Территории инновационного развития: особенности нормативно-правового обеспечения
И.А. Монахов
Переход на инновационную модель развития, которая позволила бы России сократить технологический разрыв по ведущим отраслям экономики по сравнению с лучшими мировыми практиками, можно назвать одной из самых актульных задач, стоящих перед страной. Однако для Российской Федерации характерны диспропорции в уровне социально-экономического развития регионов, их инновационном потенциале, различия в других показателях, что в целом является препятствием на пути сбалансированного роста российской экономики.
Поиск инновационного пути развития приводит к необходимости организации экономического пространства на уровне регионов таким образом, чтобы ускорить рост высокотехнологических отраслей и обеспечить формирование «точек роста» региональной экономики. Важным направлением работ в данном направлении является разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих формирование территорий с особым правовым статусом в целях создания благоприятных условия ведения предпринимательской и инновационной деятельности. На сегодняшний день особый режим распространяется на технико-внедренческие особые экономические зоны, особые экономические зоны регионального уровня технико-внедренческого типа, наукограды и др. Кроме того, ведется разработка нормативно-правовых документов для поддержки экономического развития группы регионов Дальнего Востока.
Теоретические основы территориальной модели экономики были заложены в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Во Франции экономистом Ф. Перру была выдвинута концепция «полюсов роста», согласно которой экономический рост возможен при наличии в регионах так называемых полюсов роста, обеспечивающих генерацию нововведений за счет развития отраслей с большим мультипликационным эффектом, или пропульсивных отраслей. Теория «полюсов роста» получила дальнейшее развитие в работах П. Потье об осях развития1. Анализируя связь между предприятиями и окружающими условиями их деятельности, группа европейских ученых GREMI (Groupe de Recherche Europeen sur les Milieux Innovateurs) ввела термин «инновационная
1 Santoso E.B., Purboyo H., Sawitri D. The Understanding of Growth of Transport-Stop Node on Development Axis as Base of Development of New Strategy of Local Development // http://jsp.umy. ac.id/index.php?option=com_phocadownload&view=category&download=130:the-understanding-of-growth-of-transport-stop-node-on-development-axis-as-base-of-development-of-new-strategy-of-local-development&id=7:volume-4-nomor-2-agustus-2013&Itemid=15 (дата обращения: 12.05.2014).
64
Выпуск 3 2014
ИА. Монахов
среда». Исследователями было определено три функциональных пространства предприятия: производство, рынок и поддерживающее пространство. Последнее включает три типа отношений: привилегированные отношения, возникающие в связи с организацией производственных факторов; стратегические отношения между предприятием, его партнерами, поставщиками и клиентами; стратегические отношения с акторами, относящимися к территориальной среде. Именно поддерживающее пространство определяет отношения между производственными инновациями и пространственным развитием, а также определяет характер инновационной среды2.
Е.А. Лурье на основе анализа инновационной деятельности в российских регионах ввел понятие «территория инновационного развития», которое, по мысли исследователя, отражает общий вектор развития региона, все сферы деятельности, участвующие в процессах инновационных преобразований и представляемые, соответственно, в плановых, финансовых и других документах, регламентирующих основные направления развития территорий. При этом общество не только воспринимает программу обновления, но и считает ее крайне важной на этапе перехода к новой экономике3.
Анализ нормативно-правовой базы показал, что понятие «территория инновационного развития» не используется в федеральном законодательстве. Однако в ряде программных документов федерального уровня вводится термин «инновационно-активные территории». В 2005 г. были утверждены «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», в которых к числу инновационно-активных территорий были отнесены наукограды, технополисы, технико-внедренческие экономические зоны4.
В принятой в 2006 г. Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года в число инновационно-активных территорий вошли наукограды, технополисы и ЗАТО5.
В утвержденной в 2008 г. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года было введено понятие «зона опережающего развития» — новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала6.
2 Moulaert F., Sekia F. Territorial Innovation Models: A Critical Survey // Regional Studies. 2003. Vol. 37. N 3. P. 291.
3 Лурье Е.А. Территории инновационного развития: опыт регионов // Инновации. 2008. Специальный выпуск. С. 96 -97.
4 Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ от 5 августа 2005 г. № 2473п-П7) // http:// base.garant.ru/190268/#ixzz3lTxle0Mq (дата обращения: 10.05.2014).
5 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101907 (дата обращения: 12.05.2014).
6 Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/6971748040cff24ab6a6f739 669f5cb1/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009.rtf?M0D=AJPERES&CACHEID=6971748040cff24ab6a6f73 9669f5cb1 (дата обращения: 08.05.2014).
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
65
Региональная политика
В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России по заполнению информационных форм для характеристики объектов инновационной инфраструктуры субъектов Российской Федерации к территории инновационного развития относятся ОЭЗ технико-внедренческого типа регионального уровня (территория инновационного развития, полюс инновационного развития), наукограды, иннограды7. То есть содержание термина «территория инновационного развития в действующем законодательстве не раскрывается. Исходя из рекомендаций Минэкономразвития России, этот термин является обобщающим понятием по отношению к «территориям с высоким научно-техническим потенциалом» — наукоград, ОЭЗ технико-внедренческого типа регионального уровня, статус которых определяется федеральным и региональным законодательством.
Аналогичная ситуация относительно термина и статуса территорий инновационного развития сложилась и в региональном законодательстве в сфере науки и инноваций. Несмотря на то что законы, регулирующие инновационную деятельность на региональном уровне, отличаются, по мнению экспертов, опережающим правовым регулированием8, дефиниция понятия «территория инновационного развития» также не дается в региональных нормативно-правовых актах.
Так, в 1999 г. был принят закон Московской области «О научной деятельности и научно-технической политике Московской области», в котором было введено понятие «территория научно-технического развития Московской области» — наукоград или часть территории Московской области, входящая в границы территорий одного или нескольких муниципальных образований, с расположенными на ней населенными пунктами и объектами научно-производственного комплекса. Условиями присвоения статуса территории научнотехнического развития являлись наличие научных организаций, вузов, наукоемких предприятий и концепции развития отдельной территории9. Однако в 2006 г. на основании Закона Московской области от 13.05.2006 № 75/2006-О вышеуказанный нормативно-правовой акт утратил силу.
В 2005 г. была принята Стратегия развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года10, в которой под «территориями инновационного развития» понимались особые внедренческие зоны экономического развития и наукограды.
Таким образом, понятие «территория инновационного развития» в нормативно-правовых актах различного уровня определяется через другие термины, обозначающие территории с особым правовым статусом, в отношении которых действует или планируется к введению особый режим осуществления предпринимательской и инновационной деятельности (табл. 1).
7 Информационные формы для характеристики объектов инновационной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и методические материалы по их заполнению // http://www.economy. gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/innovations/development/doc20120614_02 (дата обращения: 12.05.2014).
8 Анализ нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в регионах - членах АИРР // http://ecotrends.ru/component/content/article/755-2013/1703-2013-09-30-07-57-43 (дата обращения: 12.05.2014).
9 http://zakon.law7.ru/base27/part0/d27ru0259.htm (дата обращения: 12.05.2014).
10 http://ris.extech.ru/docs/docs/rtf/murm_strat1 (дата обращения: 12.05.2014).
66
Выпуск 3 2014
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Таблица 1.
Территории с особым режимом ведения предпринимательской и инновационной деятельности
№ п/п Наименование территории с особым правовым статусом Уровень правового регулирования (федеральный/ региональный) Определение административно- географических границ Особенности организации территории (инфраструктура, коммуникации) Организация экономического пространства территории Правовой режим территории Управление территорией с особым правовым статусом Срок дейс- твия право- вого статуса
1 Техниковнедренческая особая экономическая зона Федеральный (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации») Территория одного или нескольких муниципальных образований в пределах территории одного или нескольких субъектов РФ, общая площадь составляет не более 4 км^ Объекты транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры; не допускается размещение объектов жилищного фонда На территории размещаются резиденты зоны — индивидуальные предприниматели или коммерческие организации (за исключением унитарного предприятия), осуществляющие технико-внедренческую деятельность1 Пониженная ставка налога на прибыль, перечисляемого в бюджеты субъектов РФ; освобождение от уплаты налога на имущество на 5-10 лет, импортных пошлин и НДС, уплачиваемого при ввозе импортных товаров; преференции по транспортному налогу; инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны Осуществляет ОАО «Особые экономические зоны»; единственным акционером является государство 49 лет
2 Зона территориального развития Федеральный (Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») Территория одного или нескольких муниципальных образований (муниципальных районов или городских округов) одного субъекта Российской Федерации Объекты капитального строительства федерального значения в области энергетики и транспорта На территории размещаются резиденты зоны территориального развития — юридические лица или индивидуальные предприниматели2 Предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита, предоставление государственных гарантий по банковским кредитам резидентам и др. Осуществляет исполнительный орган государственной власти субъекта РФ 12 лет
О4»
^1
Выпуск 3 2014
С\
00
Продолжение табл. 1.
№ п/п Наименование территории с особым правовым статусом Уровень правового регулирования (федеральный/ региональный) Определение административно- географических границ Особенности организации территории (инфраструктура, коммуникации) Организация экономического пространства территории Правовой режим территории Управление территорией с особым правовым статусом Срок дейс- твия право- вого статуса
3 Наукоград Федеральный (Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации») Территория муниципального образования со статусом городского округа Соответствует состоянию инфраструктуры муниципального образования На территории наукограда размещаются организации, осуществляющие научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации Государственное финансирование проектов развития инфраструктуры наукограда Осуществляет администрация наукограда — исполнительный орган власти субъекта РФ Устанав- ливается Прави- тель- ством Россий- ской Федера- ции
4 Инновационный центр «Сколково» Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"» Земельные участки, находящиеся в границах территории Центра, определенной в установленном Президентом Российской Федерации порядке Инфраструктуру составляют здания, строения, сооружения и иные объекты, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры На территории инновационного Центра размещаются российские юридические лица, созданные исключительно в целях осуществления исследовательской деятельности в области энергоэффективности и энергосбережения, ядерных, космических, медицинских и стратегических компьютерных технологий, программного обеспечения Компенсация расходов на уплату ввозных пошлин и НДС, расширенные возможности по привлечению иностранных специалистов и др. Управляющая компания отбирается в соответствии с решением Президента РФ Статус участника действительно на срок до 10 лет
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Продолжение табл. 1.
№ п/п Наименование территории с особым правовым статусом Уровень правового регулирования (федеральный/ региональный) Определение административно- географических границ Особенности организации территории (инфраструктура, коммуникации) Организация экономического пространства территории Правовой режим территории Управление территорией с особым правовым статусом Срок дейс- твия право- вого статуса
5 Территория опережающего социально-экономического развития Федеральный (проект Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока») Территория одного или нескольких муниципальных образований в пределах одного или нескольких регионов Дальнего Востока, границы не могут быть ближе 50 км от границ города с численностью населения выше 1 млн.человек Предусматривается строительство объектов инфраструктуры полностью или частично за счет средств федерального бюджета На территории размещаются резиденты — индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением унитарного предприятия Особый режим землепользования, льготные ставки арендной платы объектов недвижимого имущества, льготное подключение к объектам инфраструктуры; применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны; предоставление бюджетных ассигнований Фонда развития Дальнего Востока Осуществляет уполномоченный федеральный орган и управляющая компания статус резидента территории действительно на срок до 10 лет с возможностью пролонгации на 5 лет
6 Особая экономическая зона регионального уровня техниковнедренческого типа Региональный (Закон Липецкой области от 18 августа 2006 года № 316-03 «Об особых экономических зонах регионального уровня» Территория одного или нескольких муниципальных образований Липецкой области, границы территории могут не совпадать с административными границами Предусматривается реализация проектов инженерного обустройства ОЭЗ РУ На территории размещаются участники ОЭЗ РУ — индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, которая относится к техниковнедренческой (см. выше) Налоговые льготы на прибыль и имущество организаций, по уплате транспортного налога; льготные ставки арендной платы за земельные участки; субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением машин и оборудования для реализации инвестиционных проектов. Осуществляется исполнительными органами государственной власти области и администрацией ОЭЗ РУ статус участника действи-тельно-на срок до 5 лет
О4»
VO
Выпуск 3 2014
О
Окончание табл. 1.
№ п/п Наименование территории с особым правовым статусом Уровень правового регулирования (федеральный/ региональный) Определение административно- географических границ Особенности организации территории (инфраструктура, коммуникации) Организация экономического пространства территории Правовой режим территории Управление территорией с особым правовым статусом Срок дейс- твия право- вого статуса
7 Зона экономического благоприятствования техниковнедренческого типа Региональный (Закон Кемеровской области от 8 июля 2010 г. № 87-03 «О зонах экономического благоприятствования», Закон Республики Бурятия от 14 марта 2007 г. № 2073-Ш «О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия») Обособленный земельный участок, часть территории муниципального образования (городского округа или муниципального района) Не допускается размещение объектов жилищного фонда (Закон Республики Бу рятия от 14 марта 2007 г. № 2073-Ш) На территории размещаются участники ЗЭБ — юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие технико-внедренческую деятельность (см.выше) Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит для уплаты налогов и сборов, пеней и штрафов; содействие в создании объектов инфраструктуры; передача в безвозмездное временное пользование объектов недвижимости, предоставление субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам и возмещение затрат по разработке проектной документации, оказание организационной, информационной и консультационной помощи и др. Осуществляется управляющей компанией — юридическим лицом, созданным с участием Кемеровской области или муниципального образования 10 лет (Закон Республики Бурятия от 14 марта 2007 г. № 2073-Ш)
Примечание:
1 Под технико-внедренческой деятельностью, согласно закону, понимаются инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны услуг инновационной инфраструктурой, необходимой для осуществления их деятельности.
2 Деятельность резидента не должна быть связана с производством этилового спирта, алкогольной продукции, табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением мотоциклов и легковых автомобилей); добычей сырой нефти, природного газа, предоставлением услуг в этих областях; добычей драгоценных металлов, драгоценных камней, полудрагоценных камней, их производством и переработкой; оптовой торговлей и розничной торговлей; ремонтом транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовой деятельностью; обработкой лома и отходов цветных и (или) черных металлов.
ИА. Монахов
Таким образом, сравнивая территории с особым режимом ведения предпринимательской и инновационной деятельности по критериям, обозначенным в табл. 1, можно сделать следующие выводы:
- потенциально территория опережающего социально-экономического развития по площади превышает все вышеуказанные зоны, так как она может охватывать территории нескольких муниципальных образований нескольких регионов Дальнего Востока. При этом самой ограниченной по площади территорией среди вышеуказанных является технико-внедренческая особая экономическая зона, лимит площади которой, согласно закону, составляет 4 км2. В то же время площадь территории инновационного Центра «Сколково», в соответствии с решениями правительственной комиссии по развитию жилищного строительства, должна составлять 600 гектаров, или 6 км2;
- общим для всех зон и территорий является государственная поддержка развития объектов инфраструктуры, в том числе транспортной и инженернотехнической, что обеспечивает значительное сокращение расходов предпринимателей как на поиск и приобретение земельных участков под строительство предприятия, так и на проводку коммуникаций. Тем не менее, согласно закону Липецкой области «Об особых экономических зонах регионального уровня», расходы по финансированию создания и развития ОЭЗ РУ, в том числе инфраструктуры зоны, ложатся, помимо областного бюджета, на участников ОЭЗ РУ Кандидаты на получение статуса резидента технико-внедренческой особой экономической зоны в рамках соглашения с Минэкономразвития России и управляющей компанией ОАО «Особые экономические зоны» берут на себя обязательства по осуществлению капитальных вложений, однако их объем законом не устанавливается (в отличие от резидентов промышленно-производственной и портовой особых экономических зон);
- резидентам каждой территории, за исключением наукоградов, предоставляются различные налоговые и иные льготы. При этом в наиболее выгодном положении оказываются резиденты зон, созданных на основании федеральных законов. Права субъектов РФ в части представления налоговых льгот резидентам территорий с особым правовым режимом регламентируются Налоговым кодексом России, согласно которому региональные органы власти имеют право устанавливать льготный налоговый режим для отдельных категорий налогоплательщиков. Например, в соответствии со статьей 284 НК РФ, налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена с 18% до 13,5%1;
- как правило, особый режим как для территории, так и для ее резидентов устанавливается на срок от 5 до 10 лет. Исключением является технико-внедренческая особая экономическая зона, деятельность и правовой режим которой рассчитана на 49 лет.
К числу особенностей развития федерального законодательства, регламентирующего образование и функционирование территорий с особым правовым статусом в целях стимулирования предпринимательской и инновационной деятельности, следует отнести:
1 http://base.garant.ru/10900200/34/#block_20025#ixzz31fu1ufgs (дата обращения: 12.05.2014).
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
71
Региональная политика
- поддержку развития территорий, обладающих высокими показателями инновационного потенциала и активности. Так, в число критериев оценки целесообразности и эффективности создания технико-внедренческой особой экономической зоны входят степень актуальности и инновационной привлекательности научных исследований и разработок; уровень развития на территории вузов и (или) научных организаций, ведущих научные исследования и разработки по предполагаемому профилю технико-внедренческой зоны2. На сегодня технико-внедренческие особые экономические зоны образованы на территории субъектов РФ, которые возглавляют рейтинг инновационной активности регионов НАИРИТ3: Москва (ОЭЗ ТВТ «Зеленоград»), Санкт-Петербург (ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург»), Республика Татарстан (ОЭЗ ТВТ «Инно-полис»), Томск (ОЭЗ ТВТ «Томск») и Московская область (ОЭЗ ТВТ «Дубна»). При этом важной составляющей комплекса мер государственной поддержки резидентов ОЭЗ ТВТ является освобождение от уплаты таможенных платежей, что позволяет снижать расходы на закупку производственного, измерительного, строительного и другого оборудования за рубежом, снижая таким образом себестоимость производимого инновационного продукта и повышая его конкурентоспособность по ценовым параметрам;
- поддержку «депрессивных» регионов. Так, в соответствии с законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации» особый правовой режим может устанавливаться для части территорий, входящих в перечень 20 субъектов РФ, определенный Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2013 года № 326. При этом большая часть из них — дотационные северокавказские и дальневосточные регионы. На расширение пакета мер государственной поддержки могут рассчитывать резиденты территорий опережающего социально-экономического развития регионов Дальнего Востока, на которых, согласно проекту ФЗ, распространяется режим свободной таможенной зоны;
- поддержку развития инфраструктуры, научно-исследовательской и инновационной деятельности на территории наукоградов и инновационного центра «Сколково» в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Главным критерием присвоения муниципальному образованию статуса наукограда является наличие градообразующего научно-производственного комплекса, в состав которого могут входить вузы, научные организации, наукоемкие предприятия. Государственная поддержка наукоградов осуществляется в форме финансирования проектов, направленных на развитие научно-производственного комплекса наукоградов, его социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры4.
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 563 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон».
3 НАИРИТ подводит итоги Рейтинга инновационной активности регионов-2012. Инновационная активность регионов растет // http://www.nair-it.ru/news/04.07.2013/405 (дата обращения: 12.05.2014).
4 Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2007 года № 917 «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации» // http://base.garant.rU/192493/#block_1000#ixzz31rQPAaYn (дата обращения: 12.05.2014).
72
Выпуск 3 2014
ИА. Монахов
В отличие от вышеуказанных территорий правовой статус инновационного центра «Сколково» является уникальным по причине его экстерриториального характера. На этапе создания инфраструктуры Центра статус резидента не имеет привязки к территории Можайского района Западного административного округа Москвы, на которой ведется строительство объектов инфраструктуры Центра. В то же время статус резидента дает право юридическим лицам на освобождение от налога на прибыль, НДС, налога на имущество; на пониженные ставки страховых взносов, а также на другие налоговые льготы и преференции.
В этих условиях региональное законодательство в данной сфере призвано решить несколько задач, в том числе регламентировать отношения и определить правовой статус территорий в субъектах РФ, уровень инновационного потенциала и активности которых пока не позволяет выйти в число лидирующих регионов (но в то же время выгодно отличает их положение от аутсайдеров), а также устранить правовой вакуум в условиях недостаточной активности законотворческой деятельности на федеральном уровне.
Например, в Липецкой области на основании принятого Липецким областным Советом депутатов в 2006 г. закона «Об особых экономических зонах регионального уровня» образованы 10 особых экономических зон различной специализации, в том числе одна — технико-внедренческая («Липецк-Технополюс»)5. Опыт Липецкой области является уникальным, не имеющим на сегодняшний день прецедентов в России. Попытки образования аналогичных зон в других регионах (например, в Волгоградской области) не получили законодательного закрепления6.
Зоны экономического благоприятствования технико-внедренческого типа, возможность образования которых была предусмотрена в законе Республики Бурятия 2007 г. и законе Кемеровской области 2010 г., на данный момент не получили развития7. Однако следует отметить, что вышеназванные региональные законодательные акты приведены в соответствие с федеральным законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на что указывает определение технико-внедренческой деятельности в данных нормативно-правовых актах.
В других регионах усилия местных органов власти по образованию зон экономического благоприятствования не увенчались успехом. Например, в 2011 г. в Республике Хакассия соответствующий закон был внесен на рассмотрение в законодательный орган республики. Однако в связи с принятием Государственной думой закона о зонах территориального развития была устранена неопределенность в этой сфере, и региональные власти потеряли право принимать соответствующие законы8.
5 http://www.oezru.ru (дата обращенияа: 12.05.2014).
6 Фурщик М.А., Шутова А.В. Региональные зоны ускоренного развития // http://foconsult.ru/ presscentr/r7-biblioteka-fok.html (дата обращения: 12.05.2014).
7 http://keminvest.ru/section/137.html; http://www.ulan-ude-eg.ru/invest/zeb (дата обращения: 12.05.2014).
8 http://adi19.ru/2014/02/27/minekonomiki-hakasii-v-respublike-mozhet-byt-sozdano-vosem-promparkov/ (дата обращения: 12.05.2014).
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
73
Региональная политика
Таким образом, состояние нормативно-правовой базы не может полностью удовлетворить потребности развития инновационной экономики в России. Очаговый характер поддержки развития инновационной деятельности приводит к усилению диспропорций по показателям инновационной активности между ре-гионами-лидерами и другими субъектами РФ. При этом действующие сегодня меры государственной поддержки инновационной деятельности в наукоградах и кластере «Сколково» имеют свой предел роста из-за ограниченности бюджетных средств9 и количественных лимитов на пул резидентов инфраструктуры центра «Сколково». В этих условиях региональные органы власти предпринимают шаги по развитию территорий и нормативно-правовой базы в тех сферах, которые еще не регулируются федеральным законодательством. В качестве примера можно привести создание и развитие индустриальных парков. Однако индустриальные парки, по мнению экспертов, развивают в основном традиционные производства прежних технологических укладов10 11. Следовательно, их нельзя рассматривать в качестве эффективного инструмента решения проблем, связанных с переходом экономики на инновационный путь развития. В связи с этим назрела необходимость «переформатирования» отношений между федеральным центром и регионами в плане наделения последних большими полномочиями в сфере инновационного законодательства в целях расширения мер государственной поддержки территорий.
Например, в Канаде и в ряде других стран действуют агентства регионального развития, которые представляют собой эффективный инструмент содействия экономическому росту в регионах. Одним из первых шагов на пути их создания стало реформирование сложившейся системы федеральнорегионального взаимодействия посредством заключения соглашений между федеральным центром и провинциями об экономическом и региональном развитии (Economic and Regional Development Agreements — ERDA), в рамках которых регионы получили больше возможностей в разработке и проведении программ развития. В результате соглашение отражало специфику отдельной провинции и предусматривало разработку механизма консультаций и координации, обмен информацией между различными уровнями исполнительной власти и определение объемов финансирования для реализации предложенных инициатив11.
Таким образом, совершенствование нормативно-правовой базы на основе выявления потребностей, потенциала и приоритетов развития каждого региона, а также организации взаимодействия федеральных и региональных органов власти является важной составляющей комплекса мер, направленных на формирование территорий инновационного развития в российских регионах с различными показателями инновационной активности.
9 Андреев Ю.Н. Наукограды в системе местного самоуправления // www.econ.asu.ru/lib/sborn/ natc2006/pdf/27.pdf (дата обращения: 12.05.2014).
10 Сухарев О. Реиндустриализация России: возможности и ограничения // Экономист. 2013. № 3. С. 8.
11 Beaumier G. Regional Development in Canada // http://publications.gc.ca/Collection-R/LoPBdP/ CIR/8813-e.htm#C.%20The%20Creation (дата обращения: 12.05.2014).
74
Выпуск 3 2014
ИА. Монахов
Литература
1. Анализ нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в регионах - членах АИРР // http://ecotrends.ru/component/content/article/755-2013/1703-2013-09-30-07-57-43(дата обращения: 12.05.2014).
2. Андреев Ю.Н. Наукограды в системе местного самоуправления // www. econ.asu.ru/lib/sborn/natc2006/pdf/27.pdf (дата обращения: 12.05.2014).
3. Лурье Е.А. Территории инновационного развития: опыт регионов // Инновации. 2008. Специальный выпуск.
4. Информационные формы для характеристики объектов инновационной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и методические материалы по их заполнению // http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/ mer/activity/sections/innovations/development/doc20120614_02 (дата обращения:
12.05.2014).
5. НАИРИТ подводит итоги Рейтинга инновационной активности регионов-2012. Инновационная активность регионов растет // http://www.nair-it.ru/ news/04.07.2013/405 (дата обращения: 12.05.2014).
6. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ от 5 августа 2005 г. № 2473п-П7) // http://base.garant.ru/190268/fixzz31Txle0Mq (дата обращения: 10.05.2014).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 563 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон».
8. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2007 г. № 917 «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации» // http://base.garant.rU/192493/#block_1000#ixzz31rQPAaYn (дата обращения: 12.05.2014).
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // http://www. economy.gov.ru/wps/wcm/connect/6971748040cff24ab6a6f739669f5cb1/rasp_2008_ N1662_red_08.08.2009.rtf?MOD=AJPERES&CACHEID=6971748040cff24ab6a6f73 9669f5cb1 (дата обращения: 08.05.2014).
10. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_101907 (дата обращения: 12.05.2014).
11. Стратегия развития науки, научно-технической развития науки и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года // http:// ris.extech.ru/docs/docs/rtf/murm_strat1 (дата обращения: 12.05.2014).
12. Сухарев О. Реиндустриализация России: возможности и ограничения // Экономист. 2013. № 3.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
75
Региональная политика
13. Фурщик М.А., Шутова А.В. Региональные зоны ускоренного развития // http://foconsult.ru/presscentr/r7-biblioteka-fok.html (дата доступа: 12.05.2014).
14. Beaumier G. Regional Development in Canada // http://publications.gc.ca/ Collection-R/LoPBdP/CIR/8813-e.htm#C.%20The%20Creation (дата обращения:
12.05.2014) .
15. Development Axis as Base of Development of New Strategy of Local
Development // http://jsp.umy.ac.id/index. php?option=com_phocadownload&v
iew=category&download=130:the-understanding-of-growth-of-transport-stop-node-on-development-axis-as-base-of-development-of-new-strategy-of-local-development&id=7:volume-4-nomor-2-agustus-2013&Itemid=15 (дата обращения:
12.05.2014) .
16. Moulaert F., Sekia F. Territorial Innovation Models: A Critical Survey // Regional Studies. 2003. Vol. 37.3. P. 291.
17. Santoso E.B., Purboyo H., Sawitri D. The Understanding of Growth of Transport-Stop Node on Development Axis as Base of Development of New Strategy of Local Development // http://jsp.umy.ac.id/index.php?option=com_phocadown load&view=category&download=130:the-understanding-of-growth-of-transport-stop-node-on-development-axis-as-base-of-development-of-new-strategy-of-local-development&id=7:volume-4-nomor-2-agustus-2013&Itemid=15 (дата обращения:
12.05.2014) .
18. http://adi 19.ru/2014/02/27/minekonomiki-hakasii-v-respublike-mozhet-byt-sozdano-vosem-promparkov (дата обращения: 12.05.2014).
19. http://base.garant.ru/10900200/34/#block_20025#ixzz31fu1ufgs (дата обращения: 12.05.2014).
20. http://keminvest.ru/section/137.html; http://www.ulan-ude-eg.ru/invest/zeb (дата обращения: 12.05.2014).
21. http://www.oezru.ru (дата обращения: 12.05.2014).
76
Выпуск 3 2014