АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕСУРСОВ
Территориальный ресурсный центр -основа системы аграрного образования
Система профессионального образования отвечает за качество ресурса, без которого невозможно инновационное развитие экономики и общества в целом. Этим ресурсом являются кадры, человеческий потенциал. Ни одна из инновационных экономик мира не способна развиваться без соответствующего ее характеру кадрового обеспечения. В этом смысле региональная система профессионального образования - один из центральных элементов экономической инфраструктуры региона.
с. д. бучельникова,
руководитель информационно-методического центра ГБОУ СПОСо «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»
Экономические аспекты
Экономика Свердловской области представлена практически всеми ключевыми отраслями: добыча и переработка природных ресурсов, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, строительство, сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность и др. Самыми мощными и конкурентоспособными секторами экономики, составляющими основу перспективной специализации Свердловской области, сегодня являются черная и цветная металлургия, однако имеются объективные условия и для повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Кадровый дефицит: причины возникновения
Ни для кого уже не секрет, что важнейшая проблема агропромышленного комплекса - дефицит квалифицированных кадров.
Система начального и среднего профессионального образования испытывает на себе давление ключевых факторов социально-экономической среды области. Это прежде всего демографическая ситуация. Имевший место в 1990-х годах резкий спад рождаемости привел к тому, что уменьшается число выпускников общеобразовательных учреждений, равно как и потенциальных обучающихся в учреждениях профессионального образования.
Еще одна характерная особенность системы профессионального образования заключается в наличии и количественном росте системы высшего образования, которая является для выпускников общеобразовательных учреждений наиболее привлекательной перспективой продолжения образования. Увеличение мест в государственных и негосударственных вузах приводит к серьезному дисбалансу в структуре профессиональной подготовки. В результате еще сильнее обостряется проблема обеспечения реальных
Система начального и среднего профессионального образования испытывает на себе давление ключевых факторов социально-экономической среды области
потребностей областной инфраструктуры и рынка труда рабочими и специалистами среднего звена.
Популярность и стериотипы
В рамках масштабных инвестиционных проектов предприятиями востребована высококвалифицированная рабочая сила - работники, имеющие квалификацию и профессионально-трудовую культуру уровня среднего профессионального образования.
Однако, как показывает практика, самый востребованный уровень профессионального образования непопулярен среди молодежи. Одна из главных причин - стереотипы общественного сознания относительно предшественников современных учреждений профессионального образования - ПТУ Но сегодня у образовательных учреждений есть возможность преодолеть эти стереотипы путем создания многоуровневого полипрофильного образовательного учреждения.
Образовательно-производственный кластер в идеале
Модель учреждения, реализующего программы начального и среднего профессионального образования и предоставляющего обучающимся возможность продолжить образование по выбранной специальности или пройти переподготовку, представляется наиболее перспективной в условиях динамично изменяющихся потребностей рынка труда. Такое учреждение становится незаменимым структурным, скорее даже системообразующим, элементом профессионального образования, аккумуриующим ресурсы системы профессионального образования и крупных сельскохозяйственных предприятий посредством формирования образовательно-производственных кластеров.
Образовательно-производственный кластер в идеале объединяет в себе действующие учебные заведения разного уровня, реализующие программы профессиональной подготовки и производственные единицы сельскохозяйственного профиля. Координирующим центром
ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕСУРСОВ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
такого образовательно-производственного кластера становится территориальный ресурсный центр агропромышленного профиля.
Стратегическая цель деятельности ресурсного центра - повышение качества профессионального образования и развитие трудовых ресурсов путем усиления взаимодействия между образовательными учреждениями и основными заказчиками их деятельности - работодателями, а также имиджирование профессий и специальностей сельскохозяйственного сектора экономики.
Первые выводы
В Восточном управленческом округе таким территориальным ресурсным центром аграрного профиля является Слободотуринский аг-рарно-экономический техникум.
Промежуточным результатом деятельности ТРЦ можно считать осознание руководителями образовательных учреждений и потребителями кадров сельскохозяйственного профиля необходимости объединения для соуправления качеством образования, выстраивания системы непрерывного аграрного профессионального образования через организацию стажировок мастеров производственного обучения и проведения учебной практики на сельхозпредприятиях, имеющих новейшую сельхозтехнику.
Задачи центра
Среди задач, стоящих перед территориальным ресурсным центром, можно выделить четыре приоритетных.
1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективного регионального рынка труда, через:
— сетевое взаимодействие учреждений общего и профессионального образования с территориальным ресурсным центром аграрного профессионального образования;
— привлечение молодых специалистов к работе в организациях агропромышленного комплекса путем заключения трехсторонних договоров (обучающийся — учреждение профессионального образования — работодатель);
— заключение договоров на безвозмездной основе с ведущими сельскохозяйственными предприятиями на использование современного оборудования при организации учебной и производственной практик обучающихся, стажировки мастеров производственного обучения.
2. Повышение привлекательности программ аграрного профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда, через:
— создание системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости насе-
ления в аграрном секторе экономики в целях планирования потребностей в подготовке, переподготовке кадров в учреждениях профессионального образования;
- мониторинг профессиональных предпочтений учащихся 9—11-х классов общеобразовательных учреждений Восточного управленческого округа;
- организацию и проведение информационной кампании по формированию положительного имиджа и повышению привлекательности профессий и специальностей, востребованных аграрным сектором экономики;
- профессиональную ориентацию учащихся 8—11-х классов общеобразовательных учреждений округа в контексте современных условий социально-экономического развития региона.
3. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования через:
- организационно-методическое сопровождение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования;
- организацию и проведение процедуры независимой оценки качест-
Стратегическая цель деятельности ресурсного центра - повышение качества профессионального образования и развитие трудовых ресурсов путем усиления взаимодействия между образовательными учреждениями и основными заказчиками их деятельности - работодателями
Одна из главных причин - стереотипы общественного сознания относительно предшественников современных учреждений профессионального образования - ПТУ
ва подготовки кадров (сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования с участием работодателей).
4. Развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования округа через организацию
Образовательно-производственный кластер в идеале объединяет в себе действующие учебные заведения разного уровня, реализующие программы профессиональной подготовки, и производственные единицы сельскохозяйственного профиля
стажировок педагогических работников системы профессионального образования округа (в регионе, РФ, за рубежом).
Предполагается, что в результате решения поставленных задач удастся достичь оперативного удовлетворения потребностей агропромышленных предприятий округа в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, изменить трудовые ориентации молодежи в сторону более рационального выбора уровня профессионального образования, специальности/профессии, соответствующего запросам рынка труда, и типа профессиональной карьеры.