УДК 338.262
Попова Ольга Александровна Olga Popova
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
THE ADVANCED DEVELOPMENT AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH
Статья посвящена анализу формирования зон экономического развития, нормативно-правового регулирования их создания и функционирования, мер государственной поддержки развития территорий. Проведена классификация зон экономического развития, выделены отличительные признаки различных зон экономического развития территории. Рассмотрены особенности развития региональной экономики через создание территории опережающего развития
Ключевые слова: свободные экономические зоны, зоны экономического развития, зоны территориального развития, территории опережающего развития
This article is devoted to the analysis of economic development zones, regulation of their establishment and operation, measures to provide state support for the development of territories. The classification of economic development zones is made; the distinctive signs of different areas of economic development of the territory are singled out. The features of the regional economy development through the creation of a territory of advanced development are observed
Key words: free economic zones, economic development zone, zone of territorial development, territory of advanced development
В России вопросами формирования и развития зон экономического развития начали заниматься с 80-х гг. ХХ в. Свое развитие, в зависимости от экономической и политической ситуации, получили свободные экономические зоны, особые экономические зоны, зоны территориального развития. Каждая зона имеет свою целевую направленность. В чем же различие между ними и каковы перспективы дальнейшего развития зон экономического развития? Проанализируем зоны экономического развития на основе нормативно-правовых документов, их дальнейших перспектив.
С принятием в 1991 г. Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» появились «сво-
бодные экономические зоны», в рамках которых иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность, предоставлялись льготы. Выделение зон направлено на привлечение иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала террито-ии. Меры государственной поддержки сводились к предоставлению следующих льгот: 1) упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями; предприятия с объемом иностранных инвестиций до 75 млн руб. подлежали регистрации в уполномоченных органах в свободной экономической зоне;
2) льготный налоговый режим. Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагались налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могли составлять менее 50 % действующих на территории России на тот период налоговых ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
3) пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;
4) особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;
5) упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый [1].
Однако практика показывает, что данный закон так и не был в полном объеме реализован. Как отмечает первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, «у нас не очень хорошая кредитная история свободных экономических зон 90-х гг., и нейтральная история об экономических зонах 2000-х гг. Мы знаем про многие проблемы особых зон конца 80-х, начала 90-х, мы знаем более-менее устойчивое, но не самое блестящее развитие особых экономических зон 2000-х» [2].
Развитие в России особых экономических зон (ОЭЗ) началось с 2005 г., в рамках которых формировался особый режим осуществления предпринимательской деятельности, таможенная процедура свободной таможенной зоны. Зоны создавались для развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Особые экономические зоны четко разделены по типам: промышленно-производственные,
технико-внедренческие, туристско-рекреа-ционные, портовые [3].
Среди первых появились зона в Калининградской области в 1999 г., зона в Магаданской области сроком до 31 декабря 2014 г., однако, как показывает анализ, положительной динамики развития зоны не наблюдалось.
В настоящее время существует шесть ОЭЗ промышленного типа, пять технологического типа, четыре зоны туристического типа и две зоны логистического типа. Самыми успешными среди 17 российских ОЭЗ стали шесть промышленных зон. Особые экономические зоны промышленного типа представляют собой обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Преимущества этих зон заключаются в близости к ресурсной базе для производства, доступ к инфраструктуре и основным транспортным артериям. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.
Зоны технологического типа располагаются в крупнейших научно-образовательных центрах, в которых создаются условия для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки. Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает технологические ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Особые экономические зоны туристс-ко-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) расположены в наиболее живописных и востребованных туристами регионах России, предоставляют благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса. Несмотря на динамичное развитие туризма, функционирование ОЭЗ ТРТ сталкивается с трудностями, связанными с привле-
чением инвесторов. В первую очередь, это непроработанность нормативно-правового обеспечения предоставления возможностей для резидентов ОЭЗ ТРТ, согласования интересов всех участников особой экономической зоны ТРТ.
ОЭЗ логистического типа находятся в непосредственной близости от основных транспортных путей, эти зоны могут стать площадкой для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, предоставления логистических услуг, а также базой для новых маршрутов.
Таким образом, развитие особых экономических зон продолжается в настоящее время и является гибким инструментом для развития территории.
Принятый в 2011 г. Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 392 - ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предполагает создание «зон территориального развития» (ЗТР). Согласно Закону, ЗТР создаются в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций. Предусматривается предоставление резидентам зон территориального развития мер государственной поддержки. При формировании этих зон четко определяются показатели деятельности регионов для включения в перечень, а также ограничения. Так, включению в перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития, подлежит субъект Российской Федерации исходя из следующих показателей за десятилетний период, предшествующий году утверждения этого перечня:
1) доля работников хозяйственных товариществ и обществ, акции ( доли) в уставном ( складочном) капитале которых не принадлежат Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям;
2) уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации;
3) среднегодовые показатели развития промышленного производства;
4) среднегодовые показатели развития производства сельскохозяйственной продукции;
5) величина, характеризующая отношение среднедушевого дохода гражданина к прожиточному минимуму. Порядок определения прожиточного минимума установлен ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»;
6) показатель миграционного прироста;
7) уровень смертности населения в трудоспособном возрасте;
8) доля ветхого и аварийного жилищного фонда в объеме всего жилищного фонда;
9) доля длительной (более одного года) безработицы.
Предельные значения указанных показателей, методики расчета и порядок их применения в целях утверждения перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случаях, установленных решениями или поручениями Президента Российской Федерации, субъект Российской Федерации также может быть включен в такой перечень.
В зонах территориального развития предусмотрены следующие меры государственной поддержки:
1) предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации в зоне территориального развития инвестиционных проектов с участием резидентов;
2) создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель,
которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в границах зоны территориального развития;
4) предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
5) иные меры государственной поддержки в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами [4].
Данный перечень мер господдержки резидентам гораздо меньше, чем предусмотрен в Законе РСФСР от 04.07.1991 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР».
Таким образом, сравнивая нормативную базу для формирования ОЭЗ и ЗТР, можно выделить следующие отличия:
1) различный статус у зон территориального развития и особых экономических зон. Не допускается создание той и другой на одной территории;
2) цель создания зоны. Зона территориального развития — зона ускоренного экономического развития, особая экономическая зона — отраслевая зона;
3) различный срок функционирования зон: для зон территориального развития — 12 лет, особых экономических зон — 49 лет;
4) создание администрации для управления зонами территориального развития;
5) источник финансирования. Для зон территориального развития источниками финансирования являются Инвестфонд РФ, субсидии федерального бюджета, для особых экономических зон — средства бюджетов.
В настоящее время предусматривается создание зон территориального развития на территории 20 регионов.
В Послании Федеральному собранию президент России В.В. Путин предложил создать территории опережающего разви-
тия (далее ТОР) и обрисовал составляющие статуса ТОР, создаваемых в Восточной Сибири (включая Красноярский край и Хакасию) и на Дальнем Востоке: пятилетние налоговые каникулы; льготная ставка страховых взносов; упрощенная процедура подключения к электросетям, прохождения таможни, получения разрешения на строительство.
В настоящий момент понятие «территория опережающего развития» пока не имеет четкого определения, что вызывает трудности в принятии решений о создании таких территорий, не сформулированы принципы государственной политики, не определены критерии формирования территорий опережающего развития, нет механизма регулирования территорий опережающего развития.
Введение территорий опережающего развития, по словам полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, «не отменяет уже существующие или готовя -щиеся к введению особые экономические зоны, являясь лишь более широким понятием». По словам министра по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, «к территориям опережающего развития относятся особые экономические зоны, технопарки, агропарки и их инфраструктура. Это территории, где инвестиции будут окупаться максимально интенсивно».
В подготовленном законопроекте под территорией опережающего социально-экономического развития (ТОР) понимается территория регионов Дальнего Востока, входящих в состав ДФО, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации в целях развития регионов Дальнего Востока установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Предусматривается государственная поддержка регионов Дальнего Востока путем создания территорий опережающего социально-экономического развития и установления особых правовых режимов осуществления предпринимательской и иной деятельности на таких территориях, а
также путем создания и деятельности специально создаваемых институтов развития Дальнего Востока.
Законопроект устанавливает, что решения по созданию ТОР будет содержать:
— перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых резидентам территорий опережающего социально-экономического развития предоставляются предусмотренные настоящим Федеральным законом меры государственной поддержки;
— минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего социально-экономического развития в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;
— применение или неприменение на территории опережающего социально-экономического развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза;
— описание границ и максимальные размеры территории опережающего социально-экономического развития;
— срок существования территории опережающего социально-экономического развития.
При создании ТОР планируется финансирование за счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов Дальнего Востока, местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иных источников.
Для формирования особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности планируется особый режим землепользования; установление льготных ставок арендной платы; налоговые льготы и льготы по страховым платежам; особый режим государственного контроля ( надзора) , а также муниципаль-
ного контроля; льготное подключение к объектам объектов инфраструктуры ТОР; предоставление государственных услуг на ТОР; применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны; применение технических и санитарных регламентов наиболее развитых стран ОЭСР; возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности в ТОР квалифицированный иностранный персонал. В законопроекте предусматриваются существенные отличия регулирования ТОР от особых экономических зон (ОЭЗ), в части сферы действия, режима осуществления предпринимательской деятельности, модели функционирования и другие.
Таким образом, нами проведен анализ развития региональной экономики посредством создания различных видов зон экономического развития. Как показал анализ, не все создаваемые зоны экономического развития приводят к экономическому росту территории региона. В большей степени это связано, на наш взгляд, с недостаточной проработанностью нормативно-правового обеспечения создания таких зон, нечеткой регламентацией их функционирования. Исходя из этого, требуются институциональные изменения и развитие, совершенствование государственного управления. Кроме того, следует определить четкие территориальные и географические границы зон экономического развития.
В целом, по нашему мнению, идея формирования территории опережающего развития — это новое направление территориального развития. Создание территории опережающего развития предусматривает обеспечение конкурентных условий инвестирования с концентрацией различных ресурсов, предоставление льготного режима деятельности, что позволит, на наш взгляд, обеспечить эффективное использование ограниченных ресурсов и добиться быстрого экономического роста.
Литература_
1. Закон РСФСР от 04.07.1991 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР».
2. Пленарная дискуссия «Территории опережающего развития — восточный экспресс»/ [Электронный ресурс]: http://www.krasnoforum.ru/data/ й^/2802/ пленарная дискуссия2.pdf (дата обращения 15.03.2014).
3. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 392 — ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. 1662-р // Собрание законодательства РФ. 2008. 47. Ст. 5489.
6. Иван Жуков. Территории опережающего развития: четвертая попытка русского Гонконга. РИА «Клуб Регионов» // [Электронный ресурс]: http://www.club-rf.ru (дата обращения 01.07.2014).
7. Особые опережающие зоны территорий// ИА «Восток-Россия». [Электронный ресурс]: http:// eastrussia.ru/region/5/380/ (дата обращения 21.07.2014).
Коротко об авторе _
Попова О.А., канд. экон. наук, доцент, каф. «Менеджмент, маркетинг и коммерция», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, РФ
Научные интересы: зоны экономического развития
References
1. Zakon RSFSR ot 04.07.1991 № 1545-1 «Ob inostrannyh investitsiyah vRSFSR» (Law of the RSFSR of 04.07.1991 № 1545-1 «On Foreign Investments in the Russian Federation).
2. Plenarnaya diskussiya «Territorii operezhay-ushhego razvitiya — vostochny ekspress» (Plenary discussion «Territories advanced development - Orient Express») Available at: http://www.krasnoforum.ru/ data/files/2802/ plenary diskussiya2.pdf (date accessed 3/15/2014).
3. Federalny zakon ot22.07.2005N116-FZ «Ob osobyh ekonomicheskih zonah v Rossiyskoy Federat-sii» (The Federal Law of 22.07.2005 N 116-FZ "On Special Economic Zones in the Russian Federation").
4. Federalny zakon ot 03.12.2011 g. № 392 -FZ «O zonah territorialnogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii i o vnesenii izmeneniy v otdelnye zakono-datelnye akty Rossiyskoy Federatsii» (The Federal Law of 03.12.2011 № 392 - FZ "On the areas of territorial development in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation).
5. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsialno-eko-nomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 17 noyabrya 2008 g. 1662-r (On the Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the period up to 2020: disposal of the Government of the Russian Federation dated by November 17, 2008 1662-r): Collected Legislation of the Russian Federation. 2008 47 Art. 5489.
6. Ivan Zhukov. Territorii operezhayushhego razvitiya: chetvertaya popytka russkogo Gonkonga. RIA «Klub Regionov» (Ivan Zhukov. Territory of priority development: Russian fourth attempt to Hong Kong. RIA «Club Regions») Available at: http://www.club-rf.ru (date accessed 01.07.2014).
7. Osobye operezhayushhie zony territoriy (Specific forward-zone areas): IA «East-Russian». Available at: http://eastrussia.ru/region/5/380/ (date accessed 21.07.2014).
_ Briefly about the author
O. Popova, candidate of economic sciences, associate professor, Management, Marketing and E-commerce department, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia
Scientific interests: zone of territorial development,