Научная статья на тему 'Террористическая активность и противодействие терроризму в Республике Молдова'

Террористическая активность и противодействие терроризму в Республике Молдова Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
326
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ КОНФЛИКТ / ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА / СНГ / ПМР / TRANSNISTRIAN CONFLICT / TERRORISM / TERRORIST GROUP / CIS / PMR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Полякова Мария Юрьевна, Гаврюшенко Елизавета Игоревна

Терроризм в настоящее время превратился в одну из самых опасных и глобальных проблем, с которыми столкнулось общество. Он представляет собой не только угрозу национальной безопасности конкретного государства, но и всему международному сообществу в эпоху глобализации, когда искра в одной части планеты может разжечь пламя в другой. В статье рассматривается проблема терроризма в рамках Республики Молдова, берутся во внимание его исторические и геополитические аспекты. Авторами были описаны действия террористических группировок в рамках Приднестровского конфликта и реакция на них со стороны России, Румынии, противопоставление решений Тираспольского суда и Европейского Суда по Правам Человека. Также была раскрыта специфика и особенности современного антитеррористического законодательства Республики Молдова, а также его уклон на европейскую модель в новых редакциях и фактическая необходимость постоянной его доработки. В рамках исследования была применена методология политологической и исторической наук: метод политанализа, метод исторического анализа и метод аналогий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORIST ACTIVITY AND COUNTER-TERRORISM IN THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA

Terrorism nowadays has evolved into one of the most dangerous global problems that society faced. It is not only a threat to national security of a particular state, but also to the entire international community in the era of globalization, when a single spark in one part of the planet can ignite a flame in another. The article considers the problem of terrorism in Republic of Moldova, taking into a count its historical and geopolitical aspects. Authors described the actions of terrorist groups within the Transnistrian conflict, the reaction to them from Russia and Romania, the contradiction of the decisions of the Tiraspol court and the European Court of Human Rights. Authors also revealed the specifics and features of the modern anti-terrorism legislation of the Republic of Moldova, as well as its bias towards the European model in new editions and the actual need for its constant development. In the framework of the study, the methodology of political science and historical sciences was applied: the method of political analysis, the method of historical analysis and the method of analogies.

Текст научной работы на тему «Террористическая активность и противодействие терроризму в Республике Молдова»

Постсоветские исследования. Т.3. № 6 (2020) Террористическая активность и противодействие терроризму в Республике Молдова

М.Ю. Полякова, Е.И. Гаврюшенко

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. Терроризм в настоящее время превратился в одну из самых опасных и глобальных проблем, с которыми столкнулось общество. Он представляет собой не только угрозу национальной безопасности конкретного государства, но и всему международному сообществу в эпоху глобализации, когда искра в одной части планеты может разжечь пламя в другой. В статье рассматривается проблема терроризма в рамках Республики Молдова, берутся во внимание его исторические и геополитические аспекты. Авторами были описаны действия террористических группировок в рамках Приднестровского конфликта и реакция на них со стороны России, Румынии, противопоставление решений Тираспольского суда и Европейского Суда по Правам Человека. Также была раскрыта специфика и особенности современного антитеррористического законодательства Республики Молдова, а также его уклон на европейскую модель в новых редакциях и фактическая необходимость постоянной его доработки. В рамках исследования была применена методология политологической и исторической наук: метод политанализа, метод исторического анализа и метод аналогий.

Ключевые слова: Приднестровский конфликт, терроризм, террористическая группировка, СНГ, ПМР.

Terrorist activity and counter-terrorism in the territory of the Republic of Moldova

M. Y. Polyakova, E.I. Gavryushenko

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

Abstract. Terrorism nowadays has evolved into one of the most dangerous global problems that society faced. It is not only a threat to national security of a particular state, but also to the entire international community in the era of globalization, when a single spark in one part of the planet can ignite a flame in another. The article considers the problem of terrorism in Republic of Moldova, taking into a count its historical and geopolitical aspects. Authors described the actions of terrorist groups within the Transnistrian conflict, the reaction to them from Russia and Romania, the contradiction of the decisions of the Tiraspol court and the European Court of Human Rights. Authors also revealed the specifics and features of the modern anti-terrorism legislation of the Republic of Moldova, as well as its bias towards the European model in new editions and the actual need for its constant development. In the framework of the study, the methodology of political science and historical sciences was applied: the method of political analysis, the method of historical analysis and the method of analogies.

Keywords: Transnistrian conflict, terrorism, terrorist group, CIS, PMR.

Молдова - уникальное государство, которое находится на стыке геополитических платформ и при этом не позиционирует себя как важный актор глобальной политики. С одной стороны, это делает ее относительно безопасным местом, но с другой - может порождать конфликты на национальной и политической почве. Бывший заместитель министра МВД Молдовы отмечал: «Именно с вопросами терроризма в своей практике я не сталкивался. Были вопросы связанные, как говорили в советское время, с "националистическим экстремизмом", но эти группи-

ровки на моей памяти к насилию и террору никогда не прибегали".1

В XX веке на территории Молдавской ССР было всего два случая, которые некоторые исследователи ошибочно классифицируют как террористические акты. Случай взрыва школы учителем в сельском поселении Гыска, при котором погибли почти все еще учащиеся и преподаватели. Однако, при выяснении мотивов преступления, стало из-

1 Случались ли в Молдове террористические акты

URL:https://ru.sputnik.md/incidents/20170617/13149489

/terror-vzryvy-opasnost.html

вестно, что причина была вне политических, религиозных и социальных рамок, и целью был не общественный резонанс, а месть за неразделенную любовь к коллеге. [Корыт-ник 2007: 5-17].

Вторым случаем является угон самолета АН-2, следовавшего по курсу Чадыр-Лунга -Измаил, беглыми заключенными Гудумаком и Караджия. Ворвавшись в кабину к пилотам, они потребовали развернуть самолет в сторону Турции, однако, благодаря грамотным действиям экипажа, удалось ввести преступников в заблуждение и совершить аварийную посадку в Кишиневе. Где позднее они были награждены орденами Боевого Красного Знамени. Что касается угонщиков, Караджия совершил самоубийство сразу же после того, как милиция окружила дом, в котором они скрывались, убежав с места преступления. Гудумака же судили на открытом судебном процессе, который проходил в здании аэропорта, приговорив к высшей мере наказания - расстрелу. И несмотря на то, что никаких глобальных целей преступники не преследовали, прецедент все же породил общественный резонанс: бронированные двери в кабину экипажа и сопровождение летчиков вооруженным сотрудником милиции.

Однако, по нашему мнению, первые прецеденты, мотив которых не вызывает сомнений, и которые можно квалифицировать как террористические акты произошли уже в 1990-х гг. в рамках Приднестровского конфликта.

Главными его причинами принято считать рост националистических устремлений в Молдове и сепаратистские настроения руководства находившейся на ее территории Преднестровской Молдавской Республики (ПМР), которая при этом объявила себя частью СССР на Тираспольском Чрезвычайном съезде депутатов всех уровней Приднестровья. Помимо политических предпосылок, очевидно, что была и большая экономическая подоплека: основная часть промышленности Молдовы была сосредоточена именно в Приднестровском регионе.

В свете данного конфликта Министерством национальной безопасности Молдовы было организовано более 30 террористических групп, которые действовали на терри-

тории Приднестровья и Гагаузии. Наиболее известные среди которых - «Бужор», «Бурундуки», «Скорпионы», «Штефан-Водэ», «Калараш», «Негри», «Черная пантера», «Вымпел», «Кишинэу», разведывательно-диверсионная организация «Гон». Следует отметить, что о своей деятельности Министерство национальной безопасности отчитывалось перед президентом Мирчей Сне-гуром, который одобрил использование террористических групп в борьбе против Приднестровья. Перед ними были поставлены задачи не только по устранению политических деятелей, но и взрывы мостов, важных промышленных сооружений и объектов газового хозяйства. [Завтур 2003: 120].

Подробнее мы остановимся на группировке «Бужор», которую возглавлял руководитель отделения Народного фронта в Тирасполе И. Илашку. Ее членами было совершено убийство депутата Верховного совета ПМР и Верховного совета МССР, члена правительства Приднестровской Молдавской Республики Николая Остапенко, убийство начальника штаба ополчения Сло-бодзейского района А. Гусара, покушение на убийство его семьи, а также на заместителя прокурора Слободзейского района Ю. Савенко. Также, террористы планировали уничтожение и ряда других руководящих лиц Приднестровья, а также проведение диверсий. В частности, планировалось уничтожение нефтехранилища в селе Ближний Хутор, шоссейного моста на трассе Тирасполь - Дубоссары, ряда других стратегически-важных объектов. Важно отметить, что члены данной группировки не скрывали своих намерений. В одном из интервью И. Илашку открыто рассказывал о том, какие цели стоят перед ним и его группой. Прежде всего, это физическое устранение всего руководства Приднестровской республики.2

Все преступления террористической группировки группы «Бужор» были документально установлены. Органы правосудия ПМР выносили свое решение по группе Илашку на основании неопровержимых доказательств, собранных органами госбезопасности Приднестровья. Изначально, Ти-

2Терроризм как отражение молдавской национальной идеи. URL:https://novostipmr.com/old/2010/ol34-08-10.html (дата обращения: 28.05.2020).

распольский суд приговорил И. Илашку к расстрелу, а его подельников - к длительным срокам заключения. Но еще до вердикта суда террористы стали просить о снисхождении, которое за тем и последовало.

В результате ни один из террористов не был расстрелян, а в 2001 г. в знак доброй воли руководства Приднестровья И. Илашку был выпущен на свободу и эмигрировал в Румынию, где стал сенатором, а позже представителем Румынии в Европарламенте. В 2004 г. бывшие члены группировки «Бу-жор» подали иск в Европейский суд по правам человека против России и Молдовы. [Троицкий 2016, 35-42] Иск был удовлетворен, и «жертвам сепаратистского режима» присудили около восьмисот тысяч евро компенсаций, которые должны были выплатить Молдавия и Россия, в соотношении примерно 20 и 80%. 3Таким образом, Европейский суд по правам человека осудил не террористов, а тех, кто помешал Илашку и его приспешникам уничтожать мирных людей, взяв на себя нелегкую ношу миротворчества на берегах Днестра. 4

Сегодня члены группы «Бужор» на свободе. Они считаются национальными героями не только в Молдове, но и в Румынии, где все до единого были награждены высшими наградами этой страны - орденами Steaua Romaniei («Румынская звезда»).

Что касается румынского взгляда на данную террористическую группировку, Илаш-ку был политически задержан тирасполь-ским режимом и приговорен к смертной казни неконституционным судом, политически подчиненным Москве.

Румынские источники подводят итог, что большинство из его политических действий в Тирасполе, и особенно его военная деятельность, остаются неизвестными. 5 А то, что известно - из российских военных ис-

3 Ha§cu, Ivantoc, Le§co and Petrov-Popa v. Moldova and Russia [GC], no. 48787/99, §§ 28-183, ECHR 2004 -VII.

4 МИД ПМР сдал позиции в Вене URL: http://tiras.ru/vmire/35265-andrey-safonov-mid-pmr-sdal-pozicii-v-vene.html

5 Tiraspolul vrea sä atace R.Moldova in instantä, acuzand

„agresiune impotriva proporului Transnistriei de cätre grupuri teroriste.URL: https ://radiochisinau.md/tiraspolul -vrea-sa-atace-rmoldova-in-instanta-acuzand-agresiune-impotriva-proporului-transnistriei-de-catre-grupuri-teroriste---88380.html

точников о том, что Илашку и его спецподразделение, сражавшиеся за фронтом, понесли тяжелые потери 14-й российской армии и казачьим бандам, которые пришли в Приднестровье сражаться против молдаван.

Антитеррористическая деятельность в современной Молдове регулируется Законом Республики Молдова №120 «О предотвращении терроризма и борьбе с ним» от 21 сентября 2017 г., а также Законом «О предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма» от 22 декабря 2017 г.6

Стоит отметить, что текущая редакция закона дает наиболее исчерпывающий перечень субъектов, которые задействованы в борьбе с терроризмом, по сравнению с другими странами СНГ, содержится именно в антитеррористическом законодательстве РМ. В него входят: Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство экономики и инфраструктуры, Министерство иностранных дел и европейской интеграции, Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты, Служба информации и безопасности РМ, Департамент пограничных войск, Департамент чрезвычайных ситуаций, Служба государственной охраны, Таможенный департамент и Департамент информационных технологий, Национальное агентство по регулированию ядерной и радиологической деятельности, Национальная администрация пенитенциарных учреждений, Служба по предупреждению и борьбе с отмыванием денег. Для каждого из этих органов Парламент определил полномочия. В рамках этих полномочий каждое ведомство провело разъяснительную работу, были разработаны концепции и стратегии. Так, например, группа представителей Министерства Обороны Республики Молдова участвовала в семинарах и конференциях по вопросу борьбы с терроризмом в рамках программы «Партнерство во имя мира».

Также, в октябре 2018 г., по европейскому образцу, была введена Национальная система оповещения в случае террористиче-

6 Закон «О предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма» от 22 декабря 2017 года. // Monitorul Oficial Nr. 58-66 статья № :

133

ской угрозы (SNAT). Система заключается в существовании четырех уровней террористической опасности, которые обозначаются соответствующим цветом. Синий цвет для низкого уровня, желтый - для среднего, оранжевый соответствует высокому уровню, а красный- критическому. К каждому уровню предусмотрен определенный пакет мер и инструкций для всех органов, задействованных в антитеррористической деятельности. [Романовский 2019, 53-59].

И хотя на данный момент на территории Молдовы введен синий уровень террористической активности, правительство регулярно проводит учения и информирует население о мерах борьбы с терроризмом. Как отмечал директор Службы информации и безопасности Иона Урсу: «на территории Молдовы проживают граждане государств, где террористические проявления рассматриваются как форма политической борьбы, однако специальные государственные органы бдительно следят за изменениями в этой сфере, чтобы не допустить проявления группировок, которые могли проводить террористические акты»7.

Отдельного упоминания заслуживает также такое относительно новое явление, как кибертерроризм как форма экстремистской деятельности в информационном пространстве. Т.е. речь идет о криминальном использовании технологий приема, обработки, передачи, хранения и распространения информационных сообщений экстремистского характера, содержащей оскорбления в адрес каких-либо социальных (прежде всего, этнических и религиозных) групп, призывы к насилию над ними, а также призывы к нарушению общественного порядка и свержению законной госу-дарствнной власти [Пархитько, Панталева 2019: 47-50]. Масштабы угроз, исходящие от данной формы террористической деятельности не стоит недооценивать. В Молдове на сегодняшний день существует пока один центр реагирования на компьютерные инциденты - при Академии наук. Впрочем, киберугрозы в Молдове носят пока ситуативный, нежели системный характер, что в

7 Под прицелом»: Угрожает ли Молдове терроризм? [Электронный ресурс] // Информационный портал Noi.md. URL: https://noi.md/ru/news_id/88351

свою очередь предоставляет стране шанс оценить характер угрозы и заранее просчитать возможные контрмеры, в т.ч., на базе обобщения опыта других стран.

Библиографический список

Завтур К., Коваль К. Терроризм: понятие, основные тенденции развития и меры противодействия. // MOLDOSCOPIE (Probleme de analizâ politicâ). Partea XXI. - Chiçinâu: USM, 2003, c.117-125.

Иванов О.Б. — Приднестровский конфликт: современное состояние и пути решения // Мировая политика. - 2018. - № 1. - С. 1 - 12 Корытник Н. Ф. Взорванная любовь. — Бендеры: Полиграфист, 2007. — 48 с. Романовский Г. Б. Правовые основы противодействия терроризму в Республике Молдова / Г. Романовский Б. // Наука. Общество. Государство: электронный научный журнал. — 2019. — Т. 7, № 3 (27). — С. 53-59. Пархитько Н.П., Панталева Н.С. Кибертерроризм и киберэкстремизм как современные угрозы национальной и международной безопасности / Н.П. Пархитько, Н.С. Панталева // Юридическая наука . - 2019. - №3. - С. 47-50. Сизов С.Г. Этнический сепаратизм в геополитическом противоборстве в конце XX - начале

XXI в // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - №2(12). - С.14-20. Сизов С.Г. Непризнанные государства на постсоветском пространстве и позиция России // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2017. - №1. - С.124-128. Троицкий Е.Ф. Политика Европейского союза в отношении приднестровского конфликта

(1992-2015 гг.) // Сибирские исторические исследования. - 2016. - №3 - С.28-42. Roper St. Regionalism in Moldova: The Case of Transnistria and Gagauzia // Regional and Federal Studies. 2001. № 3. P. 101-122.

Сведения об авторах: Полякова Мария Юрьевна - магистр в области международных отношений РУДН (e-mail: [email protected]); Гаврюшенко Елизавета Игоревна - магистр в области международных отношений РУДН (e-mail:[email protected] )

References

Zavtur K., Koval K. Terrorizm: ponyatie, osnovnye tendentsii razvitiya i mery protivodeystviya. // MOLDOSCOPIE (Probleme de analizâ politicâ). Partea XXI. - Chiçinâu: USM, 2003, c.117-125.

Ivanov O.B. — Pridnestrovskiy konflikt: sovremennoe sostoyanie i puti resheniya // Mirovaya poli-

tika. - 2018. - № 1. - S. 1 - 12 KorytnikN. F. Vzorvannaya lyubov'. — Bendery: Poligrafist, 2007. — 48 s.

Romanovskiy G. B. Pravovye osnovy protivodeystviya terrorizmu v Respublike Moldova / G. Ro-manovskiy B. // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo: elektronnyy nauchnyy zhurnal. — 2019. — T. 7, № 3 (27). — S. 53-59. Parhit'ko N.P., Pantaleva N.S. Kiberterrorizm i kiberjekstremizm kak sovremennye ugro-zy nacional'noj i mezhdunarodnoj bezopasnosti / N.P. Parhit'ko, N.S. Pantaleva // Juridicheskaja nauka . - 2019. - №3. - S. 47-50. Sizov S.G. Etnicheskiy separatizm v geopoliticheskom protivoborstve v kontse XX - nachale XXI v

// Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. - 2013. - №2(12). - S. 14-20. Sizov S.G. Nepriznannye gosudarstva na postsovetskom prostranstve i pozitsiya Rossii // Vestnik

Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki». - 2017. - №1. - S.124-128. Troitskiy E.F. Politika Evropeyskogo soyuza v otnoshenii pridnestrovskogo konflikta (1992-2015

gg.) // Sibirskie istoricheskie issledovaniya. - 2016. - №3 - S.28-42. Roper St. Regionalism in Moldova: The Case of Transnistria and Gagauzia // Regional and Federal Studies. 2001. № 3. P. 101-122.

About the authors: Polyakova Maria Y. - Master of International Relations, RUDN University (e-mail: [email protected]); Gavryushenko Elizaveta I. - Master of International Relations, RUDN University (e-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.