География
Вестник ДВO РАН. 2011. № 2
УДК 33:91(571.6)
П.Я.БАКЛАНОВ, А.В.МОШКОВ, М.Т.РОМАНОВ
Территориальные структуры хозяйства и экономические районы в долгосрочном развитии российского Дальнего Востока
Рассматриваются особенности формирования территориальной структуры хозяйства российского Дальнего Востока. Анализируется наиболее обобщенный ее уровень - экономические районы, обосновывается вариант нового экономического районирования данной территории.
Ключевые слова: регион, экономические центры, экономические районы, территориальные структуры хозяйства, виды экономической деятельности, долгосрочное развитие.
Territorial structures of economy and economic regions in the long-term development of the Russian Far
East. P.Ya.BAKLANOV, A.VMOSHKOV, M.T.ROMANOV (Pacific Institute of Geography, FEB RAS, Vladivostok).
Formation features of the territorial structure of economy of the Russian Far East are considered. The most generalized level of territorial structures of economy - economic regions is analyzed and the variant of new economic zoning of the territory of the Russian Far East is grounded.
Key words: the region, economic centers, economic regions, territorial structures of economy, kinds of economic activity, long-term development.
Для целей научных исследований, планирования и управления все хозяйство страны или региона принято разделять на группировки. Если между их компонентами задаются или устанавливаются определенные отношения, то эти группировки рассматриваются как структуры. Например, если в регионе выделены виды деятельности и установлены их соотношения по числу занятых или объемам производства продукции и услуг, то такое сочетание рассматривается в качестве отраслевой структуры.
Проблемой обычно является выделение более мелких частей как компонентов структуры и установление типов связей между ними. Чаще всего в качестве таких компонентов выделяют виды деятельности, однородные по ресурсам, технологии и готовой продукции или услугам. В зависимости от уровня генерализации степень однородности снижается вплоть до самых общих признаков технологии и готовой продукции. На этих принципах построено выделение структур в той или иной мере однородных видов деятельности (отраслевых структур) для страны в целом, отдельных районов и городских поселений.
В рамках регионального анализа и территориального планирования необходимо выделять территориальные части хозяйства с определенными связями и отношениями, т.е. территориальные структуры. Чаще всего это соотношение однородных видов деятельности в двух районах и более. При этом всегда возникает вопрос, насколько строго привязаны к территории однородные виды деятельности, какие составляющие можно выбрать в виде первичных элементов хозяйства. По нашему мнению, в качестве таковых могут быть
БАКЛАНОВ Петр Яковлевич - академик, доктор географических наук, директор, МОШКОВ Анатолий Владимирович - доктор географических наук, ведущий научный сотрудник, *РОМАНОВ Матвей Тихонович - доктор географических наук, заведующий лабораторией (Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Владивосток).
*Е-таі1: [email protected]
выбраны территориально компактные предприятия или их части, выпускающие однородную продукцию или оказывающие однотипные услуги. Основанием для подобного выделения служит определенная организационно-экономическая целостность таких предприятий, дополненная их территориальной компактностью.
Если на предприятии производится несколько видов однородной продукции, его необходимо рассматривать как сложный элемент структуры, состоящий из нескольких простых.
Характер размещения предприятий, их связь с территорией через производственные площадки и зоны ресурсно-экологического влияния - первый признак, по которому выделяется территориальная структура хозяйства. Вторым признаком служат связи предприятий между собой в сферах ресурсов (в широком смысле) и реализации готовой продукции и услуг. На основе подобных связей вычленяют рыночные структуры и зоны - ресурсные и потребительские, которые являются достаточно изменчивыми, динамичными в структурно-территориальном выражении.
Территориальные структуры хозяйства (ТСХ), формируемые отдельными предприятиями или компаниями, являются наиболее конкретными пространственно-временными образованиями. Все их элементы и связи имеют строго определенное пространственное и временное измерение.
ТСХ рассматриваются нами как двухуровневые, двухслойные образования [2]. Первый уровень образуют узлы (предприятия, компании, промышленные центры, а также линейные элементы - потоки ресурсов и готовой продукции) как точки отсчета в процессе формирования структуры. Второй уровень - территориальные зоны влияния узлов: места их размещения, социально-инфраструктурные, ресурсно-экологические и рыночные зоны, в пределах которых формируются ресурсные и потребительские структуры.
В рамках данного подхода выделяются первичные территориальные структуры, образуемые отдельными территориально компактными предприятиями со всеми их связями и сопряжениями, и обобщенные, генерализованные структуры, выделенные для отдельных экономических центров (промышленных узлов) и экономических районов разного ранга [1, 2].
Основными свойствами ТСХ являются:
динамичность как пространственно-временная изменчивость отдельных звеньев территориальных структур за тот или иной период;
устойчивость - способность территориальных структур и их звеньев сохранять свои пространственно-временные характеристики в течение определенного времени;
инерционность - то же, без дополнительных инвестиций;
пространственные совмещения и пересечения ТСХ в виде звеньев, общих для двух или более территориальных структур;
рассредоточенность и замкнутость - особенность размещения звеньев территориальных структур в пределах определенного района.
Фундаментальными свойствами ТСХ любого уровня являются динамичность и инерционность.
При планировании долгосрочного развития любого региона, в данном случае российского Дальнего Востока, важно выделить основные тенденции изменений не только в отраслевой структуре, но и в ТСХ региона. Это можно сделать на основе оценки свойств инерционности и динамичности ТСХ на различных уровнях обобщения - общерегиональном, уровне субъектов РФ в пределах Дальнего Востока, экономических центров, городов и первичных территориальных структур, формируемых отдельными предприятиями (рис. 1). В качестве последних следует выбирать основные предприятия специализации экономических центров - на этой основе можно более строго оценить трансформации ТСХ в долгосрочной перспективе и построить прогнозные экономические карты на отдельные районы.
Рис. 1. Структурные уровни анализа инерционности и динамики экономического развития в регионе
Нами сделаны обобщающие оценки основных видов деятельности, существовавших на Дальнем Востоке СССР (в рамках Дальневосточного экономического района) в 1970-е годы, а также современных ее видов; с учетом тенденций, заложенных в Стратегии социальноэкономического развития Дальневосточного и Байкальского регионов до 2025 г., и прогнозных оценок приоритетных направлений [3-7, 10 и др.] сделаны соответствующие оценки развития экономической деятельности на Дальнем Востоке (см. таблицу).
Сопоставление ретроспективных, современных и перспективных видов деятельности представлено на рис. 2. По этим материалам также можно получить оценку инерционности и динамики соответствующих территориальных структур хозяйства.
Сочетания первичных элементов территориальной структуры хозяйства - отдельных предприятий - образуют экономические центры. На эффективность работы отдельных предприятий и их сочетаний в центрах оказывают воздействие следующие факторы: спрос; изменение номенклатуры продукции; изменение цен на сырье, материалы, энергию и собственную продукцию; конкуренция. В качестве важнейшего условия для стимулирования спроса можно рассматривать территориальную общность элементов структуры (предприятий), существующую в экономических центрах. Она позволяет получать дополнительный экономический эффект за счет: а) значительной устойчивости взаимных связей и ритмичности производственных процессов; б) сокращения транспортных затрат; в) рационального использования общих объектов инфраструктуры и всех видов местных
Потенциально возможное развитие основных направлений экономической деятельности на Дальнем Востоке России (2025-2030 гг.)
Направление Республика Саха (Якутия) Амурская обл. Еврейская АО Хабаровский край Приморский край Магаданская обл. Сахалинская обл. Камчатский край Чукотский АО
Морехозяйственный комплекс (включая добычу и обработку рыбы, морепродуктов, марикультуру, судостроение и судоремонт) ++ +++ + +++ +++ +
Нефтегазовый комплекс (включая добычу, транспортировку и переработку газа и нефти) ++ + - ++ ++ + +++ + +
Лесной комплекс (включая лесовозобновление, глубокую переработку низкосортной древесины) ++ +++ + +++ ++ + + + -
Горно-добывающий комплекс (включая добычу угля, полиметаллов, драгоценных металлов, черных металлов, их обогащение и производство полуфабрикатов и готовых металлов) +++ +++ +++ +++ +++ +++ + + +
Энергетика (в том числе ГЭС, АЭС) + + - + + + + + +
Морской транспорт ++ - - +++ +++ ++ ++ ++ +
Океаническое машиностроение (в том числе приборы и оборудование для освоения ресурсов океана, мониторинга объектов морской инфраструктуры) ++ + +++ +++ +
Научно-образовательные центры + + + ++ +++ + + + +
Туризм ++ ++ + ++ ++ + + +++ +
Примечание. +++ - значительное, ++ - существенное развитие, + - наличие, прочерк - отсутствие вида деятельности.
ресурсов; г) создания оптимальных условий для сочетания отраслевого и территориального управления [11].
Для эффективной работы экономических центров российского Дальнего Востока особенно большое значение имеет транспорт. Например, выгодное местоположение добывающего предприятия по отношению к транспортным путям и магистральным ЛЭП обеспечивает ему дополнительный доход за счет снижения издержек производства и повышения для его продукции доступности к рынкам сбыта.
Сравнительно высокая инфраструктурная обустроенность, отмечаемая в южных регионах российского Дальнего Востока, выступает дополнительным стимулом для привлечения капиталовложений на предприятия экономических центров.
Функциональная структура практически любого экономического центра состоит из элементов производства, которые можно объединить в блоки: специализированные предприятия; обслуживающие потребности производства; обслуживающие потребности населения. Подобное закрепление за производствами определенных функциональных задач осуществляется в первую очередь в соответствии с местом элемента экономического центра в системе территориального разделения труда.
Неравномерность развития элементов, объединенных в функциональные блоки, обусловливает лидирующее или отстающее положение отдельного предприятия в структуре экономического центра. Преодоление складывающихся диспропорций в соотношении между блоками структуры экономического центра выступает одной из движущих сил его развития. При этом разнообразие отраслевой принадлежности предприятий и неравномерность их развития обеспечивают устойчивость существованию экономического центра.
На российском Дальнем Востоке по объему промышленной продукции и численности занятого промышленного персонала выделяются крупнейшие, крупные, средние, малые и мелкие экономические центры.
Рис. 2. Основные направления экономического развития российского Дальнего Востока. Виды экономической деятельности: 1 - добыча топливных ресурсов (нефть, газ, уголь); 2 - электроэнергетика; 3 - горно-добывающий комплекс (руды цветных и черных металлов); 4 - машиностроение (океаническое); 5 - лесной комплекс; 6 - рыбный комплекс; 7 - сельское хозяйство; 8 - морской транспорт; 9 - рекреация (туризм); 10 - научно-образовательная. Уровень развития экономической деятельности: А - отсутствует, Б - присутствует, В - существенное, Г - значительное. I - 1970-е годы, II - начало 2000-х, III - 2030-е годы
Крупные экономические центры сформировались в городах с численностью населения более 100 тыс. чел. Здесь имеются благоприятные условия для адаптации к рынку, достаточно широкий рынок сбыта продукции, что особенно важно для эффективной работы предприятий пищевой, легкой промышленности, строительных материалов, топливноэнергетического комплекса, деревообрабатывающих предприятий.
Структура средних экономических центров, формирующихся в городах с населением 100-50 тыс. чел., представлена несколькими отраслями промышленности. В «новых» районах страны это в основном добывающие производства, которые относятся к отраслям специализации экономических центров: 1) лесная и деревообрабатывающая промышленность (заготовка и первичная переработка древесины); 2) цветная металлургия; 3) рыбная и пищевая промышленность, производство строительных материалов.
В малых экономических центрах, формирующихся в городах с численностью населения менее 50 тыс. чел. и поселках городского типа, структуру составляют специализированные, также преимущественно добывающие производства. Обрабатывающие производства представлены в основном предприятиями пищевой промышленности, отраслями машиностроения (в том числе оборонные предприятия), деревообработкой, добычей руд цветных металлов, промышленностью строительных материалов.
Следует отметить, что крупные экономические центры за счет высокой диверсификации отраслевой структуры находятся в более благоприятном положении, чем средние и малые, по производительности труда, финансовому результату и рентабельности.
Особенности развития экономических центров российского Дальнего Востока во многом связаны с факторами и предпосылками хозяйственного развития, обусловливающими их специализацию.
Малые экономические центры здесь представлены в основном добывающими производствами (добыча руд цветных и драгоценных металлов; добыча минерального топлива, строительных материалов; заготовка леса; лов рыбы и добыча морепродуктов и прочие виды экономической деятельности).
Крупные и средние экономические центры изначально формировались как обрабатывающие (машиностроение, производство и ремонт машин и оборудования, обработка древесины, производство одежды и обуви, производство пищевых продуктов) - обслуживание производства и населения.
Эволюция экономических центров (от малого к среднему и крупному) на Дальнем Востоке происходит путем усложнения их структуры, повышения ее диверсификации. К важнейшим факторам развития производства следует отнести выгодное экономико-географическое положение экономического центра, достигнутый производственный и демографический потенциал, стабильный спрос на мировых рынках на сырьевые материалы, полученные из местных природных ресурсов.
При этом добывающие предприятия в крупных и средних экономических центрах в процессе развития обычно теряют свое структурообразующее значение, что в итоге приводит к полному свертыванию производств (например, закрытие угледобывающих предприятий в городах Артем и Партизанск) и замене их обрабатывающими или предприятиями сферы услуг.
Высокие производственные и транспортные издержки существенно ограничивают возможности развития производства и в малых экономических центрах. Особенно серьезно действие этих факторов отразилось на структуре добывающих экономических центров Чукотского АО, Республики Саха (Якутия), Еврейской АО, Хабаровского и Приморского краев, где из-за высоких издержек и низкого спроса закрылись предприятия по добыче оловянных руд. Экономические центры в процессе формирования структуры, производственных связей по линии поставки ресурсов и сбыта продукции проходят несколько этапов территориального развития. Все это проявляется в первичных территориально-хозяйственных системах, выделяемых для отдельных предприятий.
Современный этап хозяйственного освоения российского Дальнего Востока характеризуется как индустриально-добывающий с развитием производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, обслуживающих добывающие отрасли специализации и транспортно-логистические функции.
В структуре экономических центров на данном этапе сохраняют свое значение добывающие виды экономической деятельности с углубленным комплексным (в зависимости от спроса потребителей) использованием местных и транзитных природных ресурсов, которые можно сгруппировать в следующие кластеры: 1) горно-металлургический на базе железорудных месторождений и металлургических производств (ЕАО, Амурская область и Хабаровский край); 2) нефтегазохимические на основе переработки местной нефти и природного газа (Сахалинская область) и транзитной нефти и газа (Хабаровский и Приморский края); 3) металлургические на базе месторождений руд цветных металлов в Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Камчатском крае, Чукотском АО; 4) топливно-энергетические на базе месторождений угля (Республика Саха (Якутия)) и гидроэнергоресурсов (Амурская область); 5) рыбохозяйственные (Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Магаданская область); 6) лесохозяйственные (Амурская область, Приморский и Хабаровский края) и др.
Дальнейшее развитие обрабатывающих производств, вероятнее всего, будет происходить по направлениям, обеспечивающим добывающие производства и базовые отрасли экономики (в том числе транспортно-логистические) необходимым оборудованием: 1) судостроительному (Приморский, Хабаровский и Камчатский края, Магаданская и Амурская области); 2) авиационному (Хабаровский и Приморский края); 3) космическому (Амурская область); 4) автомобильному (Приморский край); 5) электротехническому (Приморский край, ЕАО) и др.
Нами составлена карта-схема, отражающая современную специализацию экономических центров Дальнего Востока России и основные тенденции возможных ее изменений (рис. 3). Использована экономическая карта Дальневосточного федерального округа [12], а также расчеты и оценки авторов.
В перспективе в функциональной структуре экономических центров российского Дальнего Востока, вероятнее всего, сохранят свое приоритетное значение добывающие виды экономической деятельности с дальнейшим углубленным комплексным использованием местных и транзитных природных ресурсов, ориентированные в основном на спрос зарубежных потребителей.
Развитие специализированных обрабатывающих производств в экономических центрах, скорее всего, будет происходить по следующим направлениям: судостроительное и судоремонтное, авиационное, автомобилестроительное, электротехническое. В число обслуживающих производств войдут небольшие предприятия по производству энергии, строительных материалов, одежды и обуви, продуктов питания.
Высший, наиболее обобщенный уровень территориальных структур хозяйства задают экономические районы и соответствующее экономическое районирование.
Главный принцип, закладываемый в основу экономического районирования, - это достижение целостности экономического района. В этом случае основой последнего становится территориальная хозяйственная система, в которой можно выделить звенья, представляющие специализацию района и обслуживающие его структуры.
При разработке долгосрочных стратегий регионального экономического развития определяются и оцениваются приоритетные направления для отдельных экономических центров и территорий. В экономическом районировании подобные приоритеты также рассматриваются как виды перспективной специализации экономических районов.
Экономическое районирование как разделение территории в соответствии с ее географическими свойствами уже само по себе является составляющей территориальной организации хозяйства - оно определяет общие контуры географического разделения труда и специализации, основные черты межрайонных связей выделяемых экономических районов. Оно может стать весьма эффективным инструментом развития территориальных структур хозяйства и населения, основой упорядочения административно-территориального устройства.
Рагчср экономическою иешра:
О - крупный (болсс 100 тыс. чсл.) - срслннн (100 - 50 тыс. чел.) О ~ малый (мснсс 50 тыс. чел.)
ВЛАДИВОСТОК - города, Тсрнсй - поселки, села ХАБАРОВСК административный центр субъекта РФ
Рис. 3. Приоритетные направления развития экономических центров Дальнего Востока России. 1 - топливноэнергетическое; 2 - металлургическое; 3 - нефтегазо-химическое; 4 - машиностроительное; 5 - лесопромышленное; 6 - рыбопромышленное; 7 - биотехнологическое; 8 - агропромышленное; 9 - транспортно-логистическое; 10 - туристско-рекреационное
Особенно эффективным этот инструмент может стать в случае, если экономическое районирование проводится «в связке» с формированием сети магистральных (поли-магистральных) железных и автомобильных дорог, нефте- и газопроводов, энергосетей. Поэтому в слабоосвоенном регионе, каковым является Дальний Восток, концепция
Рис. 4. Вариант экономического районировании и развития сети магистральных дорог на российском Дальнем Востоке (с учетом транспортных сетей сопредельных стран).
взаимосвязанного формирования укрупненной сетки экономических районов и магистральной (полимагистральной) сети дорог должна быть положена в основу территориального устройства на всех уровнях, в том числе на низовом.
Выделение экономических районов следует рассматривать также как основу формирования сетки административно-территориальных единиц (АТЕ) соответствующего уровня. В рыночных условиях экономическое районирование, если оно не лежит в основе административно-территориального деления и в силу этого не является объектом территориального управления, может стать невостребованным, и, наоборот, идентичность границ экономических и административно-территориальных районов делает такую схему членения территории более функциональной и эффективной.
Формулируя новые подходы к экономическому районированию российского Дальнего Востока в изменившихся политико-экономических условиях в стране, исходим из того, что сетка районов должна обеспечивать приближение их к финансовой, ресурсной, структурной самодостаточности в целях устойчивого функционирования и повышения уровня жизни населения. Она должна быть унифицированной и обеспечивать интегральную «равновесность» формируемых в пределах того или иного района субъектов по основным характеристикам: размерам занимаемой территории, экономическому и демографическому потенциалам.
Нами выполнено новое многоуровневое (трехуровневое - в пределах страны, двухуровневое - в пределах Дальнего Востока) экономическое районирование (рис. 4) [8, 9].
Для приокеанического Дальневосточного макрорегиона весьма важен принцип обеспечения всем экономическим районам (и субъектам) выхода к морю, что может стать для них дополнительным конкурентным преимуществом перед прочими территориями. В результате корректировки сетки экономических районов мезоуровня по предложенной нами схеме все дальневосточные субъекты станут приморскими. При этом Приморский, Хабаровский, Амурский, Сахалино-Курильский, Охотоморский (Магаданский), Камчатско-Берингийский экономические районы будут иметь достаточно широкие выходы к морям Тихого океана (680-4250 км), Якутский - к морям Северного Ледовитого. Это станет одним из важнейших факторов развития их территориально-хозяйственных структур.
В связи с этим формируемая «в связке» с экономическими районами сеть магистральных дорог и других коммуникаций должна обеспечивать на Дальнем Востоке более активный выход России к морю (на восток), сопредельным странам (на юг) и ресурсам (преимущественно на север).
Наряду с формированием структуры экономических районов и развитием сети магистральных дорог необходимо развивать опорную сеть экономических центров, которую наряду с существующими городами должны образовывать населенные пункты на пересечениях транспортных артерий и в «контактных» зонах. Они должны стать «каркасом» всей территориально-хозяйственной системы региона.
При разработке долгосрочной стратегии развития ТХС Дальневосточного региона крайне важным представляется учитывать его географические и геополитические особенности. Российский Дальний Восток - макрорегион с весьма значительным ресурсным потенциалом, выходящий протяженной береговой линией к побережьям морей Тихого и Северного Ледовитого океанов, с обширной морской экономической зоной и арктическим шельфом. Здесь Россия имеет возможность непосредственных контактов с крупнейшими странами мира.
Высокая дифференцированность рассматриваемого географического пространства по уровню освоенности обусловливает то, что процесс развития здесь, в отличие от ста-роосвоенных регионов страны, может включать в себя как модернизацию сложившихся территориально-хозяйственных структур, так и формирование новых в неосвоенных или слабоосвоенных районах.
1. Бакланов П.Я. Пространственные системы производства (микроструктурный уровень анализа и управления). М.: Наука, 1986. 150 с.
2. Бакланов П.Я. Территориальные структуры хозяйства в региональном управлении. М.: Наука, 2007. 239 с.
3. Бакланов П.Я., Романов М.Т. Экономико-географическое и геополитическое положение Тихоокеанской России. Владивосток: Дальнаука, 2009. 168 с.
4. Леонов С.Н., Корсунский Б.Л., Барабаш Е.С. Региональная экономика и управление: экономика Дальнего Востока. Владивосток: Дальнаука, 2007. 176 с.
5. Меламед И.И. Стратегия развития Дальнего Востока России. М.: Совр. экономика и право, 2008. 464 с.
6. Минакир П.А. Экономика регионов. Дальний Восток / отв. ред. А.Г.Гранберг / ИЭИ ДВО РАН. М.: Экономика, 2006. 848 с.
7. Мошков А.В. Промышленные узлы Дальнего Востока. Владивосток: Дальнаука, 2005. 192 с.
8. Романов М.Т. Проблемы экономического районирования и административно-территориального устройства России в новых условиях // Изв. РАН. Сер. геогр. 2006. № 3. С. 57-66.
9. Романов М.Т. Территориальная организация хозяйства слабоосвоенных регионов России. Владивосток: Дальнаука, 2009. 318 с.
10. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 февр. 2009 г. № 2094-р. М., 2009.
11. Хрущев А.Т. География промышленности СССР. М.: Высш. шк., 1990. 223 с.
12. Экономическая карта Дальневосточного федерального округа. М 1:8 000 000 / Д.С.Вишневский, Г.И.Сухомиров, А.В.Харченко и др. / под ред. П.А.Минакира. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2010.
Новые книги
Амурский тигр в Ceверо-Восточной Азии: проблемы сохранения в XXI веке: Меж-дунар. науч.-практ. конф., 15-18 марта 2010 г.
ТОе Amur Tiger in Northeast Asia: Planning for the 21st Century: Proceedings of International Conference, 15-18 March, 2010, Vladivostok.
Владивосток: Дальнаука, 2010. - 396 с. + вклейка 12 с. - ISBN 978-5-8044-1122-1.
Биолого-почвенный институт ДВО РАН
690022, Владивосток, просп. 100-летия Владивостока, 159
Fax: (4232) 31-01-93. E-mail: [email protected]
Представлены основные доклады, сделанные участниками научно-практической конференции «Амурский тигр в Северо-Восточной Азии: проблемы сохранения в XXI веке», состоявшейся 15-18 марта 2010 г. во Владивостоке. Освоение Дальнего Востока подрывает ресурсную базу амурского тигра с такой скоростью, что только немедленное и эффективное вмешательство может предотвратить катастрофу.
Книга адресована специалистам в охране, разведении, исследовании экологии крупных хищников, а также определяющим политику органам и лицам и утверждает, что необходимость принятия срочных мер неотложна.
ТЪе book contains the basic reports made Ьу participants of the international conference «Ашиг tiger in Northeast Asia: problems of conservation in 21th century», held оп March 15—18th, 2010 in Vladivostok. Development of the Russian Far East undermines the resource base of the Amur tiger with such speed that only immediate and effective interference in this situation саn prevent disaster.
ТЪе book is addressed to experts in conservation, breeding, ecology of large predators, as well as to authorities and to persons defining а policy. It approves that taking prompt actions is urgent.