ПЕДАГОГИКА
(шифр научной специальности: 5.8.7.)
Научная статья УДК 37
doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-198-204
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
© Ирина Владимировна Щербакова1, Николай Александрович Морозов2
1Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону;
2Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации,
г. Волгодонск, Россия
[email protected] [email protected]
Аннотация. Рассмотрены вопросы контроля и самоконтроля во время дистанционного обучения, связанного с ограничениями в связи с пандемией Covid-19. Портал Скиф, созданный на базе Донского государственного технического университета, стал главным подспорьем обеспечения эффективного процесса обучения. Представлены различные виды тестирования: диагностическое, текущее, итоговое. Исследована возможность использовать тесты для организации образовательного процесса и контроля знаний. Отмечено, что форма контроля в виде тестов работает для организации самостоятельных работ. Сделан вывод о том, что такая форма контроля и самоконтроля является незаменимой в процессе обучения.
Ключевые слова: тест, тестирование, тестовые задания, задание, контроль, самоконтроль, грамматика, лексика, иностранный язык, обучающийся, дистанционное обучение, онлайн-курс, технический вуз, высшая школа.
Для цитирования: Щербакова И.В., Морозов Н.А. Тестирование как одна из форм контроля и самоконтроля обучающихся в период пандемии Covid-19 и дистанционного обучения в техническом вузе // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 92. № 3. С. 198-204. doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-198-204
PEDAGOGY
(specialty: 5.8.7)
Original article
Testing as one of the forms of control and self-control of students during the Covid-19 pandemic and distance learning at a technical university
© Irina V. Shcherbakova1, Nikolai A. Morozov2
1Don state technical university, Rostov-on-Don, Russian Federation; 2Rostov law institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Volgodonsk, Russian Federation [email protected] [email protected]
Abstract. It is considered the issues of control and self-control during distance learning related to the restric -tions in connection with the Covid-19 pandemic. These restrictions led to the massive creation of online courses and the introduction of systems for monitoring the knowledge acquired by students. The Skif portal, created on the basis of the Don state technical university, has become the main tool for ensuring an effective learning process. Traditional knowledge control has become impossible during the pandemic. Testing in this case has become a special educational method of knowledge control. We have developed a large number of tests to check knowledge on topics and control the discipline module. Various forms of questions were included in the verification test: a ques -tion with the choice of the correct answer, marking the expression true or false, becoming the correct sequence, inserting the correct answer. The following types of testing are presented in this study: diagnostic, current, final. When analyzing these types of testing and the tasks we set, it became clear that the teacher has the opportunity to use tests to organize the educational process and control knowledge. We note that the form of control in the form of tests works for the organization of independent work. We concluded that this form of control and self-control is indispensable in the learning process.
Key words: test, testing, test tasks, assignment, control, self-control, grammar, vocabulary, foreign language, student, distance learning, online course, technical university, higher school.
For citation: Irina V. Shcherbakova, Nikolai A. Morozov Testing as one of the forms of control and self-control of students during the Covid-19 pandemic and distance learning at a technical university. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 92. No 3. P. 198-204. doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-198-204
Введение
Наряду с традиционной формой обучения вполне полноправной уже стала дистанционная форма [2, с. 60]. Система дистанционного обучения представлена онлайн-курсами, курсами повышения квалификации и курсами профессиональной переподготовки [3]. Занятия, ранее проходящие в оффлайн-режиме, стали проводить в сервисах беспроводного взаимодействия с целью организации видеоконференций и вебинаров. Самыми распространенными платформами стали Zoom и Discord [1, с. 175]. Стоит также отметить Google classroom - систем для организации учебного процесса дистанционно [9, с. 01077]. В данной системе имеется возможность создать класс, отмечать присутствие обучающегося на занятии, а также возможность составления теста в форме Google.
Дистанционное обучение внедрилось в заочное обучение. Такая форма приветствуется студентами заочных факультетов [8, с. 277]. Дистанционное образование стало доступно для тех обучающихся, которые находятся в отдаленных населенных пунктах [13, с. 12019]. Данные студенты не имеют возможности посещать вузы очно, и дистанционное обучение стало прекрасной альтернативой совмещать образование и работу.
Связующем звеном между преподавателем и обучающимися является компьютер и всемирная сеть Интернет [10]. Но на просторах интернета существует большое количество дистанционных курсов [11]. Как же выбрать правильный? В данном случае преподаватель является направляющей для студентов [6, с. 237].
Проблема тестирования недостаточно изучена. В настоящее время применяют тесты для проверки знаний в основной школе. В период пандемии высшим школам пришлось адаптироваться и полностью перейти на дистанционное обучение, преподаватели стали создавать онлайн-курсы по каждой дисциплине, изучаемых в высшей школе [12].
Следует отметить, что дистанционное обучение предполагает самостоятельную работу студентов [5, с. 68]. В связи с этим считаем необходимым создать текущие тесты для самоконтроля обучающихся. При дистанционном обучении стоит разобраться, имеет ли смысл создание тестов в той или иной дисциплине, насколько хороша та или иная дисциплина подходит для дистанционного обучения [7, с. 44].
Стоит подчеркнуть, что не каждая дисциплина может быть оформлена в виде тестов. Математика имеет множество формул, здесь будет не просто заключить их в виде тестов. Становится очевидным, что в современном мире и с развитием дистанционных и инфоком-муникативных технологий современному обществу стоит подстраиваться и подстраивать дисциплины и курсы под дистанционный режим [14].
В научных журналах большое количество работ посвящено дистанционному обучению и формам контроля знаний. Нами были изучены труды зарубежных и российских ученых о формах контроля знаний обучающихся [15]. Одной из основных форм стало тестирование.
Обсуждение
Тестирование - это самостоятельная работа студента, ориентированная на установление пробелов в знаниях обучающегося. Тестирование возможно применить ко всем дисциплинам. В данном случае целью преподавателя является создание теста для контроля той или иной пройденной темы, а также контроля всего модуля дисциплины [4, с. 252]. Преподавателя встречают такие трудности как подбор учебных материалов для дистанционного обучения.
Перед преподавателем стоит задача правильно подобрать тестирование для обучающихся на каждом этапе обучения. Данное наблюдение поможет правильно оценить эффективность дистанционных курсов и самого процесса обучения. Отмечаем, что тестирование в высших школах используется только для определения итогового результата, как итоговый тест по прохождению дисциплины.
Актуальность данного исследования обусловлена внедрением форм контроля и самоконтроля знаний обучающихся во время дистанционного обучения.
Целью представленного исследования стало рассмотрение основных видов и форм тестирования и выявление наиболее практической формы тестирования. В научной статье описаны основные виды тестов и представлены наиболее употребительные. Нами были созданы тесты по уровням владения иностранным языком, тематические тесты по уровням и итоговые тесты.
Заявленная нами цель предполагает решение следующих задач: 1) определить и рассмотреть основные формы контроля знаний; 2) выявить тестирование как одно из форм контроля и самоконтроля; 3) рассмотреть виды тестовых вопросов и применить их в практических тестах, опробовать с обучающимися в онлайн-курсах; 4) выявить наиболее эффективные виды тестовых вопросов.
Объектом представленного исследования являются тесты диагностические, текущие и итоговые. Предметом исследования является форма и вид теста, который предоставляется обучающимся в онлайн-курсах.
Нами были использованы методы, применяющиеся при изучении педагогического опыта. Основным эмпирическим методом стал метод целенаправленного наблюдения. Был задействован метод прямого наблюдения, так как данный процесс изучает непосредственно исследователь. В начале эксперимента применялся метод изучения письменных работ и метод анкетирования.
Достоверные положения и выводы были получены путем теоретических методов. Нами были анализированы и обобщены данные научной и педагогической литературы. Был задействован метод обработки полученных данных. Произведен количественный и качественный анализ, обобщены экспериментальные данные.
Материалом представленного нами исследования выступили тесты проверки и контроля, а также самоконтроля знаний обучающихся. Нами были задействованы текущее тестирование для проверки полученных знаний, использованы диагностическое тестирование для определения уровня владения материалом, итоговое тестирование определяло уровень полученных знаний на конец обучения.
Научная новизна данного исследования обусловлена комплексным подходом в изучении тестирования как основной формы контроля и самоконтроля знаний в период дистанционного обучения. В ходе проделанного нами исследования были изучены и сформированы тестовые задания и тесты.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что полученные знания дают возможность дальнейшего изучения тестирования как основной формы контроля в период дистанционного обучения. Данные, полученные в ходе исследования, вносят вклад в развитие методики преподавания иностранных языков, учитывая то, что проведенное нами исследование основано на дисциплине иностранные языки.
Практическая значимость работы основана на применении полученных данных. Они могут быть использованы при составлении текущих, диагностических и итоговых тестов. Контроль, полученных знаний обучающимися - это составляющая часть всего учебного процесса. Контроль и самоконтроль - важная компетенция современного преподавателя. Контроль является не просто процессом выставления баллов или оценки. В контроле знаний современный преподаватель закладывает пути для обратной связи, взаимную рефлексию, которая может способствовать формированию дополнительных навыков, а также формировать мотивацию обучающихся и вовлечение их в сам процесс обучения.
В настоящем исследовании мы выявили границы использования тестов и тестовых заданий, как главного инструмента для контроля знаний обучающихся. Все чаще используют тестирование для контроля промежуточных знаний. Данный вид тестирования - текущий, является незаменимым и очень важным. При дистанционном обучении и в онлайн-курсах текущий контроль знаний необходим.
Анализ, проведенный нами, показал, что многие преподаватели пренебрегают тестированием как одной из форм контроля и самоконтроля знаний обучающихся. Этому сопутствуют следующие причины. Студенты высшей школы зачастую пользуются вспомогательными средствами при написании самостоятельных и контрольных работ, либо просто вслепую дают ответы на вопросы теста. Кроме того, стоит отметить, что существует лишь малое разнообразие тестовых вопросов, заданий и форм. Данный фактор добавляет минут в корзину дистанционного обучения.
Инфокоммуникативные технологии не стоят на месте. Для составления тестовых заданий можно отметить следующие формы вопросов: множественный выбор, верно или неверно, вопросы на соответствие, краткий ответ, числовой ответ и вычисляемый, а также вложенные ответы и, наконец, написание эссе.
Разберем типы вопросов. Множественный выбор - данный тип вопроса является самым распространенным. В данном вопросе стоит выбрать один правильный ответ из предложенных. Тип вопроса «верно / неверно» предполагает ответить, является ли выражение верным или нет. В данном типе только два варианта ответа по сравнению с предыдущим типом, где может быть до десяти вариантов (на усмотрение преподавателя). Вопрос на соответствие предполагает ответ на несколько вопросов, соотнесение на них ответы. Краткий и числовой ответ предполагает, что обучающийся должен сам вписать ответ в виде слова или числа. Вложенные ответы и эссе позволяют преподавателю оценить обучающихся и их работы. Студенты должны написать эссе или другую работу и прикрепить ответ в виде фото или скана.
Также встречаются типы нестандартных вопросов. Преподаватели иностранного языка могут использовать тип вопроса - выбор пропущенных букв или слов. Обучающемуся может быть предложен текст на иностранном языке и даны слова к тексту. Студенту необходимо вставить слова в правильном порядке. Следующий тип вопроса - это перетаскивание или упорядочение. Обучающемуся может быть предложены части одного текста и их нужно расположить в правильном порядке. Данный тип вопроса является очень важным. Преподаватель иностранного языка может проверить понимание текста обучающимся.
В трудах российских и зарубежных ученых отмечено, что тестирование является основной формой проведения контроля знаний обучающихся, находящихся на дистанционном обучении. Отмечено, что применение тестирования в высших школах является обязательным. Тестовые задания должны главным образом соответствовать требованиям образовательных стандартов. Проверка знаний обучающихся организована на разных уровнях.
Преподаватель при дистанционном обучении играет важную роль. Он является управленцем, корректором онлайн-курса в образовательном процессе, контролирует весь процесс обучения. Важно, чтобы преподаватель получал точные и своевременные данные о том, какими знаниями овладели обучающиеся.
Точно созданные тестовые задания являются правильным контролирующим инструментом в руках преподавателя. Преподаватель узнает из статистики ответов, какие существуют пробелы в знаниях обучающихся. Тестирование является одной из форм организации самостоятельной работы обучающихся. Тем самым они способны проводить самоконтроль полученных знаний.
Выводы
Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что контроль и самоконтроль необходим особенно для тех студентов, где происходит дистанционное обучение. Тестовые задания и вопросы, сформированные в рамках одного теста, не могут быть устойчивыми, задания должны заменяться и видоизменяться. Тесты должны быть сформированы, учитывая уровень владения знаниями обучающихся. Таким образом, текущее тестирование, которое преподаватель устроил для самоконтроля, позволяет выявить пробелы в знаниях обучающихся еще на этапах обучения. Что способствует коррекции недочетов и пробелов в знаниях. Преподаватель способен оценить эффективность обучения, он принимает активное участие в этом процессе.
Работа с дистанционным образованием требует огромного внимания со стороны преподавателей. Этот процесс является творческим. Дальнейшее изучение поставленной проблемы неоспоримый факт. Стоит сделать упор не на рассмотрении использования тестов для контроля знаний, а правильно поставленные тестовые задания и вопросы в самих тестах, правильно созданные тесты. Данный процесс поможет организовать процесс обучения.
Список источников
1. Акай О.М., Царевская И.В., Журавлева Н.С. Способы повышения мотивации к изучению иностранных языков посредством социальных сетей интернета // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. С. 175.
2. Бибалова С.А., Леонтьева А.В. Анализ опыта перехода на дистанционное обучение в системе вузовской подготовки в период пандемии (на примере ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» и ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет») // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13. № 4. С. 59-68.
3. Донская Е.Ю. Тестирование как неотъемлемая часть системы дистанционного обучения в высшей школе // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 № 1. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN120.pdf
4. Ковальчук Н.В., Цыбенко Э.О. Уступительная семантика в текстах интервью современных средств массовой информации (на материале немецкого языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 1. С. 250-253.
5. Никитина С.В., Пигорева О.В., Болдырева Т.П. Информационно-коммуникационные технологии в электронном образовательном пространстве аграрного вуза: вызовы дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. С. 68.
6. Цыбенко Э.О., Пеньков Д.В. Мотивационный тип ценностно-смыслового барьера при изучении иностранного языка студентами технического вуза и технологии его преодоления // Национальное здоровье. 2018. № 1. С. 235-242.
7. Щербакова И.В., Волченков Е.А. К вопросу о роли диктантов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 44.
8. Щербакова И.В., Свинарев С.В. Роль дистанционных курсов в процессе обучения иностранному языку и межкультурной коммуникации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 275-278.
9. Akay O., Tsarevskaia I., Shcherbakova I., Krivtsova N. Internet technologies in modern concept of english teaching (general and translation theory) // E3S Web of Conferences. Innovative Technologies in Environmental Science and Education, ITESE 2019. 2019. С. 01077.
10. Vlastimir Nikolic, Dalibor Petkovic, Nebojsa Denic, Milos Milovancevic, Snezana Gavrilovic (2019). Appraisal and review of e-learning and ICT systems in teaching process. Physica A: Statistical Mechanics and its Applications, 513, 456-464. - URL: https://doi.org/10.1016/j.-physa.2018.09.003
11. Musarat Yasmin, Afifa Yasmeen (2021). Viability of outcome-based education in teaching English as second language to chemical engineering learners. Education for Chemical Engineers, 36, 100-106. - URL: https://doi.org/10.10167j.ece.2021.04.005
12. Peter D. MacIntyre, Tammy Gregersen, Sarah Mercer (2020). Language teachers' coping strategies during the Covid-19 conversion to online teaching: Correlations with stress, wellbeing and negative emotions. System, 94, 102352. - URL: https://doi.org/10.1016/j.system.2020.102352
13. Shcherbakova I., Kovalchuk N., Timashova M., Konkin B., Soprantsova J. Digitalization of education and its impact on the teaching of foreign languages to students of technical universities // E3S Web of Conferences. 14. Rostov-on-Don, 2021. С. 12019.
14. Tim S.O. Lee, Daniel H.Y. Pun (2021). The feasibility of motivational strategies in language classrooms: A tentative teacher-oriented definition. Teaching and Teacher Education, 106, 103470. - URL: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103470
15. Weiwei Zhang (2021). Teaching language online: A guide for designing, developing and delivering online, blended, and flipped language courses, Victoria Russell, Kathryn Murphy-Judy, Routledge, New York, NY (2021), P. XXXIX + 276. System, 100, 102533. - URL: https://doi.org/10.1016/j.system.2021.102533
References
1. Akay O.M., Tsarevskaya I.V., Zhuravleva N.S. Ways to increase motivation for learning foreign languages through social networks of the Internet // Modern problems of science and education. 2018. No. 5. P. 175.
2. Bibalova S.A., Leontieva A.V. Analysis of the experience of transition to distance learning in the system of higher education during the pandemic (on the example of Maikop State Technological University and Adyghe State University) // Bulletin of Maikop State Technological University. 2021. V. 13. No. 4. P. 59-68.
3. DonskayaE.Yu. Testing as an integral part of the distance learning system in higher education // World of Science. Pedagogy and psychology, 2020 No. 1. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN120.pdf
4. Kovalchuk N.V., Tsybenko E.O. Concessive semantics in the texts of interviews of modern mass media (on the material of the German language) // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2020. V. 13. No. 1. P. 250-253.
5. Nikitina S.V., Pigoreva O.V., Boldyreva T.P. Information and communication technologies in the electronic educational space of an agrarian university: challenges of distance learning // Modern problems of science and education. 2020. No. 4. P. 68.
6. Tsybenko E.O., Penkov D.V. Motivational type of the value-semantic barrier in the study of a foreign language by students of a technical university and the technology of its overcoming // National Health. 2018. No. 1. P. 235-242.
7. ShcherbakovaI.V., VolchenkovE.A. To the question of the role of dictations in teaching a foreign language in a non-linguistic university // Modern problems of science and education. 2019. No. 3. P. 44.
8. ShcherbakovaI.V., Svinarev S.V. The role of distance courses in the process of teaching a foreign language and intercultural communication // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2021. Vol. 10. No. 4 (37). pp. 275-278.
9. Akay O., Tsarevskaia I., Shcherbakova I., Krivtsova N. Internet technologies in modern concept of english teaching (general and translation theory) // E3S Web of Conferences. Innovative Technologies in Environmental Science and Education, ITESE 2019. 2019. P. 01077.
10. Vlastimir Nikolic, Dalibor Petkovic, Nebojsa Denic, Milos Milovancevic, Snezana Gavrilovic (2019). Appraisal and review of e-learning and ICT systems in teaching process. Physica A: Statistical Mechanics and its Applications, 513, 456-464. - URL: https://doi.org/10.1016/j.-physa.2018.09.003
11. Musarat Yasmin, Afifa Yasmeen (2021). Viability of outcome-based education in teaching En-g-lish as second language to chemical engineering learners. Education for Chemical Engineers, 36, 100-106. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ece.2021.04.005
12. Peter D. MacIntyre, Tammy Gregersen, Sarah Mercer (2020). Language teachers' coping strate-gies during the Covid-19 conversion to online teaching: Correlations with stress, well-being and negative emotions. System, 94, 102352. - URL: https://doi.org/10.10167j.system.2020.102352
13. Shcherbakova I., Kovalchuk N., Timashova M., Konkin B., Soprantsova J. Digitalization of education and its impact on the teaching of foreign languages to students of technical universities // E3S Web of Conferences. 14. Rostov-on-Don, 2021. P. 12019.
14. Tim S.O. Lee, Daniel H.Y. Pun (2021). The feasibility of motivational strategies in language classrooms: A tentative teacher-oriented definition. Teaching and Teacher Education, 106, 103470. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.tate.2021.103470
15. Weiwei Zhang (2021). Teaching language online: A guide for designing, developing and de-liv-ering online, blended, and flipped language courses, Victoria Russell, Kathryn Murphy-Judy, Routledge, New York, NY (2021), P. XXXIX + 276. System, 100 , 102533. -URL: https://doi.org/10.10167j.system.2021.102533
Статья поступила в редакцию 18.04.2022; одобрена после рецензирования 30.04.2022; принята к публикации 10.05.2022.
The article was submitted 18.04.2022; approved after reviewing 30.04.2022; accepted for publication 10.05.2022.