Научная статья на тему 'Терциаризация как закономерность развития современной экономики'

Терциаризация как закономерность развития современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРЦИАРИЗАЦИЯ / СЕКТОР УСЛУГ / ТРЕТИЧНАЯ СФЕРА / "НОВАЯ ЭКОНОМИКА" / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Абесалашвили Маринэ Зауровна, Ковалева Ирина Петровна

Одним из самых значительных проявлений процессов реструктуризации современной экономики является опережающая динамика развития ее третичной сферы, получившая название «терциаризация». В последние годы терциаризация стала одним из основных определяющих факторов развития экономических систем различного уровня, предопределяя ситуацию, в которой они все в большей степени приобретают сервисно-ориентированную функцию, а третичная сфера становится одним из важнейших «полюсов роста». В данном контексте анализ факторов, особенностей, последствий и механизмов терциаризации современной экономики приобретает важнейшее значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERTIARISATION AS A LAW OF THE DEVELOPMENT OF MODERN ECONOMY

One of the most significant manifestations of the restructuring of the modern economy is the leading dynamics of its tertiary sector, called «tertiaryzation». In recent years, tertiarization has become one of the main determining factors in the development of economic systems of various levels, determining the situation in which they increasingly acquire a service-oriented function, and also the tertiary sphere is becoming one of the most important «poles of growth». In this context, the analysis of the factors, features, consequences and mechanisms of the modern economy tertiaryzation is of the highest importance.

Текст научной работы на тему «Терциаризация как закономерность развития современной экономики»

Захарова Е. Н.,

Абесалашвили М. З., Ковалева И. П.

ТЕРЦИАРИЗАЦИЯ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.00)

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.01)

1.1. ТЕРЦИАРИЗАЦИЯ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Захарова Елена Николаевна, д-р экон. наук, профессор

Место работы: Адыгейский государственный университет (Майкоп)

[email protected]

Абесалашвили Маринэ Зауровна, канд. юрид. наук, доцент

Место работы: Адыгейский государственный университет (Майкоп)

[email protected]

Ковалева Ирина Петровна, канд. экон. наук, доцент

Место работы: Финансовый университет при Правительстве РФ, Новороссийский филиал (Новороссийск)

[email protected]

Аннотация: одним из самых значительных проявлений процессов реструктуризации современной экономики является опережающая динамика развития ее третичной сферы, получившая название «терциаризация». В последние годы тер-циаризация стала одним из основных определяющих факторов развития экономических систем различного уровня, предопределяя ситуацию, в которой они все в большей степени приобретают сервисно-ориентированную функцию, а третичная сфера становится одним из важнейших «полюсов роста». В данном контексте анализ факторов, особенностей, последствий и механизмов терциаризации современной экономики приобретает важнейшее значение. Ключевые слова: терциаризация, сектор услуг, третичная сфера, «новая экономика», постиндустриальное общество.

TERTIARISATION AS A LAW OF THE DEVELOPMENT OF MODERN ECONOMY

Zakharova Elena N., Doctor of Economics, the professor Work place: Adyghe State University

[email protected]

Abesalashvili Marine Z., PhD in Law Science, Associate Professor Work place: Adyghe State University

[email protected]

Kovaleva Irina P., PhD in Economics, Associate Professor

Work place: Novorossiysk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

[email protected]

Annotation: one of the most significant manifestations of the restructuring of the modern economy is the leading dynamics of its tertiary sector, called «tertiaryzation». In recent years, tertiarization has become one of the main determining factors in the development of economic systems of various levels, determining the situation in which they increasingly acquire a service-oriented function, and also the tertiary sphere is becoming one of the most important «poles of growth». In this context, the analysis of the factors, features, consequences and mechanisms of the modern economy tertiaryzation is of the highest importance.

Keywords: tertiaryzation, service sector, tertiary sector, new economy, post-industrial society.

Исследование ускоренного развития сектора услуг как характерной черты моделей структурного развития постиндустриальной экономики определяется необходимостью осуществления реструктуризации российской экономики в контексте замещения материальных факторов производства человеческим капиталом, обусловленного все большей ограниченностью традиционных ресурсов и повышением значимости нематериальных активов.

В современных условиях важнейшей характеристикой экономического роста является его качество, которое во многом зависит от прогрессивных изменений в структуре экономики, и в этом контексте экономическая теория сталкивается с задачей надлежащего понимания происходящих изменений.

При этом решение проблемы обеспечения устойчивого экономического роста возможно только в том случае, если прогрессивные изменения в любом отдельно взятом секторе эко-

Проблемы экономики и юридической практики

2'2018

номики сопровождаются адекватными изменениями и в других секторах. В данном контексте анализ особенностей терци-аризации экономики, находящей свое выражение в абсолютном и относительном увеличении параметров развития сектора услуг при одновременном сокращении удельного веса отраслей материального производства имеет важнейшее значение как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Углубление исследований в данном направлении позволяет, с одной стороны, обеспечить получение теоретически значимых результатов, выражающихся в определении параметров формирования моделей современного экономического развития и построения механизма обеспечения качественно новой роли сервисного сектора, а с другой - разработать практические рекомендации, важные с точки зрения разработки и реализации стратегии структурного реформирования российской экономики.

Обзор литературы

Развитию третичного сектора в региональной экономике посвящены многие значимые научные работы как зарубежных, так и отечественных авторов. Первыми исследователями, которые более полувека назад обратили внимание на проблему трансформации секторальной структуры экономики при переходе к постиндустриальной стадии ее развития были М. Вульф, К. Кларк, С. Кузнец, А. Фишер, Д. Фурасти. Д. Белл, А. Турин и О. Тоффлер заложили основы теории постиндустриального общества, структурно-экономический компонент которого изучен в трудах таких исследователей как Д. Аттали, Б. Босворт, М. Грамблинг, Э. Гундлах, Х.У. Синн, Х. Клодт, Н. Лотенбах, Ф. Махлуп, Л. Торов, С.С. Губанов, В.Л. Иноземцев, В.И. Маевский, Т.А. Селищева и др.

Исследованию тенденций реструктуризации экономики в контексте ускоренного развития ее третичного сектора посвящены работы таких авторов как Ф. Бродель, И. Валлерштейн, М. Кастеллс, М. Портер, И. Брэйд, Д. Экерт, Е. Анимица, Н. Власова, В. Колосов, Н. Мироненко и др. При этом необходимо отметить отсутствие системного обоснования условий и механизмов интеграции приоритетов терциаризации в концепции управления региональной экономикой.

Теоретической и методологической основой исследования являются работы представителей неоклассической, кейнсиан-ской, институциональной и эволюционной экономической теории, посвященные проблемам структурного анализа развития экономики, функционирования сектора услуг в условиях терциаризации, разработке и реализации структурной политики государства, а также комплекс социальных, психологических и юридических теорий, отражающих процессы формирования постиндустриального общества.

Согласованность результатов исследования достигается посредством сочетания эмпирического анализа и теоретического обобщения изучаемых явлений, рассмотрение объекта исследования как целостной системы и определения динамических характеристик ее структурных элементов.

Информация и эмпирическая основа исследования. В работе используются статистические и другие фактические данные, отражающие тенденции развития российской и мировой экономики, включая данные, размещенные на официальных сайтах государственных структур и международных организаций, а также содержащиеся в отчетах, презентациях, перспективных разработках, политических документах и научных публикациях.

Самой важной особенностью терциаризации является переход ключевых позиций в структуре секторов экономической системы от сферы материального производства к сфере предоставления услуг. Например, в европейских странах более половины (55%) объема производства информационной индустрии занимает создание информационной продукции и технологий и только 45% - производство технического оборудования (1_оуе!оск & СиттеББоп, 2004).

При этом в современной экономике необходимость установления постоянных связей между производителями и потребителями, нацеленных на максимизацию уровня удовлетворенности их потребностей, является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности бизнеса. В этом отношении терциаризация подразумевает формирование качественно новых социальных отношений между производителем и потребителем. Потребитель начинает диктовать свои требования производителю и превращается в активного участника производственного процесса.

Вышеперечисленные факторы определили необходимости внедрения клиенто-ориентированного подхода как основы для обеспечения эффективной деятельности сервисных организаций и инструмента управления отношениями с потребителями, ориентированного на обеспечение экономических преимуществ бизнеса в долгосрочной перспективе.

Феномен, который развивается на базе широкого внедрения клиенто-ориентированных технологий, получил в англоязычной литературе название «кастомизация», означая особый индивидуализированный подход к удовлетворению потребностей отдельного клиента, который является привлекательным не только по этическим причинам, но и по причине экономической выгоды, так как он обеспечивает конкурентное преимущество производителю подобных услуг, формируя их более высокую потребительскую стоимость.

В контексте существования такого процесса как терциариза-ция этот подход находит воплощение в развитии концепции «маркетинга отношений» и во многом определяет функционирование современных организаций не только в сфере услуг, но и в других секторах экономики. Термин «маркетинг отношений» был впервые представлен американским ученым Л. Берри, который использовал его именно в отношении сектора услуг (Гайдерова, 2010).

Охарактеризованные нами процессы становятся настолько интенсивными, что во многом определяют направленность эволюции деловых отношений в сервисной сфере, а затем и в других секторах экономики, которые формируют сущностное содержание складывающейся «новой экономики». Ее основные особенности находят свое проявление в следующем:

- Снижение ценности материальных ресурсов. Умелое обращение с информацией становится более эффективным видом деятельности, чем операции с материальными ресурсами. Главная тенденция развития современных экономических систем заключается в том, что стоимость и конкурентоспособность бизнеса во все большей степени определяется не «материальной» составляющей (оборудование, здания и т.д.), а квалификацией (компетенциями) персонала, творческими идеями, стратегическим сочетанием ключевых ресурсов в процессе обработки информации и т.д.

- Сужение коммуникативного пространства. Географический фактор, который ранее был определяющим в развитии бизнес-коммуникаций, теперь утратил свою значимость, поскольку в глобальной экономике и, особенно в растущем Интернет-

Захарова Е. Н.,

Абесалашвили М. З., Ковалева И. П.

ТЕРЦИАРИЗАЦИЯ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

пространстве, производитель и потребитель могут находиться на разных континентах и работать в режиме реального времени. За три года, например, Amazon.com продал два миллиона книг клиентам из 160 стран из своих офисов, которые расположены в США (Новиков, 2013).

- Интеллектуализация бизнеса. Именно интеллектуальная экономика является основным движущим фактором терциа-ризации, так как только генерация ярких идей, задание новых целей, формирование инновационных алгоритмов и их практическая реализация обеспечивают преимущество на сервисных рынках.

- Новые посредники. В традиционной экономике роль посредника имеет тенденцию к смещению на второй план, так как существует немало возможностей для покупателя и продавца найти друг друга. В «новой экономике» их роль имеет во многом определяющее значение, особенно в информационной нише. Оказывая комплекс интегрированных услуг, посредники обеспечивают интеллектуальную поддержку для участников рынка, что в итоге приводит к формированию новой бизнес-среды, более комфортной для всех функционирующих в ее рамках структур.

- Индивидуализация. Коммуникация в сервисной сфере, в основном, основывается на принципе «один на один». Информация, характеризующая индивидуальные качества потенциального клиента, становится важнейшим ресурсом, и зачастую весьма недешевым. В современных сервисных организациях базы данных клиентов являются одним из наиболее ценных ресурсов. Способность находить индивидуальный подход к потенциальному клиенту является отличительной чертой «новой экономики», а клиент, в свою очередь, в наибольшей степени реагирует на информацию, несущую именно индивидуализированную направленность.

- Комбинация рыночных этапов продвижения и продажи продукции. Традиционная экономика предполагала последовательность этапов продвижения услуги, которые предшествуют самой ее продаже. В «новой экономике» стадии рекламы, маркетинга, поиска клиентов, оформления, оплаты и сам процесс покупки и продажи часто комбинируются.

- Повышенная адаптивность бизнеса. Взаимодействие субъектов рынка услуг в реальном времени во многом изменяет сущностное содержание всех отношений в рамках экономической системы, определяя одной из их ключевых особенностей необходимость учета существующих рыночных условий. В «новой экономике» эти адаптивные процессы происходят иногда почти мгновенно, так как инерция бизнес-структуры может не только отрицательно отразиться на финансовых результатах деятельности, но и привести к полному краху бизнеса.

На сегодняшний день терциаризация очень актуальна для развития всего национального экономического комплекса, так как роль сервисного сектора в современной экономике связана не только с его преобладанием в ее структуре, но также и с тем, что ключевыми факторами экономического роста становятся нематериальные формы производства.

При этом весь спектр услуг в рамках современной экономики можно сгруппировать в рамках следующих основных секторов: транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, кредитование и финансы, страхование, бытовые услуги, информационные услуги, культурные и рекреационные услуги, социальные услуги - образование, здравоохранение.

Последние два десятилетия сектор услуг остается одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. При этом наибольшими темпами роста во многих странах обладает комплекс современных бизнес-услуг, таких как маркетинговые и рекламные услуги, инженерные и строительные услуги, лизинговые операции, бухгалтерские и аудиторские услуги и т. д. Довольно быстро развиваются компьютерные услуги и услуги по найму персонала. При этом на долю рассматриваемых секторов в России приходится порядка 23% ВВП и 37% от общего числа работников, при этом эти показатели в 2-2,5 раза ниже, чем в странах Запада (Chesbrough, 2006).

В этой связи органам власти и управления необходимо отказаться от существующего отношения к сектору услуг как второстепенного элемента в структуре национальной экономики. При этом крайне важно способствовать нивелирование отставание российской сервисной сфере на научно-техническом уровне. В данном контексте заслуживают поддержки проекты по созданию технополисов, технопарков, научных инкубаторов, которые станут центрами научных исследований и разработок. В сфере предоставления государственных и муниципальных услуг необходим переход на контрактную модель и конкурентную форму бюджетного финансирования. Важнейшее значение имеет децентрализация системы управления предоставлением общественных благ, подразумевающая делегирование значительной части прав и обязанностей более низким уровням вертикали управления.

Подводя итог проведенного анализа, можно констатировать, что текущие процессы терциаризации экономической сферы как на глобальном, так и на национальном уровне, оказывают трансформационное воздействие на характер экономических отношений, что находит свое проявление в завоеванием сектором услуг лидирующих позиций как в отношении удельного веса его продукции в структуре экономики, так и по степени влияния на формирование тенденций экономического развития.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,71%.

Список литературы:

1. Гайдерова Е.А. (2010). Формирование сферы услуг в контексте новой российской экономики. Проблемы современной экономики, 4 (36), 58-67

2. Демидова Л.С. (2010). Глобализация экономики услуг: динамика и основные тенденции. Проблемы теории и практики управления, 5, 36-41.

3. Новиков В.С. (2013). Фактологическое исследование сферы интеллектуальных услуг в аспекте виртуализации и информатизации экономики современной России. Экономика и предпринимательство, 5, 560-565.

4. Хаскевер К., Рендер Б., Рассел Р.С., Мердик Р.Г. (2002). Управление и организация в сфере услуг: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер.

5. Шерер Ф., Росс Д. (1999). Структура отраслевых рынков. Москва: ИНФРА-M.

6. Chesbrough H.W. (2006) Open business models: How to thrive in the new innovation landscape. Boston: Harvard Business School Press.

7. Grant R. (1996). Toward a Knowledge-Based Theory of the Firm. Strategie Management Journal, 17, 109-122.

8. Lovelock C., Gummesson E. (2004). Whither services marketing? Journal of service research, 7, 20-41.

9. Scholl G., Raabe T. (2011). Nachhaltiger Konsum ohne Eigentum. Ökologisches Wirtschaften, Berlin: Oekom Verlag.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.