Научная статья на тему 'Термодинамическая оценка энергоинформационного влияния творческого процесса на человека'

Термодинамическая оценка энергоинформационного влияния творческого процесса на человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
126
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Стражмейстер И. Б.

В статье рассматривается способ оценки влияния творческого процесса на состояние энергоинформационных потоков человека по показателю относительной нормированной энтропии, позволяющему судить о воздействии на энергоинформационные потоки человека таких видов творчества, как музыка, танец, живопись и актерское мастерство, с точки зрения упорядочивания сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Стражмейстер И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Термодинамическая оценка энергоинформационного влияния творческого процесса на человека»

ТЕРМОДИНАМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОГО ВЛИЯНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

НА ЧЕЛОВЕКА И.Б. Стражмейстер Научный руководитель - доктор технических наук, профессор Г.Н. Дульнев

В статье рассматривается способ оценки влияния творческого процесса на состояние энергоинформационных потоков человека по показателю относительной нормированной энтропии, позволяющему судить о воздействии на энергоинформационные потоки человека таких видов творчества, как музыка, танец, живопись и актерское мастерство, с точки зрения упорядочивания сознания.

Введение

Целью исследований явилась оценка влияния вызванных творчеством энергоинформационных потоков на изменение удельной нормированной энтропии состояния человеческого сознания. Для этого были выбраны творческие процессы, такие как живопись, исполнение музыкальных произведений, исполнение и восприятие танца, актерское творчество. Состояние сознания человека в процессе соответствующей информационной нагрузки оценивалось по показателям относительных нормированных коэффициентов хаоса или порядка. До сих пор при исследовании человеческого сознания и его измененных состояний в процессе творчества не производились измерения каких бы то ни было физических параметров субъектов, применяются только тестовые методы для выяснения изменения общего состояния и наблюдаемых эмоциональных реакций по таким параметрам, как самочувствие, активность, настроение (САН).

Актуальной задачей для науки является разработка метода и аппарата для количественной оценки процесса изменения сознания под воздействием экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов. Методологической и приборной оценке по термодинамическим показателям изменения состояния сознания под влиянием различных творческих процессов - живописи, исполнения музыки, танца и актерского творчества - посвящена данная работа.

Метод проведения эксперимента и обработки результатов

Творческие процессы, будь то музыка, живопись или танец, воздействуют на человека определенным образом: они меняют его настроение (от состояния покоя до возбуждения), восприятие мира, заставляют о чем-либо задуматься, создавать в воображении определенные образы, могут вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции, побуждают к действию или погружают в размышление о внутреннем мире. Человек всегда нуждался в этом; у каждого народа сложились особые ритуальные формы искусства, специально предназначенные для защиты человека от негативных воздействий. Появились и своеобразные профессионалы (шаманы, колдуны, маги), помогающие человеку преодолевать внешние и внутренние трудности посредством ритуалов, основанные на музыке, танце и др. Искусство создает особую энергетику, которая способна исцелять, стимулировать интеллект, оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.

Способ исследования изменения энергоинформационных потоков человека под воздействием экзогенных и эндогенных факторов был рассмотрен в статье [1]. Для исследования различных проявлений энергоинформационного обмена применяется измерительный комплекс «ЭНИОТРОН-2». Это устройство включает преобразователь теплового потока, выходы которого соединены с многоканальным аналого-цифровым преобразователем (АЦП) и с персональным компьютером, и программное обеспечение.

Для регистрации энергоинформационных сигналов применяются датчики на основе измерителя теплового потока. Аналоговые электрические сигналы преобразуются в цифровую форму и поступают на ЭВМ, где в реальном масштабе времени отображаются на экране монитора и сохраняются в виде файла числовых данных на жестком диске.

Для определения локального энергоинформационного потока производятся измерения плотности теплового потока и температуры поверхности исследуемой зоны тела человека до, в ходе и после энергоинформационного воздействия, рассчитывается величина приращения удельной термодинамической энтропии, по которой определяется величина приращения обмена удельной термодинамической энтропии человека с окружающей средой.

Измерения плотности теплового потока и температуры производятся в биологически активных зонах участвующих в экспериментах людей (в данной серии экспериментов у всех участников датчики были расположены в центре лба), выбираются текущее, минимальное и максимальное приращения величины обмена удельной термодинамической энтропией участников эксперимента с окружающей средой и подставляются в нижеприведенные формулы для расчета коэффициентов хаоса или порядка: D S- A S A S - A S

к =—5-L, к =—-e—, Кх + Кп = !, (!)

x A S -A S ■ A S -A S ■

e max e mm e max e mm

где AeS, AeSmax, AeSmin - текущее, максимальное и минимальное приращение удельной термодинамической энтропии обмена с внешней средой

При помощи программы Matlab производятся соответствующие расчеты и строятся графики зависимости этого коэффициента от времени проведения эксперимента. В течение 10 минут до энергоинформационного процесса записывается фон для сравнения с действием и последействием, далее производится соответствующее действие или воздействие, в течение 10 минут по окончании процесса записывается последействие для выяснения результата воздействия. По характеру изменения графиков можно судить о влиянии творческого процесса на упорядочивание сознания испытуемых по показателю энтропии.

В свете этих представлений творческий процесс может быть изучен с других, пока еще непривычных позиций, а именно - с точки зрения энергоинформации, т.е. взаимодействия человека с окружающим пространством и другим человеком.

Результаты исследования влияния танца

Танец - это движение. Движение есть биологическая необходимость. Перемещение тела в пространстве - это составная часть нашей повседневной жизни. Пространственная структура движения способна воздействовать на психофизическое состояние человека. И речь, в данном случае, не идет о танце как виде искусства, а о танце как двигательном действии, способном созидать пространство и оказывать сильнейшее эмоциональное воздействие [2].

На рис. 1 представлен опыт с танцем. Индуктор - Ольга Звездная, перципиент -Герасимов. Звездная использует свою методику танца. Первые 10 минут на графике соответствуют записи фона, с 10 по 16 ис 21 по 26 минуты - воздействие, с 16 по 21 ис 26 по 35 минуты - последействие. Время воздействий - это время музыкального сопровождения. Звездная говорит, что она сонастраивается с перципиентом, устанавливает энергетический контакт, а затем ведет его за собой. На графике это хорошо прослеживается: с 10 по 12 минуту она подстраивается под него (графики идут фактически параллельно), а затем тянет за собой (наблюдается сдвиг по фазе - ее график несколько опережает, графики синхронны). Оба приходят в ноль в период последействия. Во время второй композиции (с 21 по 26 минуту), индуктор, наоборот, подстраивается под

перципиента (ее график отстает со сдвигом по фазе). По окончании эксперимента состояние сознания перципиента приходит в порядок (снижается), Звездная приходит в ту же точку, в которой была до эксперимента. Нормированная относительная энтропия перципиента падает в периодах последействия, что говорит об упорядочении его внутреннего состояния в результате просмотра танца. Во время первого воздействия нормированная относительная энтропия уменьшается, во время второго увеличивается, возможно, это можно объяснить тем, что первое воздействие было успокаивающим, второе - стимулирующим.

Рис. 1. Воздействиетанца О. Звездной

На рис. 2 представлен другой эксперимент с танцем. Индуктор - Ирина Курис -к.п.н., специалист-практик по биоэнергетической релаксационной пластике как средству психорегуляции и биоэнергетической коррекции организма, перципиент - Кристина. Первые 11 минут на графике - запись фона, с 11 по 19 ис 29 по 39 минуты - танец (воздействию), с 19 по 29 и с 39 по 49 минуты - последействие. До воздействия графики индуктора и перципиента различны, все остальное время эксперимента они синхронны со сдвигом по фазе. Курис ведет за собой Кристину. С 15 минуты перципиент опережает индуктора, так как графики очень похожи, то отрицать воздействие нельзя, объяснить это можно тем, что сначала индуктор просила перципиента повторять движения за ней, а затем просто смотреть. В период последействия графики также синхронны. С 29 по 39 минуту снова воздействие - индуктор снова ведет перципиента до 36 минуты, а затем график перципиента снова опережает. В период последействия графики синхронны и практически совпадают. Нормированная относительная энтропия перципиента и индуктора падает по окончании эксперимента и доходит до нуля, что говорит о полном упорядочении их внутреннего состояния. Эти два воздействия являются комплексом, они связаны, Курис обозначила их как «активизация» и «гармонизация», возможно, поэтому в периодах последействия графики также синхронны.

Кх 0.5

0.9

0.1

0.2

0.3

0.4

0.8

0.6

0.7

0

О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

йте.тт

Рис. 2. Воздействие танца И. Курис

По результатам оценки относительной нормированной энтропии можно сделать вывод о том, что во время танца устанавливается энергоинформационный контакт между исполнителем и зрителем; исполнитель может оказывать как возбуждающее, так и успокаивающее воздействие на зрителя в соответствии со сверхзадачей; процесс танца упорядочивает состояние сознания как исполнителя, так и зрителя.

Музыка снимает психологическое напряжение, успокаивает и расслабляет. Вызывая положительные эмоции, она активизирует скрытые возможности подсознания, мобилизует резервы организма, помогающие справиться с заболеванием. Музыка озвучивает голоса нашей души, совести и воли, вызывает эстетическое наслаждение, способствует гармоничному восприятию мира, оживляет творческие силы [3]. На рис. 3 представлен опыт с исполнением музыкальных произведений Эдуардом Томшей (первая скрипка) и Еленой Томша (вторая скрипка). До 10 минуты записывался фон, оба исполнителя расслабляются и сосредотачиваются, значение энтропии снижается. С 10 по 20 минуту исполнялись 4 скрипичных дуэта Моцарта. На 12, 15, 17, 18 минутах переворачивались ноты. По всей видимости, во время игры исполнители были напряжены и настолько поглощены музыкой, что не было доминирующих мыслей, значение относительной нормированной энтропии дошло до максимума по сравнению с фоном. С 20 по 30 минуту записывалось последействие. Энтропия снижается. С 23 минуты Елена начинает волноваться и спрашивать результаты, ее энтропия несколько повышается.

Другой эксперимент (рис. 4) с исполнением музыкальных произведений записывался на телевидении. До 24 минуты объяснялась сущность предстоящего опыта. Эдуард, профессиональный исполнитель, спокойно ждал начала игры, его значение энтропии находится в минимуме. Елена, профессиональный психолог, вникает в беседу, ее график соответствует колебательному процессу. Во время исполнения с 24 по 34 минуту энтропия повышается. По окончании исполнения Эдуард успокаивается, его энтро-

Результаты исследования влияния музыки

пия резко падает. Елена, музыкант-любитель, по инерции продолжает переживать после исполнения, затем ее энтропия тоже падает и доходит до значения золотого сечения 0,33.

Рис. 3. Скрипичный дуэт Моцарта

Рис. 4. Телевизионные съемки

По результатам проведенных экспериментов можно сделать вывод о том, что при различных внешних обстоятельствах между исполнителями дуэта устанавливается энергоинформационный обмен (графики синхронны); первая скрипка ведет вторую (график Эдуарда опережает по фазе график Елены); состояние сознания исполнителей хаотизируется в процессе действия и упорядочивается в последействии.

Результаты исследований влияния живописи

Живопись широко применяется в качестве арттерапии как в педагогической, так и в клинической психологии. Посредствам образов человек может выразить самые сокровенные свои чувства, избавиться от внутреннего напряжения, понять и изжить негативные эмоции. Кроме того, по предпочтению человека в выборе цвета можно сказать о нем очень многое. Согласно Максу Люшеру все богатство человеческих эмоций, желаний, проблем уложились в восьми цветах. Эти цвета - красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный. Каждый цвет характеризует определенные черты человека [4]. Таким образом, арттерапию можно использовать для диагностики как пограничных, так и патологических состояний сознания человека.

На рис. 5, 6 представлен процесс живописи. В данном эксперименте до 10 минуты записывался фон, с 10 по 20 минуту Елена и Эдуард Томша рисовали пастелью. У Елены, преподавателя арттерапии, наблюдается подъем энтропии в процессе живописи и падение до нуля в последействии с 20 по 30 минуту. У Эдуарда, художника-любителя, энтропия падает в последействии, но не так резко. С 30 по 40 минуту Эдуард задает Елене вопросы на устный счет. Они просты и практически не влияют на динамику его процесса, у Елены энтропия немного повышается и понижается в последействии с 40 по 50 минуту.

1

0.9 0.3 0.7 0.6

Кх 0.5 0.4 0.3 0.2 0.1 D

О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

time,min Рис. 5. Живопись, Эдуард

Рис. 6. Живопись, Елена

Рис. 7. Живопись, Лариса

В следующем эксперименте (рис. 7) также делался рисунок карандашом художником Ларисой Савенковой. Первые 10 минут записывался фон, относительная нормированная энтропия колебалась в районе среднего значения, с 10 по 20 минуту она рисовала, энтропия поднимается во время творческого процесса. В процессе последействия (с 20 по 30 минуту) энтропия падает, процесс живописи ведет к эмоциональной разрядке.

По результатам экспериментов можно сделать вывод о том, что в процессе живописи проявляется крайняя спонтанность (значение относительной нормированной энтропии доходит до максимума) по сравнению с устным счетом (энтропия повышается незначительно); в процессе последействия происходит разрядка (энтропия снижается и у профессиональных художников доходит до нуля).

Результаты исследования влияния актерского творчества

Сценическое искусство основано на так называемой жизни человеческого духа. Еще в древности театральные действия использовались в культовых мистериях, так как наиболее сильным образом воздействовали на сознание. Психодрама широко используется в психотерапии, так как посредством театра вызывается состояние катарсиса - духовного очищения, впервые описанного Аристотелем. Предполагается, что взаимодействие между актерами и воздействие на зрителя осуществляется на энергоинформационном уровне, по так называемому «шестому каналу» [5].

На рис. 8 представлены результаты взаимодействия актера и зрителя. В процессе эксперимента индуктор, режиссер Муниципального экспериментального театра «Подвал» города Барнаула, кандидат искусствоведения Елена Яркова читала отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Перципиентом был студент СПбГУ ИТМО С.И. До 10 минуты записывался фон. Индуктор находился в возбужденном состоянии, ее Коэффициент Хаоса состояния сознания Кх находился в максимальном состоянии. Перципиент, наоборот, был заинтересован экспериментом и спокоен, его Кх был в минимуме. В процессе чтения отрывка, с 10 по 15 минуту, индуктор сосредотачивается и успокаивается, ее Кх постепенно падает, перципиент же начинает сопереживать и возбуждаться, его Кх возрастает. Можно предполагать процесс энергетического обмена (то, что убавляется у индуктора, прибавляется к перципиенту). Далее, с 15 по 25 минуту, происходит обсуждение отрывка на ментальном уровне, кривые Кх индуктора и перципиента фактически параллельны. Кх перципиента на 22 минуте достигает максимального значения и опускается в последействии с 25 минуты. Кх индуктора на 26 минуте достигает нуля, она выполнила свою задачу, полностью успокоилась и сосредоточилась. Далее Кх возрастает, она готовится к следующему эксперименту.

В процессе следующего эксперимента (рис. 9) индуктор, студентка 1 курса Театральной Академии Наталья Третьякова читала отрывок из рассказа А.П. Чехова «Душечка». Слушателем (перципиентом) был студент СПбГУ ИТМО С. Целью эксперимента была фиксация энергоинформационного взаимодействия между актером и зрителем. До 10 минуты записывался фон. С 10 по 20 минуту производилось чтение отрывка. Индуктор и перципиент хорошо взаимодействовали, их графики фактически переплетаются, по окончании исполнения на 21 минуте достигают максимума и опускаются до нуля в процессе последействия.

В эксперименте (рис. 10) исследовался процесс энергоинформационного взаимодействия между актерами Еленой Ярковой (график 1) в роли Натальи Петровны и Натальей Третьяковой (график 2) в роли Верочки в диалоге из пьесы И.С. Тургенева «Месяц в деревне». До 11 минуты записывался фон. С 11 по 34 минуту происходило взаимодействие. Елена вела диалог, ее график опережает по фазе график Натальи. Значения нормированной энтропии Кх изменяются в соответствии с коллизиями действия. С 34

минуты записываются последействия. Обе исполнительницы недовольны, так как их прервали до конца отрывка. Их Кх возрастает.

1

0.9 0.8 0.7 0.6 Ü 0.5 0.4 0.3 0.2 0.1 0

0

1

0.9 0.8 0.7 0.6 Ü 0.5 0.4 0.3 0.2 0.1 0

Inductor Г\ F 'ercepient

VA

\J i Y

5 10 15 20 25 Time, min

гис. o. « i амоовская казначейша»

1 \ Д Inductor

\ Г '

\ \ ' Pre epierît

\г \ i

\1

V

V action postaction! i

30

0

10 15 20

Time, rnin

25

30

Рис. 9. «Душечка»

Из данной серии экспериментов можно сделать вывод о том, что во время исполнения и просмотра исполнения отрывков относительная нормированная энтропия увеличивается и уменьшается в последействии; в процессе исполнения устанавливается энергоинформационный контакт как между исполнителями, так и между актером и зрителем; работа режиссера (рис. 8, взаимодействие носит более информационный ха-

рактер, кривые идут параллельно) отличается от работы актера (рис. 9, взаимодействие носит более энергетический характер, кривые переплетаются).

1

о.э

0.3 0.7 0.6 2 0.5 0.4 0.3 0.2 0.1 0

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Time, rnin

Рис. 10. «Месяц в деревне» Заключение

Результаты исследования показали возможность количественной оценки влияния творческих процессов на состояние сознания человека с точки зрения относительной нормированной энтропии как меры хаоса или порядка. Живопись, музыка, танец и актерское творчество во время действия производят в большинстве случаев возбуждающий эффект, что говорит о некоторой спонтанности актов сознания, и успокаивающий эффект в последействии. Результатом творчества является структурирование сознания. Между участниками творческого акта, исполнителем и зрителем устанавливается энергоинформационная связь на уровне внечувственного восприятия, предположительно, на уровне «шестого канала». В дальнейшем планируется ввести коэффициент корреляции для выяснения энергоинформационного взаимодействия между разными участниками творческого процесса.

Литература

1. Стражмейстер И.Б. Оценка состояния сознания человека по термодинамическим показателям. // Вестник II Межвузовской конференции молодых ученых СПбГУИТМО. Т.2, 2005. С. 200-203.

2. Курис И.В. Танец в биоэнергопластике. СПб: БПА, 2004, 112 с.

3. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия/ Руководство по психотерапии / Под ред. Рож-нова В.Е. Ташкент: Медицина УзССР, 1985. С. 273-304.

4. Элькин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. СПб: Респекс, 2000. 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дульнев Г.Н. В поисках тонкого мира. СПб: Весь, 2004. 286 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.