ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2009. № 6
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Д. Миронова
ТЕРРОРИЗМ, АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН
В статье дается краткая характеристика терроризма, рассматривается новое антитеррористическое законодательство в ФРГ. Анализируется взаимосвязь между антитеррористическим законодательством и определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: терроризм, религиозный терроризм, антитеррористическое законодательство в Германии, мусульмане в Германии, основные права и свободы, интеграция.
Вопросы террора и терроризма широко обсуждаются в современном мире. Дискуссии о терроризме, его характеристиках, методах, идеологических и материальных основах рассматриваются представителями самых различных специальностей. Спорят о том, каким образом можно противостоять терроризму, какие законодательные меры нужны для предупреждения и эффективной борьбы с терроризмом, есть ли вообще возможности воздействия на потенциальных террористов, можно ли установить предрасположенность человека к террористической деятельности. Не нашли пока однозначного ответа и вопросы о том, как должна вести себя государственная власть в случае террористического акта. Есть такие государства, которые вступают в переговоры с террористами, и есть такие, которые подобный подход полностью отвергают, считая, что переговоры только повышают число будущих терактов (Израиль). В последнее время широко изучается проблема кибертерроризма и способов борьбы с ним.
Рассмотрим основные черты и характеристики терроризма, подходы к антитеррористическому законодательству в Германии и их последствия для основных прав и свобод граждан.
Итак, что такое террор и что такое терроризм? Изначально террор выступал политикой насильственного подавления и устрашения противников. История знает много примеров террора, в том числе государственного, например во время Великой французской революции или террор русских революционеров-анархистов в XIX — начале XX в. Террор может быть как внутренним, так и как международным. Эти две
формы имеют одну и ту же сущность (устрашение противника посредством применения насилия), но вместе с тем различаются рядом признаков. Терроризм не самоцель, а всегда средство и одна из самых простых форм вооруженной борьбы, готовность принимать которую можно наблюдать у радикально настроенных представителей тех или иных интересов.
Определений террора или терроризма много, от чисто филологических ["террор (лат. Terror страх, ужас) — политика устрашения, подавление политических соперников насильственными мерами"1] до юридических ("терроризм — насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений"2). Примечательно, что общепринятых определений понятий террора и терроризма нет. Поскольку терроризм как идеология выступает в виде акта насилия, то зачастую его и определяют именно как акт насилия. Многие юридические определения исходят из самого уголовного деяния как такового и перечисляют действия, которые могут носить террористический характер.
Основная сложность определения понятия "терроризм", которое могло бы лечь в основу международного права и международной антитеррористической деятельности, обусловлена неоднозначными оценками того или иного акта деятельности: ведь то, что одни оценивают как терроризм, другие считают борьбой за свободу и национальную независимость. Поэтому для одних человек, осуществляющий некоторое действие, подпадающее под определение терроризма, является террористом, для других — борцом за независимость, веру или другие ценности. Неслучайно во время чеченской операции одни говорили о
1 Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1984. С. 494.
2 Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" // http: //www.hro.org/docs/rlex/ter-
rorism/
4 ВМУ, политические науки, № 6
49
террористах, боевиках и т.д., а другие — о повстанцах, о бойцах за независимость.
Некоторые исследователи считают терроризм новым явлением3. Обращение к истории свидетельствует о том, что терроризм — явление старое, как уже было отмечено выше. Верно, однако, что в последнее время именно международный терроризм играет более значимую роль (возможно, как следствие глобализации), но и внутренний терроризм во многих странах используется как средство политической борьбы. И конечно, необходимо отметить, что размах терроризма на современном этапе гораздо шире, чем раньше. В последнее время международный терроризм зачастую сводится к исламскому, что некорректно как с политической, так и с религиозной точки зрения. А. Мерари указывает на то, что терроризм "представляет собой наиболее доступную форму насильственной борьбы, а насильственная борьба существует везде, где имеют место достаточно острые конфликты. Терроризм — это первая форма насилия, которая появляется при эскалации конфликта. Поэтому утверждать, что терроризм может исчезнуть, — значит полагать, что человеческая природа может подвергнуться серьезным изменениям или что организация общества может измениться таким образом, что для ожесточенных конфликтов не будет никаких оснований. Обе посылки, к сожалению, утопичны"4.
История терроризма, особенно внутреннего, свидетельствует о том, что террористические акции чаще всего имеют конкретный адрес. Террористы осуществляли свои действия против высокопоставленных лиц государства, деятелей экономики или иностранных представителей, с тем чтобы посредством их устранения либо изменить политическую ситуацию, либо обратить внимание на крупные недостатки в государстве. Распространенной мишенью террористических акций выступают символы, имеющие значение для той или иной страны. Речь идет, как правило, о зданиях, которые олицетворяют экономическую, политическую или военную мощь страны. К этой группе терактов можно отнести нападение на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке или представительства международных организаций в арабских странах. Говоря о террористических акциях, которые на первый взгляд кажутся безадресными, следует отметить, что они чаще всего происходят на почве религиозной, национальной или этнической ненависти. Если, например, представитель радикальной палестинской организации осуществляет взрыв в израильском кафе или автобусе, то это происходит оттого, что все представители данного этноса рассматриваются им как враги. Такие теракты носят адресный характер. Это относится и к таким
3 См., например: КозыревГ.И. Политическая конфликтология. М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2008. С. 283.
4 Мерари, А. Терроризм как стратегия борьбы: прошлое и будущее // Прогнозис. Журнал о будущем. 2006. № 1 (5). С. 254.
терактам, как, например, на Дубровке. Особенность заключается только в том, что террористы выбирают такие места, где число потенциальных жертв может быть очень большим.
Если обратиться к набору средств, которые используют террористы, то он в последние сто лет не изменился коренным образом, как, впрочем, и формы террористической деятельности. Это взрывы, угоны самолетов, нападение небольших групп на заранее намеченные цели, захват заложников, саботаж и отправка взрывчатых веществ почтой. Данный набор был перечислен в докладе ЦРУ в 1976 г. и с тех пор фактически не менялся5. Непосредственно используемые средства остались теми же, что и раньше, — разные виды огнестрельного оружия и взрывные устройства. Примечательно, что террористы не используют средств массового поражения, хотя технически они могли бы это сделать. В истории терроризма наблюдался только один случай использования оружия массового поражения — это применение нервно-паралитического газа в Токийском метро сектой Аум Синрике. Данное обстоятельство можно объяснить спецификой террористической деятельности сект, которые рассматривают себя, как правило, воплощением всеобщего добра, а остальных — воплощением зла. И если, по их представлениям, конец света близок, то во имя спасения душ можно использовать любые средства. Это касается именно сект как особой формы проявления терроризма. Религиозные террористические организации ничем, кроме идеологии, не отличаются от других. Что же касается терроризма, который используется группами с четкой политической мотивацией, то они не прибегают к оружию массового поражения, опасаясь принятия серьезных мер со стороны государственных органов. Так как террористические группы хотят привлечь внимание общественности, они вынуждены учитывать, что отношение общества будет крайне негативным в случае применения такого типа оружия, на который наложено некое табу.
Важно не упускать из виду следующее обстоятельство: терроризм является не только средством разрешения политических конфликтов, но и своеобразным бизнесом. Террор и антитеррор тесно взаимосвязаны, они "стимулируют развитие целых отраслей экономики. В первую очередь это производство средств защиты. ...Не стоит забывать, что террористическая активность играет огромную роль с точки зрения фондового рынка. В моменты, когда мир содрогается от беспрецедентных терактов, возникают колоссальные возможности по использованию информации о терроре в биржевой игре"6. Что касается средств защиты от терактов, мы видим не только их усовершенствование, которое происходит буквально на наших глазах, но и их все более широкое распространение. Соответственно возникают новые рабочие места как на
5 Там же. С. 255.
6 Погорельский А. Бизнес вокруг террора // Прогнозис. Журнал о будущем. 2006. № 1 (5). С. 273.
производстве, так и в области пользования защитным оборудованием. Таким образом, в настоящее время террор стал инструментом решения экономических проблем.
В последнее время террористы все чаще используют Интернет. Здесь можно найти не только сайты, которые содержат подробные инструкции по изготовлению бомб и иных средств для совершения терактов, но и сайты, которые идеологически обосновывают разные виды террористической деятельности. Кроме того, интернет-терроризм используется как средство борьбы с государственными структурами противника. В качестве примера можно привести кибербитву между представителями Израиля и Палестины в 2000 г., когда в ответ на то, что израильцы целенаправленно перегрузили электронным мусором, а затем взломали официальный сайт Хезболлаха и разместили там израильский флаг и гимн, палестинцы начали электронные атаки на серверы армии, Министерства иностранных дел, других правительственных и бизнес-структур. В итоге биржевые индексы в Тель-Авиве упали на восемь процентов7.
При такой картине влияния и распространения терроризма неудивительно, что страны задумываются о методах предупреждения террористической деятельности и борьбы с нею. В области законодательства государства по-разному подходят к данной проблеме. Есть государства, в которых приняты специальные антитеррористические законы, например Россия (Федеральный закон "О борьбе с терроризмом"). В других странах положения по борьбе с терроризмом включены в разные законы. Например, в Германии в законе о безопасности на воздушном транспорте8 предусматриваются меры по предупреждению терроризма и борьбе с ним. И хотя в стране есть Закон о борьбе с международным терроризмом 2007 г., она продолжает совершенствовать законодательную базу в части, касающейся вопросов внутренней безопасности.
Сейчас в Германии оживленно обсуждают закон о Федеральном криминальном ведомстве, который в новой редакции вступил в силу с 1 января этого года. Для пояснения, вероятно, следует напомнить о том, что вообще деятельность полиции в Германии организована по земельному принципу, и каждая федеральная земля сама имеет право распоряжаться своими полицейскими силами. Следует оговориться, что при разработке системы нового государственного устройства Федеративной Республики Германии (после диктатуры национал-социализма) неуклонно соблюдалось требование четко разводить полномочия и области деятельности полиции и секретных служб. Ведь именно данный принцип был нарушен в период национал-социализма, когда существовала тайная и государственная полиция (гестапо), которая объеди-
7 Krempe, S. Bomben aus Bits und Bytes // GEO WISSEN. 2001. N. 27. S. 128.
8 Более подробно об этом см.: Миронова Д. Право и политические решения: к постановке вопроса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2006. № 5.
нила в себе обе названные функции и просто стала "государством в государстве".
До вступления в силу данного закона у прокуратуры была возможность прослушивать телефонные разговоры подозреваемых в террористической деятельности, существовали определенные положения, регулирующие отношения арестованного террориста со своими адвокатами и пр. Многие из этих положений были разработаны еще в тот период, когда Германия страдала от внутреннего терроризма в лице террористической организации под руководством К. Баадера и У. Майнхоф. Данная группа ставила своей целью разрушить политическую систему, а главным средством осуществления их деятельности был индивидуальный террор в отношении высокопоставленных лиц государства.
Однако новый закон значительно расширил и без того широкие полномочия Федерального криминального ведомства по борьбе с терроризмом и права федеральных полицейских по трем основным на-правлениям9. Во-первых, теперь они получили право запрашивать персональные данные определенных групп лиц для их сверки с другими данными, если у них возникают определенные подозрения в возможной причастности этих лиц к подготовке террористических актов. Во-вторых, они могут исследовать личные компьютеры людей без их согласия. §20-к закона говорит о том, что Федеральное криминальное ведомство может проникнуть в информационно-технические системы, которыми пользуются определенные лица, и извлечь из них данные, если существует опасность для жизни и здоровья отдельных людей либо угроза устоям государства. И далее: "Меры... допустимы и в том случае, если еще нельзя установить с достаточной вероятностью, что без проведения данной меры в ближайшее время наступит вред, если определенные факты указывают на грозящую от отдельных лиц в конкретном случае опасность в отношении перечисленных в положении 1 правовых ценностей"10. И наконец, Федеральное криминальное ведомство получило право внедрять своих сотрудников в группы, которые подозреваются в подготовке террористических акций. Это вызвало критику в первую очередь потому, что внедрение агентов является не полицейской мерой, а одним из оперативных методов секретных служб. Поэтому некоторые эксперты усмотрели здесь размывание принципа разделения полномочий полиции и секретных служб.
В законе, конечно, оговаривается, что для проведения таких мер требуется санкция судебной власти и что полученные в результате данные подлежат уничтожению через определенное время и самое позднее — в конце того календарного года, за который они были получены. Обсуждаются вопросы относительно данных, которые затрагивают так
9 Gesetz zur Abwehrung von Gefahren des internationalen Terrorismus durch das Bundeskriminalamt vom 25.12.2008 // http: //www.bgblportal.de/BGBL/bgbl1f/bgbl108s3083.pdf
10 Ibidem.
называемую центральную область личной жизни граждан. Однако вопрос о том, что входит в эту "центральную область" личной сферы, закон не оговаривает, а оставляет на усмотрение судьи.
Разработка антитеррористического законодательства является сложной задачей. Ведь всем ясно, что противодействие терроризму требует определенного ограничения основных прав и свобод граждан, которые зафиксированы в конституциях демократических государств. Возникает вопрос: каким образом можно соотнести друг с другом различные ценности демократического общества: с одной стороны — право на безопасную жизнь, с другой — такие права и свободы, как тайна переписки, неприкосновенность жилища, защита личных данных граждан. И в зависимости от политической позиции ответ будет различным. В немецкой процедуре принятия новых законов оговаривается, в частности, что законодатель обязан предварительно заслушивать все заинтересованные стороны, которых законопроект так или иначе затрагивает. Как правило, группы интересов поручают оценить те изменения, которые повлечет за собой новый закон в случае его принятия, специалистам в соответствующей области. Что касается закона о Федеральном криминальном ведомстве, то выступающие по этому поводу в бундестаге эксперты в первую очередь пытались ответить на вопрос о соотношении названных базовых ценностей.
Оппозиция в парламенте в лице партий свободных демократов, "зеленых" и левых выступала против принятия данного закона, к ней примкнули некоторые представители правящей коалиции. При этом ссылались на то, что у полицейских появляются слишком большие полномочия относительно накопления данных о гражданах, так сказать, про запас. Некоторые выражали серьезные опасения по поводу возможности тотальной слежки за гражданами и угрозы для гарантии свободы личности. И врачи также обеспокоены, что этот закон урезает их право не разглашать сведения о своих пациентах. На данный момент в Федеральный Конституционный суд Германии на него поступили три конституционные жалобы, но пока он действует в том виде, в каком был принят. Как сложится дальнейшая судьба закона, — покажет время, но дискуссии о том, в каком направлении идет развитие демократического государства в Германии, продолжаются.
Ведутся дискуссии и о том, насколько актуальной является проблематика терроризма для Германии, ведь за последние годы страна избежала серьезных террористических актов. Однако после появления в Интернете непосредственных угроз на немецком языке дискуссии на эту тему стали более интенсивными, а их участники стали уделять больше внимания необходимости предупреждения террористических действий. Как уже говорилось, международный терроризм в Германии связывают в первую очередь с исламским терроризмом. И это не случайно, если учесть, что здесь живет очень много выходцев из исламских стран, а процесс их интеграции и приобщения к демократическим цен-
ностям страны пребывания протекает довольно медленно. Кроме того, исламские организации использовали Германию как своего рода укрытие для потенциальных террористов. С учетом того, что в Германии проживает больше 3 млн мусульман, вопрос о том, насколько правомерно их отождествление с фундаменталистами и с фанатиками — далеко не праздный, тем более, что многие граждане именно так их и воспринимают. Между тем спектр взглядов исламских сограждан простирается от взглядов действительно фундаменталистских, полностью отвергающих стиль жизни западных стран, до взглядов тех, кто интегрировался в западное общество и отстаивает его ценности. В Германии первыми мусульманами были гастарбайтеры из Турции, которые работали по контракту и по окончании срока договора должны были вернуться на родину. Однако сегодня в Германии проживает приблизительно 2,7 млн турков, "800 000 из них имеют немецкое гражданство. В последние годы к ним прибавились мусульманские мигранты со всего мира, прежде всего из Боснии, Ирана, Марокко, Афганистана, Ирака и Ливана. Сколько мусульман тем временем живет в Германии, можно оценить лишь приблизительно, так как ведомства по делам иностранцев не интересуются религиозной принадлежностью и исламские организации не регистрируют своих верующих, поэтому и мусульманские общины не могут назвать их число"11. В этой связи возникают вопросы об интеграции и о толерантности в том числе и немецкого населения. Здесь картина отнюдь не радужная. Как показал опрос института Алленсбаха, проведенный в 2006 г., представление подавляющего большинства немцев об исламе является негативным: 98% опрошенных "связывают ислам с насилием и террором, только 6% опрошенных высказывали симпатии в адрес ислама. 61% респондентов не верит, что ислам может мирно существовать наряду с христианством, 83% считают мусульман религиозными фанатиками"12. Естественно, что столь негативное отношение немцев к исламу осложняет и без того трудный процесс интеграции мусульманских мигрантов.
Большую роль в интеграционных процессах призван играть Координационный совет мусульман, который был создан 11 апреля 2007 г. и объединяет крупные мусульманские структуры, существующие в Германии. Его создание стало во многом следствием проведения первой исламской конференции, которая в 2006 г. собрала за одним столом представителей различных исламских объединений и государственной власти Германии. Этот диалог важен потому, что, с одной стороны, для создания нормальных условий для отправления религиозных обрядов и выполнения связанных с этим требований (например, требований к продуктам питания) необходимы понимание и поддержка со стороны
11 Pötzl, N.F. Schatten über Almanya // Spiegel Special. Allah im Abendland. Der Islam und die Deutschen. 2008. N. 2. S. 11.
12 Ibidem.
государственных органов (кстати, в Германии в настоящее время существует 160 классических мечетей, приблизительно 2600 молитвенных домов и 120 медресе). С другой стороны, представители иной культуры должны иметь возможность пользоваться детскими садами, домами для престарелых и т.п. И здесь требуется в первую очередь большая работа по просвещению и той и другой стороны. В Берлине созданы первый дом престарелых по этническому принципу (турецкий) и некоторые мультикультурные заведения. Что касается детских садов и школ, этот вопрос важен еще и потому, что зачастую поступающие в школу дети мигрантов не владеют немецким языком в необходимом объеме. Мало того, что у таких детей возникают психологические проблемы, их еще и невозможно ознакомить с обществом, в котором они живут. Решению этих важных проблем помогают государственные и частные организации, которые ставят перед собой задачу помочь мигрантам преодолеть хотя бы языковые сложности. Все названые в этой части меры эффективны в том случае, если мусульмане готовы в той или иной степени интегрироваться. Однако во многих областях они, ссылаясь на догматы веры, интегрироваться отказываются. В этой связи было предложено ввести в немецких школах наряду с преподаванием католицизма или протестантизма преподавание ислама (в качестве предмета по выбору) на немецком языке на основании учебных планов, разработанных государственными структурами совместно с исламскими объединениями. Удачный опыт такого рода уже есть в земле Северный Рейн-Вестфалия, где преподавание в качестве пилотного проекта началось в 1999 г. Менее удачно это предложение реализуется в Берлине13.
Вместе с тем, как уже отмечалось, в Германии фактически не было исламских террористических актов. В 2006 г. в двух региональных поездах были найдены чемоданы с бомбами, которые из-за ошибочной конструкции взрывного устройства не сработали, и в Зауерланде была обезврежена группа в момент приобретения ею материалов, необходимых для изготовления бомб. Она состояла из двух мусульман и одного немца, который, еще будучи учеником школы, примкнул к исламу. Эти события возбудили в обществе уже упомянутую дискуссию о гражданских правах, возможности и необходимости их ограничения в связи с террористической опасностью. Представители правоохранительных органов признают важную роль Интернета в подготовке и организации террористических актов. В частности, в Интернете обсуждаются возможности их осуществления, говорится о возможных объектах и подробно описывается техническое устройство используемых средств. К счастью, не всегда технические средства, изготовленные в соответствии с этими инструкциями, срабатывают, о чем свидетельствует пример с бомбами в чемоданах. Есть чаты и прочие формы коммуникации, по-
13 Bartsch M, Brand, A, Sontheime, M. Raus aus dem Hinterhof // Spiegel. 2009. N. 17. S. 34-38.
рой сложно засекреченные, которые играют определенную роль в террористической деятельности14. Например, один из самих крупных немецких интернет-порталов для мусульман стремится поддерживать создание зон, где бы безраздельно господствовали исламские традиции. Таких примеров много, так что недооценка роли Интернета в вопросах современного терроризма недопустима.
В своей статье мы попытались показать, что современный терроризм имеет свои исторические корни, которые отражаются на его современном многообразии. Органы государственной власти призваны реагировать на террористическую угрозу, как принимать превентивные меры, так и определять способы противодействия конкретным террористическим актам. Меры по борьбе с терроризмом неизбежно затрагивают сферу основных прав и свобод граждан, и задача государства заключается в том, чтобы найти правильный подход к этой проблеме и не предпринимать под влиянием террористических актов шаги, чреватые превращением демократического государства в полицейское. Ведь такой результат можно считать полным успехом террористов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", цит. по: http: //www.hro.org/ docs/rlex/terrorism/
Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1984.
Козырев Г.И. Политическая конфликтология. М: ИД "ФОРУМ": ИН-ФРА-М, 2008.
Мерари А. Терроризм как стратегия борьбы: прошлое и будущее // Прогно-зис. Журнал о будущем. 2006. № 1.
Погорельски А. Бизнес вокруг террора // Прогнозис. Журнал о будущем. 2006. № 1 (5).
Миронова Д. Право и политические решения: к постановке вопроса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2006. № 5.
Gesetz zur Abwehrung von Gefahren des internationalen Terrorismus durch das Bundeskriminalamt vom 25.12.2008 // http: //www.bgblportal.de/BGBL/bgbl1f/ bgbl108s3083.pdf
Bartsch M., Brandt A., SontheimerM. Raus aus dem Hinterhof // Spiegel. 2009. N. 17.
Krempe S. Bomben aus Bits und Bytes // GEO WISSEN. 2001. N. 27.
Pötz N.F. Schatten über Almanya // Spiegel Special. Allah im Abendland. Der Islam und die Deutschen. 2008. N. 2.
Rekruten für den Dschihad. Spiegelgespräch mit dem Präsidenten des Bundesnachrichtendienstes, Ernst Uhrlau // Spiegel Special. Allah im Abendland. Der Islam und die Deutschen. 2008. N. 2.
14 Rekruten für den Dschihad. Spiegelgespräch mit dem Präsidenten des Bundesnachrichtendienstes, Ernst Uhrlau // Spiegel Special. Allah im Abendland. Der Islam und die Deutschen. 2008. N. 2. S. 120.