УДК 159.9(091), 159.9(092)
Т.Н. Кочеткова
канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ КИНИЗМА
Аннотация. Кинизм - уникальная школа античного периода, громко заявившая о себе во времена социальных деструкций. Униженные и попираемые неграждане, составляющие каркас школы, посмели во всеуслышание заговорить о социальных проблемах с презирающим их обществом. Желание киников «достучаться» до других, переходило границы общественных норм, оборачиваясь проявлениями девиантного и делинквентного поведения. Нарицательное имя школы, потеряв привязку ко времени, в очередную эпоху безверия и апатии, дает новых аутсайдеров, выбивающихся из социального контекста, позволяя другим называть их циниками и нигилистами.
Ключевые слова: киник, животное, социум, бесправие, ценность.
T.N. Kochetkova, Far-East Humanities State University
CROUN OF THORNS OF CYNICISM
Abstract. Cynicism is a unique school of antique period, declared itself resoundingly during the time of social destructions. Humiliated and trampled not-citizens, forming the framework of school, dared publicly speak about social problems to the society which despised them. The desire of Cynics to "knock" the others to be heard, overstepped the borders of social norms, turning out to manifestation of deviation and delinquent behavior. Nominal name of school, having lost the link with the time, during the next epoch of unbelief and apathy, produces new outsiders, standing apart of social context, permitting the others to call them Cynics and nihilists.
Keywords: cynic, animal, social medium, suppression, value.
Наиболее загадочным и недостаточно изученным явлением античного мира является кинизм. Дебаты исследователей начинаются уже с названия школы, в отношении трактовки, которой бытуют две версии. Согласно первому толкованию, «кинизм» происходит от названия гимнасии Киносагр, что дословно переводится как «белая собака». М. Фуко полагает, что данное учреждение древние греки считали символом развращенности и блуда, т.к. в нем обучались незаконнорожденные дети афинских граждан, но более неблагоприятную репутацию заведение приобрело в связи с деятельностью в нем Антисфена - основателя школы киников. Вторая версия базируется на понятии «собака» («кион»), которым обычно именовали последователей школы за неприхотливый образ жизни.
В.И. Кудрявцева считает, что античному кинизму свойственны:
1. Критика идеализма и рационализма, неверие в высокие идеалы, в человеческий разум, в благотворную роль образования;
2. Противопоставление естественной природы культуре; в данном контексте человек понимается как особый род биологического существа, стремящийся к завоеванию жизненного пространства, пищи, продолжению рода и выращиванию потомства; при таком подходе, единственная разница между человеком и животным состоит в создании социума, государства и культуры для обеспечения биологического выживания;
3. Отрицание государства и морали; киники считают их средствами, которые заурядные особи использую для установления своего господства над сильными. Рассуждения о божественном происхождении государства и о высоте моральных идеалов - ложь, прикрывающая эгоизм. Необходимо возвращение к естественной природе. Только так человек обретет свободную, независимую, принадлежащую только ему жизнь;
4. Суть кинической (цинической) сатиры состоит в разоблачении эгоистического интереса, скрывающегося за «возвышенными» рассуждениями, неотъемлемо присущих каждому человеку как биологическому существу. Для кинизма характерен юмор, связанный с телесными отправлениями;
5. Отрицание общественного прогресса: общество улучшить невозможно, поскольку все люди имеют неизменно эгоистическую биологическую природу. Человек никогда не меняется, поэтому попытки улучшить общество оборачиваются только кровью и жертвами;
6. Лживые «гуманистические», «альтруистические», «общечеловеческие» ценности нужно заменить индивидуальными «естественными». Сообщество циников может быть только временным объединением эгоистов [2, с. 13-14].
Черты кинизма, выделенные В.И. Кудрявцевой на основании многочисленных исследований, ярко отражают непоследовательность воззрений оценщиков на феномен кинизма. С одной стороны, человек трактуется как биологическое существо, что снимает с него социальное табу стыдливости, вынуждающее индивида подстраиваться под других, но с другой - он априори эгоистичен, несмотря на биологическую природу.
Более последовательна позиция Е.А. Воронковой, рассматривающей кинизм как античный вариант юродства. Их сходство автор видит в бродяжничестве, землепостельничестве, вращении среди представителей социальных низов; нестяжательстве; во внешнем облике (наготе, босоножии) ; в поведении (театральности жестов, отсутствии стеснения при отправлении естественных потребностей, стремлении к самоуничижению, амбивалентном отношении с другими, состоящем в одновременной демонстрации окружающим жестокого обращения и любви к ближнему); в обличении «ложного мудрствования»; в отрицательной оценке храмовой обрядности в отношении к внешней религиозности; в отрицании социальных институтов. Данные выводы позволяют исследователю заключить феноменологическое родство юродства и кинизма [1, с. 26].
Идеализирование киниками животных было вызвано подчеркиванием их лучшей природы в сравнении с человеческой. Данные мысли согласуются с позицией Гераклита Эфесского, выступившего вместе и Сократом, и индийскими мудрецами, идейными вдохновителями кинизма. В рассуждениях эпистолографа, пишущего от имени Гераклита, содержатся следующие доводы: «...Львы не оскверняют себя убийством львов, волки не отравляют волков, кони не вступают в заговор против коней, а слоны не захватывают крепостей, чтобы их разрушить. Звери, живя вместе, становятся ручными, а люди, общаясь с другими людьми, становятся дикими. Слоны не сребролюбивы, львы не копят сокровищ, быки не пекут пирогов или медовых пряников, и не наряжаются в милетские ткани волы. У них нет национальных нарядов. Они не нуждаются в помощи, чтобы нести свой груз. Они не делают, по примеру людей, слугами себе подобных. Имея свое определенное место, никто [из зверей] не живет в чужой среде. ... С другой стороны, человек, по природе существо мирное, ведет себя как свирепый зверь. Люди поднимают мечи на своих отцов, мечи на матерей, мечи на детей, братьев, друзей, сограждан, против одиночества и против толпы, против невинных животных и иноплеменников» [4, с. 173].
В данном контексте возвеличивание естества животных выглядит закономерным, но поклонники такой точки зрения умалчивают об иерархии животного мира, непременно ей сопутствующей.
Начиная с Антисфена, киники приобрели не только аскетическое учение, но и своеобразную униформу, «уведомляющую» окружающих о жизненных позициях ее приверженцев. Литературный образ киника позиционируется в негативных красках, позволяя говорить о последнем как о социальном девианте и неуче, похваляющемся своей необразованностью. Причины данных обвинений строятся на том, что киники отрицали учения, не имеющие непосредственного отношения к жизни, открыто порицали государственное устройство и его законы. Однако сохранившиеся мысли киников опровергают нападки о невежественности лидеров и ведущих последователей школы, свидетельствуя о незаурядном интеллекте ее представителей, что подтверждается существующими записями античных
философов и бытовавшей народной молвой. Так, Диогена Синопского его оппонент - Платон назвал Сократом, сошедшим с ума, Кратета в народе именовали «добрым демоном», «открывателем всех дверей», наибольшего уважения для античного времени удостоилась Гиппархия, которую Диоген Лаэртский назвал женщиной-философом.
Социальный протест киников в отношении государственного устройства и его принципов, строился на признании его неправомерной сущности, усугубляющей разделение людей на граждан и горожан (людей, не имеющих прав). Антисфен подметил, что люди занимаются разными работами, забывая о главной - устранении от управления государством никчемных (незнающих) правителей.
Одной из причин негативного отношения окружающих к киникам была низкая социальная иерархия ее последователей, представленная в большей массе попираемыми сословиями: рабами, вольноотпущенными, незаконнорожденными, чужестранцами, изгнанниками, свободной беднотой, хотя в данных рядах оказались и богатые люди, потерявшие свой статус вместе с вхождением в киническую школу (Кратет, Гиппархия, Метрокл, Керкид и др.) [5].
Нигилизм киников состоял в стремлении доказать окружающим неправомерность и ошибочность бытующих ценностей, что напрямую соотносилось с доминирующими социальными нормами, которые они всеми силами стремились разрушить, хотя способы, избираемые для этого киниками, носили асоциальный характер.
Видя повсюду социальную несправедливость, киники стали приверженцами космополитизма. Например, Диоген характеризовал себя нищим странником, лишенным родины, города, дома, живущего только тем, что есть сегодня. Саркастические истории о Диогене, повествуют о том, что пропитание киник приобретал попрошайничеством. Когда его корили за иждивенчество, он находчиво отвечал, что опасаясь в будущем приобрести увечье, люди дают милостыню калекам и нищим, но каждый из них понимает, что никогда не станет философом. Кратет же убежденно говорил, что не у всех стоит просить, как и не от каждого принимать подарки - «непозволительно чтобы добродетель кормилась пороком.Просить и принимать можно только у посвященных в философию. Тогда вы сможете потребовать назад свое и не будет казаться, что вы просите чужое» [3, с. 175, с. 252].
Идеал кинического мыслителя соотносился с ниспровержением ошибочных социальных взглядов, ориентированных на чуждое человеческой природе накопительство, в то время как истинное счастье кроется в аскетическом отношении к жизни и познании философии, придающей всему смысл. Реализация данного подхода была крайне сложна на практике, поэтому киническая школа имела немного приверженцев. Скудность исторических сведений, достоверно принадлежащих кинизму, при обилии анекдотических историй о его последователях, косвенно свидетельствует о весомости взглядов странствующих философов, заставляющих недругов уничтожать их труды, а сохранившиеся о киниках истории, удивляют бесстрашием и величием духа.
Список литературы:
1. Воронкова Е.А. Юродство как транскультурный религиозный феномен: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Благовещенск, 2011. 30 с.
2. Кудрявцева В.И. Цинизм античный и цинизм современный: историко-философский анализ концепции П. Слотердайка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009. 20 с.
3. Нахов И.М. Антология кинизма: фрагменты собраний кинических мыслителей. М.: Наука, 1984. 397 с.
4. Нахов И.М. Три кинические диатрибы // Античность и современность. М.: Наука, 1972. С.164-175.
5. Нахов И.М. Философия киников. М.: Наука, 1982. 226 с.
6. Пивоваров Д.В. Скептицизм, нигилизм, цинизм // Вестник Уральского института экономики, управления и права // Всероссийский научно-аналитический журнал. Екатеринбург, 2010. № 1. С. 88-95.
7. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: У-Фактория, М.: АСТ МОСКВА, 2009. 800 с.
8. Фуко М. История сексуальности-!!!: Забота о себе. Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. 288 с.
9. Шипилов А.В. Культура Древней Греции // Гуманитарные и культурно-исторические аспекты развития российского общества: сборник научных трудов. Воронеж: ЦентральноЧерноземное книжное издательство, 2005. Вып. 1. С. 54-60.