Научная статья на тему 'Терминология, обозначающая различные аспекты психической деятельности в языках классической древности и в современных языках'

Терминология, обозначающая различные аспекты психической деятельности в языках классической древности и в современных языках Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУША / АНТИЧНОСТЬ / БОГОСЛОВИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Морозов Виталий

Учение о душе человеческой в православном богословии христианства занимает особое место. Эта тема насколько важна, настолько относится к области таинственного, сокровенного, непостижимого. Потому что предметом изыскания становится нечто невидимое. Все святые отцы раннехристианского периода органически связаны с античной культурой, тонкие знатоки философского наследия античности. И эта образованность часто побуждала богословскую мысль искать свои ответы на вопросы о психической деятельности, поставленные много веков назад греческими и римскими философами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Терминология, обозначающая различные аспекты психической деятельности в языках классической древности и в современных языках»

Виталий Морозов,

Иеромонах

ТЕРМИНОЛОГИЯ, ОБОЗНАЧАЮЩАЯ РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯЗЫКАХ КЛАССИЧЕСКОЙ ДРЕВНОСТИ И В СОВРЕМЕННЫХ ЯЗЫКАХ

Санкт-Петербургская духовная православная академия

Резюме.

Учение о душе человеческой в православном богословии христианства занимает особое место. Эта тема насколько важна, настолько относится к области таинственного, сокровенного, непостижимого. Потому что предметом изыскания становится нечто невидимое. Все святые отцы раннехристианского периода органически связаны с античной культурой, тонкие знатоки философского наследия античности. И эта образованность часто побуждала богословскую мысль искать свои ответы на вопросы о психической деятельности, поставленные много веков назад греческими и римскими философами.

Ключевые слова: психическая деятельность, душа, античность, богословие, православие.

Summary.

The doctrine of the human soul occupies a special place in the Orthodox theology of Christianity. This topic is as important as it relates to the area of the mysterious, intimate, incomprehensible, because the subject of research becomes something invisible. All the holy fathers of the early Christian period are organically linked with ancient culture, the subtle connoisseurs of the philosophical heritage of the antiquity. And this scholarship often prompted theological thought to seek its answers to questions about mental activity, raised many centuries ago by Greek and Roman philosophers.

Keywords: mental activity, soul, antiquity, theology, Orthodoxy.

У большинства древних народов представление о душе связывалось с дыханием и ветром. Для первобытных людей представления о душе принимали

различные формы так у одних племен (тасманийцев, алгонкинов Северной Америки, зулусов Африки) душа отождествлялась с тенью, что нашло свое отображение в языке этих племен: для обозначения души и тени используется одно и тоже слово. У других племен (аборигенов Западной Австралии, малайцев, эскимосов Гренландии) душа непосредственно связывалась с дыханием, что подтверждается обозначением одним и тем же словом в языках племен этих двух понятий. У некоторых африканских племен душа отождествлялась с отражением, поэтому детям запрещали склоняться над водой из опасения, что душу - отражение человека - утащит под воду крокодил. Гренландские эскимосы верили, что облик человека отражает внутреннее содержание, так у толстых людей и души толстые, а у худых - тощие. У древних арабов и евреев понятие души как жизненной силы связывали с кровью.

В современных языках мы увидим довольно скромный набор терминов для обозначения психической деятельности. У славянских народов «душа» и «дух» связаны с дуновением, веянием, движением воздуха, дыханием.

В английском языке все аспекты психической деятельности обозначаются одним единственным понятием «soul», которое может означать душу в религиозном смысле (бессмертная душа, души умерших), как внутренний мир или свойство характера, человеческую индивидуальность как синоним «person». Этимология этого слова восходит к древнему германскому слову saiwalo, которое обозначало быстрое, стремительное движение. Возможно, соотносится с греческим aiôloç - «проворный, подвижный». То же самое мы наблюдаем и в других германских языках: немецкое Seele, а также голландское ziel, шведское sjal, датское sjœl.11

Романские языки усвоили латинское anima. Мы видим различные модификации латинского слова: во французском языке - âme, в испанском -alma, ánimo, итальянском - anima, animo, в португальском - ânimo. Эти языки полностью утратили связь с германскими или кельтскими обозначениями.

Итак, в современных языках понятие души связано с дыханием, воздухом, быстрым движением.

Обращает на себя внимание, что древнегреческая цивилизация оперировала множеством параллельных терминов, которые обозначают

11 John Ayto, Dictionary of Word Origions. N.Y. Arcade Publishing. 1991.

совокупность психических процессов и отражают различные аспекты психической деятельности.

Рассмотрим каждое понятие и посмотрим их особенности.

1. ц 9p^v, фреуо^ - рев, безумие

Изначально - грудобрюшная преграда Hom., Trag., Plat. etc.; внутренности, грудь, сердце. Также слово использовалось для обозначения души, ментальной деятельности, использовалось для обозначения «ума», «мысли», «мышления»: ^ета фреа! ßaXXsaGai ti Hom. - мысленно решать что-л.; фрт Xaßsiv xov Xoyov Her. - поразмыслить о (слышанных) словах. Эти примеры подтверждают существующее в науке мнение, что умственную деятельность греки помещали в сердце. В современные языки слово вошло в обиход, как научный термин, например, олигофрения - букв. «малоумие», «недостаток ума» или «малодушие»; френология - букв. «учение о душе».

2. о Gü^o<;, родственно латинскому fumus, i - дым.

Глагол 0йю, от которого образовано данное слово, имеет значение «бурно устремляться», «бушевать», «неистовствовать». Отсюда одно из значений -«гнев», «злоба» (Hom. Soph.; tov Gu^ov snavayeiv Her. - возбуждать гнев). Наряду с этим Gü^o<; - это душа как жизненная сила или энергия жизни: Gu^ov anonvstov Hom. испуская дух. В целом это очень энергичное понятие и подразумевает желание, волю, страстное стремление: s^oi аитф Gu^ov ёфор^шш noXe^iZeiv Hom. во мне самом кипит желание сразиться; ю^ aoi Gü^o<; Soph. по твоему желанию, как тебе угодно. Это понятие связано с чувственной природой человека: eva Gu^ov s%siv Hom. быть охваченным одними чувствами, чувствовать одно и то же; xaipsiv (sv) Gu^® Hom. внутренне радоваться; aXyo^ или a%o<; kavsi Gu^ov Hom. печаль наполняет душу; nX^öa^svo^ Gu^ov ё5птш<; Kai пот^то<; Hom. - утолив потребность (желание). У Платона «животная» часть души, to sniGu^^TiKov, делилась на Gü^o<; страсть и sniGu^ia вожделение. В этой связи интересно выражение Гомера: ката фреуа Kai ката Gu^ov, что переводится как «от всего сердца», «от всей души», но буквально можно передать как «умом и чувствами».

3. ц yü%n

Это слово для обозначения души вошло во все современные языки. Первоначально оно означало дыхание: yu%n? ts Kai ai®vo^ suvi^ Hom.

бездыханный и безжизненный и связано с глаголом - дуть, дышать12.

И отсюда второе значение душа, как синоним жизни: xov sXins Hom.; áфléval Eur. испустить дух; nspl yuxqç 5iá Tiva ravSuvstisiv Thuc. рисковать жизнью за кого-л.; t^ç yuxqç npíaG0ai ... Xen. заплатить жизнью.

4. tó nvsù^a - связано с глаголом nvs® - дуть, веять

Понятие опять связанно с ветром веянием - глагол nvs® - дуть, веять. Отсюда перворачальное значение: веяние, дуновение, ветер, порыв: nvsù^a àvs^®v Aesch. - порыв ветра; перен. GU^opaç Eur. порывы несчастья: ÔGnsp nvsù^a ц ranó Plat. словно дуновение или дым; nvsú^arn 0aXáGGia Eur. -дыхание моря. Второе значение близкое к первому - дыхание, дух: nvsù^a ßiou Aesch. дыхание жизни, жизнь; nvsù^a àviévai (áфléval, ^sGiévai) Aesch. испускать дух, умирать. Также слово применялось к звуку духовых инструментов: Фpuyíюv aùXôv ; п. áráGapTov NT); Eur. - голос фригийских флейт. В философской мысли античности этим термином обозначалось духовное начало, дух: Gsîov nvsù^a. Plat. - божественный дух у Платона, а также: Sai^óviov nvsù^a Plut.

5. о vóoç - этим термином обозначалось разумное начало в человеке, которое в древности связывалось с сердцем и помещалось в груди: %óXoç oiSávsi év gt^Gsggi vóov Hom. - гнев распалил сердце в груди. В философских системах древней Греции vóoç мыслился как мировой разум: návrn о vóoç SisróG^Gs Diog. L. - дух (мировой разум) все благоустроил. Аристотель напрямую называл о vóoç мыслящей или умной частью души: Xsy® 5s voùv ф SiavosÎTai ка1 únoXa^ávsi ^ ^ихл Arst. я называю умом то, чем душа мыслит и воспринимает.

В латинском языке существуют три основных термина:

Это 1. anima - воздух, дуновение, дыхание, ветер (возможно связанно с греч. о avs^oç - дуновение, ветер): animae secundae — попутные ветры ; animam continere— сдерживать дыхание, но также - жизненное начало, жизнь: contemptio animae Sen. — презрение к жизни anima se privare Enn.— лишать себя жизни, animam relinquam potius — лучше мне расстаться с жизнью Ter.; animam edere (efflare, deponere , exspirare, effundere, finire , projicere, dare, reddere ) — испустить

12Но также охлаждать, pass, охлаждаться, холодеть, остывать (то ибшр фйх£ТО1 Her.; то пир £фUY|J£vov Plat.; фUYПtf£таl п àYÔnn NT); обдавать холодом, леденить (фих^ Aesch.); а еще имеет значение сушить: toïç Ka^ivoiq фихо^ста та стОка Arst высушеные в печи смоквы; pass, сохнуть п YP Xen): птера фихо^а Plut. выпадающие перья.

дух, умереть. Есть значение кровь (как носительница жизни) purpuream vomit ille animam V. — хлынула из него ярко-красная кровь. Также обозначает живое существо, создание, характер, натура, например: egregia anima - славная душа imbellis anima — трусливая душа, трус. Наконец - тень умершего, душа в царстве теней: indefletae vagantur animae - неоплаканные скитаются души О.

2. Однокоренное с предыдущем словом - animus, кототорое при всем внешнем сходстве имеет существенные различия. Так у Цицирона читаем:

animum alii animam dicunt С. — иные утверждают, что душа есть воздух -где первое, как душа противопоставляется второму (воздух, дыхание).13

Animus как дух подразумевает разумное начало, мысль (ut oculus, sic animus, se non videns, alia cernit Sen. - как глаз, так и душа сама себя не видит, различает другие предметы; animi corporisque vires L. - силы души и тела . Цицерон видит тонкое различие между животной душой и духом, как разумным началом: дух, жизненное начало: animantia quaedam animum habent, quaedam tantum animam — одни живые существа имеют дух, другие же только душу (только дыхание; bestiarum animi sunt rationis expertes С. - души животных не имеют разума.

Этим же понятием обозначается то же, что у греков о - желание,

стремление, склонность, воля, намерение in animo habere , — намереваться hoc animo (ut) — с тем намерением, чтобы fert animus — душа влечёт, обуревает желание, страстно хочется.14

3. spiritus - от глагола spiro - дуть, веять - подобно греческому tó nvsù^a. И отсюда такие же понятие как ветер, дыхание и дух.15

Магистральными понятиями в классической древности становятся для обозначения психической и умственной деятельности следующие термины ц

(душа, как жизнь и средоточие эмоций), которой соответствует латинское anima. Духовная и умственная сфера, то есть то, что присуще только человеку, в позднем греческом связывалось с о vóo<, в латинском языке animus. Однако, как в греческом, так и в латинском языках существовало еще два термина, означавшего духовный мир - это tó nvsù^a и в латинском - spiritus. Означало ли это некоторую параллельность понятий? При внимательном рассмотрении

13 Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь, изд. 12-е, М., «Дрофа», 2009

14 Там же

15 Там же

можно заметить, что в философской прозе поздней античности последнее более свойственно духовному миру вне человека и воспринималось, как некая внешная сила, способная воздействовать на человека - например, 0sîov то nvsù^a (Plat.), Sai^oviov rcvsù^a (Plut.) в латинском языке соответственно poeticus или sublimis16 spiritus (О.).

В языческих первобытных религиях, было ярко выраженное представление о посмертной судьбе души. Душим умерших приносились жертвы, их старались задобрить, заручиться их поддержкой (у древних славян, германцев, в шаманских религиях). Также такое представление мы видим в античной Греции. Уже у Гомера мы встречаем представление, что после смерти душа отправляется в Аид, где влачит жалкое существование. Душа Ахилла говорит Одиссею, спустившемуся к вратам подземного царства, что лучше быть рабом у поденщика, чем царем в царстве мертвых. Душа в этом смысле обозначалась как aKia - тень, призрак: OiSinou aKia - тень Эдипа, аналогично в латинском языке использовался термин umbra: rex umbrarum О. - царь мертвых, umbra Hectoris V. - тень Гектора.

Тема посмертного воздаяния также хорошо зафиксирована во многих языческих религиях, особенно у египтян (книга мертвых) и в Греции: наказание Сизифа, Тантала и др. В классическое время у греков появляется представление о благой посмертной жизни в парадизе о napaSsiaoç - слово персидского происхождения, которое первоначально означало охотничий заповедник, увеселительный парк Xen., Plut., а позднее рай, или на Елисейских полях (Elysium - у римлян, заимствовано из греческого), куда попадают души людей праведной жизни: 'HMaiov nsSiov у Гомера, 'HMaia nsSia или 'HMaioç Xsi^év Luc. Согласно Гомеру - это благодатная местность на крайнем западе, где продолжалась жизнь людей, родством связанных с Зевсом, например, Радаманта и Менелая. Согласно Гесиоду и Пиндару — рай находится на «Островах блаженных» — Marapœv N^aoi — на «Океане»; впоследствии — часть подземного царства, где жили души «блаженных», тогда как души грешников отправлялись в Тартар.

Итак, из приведенного обзора терминов можно хорошо проследить как

16 Возвышенный (лат.)

развивалось у древних людей представление о душе: как животворящая сила или жизнь, отсюда ее связь с дыханием и кровью; как воля, стремление, эмоция (о 0й^о<;). Душа как состояние после смерти, обозначалось совсем другим термином - тень, потому что никак не ассоциировалось с жизнью, дыханием.

Также в философской мысли возникает особый термин, подразумевавший высший духовный мир, нисходящий к человеку возвышенной души - пуеи^а у греков и врт1ш у римлян. Обоими этими терминами будет оперировать в последствии христианская богословская мысль.

В целом представления язычества были довольно примитивными, самое большое до чего доходили религиозные воззрения древних - это идея посмертного воздаяния. Иное дело греческая философия. Вопросы, которыми задавались греческие мудрецы во многом предвосхитили и даже подготовили почву для дальнейшего богословского исследования этой темы.

Древний философ Гераклит в общем круговороте веществ, которые переходят из одного состояния в другое, никак не выделял человеческую душу. Душа по его мнению - это испарение, она смертна и в момент смерти из огненной стихии обращается в воду, а затем становится землей, и снова возрождается для новой жизни («душам смерть - становится водой, воде смерть - становится землей. Из земли же происходит вода, из воды - душа. фр. 36). Нравственные и духовные категории древний философ выражает также через материальную природу. Душа мудрого - сухая и огненная и она есть наилучшая (фр. 118). Все удовольствия плоти происходят за счет души, которая становится от них влажной. Отсюда первая переоценка всех обычных человеческих ценностей. Если наслаждение есть смерть душе, то не есть ли страдание - врачевание (фр. 111).

У Гераклита впервые особый философский и религиозный смысл вкладывается в понятие Логоса. «Все в мире творится по этому Слову (Логосу), правящему всем» (фр. 1 и 72). Логос есть всеобщий закон всех вещей, который люди не разумеют, но постоянно с ним сталкиваются (фр. 114).

У Сократа душа (ее доблесть арет^) - есть единственная истинная ценность

17

в мире, через которую познаются все другие ценности.

Уже в эпоху классической Греции философы задаются вопросами: что есть

17 Кн. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии/ Собр. Соч. Т. V. Ч. 1. М., 1912. С. 209.

человеческая душа? Откуда она? Какова ее структура и как она связывается с внешним духовным миром? По мнению Платона все души были созданы божественным Демиургом по числу звезд и каждая душа до своего телесного воплощения живет на своей звезде, куда может вернуться снова при условии высокого и духовного существования на земле («Тимей»). Платон вслед за пифагорейцами верит в переселение душ после смерти - палингенезию, то есть в периодическую вечность.18 Но для нас особо интересны его взгляды на структуру души. Душа, согласно Платону, разделяется на две части -божественную Gsiov и телесную, смертную Gv^xov. Последняя в свою очередь разделяется на высшую и низшую, которые отделены друг от друга грудобрюшной перегородкой. Божественная часть - это дух, разум, которые помещались в голове (^oyo;, XoyiaxiKov, voo;). Вторая часть души - Gu^oc; -мужество, воля, благородная страсть, как возвышенное стремление к прекрасным вещам, которая помогает разуму и ему подчиняется. Наконец третья, низшая часть души это sniGu^ia - похоть, влечение к низменным телесным вещам, животная страсть, которая совершенно чужда разуму, которую разум с помощью Gu^o; должен держать в повиновении.

Таким образом, у Патона мы видим тройственную структуру души, в которой связь между духовным, божественным началом и телесным осуществляется посредством воли Gu^o;.19

Видное место среди античных философов, задумывавшихся о природе души занимает Тит Лукреций Кар. В третьей книге своего сочинения он отводит теме души весьма пространное и систематическое изложение.

Отцы Церкви используют терминалогию, разработанную в классичекой философии и часто вкладывают в нее тот же смысл. Так платоновский о Gu^o; и sniGu^ia встречаются у Клемента Александрийского в том же контексте. По мнению александрийского богослова, Gu^oc; - это неразумная часть души aXoyov ^epo;, о 5i%a xspvsxai, si; Gu^ov Kai sniGu^iav (Clem. Stromateis 5, 8) неразумная часть души, а именно та, что разделяется на двое - на Gu^ov (страсть) Kai

18 18 Кн. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии/ Собр. Соч. Т. V^. 2. М., 1912. С. 49.

19 Там же, с. 50.

sniGu^íav (похоть). Также у Святых отцов этот слово встречается в значении «раздражительность», «гнев» (Clem. Stromateis 4, 23). То есть в отличии от Платона имеет более негативный оттенок.

Фр^у отсутствует у св. отцов, но часто используется в сложных словах для обозначения ментального расстройства, например, ^ фрттк;, ^ 9pevoßMßeia -помешательство, безумие (Palladius Monachus Historia Lausaica, 25). У Софрония Иерусалимского даже появляется такое сочетание как фрevoßaрßaрo<; - с разумом варвара (Sophronius Hierusolimitanus epistula sinódica Migne.87, 3192B).

Второе значение слов с использованием форманта фрev- также негативное:

о фрevaпáтn? - обманщик, обольститель (Palladius Monachus lialogus de Vita Joannis Chrysostomi, 9) и связанный с ним глагол фрevaпaтáю - вводить в заблуждение, обольщать NT.20

^ у всех отцов Церкви в это - душа человека, разумная и бессмертная.

Именно уй%Л является предметом их всестороннего исследования и

21

рассмотрения. 21

nveu^a - сохраняет свое еще дохристианское значение внешней силы в евангельском тексте: nveu^a ayiov - Святой Дух, также как nveu^a aráGapiov -нечистый дух.

Итак, мы видим в христианской богословской мысли терминологическую преемственность с греко-римской философии, которая подготовила почву для столь глубоких духовных размышлений. Стройный научный аппарат, система логических рассуждений, и даже комплекс вопросов по интересующей нас проблематике, то есть о происхождении, строении или структуре души, ее возможностях, ее отличиях от души животных, ее божественное происхождение и посмертная судьба - стали отправной точкой для исследования этой темы великими Отцами Церкви.

Список использованных источников.

Исследования:

1. Представления о душе в античной философии // «psix unoforum» / URL: http://wap.psix.unoforum.pro/ (дата обращения 17.09.2016).

2. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская

20 Дворецкий, Древнегреческий словарь, т. 2, ст. фрeváлáтáю.

21 A Patristic Greek Lexicon, ed. G.W.H. Lampe, D.D., Oxford, 1995, yüx^.

патристика. М.: Мысль, 1979. - 433 с.

3. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Издательства политической культуры, 1989. - 573 c.

4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира, М., 1976. - С. 40-145.

5. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии / Собр. Соч. В 6 т. Т. V. Ч. 1-2. М.: Тип. Императорского Московского Университета, 1912. - 497 с.

6. A Patristic Greek Lexicon, ed. G.W.H. Lampe, D.D., Oxford, 1995. Справочники:

7. Византийский словарь: в 2 т. Т. I / Сост. общ. ред. К.А. Филатова. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2011. - с. 542.

8. Древнегреческо-русский словарь / Составил И. Х. Дворецкий. Под ред. С. И. Соболевского. С приложением грамматики, составленной С. И. Соболевским. В 2 т. Т.1. М., 1958. - 1043 с.

9. Древнегреческо-русский словарь / Составил И. Х. Дворецкий. Под ред. С. И. Соболевского. С приложением грамматики, составленной С. И. Соболевским. В 2 т. Т. II. М., 1958.

10. Душа // Православная Энциклопедия. В 42 т. Т. XVI. М. - С. 440-502.

11. Латинско-русский словарь / Составили И.Х. Дворецкий и Д.Н. Корольков. Под общей редакцией С.И. Соболевского, изд. 12-е. М.: «Дрофа», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.