УДК 338.24
В.В. Строев Е.А. Самохина Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Данная статья посвящена территориальной структуре профессионального образования в России. В связи с изменениями в жизни российского общества особое значение имеет разработка эффективной стратегии развития высшей школы. Для решения ряда поставленных задач рассмотрена одна из основных составляющих образования - его территориальная организация.
Ключевые слова: образование, основные профессиональные образовательные программы, территориальная организация образования, размещение учебных заведений, образовательное пространство.
В решениях VI съезда Российского союза ректоров отмечено, что образование, обучение и воспитание подрастающего поколения (или даже поколений) являются важнейшими приоритетами политики государства. Реформируя высшую школу и другие ступени образования, необходимо учитывать мнение общества, действовать эволюционно, избегать крутых ломок.
Особое внимание в ходе реформ должно уделяться основным образовательным ценностям и целям, правам и свободам граждан в данной сфере, доступности образования, его высочайшему качеству, обеспечивающему культурное и физическое развитие личности, процессу овладения современными профессиями и получению трудовых навыков [4].
Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права» [1]. Образованием можно назвать процесс становления и развития личности в момент ее приобщения к культуре общества, который осуществляется человеком в общении и совместной деятельности с другими людьми [2].
В связи с коренными изменениями в жизни российского общества особое значение имеет разработка эффективной стратегии развития высшей школы, адекватной задачам становления экономики знаний.
«В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются: 1) на общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные)» [1].
«Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К основным профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
4) послевузовского профессионального образования» [1].
В связи с этим для решения ряда поставленных задач рассмотрим одну из основных составляющих образования - его территориальную организацию.
«Территория» по В.Н. Лексину - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции субфедеральных и муниципальных органов власти. «Территория понимается как совокупность пространственно совпадающих частей социального, природно-ресурсного и иных потенциалов государства, по отношению к которой (совокупности) можно производить соответствующие регулятивные действия как со стороны государства, так и со стороны органов власти или самоуправления этой территории» [3, с. 24-25].
«Под территориальной организацией образования понимается динамическое состояние размещения по территории функционирующих территориальных структур (сети учебных заведений различного типа) и их региональное управление» [5, с. 223]. В территориальной организации образования исходными составляющими являются ресурсная база, сеть объектов образования, кадровые потребности экономики, территориальная кооперация звеньев, а также их территориально-организационное развитие.
Выступая в качестве системы, территориальная организация образования может структурироваться и разделяться на следующие элементы, где каждый выполняет определенные функции:
■ территориально-организационное управление системы образования;
■ территориальную образовательную систему;
■ потребности в кадрах экономики регионов;
■ потребности населения в образовании;
■ демографические ресурсы регионов.
«Территориальная (региональная) система образования представляет собой совокупность пространственно взаимосвязанных элементов, характеризующихся основными признаками - территориальной общностью, четкими территориальными границами, динамичностью, территориальными различиями условий развития» [5, с. 223]. Образование является типично сложной системой, для которой свойственны различные связи, как внутренние, так и внешние, упорядоченность, а также все свойства, которые характерны для территориальных систем. Рассматривать систему образования необходимо не только в качестве совокупности учебных заведений с их характеристиками, но и как важнейшую часть социальной сферы.
В качестве единицы территориальной системы образования выступает группа учебных заведений определенного типа, которая характеризуется упорядоченностью размещения на территории по отношению к социальным, экономическим и другим ресурсам.
«Размещение учебных заведений - это состояние, характеризующееся распределением учебных заведений по территории в соответствии с социальными, геодемографическими и экономическими условиями отдельных регионов» [5, с. 224]. Его можно определить благодаря особенностям территориального разделения труда, свойственным территориально-производственной и территориально-социальной системам региона.
Формирование такого понятия, как образовательное пространство, происходит в процессе развития территориальных образовательных систем. «Под образовательным пространством понимается совокупность отношений между элементами системы образования, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени» [5, с. 225]. В нем можно выделить несколько структур: территориальную, функциональную, отраслевую и компонентную. При формировании территориальной структуры учебных заведений следует учитывать следующие факторы:
■ геодемографическе ресурсы, условия и возможности их вовлечения в систему образования;
■ потребность региональных отраслей экономики в кадрах различной квалификации с учитом необходимых пропорций, объемов, специализации выпускников;
■ особенности географии хозяйственных комплексов, расположенных на различных
территориях с учетом современного направления и перспектив структурной перестройки;
■ параметры сети учебных заведений (как количественные, так и качественные), а также экономические и социальные предпосылки для их реструктуризации;
■ масштабность и направленность учебной миграции молодежи;
■ социальные региональные различия в развитии территориальных образовательных систем;
■ социально-культурную потребность молодежи в образовании и профессиональной подготовке, возможность ее удовлетворения по месту или в другом регионе.
Комплексный взаимообусловленный анализ факторов позволит назвать основные принципы размещения образовательных учреждений:
■ близость учебных заведений к местам концентрации геодемографических ресурсов и экономических объектов, что является необходимым для размещения образовательных учреждений во взаимосвязи с развитием и размещением производительных сил;
■ научное обоснование пропорциональной подготовки кадров для экономики отраслей регионов;
■ рациональность сочетания отраслевого и территориального подходов к размещению учебных заведений;
■ исторический фактор;
■ региональная концентрация учреждений образования, способствующая развитию НТП, усовершенствованию размещения производительных сил и обеспечению условий для выравнивания уровней социально-экономического развития региона;
■ формирование региональных систем образования, способных обеспечить максимальную сбалансированность как на рынке труда, так и рынке образовательных услуг.
Оценку эффективности территориальной организации образования можно дать при помощи специального критериального аппарата. В качестве критериев следует использовать следующие:
■ масштабы приема и локализации образовательных учреждений должны соответствовать геодемографическим ресурсам;
■ обеспеченность потребностью получения профессий местной молодежью в стационарной системе;
■ распределение молодежи по каналам обучения (включая профессиональное образование);
■ придание целенаправленного характера учебным миграциям;
■ удовлетворение потребностей общественного производства в кадрах за счет подготовки их в профобразовательных учреждениях;
■ соответствие между сетью учебных заведений и схемой размещения производительных сил территории;
■ соответствие отраслевой и квалификационной структур подготовки кадров структуре хозяйственного комплекса региона и динамике его развития;
■ возможность оперативного регулирования подготовки по профессиям в контексте с динамикой структурного развития экономики регионов;
■ соответствие между сетью образования и региональными системами расселения;
■ участие системы образования в формировании уровня жизни населения, а также удовлетворение образовательных потребностей и обеспечение доступности образования для человека.
Для оценки по каждому из названных критериев требуется развернутая система показателей [5].
Библиографический список
1. Об образовании : Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/.
2. Гребнев, Л. ВТО и российские вузы: от жесткой конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству? / Л. Гребнев // Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - 160 с.
3. Лексин, В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. - М., 2002. - 484 с.
4. О стратегии развития высшей школы : постановление VI съезда Российского союза ректоров, 67 декабря 2000 г. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. - 11 с.
5. Строев, В.В. Влияние экономики знаний на интеграционные процессы в высшем образовании : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / В.В. Строев - СПб., 2008. - 472 с.
© Строев В.В., Самохина Е.А., 2013
Авторы статьи:
Владимир Витальевич Строев, доктор экономических наук, профессор, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, e-mail: [email protected];
Екатерина Александровна Самохина, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, e-mail: [email protected].
Рецензент - О.Ю. Патласов, доктор экономических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.