Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИЯ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА: ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ'

ТЕРРИТОРИЯ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА: ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ / ПОНЯТИЕ ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ / ПОНЯТИЕ ДВОРОВОЙ ТЕРРИТОРИИ / ВНУТРИДВОРОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болтанова Елена Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы использования в законодательстве и при его применении терминологически схожих категорий «земельный участок под многоквартирным домом» и «придомовая и внутридворовая территория». Автор предлагает подход к разграничению названных понятий с учетом положений законодательства и позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORY OF AN APARTMENT BUILDING: ISSUES OF TERMINOLOGICAL LEGAL UNDERSTANDING

The article deals with the problems of using in the legislation and in its application the terminologically similar categories «land plot under an apartment building» and «adjoining and courtyard territory». The author proposes an approach to distinguishing between these concepts, taking into account the provisions of the legislation and the positions of the Constitutional Court of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИЯ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА: ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ»

 DOI: 10.24412/2072-4098-2023-4259-52-61 Территория многоквартирного дома: вопросы терминологического правопонимания

Е.С. Болтанова заведующий кафедрой гражданского права Национального исследовательского Томского государственного университета, профессор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, профессор, доктор юридических наук (г. Томск)

Елена Сергеевна Болтанова, [email protected]

К основным потребностям человека относится потребность в жилище, и право на жилище выступает элементом получившего международное признание комплексного права на достаточный жизненный уровень. Согласно статистическим данным в общем объеме строительства Российской Федерации значительная доля принадлежит жилым домам, большая часть которых -многоквартирные 1. При этом в настоящее время на строительство домов высотой 1824 этажа приходится немногим менее 29 процентов от строящихся домов, высотой 25 этажей и более - около 27 процентов 2. Приведенная статистика свидетельствует о том, что в России удовлетворение потребности в жилище происходит в основном посредством приобретения (строительства) жилых помещений в многоквартирных домах (далее также - МКД).

Нормой статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» закрепляется, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в МКД. С момента вступления

в силу этой статьи она периодически менялась в части порядка оформления права на такой земельный участок. Эти изменения (помимо терминологических) были обусловлены желанием государства ускорить соответствующую процедуру. В частности, с 1 июля 2022 года для постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом достаточно подготовить схему расположения участка на кадастровом плане территории, что значительно не только удешевляет, но и упрощает его индивидуализацию. И такие шаги государства вполне объяснимы, поскольку в России не многие участки под МКД образованы. Такая ситуация обусловлена массовым строительством еще до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации 1 марта 2005 года, когда в законодательстве не содержалось требование о кадастровом учете соответствующего земельного участка при вводе в эксплуатацию МКД.

В целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в МКД федеральный законодатель исходит из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельную потребительскую ценность и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности

1 Подробнее см. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14458

2 См. Аналитический обзор «Строительство жилья профессиональными застройщиками». URL: https://erzrf.

ru/images/repfle/21906162001REPFLE.pdf

пользования указанными помещениями 3. В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ), статьи 287.6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в состав общей долевой собственности собственников многоквартирного дома входит земельный участок, на котором расположен такой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Даже если земельный участок под МКД не был образован и земля находится в собственности соответствующего публично-правового образования, то публичное образование (собственник) не может распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть образован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (см. пункт 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22; далее - Постановление № 10/22).

В судебной практике встречаются решения, в которых с учетом узконаправленного реального и потенциального использования застроенного участка положения пункта 67 Постановления № 10/22 по аналогии распространяются на частные земельные участки под МКД. Например, в Свердловской области в арбитражный суд обратились три собственника жилых помещений, расположенных в трех многоквартирных домах о признании недействительными торгов по продаже земельного участка,

расположенного между этими жилыми домами (во дворе). Этот земельный участок принадлежал застройщику на праве собственности и был продан на торгах третьему лицу в рамках процедуры банкротства застройщика. Когда дело дошло до Верховного Суда Российской Федерации, суд обратил внимание на то, что «поскольку участки изначально находились в собственности застройщика, на нем лежала обязанность не только по передаче гражданам в единоличную собственность построенных помещений в многоквартирных домах, но и в общую долевую собственность земельных участков, сформированных по правилам статьи 36 ЖК РФ. Собственник - застройщик, конкурсный управляющий не вправе были распоряжаться землей в той части, в которой должны быть сформированы земельные участки под многоквартирными домами». Соответственно, договор, заключенный конкурсным управляющим с имуществом застройщика по результатам торгов, является ничтожным на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ, «как противоречащий существу законодательного регулирования - закрепленному в статье 290 ГК РФ принципу единства судьбы права собственности на расположенное в многоквартирном жилого доме помещение и доли в праве собственности на общее имущество дома, а также как нарушающий охраняемые законом интересы третьих лиц (собственников помещений многоквартирного дома)» (см. определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2021 года № 309-ЭС16-9270 (7), Арбитражного суда Уральского округа от 9 августа 2022 года № Ф09-4460/15).

Важно подчеркнуть, что если участок не образован, то он не может быть предметом сделок и правомочия собственников помещений МКД являются весьма ограниченны-

3 См. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 12-П «По делу о

проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жи-

лищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова».

ми. В связи с этим стоит обратить внимание на то, что, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, «поскольку предоставление в пользование земельного участка (его части) для размещения нестационарного торгового объекта не является необходимым для эксплуатации многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в этом доме, такое распоряжение участком возможно, если он образован и поставлен на кадастровый учет» 4. При ином подходе нельзя определенно установить передаваемое имущество, предмет сделки не является согласованным, создаются предпосылки для неосновательного обогащения собственников помещений в многоквартирном доме от использования земельного участка, в действительности находящегося в частной собственности иных лиц или в публичной собственности.

Право общей собственности собственников помещений в МКД на общий земельный участок обеспечивается императивными положениями федерального законодательства, и, как указал по одному из дел Верховный Суд Российской Федерации, «собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома даже в случае, если многоквартирный дом расположен на земельном участке, отнесенном к землям,

ограниченным в обороте» 5. Причем по материалам указанного дела земельный участок под МКД был отнесен к землям специального назначения, расположен в запретной зоне и находился в постоянном (бессрочном) пользовании федерального государственного казенного учреждения Министерства обороны Российской Федерации. Такой подход обусловлен как наличием специального принципа земельного законодательства (единство судьбы земельного участка и объекта недвижимости), так и возникновением права собственности на общий земельный участок ввиду его несамостоятельного функционального назначения в силу прямого указания федерального закона.

Безусловность права собственников помещений МКД на обслуживающий его земельный участок приводит к автоматическому прекращению договора аренды застройщика на земельный участок (независимо от формы собственности на него) на основании статьи 413 ГК РФ с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме. С этого момента соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме 6.

На практике нередки ситуации, когда формирование земельного участка под зданием, сооружением происходит буквально

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2021 года № 14-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части

7 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других». Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2021 года № 58-КАД20-9-К9. Такой подход использовался и ранее (см., например, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2013 года № 12736/12).

Пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (в редакции от 25 декабря 2013 года). Также см., например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2020 года № 301-ЭС20-8582.

Надо отметить следующее: если на земельном участке строятся (построены) несколько объектов недвижимости, то при определении площади, границ земельного участка МКД будут учитываться прежде всего положения пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, а не, например, площадь земельного участка, в отношении которого выдано разрешение на строительство соответствующего жилого дома (см. определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2020 года № 305-ЭС20-6771).

4

5

6

под его отмостку. Но с многоквартирными домами в силу их особой социальной значимости и предназначения ситуация обычно иная, и наряду с термином «земельный участок» используется категория «придомовая территория». В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома 7, размер образуемого под МКД земельного участка определяется, в частности, исходя из площади дома, территории, необходимой для обслуживания площади МКД, плотности застройки. В границы земельного участка под МКД могут быть включены в том числе земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания МКД (пункты 5 и 6 Методических рекомендаций).

Для установления размера при образовании соответствующего земельного участка продолжает действовать приказ Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26 августа 1998 года № 59 «Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах». Кроме того, для расчета площади придомовых территорий в отдельных муниципальных образованиях не-

которых субъектов Российской Федерации (например Ивановской, Калининградской, Московской, Новгородской, Тульской областей, Красноярского края) также были приняты методики расчета земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей территории (занятых объектами, входящими в состав общего имущества).

При необходимости определения границ придомовых территорий на практике применяют не только указанные акты федерального уровня, в отдельных муниципальных образованиях приняты свои специальные положения. Так, в одном из муниципальных актов закреплено, что границы придомовой территории определяются материалами по межеванию земельного участка или соответствующим актом, а в случае отсутствия таких материалов - в соответствии с установленными границами уборочной площади. Для сектора индивидуальной жилой застройки в придомовую территорию входят земельный участок, определенный границами землепользования, и прилегающая к нему территория до проезжей части дороги 8.

Хотя в указанных ранее методических рекомендациях определено, что при образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок, законодательством не установлен запрет на формирование единого земельного участка, на котором расположены два и более отдельно стоящих многоквартирных дома 9. Но режим такого земельного участка не подпадает под положения части

7 Утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 марта 2019 года № 153/пр.

8 См. пункт 1.2 Правил благоустройства, содержания и использования придомовой территории в населенных пунктах Борисовского района, утвержденных решением Муниципального совета Борисовского района Белгородской области от 26 марта 2010 года № 3.

Подробнее о существующих подходах к определению границ придомовых территорий см. Андреечев И.С. Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции «придомовая территория» и «прилегающая территория» // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. № 11. С. 101-102.

9 См. определения Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2021 года № 307-ЭС21-803; Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2021 года № 1216-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы товарищества собственников жилья «Жилой комплекс промышленный» на нарушение

1 статьи 36 ЖК РФ, поскольку законодатель в пункте 4 этой статьи прямо закрепляет общий подход: «один МКД - один земельный участок». Собственники помещений в таких домах могут ставить вопрос о разделе общего земельного участка, но решение этого вопроса может быть отрицательным, если многоквартирные дома представляют единый жилищный комплекс с единой инфраструктурой, если раздел будет противоречить существующему благоустройству придомовой территории и приведет к ухудшению комфортных условий проживания и свободного использования жителями дворовой территории и общих элементов благоустройства 10.

Отсутствие в федеральных законах определения придомовой территории (но достаточно активное использование термина в нормативных правовых актах) дает определенную дискрецию органам регионального или муниципального уровня в определении соответствующего понятия. В большинстве случаев в основу понятия «придомовая территория» региональный (местный) законодатель закладывает наиболее общие положения пункта 1 статьи 36 ЗК РФ и определяет придомовую территорию как территорию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, элементы озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома объекты 11. Такой подход к определению придомовой территории использован и в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации

от 3 апреля 2013 года № 290 (пункт 24).

По мысли законодателя идеальной и самой простой является ситуация, когда придомовая территория включает земельный участок, который относится к общему имуществу МКД и составляет общую собственность собственников помещений МКД. Однако неслучайно в указанных ранее Методических рекомендациях по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, указано, что при определении местоположения границ земельного участка под МКД не рекомендуется включать земли или земельные участки, в отношении которых у третьих лиц имеются права (собственности или иное законное право), земли или земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (территории общего пользования). Таким образом, не исключены ситуации, когда на придомовой территории происходят «вкрапление» земельных участков и расположение объектов недвижимости, которые не относятся к общей собственности собственников помещений МКД. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с образованием земельных участков под МКД, следует иметь в виду, что «правовое значение имеет, прежде всего, то обстоятельство, был ли сформирован (предоставлен) соответствующий земельный участок для строительства и (или) эксплуатации исключительно конкретного многоквартирного дома, или же при его формировании (предоставлении) предполагалось строительство на таком земель-

его конституционных прав частями 3 и 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Также см. письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 октября 2017 года № 36323-НС/07 и письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 февраля 2022 года № 14-01167/22. См., например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2021 года № 307-ЭС21-19001.

Такой подход принят, например, в нормативных актах города Пензы, поселка Магнитный Железногорского района Курской области, Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.

ном участке других многоквартирных домов, или иных объектов недвижимости, не относящихся к общему имуществу данного многоквартирного дома» 12.

На федеральном уровне есть определение похожей категории - «дворовая территория», но для строго определенных целей 13. На первый взгляд, придомовая и дворовая территории с позиции состава элементов в значительной степени схожи 14. Так, в отношениях по благоустройству территорий в противовес общественным выделяют дворовые территории, под которыми Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации понимает территории, прилегающие к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковоч-ными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам 15.

Интересна позиция Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая определяет, что «двор жилого здания», «дворовую территорию» следует рассматривать как территории, прилегающие

к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в них лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями 16. Такой подход заслуживает поддержки. Положительным в этом определении является формулирование трех признаков территории:

• прилегает к МКД;

• используется проживающими в МКД гражданами;

• имеет ограниченный (обособленный от иных земель) характер.

Можно отметить, что несмотря на наличие нормативного определения дворовой территории под определенные цели, в судебной практике встречаются решения, где для разрешения конкретных дел суды расширяют сферу использования этого понятия. Например, понятие дворовой территории, закрепленное законодателем для целей субсидирования поддержки государственных и муниципальных программ (подпрограмм) в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», было использовано 17 для целей применения постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300. В пункте 18 этого постановления был утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках,

12 Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2022 года № 88а-14484/2022.

13 Смотри:

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 169;

Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.

14 Например, в постановлении Администрации города Южно-Сахалинска от 25 июня 2015 года № 1600-па указано такое понятие: «дворовая (придомовая) территория».

15 Пункт 1.4 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года № 1042/пр.

16 См. письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 7 декабря 2011 года «Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации».

17 См. постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 октября 2020 года № Ф01-12773/2020, Арбитражного суда Уральского округа от 21 сентября 2018 года № Ф09-5323.

находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (в том числе ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов).

В свое время Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на такой термин, как «внутридворовая территория», который не получил легальной дефиниции в системе федерального законодательства, но является «одним из общеизвестных и широко применяемых, в частности, в сферах градостроительства, благоустройства и иных смежных областях» 18. Этот термин обычно определяет территорию со стороны входов в жилую часть многоквартирного дома, содержащую элементы благоустройства, необходимые для функционирования дома, и ограниченную жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями, включая подходы и подъезды к дому, автостоянки, территории зеленых насаждений, площадки для игр, отдыха и занятий спортом, хозяйственные площадки 19.

Казалось бы, понятие «внутридворовая территория» - это синоним понятия «придомовая территория». Но Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что понятие «внутридворовая территория» используется преимущественно в области градостроительного и санитарно-эпидемиологического нормирования, а понятие

«придомовая территория» является прежде всего категорией жилищного права. Эти понятия не идентичны по содержанию. «Широко распространена ситуация, - также подчеркнул Конституционный Суд, -когда территорию двора образуют придомовые территории нескольких смежных многоквартирных домов, а равно земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена. В свою очередь, придомовая территория с точки зрения пространственных ее пределов может как включать в себя часть двора, так и выходить за его границы. Таким образом, в качестве «внутридворовой» и «придомовой» применительно к конкретному многоквартирному дому могут выступать как совпадающие, так и разные территории, что должно быть принято во внимание при осуществлении правового регулирования и в правоприменительной практике» 20.

Например, в муниципальной программе города Стрежевого (Томская область) констатируется, что на территории городского округа Стрежевой имеются 81 дворовая территория многоквартирных жилых домов, на которых расположены 251 многоквартирный дом 21. Это положение является наглядным примером того, что далеко не у каждого МКД имеется своя дворовая территория, а существующие территории чаще всего объединяют земельные участки нескольких домов.

Итак, несмотря на наличие определенной схожести таких категорий, как «земельный участок многоквартирного дома»,

20

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2017 года № 27-П «По делу о проверке конституционности положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные за-

конодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных

мероприятиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы». Там же.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2021 года № 14-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других». Постановление администрации городского округа Стрежевой от 30 марта 2020 года № 203 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа Стрежевой на 2020-2024 годы».

21

«придомовая территория», «внутридворо-вая территория», они могут иметь разные составные элементы, являются объектами разнообразных правоотношений и имеют различные правовые режимы.

Для терминологической унификации и устранения путаницы необходимо разграничивать:

1) земельный участок под многоквартирным домом. Это образованный в установленном законом порядке земельный участок, который состоит из земельного участка, на котором расположен конкретный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома объектами. Такой участок законодателем отнесен к общему имуществу собственников помещений МКД и находится в их общей собственности. Такое законодательное установление исключает наличие в границах конкретного земельного участка иных образованных земельных участков, принадлежащих на праве собственности третьим лицам;

2) придомовая территория. Это территория, прилегающая к конкретному многоквартирному дому (в том числе вокруг здания) и исключающая «пятно застройки МКД» 22. На такой территории размещаются тротуары, детские, спортивные площадки и иные подобные объекты, используемые для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома. В идеале - это соответствующая часть земельного участка под МКД и имеющая определенно установленные внешние границы;

3) внутридворовая территория. Это территория, располагаемая внутри (между) двух и более зданий (в том числе МКД). Она может быть внешне огорожена от общественных или иных внутридворовых территорий, придомовых территорий, зе-

мельных участков под МКД и включать, соответственно, придомовые территории этих двух и более зданий, земельные участки под МКД.

Поскольку в последних двух случаях речь идет о разновидностях территорий, а не о земельных участках, то такие территории (как самостоятельные объекты определенных (не гражданско-правовых) правоотношений) в частной собственности не находятся.

Такой подход к применению проанализированных категорий для обеспечения единообразного правопонимания, конечно же, потребует планомерного изменения прежде всего норм жилищного, земельного и гражданского законодательства.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ *

1. Строительство : [сайт Федеральной службы государственной статистики]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14458

2. Аналитический обзор «Строительство жилья профессиональными застройщиками». URL: https://erzrf.ru/images/repfle/ 21906162001REPFLE.pdf

3. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (часть 1), ст. 15.

4. По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая

22 Следует оговориться, что в правовом регулировании и правоприменении сложился подход, согласно которому понятие «придомовая территория» включает и застроенный многоквартирным домом участок («пятно застройки»). Но такой подход противоречит этимологии слова и, скорее всего, в большей степени обусловлен привычкой его использования.

* Также в статье и соответствующих постраничных сносках автором приведены дела, рассмотренные судами высших и региональных инстанций.

2010 года № 12-П. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Жилищный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (часть 1), ст. 14.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.

7. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2021 года №14-П. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома : приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 марта 2019 года № 153/пр. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Об утверждении методических ука-

заний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах : приказ Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26 августа 1998 года № 59. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Об утверждении Правил благоустройства, содержания и использования придомовой территории в населенных пунктах Борисовского района : решение Муниципального совета Борисовского района Белгородской области от 26 марта 201 0 года № 3. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Андреечев И. С. Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции «придомовая территория» и «прилегающая территория» // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. № 11. С. 92105.

13. О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме») : постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды : постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 169. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обе-

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

спечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» : постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

16. Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований : приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года № 1042/пр. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

17. Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации : письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 7 декабря 2011 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках,

* *

находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов : постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

19. По делу о проверке конституционности положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2017 года № 27-П. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

20. Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа Стре-жевой на 2020-2024 годы : постановление Администрации городского округа Стреже-вой от 30 марта 2020 года № 203. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

ЕРЗ застройщиков НАЛОГА С ДОХОДА ОТ ПРОДАЖИ ДВУХ КВАРТИР

Единый УСЛОВИЯ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ФИЗЛИЦ ОТ УПЛАТЫ

ресурс

застройщиков

На одном из порталов правовой информации опубликовано письмо ФНС России от 14.11.2022 №БС-4-11/15352@ «О применении пункта 2.1 статьи 217.1 НК РФ» (вместе с письмом Минфина России от 09.11.2022 №03-04-07/108875). Налоговый орган указывает, что в соответствии с положениями налогового законодательства освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимости, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального и более предельного срока владения им. При этом доход от продажи объекта недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение освобождается от налогообложения независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение, если одновременно соблюдаются установленные условия. В частности Налоговым кодексом РФ (НК РФ) установлено условие, что общая площадь приобретенного жилого помещения или его кадастровая стоимость, определяемые с учетом совокупного размера долей налогоплательщика и членов его семьи, превышает соответственно общую площадь в проданном жилом помещении или его кадастровую стоимость.

Окончание на с. 112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.