Научная статья на тему 'ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = СМЕРТНАЯ КАЗНЬ!'

ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = СМЕРТНАЯ КАЗНЬ! Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
террористическая деятельность / финансирование терроризма / «смертная казнь» / денонсирование / дефиниции / terrorist activity / financing of terrorism / «death penalty» / denunciation / definition

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голышев Валерий Валентинович, Кремёнов Игорь Наумович

В данной статье предлагается рассмотреть российское законодательство в сфере противодействия террористической деятельности и борьбы с ней, как базового элемента исследования направленного на выявление существующих проблем и недоработок, и изучение взаимодействия российских силовых ведомств и всех эшелонов власти по реализации кодификации данной отрасли права. Исходя из цели научной статьи будут рассмотрены такие понятия как: террористическая деятельность, преступные доходы, финансирование терроризма, денонсирование, «смертная казнь», кодификация статей УК РФ и мер наказаний в российском судопроизводстве за финансирование, организацию (подготовку) и совершение террористической деятельности, которая ежегодно уносит тысячи жизней ни в чем неповинных людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORIST ACTIVITY = DEATH PENALTY!

This article proposed to consider Russian legislation in the field of countering and combating terrorist activities as a basic element of research aimed at identifying existing problems and shortcomings, and studying the interaction of Russian law enforcement agencies and all echelons of government to implement the codification of this branch of law. Based on the purpose of the scientific article, such concepts as terrorist activities, criminal proceeds, financing of terrorism, denunciation, «death penalty», codification of articles of the Criminal Code of the Russian legal proceed-ings for financing, organizing (preparing) and committing terrorist activities, which annually claim thousands of innocent lives, will be considered.

Текст научной работы на тему «ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = СМЕРТНАЯ КАЗНЬ!»

A UNIVERSUM:

№ 3 (125)_экономика и дриспрудг.пи;г-_март, 2025 г.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ

ПРАВО

DOI: 10.32743/UniLaw.2025.125.3.19278 ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = СМЕРТНАЯ КАЗНЬ!

Голышев Валерий Валентинович

магистрант кафедры «Государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин», Калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА,

РФ, г. Калининград E-mail: valera_golishev@mail. ru

Кремёнов Игорь Наумович

канд. юрид. наук, доц. кафедры «Уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права», Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России,

РФ, г. Калининград

TERRORIST ACTIVITY = DEATH PENALTY!

Valeriy Golyshev

Undergraduate student, department of «State-legal and financial-legal disciplines», Kaliningrad Branch of the Moscow university offinance and law MFUA,

Russia, Kaliningrad

Igor Kremenov

Candidate of law, Associate professor, department of «Criminal law, criminology and penal enforcement law», Kaliningrad branch of the St.-Petersburg university of the Ministry of internal affairs of Russia,

Russia, Kaliningrad

АННОТАЦИЯ

В данной статье предлагается рассмотреть российское законодательство в сфере противодействия террористической деятельности и борьбы с ней, как базового элемента исследования направленного на выявление существующих проблем и недоработок, и изучение взаимодействия российских силовых ведомств и всех эшелонов власти по реализации кодификации данной отрасли права.

Исходя из цели научной статьи будут рассмотрены такие понятия как: террористическая деятельность, преступные доходы, финансирование терроризма, денонсирование, «смертная казнь», кодификация статей УК РФ и мер наказаний в российском судопроизводстве за финансирование, организацию (подготовку) и совершение террористической деятельности, которая ежегодно уносит тысячи жизней ни в чем неповинных людей.

ABSTRACT

This article proposed to consider Russian legislation in the field of countering and combating terrorist activities as a basic element of research aimed at identifying existing problems and shortcomings, and studying the interaction of Russian law enforcement agencies and all echelons of government to implement the codification of this branch of law.

Based on the purpose of the scientific article, such concepts as terrorist activities, criminal proceeds, financing of terrorism, denunciation, «death penalty», codification of articles of the Criminal Code of the Russian legal proceedings for financing, organizing (preparing) and committing terrorist activities, which annually claim thousands of innocent lives, will be considered.

Ключевые слова: террористическая деятельность, финансирование терроризма, «смертная казнь», денонсирование, дефиниции.

Keywords: terrorist activity, financing of terrorism, «death penalty», denunciation, definition.

Библиографическое описание: Голышев В.В., Кременов И.Н. ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = СМЕРТНАЯ КАЗНЬ! // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2025. 3(125). URL:

https://7universum.com/ru/economy/archive/item/19278

Учитывая рост террористической опасности напрямую угрожающей гражданам России, национальным интересам и национальной безопасности РФ в современных реалиях в период проведения Россией специальной военной операции на территории Украины, в данной статье рассматривается ответственность за террористическую деятельность в российском законодательстве.

Законодательство РФ в сфере борьбы с террористической деятельностью, напрямую угрожающей российским гражданам, национальным интересам и национальной безопасности РФ в настоящее время, требует стремительного изменения, то есть его кодификации, на законность которого оказывает свое действие Федеральный Закон РФ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ РФ (ред. от 11.03.2024 г.), в том числе требуется законотворческая деятельность по развитию института электронных и безналичных денег в Российской Федерации, основывающегося на действиях Федерального закона РФ от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ (ред. от 24.07.2023 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2023 г.) «О национальной платежной системе», так как в последнее время данные вопросы вызывают особый интерес у политических деятелей и должностных лиц всех ветвей власти и отраслей права, что позволит повысить контроль за финансированием террористической деятельности и экстремизма в России со стороны государства и даст российским силовым структурам больше возможностей проявлять оперативное вмешательство в деятельность «иноагентов» финансируемых государствами, входящими в перечень иностранных государств и территорий, реализующих свою политику по навязыванию российскому обществу деструктивных неолиберальных идеологических установок противоречащих традиционным российским духовно-нравственным ценностям и предотвращать готовящиеся террористические акты на стадиях сбора денежных средств для их совершения (подготовка террористов, подкуп для получения информации об объектах диверсий и терактов, приобретение необходимой материально-технической базы (средств) для их совершения и др.).

Террористическая деятельность согласно Уголовному Кодексу РФ (далее - УК РФ) относится к разделу преступлений против общественной безопасности, а значит самых опасных для людей и общества, что не может оставаться без внимания законотворцев, так как уже давно ни для кого не секрет, что террористам и их пособникам в России удается избегать уголовной ответственности за финансирование терроризма и совершение террористической деятельности, и получать более мягкие наказания за данный вид преступлений в соответствии с нормами административного и уголовного права действующих в настоящий момент согласно законодательству РФ в виду того, что у них оказываются высокие покровители и поддержка со стороны стран блока Национального североатлантического альянса (далее - НАТО) и других иностранных государств указанных в перечне согласно Распоряжению Председателя Правительства

РФ М.В. Мишустина от 17.09.2024г. N 2560-р (Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Багамские острова, Бельгия, Болгария, Великобритания (включая коронные владения Британской короны и Британские заморские территории), Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Микронезия, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, Румыния, Саня-Марино, Сев. Македония, Сингапур, Словения, США, Тайвань (Китай), Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония), реализующих по всему миру свою политику по навязыванию деструктивных неолиберальных идеологических установок, противоречащих традиционным российским духовно-нравственным ценностям.

Ведь блок стран НАТО изначально создавался, как «агрессивный и враждебный блок» по отношению к Советскому Союзу и странам союзникам СССР, об этом на своих выступлениях, неоднократно заявлял Генеральный Секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев.

Разработав проект новой нормы статьи 205 УК РФ «Террористическая деятельность» предусматривающей иные меры наказаний за совершение преступлений в данной сфере на территории России, по санкциям которой у террористов будут полностью отсутствовать любые возможности избегать уголовной ответственности или получать более мягкие наказания (исправительные работы, минимальные сроки, штрафы и тому подобное), а для их «правозащитников» отрабатывающих свои многомиллионные гонорары и переступившим через все возможные границы норм человеческой морали, полностью исключат все лазейки для обжалования и без того смехотворных приговоров в судах вышестоящих инстанций, ухитряющихся добиваться любыми способами и путями вынесения еще более «выгодных» и «удобных» приговоров для своих «подопечных».

Воплотив в жизнь идею по созданию нового уголовного правосудия в России в сфере преступлений террористической направленности будет сделан огромный скачок вперед по развитию действующего законодательства в Российской Федерации, так как предусмотренные санкции новой нормы статьи 205 УК РФ «Террористическая деятельность», в пунктах и частях будет содержать в себе признаки составов всех преступлений террористической направленности, а именно статей 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 279 и 361 УК РФ, в том числе статей 281 и 281.1 УК РФ («Диверсии» и «Содействие диверсионной деятельности») и за финансирование терроризма, ввиду объединения и включения данных понятий в состав одного общего понятия «террористическая деятельность», уже с кардинально измененными сроками и мерами наказаний. Все выше указанные статьи и соответствующие им меры наказаний в УК РФ должны будут утратить свою юридическую силу и перестать существовать

в рамках данного уголовно-правового поля, перейдя в состав всех преступлений террористической направленности входящих в новую редакцию статьи 205 УК РФ «Террористическая деятельность».

Под «финансированием терроризма» в УК РФ понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ. Именно в статьях УК РФ касающихся данной сферы преступной деятельности постоянно встречаются одни и те же формулировки со словами синонимами, в данном случае словами «паразитами», дающими преступникам и их адвокатам возможность добиваться изменения жестких мер наказаний на более мягкие и нередко избегать уголовных преследований, но не мало важным фактором в прорыве уголовного права вперед будет полное исключение из под действия Федерального Закона РФ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 29.05.2024 г.) статей 205.2, 205.6, 209, 211, 220, 221, 277, 278 и 360 УК РФ, используя их по аналогии уголовного права без санкций предусматривающих уголовную ответственность за совершение террористической деятельности, а применять их санкции и меры наказаний по прямому назначению согласно УК РФ, за совершение преступлений по указанным в них признакам, составу и умыслу, с измененными сроками и мерами наказаний от минимального пятнадцати летнего срока до пожизненного, с конфискацией всего имущества, выплатой многомиллионных штрафов и без прав на апелляции в вышестоящие судебные инстанции по изменению наказания, пересмотру дела или условно-досрочному освобождению (далее - УДО).

Новая редакция статья 205 УК РФ «Террористическая деятельность» по всем пунктам и частям будет предусматривать минимальный порог наказания двадцать пять лет лишения свободы, с правом применения высшей меры наказания «смертная казнь» за террористическую деятельность, как основную угрозу российским гражданам, национальным интересам и национальной безопасности РФ, в результате которой погиб один человек и более, это будет возможно только после отмены моратория на «смертную казнь» в Российской Федерации, что требует со стороны Президента России полного денонсирования всех международных договоров касающихся прав человека и обязательного проведения Всероссийского референдума по вопросу введения «смертной казни» за совершение террористической деятельности и ряда других статей УК РФ (за умышленные и заказные убийства, государственную измену, незаконный оборот наркотических средств (веществ) в крупных и особо крупных размерах (с

целью сбыта), серийные преступления насильственного характера в отношении женщин и детей (с летальными исходами и без)), но это тема отдельной научной исследовательской работы.

В проекте новой редакции статьи 205 УК РФ касающейся вопросов по противодействию террористической деятельности и ее финансированию, как одной из основных угроз российским гражданам, национальным интересам и национальной безопасности России, речь будет идти только о неотвратимости наказания, где для «правозащитников» не будет предусмотрено никаких прав и возможностей добиваться для преступников пересмотра уголовных дел, условно-досрочных освобождений или подачи апелляций в вышестоящие судебные инстанции об изменении меры наказаний и так далее, это будет настоящим прорывом в российском уголовном правосудии, так как в данной статье УК РФ будет содержаться весь состав преступлений террористической направленности и их финансирование, а ответственность за их совершение будет иметь лишь одностороннее направление по выявлению признаков состава преступления в виде умысла направленного на террористическую деятельность и исключающее любые возможности преступникам уходить от ответственности или добиваться смягчения наказания за данный вид преступлений, не взирая ни на какие чины и привилегии в обществе.

Для совершенствования УК РФ в данной сфере необходима кодификация действующих нормативно-правовых актов федерального и регионального значения, полностью исключающая все виды административной ответственности за совершение террористической деятельности и ее финансирование из Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП РФ), так как речь идет не о «мелком хулиганстве» или «мелкой краже», а о преступлениях, влекущих за собой гибель тысячи ни в чем неповинных людей, значит и наказание должно быть только уголовным.

Меры наказаний существующие в настоящий момент в российском законодательстве не могут кардинально повлиять на террористическую деятельность и ее финансирование в России и максимально искоренить ее из уголовно-правового поля и сферы деятельности силовых структур, так как за этими преступлениями зачастую стоят громкие фамилии, а какие адвокаты занимаются их делами, можно только позавидовать их возможностям, поэтому необходимо максимально отделить их влияние на судопроизводство и умение избегать уголовной ответственности для их подопечных, полностью исключив из уголовного процесса суды вышестоящих инстанций и все права преступников и их адвокатов на смягчение наказаний, пересмотр дел, применение амнистий, условно-досрочных освобождений или переквалификаций на другие уголовные статьи, реабилитации и применение любых других возможностей, благодаря которым можно отделаться лишь «легким испугом» в виде

штрафа или исправительными работами, что вызывает у российского народа рост негодования (недовольства).

Такие возможности есть у руководства России и такими же правами может и должен обладать российский народ, ведь вся власть в стране принадлежит народу, а власть - исполнитель воли народа. Соответственно, только российский народ может исправить ситуацию, создав свой «Народный институт правовой помощи государству», которое не может справиться со сложившейся обстановкой в действующем законодательстве РФ, тем самым развязать им руки по внедрению воли народа в действующие Законы для их кодификации. Необходимо провести Всероссийский референдум по вопросам касающимся: отмены в России моратория на «смертную казнь», отмены в России наличных денежных средств, исключения ответственности за преступления террористической направленности и их финансирование из Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», внедрения суда присяжных заседателей из числа близких родственников погибших при совершении террористического акта и другой преступной деятельности террористической направленности повлекшей за собой гибель ни в чем неповинных людей и услышать голос народа по изменению и интеграции уголовно-правового поля касающегося национальной безопасности, безопасности граждан и национальных интересов России.

В целях осуществления и обеспечения максимально эффективной защиты российских граждан, национальной безопасности и национальных интересов России, в первую очередь необходимо отменить действующий в России от 16.04.1997г. мораторий на «смертную казнь».

«Смертная казнь» в России вводилась и отменялась уже неоднократно. Заглянув в историю советского периода 28.10.1917г. II Всероссийский съезд Советов отменил «смертную казнь» и уже летом 1918г. в ходе «красного террора» большевики начали расстреливать осужденных и подозреваемых в совершении преступления - во вне судебном порядке. Принятый в 1926г. УК РСФСР предусматривал «смертную казнь» более чем за сорок составов преступлений (организация вооруженных восстаний в контрреволюционных целях, шпионаж, бандитизм, подделка денег и др.). В период репрессий 1937-1938 годов по делам органов НКВД СССР было вынесено шестьсот восемьдесят одна тысяча шестьсот девяносто два смертных приговора. Во время ВОВ 1941-1945 годов проводились публичные и тюремные казни пособников нацистов. 26.05.1947г. президиум Верховного Совета СССР заменил «расстрельные» статьи на двадцатипятилетний срок в исправительно-трудовых лагерях. 12.01.1950г. «Смертная казнь» была введена для изменников Родины и диверсантов, а с 30.04.1954г. и для совершивших умышленное убийство. С 1962 г. в перечень «расстрельных» статей вошли экономические преступления, в том числе хищения в особо крупных размерах, спекуляции валютными ценностями и др. В период 1962-1989 годов было

вынесено двадцать четыре тысячи четыреста двадцать два смертных приговора для двух тысяч трехсот пятидесяти пяти из числа приговоренных наказание было заменено на более мягкое. К началу 1990-х годов в УК РСФСР насчитывалось более тридцати составов преступлений, за которые предусматривалась высшая мера наказания за измену Родине и шпионаж, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах, а в условиях военного времени -дезертирство, уклонение от воинской службы и др. После распада Советского Союза в период с 1992 по 1996 год к «смертной казни» в РФ были приговорены не менее семьсот семидесяти человек по приговорам расстреляно не менее семидесяти восьми из них, в феврале 1996 года Россия вступила в Совет Европы (далее - СЕ) обязавшись прекратить исполнение смертных приговоров и принять закон об отмене высшей меры наказания. Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ «О поэтапном сокращении применения «смертной казни» в связи с вхождением России в СЕ» и был введен мораторий на исполнение смертных приговоров. 01.01.1997г. вступил в силу новый УК РФ, в котором «смертная казнь» как исключительная мера наказания была установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (убийство (при наличии отягчающих вину обстоятельств) или посягательство на жизнь государственных и общественных деятелей, сотрудников следственных, правоохранительных и судебных органов, а также геноцид, при этом «смертная казнь» не назначалась женщинам, несовершеннолетним, лицам старше шестьдесят пяти лет и выданным России иностранным государством. Согласно ч. 3 ст. 59 УК РФ казнь могла быть заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. 16.04.1997г. Россия подписала Протокол № 6 к Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» после чего на территории страны вступил в действие мораторий на применение «смертной казни», Россия не ратифицировала протокол. 02.02.1999г. Конституционный суд РФ (далее - КС РФ) запретил выносить смертные приговоры в отсутствие судов присяжных, а в 2009 г. признал невозможность назначения «смертной казни» и после создания таких судов. 19.11.2009г. КС РФ продлил мораторий на применение «смертной казни» до ратификации России Протокола № 6 к Европейской Конвенции «О защите прав человека», что на время действия моратория высшей мерой наказания стало пожизненное заключение. Последний «смертный» приговор в Российской Федерации был приведен в исполнение 02.08.1996г., в котором имя казненного официально не оглашалось, но по данным ряда СМИ был расстрелян серийный убийца Сергей Головкин жертвами которого в Одинцовском районе Московской области в 1986-1992 годах стали одиннадцать мальчиков. 29.11.2022г. председатель КС РФ В. Зорькин высту-

пив на X Всероссийском съезде судей в Москве заявил, что возвращение «смертной казни» в Россию возможно только через изменение Конституции, но таких условий «в настоящее время нет» отметив, что в России сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого российские граждане получили право не быть приговоренными к «смертной казни» подчеркнув, что выход России из СЕ действия моратория на «смертную казнь» не прерывает. 28.02.2023г. Президент России В.В. Путин подписал закон о прекращении действия в отношении России Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» и ряда протоколов к ней, но не Протокола № 6. По данным ФСИН в 2022г. в России отбывали пожизненный срок одна тысяча девятьсот сорок два осужденных, которые содержатся в шести исправительных колониях специального режима, а право на УДО такие осужденные получают отбыв двадцать пять лет заключения. В 2021г. к пожизненному заключению были приговорены сорок, а в 2022г. уже пятьдесят девять преступников.

В разные годы в пользу восстановления исключительной меры наказания за ряд преступлений, в частности за совершение террористической деятельности (терроризма) высказывались известные российские политики, государственные чиновники и деятели культуры: писатель А.И. Солженицын, лицер партии «ЛДПР» РФ В.В. Жириновский, глава Чечни Р.А. Кадыров, лидер фракции «Справедливая Россия» С.М. Миронов, глава «КПРФ» Г.А. Зюганов и многие другие. Вспоминая каждый раз в своих высказываниях про теракты унесшие тысячи жизней ни в чем неповинных людей, одним из которых является захват террористами утром 1 сентября 2004г. более тысячи ста заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия) во время линейки к началу учебного года, который длился более трех дней и унесший жизни из числа заложников более трехсот тридцати мирных граждан, сто восемьдесят шесть из которых были дети, а получивших ранения разной степени тяжести было более семьсот восьмидесяти трех человек. На третий день, в результате штурма школы силовиками было уничтожено двадцать семь боевиков, а единственный взятый живым террорист Н. Кулаев был арестован и приговорен судом к пожизненному заключению, что до сих пор вызывает недоумение у граждан России требовавших только его смерти без всякого суда и следствия.

По мнению руководителя СК РФ А.И. Бастры-кина исключительная мера в виде «смертной казни» «должна присутствовать в нашем законодательстве как гипотетическая возможность ее применения», что не должно иметь под собой никакой юридической основы. В 2014 году Министр юстиции РФ А.В. Коновалов уточнил, что если Россия выйдет из СЕ, это не станет поводом для возвращения «смертной казни», так как «не исключает необходимости соблюдения принятых Российской Федерацией международных обязательств». Президент России В.В. Путин во время «Прямой линии» 15.06.2017г. дважды упоминал тему «смертной казни» не уточнив своего отношения к ней, а его

пресс-секретарь Президента России Д.С. Песков ответил на вопрос ТАСС уточнив, что вопрос о возможности прекращения действия в России моратория на «смертную казнь» в Кремле не обсуждается, тоже он повторил 29.11.2022г. в ответ на вопросы журналистов.

После теракта в «Крокус Сити Холле» 22.03.2024г. многие российские политики выступили с предложением вернуть в России «смертную казнь». Глава фракции «Единая Россия» в ГД В.А. Васильев сказал журналистам, что «тема введения в РФ «смертной казни» за терроризм будет глубоко и содержательно проработана, чтобы в итоге принять в этом вопросе решение, отвечающее ожиданиям общества». Л.Э. Слуцкий после теракта в «Крокус Сити Холле» отметил в своем «Те^гат-канале», что можно и нужно сделать отмену моратория на ее применение. Напомнив всем про страшный теракт унесший жизни более ста тридцати девяти человек, продолжавшийся три дня с 23 до 26 октября 2002г. в театральном центре на Дубровке (г. Москва), тогда чеченскими террористами во время мюзикла «Норд-Ост» были захвачены заложники из числа зрителей, в результате штурма бойцами спецназа группы «Альфа» все террористы были ликвидированы и освобождено большинство заложников (ТАСС-Досье), что на практике показало, каким должно быть реальное наказание для всех террористов. Этот список терактов в России к большому сожалению можно продолжать и продолжать, а всем гражданам остается только скорбить по погибшим или все-таки выявлять источники финансирования в лице определенных моральных и больных уродов для их полной ликвидации без смешных юридических проволочек и волокиты существующей в настоящее время в действующем российском законодательстве, как например поступило правительство Израиля после совершенного палестинцами из организации «Черный сентябрь» теракта на Олимпиаде-1972 в Мюнхене в отношении сборной их страны, когда жертвами стали одиннадцать членов израильской олимпийской сборной взорванными в одном из вертолетов с заложниками, в итоге по поручению главы Израиля Эфраима Кефира, о котором он заявил на весь мир, израильскими спецслужбами (Моссад и др.) были разработаны и осуществлены две спецоперации - «Весна молодости» и «Гнев Божий» и за двадцать лет целенаправленной охоты были уничтожены тринадцать боевиков и практически все члены их семей, а также все причастные к подготовке и проведению этого теракта без каких-либо судебных разбирательств, то есть приводя приговор в исполнение на месте без суда и следствия, а это всего лишь Израиль маленькая страна по сравнению с нашей Великой Родиной, за которую часто бывает стыдно при решении вопросов касающихся терроризма направленного против российских граждан, национальных интересов и национальной безопасности России.

26.03.2024г. спикер ГД В.В. Володин заявил, что все необходимые законы о применении в России «смертной казни» уже приняты, решение о введении

такой меры наказания зависит от КС РФ поддержав позицию главы комитета ГД по госстроительству и законодательству П.В. Крашенинникова о том, что «любые решения надо принимать, безусловно, на холодную голову и просчитать все последствия». Ранее нынешний лидер «ЛДПР» Л.Э. Слуцкий призвал отменить мораторий на «смертную казнь» на фоне теракта в «Крокус Сити Холле», а лидер партии «Справедливая Россия» С.М. Миронов предложил вынести этот вопрос на Всероссийский референдум и дать народу страны самому принять по нему решение, считая что граждане России примут наиболее правильное решение и проголосуют за отмену моратория на «смертную казнь».

К данным заявлениям лидеров фракций авторы, предлагают произвести полное денонсирование действия всех ранее подписанных международных договоров оказывающих свое влияние на действующее правосудие в Российской Федерации касающегося вопросов применения «смертной казни», противодействия преступлениям террористической направленности и их финансированием, и вынести данное предложение на Всероссийский референдум предоставив гражданам России возможность самим принимать такие важные и ответственные решения в трудное для страны время. Скорее всего все в данном вопросе происходит «от события к обратному», а итогом будет возвращение к прошлому и в результате Всенародного голосования произойдет денонсирование всех международных договоров касающихся отмены моратория на «смертную казнь». Тем более, что процессы денонсирования международных договоров должны быть изначально закреплены в таких договорах (пример: ст. 27 Международной Конвенции «О борьбе с финансированием терроризма» от 09.12.1999г.).

Исходя из авторского предложения по развитию российского законодательства в сфере по противодействию террористической деятельности и легализации преступных доходов, направленных на финансирование терроризма, необходимо исключить из правовой основы системы государства:

• Конституцию Российской Федерации;

• все общепризнанные принципы и нормы международного права;

• все международные договоры России в данной сфере (денонсирование);

• Федеральные конституционные Законы РФ;

• Концепции внешней политики России и др.,

оставив в данной системе только Федеральные

Законы, УК РФ, УПК РФ и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Анализируя отмывание преступных доходов в России можно с уверенностью заявить, что не все преступные доходы направлены на финансирование терроризма, но без каких-либо негодований данная сфера однозначно требует «кардинальных» изменений и кодификации существующих правовых норм и мер наказаний. В статьях за совершение которых еще предстоит разбираться касательно определений

«дохода» и «имущества» в классификации того или иного признака состава преступления.

Ю.Н. Шаповалов обращает внимание на то, что в ГК РФ нет законного определения понятия «имущество» как и в УК РФ, но так как денежные средства и имущество являются гражданско-правовыми категориями, то обратившись в гражданское законодательство, а именно к ст. 128 ГК РФ можно смело утверждать, что «имущество» - это совокупность вещей, денежных средств (наличные и безналичные) в любой национальной валюте, ценные бумаги, драгоценные камни и металлы, движимое и недвижимое имущество, имущественные права и обязанности, результаты интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них (интеллектуальная собственность) и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг, а также информации, как правило, зачастую той (важной и секретной), которая помогает преступникам в сфере террористической деятельности, легализации преступных доходов и финансирования терроризма избегать суровых уголовных наказаний за свою преступную деятельность, либо уходить от нее полностью, оставаясь при этом на свободе, давая преступникам очередную возможность без особого риска продолжать воплощать свои террористические замыслы в жизнь и без того упрощая их почти «свободную» террористическую деятельность на территории России.

Некоторые объекты гражданских прав не могут выступать предметами легализации (отмывания), так как им невозможно придать статус легальных, к таким относятся: наркотические средства (вещества), психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые и радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, оружие массового поражения, военная техника, стратегические товары, культурные ценности и др., которые ограничены или изъяты из гражданского оборота в России.

В ст. 150 ГК РФ существует исключение из понятия «доходы» благ, отнесенных к разряду «нематериальных»: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и др., принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона. Все таки к доходам приобретенным преступным путем можно отнести еще и услуги, например, такие как информация, результаты интеллектуальной деятельности и другое, о чем отмечал Ю.В. Коротков. Информация бывает разного рода и содержания, от информации о ходе уголовного дела, до информации касающейся гостайны или тайны следствия и т.п. С подобным предложением выступал и В.А. Бодров, который полагал, что услуги и работы могут быть предметом отмывания, так как работа предполагает какой-либо материальный результат, а услуга такого результата не имеет, но в отношении нее

можно осуществлять действия по отмыванию ее преступного происхождения (в результате взятки, коммерческого подкупа, оплаты необходимой услуги и т.п.). В.А. Бодров ссылался на пункт 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2000г. № 6 «О судебной практике по делам о взятничестве и коммерческом подкупе», указывая на то, что по смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (представление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.), предположив, что аргумент автора заключается в том, что при наличии взятки за услугу должен быть способ ее отмыть, то с научной стороны с уверенностью можно считать данный факт действительно основанием для включения данных действий в признаки состава преступлений предусматривающих уголовную ответственность за отмывание денежных средств полученных преступным путем. В основе понятия «деньги» согласно теории английского экономиста Дж. Хиксона лежит определение, согласно которому деньги определяются их функциями, то есть это все то, что выполняют денежные функции, под которыми скрывается тот факт, что в роли денег могут выступать самые различные предметы и даже не материальные объекты. Между тем авторы намеренно включили данное заключение этих ученых, что дало возможность обобщить все значения и понятия слов «имущество», «деньги» и «доход», для более глубокого представления их основных функций в уголовном законодательстве Российской Федерации в сфере отмывания преступных доходов. Специалистами отмечается то, что в преступной деятельности после отмывания денежных средств, чаще всего происходит легализация ценных бумаг, полученных преступным путем, а это более 10% всех преступных доходов в мире, а как объекты гражданских прав, они относятся к вещам, являясь их особой разновидностью (ст. 128 ГК РФ). Позицию авторов проекта Федерального Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», которые полагают, что предметом такого противодействия являются все доходы, имеющие незаконное происхождение (не только преступное), и представляют под ними: вещи и иные объекты гражданских прав, полученные незаконным путем, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также имущественные права, приобретенные в нарушение действующего российского законодательства, принято воспринимать как верной.

Таким образом, формулировка дефиниции рассматриваемого термина будет следующей: «легализация (отмывание) преступных доходов - это умышленное совершение финансово-экономических операций, иных сделок с денежными средствами или иным имуществом, не запрещенными в гражданском обороте, приобретенными с нарушением действующего уголовного законодательства и их использование для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности

в целях извлечения прибыли, направленное на придание законного статуса праву собственности и иным вещным правам на них».

Акцентировав на это внимание можно с уверенностью указать, что в современных институтах экономической и уголовно-правовой теории в основе понятия «преступный доход» лежат значения практически всех понятий касающихся денежных средств, различных «материальных» предметов и благ, движимых и недвижимых объектов, информации различного значения и уровня, ценных бумаг (вещей), любых драгоценностей полученных преступным путем и т.д., направленных на финансирование терроризма, дальнейшую преступную и террористическую деятельность.

Судебно-следственная и оперативно-розыскная практика с результатами проведенного авторами исследования подтверждает доводы многих ученых по данному вопросу, в процессе изучения тщательно скрываемых от законопослушных граждан России материалов уголовных дел и преследований СК России по факту отмывания доходов полученных преступным путем за определенные услуги или информацию, направленных в итоге на финансирование террористической деятельности в период с 2018 года по настоящее время. Можно с уверенностью утверждать, что такая практика существует и доход полученный за информацию (о ходе уголовного дела, под грифом совершенно секретно или содержащую гостайну и т.п.) или услугу (вынесение более мягкого решения по уголовному делу, затягивание судьей судебного процесса, изменение следователем статуса подозреваемого и т.п.), в квалификации данных действий становились объектом преступной деятельности в дальнейшем предназначавшийся для отмывания через различные коммерческие и финансовые организации (букмекерские конторы, аукционы, ломбарды, благотворительные и инвестиционные фонды, банки и другие тому подобные организации), через подставных (третьих) лиц для их дальнейшего использования в своих личных или преступных целях (финансирование террористической деятельности).

Следует рассмотреть все преступления в сфере отмывания преступных доходов на вынесение их в отдельную категорию (статью) в УК РФ для принятия по ним соответствующих решений согласно той статьи, где в данной категории преступлений предлагается полное отстранение от словосочетания «финансирование терроризма» только в тех случаях, когда будет полностью доказано, что легализованные деньги полученные преступным путем не нашли своего адресата от слова «совсем» в «террористической деятельности» направленной против российских граждан, национальной безопасности и национальных интересов России, по которым будет необходимо выяснять мельчайшие подробности заглядывая в глубь умысла преступления, который в сочетании с признаками состава необходимо будет выделять в отдельную категорию при вынесении окончательного приговора, где основным признаком состава преступления будет умысел (причина) совершения того или иного преступного деяния,

по которому оно было совершено, то есть если преступник получил деньги за сбыт наркотических средств, то он должен будет понести наказание по признакам состава преступления ст. 228.1 УК РФ «Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества», если же деньги были получены за изготовление, перевозку, хранение или переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, и т.п. незаконных способов получения денежных средств, то он должен будет отвечать по ст. 228 УК РФ «Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконное приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества», главы 25 УК РФ относящей все преступления, включенные в ее состав к категории преступлений «против здоровья населения и общественной нравственности».

В заключении данной статьи можно однозначно и утвердительно отметить о том, что действующее

российское законодательство в сфере противодействия преступлениям связанным с террористической деятельностью и ее финансированием, несостоятельно показать свое превосходство в борьбе с мировым терроризмом, реально угрожающему российским гражданам, национальной безопасности и национальным интересам России.

Вывод: Необходимо произвести полную кодификацию нормативно-правовых актов в уголовно-правовом поле России в сфере по противодействию преступлениям, связанным с террористической деятельностью и ее финансированием, направленным против российских граждан, национальной безопасности и национальных интересов России, со всеми вытекающими последствиями, связанными с денонсированием всех международных договоров тормозящих отмену в России моратория на «смертную казнь», с отменой хождения наличных денег на всей территории России, исключив все дефиниции, тавтологию слов и другие недоработки связанные с возможностью избегать суровой уголовной ответственности преступникам находящимся под высоким покровительством государств членов блока НАТО, помогающим им скрывать свою принадлежность к международным террористическим организациям.

Список литературы:

1. Бушуева С.Б. Электронные деньги, как инструмент противодействия теневой экономике // Социально-экономические явления и процессы / - Тамбов, 2013. - Вып. 12.

2. «Кодекс об административных правонарушениях РФ» (принят ГД 20.12.2001г., одобрен СФ 26.12.2001г.) от 30.12.2001г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rulaws.ru/koap/ (дата обращения 29.01.2025).

3. Концепция от 30.05.2018г. «О развитии национальной системы противодействия ПОД/ФТ» // Президент РФ В.В. Путин / - М., Кремль. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ рптеМос/71858442/ (дата обращения 29.01.2025).

4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28399/ (дата обращения 29.01.2025).

5. Мелкумян К.С. ФАТФ в противодействии финансирования терроризма (специфика подхода) // Вестник МГИМО-Университета / - М., 2014. - № 1. - с. 88-96.

6. Микрюков В.О. Социально-философский анализ взаимодействия религиозного фактора и террора: современные тенденции и перспективы: монография // В.О. Микрюков / Научная мысль. Политика. - М.: Инфа-М, 2022. - с. 193.

7. Мурадян С.В. Уголовно-правовое и административно-правовое регулирование борьбы с финансированием терроризма // Административное и муниципальное право / - М., 2011. - № 6. - с. 44-51.

8. Мурадян С.В. Правовые основы борьбы с финансированием терроризма в РФ // Закон и право / - М., 2011. -№ 8. - с. 85-88.

9. «Уголовный Кодекс РФ» (принят ГД 24.05.1996г., одобрен СФ 05.06.1996г.) от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (ред. от 12.06.2024г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/10108000/ (дата обращения 29.01.2025).

10. Ульянова В.В. Противодействие финансированию терроризма // Автореф. дис. ... канд. юр. наук / - Екатеринбург, 2010. - с. 2.

11. Факов А.М. Особенности финансирования экстремизма и терроризма // Право и управление / - М., 2022. -№ 11 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/osobennosti-finansiшvamya-ekstremizma-i-terrorizma (дата обращения 29.01.2025).

№ 3 (125)

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

• 7universum.com

март, 2025 г.

12. Федеральный Закон РФ «О противодействии терроризму» (принят ГД 26.02.2006г., одобрен СФ 01.03.2006г.) от 06.03.2006г. № 35-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_58840/(дата обращения 29.01.2025).

13. Федеральный Закон РФ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных доходов, и полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (принят ГД 13.07.2001г., одобрен СФ 20.07.2001г.) от 07.08.2001г. № 115-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/(дата обращения 29.01.2025).

14. Федеральный Закон РФ «О национальной платежной системе» (принят ГД 14.06.2011г., одобрен СФ 22.06.2011г.) от 27.06.2011г. № 161-ФЗ (ред. от 24.07.2023г., с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2023г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625/(дата обращения 29.01.2025).

15. Чиханчин Ю.А. Росфинмониторинг: выявление каналов финансирования и пресечения террористической деятельности / Федеральный справочник: сетевой журнал. 2017. - с. 131-134. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://федеральный-справочник.рф/files/BEZOPASNOST/soderghanie/NB _3/NB3-2016-CHihanchin.pdf (дата обращения 29.01.2025).

16. Официальный сайт нормативно-правовой базы законодательства РФ - «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. consultant.ru/(дата обращения 29.01.2025).

17. Официальный сайт Научной электронной библиотеки «КиберЛенинка» // CYBERLENINKA [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. cyberleninka.ru/(дата обращения 29.01.2025).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.