Международные отношения
УДК 433
Б. Видмарович
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ В ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ
Система международных отношений в течение последних двух десятилетий претерпевает значительные перемены, связанные с распадом биполярного мира и формированием новых государств, глобализацией экономических процессов и политической жизни, а также попытками им противостоять, с появлением новых очагов международной напряженности и новыми угрозами мировой безопасности. Начало XXI века было отмечено сдвигами, создающими серьезную угрозу безопасности как на региональных, так и на мировом уровне. Поэтому в решении любых политических и экономических проблем, среди которых в ряд наиболее актуальных выдвигается борьба за энергоресурсы, отношения партнерства и сотрудничества приобретают особую значимость.
Стабильность обстановки в Восточной Азии в период формирования многополярного мира очень важна для мира в целом. Этот регион характеризуется ярко выраженной неравномерностью экономического развития расположенных в нем государств, различием их политических целей и приоритетов, наличием идеологического разделения. Кроме того, в данном регионе, не обладающем собственной системой безопасности наподобие европейской, имеется ряд тлеющих и потенциальных очагов напряженности с проблемами, в решении которых сталкиваются интересы ряда стран.
Совершенно очевидно, что в таком контексте состояние и тенденции дальнейшего развития двусторонних отношений крупнейших государств региона — Китая и Японии — существенно влияют на степень безопасности региона и мира в целом.
Однако китайско-японские отношения на протяжении нескольких десятилетий отягощены рядом болезненных проблем. Важнейшей среди них является проблема территориальной принадлежности архипелага Дяоюйдао (Сэнка-ку) в Восточно-Китайском море. Вопрос этот имеет большое значение, поскольку связан с проблемой энергоресурсов, т. е. энергетической безопасностью двух стран на долгосрочную перспективу.
Речь идет о небольших ненаселенных островах, расположенных в 460 км к юго-западу от японского острова Окинава и 40 км к северо-востоку от Тайваня. По окончании Второй мировой войны эти острова в составе архипелага Рюкю вначале находились под контролем США, которые использовали их в качестве военного полигона. После достижения между Японией и США договоренности о возврате островов Окинава Японии1 и подписания соглашения о восстановлении административных прав на острова Рюкю, включая и острова Сэнкаку, в мае 1972 года состоялась официальная церемония передачи островов Рюкю под японский суверенитет.
Серьезное противостояние в вопросе о принадлежности островов началось 70-х годах XX века, после опубликования в 1968 году Экономической комиссией ООН по Азии и Дальнему Востоку заключения о возможном наличии в шельфе Восточно-Китайского моря вблизи островов Сэнкаку богатейших нефтяных запасов.
'Договор «Okinawa Reversion Agreement», подписанный в 1971 году. См. [1].
Тайвань первым предъявил Японии территориальные претензии на Сэнкаку и уже в 1969 году заявил, что месторождение находится в его территориальных водах. Официальное заявление МИД КНР о претензиях на острова Сэнкаку последовало в декабре 1971 года. Это стало началом территориальных разногласий между Японией, КНР и Тайванем. Требования о возврате островов Сэнкаку Китай сформулировал в шести основных пунктах: «(1) Китай утверждает, что право на обладание было получено на основании принципа первооткрывания — освоения еще в 1372 г.;
(2) существовало мирное и длительное суверенное право обладания территориями островов, насчитывающее более пятисот лет (1372—1895);
(3) Япония ранее признала и уступила проблемные острова под суверенитет КНР; (4) острова Даоюйдао не были terra nullius2 в 1895 г.; (5) острова были переданы Японии на основании Симоносэкского договора в 1895 г.; и (6) острова должны быть возвращены Китаю согласно условиям Договоров военного периода и китайско-японского мирного договора 1952 г.» [2, с. 19] (точнее говоря — тайваньско-японского). При этом необходимо подчеркнуть, что официально МИД КНР, разумеется, не мог ссылаться на этот последний договор, однако позиция КНР не могла не совпадать в этом вопросе с мнением Китайской Республики в отношении незаконного владения архипелагом японской стороной (в статье 2 этого Договора говорится, что Япония отказывается от Тайваня, Пескадорских островов, Спратли и Парасельских островов). По Симо-носэкскому мирному договору, завершившему японо-китайскую войну 1894—1895 годов, Япония получала о. Тайвань с прилегающими к нему островами, Пескадорские острова и Ляодунский полуостров. Однако договор между Китайской Республикой и Японией говорит о прекращении действия всех договоров, существовавших между Китаем и Японией ранее, следовательно и Симоносэкского договора. Также согласно статье 2 Сан-Францисского мирного договора с Японией, хотя в его тексте острова Сэнкаку не значатся, китайское правительство, тем не менее, мотивируя
2Terra nullius - латинское выражение, пришедшее из римского права, переводится как «ничья земля». Термин используется в международном праве в случае, если территория не находится под суверенитетом какого-либо государства или если государство отказалось от прав на данную территорию.
свои территориальные претензии, настаивает на том, что архипелаг Сэнкаку входит в «острова, прилегающие к Тайваню», а следовательно, должен быть возвращен Китаю.
Япония заявляла, что китайские претензии на Сэнкаку со ссылкой на исторические хроники, по которым Сэнкаку — провинция Тайваня, являются необоснованными; к тому же во время присоединения островов к Японии со стороны Китая не поступало никакого опротестования подобного решения [3]. Со своей стороны Япония в отчете, опубликованном в МИД 8 марта 1972 года, защищала свое право владения островами тем, что «(1) спорные острова были terra nullius в течение 1885—1995 гг.; (2) на основании Решения Кабинета министров от 14 января 1895 года Япония включила острова Сэнкаку в японскую территорию; (3) острова Сэнкаку не были включены в статью 2 Договора Симоносеки 1895 г.; (4) острова Сэнкаку не были частью территории, которую Япония уступила на основании Сан-Францисского мирного договора; (5) существовала законная передача права собственности на основании Окинавского Соглашения 1971 г.; и (6) существовало молчаливое согласие Китая в течение 1952-1970 гг.» [2, с. 18].
Тем не менее Китай серьезно возражал по нескольким причинам. Прежде всего потому, что Япония отторгла Сэнкаку в разгар войны между Китаем и Японией, и Китай, естественно, не мог предъявить никаких претензий3 [4, с. 60-61]. С другой стороны, по окончании войны тайваньские власти также не выдвигали своих претензий на острова Рюкю и соответственно на Сэнкаку, поскольку США поддерживали режим Чан Кайши. КНР выступила против возвращения островов Сэнкаку Японии вместе с Окинавой, но инцидентов по этому вопросу не возникало4.
3О решении Кабинета министров Японии в 1895 году объявить Сэнкаку японской территорией ничего не было известно до его публикации в 1950 году в 18-м томе «Документов внешней политики Японии».
4Если не считать демонстрации 12 апреля 1978 года, устроенной китайскими судами в территориальных во-
дах Японии с лозунгами о принадлежности Сэнкаку Китаю. КНР тогда заявила, что речь идет о «случай-
ности», к которой правительство не имеет отношения. Возможно, однако, что из-за акции протеста Япония не осмелилась вести разведку нефти в шельфе архипелага. См. [5, с. 172].
Стороны сочли неуместным включение вопроса о территориальной принадлежности архипелага в Договор о мире и дружбе 1978 года5. Во всяком случае, стороны проявили большую сдержанность в этом вопросе и нежелание обострять ситуацию. Об этом говорит и тот факт, что Дэн Сяопин в том же 1978 году во время визита в Токио заявил, что Япония может владеть островами в течение 20—30 лет6.
После подписания китайско-японского Договора о мире и дружбе наметились тенденции к улучшению отношений между Японией и КНР. В 1980-е годы не произошло ни одного серьезного инцидента, связанного с проблемой архипелага Сэнкаку. Другими словами, и по этому спорному вопросу, так же как и по Тайваню, в 1980-е годы значительных конфликтов не возникало. Следует подчеркнуть позицию китайской стороны, согласно которой при невозможности скорого решения вопросов, оставленных в наследство историей, необходимо искать пути для их постепенного разрешения.
Вместе с тем, несмотря на то что рассмотрение вопроса о принадлежности островов Сэнкаку было отложено на неопределенное время, китайская сторона не отказалась от своих территориальных претензий. Обострение конфликта произошло в середине 1990-х годов, когда, приняв в 1996 году Конвенцию ООН по морскому праву, и Китай, и Япония включили архипелаг Сэнкаку в свои морские экономические зоны. Введение же Японией в 1996 году 200-мильной особой экономической зоны вокруг страны дополнительно утверждало ее права на острова Дяоюйдао (Сэнкаку), что, естественно, вызвало возражения и протесты с китайской стороны. О серьезности ситуации свидетельствовало решение Китая сформировать особую оперативную военную группировку для направления ее в случае необходимости в спорный регион. Интересно, что далее этого обострение взаимоотношений не пошло: Китай проявил достаточную сдержанность в этом вопросе. С другой стороны, по наблюдению аналитиков, у Китая в любом случае достаточно
сильная позиция по отношению к этой проблеме: на вооруженный конфликт из-за островов Япония не решится, «США — тем более: они не занимают определенной позиции по вопросу принадлежности островов, и поэтому их вооруженные силы за них воевать не будут» [7, с. 73].
В течение 2003—2005 годов в контексте нового ухудшения китайско-японских отношений ситуация вокруг архипелага Дяоюйдао повторно обострилась. События только что истекшего десятилетия показали, что возрастание проблемы обеспечения энергетической безопасности Китая и Японии способствовало повышению внимания к архипелагу. Результатом же принципиальности и неуступчивости сторон в вопросах принадлежности спорных территорий стали периодические обострения в данном вопросе7.
Начало первого десятилетия XXI века было отмечено рядом конкретных действий, предпринятых Китаем в плане закрепления за собой права на обладание этими островами, и «неправомерных» и «необоснованных», с точки зрения китайской стороны, ответных мер Японии с целью оспорить это право.8 Одной из наиболее решительных акций, призванных продемонстрировать принадлежность островов Китаю, стала высадка в марте 2004 года на Сэн-каку группы китайских активистов из Общественной федерации обороны Дяоюйдао, которым удалось обойти катера японской береговой охраны. На борту корабля они развернули плакат «Мы находимся в территориальных водах Китая», а на острове Уоцуридзима, входящем в состав архипелага Сэнкаку, установили государственный флаг КНР. Позже арестованные
5Следует отметить, что за два года до подписания Договора, в 1976 году, умер Мао Цзэдун, поэтому вопрос оказался замороженным.
ташкЫ Shimbun 14.10.1978. См. также [6].
7Интерес к архипелагу возник в связи с обнаружением на его территории залежей энергоносителей, а в 1999 году здесь были обнаружены значительные запасы природного газа, оцениваемые приблизительно в 200 млрд кубометров.
8В 1996 году Япония включила острова в эксклюзивную экономическую зону, после чего японской стороной на одном из островов был воздвигнут маяк. Позднее, в ответ на неоднократные попытки китайских «активистов» прорваться на судах к островам, Токио развернул военные учения внутри провозглашенной эксклюзивной экономической зоны.
японскими пограничниками активисты были депортированы на родину. Несмотря на то что действия граждан, очевидно, не были официально санкционированы китайским правительством, КНР достаточно резко отреагировала на действия японских властей: Пекин выразил протест по факту незаконного ареста китайских граждан, в котором он усмотрел серьезное попрание китайского суверенитета и нарушение прав человека.
С середины 2004 года Китай начал разведку месторождений природного газа всего в нескольких милях к западу от границы «исключительной морской экономической зоны» Японии на установленной еще в 2003 году вблизи островов Сэнкаку морской платформе, а позднее развернул добычу газа, установив пять платформ. Желая предотвратить возможную добычу Китаем газа с японской территории через пробуренные скважины, правительство Японии в апреле 2005 года приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага. В частности, оно предоставило компании «Тэйкоку сэкию» лицензии на пробные бурения и последующую разработку нефтегазовых месторождений в Восточно-Китайском море, после чего последовало проведение геологоразведочных работ у восточного края зоны. Это также вызвало резкую реакцию китайских властей: МИД КНР, как и следовало ожидать, заявил Японии официальный протест. Такое решение было охарактеризовано как «откровенная провокация и нарушение интересов и суверенитета КНР»: японской стороне еще раз дали понять, что японские фирмы не могут проводить работы на территории, которую КНР считает своей. Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе. Одновременно китайская сторона оценила свои действия как правомочные, заявив, что Китай имеет «суверенное право» добывать газ в «водах, близких к побережью КНР» и не являющихся «предметом спора с Японией».
Насколько решительно был настроен Китай в вопросе отстаивания своих территориальных прав, свидетельствует демонстрация силы в
2005 году, предпринятая китайским военно-морским флотом в районе разработок газовых месторождений в Восточно-Китайском море. В этот район было направлено пять боевых кораблей. Патрульный самолет военно-морских сил самообороны Японии Р-3С обнаружил пять китайских судов в 290 км к северо-западу от острова Кумэ, входящего в состав японского архипелага Окинава. По сообщениям японской стороны, группа судов включала в себя ракетный эсминец класса «Современный» водоизмещением 7940 т, два ракетных фрегата класса «Цзянгу I» водоизмещением 1702 т, военное судно водоизмещением 23 тыс. т и корабль слежения за ракетными пусками водоизмещением 6 тыс. т. Это стало первым случаем появления в районе нефтегазовых месторождений китайских боевых кораблей: КНР, таким образом, открыто продемонстрировала Японии серьезность своих намерений, не ограничиваясь более лишь резкими заявлениями, но подкрепив их действенными и угрожающими аргументами.
Необходимо отметить, что решение вопроса по согласованию части морской границы в спорном районе исключительно путем компромиссов в то время из-за ухудшения отношений казалось трудновыполнимой задачей. Это подтверждает факт разработки Японией в том же 2005 году Плана обороны островов Сэнкаку на случай возникновения военного конфликта. Ранее Япония неоднократно заявляла о возможности эскалации напряженности в отношениях с КНР в связи с началом разработок китайской нефтегазодобывающей компанией газовых месторождений в Восточно-Китайском море. Руководство Японии посчитало необходимым ввести в данный район военные корабли Управления береговой охраны страны, а также усилить военно-морскую группировку береговой охраны на своих южных границах. Таким образом, по сообщениям СМИ, Восточно-Китайское море было покрыто сторожевыми катерами китайских ВМС и японской береговой охраны. Более того, периодически возникали ситуации их прямого противостояния. Средства массовой информации также утверждали, что Управлению национальной обороны Японии спецслужбами США или Тайваня были переданы секретные сведения о нахождении в спорном
районе китайских подводных лодок. Однако после облета в сентябре 2005 года патрульными самолетами ВМС самообороны Японии спорной территории подобная информация не получила своего подтверждения.
Большую активность в вопросе о защите прав Японии в Восточно-Китайском море проявила бывшая у власти Либерально-демократическая партия, обладавшая возможностью обеспечения принятия необходимых законопроектов. Такие факты, как проект строительства современной вертолетной площадки на острове Уоцуридзима, усиление патрулирования района сторожевыми кораблями с целью демонстрации принадлежности этих островов Японии, имевшая место в 2005 году попытка национализации Японией маяка, построенного частным лицом на Дяо-юйдао, были расценены китайской стороной как проявление японского милитаризма. КНР поставила их в один ряд с другими аналогичными инцидентами, которые, по ее мнению инициировали японские правые силы при скрытой поддержке официальных властей [8].
Однако китайская сторона все же не пошла на дальнейшее обострение отношений. Более того, она приняла во внимание обеспокоенность японской стороны тем, что КНР может начать добычу газа из залежей, простирающихся, по ее утвержению, в морском шельфе на японской территории. По крайней мере, по проблеме газового месторождения на Дяоюйдао в период с 2004 по 2007 год состоялось 11 раундов консультаций обеих сторон, которые, правда, окончились безрезультатно. Стороны так и не пришли к согласию: единственное, о чем они договорились еще в ходе первого раунда в 2004 году, — это готовность решать все вопросы исключительно путем переговоров, не прибегая к использованию силы. Вместе с тем на неоднократные просьбы Японии ознакомить ее с планами Китая по бурению и добыче газа на Дяоюйдао Китай отвечал неизменным отказом.
Самой большой уступкой китайской стороны в этом вопросе стало согласие на предложение Японии рассмотреть возможность совместной разработки месторождения, правда, на условиях, казавшихся неприемлемыми для Японии. Проект японской стороны, согласно которому в спорном шельфе предлагалось провести разграничительную линию, китайская
сторона отвергла самым решительным образом — и в 2005 году в период резкого ухудшения отношений, и в 2006 году, когда отношения стали постепенно налаживаться. В обоих случаях официальные представители Китая упорно характеризовали японское предложение как «одностороннее», «навязываемое» китайской стороне, называя этот шаг Японии «серьезной провокацией в отношении прав Китая и норм международного права» и повторяя, что «китайская сторона сейчас ведет разработку месторождений полезных ископаемых именно в своей шельфовой зоне Восточно-Китайского моря» [9]. На пресс-конференции 9 марта 2006 года представитель МИД КНР открыто заявил: «По вопросу освоения нефтегазового месторождения «Чуньсяо» мы уже не раз излагали свою позицию. Освоение этого месторождения производится в прибрежной морской акватории Китая, по которой нет споров с японской стороной, и поэтому является нормальным осуществлением своих суверенных прав. <...> Проект, выдвинутый японской стороной... исходит из ее односторонней точки зрения, поэтому он неприемлем для китайской стороны. "Серединная линия" — односторонняя точка зрения японской стороны, которую китайская сторона никогда не принимала и никогда не примет. Для китайской стороны неприемлемо обсуждение совместного освоения при признании так называемой "серединной линии"...» [10].
Заявив свои права на обладание островами Дяоюйдао, Китай использует все возможности, чтобы постоянно напоминать об этом при малейших посягательствах на эти права японской стороной. Так, в июне 2008 года патрульный катер, принадлежавший Управлению безопасности на море Японии, в морской акватории вблизи о. Дяоюйдао столкнулся с тайваньским рыболовецким судном, в результате чего рыболовецкое судно затонуло. Официальный представитель МИД КНР, заявив о глубокой озабоченности китайского правительства по поводу столкновения, снова подчеркнул, что острова Дяоюйдао являются исконной территорией Китая и КНР обладает неоспоримым суверенитетом над ними. В этой связи китайская сторона требует от японской стороны прекратить незаконные действия в акватории вблизи о. Дяоюйдао во избежание повторения
подобных инцидентов [11]. И в следующем, 2009 году, Китай повторно выразил крайнее недовольство высказываниями тогдашнего премьер-министра Японии Таро Асо о том, что архипелаг Дяоюйдао является частью территории Японии. На очередной пресс-конференции представитель МИД КНР напомнил о серьезном представлении Японии по этому поводу, снова повторив, что Дяоюйдао и прилегающие к нему мелкие острова с древности являются частью территории Китая и любые действия и высказывания Японии, отрицающие этот факт, обречены на провал. Китай выступает за урегулирование этого спора путем переговоров. Япония должна осознать высокую чувствительность проблемы и проявлять осторожность в выступлениях и действиях, исходя из перспектив китайско-японских отношений в целях поддержания стабильности в регионе.
Таким образом, конфликт, связанный с принадлежностью архипелага Дяоюйдао, по-прежнему остается без решения, которое могло бы быть приемлемым для обеих сторон9. Не признавая разграничительной линии, разделяющей исключительные экономические зоны государств, проведенной Японией в одностороннем порядке, Пекин предлагает подумать о совместном освоении природного газа, отложив на время все разногласия. Однако, каким именно образом этот вопрос будет решаться путем переговоров по дипломатическим каналам, как это предлагает китайская сторона, остается не вполне ясным. Кроме того, заявления Китая о
9При этом Япония неоднозначно комментирует
характер активно проводимой в последнее время Китаем деятельности в районе этих островов. Японские газеты писали, что китайцы ведут активные изыскательные работы непонятного на вид содержания. По мнению некоторых авторов, их научные и рыболовецкие суда, находясь в этом районе, под видом проводимых исследований осуществляют сбор разведывательных данных, необходимых для ведения боевых операций китайских подводных лодок. Речь ведется также о якобы изучении возможности установки подводных мин. Морские минные поля, по предположению японцев, могут предназначаться для сдерживания движения американских авианосцев в случае перерастания тайваньской проблемы в открытый вооруженный конфликт.
том, что он вправе осуществлять дальнейшие ответные действия, ответственность за последствия которых ляжет на японскую сторону, очевидно, не оставляет Японии слишком большого выбора.
Что же касается японской позиции, то и после прихода к власти в Японии оппозиционной Демократической партии в сентябре 2009 года она не претерпела существенных изменений, поскольку лидер этой партии Ю. Хатояма заявил о преемственности в «китайском направлении». Это подтвердилось в повторных спорах касательно островов Дяоюйдао, и в 2009-м, и в течение 2010 года [12], когда обе стороны не только снова заговорили о правах и ответных мерах10, но и подкрепили свои заявления рядом конкретных действий, выразившихся в массовых демонстрациях в отказе китайской стороны от ряда запланированных ранее встреч с представителями Японии.
И несмотря на повторную смену резкого тона на миролюбивый, ситуация выглядит не просто неутешительной, но получает новый виток на линии прогрессирующего роста противоречий между Японией и КНР. Упорство сторон в отстаивании своих интересов при одновременной крайней неуступчивости препятствует принятию конструктивного решения проблемы и приводит к откладыванию поиска выхода из ситуации на неопределенный срок. Позиция выжидания, занимаемая сторонами, накапливание сил и постоянное отслеживание действий противной стороной не оставляет слишком больших надежд на решение накопившихся проблем мирным путем.
"Глава МИД Японии К. Окада заявил о необходимости принятия Японией адекватных мер в случае решения КНР в одностороннем порядке разрабатывать месторождения газа и нефти, в ответ на что официальный представитель МИД КНР подчеркнул, что «китайская сторона имеет суверенитет над месторождением Чунь Сяо... и... будет твердо отстаивать свои законные права в Восточно-Китайском море». См. официальный сайт МИД КНР. Foreign Ministry Spokesperson Ma Zhaoxu's Remarks on Exploration of Chunxiao Oil-Gas Field. 19.01.2010.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Agreement Between the United States of America and Japan Concerning the Ryukyu Islands and the Daito Islands [Electronic resource] // NIRAIKANAI.WWMA. NET архив яп.-амер. док. — 1971, 17 июня. — Режим доступа: http://www.niraikanai.wwma.net/pages/archi-ve/rev71.html
2. Caleb, W. Security Flashpoint: International Law and the Islands Dispute in the Far East [Text] / W. Caleb // The New Zeland Postgraduate Law E-Journal. — 2005. — Iss. 2.
3. The Basic View on the Sovereignty over the Senkaku Islands [Electronic resource] // MOFA.GO.JP: Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2009. — Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/senkaku/sen-kaku.html
4. Lohmeyer, М. The Diaoyu / Senkaku Islands Dispute Questions ofSovereignty and Suggestions for Resolving the Dispute [Electronic resource]: дис. ... маг. юр. наук / М. Lohmeyer // University of Canterbury New Zealand 2008. — Режим доступа: http://ir. canterbury. ac.nz/bitstream/10092/4085/1/thesis_fulltext.pdf
5. Lo Chi-kin. China's policy towards territorial disputes: the case of the South China Sea Islands [Text]. - N. Y., 1989.
6. Cheng-China Huang. ICE Case Studies: Diaoyu Islands Dispute [Electronic resource] // AMERICAN. EDU: American University, Washington D.C. - 1997, июнь. — Режим доступа: http://www1.american.edu/ TED/ice/diaoyu.htm
7. Семин, А.В. Японо-китайские отношения: состояние, проблемы и тенденции (конец ХХ — начало XXI века) [Текст] / А.В. Семин. — М.: Изд-во Ин-та. Д. Вост., 2008.
8. Вопрос об островах Дяоюйдао // RUSSIAN. CHINA.ORG.CN: ежеднев. интернет-изд. - 2005, 18 апреля. — Режим доступа: http://russian. china. org.cn/china/archive/china-erzhan/txt/2005-04/18/ content_2169013.htm
9. Ответы официального представителя МИД КНР Цинь Гана на вопросы корреспондентов на очередной пресс-конференции 27 декабря 2005 года [Electronic resource] // RU.CHINESEEMBASSY.ORG: Посольство КНР в РФ. — 2005, 27 декабря. — Режим доступа: http:// ru.chineseembassy. org/rus/fyrth/t228855.htm
10. То же, 9 марта 2006 года [Electronic resource] // SAINT-PETERSBURG.CHINA-CONSULATE.ORG: Ген. консульство КНР в С.-Петербурге. — 2006, 9 марта. — Режим доступа: http://saint-petersburg.chma-consulate.org/rus/fyrth/t239920.htm
11. Китай выражает серьезную озабоченность по поводу столкновения японского патрульного катера с тайваньским рыболовецким судном [Electronic resource] // RUSSIAN.PEOPLE.COM.CN: интернет-изд. Жэньминь жибао. — 2008, 18 июня. — Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31521/6432034.html
12. Русаков, Е.М. Ни здравого смысла, ни права (международного) [Текст] / Е.М. Русаков // Азия и Африка сегодня. — 2010. — № 3.
УДК 342.57
Н.В. Заяц
ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ
Народное представительство играет важную роль в жизни каждого государства и является одним из эффективных средств управления им. Без реального участия граждан в осуществлении народного представительства невозможно построение демократического, правового государства. Однако до последнего времени ряд теоретических и практических проблем обеспечения реализации этого стерж-
невого политического права остается нерешенным. Одна из причин такой ситуации — недостаточность комплексных фундаментальных исследований института народного представительства. В частности, как показали события последних десятилетийУкраине, проблемным оказалось участие граждан этой страны в управлении государственными делами, несмотря на то что в Конституции Украины