Территории опережающего развития как объект государственного планирования1
Territories of Priority Development As an Object of State Planning
Получено 17.05.2016 Одобрено 21.06.2016 Опубликовано 15.08.2016 УДК 316.354. 2 DOI: 10.12737/20766
ЕВСЕЕВ В.О.
доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Г В. Плеханова E-mail: [email protected]
КОРНИЛОВИЧ В.А.
кандидат социологических наук, руководитель направления исследований и аналитики Ассоциации «Профессиональное сообщество директоров «Директориум» E-mail: [email protected]
КАЗАНОВ Е.В.
член правления Ассоциации «Профессиональное сообщество директоров «Директориум» E-mail: [email protected]
Аннотация
Предмет исследования: функциональные возможности рейтинговых оценок для принятия управленческих решений в отношении предприятий с государственным участием. Сущность подхода. Функционирование любой компании находит отражение в конкретных показателях её деятельности, содержащихся в формах бухгалтерской финансовой и налоговой отчётности, однако этой информации оказывается недостаточно для оценки эффективности операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании, прогнозирования рисков и перспектив развития. Современные подходы к стратегическому менеджменту призывают обращать внимание на нефинансовые составляющие деятельности коммерческих компаний.
Присутствие в деятельности коммерческих компаний внешних факторов - состояние среды, особенности социально-экономического и социокультурного развития города или региона, по мнению социологов, оказывает существенное влияние на эффективность ФХД предприятий, так как определяют: а) допустимость и возможность для конкретного сообщества внедрения тех или иных новаций, б) достижимость планируемых экономических результатов на территории конкретного региона и макрорегиона. На примере создания территорий опережающего развития (ТОР) в Дальневосточном федеральном округе авторы статьи рассматривают условия хозяйствования - особый пра-
YEVSEEV V.O.
Doctor of Economic's, Professor of Plekhanov Russian University of Economics E-mail: [email protected]
KORNILOVICH V.A.
PhD in Sociology, Research and Analysis Manager of the Directorium
E-mail: [email protected]
KAZANOV E.V.
Member of the Board of Directors of the Directorium Association of Professional Guild of Directors E-mail: [email protected]
Abstract
Subject of the Study: Functionality of ratings for management decisions in relation to companies with state participation. The Essence of the Approach. The operation of any company is reflected in the specific indexes of its activities in the forms of financial accounting and tax reporting, however, this information is insufficient to assess the effectiveness of operation, investments and financial activities of the company, risk forecasting and prospects of development. Current approaches to strategic management are urged to pay attention to non-financial components of the commercial companies' activities. The presence of external factors within the activity of commercial companies such as state of the environment, specialties of social and economic and cultural development of a city or region, has a significant impact on the efficiency of financial and economic activities of enterprises, as they define: a) the allowability and possibility of implementation of certain innovations for a particular community, b) the attainability of the planned economic results on the territory of a particular region and macroregion. In the context of creation of territories of priority development (TPD) in the Far Eastern Federal District, the authors consider the economic conditions, namely a special legal regime of the enterprise and other activities that should be considered when evaluating the effectiveness of financial and economic activities of joint stock companies.
1 Статья подготовлена в рамках социального проекта «Рейтинг Директориум - Разработка и апробация методики рей-тингования (оценки) предприятий с государственным участием по показателям эффективности финансово-хозяйственной деятельности».
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.
вовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, которые должны учитываться при оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ.
Ключевые слова:
рейтинг, акционерное общество с государственным участием, управление, финансово-хозяйственная деятельность, территория опережающего развития.
Keywords:
rating, a joint stock company with state participation, management, financial and economic activities, a territory of priority development.
Проблемы управления государственной собственностью приобрели особую актуальность в условиях снижения потенциала роста экономики России. Этому послужили как внешние причины: усиление международной конкуренции, увеличение внешнеэкономических и внешнеполитических угроз стабильному макроэкономическому развитию страны, так и внутренние проблемы организации контроля и получения объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности компаний.
Акцентируя внимание на внутренних проблемах управления, следует указать, что существующая система показателей деятельности компаний отражает некоторые важнейшие переменные запаса и потоковые переменные, позволяет рассматривать активность компании по всем направлениям деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. Однако, для принятия управленческих решений основным акционером, каковым является государство, с учётом среднесрочной или долгосрочной перспективы развития страны исходной информации оказывается недостаточно.
Современные подходы к стратегическому менеджменту призывают обращать внимание на нефинансовые составляющие деятельности коммерческих компаний. Экономисты высказывают предположения о наличии скрытых зависимостей в тенденции нарастающей дифференциации регионов по социально-экономическому развитию, отмечая, что «крайне высокая степень дифференциации регионов по уровню бюджетной обеспеченности свидетельствует не о количественных, а о качественных различиях в развитии субъектов Федерации» [Двас Г.В., 2008, 13, 453-457].
Присутствие в деятельности коммерческих компаний внешних факторов - состояние среды, особенности территориального развития и т.п., по мнению социологов, оказывает существенное влияние на эффективность ФХД предприятий,
так как определяют: а) допустимость и возможность для конкретного сообщества внедрения тех или иных новаций, б) достижимость планируемых экономических результатов на территории конкретного региона и макрорегиона. Зависимости социально-экономического и социокультурного состояния региона определяют потенциальность для последовательной реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации [Лапин Н.И., 2010, 2014, 18,19; Лексин В.Н., Шевцов А.Н., 2011, 20; Корнилович В.А., 2014, 2015, 16, 17]. Социологическая типологизация регионов РФ по критерию состояния модернизированности, предложенная Н.И. Лапиным, дает основание полагать, что достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации будет связано с государственной политикой повышения состояния модернизированности конкретных регионов и макрорегионов. Эшелонизирование регионов с отнесением большей части регионов (42) к невысокому уровню модернизированности, 34 регионов - к транзитным состояниям и 7 регионов к более высокому уровню системной информационной модернизированности определяет условие выбора приоритетов долгосрочного развития региона, а, соответственно, и особенности ведения хозяйственной деятельности государственных предприятий. Механизмы регуляции заключаются в последовательной смене трех комбинаций приоритетов: 1) сочетание роста индустриализации и развития реиндустриализации регионов; 2) завершение реиндустриализации и переход к информатизации; 3) рост информатизации и дальнейшее ее развитие.
Для решения практических задач управления государственной собственностью, выбора методов управленческого воздействия (приватизация, реорганизация, назначение оценки, смена совета директоров, формирование новых объектов на новых территориях и т.п.) конкретизируем данные
предположения на примере создания территорий опережающего развития в Дальневосточном федеральном округе. «Если Россия создаст более привлекательные по сравнению с конкурентами условия для ведения бизнеса на Дальнем Востоке, то это означает, что наша страна будет побеждать в борьбе за колоссальный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона», — подчеркнул Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Он также называет введение ТОР лучшим экономическим ответом на санкции Запада [36].
Методологической основой государственного планирования выступает политическая экономия. Переориентация методов государственного управления от крайне либеральных концепций в сторону неокейнсианских теорий реализуется в принятых нормативно-правовых актах. Большим шагом в этом направлении было принятие 28.07.2014 года ФЗ-172 «О стратегическом планировании в РФ». В развитие этого закона 31.12.2014 г. был принят ФЗ «О промышленной политике», который вступит в силу в июле 2015 года, а также 29.12.2014 г. ФЗ № 473 - ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ». В развитие законодательства об экономическом планировании приняты подзаконные нормативные акты, например, Приказ Минэкономразвития «Об утверждении методических рекомендаций по разработке прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период», предполагающий возможность планирования экономических процессов с использованием целевого прогноза, таким образом, предоставляя возможности формирования индикативных показателей развития территорий, отраслей и комплексов.
Территориально-отраслевое планирование в РФ имеет большую историю. Накоплен большой опыт размещения производительных сил на территории СССР, подразумевающее административное распределение ресурсов для развития приоритетных на тот исторический момент отраслей и территорий в рамках административно-командной системы. В рамках рыночной системы существует опыт создания свободных экономических зон, дающих серьезные налоговые послабления, но по признанию многих экспертов не оправдавших ожидаемого экономического эффекта на созданных территориях.
Дальневосточный федеральный округ, являясь самым большим округом по территории, занимает последнее место по численности населения и четвертое — по уровню занятости. Пропасть между потенциальными возможностями округа и сегодняшним уровнем развития просто
колоссальная. Предполагается, что создание ТОР, обозначенной в российском законодательстве как часть территории субъекта Федерации, на которой, в соответствии с решением Правительства, установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, позволит коренным образом изменить социально-экономическую и социокультурную ситуацию в регионе.
Создание благоприятных условий в рамках ТОР предполагает следующие направления:
■ применение на территориях опережающего социально-экономического развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза (ст.25 НК РФ);
■ осуществления градостроительной деятельности (упрощенный порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории ТОР) (ст.26 НК РФ);
■ проведения государственной экологической экспертизы в максимально короткий срок 45 дней (ст.27 НК РФ);
■ изъятия и предоставления земельных участков и (или) иного имущества, сокращенные сроки и порядок обжалования и порядок выкупа (ст.28 НК РФ);
■ установления сервитутов в отношении земельных участков сокращенные процессуальные сроки установления (ст.30 НК РФ);
■ использования лесов для размещения объектов (допускается осуществление рубок лесных насаждений без ограничений, предусмотренных лесным законодательством) (ст.31 НК РФ).
- Иностранные граждане получают разрешение на работу без учета квот.
Новая редакция ст. 284 НК РФ позволяет резидентам применять пониженные ставки по налогу на прибыль. Это возможно в течение 5 налоговых периодов, начиная с того периода, когда в налоговом учете резидента была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории опережающего социально-экономического развития. Так, в отношении налога на прибыль, уплачиваемого:
■ в федеральный бюджет налоговая ставка составляет 0 процентов (п. 1.8 ст. 284 НК РФ, п. 3 ст. 284.4 НК РФ);
■ в бюджет субъекта РФ размер налоговой ставки не может превышать 5 процентов. При этом в течение следующих 5 налоговых периодов ставка налога не может быть менее 10 процентов (п. 4 ст. 284.4 НК РФ).
Резиденты вправе применять указанные налоговые ставки при выполнении двух условий:
■ доходы от деятельности, осуществляемой на территории, составляют не менее 90 процентов всех доходов налогоплательщика;
■ организация ведет раздельный учет доходов и расходов по такой деятельности.
Резиденты имеют право на возмещение НДС в заявительном порядке.
Кроме того, изменения затронули и главу 21 НК РФ. Теперь налогоплательщики-резиденты имеют право на заявительный порядок возмещения НДС при условии представления договора (копии) поручительства управляющей компании. В этом случае наличие банковской гарантии не требуется (пп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
ТОРы являются инструментом реализации промышленной политики. Федеральные законы - о ТОРах и о промышленной политике приняты Думой с промежутком в 3 дня.
Задачи промышленной политики в Российской Федерации определяются в соответствии с законом о промышленной политике:
1) содействие созданию или развитию промышленной инфраструктуры, а также инфраструктуры поддержки промышленной деятельности;
2) создание условий осуществления промышленной деятельности в Российской Федерации, конкурентных с условиями осуществления промышленной деятельности на территориях иностранных государств (это государства Северной Америки, Европы, Юго-Восточной Азии, Япония, Бразилия, Индия, Китай).
Стимулирование промышленной деятельности осуществляется путем предоставления субъектам промышленной деятельности и организациям инфраструктуры поддержки деятельности. В проекте обозначены виды и меры поддержки различной деятельности субъектов. Поддержка представлена такими мерами как субсидии и штрафы, налоговые льготы, государственный заказ и проч. Документ даёт развернутое представление об использовании соответствующих мер по основным направлениям деятельности субъектов промышленной деятельности.
Анализ предложенных мер стимулирования промышленного производства показывает, что в основе осуществления промышленной политики лежат преимущественно административные меры, носящие в ряде случаев директивный характер. На фоне сложившихся отношений бизнеса и власти в России, характеризующихся теснотой неформальных связей, в том числе финансовых, такой подход к формированию промышленной политики не приведет к реализации заявленных задач, но если лишь для отдельно взятых предприятий.
В документе не оговорены механизмы решения основных экономических проблем, связанных с производством готового продукта на территории России и в рамках её юрисдикции. В частности, не прописан механизм создания благоприятных условий осуществления промышленной деятельности в Российской Федерации, позволяющих производить конкурентный товар, в сравнении с условиями осуществления аналогичной промышленной деятельности на территориях иностранных государств.
В рамках ТОР фактически создаются более конкурентные условия для производителей-резидентов ТОР и в менее выгодных условиях оказываются компании нерезиденты. Таким образом, ТОР наиболее применимы в условиях производства товаров в рамках территорий - моногородов.
К маю 2015 года, сразу после вступления закона в силу (30.04.2015) были разработаны и одобрены 6 ТОРов, реализуемых на территории Дальнего востока России (см.: таблицу 1).
Пять проектов (ТОРы «Белогорск», «Камчатка», «Михайловская», «Беринговский», «Кан-галассы») были утверждены в предложенном Минвостокразвития варианте; шестой проект ТОР - «Предмостовая» (Амурская область) - был утвержден при условии дополнительной проработки одной из двух включенных в нее площадок.
Целью ТОРов в первую очередь является привлечение инвестиций.
Инвестиционная деятельность и обновление основных производственных фондов определяются двумя основными факторами:
■ инвестиционным обеспечением роста производства (экстенсивный фактор);
■ техническим совершенствованием существующего производственного аппарата, обеспечивающего снижение ресурсоемкости и повышение рентабельности производства (интенсивный фактор).
Выделение их является в известной мере условным, оба они влияют на инвестиционную деятельность одновременно и в тесной взаимосвязи. Однако в рыночной экономике в периоды быстрого роста преобладает первый фактор, в периоды замедления развития - второй. В итоге осуществляются сбалансированное расширение производственного аппарата и повышение его технического уровня.
Преобладание экстенсивного фактора находит выражение в высокой доле инвестиций в новое строительство и расширение производства. Экстенсивный характер воспроизводства основных производственных фондов приводит к накоплению в экономике значительного объё-
ма морально устаревших и физически изношенных фондов. Преобладание интенсивного фактора находит выражение в высоком уровне затрат
В РФ доля инвестиций, направленных на модернизацию и реконструкцию почти равна доли инвестиций, направляемых на приобретение основных средств и составляет около 20%. Задача повышения технического уровня средств производства в РФ является второстепенной. Из-за устаревания действующих основных фондов чрезмерно разрослась сфера модернизации и реконструкции. Её величина незначительно меньше объёма приобретения новых основных средств.
Такая ситуация объясняется нежеланием вкладывать в промышленное производство ввиду его относительно низкой рентабельности. И с другой стороны, желание инвестировать в стро-
на техническое перевооружение предприятий и высоких коэффициентах ликвидации основных производственных фондов.
ительство связано с высокими ценами на рынке коммерческой недвижимости и высокими арендными ставками.
Серьёзной проблемой являются производственные условия ведения бизнеса ввиду высоких цен на электроэнергию. В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, с 1 января 2011 года электрическая энергия (мощность) в полном объеме (за исключением объемов электрической энергии для поставки населению) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам и в сентябре 2014 года для юридических лиц составляла в Москве
Таблица 1
ТОР, готовые к реализации в 2015 году
№ Наименование ТОР, Местоположение Специализация Инвестиции млрд рублей Количество создаваемых рабочих мест Площадь, га
Частные (первых резидентов) бюджетные (всего)
1 «Предмостовая», Благовещенский район, Амурская область промышленно-логистическая 128,9 0 1 530 857,3
2 «Белогорск», г. Бе-логорск, Амурская область сельское хозяйство 1,45 0,086 275 702,3
3 «Камчатка». г. Петропавловск-Камчатский. Камчатский край промышленно-логистическая, туристическая 28,1 8.3 2 918 1276
4 «Михайловская», Михайловский. Спасский, Черниговский районы, Приморский край сельское хозяйство 39,03 4:44 2 401 3 151
5 «Беринговский», Беринговский район, Чукотский А.О. горно добывающая промышленность 8,00 0 450 5 960 000
6 "Индустриальный парк «Кангалассы», г. Якутск, Республика Саха(Якутия) промышленная 1,1 0,2 350 16,9
Итого (с учетов взноса в уставной капитал управляющей кампании): 206,59 13,03 7 924 5 966 003
от 1,59 руб. кВт/ч. до 6,5 руб. кВт/ч, а для населения 3,15 руб.кВт/ч. При этом средние экспортные цены на электроэнергию составили 53969 долл. за 1 млн кВт/ч. При условии сохранения цены на этом уровне (а рост экспортных цен на электроэнергию очень незначителен из-за условий долгосрочных контрактов) при курсе рубля к доллару США на уровне 40 рублей цена электроэнергии для иностранных потребителей составляет 2,15 рублей за кВт, а это существенно ниже среднего тарифа для российских юридических лиц. В 2013 году средний тариф по России для юридических лиц составил на оптовом рынке 3,83 руб. кВт/ч и 4,09 руб. кВт/ч на прочих рынках.
Одним из крупных импортеров электроэнергии из России является Китай. Он же является одним из конкурентов-лидеров в производстве промышленной продукции. Описанные рыночные условия делают невозможным конкуренцию в обрабатывающей промышленности, так как обрабатывающий станок существенно дешевле разместить на территории Китая.
Таким образом, существующие экономические условия ведения производственной хозяйственной деятельности не способствуют развитию обрабатывающего производства на территории страны. Предположительно, административное регулирующее воздействие, стимулирующее рост в обрабатывающей промышленности, принесет незначительный экономический эффект. А новые политические и социально-экономические условия развития российской экономики, в частности промышленности, предопределяют необходимость дифференцированной политики воспроизводства основных фондов и целенаправленное развитие машиностроительных отраслей.
Для встраивания в мировую цепочку производства продукции на стадии с высокой долей наукоемкости, а, следовательно, высокой добавленной стоимостью в цене товара, необходимо вовремя спрогнозировать начало технологического уклада и спланировать инвестиции в соответ-
ственные производства. Это позволит опередить конкурентов на еще не существующих, но формирующихся рынках и даст конкурентные преимущества. Развитые страны, как правило стоят во главе укладов, и именно это является основным определяющим фактором их степени развития. V уклад проходит во главе США, что отражает соответствующий прирост ВВП в данный период, который больше на 0,5% чем среднестатистический прирост ВВП в этой стране. Следует отметить, что СССР «захватил» III и IV технологические уклады в рамках планирования и индустриализации народного хозяйства.
В рамках экономического планирования, связанного с технологическим укладом, важно отметить большую роль человеческого капитала в этом процессе. Необходимо к началу технологического уклада иметь подготовленных специалистов в лидирующих отраслях и кластерах, так как фактор наукоемкости связан с качеством подготовки специалиста. То есть каждая технологическая волна связана с латентным периодом, в котором формируется высококвалифицированный специалист. По некоторым оценкам, наиболее продуктивный возраст ученого 30-35 лет, но для того, чтобы он пришел в науку, необходимо создать условия, формирующие первый научный интерес еще в 12-летнем возрасте. Таким образом, процесс планирования образования должен охватывать 20-летний период.
В процессе исследования мы столкнулись с необходимостью различения и сравнения ТОР и свободного порта1. Дело в том, что свободный порт также обладает рядом преимуществ при создании и функционировании, но, однако, и рядом особенностей, делающих его распространение невозможным (см. таблицу 2).
1 Порто-франко (итал. porto franco — свободный порт) — порт (или его определённая часть, порто-франков-ская зона), пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Порто-франко не входит в состав таможенной территории государства.
Таблица 2
ТОР или Свободный порт?
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) Свободный порт Владивосток (СПВ)
Правовой статус Федеральный закон № 473-ФЗ от 29.12.2014 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации (ТОР)» Проект федерального закона «О свободном порте «Владивосток» (в стадии разработки)
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) Свободный порт Владивосток (СПВ)
Определение ТОР — часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. СПВ — часть территории Приморского края, на которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской и иной деятельности.
Цель Формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения 1) обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления Приморского края, предпринимателей и инвесторов в целях развития Свободного порта Владивосток; 2) использование географических и экономических преимуществ Приморского края и города Владивостока как восточных морских ворот Российской Федерации для интеграции в экономическое пространство стран Азиатско-Тихоокеанского региона; 3) развитие международной торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона; 4) создание и развитие производств, основанных на применении современных технологий и ориентированных на выпуск конкурентоспособной в странах Азиатско-Тихоокеанского региона продукции.
Территория Определены отдельные участки территорий в границах Надеждин-ского и Михайловского районов, в районе порта Зарубино, на острове Русский, в районе проекта ВНХК в Партизанском районе, из которых наиболее оформленная - это ТОР «Надеждинская». Площадь 806 гектаров. Границы «свободного порта» включают почти всю южную часть Приморского края: города - Владивосток, Артем, Большой Камень, Находка, Партизанск, Уссурийск, районы - Надеждинский, Шкотов-ский, Партизанский, Пограничный, Хасанский, Ханкайский и Октябрьский.
ТОР территориально может входить в СВП
Срок действия 70 лет (на оба режима). Срок может быть продлен по решению правительства РФ; отдельным законом (для СВП)
Предполагается, что первый I этап создания ТОР «Надеждинский» завершится в IV квартале 2017 года. Предполагается, что СВП начнет функционировать в конце 2015 — начале 2016 года, по окончании процедур принятия ФЗ и подзаконных актов
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) Свободный порт Владивосток (СПВ)
Органы управления Наблюдательный совет (органы власти, представители общественности и бизнеса) Создается управляющая компания ТОР на Дальнем Востоке, выполняющая технические функции: развитие и поддержание инфраструктуры ТОР, «одно окно» для инвесторов. Выполнение указанных функций возможно через создание региональных филиалов. Уполномоченный федеральный орган Наблюдательный совет (с большим кругом полномочий, «решения обязательны к выполнению») Общественный совет Обсуждается необходимость создания управляющей компании
Высшая инстанция Министерство по развитию Дальнего Востока
Критерии для инвесторов Определяются постановлением правительства РФ для каждой территории: соответствие экономической деятельности заданной специализации (например, ТОР «Надеждинский» имеет производственно-логистическую направленность. Минвостокразвития планирует разместить здесь порядка 30 инвесторов); минимальный объем инвестиций (не определен); минимальные требования к уровню применяемых технологий и методов производств (не разработаны) Определяются решением Наблюдательного совета СПВ: Те же параметры, однако, конкретная специализация не предусмотрена
Основные требования к резидентам Необходимость государственной регистрации на территории Приморского края
Резиденты ТОР не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ТОР Организации, имеющие статус «участника регионального инвестиционного проекта», не могут быть резидентами ТОР Резиденты особых экономических зон, ТОР, а также организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта, не могут быть резидентами СВП Резиденты вправе осуществлять свою деятельность на ТОР, расположенных на территории СВП, а также арендовать или получать на ином праве объекты инфраструктуры на ТОР, расположенных на территории Приморского края
Таможенное регулирование
Таможенный режим Свободная таможенная зона (СТЗ) устанавливается в границах ТОР на земельных участках резидентов. Каждый резидент (или их объединение) обязан организовать огороженную территорию с таможенным пунктом и — возможно — поддержкой прорабатываемой системы отслеживания ввозимых и перемещаемых товаров СТЗ возможна в границах всех муниципальных образований, входящих в состав СПВ, - организуется по заявлению резидентов на их определенных участках и определенным образом (см. ТОР). Режим «Открытое небо»
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) Свободный порт Владивосток (СПВ)
Пошлины и платежи Товары, ввозимые на территорию СТЗ, а также идущие на экспорт и произведенные с использованием импортных товаров (за пределы Таможенного союза), не облагаются таможенными пошлинами Товары, ввозимые на территорию СТЗ, а также идущие на экспорт и произведенные с использование импортных товаров (за пределы Таможенного союза), не облагаются таможенными пошлинами. Перемещение товаров из одной СТЗ в другую в границах свободного порта не облагается пошлинами. Рассматривается возможность: Освобождаются от уплаты таможенных платежей процедуры перемещения товаров физическими лицами в пределах стоимостных, количественных и весовых норм для личного пользования.
Порядок работы Принцип «одного окна» при всех видах контроля на границе. Принцип «лучшей практики АТР» Возможность увольнения должностного лица государственного контрольного органа при отсутствии мотивированного обоснования для проведения осмотра и досмотра транспорта, груза, товаров, животных.
Визовый режим Безвизовый въезд на 7 суток для иностранных граждан, прибывающих в РФ через международный аэропорт «Владивосток», морские порты в границах СПВ, автомобильные пункты пропуска Пограничный, Полтавка, Краскино.
Особенности трудовой деятельности Разрешение на работу иностранному гражданину выдается без учета квот (УФМС). Приоритет граждан РФ при приеме на работу (при прочих равных условиях). Деятельность наемных работников компаний-резидентов установлена Трудовым кодексом РФ Условия привлечения трудовым мигрантов оговариваются условиями соглашения
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) Свободный порт Владивосток (СПВ)
Особенности медицинской и образовательной деятельности Особенности лицензирования образовательной деятельности в границах ТОРа в целях применения лучших зарубежных практик и допуска к работе иностранных медиков На территории разрешена деятельность иностранных медицинских организаций в порядке, предусмотренном ФЗ. Для этого иностранная медицинская организация должна получить статус резидента. Для получения аккредитации иностранная медицинская организация должна предоставить гарантию, что ее деятельность, включая деятельность ее сотрудников, будет осуществляться по правилам и стандартам государства в котором такая организация зарегистрирована. Правительство РФ определяет перечень иностранных государств, чьи медицинские организации могут получить аккредитацию, а также порядок и условия предоставления аккредитации.
Налоговые льготы
Налог на прибыль Федеральная часть - 0% на 5 лет; Региональная часть устанавливается законом субъекта: 0% — на первые 5 лет; 10% — на последующие 5 лет Федеральная часть - 0% на 5 лет; Региональная часть устанавливается законом субъекта: 0% — на первые 5 лет; 10% — на последующие 5 лет
Налог на имущество Устанавливается субъектом: 0% - на первые 5 лет; 0,5% - на последующие 5 лет.
Заявительный порядок возмещения НДС (15 дней) Заявительный порядок возмещения НДС (15 дней)
Специальный коэффициент при исчислении НДПИ, характеризующий территорию добычи полезных ископаемых: в течение первых 24 налоговых периодов этот коэффициент равен 0, затем в течение нескольких лет повышается до единицы
Альтернативная система налогов нет Единый налог Свободного порта -10%. (Региональным законом ставка может быть уменьшена до 6%)
Социальные взносы, на 10 лет (всего и по фондам) 7,6% 7,6%
ПФ 6% 6%
ФСС 1,5% 1,5%
ФОМС 0,1% 0,1%
На всех этих территориях действует особый правовой режим предпринимательской деятельности, применяется таможенная процедура свободной экономической зоны, установленная правом Евразийского экономического союза.
Максимальная доля инвестиций в ТОР в общем объеме приходится на Камчатский край (39,3%). Кроме ТОР «Камчатка» финансирование предназначено для создания агропромышленного комплекса, горно-металлургических и горно-обогатительных комбинатов. Организация новых ТОР на территории Камчатского края пока не предусмотрено. Однако Смидовичский район Еврейского АО удалось включить в перечень будущих территорий опережающего развития и интерес к нему уже проявляет израильская компания «LR Group».
Минвостокразвития сформировало базы данных крупных компаний-производителей, которые экспортируют продукцию в страны АТР [37]. С более чем 300 из данных компаний проведены переговоры, подписаны первые 5 меморандумов о взаимопонимании с иностранными инвесторами об инвестировании в ТОРы. Руководители крупнейших южнокорейских компаний (Samsung, Lotte, LG, Daewoo) и японских компаний (Sumitomo, Kawasaki, Hitachi, Mitsubishi, Mitsui) лично высказали интерес к проектам в ТОР.
Популярность учрежденного Восточного экономического форума среди российских и зару-
бежных инвесторов, на котором целый ряд ключевых сессий посвящен ТОР, является прекрасным индикатором интереса к данным проектам.
По большому счёту, появление ТОРов на Дальнем Востоке в перспективе позволит не только стимулировать производство, но и способствовать развитию технологий, инновационных разработок, притоку инвестиций в социальную сферу, здравоохранение, образование. Таким образом, целенаправленно будут созданы условия для осуществления хозяйственной деятельности в форме региональных рынков, особых правовых условий и т.п., что подтверждает верность нашего предположения о влиянии социально-экономического состояния региона на эффективность ФХД. При расчёте рейтинга предприятий по показателям ФХД данный факт следует учитывать.
Мы рассчитываем, что в ближайшее время появится первая статистическая информация о деятельности территорий опережающего развития, проанализировав которую, станет возможным сделать новые теоретические и практические выводы о проблемах управления ТОР, об условиях получения мультипликативного эффекта - передачи импульса развития от ТОР к другим, прежде всего, соседним территориям, а также о механизмах повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственных компаний в предлагаемых условиях.
Список литературы
1. Федеральный закон от 03 декабря 2011 г. №392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 28.07.2014 года № ФЗ -172 «О стратегическом планировании в РФ».
5. Федеральный закон от 13 июля 2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципаль-но-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 13 июля 2015 года №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток».
References
1. Federal'nyy Zakon ot 03 Dekabrya 2011 g. No392-FZ «O Zonakh Territorial'nogo Razvitiya v Rossiyskoy Federatsiyi i o Vnesenii Izmeneniy v Otdel'nyye Zakonodatel'nyye Akty Rossiyskoy Federatsiyi ».
2. Federal'nyy Zakon ot 29.12.2014 g. No 473-FZ «O Territoriyakh Operezhayushchego Social'no-ekonomicheskogo Razvitiya v Rossiyskoy Federatsiyi ».
3. Federal'nyy Zakon ot 31.12.2014 No 488-FZ «O Promyshlennoy Politike v Rossiyskoy Federatsiyi ».
4. Federal'nyy Zakon ot 28.07.2014 goda No FZ -172 «O Strategicheskom Planirovanii v RF».
5. Federal'nyy Zakon ot 13 Iyulya 2015 goda No224-FZ «O Gosudarstvenno-chastnom Partnyorstve, Munitsipal'no-chastnom Partnyorstve v Rossiyskoy Federatsiyi i Vneseniy Izmeneniy v Otdel'nyye Zakonodatel'nyye Akty Rossiyskoy Federatsiyi ».
6. Federal'nyy Zakon ot 13 Iyulya 2015 goda No212-FZ «O Svobodnom Porte Vladivostok».
7. Государственная Программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 308.
8. Проект федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».
9. Проект федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Министерств Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. URL: http:// minvostokrazvitia.ru/activities/theprogram/index.php. (дата обращения: 4.01.2015).
10. Аузан А. Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь / А. Аузан. - М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014.
11. Бондаренко В.М. Инновации, информационное общество и долгосрочная стратегия развития России / В.М. Бондаренко // Информационное общество. 2008. № 5-6. С. 109-114.
12. Ворожейкина Т.М. Роль институциональной среды в обеспечении продовольственной безопасности страны // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 6. С. 15-17.
13. Двас Г.В. Гармонизация стратегических целей развития регионов как основная проблема государственной региональной политики / Г.В. Двас // Проблемы государственной политики регионального развития России - М.: Научный эксперт, 2008.
14. Евсеев В.О. Конкурентоспособность производительных сил / Монография / В. О. Евсеев. Москва, 2007. 312 с.
15. Зельднер А.Г. Государственные функции в условиях неопределенности развития рыночной экономики / А.Г. Зельднер // Вестник Самарского финансово-экономического института. 2012. № 13. С. 4-10.
16. Корнилович В.А. Методологические проблемы организации стратегического планирования в Российской Федерации / В.А. Корнилович // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9. - С. 14-16.
17. Корнилович В.А., Малышев М.А. Практика стратегического планирования как реакция государства на внутренние и внешние вызовы / В.А. Корнилович, М.А. Малышев // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). - М.: Изд-во МГУ, 2014.- № 3. - С. 45-74.
18. Лапин Н.И. Новые проблемы исследования региональных сообществ / Н.И. Лапин // Социологические исследования. - 2010. - № 7.
19. Лапин Н.И. Проблемы формирования концепции и человеческих измерений стратегии поэтапной модернизации России и ее регионов / Н.И. Лапин // Социологические исследования. 2014. № 7(363). - С. 19.
20. Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Реформы и регионы. Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. / В.Н. Лексин, А.Н. Шевцов. - М., 2011. - 1024 с.
21. Ленчук Е.Б. Проблемы перехода России к инновационной модели развития / Е.Б. Ленчук // Информационное общество. 2006. № 1. С. 57-61.
22. Невская Н.А. Государственное экономическое планирование в России: история и современность / Н.А. Невская // Известия УрГЭУ 2015. No. 1 (57). С. 53-60.
23. Невская Н.А. Промышленность хабаровского края: экспортные возможности и условия их реализации / Н.А. Невская // Инновации. 2005. № 7. С. 44-47.
7. Gosudarstvennaya Programma «Sotsial'no-ekonomicheskoye Razvitie Dal'nego Vostoka i Baykal'skogo Regiona». Utverzhdena Postanovleniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsiyi ot 15 Aprelya 2014 g.No 308.
8. Proyekt Federal'noy Tselevoy Programmy «Ekonomicheskoye i Social'noye Razvitiye Dal'nego Vostoka i Baykal'skogo Regiona na Period do 2025 goda».
9. Proyekt Federal'noy Tselevoy Programmy «Social'no-ekonomicheskoye Razvitie Kuril'skih Ostrovov (Sakhalinskaya Oblast') na Period do 2025 goda» [Elektronnyy Resurs] // Ministerstv Rossiyskoy Federatsiyi po Razvitiyu Dal'nego Vostoka. URL: http://minvostokrazvitia.ru/activities/ theprogram/index.php. (data obrashcheniya: 4.01.2015).
10. Auzan, A. Ekonomika Vsego. Kak Instituty Opredelyayut Nashu Zhizn' / A Auzan. - M.: Izdatel'stvo «Mann, Ivanov i Ferber», 2014.
11. Bondarenko, VM. Innovatsiyi, Informatsionnoye Obshchestvo i Dolgosrochnaya Strategiya Razvitiya Rossiy / VM Bondarenko // Informatsionnoye Obshchestvo . 2008. No 5-6. pp. 109-114.
12. Vorozheykina, TM. Rol' Institutsional'noy Sredy v Obespechenii Prodovol'stvennoy Bezopasnosti Strany // Ekonomika Sel'skokhozyaystvennykh i Pererabatyvayushchikh Predpriyatiy. 2014. No 6. pp. 15-17.
13. Dvas, GV. Garmonizatsiya Strategicheskikh Tseley Razvitiya Regionov Kak Osnovnaya Problema Gosudarstvennoy Regional'noy Politiki / GV Dvas // Problemy Gosudarstvennoy Politiki Regional'nogo Razvitiya Rossiy - M.: Nauchnyj Ekspert, 2008.
14. Yevseyev, VO. Konkurentosposobnost' Proizvoditel'nykh Sil / Monografiya / Yevseyev, VO. Moskva, 2007. 312 p.
15. Zel'dner ,AG. Gosudarstvennyye Funktsiyi v Usloviyakh Neopredelennosti Razvitiya Rynochnoy Ekonomiki / AG Zel'dner // Vestnik Samarskogo Finansovo-ekonomicheskogo Instituta. 2012. No 13. pp. 4-10.
16. Kornilovitch, VA. Metodologicheskiye Problemy Organizatsiyi Strategicheskogo Planirovaniya v Rossiyskoy Federatsiyi / VA Kornilovitch // Teoriya i Praktika Obshchestvennogo Razvitiya. - 2015. - No 9.
- pp. 14-16.
17. Kornilovich, VA, Malyshev, MA. Praktika Srategicheskogo Planirovaniya Kak Reaktsiya Gosudarstva na Vnutrenniye i Vneshniye Vyzovy / VA, Kornilovitch, MA, Malyshev // Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 21: Upravleniye (Gosudarstvo i Obshchestvo). - M.: Izd-vo MGU, 2014.- No 3. - p. 45-74.
18. Lapin, NI. Novyye Problemy Issledovaniya Regional'nykh Soobshchestv / NI Lapin // Sotsiologicheskiye Issledovaniya.
- 2010. - No 7.
19. Lapin, NI. Problemy Formirovaniya Kontseptsiyi i Chelo vecheskikh Izmereniy Strategiyi Poetapnoy Modernizatsiyi Rossiy i yeye Regionov / N.I. Lapin // Sotsiologicheskiye Issledovaniya. 2014. No 7(363). - p. 19.
20. Leksin, VN, Shevtsov, AN. Reformy i Regiony. Sistemnyy Analiz Protsessov Reformirovaniya Regional'noy Ekonomiki, Stanovleniya Federalizma i Mestnogo Samoupravleniya. / VN Leksin, AN Shevtsov. - M., 2011. - 1024 p.
21. Lenchuk, EB. Problemy Perekhoda Rossiy k Innovatsionnoy Modeli Razvitiya / EB Lenchuk // Informatsionnoye Obshchestvo . 2006. No 1. pp. 57-61.
22. Nevskaya, NA. Gosudarstvennoe Ekonomicheskoye Planirovaniye v Rossiy: Istoriya i Sovremennost' / NA Nevskaya // Izvestiya UrGEU. 2015. No. 1 (57). pp. 53-60.
23. Nevskaya, NA. Promyshlennost' Habarovskogo Kraya: Eksportnyye Vozmozhnosti i Usloviya ikh Realizatsii / NA Nevskaya // Innovatsiyi. 2005. No 7. pp. 44-47.
24. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп / М. Олсон. - М.: Фонд экономической инициативы, 1995.
25. Осипов В.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / В.С. Осипов. - М.: ИПКгосслужбы, 2010.
26. Осипов В.С. Дисфункции государственного управления и направления их преодоления / В.С. Осипов. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 1. С. 74-84.
27. Осипов В.С. Модель системы управления кластером // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2 (42-2). С. 71-73.
28. Осипов В.С. Политическая экономия санкций: предмет и метод // Вестник Института экономики РАН. 2015. № 2. С. 102-115.
29. Пилипенко Н.Н. и др. Управление государственной собственностью / Н.Н. Пилипенко и др. - М.: Дашков и Ко, 2002.
30. Рагулина Ю.В. Роль промышленной политики в экономическом развитии компании / Ю.В. Рагулина // Промышленная политика в Российской Федерации. 2009. № 1-2. С. 24-28.
31. Скрыль Т.В. Механизм территорий опережающего развития как элемент инклюзивного экономического развития / Т.В. Скрыль // Вестник РЭУ (статья сдана, справка ожидается).
32. Шавина Е.В., Надырова Е.М. Территории опережающего развития как ключевой инструмент поддержки экономики в условиях санкций / Е.В. Шавина, Е.М. Надырова // Экономика образования. 2015. № 4 (89). С. 79-87.
33. Hufbauer GXJ., Schott J., Elliott КЛ. Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy. Washington, 1990.
34. Silvestrov S.N., Zeldner A.G., Osipov VS. Introduction to the Theory of Economic Dysfunction // Mediterranean Journal of Social Science. 2015. Vol 6. #3. Рр. 394-399.
35. Stiglitz J. Information and the Change in the Paradigm in Economics, Nobel Lecture, May 15, 2002.
36. Развитие бизнеса на Дальнем Востоке — победа в борьбе за рынок Азиатско-Тихоокеанского региона: мнение [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: http:// www.regnum.ru/news/economy/1870201.html (дата обращения: 15.06. 2016).
37. Russian Far East woos Korean investors // The Korea Times [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: [http://www. koreatimes.co.kr/www/news/nation/2014/12/116_169621. html] (дата обращения: 15.06. 2016).
24. Olson, M. Logika Kollektivnykh Deystviy. Obshchestvennyye Blaga i Teoriya Grupp / M Olson. - M.: Fond Ekonomicheskoy Initsiativy, 1995.
25. Osipov, VS. Analiz Finansovo-khozyaystvennoy Deyatel'nosti / VS Osipov. - M.: IPKGossluzhby, 2010.
26. Osipov, VS. Disfunktsiyi Gosudarstvennogo Upravleniya i Napravleniya ikh Preodoleniya / VS Osipov. // Intellekt. Innovatsiyi. Investitsiyi. 2015. No 1. pp. 74-84.
27. Osipov,VS. Model' Sistemy Upravleniya Klasterom // Ekonomika i Predprinimatel'stvo. 2014. No 1-2 (42-2). pp. 7173.
28. Osipov, VS. Politicheskaya Ekonomiya Sanktsiy: Predmet i Metod // Vestnik Instituta Ekonomiki RAN. 2015. No 2. pp. 102-115.
29. Pilipenko, NN. i dr. Upravleniye Gosudarstvennoy Sobstvennost'yu / NN Pilipenko i dr. - M.: Dashkov i Ko, 2002.
30. Ragulina, YuV. Rol' Promyshlennoy Politiki v Ekonomicheskom Razvitii Kompanii / Yu.V. Ragulina // Promyshlennaya Politika v Rossiyskoy Federatsiyi . 2009. No 1-2. pp. 24-28.
31. Skryl', TV. Mekhanizm Territoriy Operezhayushchego Razvitiya Kak Element Inklyuzivnogo Ekonomicheskogo Razvitiya / TV Skryl' // Vestnik REHU (stat'ya sdana, spravka ozhidaetsya).
32. Shavina YeV, Nadyrova YeM Territorii Operezhayushchego Razvitiya Kak Klyuchevoy Instrument Podderzhki Ekonomiki v Usloviyakh Sanktsiy / YeV Shavina, YeM Nadyrova // Ekonomika Obrazovaniya. 2015. No 4 (89). pp. 79-87.
33. Hufbauer, GS, Schott, J, Elliot, KA. Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy- Washington, 1990.
34. Silvestrov, SN, Zeldner, AG, Osipov, VS. Introduction to the Theory of Economic Dysfunction // Mediterranean Journal of Social Science. 2015. Vol 6. No3. pp. 394-399.
35. Stiglitz, J. Information and the Change in the Paradigm in Economics, Nobel Lecture, May 15, 2002.
36. Razvitiye Biznesa na Dal'nem Vostoke — Pobeda v Bor'be za Rynok Aziatsko-Tikhookeanskogo Regiona: Mnenie [Elektronnyy Resurs]. - Rezhim Dostupa. URL: http://www.regnum.ru/news/economy/1870201.html (data obrashcheniya: 15.06. 2016).
37. Russian Far East Woos Korean Investors // The Korea Times [Elektronnyy Resurs]. - Rezhim dostupa. URL: [http://www. koreatimes.co.kr/www/news/nation/2014/12/116_169621. html] (data obrashcheniya: 15.06. 2016).