist; b) bin; c) hat; d) habe.
9. ... ihr dieses Buch schon gelesen?
a) hast; b) seid; c) haben; d) habt.
10. Ich und meine Familie ... in diesem Sommer viele Stadte besucht.
a) sind; b) seid; c) haben; d) habe.
Ключ: 1(c); 2(d); 3(d); 4(d); 5(b); 6(b); 7(d); 8(c); 9(d); 10(c).
VI. Преобразуйте предложения в пассив.
1. Das Madchen legt immer die
Lehrbiicher auf den Tich.
2. Die Eltern brachten viele Geschenke.
3. Wir fahren morgen ins Grime.
4. Jedes Jahr bekommt sie Blumen zum Geburtstag.
5. Diese Sonnenbrille gehort meiner Schwester.
6. Ich werde diesen Roman noch einige Tage lesen.
7. Er hat gestern noch einen Brief geschrieben.
8. Die Eltern loben ihn, wenn er eine gute Note bekommt.
9. Beide Freunde wohnen in einem Hochhaus.
10. Morgen veranstaltet man eine Disko.
Ключ:
1. Die Lehrbiicher werden vom Madchen immer auf den Tisch gelegt.
2. Viele Geschenke wurden von den Eltern gebracht.
3. —
4. Die Blumen werden von ihr jedes Jahr zum Geburtstag bekommen.
5. —
6. Dieser Roman wird von mir noch einige Tage gelesen werden.
7. Noch ein Brief ist gestern von ihm geschrieben worden.
8. Er wird von den Eltern gelobt, wenn eine gute Note von ihm bekommen wird.
9. —
10. Morgen wird eine Disko veranstaltet.
Тесты для итогового контроля пройденного лексико-грамматического материала
\
I. Выберите правильные лексико-грамматические формы из предложенных вариантов: а, Ь, с, d.
1. Als es zwolf Uhr ..., gingen die Lichter aus.
a) schlagt; b) schlagt; c) schlagen; d) schlug.
2. Was sagst du deinem Freund?
a) Fahre du doch nicht so schnell.
b) Fahrst du doch nicht so schnell!
c) Fahren doch nicht so schnell!
d) Fahr doch nicht so schnell!
3. Warum stehen Sie denn? ...
a) Setzt dich doch!
b) Sitzen Sie doch!
c) Setzen sich Sie doch!
d) Setzen Sie sich doch!
4. Trinkst du gern Limonade? — Ja, aber Milch trinke ich noch ...
a) mehr gern; b) gerner; c) besser; d) lieber.
5. Was ist richtig?
a) Wir haben den ganzen Tag zu Hause geblieben.
b) Wir sind den ganzen Tag zu Hause bleiben.
c) Wir sind den ganzen Tag zu Hause geblieben.
d) Wir haben den ganzen Tag zu Hause gebleibt.
6. Was ist falsch?
a) Liest er Krimis?
b) Liest du gern Romane?
c) Ich lese jetzt sehr viel.
d) Friiher lese ich so gern.
7. Hat sie ihren Zug noch erreicht, oder ... abgefaren?
a) er war schon; b) war er schon;
c) schon war er; d) war schon.
8. Was ist richtig?
a) Fangst du doch eigentlich an!
b) Fang doch eigentlich an!
c) Anfange doch endlich!
d) Anfangst du doch endlich!
9. Welcher Satz ist richtig?
a) Plotzlich es ganz dunkel wurde.
b) Es ganz dunkel wurde plotzlich.
c) Es plotzlich ganz dunkel wurde.
d) Es wurde plotzlich ganz dunkel.
10. Wir sind im letzten Sommer zu Hause geblieben, und ...?
a) euch; b) euer; c) sie; d) Sie.
11. Friiher ... hier doch kein Hochhaus. a) gestanden; b> stand; c) standen;
d) steht.
12. Familie Bauer ... den ganzen Weg zu Fu/3 gegangen.
a) haben; b) hat; c) ist; d) sind.
13. Ich war gestern im Kino, der Film war wirklich ... .
a) gliicklich; b) giinstig; c) langsam; d) spannend.
14. Konnen Sie mir sagen, ... Bus zum Bahnhof fahrt?
a) was fur; b) welche; c) welchen;
d) welcher;
15. Erinnerst du dich noch an Herrn Meier? — Oh, ja, ich dachte oft ...
a) an ihn; b) an ihr; c) daran;
d) davon.
16. Ich kann nichts sehen, ... mir die Sonne ins Gesicht scheint.
a) darum; b) denn; c) weil;
d) weshalb.
17. Dieses Foto ist wirklich schon. Han~
es doch ... Wand!
a) an das; b) an der; c) an die;
d) auf die.
Ключ: 1(d); 2(d); 3(d); 4(d); 5(c); 6(d); 7(b); 8(b); 9(d); 10(d); 11(b); 12(c); 13(d); 14(d); 15(a); 16(c); 17(c).
II. Выберите правильный вариант лексико-грамматического выражения из предложенных: а, Ь, с, d.
1. Guten Tag, Frau Muller! Wie ... Ihnen heute?
a) geht; b) es geht; c) gehen;
d) geht es.
2. Herr Schulz findet ... Pa/? nicht.
a) seine; b) seinem; c) semen;
d) sein.
3. Maria war gestern ... Arzt.
a) am; b) zum; c) beim; d) nach.
4. Entschuldigen Sie! ... Sie mir helfen?
a) miissen; b) lassen; c) konnen;
d) diirfen.
5. Peter ist mein Freund. Er ... mir immer.
a) helft; b) hilft; c) helfe; d) helfen.
6. Frau Meier hat gesagt, ... sie um acht Uhr hier ist.
a) ob; b) da; c) da/3; d) weil.
7. Bitte, wo kommt der Zug aus Berlin ...?
a) mit; b) an; c) in; d) zu.
8. Georg hatte einen Unfall. Er ... vom
Fahrrad gefallen.
a) hat; b) wurde; c) ist; d) hatte.
9. Gestern ... der President in Interview zu vielen Themen gefragt.
a) werde; b) wurde; c) wurden;
d) wird.
10. Das Wetter wird leider immer ... ? a) schlecht; b) schlechtes; c) am
schlechtesten; d) schlechter.
Ключ: 1(d); 2(c); 3(c); 4(c); 5(b);
6(c); 7(b); 8(c); 9(b); 10(d).
III. Используйте правильный вариант местоименного наречия из предложенных: а, Ь, с, d.
1. Physik? ... hat sich meine Schwester nie interessiert.
a) daran; b) dafur; c) damit;
d) dariiber.
2. ... ich gestern nach Hause kam, lag ein Packchen vor der Tiir.
a) wahrend; b) wenn; c) wann;
d) als.
3. Er ist ... der iiberzahlten Rechnung ganz nervos geworden.
a) trotz; b) wegen; c) statt;
d) wahrend.
4. Das Bild, das du mir zum Geburtstag geschenkt hast, ist wirklich etwas, ... ich mich wieder freue.
a) womit; b) worauf; c) wodurch;
d) woriiber.
5. Viele Touristen sind iiberrascht ... der Gastfreundschaft in vielen siidlichen Landern.
a) xiber; b) mit; c) von; d) zwi-
schen.
6. Das Bild hangt ... Wand.
Den habe
a) ailf dem; b) am; c) in der; d) an der.
7. Du hast ja ein Loch in der Tasche! ... hast du das Geld verloren.
a) wo; b) deshalb; c) wann; d) wie.
8. Wo ist mein Schliissel? ich dort auf den Tisch ...
a) liegen; b) legen; c) gelegen; d) gelegt.
9. Denkt er noch oft an Unfair?
Ja, er mu/3 immer ... denken.
a) dariiber; b) daran; c) an das; d) danach.
10. Ich komme nach Deutschland, ... die Sprache ... lernen.
a) damit, sie; b) um, wieder;
c) wieder, zu; d) um ... zu.
11. Bonn ist nicht ... gro/3 ... Berlin, a) so, als; b) immer, als; c) wieder,
wie; d) so, wie.
Ключ: 1(b); 2(d); 3(b); 4(d); 5(b); 6(d); 7(b); 8(d); 9(b); 10(d); 11(d).
IV Выберите правильное лексикограмматическое выражение из предложенных вариантов: а, Ь, с, d.
1. Das Kind ist den ganzen Weg ... gegangen.
a) auf Fuss; b) an Fuss; c) zu Fu/3;
d) auf den Fuss.
2. Konnen Sie mir sagen ... Bus zu Bahnhof fahrt?
a) welche; b) welchen; c) welcher; d) was fur.
3. Erinnerst du dich noch an Frau Miller? — Oh ja, ich denke oft ...
a) an dieser Begegnung; b) an diese Begegnung; c) an diesen Begegnung; d) an diesem Begegnung.
4. Ich kann nicht sehen, ... mir die Sonne ins Gesicht scheint.
a) darum; b) denn; c) weil; d) deshalb.
5. Wenn
a) schones; b) schoner; c) schone
d) schonen.
7. Wie sagt man richtig?
a) Nemmst das Buch!
b) Nimm das Buch!
c) Nemme das Buch!
d) Nimmst das Buch!
8. Was ist falsch?
a) Es geht mir gut.
b) Mir es gut geht.
c) Gut geht es mir.
d) Mir geht es gut. .
9. Wo ist meine Uhr? — Dort ... Tisch
a) auf dem; b) auf den; c) auf der
d) auf die.
10. Was ist richtig?
a) Ich habe nach Minsk gefahren.
b) Ich bin nach Minsk gefahren.
c) Ich bin nach Minsk fahren.
d) Ich habe nach Minsk gefahrt.
Ключ: 1(c); 2(c); 3(b); 4(c); 5(d)
6(c); 7(b); 8(b); 9(a); 10(b).
du
immer so gut kochst, ...
a) bald komme ich wieder zum
Essen.
b) ich komme bald wieder zum
Essen.
c) ich bald wieder zum Essen
komme.
d) komme ich bald wieder zum
Essen.
6. Als er noch Schuler war, hat er ... Bilder gemalt.
і
V. Найдите один из правильных вариантов: а, Ь, с, d
1. Wie schreibt man ... Namen?
Buchstabieren Sie bitte!
a) dein; b) Ihren; c) deinen;
d) euren.
2. ... Sie auch ein Bier? — Nein, danke.
a) trinkt; b) trinkst; c) trinken;
d) trinke.
3. Warum ... man hier nicht parken? a) durfen; b) darf; c) darfst;
d) diirf.
4. Um 8 Uhr ... Fritz aufgestanden.
Dann hat er gefriihstiickt.
a) hat; b) ist; c) hatte; d) wird.
5. Als er nach Hause kam, ... seine Frau schon lange.
a) schlafen; b) schlaft; c) schlaft; d) schlief.
c) neuer;
6. Wie gefallt dir mein ... Mantel?
Er steht dir ausgezeichnet!
a) neue; b) neue d) neuen.
7. Ich wei/3, ... Frau Muller heute nicht kommt, weil sie krank ist.
a) das; b) da/3; c) die; d) damit.
8. ... Goethe lebte, gab es noch keine
Autos.
a) als; b) wenn; c) wann; d) wie.
9. Er interessiert sich sehr ... Fu/3ball.
a) iiber; b) fur; c) an; d) um.
10. Wissen Sie, wie dieses Wort ... ? a) geschrieben werden; b) geschrie-
ben wird; с) schrieben wird; d) ge-schrieben worden.
11. Ich fahre nach Frankreich aber Michael fahrt ...
a) nach Tiirkei; b) nach der
Tiirkei; c) in die Tiirkei; d) in das
Tiirkei.
12. Wie ... du denn mein neues Kleid?
a) gefallen; b) gefallst; c) findest;
d) steht.
13. Warum stehen Sie denn? ... Platz!
a) Nehme doch; b) Nimm doch;
c) Nehmen Sie bitte; d) Nimmst doch.
Ключ: 1(b); 2(c); 3(b); 4(b); 5(d);
6(c); 7(b); 8(a); 9(b); 10(b); 11(c); 12(c); 13(c).
Тест для аудирования
SO STELLE ICH MIR SCHULE VOR
Ein Wettbewerb
Wie in den meisten anderen Landern, so wird auch in der Bundesrepublik immer wieder dariiber nachgedacht, ob die Schulen gut und richtig organisiert sind, ob die Schiiler wirklich das lernen, was sie spater im Leben brauchen, ob sie zuviel oder zuwenig lernen und ob sie sich in den Schulgebauden wohl fiihlen. Eltern, Politiker, Lehrer und Leute aus der Industrie sagen dazu ihre Meinung, und es gibt so viele Meinungen, wie es Menschen gibt, die gefragt werden. Die jenige Gruppe, die es am meisten angeht,
wird selten oder uberhaupt nicht gefragt: die Schuler. Das sollte anderes werden, und deshalb wurde vor ein paar Jahren ein Wettbewerb zu dem Thema „So stelle ich mir Schule vor“ veranstaltet. Schuler sollteh besehreiben, wie sie sich die ideale Schule vorstellen. Die Veranstalter dieses Wettbewerbs waren das Zweite Deutsche Fernsehen, Firmen und Verlage, die ,,Lehrmittel“ herstellen, also Atlanten, Globen, Landkarten, physikali-sche Gerate, Sprachlabors, Lehrbiicher — alles, was man in der Schule braucht.
Проверка понимания прослушанного
пап
en.
1. Woriiber wird in der Bundesrepublik
nachgedacht?
a) Ob die Schuler gut und richtig organisiert werden.
b) Ob das Lernen in der Schule den Schulern Spa/S macht.
c) Ob die Schuler viel Neues in der
Schule beko
2. Wer sagt seine Meinung zum Thema „So stelle ich mir die Schule v°r“?
a) Politiker; b) Geschaftsleute;
c) Schuler.
3. Wer wird selten oder uberhaupt
nicht gefragt?
a) Eltern; b) Schuler; c) Lehrer.
4. Wozu wurde dieses Wettbewerb
veranstaltet?
a) Weil es viele Probleme mit der Schule gab.
b) Das sollte anders werden.
c) Weil das Interesse bei den Schulern erweckt.
5. Wer war der Veranstalter dieses
Wettbewebs?
a) Verschiedene Behorden.
b) Gesellschaftliche Institutionen.
c) Firmen und Verlage.
6. Womit beschaftigen sich au/Jerdem diese Institutionen?
a) Die Materialien veroffentlichen.
b) ,,Lehrmittel“ herstellen.
c) Ein Drehbuch fur einen Film schreiben.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Тест 1
N
текущего контроля знании
I. Запишите цифрами предложения.
1. One and two is three.
2. Three and five is eight.
3. Seven and three is ten.
II. Вставьте правильную форму глагола to be.
1. I ... a student.
2. Не ... a young architect.
old workers.
3. They
ие вопросы, all?
III. Ответьте на следую
1. Is your school large or s
2. Are the tables and the chairs in
brown?
ps?
4. What colour is the ceiling?
your classroo
3. Where are the la
не предложе ния на английский язык.
1. Она не студентка. Она врач.
2. Мы в университете, а они дома.
3. Где моя книга? Она на столе.
V Впишите числительные в предложения.
1. Fourty minus twenty-one are
2. Thirty six divided by nine is
3. Nineteen plus five are
4. Eight times four is
• • •
♦ ♦ ♦
5. Ten
two
point • five is
zero divided by
point —
6. A half plus five seconds are ...
7. Twenty — point — three times two - four is ...
point
8. Eight
are
sixths
dnus three sixths
• • ♦
VI. Заполните пропуски.
Ч-
• # •
Ключ: you you your yourself yours
he him his himself his
she her her herself her
we us our ourselves ours
you you your yourselves theirs
I me my myself mine
you
he him
she her
we
you yourselves
Тест 2 для текущего контроля знаний
I. Дополните вопросы одной из глагольных форм: do, does, is, are, have, has.
1. How old ... you?
2. Where ... you come from?
3. ... they got ary children?
4. ... she married?
5. ... she like teaching?
6. What ... he like doing at the weekend?
7. ... you Chinese?
8. ... you speak Chinese?
9. ... he got a car?
10. How many chilgren ... you got?
Ключ: 1) are; 2) do; 3) have; 4) is;
5) does; 6) does; 7) are; 8) do; 9) has; 10) have.
11. Ответьте на вопросы А, правильно подобрав нужную форму В.
А
a) How old are you?
b) What do you do?
c) Do you like nursing?
d) When did you start nursing?
e) What do you like doing at the
weekend?
f) Are you married?.
g) Have you got any children?
В
1. Yes, I am.
2. Seven years ago.
3. She’s a radiographer.
4. Running.
5. Yes, I do.
6. 26.
7. I’m a nurse.
8. Yes, two.
Ключ: a — 6; b — 7; с — 5; d —
2; e — 4; f — 1; g — 8; h — 3.
III. Исправьте ошибки в следующих предложениях.
a) 1.1 have lived in Chesswood .for five years.
2. I live in Chesswood for five years.
b) 1. We moved here after my daughter was born.
/ 2. We have moved here after my
daughter was bom.
c) 1. Before that we have lived in London.
2. Before that we lived in London.
d) 1. I am a teacher since I left
university.
2. I have been a teacher since I left
university.
e) 1. I went to Bristol University in
1984.
2. I have been to Bristol University in 1984.
f) 1. We have studied English since
three years.
2. We have studied English for three
years.
g) 1. I never went to Russia, but I’d like to.
2. I have never been to Russia, but I’d like to.
Ключ: a) 1; b) 1; c) 2; d) 2; e) 1; f) 2;
g) 2.
IV. Раскройте скобки и поставьте глаголы в нужном грамматическом времени.
Carla Brown has a job in advertising. It’s a good job, and she (a) ... (earn) over $ 20 000 a year. She (b) ... (study) marketing at college, and then (c) ... (find) a job With a small advertising agency in Manchester. Since then she (d) (change) her job several times. Now she (e) ... (work) for Jerome and Jerome, which is a big company for three ' years.
The company has clients in America, and she (g) ... (be) there several times on business. Last year she (h) ... (spend) six months there.
Ключ: a) earns; b) studied; c) found;
Тест 3 для текущего
I. Вставьте в предложения will or going to.
1. A: I’ve got a terrible headache.
B: Have you? Wait there and
I ... (get) an aspirin for you.
2. A: Why are you filling that bucket
with water?
В: I ... (wash) tli • car.
3. A: I’vi decided to repaint this room.
B: Oh, have you? What colour ...
(you paint) it?
4. A: Look! There’s smoke coming out of that house. It’s on fire!
B: Good heavens! I ... (call) the fire-brigade immediately.
d) has changed; e) works; f> has been;
g) has been; h) spent.
V. Задайте вопросы к выделенным словам.
a) They are talking about somebody.
b) Peter works for somebody.
c) Somebody hit Lilly.
d) Something smells awful!
e) Jeremy lives with someone.
f) Mike and Polly are arguing about
something.
g) Sh! I’m listening to something.
h) Someone gave me $ 100!
mMMMirnmmm
i) Someone told me Ann was getting married!
j) Something just crept across the carpet!
Ключ:
a) What ar® they talking about?
b) Who does Peter works for? c) Who hit Lilly? d) What smells awful? e) Who does Jeremy live with? f) What are they arguing about? g) What are you listening to? h) Who gave me $ 100? i) Who told you Ann was getting married? j) What just crept across the carpet?
контроля знании
5. A: The ceiling in this room doesn’t look very safe, does it?
B: No, it looks as if it ... (fall)
down.
6. A: Where are you going? Are you going shopping?
В: I ... (buy) something for dinner.
7. A: I can’t work out how to use this
Camera.
B: It’s quite easy. I ... (show) you.
8. A: What would you like to drink — tea or coffee?
В: I ... (have) tea, please.
9. A: Has George decided on what to
do when he le,-./es school?
B: Oh yes. Everything is planned. He ... (have) a holiday for a few weeks and then he ... (start) a computer programming course.
10. A: Did you post that letter for B: Oh, I’m sorry. I forgot. I ... (do) it now.
e?
completely
Ключ: 1) will; 2) going to; 3) going
to; 4) will; 5) going to; 6) going to;
7) will; 8) will; 9) going to, going to;
10) will.
II. Выберите один из глаголов для каждого предложения, поставьте глаголы в нужное грамматическое время (глаголы не могут быть использованы дважды): remember, forget, remind, memory, recognise, remember.
I was sitting on the bus the other day when I (1) ... a woman in the seat in front of me. But, although her face was familiar, I couldn’t (2) ... her name.
Unfortunately, she had seen me too. „Hello“, she said, smiling. „I’m sorry“, I said, I’ve (3) ... your name. I’ve got a terrible (4) ... for names. „That’s all right“, she said. „To tell you the truth, I can’t (5) ... yours. Can yon (6) ... me?“ „It begins nith a B“, I said, deciding to ake a game of it...
Ключ: 1) recognised; 2) remember;
3) forgotten; 4) memory; 5) remember;
6) remind.
III. Раскройте скобки и вставьте правильную грамматическую форму глагола.
1. I would like to go home now. ... late (It gets/it’s getting).
8. The Scots world (make/are
9. Italians ...
10. „What
2. „What ...?“ „Beer. Can I give you some?“ (do you drink/are you drinking).
3. „Whene’s Lucy?“ „... a bath“ (She
has/She’s having).
4. What sort of films ...? (do you like/
are you liking).
5. „Do you speak French?11 „No, ..." (I don’t/I’m not).
6. What time ... to bed?(do you usually go/are you usually going).
7. Have you got anything to eat? ... hungry (I get/I’m getting).
the best whisky in the aking).
ore wine than English
(drink/are drinking).
?“ „I’m practising the guitar“ (do you do/are you doing).
Ключ: 1) It’s getting; 2) are you
drinking; 3) she’s having; 4) do you like;
5) No, I don’t; 6) do you usually go;
7) I’m getting; 8) make; 9) drink; 10) are you doing.
IV. Произношение. Произнесите правильно следующие вопросительные предложения.
1. What are you doing?
2. What’s she eating?
3. Where are they doing?
4. What did she say?
5. How do you know?
6. Why are you drinking my tea?
7. When do you want to come?
8. What time are you going to work orrow?
to
9. Who did you see yesterday?
10. What are you doing this evening?
Тест 4 на аудирование
I. Выучите диалог I.
Диалог I
Phoning home — Justin and his mother M = Mother
J = Justin
M Hello. Bedford 21698.
J Hello, Mum. It’s me, Justin.
M Hello, love. How are you?
J I’m fine, but, I’m really tired.
M Oh — what have you been doing? J Well, we’ve just started exams, so I’ve been staying up late ... erm ... it was three o’clock last night ... yeah, I’ve been studying really hard.
M Of course, it’s exam time. When did they start?
J Last Thursday. We had our first one on Thursday morning. It was terrible. I don’t want to talk about it.
M OK. What else have you been
doing?
J Not a lot. I’ve been working too hard. Sometimes I go round to Lucinda’s place and we study together.
M Lucinda? I haven’t heard about
her before. Who is she?
J You know — Lucinda — I’m sure I’ve told you about her. She’s doing the
same course as me. I’ve known her for ages. We often help each other with work ... erm ... not ... all the ... er ... time. Sometimes we go to the pub or cook a eal togeth. Today we’ve been testing each other on economics and marketing. That’s tomorrow’s exam. She’s just gone out to get a Chinese takeaway. Anyway, Mum — how are you and Dad? What have you been doing all day?
M Well, I’ve got another business trip tomorrow, so I’ve been packing all day — getting ready to go.
J Packing? Oh, yes, I’d forgotten — you’re going to Geneva. I hope it goes well ... erm ... How long are you away for?
M Only three nights. It’s a conference.
J Oh, that’s not too long. What about Dad? How is he?
#
M He’s very well, but pretty tired. It would be better if he didn’t have to commute to London every day. He’s been gardening most of today, and watching cricket on TV.
J Typical? A typical Sunday — gardening and cricket. Tell him I’ll go to a match with him when I come home.
M
e?
when exactly are you
Oh, yes
coming ho
J In two weeks. Term ends on the thirteenth. Oh — Mum, would it be OK if Lucinda came to stay in the holiday? Erm ... we have to do a project together.
M That’s fine, love. She’s very welcome to stay. We’d like to meet her.
J Thanks, Mum. Lucinda’s just come back with the food. I’ll ring again before I come home. Love to Dad.
M Bye, love. And good luck in the
exams!
J Thanks. I need all the luck I can get. Bye. Have a good time in Geneva!
M Thanks. Take care of yourself and work hard. Bye.
II. Заполните пропуски в диалоге II
по памяти.
Phoning home М = Mother
Диалог II — Justin
J
М
Justin
♦ • •
J Hello, Mum. It’s me, Justin. M
J I’
M ...
J
fine, but, I’m really tired.
yeah, I’ve been
er
Well, we’ve just started exams, so I’ve been staying up late... erm... it was three o’clock last night ... studying really hard.
M ...
J Last Thursday. We had our first one on Thursday morning. It was terrible. I don’t want to talk about it.
M
J Not a lot. I’ve been working too hard. Sometimes I go round to Lucinda’s place and we study together.
M ...
J You know — Lucinda — I’m sure I’ve told you about her. She’s doing the same course as me. I’ve known her for ages. We often help each other with work ... erm ... not ... all the time. Sometimes we go to the pub or cook a meal together. Today we’ve been testing each other on economics and marketing. That’s tomorrow’s exam. She’s just gone out to get a Chinese takeaway. Anyway, Mum — how are you and Dad? What have you been doing all day?
M ...
J Packing? Oh, yes, I’d forgotten — you’re going to Geneva. I hope it goes well... erm ... How long are you away for?
M ...
J Oh, that’s not too long. What about Dad? How is he?
M ...
J Typical? A typical Sunday — gardening and cricket. Tell him I’ll go to a match with him when I come home.
M
J In two weeks. Term ends on the thirteenth. Oh — Mum, would it be OK if Lucinda came to stay in the holiday? Erm ... we have to do a project together.
M ...
J Thanks, Mum. Lucinda’s just come back with the food. I’ll ring again before I come home. Love to Dad.
M ...
J Thanks. I need all the luck I
can get. Geneva!
Bye. Have a good time in
• ♦ ♦
M
Тест 5
Дайте ответы на поставленные вопросы в письменной (устной) форме.
SITUATIONS
1. Are
you a „career girl“ or a „housewife11? If you are a „career girl“ prove that you can successfully combine professional work with domesticy, make a good wife and mother. If you are a „housewife" oppose the career girls’ arguments.
2. Why be careful on April last?
3. Where would you choose to sit in a theatre: stalls, circle, gallery or box? Why?
4. Who is the best man at a wedding in the UK and the USA? What is his task?
5. If you were sitting in the cinema behind someone who was making a lot of noise, what noise would you make to ask them to be quiet?
Ключ:
2. It’s April Fools’ Day (All Fools’ Day) when, up to midday, it is common for people to play practical jokes on each
other.
3. The stalls are seats on the ground floor and usually near the stage. The
gallery is an upper floor high up at the back of the theatre. The circle or balcony is an upper floor between the gallery and the stalls. A box is a small, more private
the
space with seats, separate fro
at the side
seating
theatre
am of the
It will
area,
and close to the stage, not surprise you know that the ticket price for these different seats varies a good deal.
4. The best man at a traditional Christian wedding in the UK and the USA is the person chosen by the bridegroom to accompany him during the ceremony and help him at the reception which usually follows. The best man looks after the wedding ring until the bridegroom has to place it on the bride’s finger. At the reception he often reads out greetings
essages and is asked to give a short and often humorous speech.
5. You would probably say ,,Sh“ or ,,Ssh“!
Тест 6 для итогового контроля знаний
I. Артикли. Вставьте пропущенные артикли а (ап) или the.
1) There was ... knock on ... door. I opened it and found ... small dark man in ... Blue overcoat.
2) He said he was ... employee of ... gas company.
3) Are John and Mary ... cousins? No, they aren’t ... cousins; they are ... brother and ... sister.
4) ... fog was so thick that we couldn’t see ... side of ... road.
5) Peter thinks that this is quite ... cheap restaurant.
6) Number ... hundred and two, ... house next door to us, is for sale.
7) Professor Jones, ... man who discovered ... new drug that everyone is talking about. ,
8) We’re going to ... tea with ... Smiths
today.
9) He got ... job in ... south and spent ... next two years doing ... work he really enjoyed.
10) My aunt lived on ... ground
floor of ... old house on ... river Thames.
Ключ:
1) a, the, a, a; 2) an, the; 3) —, —, —, —; 4) the, the, the; 5) a; 6) a, the;
7) the, the; 8) —, the; 9) a, the, the, —; 10) the, an, the.
II. Преобразуйте предложения в прямую речь.
1) Tom invited Ann to come for a drive the follwing day.
2) He said he’d leave it to her.
3) Ann wondered what was on at the Royal Shakespeare Theatre.
4) He asked Ann if she could be ready by ten.
5) Ann said with regret that she
couldn’t as she had to type a report first.
Ключ:
1) Tom: „Would you like to come for a drive, tomorrow?“
2) Tom: „Well, I’ll leave it to you“.
3) Ann: „I wonder what’s on at the
Royal Shakespeare".
4) Can you be ready by ten?
5) Ann: „I’m afraid not. I’m very sorry. I have to type a report First1*
III. Пассивный залог. Видоизмените предложения в пассивные.
1) They feed the seals at the zoo twice
a day.
2) Who wrote it?
3) He expected us to offer him the job.
4) Lightning struck the old oak.
5) Did the idea interest you?
6) Beavers make these dams.
7) Students are doing a lot of the work.
Ключ: 1) seals are fed; 2) who was it written by; 3) he expected to be offered;
4) oak was struck by Lightning; 5) v/ere you interested by the idea? 6) dams are made by beavers; 7) a lot of the work is being done by students.
IV. Переведите предложения с русского на английский язык.
1) Мы сидели за столом и пели песню, когда они вошли.
2) Я видел Тома в парке, он сидел на траве и читал книгу.
3) Когда мы вышли на улицу, шел дождь.
4) Мери была одета в новое платье, когда я встретил ее вчера.
5) Во время игры в футбол он упал и сломал ногу.
6) Было замечательное утро. Она подошла к окну, открыла его и выглянула на улицу.
7) Вчера вечером, когда он читал книгу, он вдруг услышал шум в саду.
8) Вчера весь день шел дождь.
Ключ:
1) We were sitting at the table and singing a song when they came.
2) I saw Tom in the park, he was sitting on the grass and reading a book.
3) When we went out it was raining.
4) Mary was wearing her new dress when I met her yesterday.
5) He fell down and broke his led while he was playing football.
6) If was a beautiful morning. She came to the window, opened it and looked out.
7) When he was reading a book last night he heard a noise in the garden.
8) It was raining all day yesterday.
Тест 7 для итогового контроля знаний
I. Выберите правильный вариант: а, Ь, с, d.
1. I didn’t enjoy:
a) play football.
b) playing football.
c) played football.
d) having played football.
2. How many brothers and sisters:
a) have you got?
b) do you got?
c) are you?
d) you have got?
3. When did you:
a) start learn English?
b) start learning English?
c) started learning English?
d) starting learn English?
4. I’m not as old:
a) that my brother.
b) than my brother.
c) as my brother.
d) like my brother.
5. They are:
a) the nicer people I have ever met.
b) the nicest people I have ever met.
c) nicest people I have ever met.
d) most nice people I have ever met.
6. Whose is this bag?
a) It’s my.
b) It’s me.
c) It’s mine.
d) It’s of me.
7. Is it necessary to reserve a table?
a) No, you mustn’t.
b) No, you haven’t.
c) No, you shouldn’t.
d) No, you don’t have to.
8. Why don’t we:
a) to go to the disco?
b) going to the disco?
c) go to the disco?
d) are going to the disco?
9. Does he arrive on time?
a) No, never.
b) No, he never.
c) No, he does never.
d) No, he doesn’t never.
10. Have you been to town:
a) last week?
b) recently?
c) yesterday?
d) at 10 o’clock?
11. If your plane is late:
a) I won’t wait.
b) I don’t wait.
c) I didn’t wait.
d) I couldn’t wait.
12. Is Andrew here?
a) No, he didn’t arrive yet.
b) No, he didn’t arrive already.
c) No, he hasn’t arrived yet.
d) No, he hasn’t arrived already.
13. I’ve had this watch since:
a) 12 years.
b) years.
c) 12 years ago.
d) a long time.
14. I was waiting for the bus when:
a) I was seeing Harry.
b) I have seen Harry.
c) I see Harry.
d) I saw Harry.
15. We need a:
a) kilo of flour.
b) milk.
c) flour.
d) tomatoes.
16. ... he’s goodlooking, he hasn’t got a girlfriend.
a) However;
b) Although;
c) Because;
d) But.
17. If I had the money:
a) I will buy a flat.
b) I bought a flat.
c) I would buy a flat.
d) 1 buy a flat.
18. Do you think this test is easy?
a) Yes, I think so.
b) Yes, I think it.
c) Yes, I think that.
d) Yes, I think such.
Ключ: 1(b); 2(a); 3(b); 4(c); 5(b); 6(a); 7(d); 8(c); 9(a); 10(b); 11(a); 12(c); 13(c); 14(d); 15(a); 16(b); 17(c); 18(a).
g) happy
h) naughty
i) boring j) messy
II. Для приведенных ниже прилага-
подберите прилагательное с
тельных противоположном значением: generous, well-behaved, pleased, tidy, quiet, beautiful, interesting, modern,
poor, miserable.
a) ugly d) mean
b) annoyed e) old
c) noisy f) wealthy
Ключ:
a) beautiful;
b)
c) quiet; d) generous; e) modern; g) miserable; h) well-behaved resting; j) tidy.
pleased; f) poor; i) inte-
III. Переведите с русского на английский:
1. Разреши воспользоваться твоим калькулятором.
2. Я не люблю жадных людей, а он всегда беспокоится о своих деньгах.
3. Тонет ли дерево в воде?
4. Она была счастлива дать интервью.
5. Что ты делаешь в свободное время?
6. Любят ли британцы свою национальную кухню?
7. Мужчины обычно не любят помогать по дому и сидеть с детьми.
8. Он приехал в Британию 6 лет тому назад и не мог тогда бегло говорить по-английски.
9. Мне было не сложно адаптироваться в Японии.
10. Его родители разведены, но он каждое лето проводит со своим отцом.
11. Ты серьезно увлекаешься модой?
12. Сейчас они либо играют в футбол, либо смотрят телевизор.
13. Они владеют самым большим количеством видеотехники и домашних компьютеров в Европе.
14. У меня один младший брат.
15. У Вас есть посудомоечная машина?
16. Я начинаю учебу на следующей
неделе.
17. Хотелось бы вам быть домашней хозяйкой?
Я не
18. Почему ты смеешься?
знаю.
19. Когда они приезжают? — На еле-
дующей неделе.
Ключ:
1. Lef me use your calculator.
2. I don’t like mean people, but he is
always worries about his money.
3. Does wood sink in water?
4. She was happy to do the inter-
view.
5. What do you do in your free
time?
6. Do the British like helping in the house and babysitting.
7. Men usually don’t like helping in the house and babysitting.
8. He came to Britain 6 years ago and that time he could not speak English fluently.
9. It wasn’t difficult for me to adjust in Japan.
10. His parents are divorced, but he spend every summer with his father.
11. Do you follow fashion seriously?
12. They are either playing football or watching TV at the moment.
13. They own the most videos and home computers in Europe.
14. I have one younger brother.
15. Have you got a dishwasher?
16. I’m starting my study next
week.
17. Would you like to be a full-tii housewife?
18. Why are you laughing? I don’t know.
19. When are they coming? Next week.
IV. Задайте вопросы к выделенным словам и выражениям.
1. Не likes black coffee.
2. Не never wears a hat.
3. She’s got a husband and two children.
4. We are working in a restaurant now.
5. In England people drive on the left.
Ключ:
1. What does he like?
2. What does he never do?
3. Who has got a husband?
4. Where are we warking now?
5. How do people drive in England?
II
Тест 8 для итогового контроля знаний
knew
гип условного предло-
Englich literature bet-
for
e to study. I’ll speak to
жения.
1. If I
ter, it would be easier
2. If he comes early, him.
3. If they were here, I should have a
talk with them.
4. We wouldn’t have missed the train,
if we had hurried.
5. If I had known English then, I’d have worked as a teacher.
6. We shall not (shan’t) go for a walk,
if it rains.
7. What would you do if you had some
time to spare?
8. Mary wouldn’t have been sick, if she hadn’t eaten all those sweets.
9. If you don’t take this medicine regularly, you’ll never get rid of your cough.
10. If I had money with me, I could lend you some.
Ключ:
1. Subjunctive conditional Present.
2. Open conditional.
3. Subjunctive conditional Present.
4. Subjunctive conditional Past.
5. Subjunctive conditional Past.
6. Subjunctive conditional Past.
7. Subjunctive conditional Present.
8. Subjunctive conditional Past.
9. Open Conditional.
10. Subjunctive Present.
11. Завершите предложения.
1. If it were winter vacation, I ...
2. He wishes I ... .
3. Unless ... I shan’t come to this hotel
again.
4. If I were in your
5. If my friend had last week, he’d ...
shoes, I been in
Moskow
III. Ответьте на вопросы.
1. What will you do if have a high temperature?
2. Where would you go if you were in
London?
(to the National Picture Gallery, to the British museum, to Downing Street, to Trafalgar Square, to Covent Garden, to St. Paul’s Cathedral)
3. What language would you study if you were to choose again?
4. What would you have done if your friend had won the prize?
IV. Переведите на английский.
1. Если бы я был художником, я бы нарисовал портрет этого человека.
2. Будь я на вашем месте, я бы поел пораньше, чтобы застать его.
3. Жаль, что он не очень серьезен.
4. Если бы вы оставили мне записку, я бы зашел к вам вчера.
5. Работа была бы испорчена, если бы мы не приняли срочные меры.
6. Я бы пошел вчера в кино, если бы у меня было желание это сделать.
7. Если я смогу, я помогу вам.
8. Если ты мне поможешь, мы закончим работу вовремя.
Ключ:
1. If I were an artist, I would paint this man’s portrait.
2. If I were you, I would go earlier to
catch him (to find him).
3. I wish, he were serious.
4. If you had left me a message, I
would have called on you (dropped in)
yesterday.
5. The work would have been spoiled if we hadn’t taken urgent measures.
6. I would have gone to the cinema
yesterday, if I had a wish to do it.
7. If I can, I’ll help you.
8. If you help me, we’ll finish the work in time.
Н. М. ВЕРЕЩАГИНА, методист Городского управления образованием г. Саранска
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОРОДСКИХ ОЛИМПИАД СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
В последнее десятилетие в практике преподавания иностранных языков широкое распространение получили разного рода тесты, или, как их еще называют, квизы, используемые для контроля знаний, умений и навыков учащихся.
В российской педагогике тесты применяются с целью установления „следящего контроля4* Преимущество тестирования — в том, что тест требует определенного направления ответа, тогда как обычный вопросно-ответный прием контроля дает возможность учащемуся ответить правильно, обойдя трудности, которые требуется преодолеть.
Различают выборочные тесты и тесты со свободно конструированным ответом.
Остановимся на рассмотрении выборочных тестов, которые могут быть: а) альтернативными и б) тестами множественного выбора.
Альтернативные тесты требуют узнавания правильного ответа; к ним относятся задания по форме „верно-не-вернои, например:
Определите, верно или неверно утверждение. Если оно неверно, дайте правильный ответ:
Antoine de Saint — Exsupery est l’auteur du roman „Notre Dame de Paris" Napoleon a perdu la bataille de Waterloo en 1820.
Тесты множественного выбора имеют три основные формы и предполагают:
© Н. М. Верещагина, 1998