13 (70) - 2008
Стратегия развития региона
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
н. В. ВЛАДымцЕВ, доктор экономических наук, профессор Якутский государственный университет
Критерии безопасности поселений страны и стратегия управления переходом кризисных регионов к устойчивому развитию. Отрицательные последствия глобализации социально-экономического развития с наибольшей полнотой проявляются на депрессивных территориях городов и сел Российской Федерации — социоприродной основе жизни, деятельности поколений суверенного государства в регионе планеты Земля. В «Научной основе стратегии устойчивого развития России» сделаны оценки сохранности местообитания в различных биогеографических областях мира, показывающие, что в результате хозяйственной деятельности человека в настоящее время значительное число видов исчезает со скоростью, значительно превышающей естественную скорость исчезновения видов [15].
В результате хозяйственной деятельности уже разрушено 63 % суши планеты. Угроза сохранности естественных экосистем в биосфере Земли расширяется, ставя под вопрос и выживание самого человека, и его статус как разумного (ноосферного) вида — Homo sapiens. Площадь территорий, не вовлеченных населением стран в хозяйственный оборот, составляет в Канаде и России — по 65 %, Китае — 20, Индонезии — 7, США — 5, в Европе (без России) — 4, Индии — 1, Японии — 0 %.
По оценке концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию к экологически неблагополучным относится около 16 % общего пространства страны, где проживает более половины населения, а остальное жизненное пространство самого крупного, а по погодно-климатическим характеристикам и самого северного на планете государства является некомфортным [18].
В докладе Российской академии наук делается фундаментальный вывод, который стратегически недальновидно игнорировать: «Закончился длительный период условной независимости человечества от законов биосферы. Теперь человек зависим от этих законов». Сделаны оценки степени различий социоприродного потенциала территории поселений субъектов федерации (областей, республик, автономных округов), определяющих стратегические основы безопасности и устойчивого развития Отечества. Они достигают: по размерам площади (и плотности населения) — 308 раз, по численности населения субъектов территории
— 340, по ВРП — 191, общей стоимости основных фондов — 118, объему промышленной продукции
— 9272, сельскохозяйственной — 1847 раз.
К экологически неблагополучной отнесено 16 % площади страны, на которой проживает более половины российского населения. В связи с этим выделено по социально-эколого-эконо-мическому состоянию территорий 7 качественно различных зон, в том числе — регионы с высокой и очень высокой экологической напряженностью. К критическим ареалам поселений отнесены Центр, Поволжье, Северо-Запад, Урал, другие крупные индустриально-аграрные зоны Российской Федерации, определяющие национальную безопасность, стратегическую (цивилизационную) устойчивость развития государства. По статистике только 10 % городов России относится к территориям с благополучной и удовлетворительной экологической ситуацией [14]. Из-за резкого ухудшения качества окружающей среды, других изменений у европейского населения частота генетических на-
Таблица 2
Таблица 1
Динамика добычи в России топливно-энергетического сырья в 1990—2005 гг.
Сырье Год
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Нефть, включая газовый конденсат, млн т 318 307 301 306 303 305 323,5
Газ, млрд м3 607 595 601 571 591 592 584
В том числе: природный 581 570 575 544 564 564 555
нефтяной 26,2 25,5 26,1 27,3 27,9 27,9 28,7
Уголь, млн т 272 263 257 245 232 250 258
Экологические расходы федерального бюджета России (2001—2005 гг.)
Год
2001 2002 2003 2004 2005
Раздел и направление Доля Доля Доля Доля в Доля
расходов млрд в феде- млрд в феде- млрд в феде- млрд федераль- млрд в феде-
руб. ральном бюджете, % руб. ральном бюджете, % руб. ральном бюджете, % руб. ном бюджете, % руб. ральном бюджете, %
Воспроизводство минерально-сырьевой базы 3,22 0,64 4,19 0,72 5,31 0,61 5,79 0,47 7,3 0,38
Охрана окружающей
среды и природных ресурсов, гидрометеоро- 2,93 0,59 2,90 0,50 3,73 0,43 4,77 0,39 9,6 0,51
логия, картография
и геодезия
Общие расходы на охрану окружающей среды 6,15 1,23 7,09 1,22 9,04 1,04 10,56 0,86 16,9 0,89
и экологию
рушений с экстраполяцией на весь период жизни (генетический груз поколений) возросла с 10 % в 1974 г. до 75 % в 2005 г.
В десятку выдающихся достижений медицины ХХ в. вошло обоснование сочетания социопри-родных факторов здоровья населения территории поселений государства: на 50 % оно определяется историческим образом жизни, на 20—25 % — качеством окружающей природной среды, на 15—20 % — состоянием генетического и иммунного потенциала поколений, на 8—10 % — состоянием (и доступностью для населения) здравоохранения в регионе.
Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) и Международной организацией Труда (МОТ) эти соотношения приняты нормативными для интегральной оценки качества жизни на территории поселения общества, выявления причин утраты трудоспособности людей, определения груза болезней поколений, причин преждевременной смерти мужчин и женщин [10]. Поэтому назовем социоприродные соотношения факторов безопасности территории страны формулой устойчивого развития поселений (ФУРП: 50 % — 20—25 % — 15—
20 % — 8—10 %). Актуальность оценок социально-эколого-экономического состояния различных территорий поселений подтверждается принятием концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г., в которой отмечается снижение продолжительности жизни: с 68,8 в 1992 г. до 65,9 лет в настоящее время1.
Приведенные в табл. 1 показатели интенсивности использования природных ресурсов поселений и крайне низких расходов на охрану окружающей среды (в развитых странах он приближается к социально обязательным и экономически разумным 3 — 5 % ВВП) отражают высокий экологический риск довлеющего отношения населения к природе, определяющий на территории государства экофобную политическую стратегию природопользования (табл. 1, 2).
Мировоззренчески, а также в системе ценностного отношения к природе мы обычно учитываем только экономический интерес (выгоды использования земли, чистой воды, воздуха, биоразнообразия, других потребностей, благ и т. д.),
1 Российская газета, 16 октября 2001 г.
но практически игнорируем свой природный — экологический статус разумного человека в биосфере Земли. Разумное соблюдение экологического статуса Homo sapiens (ноосферного вида в природе) предполагает реальный учет угроз экологической безопасности на объектах, в отраслях, сферах природопользования, в среде жизни поколений на территории поселения страны в биосфере планеты.
Принижение экологического статуса человека (населения территории) выражается отставанием приращения научных знаний в области взаимодействия с биосферой в процессе природопользования, что на территории поселений означает неадекватный учет природных, социальных, техногенных, иных угроз жизни поколений в регионе биосферы Земли. В системе научных знаний отражено, что даже в условиях нарастания экологических угроз человечества в сложившейся структуре научных знаний 89 % всего объема составляют естественные знания, социальные науки—8,36 %, гуманитарные 2,64 %, а проблемам охраны окружающей среды посвящено только 2,31 % научных исследований, но и они не приземлены к социально-эколого-экономическому состоянию населения территории поселений. В науках лидируют клиническая медицина (23,53 %), физика (12,16) и химия (11,89); далее идут техника (9,03); биология и биохимия (8,12), науки о растениях и животных (6,47), нейронауки (3,89), материаловедение (3,52), молекулярная биология и генетика (3,05), геонауки (2,60), фармакология (2,38), агро-науки (2,38), микробиология (2,35 %) [13].
Низкие расходы на охрану окружающей среды в России отражают, во-первых, кризисное отставание экологических наук и знаний; во-вторых, их низкую востребованность в стратегическом планировании и управлении даже на опасных территориях поселений. В настоящее время концепция и стратегия территориального планирования поселений, критерии целей, приоритеты управления поселений определяются приоритетами экономического роста хозяйства любой ценой — экофобной философией экономического человека.
Перейти от экофобной (социально опасной, экономически тупиковой, экологически неперспективной) к экофильной модели устойчивого развития территории можно только на основе учета векторного индикатора устойчивого развития поселений, учитывающего ноосферный (экологический) статус человека и разумное (экофильное) отношение человека к природе в ядре жизнеобеспечивающего взаимодействия — на объектах, в отраслях, сферах природопользования населения
на территории городов и сел страны. Как этого добиться на практике?
Здоровье населения всегда рассматривалось как показатель благополучия нации, как системообразующий фактор, который увязывает культуру, экономику, экологию, просвещение, политику, био- и ноосферу. Философ С. Э. Крапивенский рассматривает среднюю продолжительность жизни как индикатор гуманизации общества [9], академик В. Л. Макаров считает продолжительность жизни как интегральный и наиболее надежно измеряемый показатель. Анализ естественнонаучной, научно-технической, социально-экономической, экологической, медицинской, иной информации о связи здоровья человека с экологическим состоянием поселения показывает, что за индикатор безопасности жизнеобеспечения населения страны, устойчивого развития цивилизации (структур техносферы) целесообразно принять среднюю продолжительность жизни прошлых, нынешних и будущих поколений на определенной территории страны [1, 7, 8, 10]. Достигнутая продолжительность жизни поколений (среднестатистическая — для населения страны, регионов, поселений; корпоративная — в социальных группах; индивидуальная и гендерная — на уровне семьи) — это самый достоверный территориальный показатель развития поселений социума, позволяющий оценивать отношение населения, органов власти, субъектов хозяйства к природе вообще, в том числе к социоприродным и техногенным основам здоровья поколений. Следовательно, показатель продолжительности жизни поколений — это высший критерий разумного (мировоззренчески и научно обоснованного) учета обществом гражданского статуса человека (объекта биосферы, субъекта ноосферы) в статусно-функциональном взаимодействии населения с природой на территории государства. Это значит, что в принципах управления территорией государства необходимо учитывать триединую задачу биосфероцентристско-го взаимодействия общества с природой:
1) экологические особенности территории страны в биосфере Земли (эко-);
2) экологические ограничения способов взаимодействия общества с природой в средах природопользования планеты — технологии земельного, водного, горного, лесного, иного хозяйства поселений и градостроительства (техно-);
3) экологически обусловленные функции институтов общества, применение ими адекватных угрозам поколений ноосферных критериев устойчивого развития в инструментах, механизмах
управления социоприродными ресурсами поселений страны (-полис).
Поэтому в стратегии взаимодействия общества с природой на территории государства необходимо стремиться к практическому учету критериев устойчивости социально-эколого-экономического состояния и развития поселений городов, сел Российской Федерации (по ноосферной формуле УРП: 50 % — 20—25 — 15—20 — 8—10 %). И для этого показатель продолжительности жизни поколений необходимо учитывать в структуре государственного бюджета, критериях бюджетной поддержки развития регионов, поселений городов, сел страны (табл. 3 и 4).
Но, как видно из табл. 3 и 4, экологически обезличенная концепция социально-экономического развития страны определила экофобную структуру федерального бюджета на 2005 г., в котором расходы на обеспечение экологической безопасности территорий (охрану окружающей среды поселе-
ний) составили только около 0,2 % бюджета. При планируемом росте ВВП до 18 720 млрд руб. они должны быть не ниже 5 % его объема (930—940 млрд руб.), но они снижены с 5 млрд руб. в 2004 г. до 4,6 в 2006 г. Это ускорит перевод возобновимых соци-оприродных ресурсов страны в невозобновляемые, усугубит экологический кризис и демографический упадок регионов.
Показатели устойчивого развития разбиты на три категории: показатели входного воздействия, показатели состояния, показатели управления. Первые оценивают человеческую деятельность, процессы и характеристики, влияющие на устойчивое развитие территории поселений; вторые оценивают текущее состояние различных аспектов устойчивого развития объектов природопользования; третьи — индикаторы реагирования, определяющие политический выбор, адекватность действий органов власти территории государства для изменения текущего состояния. Названные группы индикаторов
Таблица 3
Структура расходов федерального бюджета по приоритетным направлениям государственной политики
Раздел 2006 (закон), млрд руб Доля во всех расходах, % 2007 (проект), млрд руб Доля во всех расходах, % Темпы роста, %
Повышение уровня и качества жизни населения 1056,4 45,0 1176,2 42,6 111,3
Укрепление национальной безопасности 730,0 31,1 926,5 33,5 126,9
Создание условий для экономического роста 244,2 10,4 282,2 10,2 115,6
Создание потенциала для будущего развития 170,2 7,3 172,3 6,2 101,2
Повышение эффективности государства 146,5 6,2 206,5 7,5 141,0
Раздел 2005 (закон), млрд руб Доля во всех расходах, % 2006 (проект), млрд руб Доля во всех расходах, % Темпы роста, %
Всего расходов 2659,4 100 3048,0 100 114
Общегосударственные вопросы 458,7 17,3 490,0 16,1 106,8
В том числе без учета процентных расходов 171,1 6,4 235,8 7,7 137,7
Национальная оборона 413,7 15,6 528,1 17,3 127,7
Национальная безопасность и правоохр. деятельность 316,3 11,9 398,4 13,1
Национальная экономика 213,5 8,0 234,0 7,7 109,6
Жилищно-коммунальное хозяйство 16,6 0,6 7,0 0,2 42,2
Охрана окружающей среды 5,0 0,2 4,6 0,2 92,0
Образование 156,4 5,9 154,5 5,1 98,8
Культура, кинематография, средства массовой информации 32,8 1,2 38,5 1,3 117,4
Здравоохранение и спорт 75,5 2,8 82,5 2,7 109,3
Социальная политика 154,1 5,8 172,1 5,7 111,7
Межбюджетные трансферты 816,7 30,7 938,2 30,8 114,9
В том числе бюджетам других уровней 317,2 11,9 367,0 12 115,7
Справочно
Оплата труда и начисления 506,8 19,1 595,0 19,5 117,4
Капитальные вложения в основные фонды 172,9 6,5 219,0 7,2 126,6
Таблица 4
Структура и динамика расходов федерального бюджета в 2005—2006 гг.
устойчивого развития общества (по ноосферной формуле УРП: 50 — 20—25 — 15—20 — 8—10 %) необходимо приземлять к социоприродным условиям поселений Российской Федерации в триаде «природа территории — население — хозяйство» и системе «поколения граждан — органы власти территории — субъекты хозяйства» по вертикали управления страны: центр — регионы — муниципальные образования.
Векторные индикаторы устойчивого развития России. Во взаимодействии Homo sapiens с природой есть только два мировоззренческих выбора, определяющих принципы жизни поколений страны, стратегию деятельности населения на территории поселений общества: антропоцентристский (экофобный, тупиковый для развития глобального общества) и биосфероцентристский (разумный, ноосферный). По мировоззрению антропоцентризма человек — венец эволюции (творения), и его взаимодействие с природой на территории происходит по формуле «общество — хозяйство поселения — природные ресурсы государства», в которой социальные, экономические интересы, блага (выгоды) ставятся выше экологических ограничений поселения. Мировоззренческий принцип биосфероцентризма предполагает разумный (ноосферный) учет экологических ограничений в технологии природопользования субъектов поселения, выбор экофильных способов взаимодействия поколений со средой жизни на территории государства, которое в биосфере Земли выполняет функцию экотехнополиса страны.
Необходимость перехода от социоцентристской к биосфероцентристской экотехнополисной стратегии взаимодействия человека с природой признана в фундаментальных документах глобальных саммитов Мирового сообщества по устойчивому развитию: начиная от Стокгольмского (1972), Рио-де-Жанейро (1992), до саммита тысячелетия (Нью-Йорк, 2000) и «Рио+10» (Йоханнесбург, 2002), определивших повестку дня ООН на XXI в., приоритеты национальных стратегий перехода стран к устойчивому развитию. В России указом Президента принята концепция перехода страны к устойчивому развитию, определившая стратегию национальной безопасности и государственную стратегию устойчивого развития. Документы стали основой разработки экологической доктрины России, но не являются обязательными для учета в принципах, приоритетах действия законодательных, исполнительных, судебных, иных функций вертикали территориальных органов власти государства.
Наиболее результативным методом изменения целевого вектора, ценностного отношения к социоприродному потенциалу страны является включение критерия продолжительности жизни населения в иерархию конституционно высших (правообеспечивающих, контрольно-надзорных, обслуживающих) функций власти, определяющих стратегию взаимодействия общества с природой в триаде: природа региона биосферы — экология населения — экология хозяйства, а также меру (нормы, стандарты) безопасности регулирования природопользования территории в системе: поколения граждан страны — органы власти — субъекты хозяйства. Это подтверждается высокой продолжительностью жизни в странах-лидерах устойчивого развития (табл. 5), поднявших инвестирование в охрану окружающей среды до разумно необходимой доли в 3—5 % ВВП.
Актуальность экотехнополисного (ноосферного) подхода к стратегическому управлению территорией страны подтверждается расширением полномочий МЧС и принятием федерального закона о чрезвычайном положении. Возникновение «чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайной экологической ситуации» (гл. 2, ст. 3, п. «б» федерального закона) связано прямо и опосредованно, во-первых, с отставанием развития экологических функций территориальных органов власти и, как следствие, с преобладанием развития экофобных моделей производства, потребления над экофильными; во-вторых, отсутствием единого критерия оценки безопасности взаимодействия общества с природой, каковым является продолжительность жизни населения территории государства.
Учитывая изложенные аргументы, в векторное ядро индикаторов устойчивого развития поселения (высшая цель и задачи) целесообразно включать следующие ключевые показатели, которые должны определять стратегию планирования и управления территорией государства:
• уровень качества и продолжительности жизни поколений;
• уровень валового внутреннего продукта на душу населения;
• уровень и доступность образования;
• коэффициент бремени болезней (оценка причин болезней, утраты трудоспособности, преждевременной смерти (ГББ/DALY); оценка эффективности, доступности здравоохранения; риски профзаболеваний; другие)
• сочетание коэффициентов природной и экологической ренты. Определение для субъектов
природопользования нормативных, фактических расходов на охрану окружающей среды: а) в бюджете страны, регионов, поселений; б) в бюджете природопользователей поселений; в) в расчете на человека, на единицу площади (жилой, производственной, иной); г) на единицу продукции, товара, работ, услуг; компенсации за вредные условия жизни, труда, иные; • налоговое бремя территории государства (достижение наиболее разумного уровня расходов на содержание институтов власти, управления в ВВП территории, бюджете страны, регионов, поселений; в душевых доходах населения, субъектов хозяйства).
Учитывая экологические и рентные основания отношений субъектов природопользования в территориальной триаде: природа региона — население — хозяйство; принципы налогообложения, ценообразования, формирования бюджета в системе: поколения граждан — органы власти — субъекты хозяйств; бюджетное обеспечение властных полномочий, ответственности за устойчивое развитие России должно строиться с фундамента государственности: от среды жизни, деятельности граждан — снизу вверх, от ячейки семьи, поселений муниципальных
Уровень благосостояния и качества
образований. Поэтому ядро векторных индикаторов безопасности (пороговые значения показателей угроз опасностей, закрепленные в нормативах, стандартах как критерии управления, бюджетного обеспечения развития) должны учитываться в научном и профессиональном обеспечении безопасности поселений, территориального стратегического планирования и управления социоприродным потенциалом устойчивого развития страны.
В связи с этим особенно актуальной становится проблема учета векторных индикаторов безопасности, устойчивого развития государства как стратегических критериев уровня «аналитического обеспечения деятельности президента» и основного показателя политических приоритетов развития, сочетающего интересы населения и бизнеса. Векторные индикаторы безопасности и устойчивого развития удобны для разработки программно-целевых сценариев стратегии планирования и управления, научно-концептуального обоснования принимаемых решений, научно-информационного обслуживания и нормативно-правового обеспечения (мониторинга) достижения целей государства, в том числе в функции структур нового министерства регионального развития [3—5].
Таблица 5
жизни в 2005 г. (рейтинг развития ООН)
Продолжительность Доля грамотных Уровень Ежегодный доход:
Страны жизни: женщин — в процентах: женщины образования: женщины женщины —
мужчин — мужчины — мужчины мужчины
Страны-лидеры
1. Норвегия 81,7 — 75,8 100 — 100 102 — 94 23317 — 36043
2. Исландия 81,8 — 77,5 100 — 100 96 — 87 23130 — 36799
3. Швеция 82,4 — 77,4 100 — 100 123 — 103 19636 — 28817
5. Голландия 80,9 — 75,5 100 — 100 99 — 100 18846 — 35675
7. США 79,7 — 74,0 100 — 100 97 — 90 26389 — 42540
9. Япония 84,7 — 77,7 100 — 100 82 — 84 15617 — 35061
10. Швейцария 82,2 — 75,8 100 — 100 86 — 90 18782 — 37619
29. Словения 79,5 — 72,2 99,6 — 99,7 85 — 80 15152 — 21338
32. Чехия 78,4 — 71,7 100 — 100 77 — 76 10555 — 19113
35. Польша 77,8 — 69,4 99,7 — 99,8 91 — 86 7253 — 11777
38. Венгрия 75,7 — 67,3 99,2 — 99,5 83-80 9183 — 15803
«Середняки»
57. Болгария 74,6 — 67,4 98,0 — 99,0 79 — 76 5484 — 8378
63. Россия 72,9 — 60,6 99,4 — 99,7 82 — 75 5609 — 8795
65. Бразилия 72,3 — 63,7 87,2 — 87,4 97 — 93 4391 — 10410
75. Украина 74,4 — 64,1 99,5 — 99,8 79 — 83 3071 — 5826
96. Турция 72,8 — 67,6 77,2 — 93,7 54 — 65 3717 — 8028
102. Китай 72,9 — 68,6 78,7 — 92,5 62 — 65 3169 — 4825
«Отстающие»
144. Пакистан 60,3 — 60,6 28,8 — 58,2 27 — 45 909 — 2824
167. Конго 41,7 — 39,6 51,8 — 74,2 24 — 30 486 — 879
169. Эфиопия 46,7 — 44,6 32,4 — 48,1 27 — 41 550 — 1074
174. Нигерия 45,9 — 45,3 8,9 — 24,4 14 — 21 646 — 1129
Примечание: Список стран приведен в сокращении. Порядковые номера соответствуют месту стран в общем списке.
Для учета и опережающего выявления приоритетов угроз безопасности территорий в разных социоприродных и экологических условиях регионов биосферы Земли целесообразно выделять основные уровни стратегического анализа, прогноза и управления экотехнополисными структурами природопользования поселений страны:
• национальная стратегия развития экотехнопо-лисных структур поселений страны. Политика взаимодействия социума с природой должна согласовываться с глобальными, региональными, трансграничными, иными оценками состояния биосферы, воздействиями на нее систем природопользования. В приоритетах стратегии федеральных, региональных, поселенческих проектов перехода к устойчивому развитию необходимо учитывать сочетание угроз безопасности в триаде: экологическое состояние территории — экология населения
— экология хозяйства поселений;
• отраслевая и межотраслевая стратегия развития экотехнополисных структур территории поселений. В ней нужно учитывать приоритеты развития отраслей, сфер природопользования, учитывающие стратегию национальной безопасности страны и устойчивого развития регионов;
• региональная стратегия экотехнополисных структур отраслей природопользования должна согласовываться с приоритетами устойчивого развития общества;
• местная стратегия экотехнополисных структур поселения — муниципальные приоритеты устойчивости развития должны согласовывать предыдущие уровни с оценкой безопасности сел, городов, агломераций в жизнеобеспечении населения, жизнедеятельности людей, устойчивого развития хозяйства в циклах: производство
— потребление — утилизация отходов;
• объектная стратегия экотехнополисной структуры должна рассматриваться в приоритетах безопасности, устойчивого развития предприятий, отраслей, сфер природопользования в поселенческих циклах: производство — потребление — утилизация отходов. Экотехнополисная модель перехода к устойчивому развитию наиболее эффективно может быть применена в программах социально-эко-лого-экономического развития муниципальных образований наукоградов. Но, например, в действующих программах гг. Дубна, Королев не учтены естественные факторы безопасности населения,
устойчивости развития поселений — оценки экологического состояния территории, субъектов научной, хозяйственной, иной деятельности (объединенного института ядерных исследований, научно-технологического парка «Дубна», международного университета природы, общества и человека «Дубна») [20, 21].
Экотехнополисный мониторинг управления устойчивым развитием кризисных регионов Российской Федерации. Необходимо рассмотреть общие условия перехода территориальных образований страны к устойчивому развитию с двух позиций: с точки зрения учета целей устойчивого развития территории и индикаторов устойчивого развития муниципального образования. Для этого необходимо выполнение следующих мероприятий:
• определение экологической ренты для объекта природопользования страны, отрасли, региона, поселения, переход на налогообложение, учитывающее экологические основания земельной, водной, горной, воздушной, рекреационной, заповедной, иных форм природных рент;
• сочетание государственной и общественной экологической экспертизы объектов, отраслей природопользования поселения, особенно в кризисных циклах: производство — потребление — утилизация отходов;
• создание и развитие системы экологического аудита, менеджмента, маркетинга и страхования на объектах, в отраслях хозяйства поселений;
• оптимизация системы экологического информирования, образования, просвещения, воспитания в интересах устойчивого развития;
• развитие единой системы государственного экологического мониторинга до функции мониторинга устойчивого развития территории поселения, объектов, отраслей природопользования регионов страны;
• развитие системы экологической стандартизации, метрологии, сертификации товаров, продуктов, услуг, работ в территориальном экоцикле: производство — потребление — утилизация отходов поселения.
В основе стратегического планирования перехода поселений к устойчивому развитию должна учитываться оценка экологического состояния (определение экологического статуса) объектов природопользования поселения, уровень вредных воздействий на экосистемы, население территории. Экотехнополисная модель территориального стратегического планирования и мониторинга опережающего управления, особенно ядро векторных
критериев безопасности и устойчивого развития городов и сел может быть эффективна для корректировки программ социально-экономического развития кризисных территорий, агломераций с запущенными экологическими проблемами и обветшалым жилищно-коммунальным комплексом мегаполисов-миллионников (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, др.).
Экотехнополисный подход к стратегии управления территории поселений состоит в том, что органы власти государства должны произвести перераспределение прав, обязанностей, ответственности субъектов природопользования за экологическую безопасность, устойчивое развитие городов, сел, регионов страны, учитывающих их социоприродный потенциал и экологические особенности. Это подтверждает поиск моделей территориального стратегического планирования в Санкт-Петербурге, прогрессивный опыт отдельных городов и районов, субъектов Российской Федерации [17], тем более, опыт Канады — глобального лидера перехода на модель устойчивого развития [16].
Предлагаемая ведущими учеными РАН система мониторинга управления предупреждением кризисных явлений на территории государства может стать основой учета ноосферных функций науки в управлении отношениями субъектов природопользования территории кризисных поселений [11, 12]. Поэтому функции министерства, ответственного за сохранение основ жизни, деятельности поколений, должны определять цели, задачи, приоритеты концепции перехода России к устойчивому развитию, распространенные на принципы управления объектами триады: природа страны — население территории — субъекты хозяйства, критерии разумного социального управления в системе: поколения граждан — органы власти — субъекты хозяйства. Ядром учета ноосферной функции науки в управлении социоприродным потенциалом общества является научно-концептуальное, научно-информационное, научно-профессиональное (мониторинговое) обеспечение территориального стратегического планирования и управления устойчивым развитием поселений. Это соответствует закону об общих принципах организации местного самоуправления, учитывающих цели безопасности поселений, критерии управления переходом страны к устойчивому развитию. Это необходимо для преодоления экологического обнищания и демографического упадка поселений, когда «мно-
гие параметры развития общества и экономики находятся в закритической области» [22].
Предлагаемая ноосферно-гуманитарная (эко-технополисная) модель территориального стратегического планирования и управления устойчивым развитием городов, сел может быть использована для концептуального согласования, конкретизации целей, задач обеспечения устойчивого социаль-но-эколого-экономического развития поселений страны в правоустанавливающих, контрольно-надзорных и обслуживающих функциях министерств, связанных с управлением взаимодействия населения с природой, — здравоохранения и социального развития, регионального развития, экономического развития и торговли, образования и науки, природных ресурсов.
Это необходимо для оптимизации критериев управления безопасностью государства на основе концептуального и практического учета ядра векторных индикаторов устойчивого развития поселений по вертикали территориальных структур управления, создания единой системы стратегического планирования и мониторинга научно-информационного обеспечения опережающего управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н. А, Ступаков Г. П. и др. Экология, здоровье, качество жизни. Москва — Астрахань, 1996. С. 13—34.
2. Актуальность экологического упадка территории подтверждают итоги последней переписи: 8 % сел из 155 тысяч поселений покинуло население. Россия своих пересчитала... /Российская газета, 25 апреля 2003.
3. Василенко В. Н. На пути к ноосфере. Стратегия устойчивого развития общества переходного периода. Методология, институты, критерии, менеджмент. Научная монография / КИСИ, Алматы, XXI век, 1997.
4. Василенко В. Н. Устойчивая Россия. Но-осферная концепция управления природопользованием государства: индикаторы, институты, инструменты, механизмы. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.
5. Василенко В. Н. Экология и природопользование. Концепция перехода общества к устойчивому развитию. — Волгоград: ВАГС. 2000.
6. Воробьев Ю. Л., Малинецкий Г. Г., Маху-тов Н. А. Управление риском и устойчивое развитие. Человеческое измерение. Общественные науки и современность, 2000, № 6. С. 150—162.
7. Доклад международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 5—13 сент. 1994 г.) A\CONF. 171\13, 18 October, 1994.
8. Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека. — М.: 1983. С. 73—81.
9. Крапивенский С. Э. Социальная философия.
— М.: ВЛАДОС, 1998. С. 333.
10. Лисицын Ю. П. Десять выдающихся достижений медицины 20 века /Здравоохранение Российской Федерации. 2003, № 2. С. 23—27.
11. Малинецкий Г., Медведев И., Маевский И. и др. Кризисы современной России и система научного мониторинга / Безопасность Евразии, № 4,2002 (октябрь—декабрь). С. 491—511.
12. Малинецкий Г., Медведев И., Маевский И. и др. Кризисы современной России и научный мониторинг / Вестник Российской Академии наук, 2003, том 73, № 7. С. 579—594.
13. Маршакова-Шайкевич И. В. Анализ вклада России в развитие социальных и гуманитарных наук. Вопросы философии, 2000, № 8. С. 139—149.
14. Осипов В. И. Реформа глазами эколога. Вестник Российской академии наук, 2003, том 73, № 12. С. 1064.
15. Основные положения стратегии устойчивого развития России /Под ред. А. М. Шелехова.
— М.: 2002.
16. Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. Под ред. Дж. Бэйтера, Б. С. Жихаревича, Н. А. Лебедевой.
— СПб, 2004.
17. Территориальное стратегическое планирование. Технологии успеха. Доклады участников Второго общероссийского форума лидеров стратегического планирования. Выпуск № 4, 2004.
— Санкт-Петербург, 2004.
18. Указ Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Российская газета, 9 апреля 1996 г.
19. Указ Президента РФ «О Министерстве регионального развития Российской Федерации», Российская газета, 16 сентября 2004 г.
20. Указ Президента РФ от 16 сентября 2002 г. № 987 «О развитии г. Королева как наукограда Российской Федерации на 2002-2006 годы». Российская газета, 21 сентября 2002 г.
21. Указ Президента РФ от 20 декабря 2001 г. № 1472 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Дубне Московской области». Российская газета, 25 декабря 2001 г.
22. Управление риском. Риск. Устойчивое развитие. Синэргетика. — М.: Наука, 2000. С. 5.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМИ ИНФОРМАЦИОННО- LJIЧ ич
АНАЛИТИЧЕСКИЙ СБОРНИК ''ВДИ1
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
• Производные финансовые инструменты
• Банковско-предпринимательская деятел
• Конкурентноспособность российской экс
• Финансово-инвестиционная деятельное
I (1) январь 2008
ВНИМАНИЕ, НОВИНКА!!!
C января 2008 г. выходит новый ежемесячный журнал (сборник) Издательского дома «Финансы и Кредит»
«ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ».
Подписные индексы: по каталогу агентства «Роспечать» - 80628; по каталогу агентства «Пресса России» - 44368.
Подписаться можно в редакции: тел. (495) 621-91-90, 621-69-49, e-mail: podpiska@fin-izdat.ru