Научная статья на тему 'Территориальные основы местного самоуправления'

Территориальные основы местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3524
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
территориальные основы местного самоуправления муниципальное образование / сельское поселение / городское поселение / муниципальный район / городской округ / внутригородская территория города федерального значения / territorial bases of local self-government municipality / rural settlement / residential location / municipal district / city district / intracity territory of the federal city.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Макарян Элиза Акоповна

в данной статье изучены виды муниципальных образований, их характеристика, изучены нормативные правовые акты, регламентирующие их, а также проанализированы положения каждого из муниципальных образований в иерархии местного уровня власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in this article views of municipalities, their characteristic are studied, the regulations regulating them are studied and also provisions of each of municipalities in hierarchy of local level of the power are analysed

Текст научной работы на тему «Территориальные основы местного самоуправления»

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Макарян Элиза Акоповна Студентка 2 курса факультета управления и психологии Кубанский государственный университет г. Краснодар

Аннотация: в данной статье изучены виды муниципальных образований, их характеристика, изучены нормативные правовые акты, регламентирующие их, а также проанализированы положения каждого из муниципальных образований в иерархии местного уровня власти.

Ключевые слова: территориальные основы местного самоуправления муниципальное образование, сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения.

Summary: in this article views of municipalities, their characteristic are studied, the regulations regulating them are studied and also provisions of each of municipalities in hierarchy of local level of the power are analysed.

Keywords: territorial bases of local self-government municipality, rural settlement, residential location, municipal district, city district, intracity territory of the federal city.

Состав территории муниципальных образований, границы, порядок их установления и изменения формируются с учетом муниципально-правовых норм, входящих в территориальные основы местного самоуправления.

Госструктура власти зависит от ее территориальной конструкции, так как функционирование местных органов власти применяется в границах определенных территориальных единиц, на которые подразделяется территория государства[4].

Данное подразделение государственной территории называется административно-территориальным делением, которое является важным элементом в процессе устройства государства.

В ч. 1 ст. 131 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях исходя из исторических и других локальных ценностей, а организация органов местного самоуправления определяется местными жителями самостоятельно. [1]

Конкретизирует данное конституционное положение Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и уточняет, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. В ст. 10 от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ детализируется, что границы территорий муниципальных образований определяются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. [2]

Муниципальное образование - это территориальная единица, на которой осуществляется местное самоуправление, с собственным муниципальным имуществом, бюджетом и органами местного самоуправления, сформированными населением муниципального образования.

Ст. 10 от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ рассматривает три типа муниципальных образований и определяет для каждого муниципального образования индивидуальные полномочия. [2]

Первый тип - городские и сельские поселения. В компетенцию поселений входят вопросы местного значения, относящиеся к обеспечению жизнедеятельности населения данных населенных пунктов.

Сельское поселение - муниципальное образование, которое включает в себя один или несколько сельских населенных пунктов (станицы, аулы, хутора, поселки, деревни).

Городское поселение - небольшой поселок или город. Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в границы муниципальных районов.

В данных муниципальных образованиях местная автономия осуществляется населением или же выборными органами местного самоуправления[6].

Второй тип - это муниципальные районы, объединяющие территории нескольких поселений. Муниципальные районы осуществляют на всей своей территории полномочия по вопросам местного значения, которые результативнее исполняются на значительных по размеру местностях, чем территория поселения. Также имеют самостоятельно принимаемые уставы, в которых уточняется собственный круг полномочий поселений.

Муниципальный район - территория, включающая в себя несколько как сельских, так и городских поселений, и межселенных территорий, объединённых общей территорией.

В муниципальных районах имеется представительный орган данного муниципального образования, а административным центром является населённый пункт, определенный с учетом локальных ценностей и образовавшейся социальной инфраструктуры.

Третий тип - городские округа. Принято считать, что данный тип муниципального образования формируется и развивается уже на основе городов республиканского, краевого, областного значения.

Городской округ в ст. 16 от 06.10.2003 № 131-Ф3 детализируется как городское поселение, не входящее в состав муниципального района. Органы местного самоуправления реализовывают полномочия в круге местного значения поселения и муниципального района, а также выполняют определенные государственные полномочия, поручаемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами субъектов Российской Федерации. [2]

Согласно ст.13 от 27.05.2014 № 136-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» муниципальным образованием является также внутригородская территория города федерального значения часть территории города федерального значения, в составе которой местная автономия осуществляется жителями данного муниципального образования непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. [3]

В ст. 15 от 06.10.2003 №131-ФЗ регулируют вопросы регионального значения, решающиеся на муниципальном уровне. Таковыми являются: формирование образования и медицины на местности, а также снабжение местных жителей всеми необходимыми коммуникациями, вопросы по организации архивов и библиотек. В полномочия муниципальных районов также входит обеспечение и совершенствование автомобильной дорожной сети на территории, организация переработки или утилизации промышленных и бытовых отходов, а также создание и охрана общественного порядка. [2]

Таким образом, приходим к выводу, что территориальная организация местного самоуправления складывается из структуры, состоящей из двух уровней. На первом уровне - поселения. На втором -муниципальные районы. Исключительным элементом будут служить -городские округа, объединяющие компетенции первого и второго уровней [5]. Но такой союз городских и сельских поселений в муниципальные районы не подчиняет поселения и муниципальные районы, так как все муниципальные образования исходя из индивидуальных полномочий самостоятельны.

Список использованных источников:

1. Конституция Российской Федерации [текст] (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст.1691.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 сентября 2003 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.04.2016).

3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 27.05.2014 N 136-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос.

Федерации 20.05.2015 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.06.2016).

4. Курячая М.М. Опрос населения: понятие и основы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 31-33.

5. Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 37-40.

6. Курячая М.М., Воробьева Е.И. Совет как форма участия населения в управлении делами государства // Теория и практика современной юридической науки: Сб. науч. тр. Самара, 2015. С. 48-51.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Марков Р.С.,

студент 5 курса Института истории, права и общественных наук Липецкого государственного педагогического университета имени

П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк.

Научный руководитель: Калинина Е.В.,

к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Липецкого государственного педагогического университета имени

П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк.

Аннотация: Автор анализирует основные варианты реформирования правового положения республик в составе РФ, а также оценивает перспективы их реализации.

Ключевые слова: федеративное устройство, республики, реформа.

Summary: The author analyzes the main options for reforming the legal status of the republics within the Russian Federation, and also assesses the prospects for their implementation.

Keywords: federal structure, republics, reform.

Федеративное устройство России за годы преобразований несколько раз сталкивалось с резкими сменами векторов реформ. Следствием названного факта стало накопление противоречий нормативно-правового регулирования федеративных отношений. Значительная их часть относится к республикам в составе РФ. Диагностирование подобных противоречий является неотъемлемой частью модернизации федеративного устройства на современном этапе развития российской государственности.

По мнению таких влиятельных государствоведов, как Т.В. Виноградов, Ю.Н. Солодухин и Н.М. Добрынин, ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Конституции РФ [1] противоречат друг другу. Так, утверждается равноправие всех форм субъектов РФ и в то же время республикам дается особый статус государств, что неоправданно провоцирует асимметрию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.