Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 35-38.
А. А. Попкова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ
Представлен новый подход к определению условий проявления активности населения в городе. Определяется категория 'территориальная активность', структурируется ее направленность и формы. Проводится анализ проявления некоторых форм территориальной активности и их результативности относительно проявления субъектно-субъектных отношений в системе местного самоуправления в городах.
Ключевые слова: местное самоуправление; город; территориальная активность; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; сообщества.
Сущностное содержание местного самоуправления, несмотря на формируемые условия, не исключает население в качестве субъекта управления территорией. Условием реализации субъектной функции населения является активная его роль в процессе управления - активность населения1, но активность как явление не возникает сама по себе, активность формируется потребностью. Говорить о том, что потребность в управлении формируется в соответствии с теориями потребностей, не приходится, так как дискуссионным остается вопрос об удовлетворенности потребностей первичного характера.
Именно город формирует такие условия жизнедеятельности индивида, которые, с одной стороны, удовлетворяют достаточно широкий спектр его потребностей, а с другой, формируют в случае недостаточного их удовлетворения потребность в действии, направленном на повышение степени реализации индивидуальных интересов и потребностей2.
Как показывает опыт, именно первичные потребности, стремление к их удовлетворению являются современным фактором формирования управленческой активности горожан. Условия проживания населения, характеристики места повседневной жизнедеятельности определяют потребность проявления активности и формируют новую категорию - 'территориальная активность'.
Территориальная активность - это деятельность индивида, социальных групп, сформированная потребностью решения вопросов места проживания, определяемых особенностями территории.
При этом территориальная активность проявляется как явление комплексное, вклю-
чающее разные формы и направления. Исходя из анализа проявления территориальной активности горожан, можно разделить ее на следующие направления и компоненты:
1. Политическая территориальная активность:
- взаимодействие с депутатами;
- взаимодействие с политическими партиями, объединениями;
- участие в выборах;
- участие в публичных слушаниях и др.
2. Экономическая территориальная активность:
- привлечение финансовых ресурсов для развития территории (в форме грантов, благотворительных акций, средств фондов местных сообществ и т. д.)
- участие в бюджетном процессе.
3. Социальная территориальная активность:
- социальные проекты, направленные на вовлечение населения, проживающего на территории;
- социальные, культурные, досуговые мероприятия, проводимые на территории;
- социальная помощь отдельным категориям граждан относительно микротерриторий города.
4. Бытовая (хозяйственная) территориальная активность:
- благоустройство территории (субботники, акции по озеленению и др.)
- вопросы ЖКХ (обращения, связанные с качеством услуг, мониторинг качества услуг и др.)
- контроль качества работ подрядных организаций, осуществляющих деятельность на территории.
Рис. 1. Формы проявления территориальной активности горожан
Условные обозначения
Территория TOC
Рис. 2. Территориальное размещение ТОС в Тюмени
Проявление территориальной активности может носить как организованный характер, так и неорганизованный, и проявляться стихийно, переходя из латентного состояния в явное противостояние.
Одной из основных форм проявления организованной активности является территориальное общественное самоуправление. В последнее время данное направление получило второй виток развития в городах. Увеличивается количество образуемых территорий территориального общественного са-
моуправления, развиваются направления их деятельности.
Территориальная дифференциация ТО-Сов достаточно разнообразна. Но в большей степени это окраинные территории, так как именно там вопросы жизнедеятельности не решены, формируются особенности среды проживания, вызванные социальным расслоением жителей. ТОСы активно участвуют в проектной и грантовой деятельности, становясь субъектами управленческой активности.
Территориальная активность населения.
37
В конкурсе на муниципальный грант в Тюмени органы ТОС принимают участие постоянно. В 2014 г. поддержано 4 проекта, заявленных Палатой представителей ТОС и отдельными органами территориального общественного самоуправления на сумму 1 млн 435 тыс. р. (14,3 % от общего объема финансирования муниципального гранта).
ТОСы в Тюмени - явление институционализированное, охватывает различные направления деятельности на территории3, формируя комплексное проявление территориальной активности.
Анализируя деятельность органов территориального общественного самоуправления в Тюмени, можно выделить следующие направления территориальной активности: организационное, информационное, социально-культурное, спортивное, финансово-экономическое и хозяйственное. В Тюмени на сегодняшний день в их деятельности преобладает именно хозяйственное направление, так как население озабочено, в первую очередь, решением проблем территории проживания (благоустройство, ЖКХ, взаимодействие с бизнесом, работающим на микро-территориях). Удовлетворенность решением проблем по данному направлению способствует развитию территориальной активности и в других сферах.
Одной из сфер проявления территориальной активности горожан становится градостроительная сфера. Тюмень - это город активного территориального развития. Застройка территории, использование земель по целевому назначению, необходимость своевременного и функционального размещения объектов социальной инфраструктуры явилось основанием для проявления территориальной активности населения в форме публичных слушаний. Сама процедура принятия градостроительных решений в городе предполагает проведение публичных слушаний и, следовательно, привлечения населения к этому процессу. Интенсивность возникновения необходимости использования данного механизма растет с каждым годом.
Особенностью проводимых публичных слушаний становится возрастание интереса населения к данной форме проявления активности, они перестают носить формальный характер и приобретают форму дискуссионной площадки органов местного самоуправления и населения, на которой последние отстаивают свои интересы, особенно по вопросам застройки территории и использования объектов строительства в социальных целях.
Также публичные слушания провоцируют проявления неорганизованной территориаль-
Рис. 3. Основные виды деятельности ТОС в Тюмени
Рис. 4. Количествопубличныхслушаний, проведенных в Тюмени
Рис. 5. Максимальноеколичествоучастников публичных слушаний
ной активности населения. При вынесении вопроса на публичные слушания горожанами создаются сообщества в социальных сетях для предварительного и последующего обсуждения дискуссионных моментов и выработки решений, в которых нуждается территория и горожане.
Активность городского населения в последние годы возрастает. Это обусловлено постоянными реформами местного самоуправления, его административно-функциональной организации, в результате которых преобразуются институциональные основы, но не решаются вопросы жизнедеятельности населения, не повышается результативность деятельности органов местного самоуправления относительно конкретных территорий. Отсутствие комплексного исследования форм, направлений проявления активности не позволяет в полной мере придать ей конструктивный характер, сформировать ценностный человеческий потенциал территории, способный развивать и местное
самоуправление как систему субъектно-субъ-ектных отношений, и эффективно решать вопросы местного значения, как отдельных территорий, так и города в целом.
Примечания
1 Белоножко, М. Л. Субъекты местного самоуправления в России / М. Л. Белоножко, С. М. Киричук // Изв. высш. учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. 2011. № 4. С. 20-23.
2 Костко, Н. А. К вопросу о современных подходах к муниципальному управлению в городах // Изв. высш. учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 3. С.21-26.
3 Гаврин, А. С. Информационное обеспечение местного самоуправления как фактор повышения самоуправленческой активности горожан / А. С. Гаврин, А. А. Попкова // Изв. высш. учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 3. С. 17-21.