УДК 316.2; 316.4 ББК: 60.5 ГРНТИ: 04.21 ВАК: 5.4.4, 5.9.9, 5.5.2
DOI: 10.24412/2949-2513-2023-32-45-60
Чечулин А.В. Санкт-Петербург, Россия
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ: ТРЕНДЫ И РИСКИ ПРОШЕДШЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Аннотация. С момента появления эпидемиологических (в 2019 г.) и, позднее, геополитических рисков и административных ограничений ситуация на международном туристическом и инвестиционном рынке существенно изменилась. Особенно сильно это затронуло нашу страну - практически прекращено сотрудничество с западными инвесторами, туристические потоки переориентированы на внутренние направления и страны «глобального Юга». Перемены создали как сложности для бизнеса и туризма, так и определенные возможности развития. Постепенно появляются стратегические решения по переориентации страны и регионов на новые туристические рынки, а также по расширению долгосрочного партнерства с компаниями из Азии и других регионов мира. Активно ведется деятельность по популяризации внутреннего туризма. В такой ситуации необходимы свежие маркетинговые и коммуникационные подходы. На наш взгляд, сегодня в России происходит осмысление сложившейся ситуации, накопление и анализ данных, хотя можно говорить также и об определенной временной стагнации в сфере маркетинговой работы по продвижению страны и регионов. В статье мы в дискуссионном плане выделяем ряд трендов в маркетинге территорий, характерных для последнего десятилетия (2014-2024), многое меняющих в этой сфере.
Ключевые слова: тренд, управление брендом территории, маркетинг территорий, ситибрендинг, администрация региона, модель управления, совместный брендинг.
Chechulin A.V.
Saint Petersburg, Russia
TRENDS AND RISKS OF THE PAST DECADE
Abstract. Since the emergence of epidemiological (in 2019) and, later, geopolitical risks and administrative restrictions, the situation in the international tourism and investment market has changed significantly. This has affected our country especially strongly - cooperation with Western investors has been practically terminated, tourist flows have been reoriented to domestic destinations and countries of the "global South". The changes have created both difficulties for business and tourism, as well as certain development opportunities. New strategic decisions are required to reorient the country and regions to new tourism markets, as well as to expand long-term partnerships with companies from Asia and other regions of the world. Attempts are actively being made to popularize domestic tourism. In such a situation, other marketing and communication approaches are needed. In our opinion, today although in general we can talk about a certain stagnation in the field of marketing work in promoting the country and regions a comprehension of the situation, accumulation and analysis of data are observed. In the article, by way of discussing, we highlight a number of trends in the branding of territories that are changing a lot in this area.
Keywords: trend, territory brand management, territory marketing, citibranding, regional administration, management model, co-local branding.
Введение
Российские регионы в рамках программ стратегического развития уже довольно давно создают собственные урбанистические проекты и маркетинговые концепции. Во многих регионах разрабатываются имиджевые стратегии как силами сотрудников региональной администрации и местных экспертов, так и внешних исполнителей.
Разработанные стратегии обычно отражают специфику сформулированного заказа и могут иметь, например, краеведческий и культурологический акцент, что важно для обсуждения вопросов локальной идентичности и системы ценностей резидентов, или дизайнерский фокус, результатом которого обычно является брендбук (логотип) и другие элементы визуальной айдентики бренда территории. Нельзя не отметить высокую важность подобной работы для прояснения ключевых ценностных доминант территории, самосознания ее жителей. Однако невозможно не упомянуть и слабую сторону таких подходов - очень часто данные разработки не получают коммуникационной, маркетинговой, брендинговой поддержки - во многом по причинам бюджетных ограничений. Результатом зачастую оказывается разработанная программа или элементы визуального брендинга, которые не попадают в поле внимания целевых групп (не реализуется маркетинговая программа, в т.ч., рекламная поддержка).
Мы считаем комплексный подход, интегрирующий различные аспекты образа территории на базе маркетинговой философии, наиболее эффективным. Ключевые сообщения необходимо четко формулировать, подробно разъяснять и доводить до нужных целевых групп. Важную роль здесь играют рекламные кампании, GR, ПР- и SMM-активность, маркетинговые мероприятия - выставки, презентации и т.д.
Активно работают на российском рынке, руководствуясь такой философией, маркетинговые, брендинговые, дизайнерские компании - в частности, холдинг АГТ, агентство Stas Marketing, студия Артемия Лебедева, Ситибрендинг, SPN и др., конкурируя с международными фирмами, которые
зачастую представлены нашими соотечественниками, живущими и работающими сегодня за рубежом.
Это важно также в связи с большими переменами на туристическом рынке - туристический взаимный обмен с западными странами сегодня оказался практически невозможен; маркетинговые решения, актуальные для европейских туристов, фактически потеряли свою значимость. Российская Федерация постепенно начинает ориентироваться на туристические рынки азиатского региона, что автоматически предполагает серьезную перестройку маркетинговых стратегий. В частности, портрет массового китайского туриста сильно отличается от условного европейского - в данном случае речь идет преимущественно о групповых визитах слабо знакомых с европейской (российской) культурой посетителей по небольшому числу согласованных властями стран маршрутов.
Ключевым стратегическим каналом коммуникации в продвижении территорий является брендинг. Мы понимаем под брендом региона маркетинговое воплощение имиджа территории, складывающееся на основе семантического (ценности, идеи, самосознание, локальная самоидентификация) и символически-визуального (общеизвестные символы, достопримечательности, персоны, местные торговые марки) уровней. Бренд характеризуется идентичностью (оригинальная и разделяемая резидентами локальная культура, система ценностей и паттерны поведения местных жителей территории), силой (энергетикой, привлекательностью), индивидуальностью (выраженной в средствах визуальной и смысловой индивидуализации) и другими параметрами.
Важной целью брендинга территории является монетизация привлекательного образа. Брендированные товары, производимые в таком регионе, могут пользоваться большим спросом, продаваться с ценовой премией, если на них размещены элементы визуальной идентификации сильного бренда популярной территории. С другой стороны, сами востребованные и популярные коммерческие товары, на которых размещены
визуальные идентификаторы территории, также становятся каналом популяризации этой территории, когда турист их демонстрирует публично по возвращении домой.
Мы видим ряд трендов, которые существуют уже давно, но в последнее десятилетие постепенно становятся определяющими.
1. Отказ от сугубо туристического имиджа; приоритет комплексного взгляда на территорию как на место, привлекательное для путешествия, инвестирования и жизни. Большинство программ, созданных для российских регионов, ориентировано на привлечение туристического потока. Это утверждение верно и в отношении большинства зарубежных разработок. Но сегодня мы видим стремление создания имиджевых конструкций, которые улучшают или создают новый образ территории не только и не столько как туристического центра, но также как места для жизни и ведения современного бизнеса.
Возможно, первым примером отказа от стратегии продвижения сугубо туристического брендинга имиджа территории стал Копенгаген. В 2014 г. общеизвестный бренд «Copenhagen open» перестал использоваться в рамках стратегии большей активности в работе с международными инвесторами, для чего предполагалось задействовать совместно с шведским Мальмё бренд Skane/Сконе, отражающий скандинавскую аутентичность, общую для региона историческую судьбу.
Другим примером такого рода можно назвать Саудовскую Аравию, которая при новом правителе предпринимает интересную попытку создать образ суперсовременной страны, преодолев существовавшие ранее известные имиджевые проблемы и идеологические стереотипы. Правительство приглашает иностранных туристов, облегчая возможности поездок, способствует мощному развитию туристической инфраструктуры для отдыха. Проводит презентации для инвесторов, создавая уникальные льготные условия для ряда современных технологических направлений бизнеса. Также инвесторам и обладающим определенной компетенцией сотрудникам таких
компаний предлагается стать резидентами, поселившись, например, в «городе будущего» Неом.
Власти Саудовской Аравии разработали стратегическую программу развития. «У нового видения на 2030 год есть три основных столпа: амбициозная нация, процветающая экономика и динамичное общество... это видение было обрамлено национально окрашенным дискурсом, который заявлял "гордимся национальной идентичностью", подчеркивая важность положения, культуры и наследия в исламском мире. Кроме того, в нем отмечается значимость национальных и международных развлечений, а также культура» [Madani R., 2022: 22].
Общеизвестна роль большого футбола в новом имидже страны. Сегодня в саудовском национальном чемпионате играют многие звезды мирового футбола. Министерством туризма Саудовской Аравии в рамках плана маркетинговых мероприятий по продвижению страны подписан контракт с Л. Месси. «Месси может получать до 22,5 миллионов евро, около 25 миллионов долларов, в течение трех лет за небольшую фактическую работу: несколько рекламных выступлений, несколько постов в социальных сетях и оплачиваемый отпуск в королевстве со своей семьей и детьми. Ожидается, что он поделится фотографиями этих поездок, отмеченными одобренным Саудовской Аравией хэштегом» [Zidan K., Panja T., 2023: 47].
Широко известны программы «резидентского» брендинга Сан-Франциско, Стокгольма и др. городов, в частности, на базе идеи создания атмосферы «города талантов».
2. Тренд поиска эффективных управленческих моделей. Эффективная работа по продвижению предполагает создание и функционирование управленческой структуры, управляющей маркетинговой стратегией и системой коммуникаций, имеющий полномочия и способный реализовать принятые решения [Kladou S., Kavaratzis M., Rigopoulou I., Salonika E, 2016: 427].
Отечественные авторы сегодня много пишут по тематике территориального маркетинга, но редко затрагивают вопросы управления маркетинговой деятельностью, взаимодействия с исполнительной и законодательной властью региона. Между тем данный управленческий аспект реализации маркетинговых программ, представленный, в частности, в исследованиях российских ученых [Мещеряков Т.В., Калиева О.М.], важен. Представляется, что управленческие и административные модели, используемые при создании и реализации маркетинговых программ в данной сфере следует изучать и совершенствовать. Тем более, что попытки внести изменения в стандартные схемы управления маркетингом российскими регионами имеются - как благодаря знакомству с международным опытом, так и в рамках стремления повысить их эффективность, используя возможности партнерских внешних агентств и экспертов.
Как правило, центром принятия решений в отечественной практике реализации программ территориального маркетинга оказывается орган власти региона (в лице одного из ведомств, обычно так или иначе связанного с тематикой туризма или инвестиций), который определяет саму потребность в маркетинговой концепции, инструменты и методы ее разработки, включая состав исполнителей, которыми могут быть как сотрудники администрации, так и привлеченные исполнители - маркетинговые и брендинговые агентства, дизайн-студии, а также содержание финальной стратегии маркетинга и ее реализацию в маркетинговой среде [Сачук Т.В., 2009: 110-123].
Конкретные административные модели управления брендом детерминированы политико-административным, рыночным и социальным ландшафтом конкретной страны. Традиционная централизованная культура отечественной административной практики вряд ли допускает какой-либо формат управления маркетинговой программой, кроме как ее полную интеграцию в эту вертикаль. У такого подхода существуют свои достоинства благодаря административным возможностям такой управленческой схемы, но имеются также риски, связанные, в частности, с избыточной зависимостью от
персональных предпочтений, системы ценностей и вкусов, административных и ресурсных возможностей, а также сроков полномочий руководителя территории [Дубейковский В., 2017: 34].
Решение о необходимости разработки и реализации маркетинговой стратегии, создании управленческой структуры, ответственной за городской маркетинг, принимается руководителем исполнительной власти региона.
Подразделения, осуществляющие маркетинговую функцию, зачастую структурно включены в комитеты и управления, курирующие туристическую отрасль, что отражает стремление территорий с туристическим потенциалом активизировать работу по развитию регионов в данном направлении.
Такая управленческая модель существует и в Санкт-Петербурге, где маркетинговые функции сосредоточены в комитете по развитию туризма правительства города. До 2015 года эти функции реализовывались влиятельным комитетом по внешним связям, отвечающим за международное направление. Это дало возможность чиновникам комитета и привлеченным российским экспертам изучить международный опыт, в частности, городов Северной Европы, и активно участвовать в совместных серьезных маркетинговых мероприятиях вместе с ними (например, программы городов-побратимов Петербурга, проект «Единый бренд региона Балтийского моря» и т.д.
Руководители регионов, стремясь повысить эффективность маркетинговых стратегий, нередко вносят изменения в ее управленческую схему - корректируются функциональные обязанности, функции передаются другому структурному подразделению.
Вероятно, впервые существующий опыт управления территориальным маркетингом на примере Санкт-Петербурга в своей докторской диссертации осуществил Т.В. Мещеряков, работавший длительное время депутатом Законодательного собрания и позднее - в качестве члена правительства Санкт-Петербурга, главы одного из районов города. Часть идей и управленческих моделей иностранных коллег предлагалось интегрировать в российскую
административную практику. В частности, предлагалось создать агентство городского маркетинга - оператор маркетинговых мероприятий [Мещеряков ТВ, 2011: 34].
В Северной Европе ответственность за маркетинговую деятельность на территории возлагается на отдельное специализированное подразделение, которое не входит в состав вертикальной иерархии исполнительной власти. Например, в Хельсинки функционирует агентство городского маркетинга -акционерное общество, 100% акций которого принадлежат городу. Городской совет утверждает бюджет и осуществляет надзор за его деятельностью, обычно это делают один или несколько членов городского парламента из соответствующего комитета.
Таким образом, долгосрочные планы, идеи и т.д., т.е. стратегические коммуникации разрабатываются и осуществляются автономным оператором. Чиновники, с другой стороны, осуществляют оперативное управление городской инфраструктурой и социальной сферой, не имея возможности вмешиваться в деятельность такого подразделения.
Схема Т.В. Мещерякова (см. рис.1) требует подчиненности гипотетической маркетинговой службы города вертикали исполнительной власти. В этом смысле она продолжает логику традиционных российских управленческих схем, вводя некоторые элементы зарубежного опыта.
Рис. 1 - Схема управления
В контексте управления маркетинговыми программами, необходимо обеспечить соответствие управленческой схемы поставленным целям и задачам. При этом важно учитывать существующую в стране и городе управленческую систему, но не ограничиваться сугубо административной структурой. В нашей стране имеется множество примеров программ территориального маркетинга, которые были реализованы по решению администрации, без проведения обсуждений с горожанами и экспертами. Чаще всего такие проекты не достигают существенных маркетинговых и имиджевых целей, ограничиваясь, в лучшем случае, одобрением визуальных элементов идентификации, а в худшем случае, навязывая жителям региона идеи, несовместимые с их собственной идентичностью и ценностями.
Естественно, существуют и другие современные модели управления территориальным брендом. В рамках управленческой модели следует использовать возможности работы с внешними партнерами, экспертами,
знакомыми с лучшим мировым опытом, а также привлекать широкую общественную поддержку. Как правило, в международной практике чаще применяются более сложные, структурированные и децентрализованные схемы управления брендом
Одной из интересных стратегий и управленческих схем, является стратегия и управленческая модель управления брендинговыми коммуникациями Коста-Рики, представленная международной консалтинговой компанией Bloom Consulting. Проект этой компании был удостоен престижной премии City Nation Place Awards 2020.
В рамках данного проекта были реализованы интересные креативные идеи, но нас в данном случае в основном интересует управленческая схема, которая имеет много общего со структурой управления акционерного общества. В ней есть наблюдательный совет (включает в себя представителей законодательной власти и признанных лидеров мнений - утверждает ключевые решения) и технический совет, который координирует тактические действия. Также создана дирекция бренда, которая занимается оперативным сопровождением бренда Коста-Рика в режиме 24/7, включая мониторинги и исследования, реализацию маркетинговых действий и нейтрализацию имиджевых угроз.
В программном документе агентства «Блюм консалтинг» сформулирован основополагающий тезис: «Бренд необходимо деполитизировать, создав структуру, способную взять на себя управление/поддержку бренда и его устойчивость к политическим трансформациям».
Мы разделяем эту позицию. Маркетинговая активность территорий, по возможности, должна реализовываться вне поля влияния политических и/или идеологических факторов, поскольку последние генерируют множество стратегических и текущих рисков для бренда территории, что потенциально способно отпугивать туристов и инвесторов.
В данном контексте речь идет о недопустимости межфракционной борьбы, политических взглядов и личностных предпочтений политиков и чиновников при принятии стратегических решений в области брендинга. Именно поэтому структура, управляющая брендом, в данном случае выведена из вертикали исполнительной власти и актуального политического поля. При этом представители законодательной и исполнительной власти вовлечены в процесс обсуждения стратегических планов развития, не имея возможности вмешиваться в текущую маркетинговую деятельность.
В отечественной практике многие подобные идеи и модели, вероятнее всего, не могут быть реализованы в силу специфики административного устройства. Тем не менее, мы считаем целесообразным и продуктивным инициировать обсуждение самой возможности применения более гибких и вариативных схем управления брендом, что Ж. Капферер характеризовал как признак качественного брендинга.
Руководство российских территорий зачастую ставит задачу создания качественных маркетинговых стратегий, но, осознавая дефицит компетентных специалистов в сфере ситибрендинга, пытается привлечь опытных внешних (в т.ч., иностранных) экспертов. Иностранные эксперты, в свою очередь, нередко отказываются от участия в проекте в рамках предложенной схемы, видя намерение администрации полностью контролировать разработку маркетинговой программы. Очевидно, что в данном случае основные решения (в том числе, выбор агентства-разработчика и последующие маркетинговые мероприятия) будут приниматься исполнительной властью региона.
Внешние эксперты в некоторых случаях могли бы быть ключевыми разработчиками, в других - просто высказать свое мнение. Позиции экспертов могут быть различными, рабочая группа может их принять во внимание или проигнорировать, но позиция опытного эксперта имеет ценность сама по себе. Даже если администрация не согласна с таким мнением, оно может усилить аргументацию ее собственного базового решения.
Одной из целей нашей публикации было продемонстрировать необходимость и целесообразность внедрения более гибких схем, даже в условиях централизованной иерархической административной системы. Появление в структуре административного управления брендом группы экспертов и специализированных агентств-разработчиков (не только разработки, но и участия в дальнейшей реализации), на наш взгляд, обеспечивает качественный прогресс в предлагаемых стратегиях маркетинга территорий.
3. Программы совместного брендинга территорий. Данная маркетинговая технология нередко используется в бизнесе.
В рамках такого подхода территории со скромными наличными туристическим потенциалом и бюджетными возможностями, объединив усилия в создании общего метабренда, могут предпринять попытку более эффективно обеспечить его определенную известность, создать интегрированный взаимодополняющий туристический продукт. Подобные концепты различной степени маркетинговой зрелости известны в нашей стране - Золотое (и Серебряное) кольцо, Курорты Северного Кавказа, Большой Урал и т.д.
Имеется и зарубежный опыт. Мы упоминали в данной статье о совместной маркетинговой программе Копенгаген-Мальме. Возможно, самый интересный проект такого рода - «Единый бренд региона Балтийского моря», реализуемый крупными городами Северной Европы. Обзор опыта реализации проекта можно увидеть на портале Newswave.eu. Также он кратко описан в нашей книге [Чечулин, 2021:108-112].
Совместный брендинг может позволить при объединении усилий двух или нескольких регионов может обеспечить более высокий уровень узнаваемости макрорегиона при меньших затратах. Туристический продукт, разработанный в данном случае для одного региона, должен дополнять коммерческие предложения другого участника программы.
Заключение
В России и за рубежом разрабатывается и реализуется множество маркетинговых программ. При этом креативные разработки можно увидеть не только в странах с передовой интеллектуальной и бизнес-культурой, но и в странах и городах с ограниченными бюджетными возможностями, имеющих прогрессивных руководителей. Успешный опыт реализации таких проектов изучается и применяется другими территориями.
В настоящей статье были выделены три значимых, на наш взгляд, тренда, характерных в целом для международной практики в области территориального маркетинга.
В России очевиден интерес к подобному опыту, уже длительное время реализуются многочисленные, известные уважаемым читателям проекты. Но по целому ряду причин сегодня мы видим определенный спад активности в разработке и реализации маркетинговых программ. Будем надеяться, что речь идет о периоде осмысления ситуации, накопления данных, изучения опыта и выработке долгосрочных собственных идей продвижения территорий.
Библиография
Madani R. The new image of Saudi cultural shift; MDL Beast music festival; Saudi Vision 2030 \ Cogent Arts & Humanities, 2022, Vol. 9, Issue 1, https://doi.org/10.1080/23311983.2022.2105511
Zidan K. andPanja T. Lionel Messi, Saudi Arabia and the Deal That Paid Off for Both Sides: https://www.nytimes.com/2023/06/18/sports/soccer/lionel-messi-saudi-arabia.html
Чечулин А. В. Маркетинг территорий. Как города и страны привлекают туристов, новых жителей и бизнес / А. В. Чечулин. - Санкт-Петербург: "КАРО", 2021. - 144 с.
Kladou S., KavaratzisM., Rigopoulou I., SalonikaE. The role of brand elements in destination branding. - Journal of Destination Marketing & Management, 2016. №6(4) - pp. 426-435
Greenberg M. Branding New York: How a City in Crisis was Sold to the World. NY, L.: Routledge, 2008. — 326 p.
Дубейковский В. А. Делай как Урюпинск: практикум по развитию провинциального города. — Урюпинск: СитиБрендинг, 2017. — 64 с.
Родькин П. Е. Брендинг территорий: городская идентичность и дизайн: учебное пособие / Павел Родькин. — Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. — 93 с.
Мещеряков Т. В. Концепция и инструментарий управления маркетингом территории в условиях креативной экономики: автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05, «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов». — СПб, 2011. — 41 с.
Визгалов Д.В. Брендинг города. М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. — 158
с.
Калиева О.М. Маркетинговая модель формирования бренд-имиджа территории: специальность 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. / Калиева Ольга Михайловна, 2015. -369 с.
Маркетинговая программа управления брендом Коста-Рика -https://www.citynationplace.com/1215-creating-the-ideal-struc-ture-to-manage-a-nations-brand-building-a-stakeholder-engage-ment-programme-and-defining-key-performance-indicators
Сачук Т.В. Территориальный маркетинг: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
References
Madani R. The new image of Saudi cultural shift; MDL Beast music festival; Saudi Vision 2030\Cogent Arts & Humanities, 2022, Vol. 9 (1) URL: https://doi.org/10.1080/23311983.2022.2105511
Zidan K. and Panja T. Lionel Messi, Saudi Arabia and the Deal That Paid Off for Both Sides: https://www.nytimes.com/2023/06/18/sports/soccer/lionel-messi-saudi- arabia.html
Chechulin A. V. (2021) Marketing territoriy. Kak goroda i stranyprivlekayut turistov, novykh zhiteley i biznes. Sankt-Peterburg: "KARO".
Kladou S., Kavaratzis M., Rigopoulou I., Salonika E. (2016) The role of brand elements in destination branding. In: Journal of Destination Marketing & Management. No. 6(4) - pp. 426-435
Greenberg M. (2008) Branding New York: How a City in Crisis was Sold to the World. NY, L.: Routledge.
Dubeykovskiy V. A. (2017) Delay kak Uryupinsk: praktikum po razvitiyu provintsial'nogo goroda. — Uryupinsk: SitiBrending — 64/
Rod'kin P. E. (2020) Brending territoriy: gorodskaya identichnost' i dizayn. Moskva-Berlin: Direkt-Media.
Meshcheryakov T. V. (2011) Kontseptsiya i instrumentariy upravleniya marketingom territorii v usloviyakh kreativnoy ekonomiki: avtoreferat dis. ... doktora ekonomicheskikh nauk: 08.00.05, «Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i finansov». SPb.
Vizgalov D.V. (2011) Brendinggoroda. M.: Fond «Institut ekonomiki goroda».
Kaliyeva O.M. (2015) Marketingovaya model' formirovaniya brend-imidzha territorii : spetsial'nost' 08.00.05 "Ekonomika i upravleniye narodnym khozyaystvom: dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni doktora ekonomiche-skikh nauk, Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i finansov. / Kaliyeva Ol'ga Mikhaylovna.
Marketingovaya programma upravleniya brendom Kosta-Rika. URL: https://www.citynationplace.com/1215-creating-the-ideal-struc-ture-to-manage-a-nations-brand-building-a-stakeholder-engage-ment-programme-and-defining-key-performance-indicators
Sachuk T.V. (2009) Territorial'nyy marketing. SPb.: Piter.
Сведения об авторе
Чечулин Алексей Викторович - профессор кафедры связи с общественностью СПбГЭТУ «ЛЭТИ»; e-mail: [email protected]
Aleksey V. Chechulin - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Public Relations of the St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI", St. Petersburg; e-mail: [email protected]